Модели управления спортом и их влияние на социально-экономическое развитие России

Симонян А.А.1
1 Московский международный университет

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В данной статье исследуются различные модели управления спортом на государственном уровне и их влияние на социально-экономическое развитие России и ее регионов. Выделены четыре основные модели управления спортом: бюрократическая, миссионерская, предпринимательская и социальная, каждая из которых проанализирована на примере конкретных стран, таких как Китай, Франция, США и Южная Корея. Особое внимание уделено российской модели управления спортом, которая характеризуется как смешанная, объединяющая элементы бюрократической и миссионерской моделей. Рассмотрена роль государственных органов, общественных организаций и частного сектора в развитии спорта в России. Приведены примеры успешного применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации спортивных проектов, способствующих развитию региональной инфраструктуры и улучшению социально-экономических показателей.

Ключевые слова: управление спортом, социально-экономическое развитие, государственно-частное партнерство, модели управления, Россия, региональное развитие

JEL-классификация: L80, L83, M20, Z21, Z29



Введение

Спортивные события способствуют социально-экономическому развитию России и привлекают инвестиции в экономику. В последние годы Россия стала привлекательным местом для проведения крупных спортивных мероприятий, таких как Олимпийские игры, Чемпионаты мира по футболу и другие. Эти события привлекают туристов со всего мира, а также из различных регионов страны, что способствует развитию туристической индустрии и увеличению потока инвестиций в экономику страны. Кроме того, проведение спортивных событий требует развития инфраструктуры, что в свою очередь стимулирует экономический рост и создание новых рабочих мест.

Следует определиться с терминологией и установить, что понимается под словосочетанием «спортивные события». Стоит отметить, что данный термин применяется в различных научных и практических направлениях. С точки зрения, например, маркетинга спортивные событие видится как центральный компонент индустрии спорта, привлекающее внимание зрителей на основе непредсказуемости и яркой эмоциональной составляющей [1]. Такое событие выполняет две важные маркетинговые функции: функцию события как самостоятельного маркетингового продукта, способного приносить доходы организаторам и функцию события как платформу для маркетинговых коммуникаций [1].

С управленческой точки зрения спортивные события – главный продукт спортивной индустрии. Под ним подразумевают соревнования, для которого производятся все продукты спортивной индустрии [2].

C правоведческой точки зрения, это - спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов [8].

Различные представленные воззрения указывают на то, что можно обобщенно считать спортивным событием – соревнование (как официальное, так и неофициальное), т.к. соревнования являются центром притяжения всех остальных процессов и явлений спортивной индустрии.

Мировые модели управления спортом на государственном уровне

Поскольку спортивная индустрия давно является самостоятельной сферой деятельности человека, можно выделить модели управления ею.

В целом, можно выдели 4 основные модели управления спортом на государственном уровне [3]:

· бюрократическая модель;

· миссионерская;

· предпринимательская;

· социальная.

Бюрократическая, также называемая социалистическая или командная, характеризуется широким участие государственных органов в регулировании спорта. Бюрократическая модель широко используется в таких странах, как Китай, Франция и Испания. В Китае государство играет центральную роль в развитии спорта: ежегодно выделяется более 1% государственного бюджета на спортивные программы [13], что способствует успешному участию страны в международных соревнованиях. Например, китайские спортсмены завоевали 38 золотых медалей на Олимпийских играх 2020 года, что вывело страну на 2-е место по количеству медалей. Во Франции государственное финансирование спорта составляет около 3 миллиардов евро в год и включает прямое и децентрализованное финансирование, что поддерживает как массовый, так и профессиональный спорт.

В Спортивном Кодексе Французской Республики напрямую указано, что спорт высших достижений направлен на повышение национального престижа и авторитет [9]. Государственное финансирование спорта во Франции включает три составляющие: прямое государственное финансирование (центральное), косвенное государственное финансирование через Национальный фонд развития спорта, а также децентрализованное государственное финансирование через муниципалитеты и другие органы местного самоуправления (департаменты и районы, т.е. единицы территориально - административного деления) [4].

Наиболее ярким примером послужит реализация бюрократической модели в китайских реалиях. КНР во многих аспектах социального и политического управления перенимал опыт СССР и позже ГДР. Например, во второй половине ХХ века в КНР стали проводить Спартакиады, что способствовало дальнейшим отбору и подготовке к Олимпийским играм. С 1970-х спортивная подготовка стала играть роль серьезного социального лифта. В Китае стали появляться спортивные интернаты. Отдавая своих детей в такие интернаты, китайские семьи снимали серьезное финансовое бремя не только по базовому содержанию ребенка, но и по обеспечению его спортивной экипировкой, что с учетом экономического положения большинства жителей КНР было сложной задачей.

За развитие физической культуры и спорта на территории КНР отвечают Государственный комитет физической культуры и спорта, Всекитайская федерация спорта, Китайский национальный олимпийский комитет. Государственная политика Китая в сфере спорта способствует развитию науки и здравоохранения через государственные заказы на исследования в спортивной области. Кроме того, развивая наряду со спортом высших достижений массовый спорт, КНР пропагандирует и транслирует национальную культуру, отдавая предпочтение тем видам спорта, к которым китайские спортсмены имеют генетическую предрасположенность (прыжки в воду, бадминтон, настольный теннис, гимнастика) [5].

Следует отдельно отметить, что продвижение культурных, философско-религиозных и национальных ценностей через массовый спорт некоторыми специалистами выделяется как отличительный признак отдельно выделяемой азиатской модели управления спортом [5].

Миссионерская характерна для стран с федеративным устройством. В данном случае система спортивного управления децентрализована – у регионов страны свой орган спортивного управления. Такая модель сложилась в Австрии, ФРГ, Италии.

Предпринимательскую (иногда именуемая американской) модель прежде всего характеризует минимальное участие со стороны публичной власти, в таких странах развит профессиональный (коммерческий) спорт (например, США, как наиболее яркий пример, или Соединенное Королевство).

При социальной модели (также именуется Европейской) спорт рассматривается как социальное благо, способствующее моральному и физическому развитию общества. Управление строится на общественных организациях. Такая модель наиболее ярко просматривается в Нидерландах или Португалии, где развитие спорта ложится на национальные спортивные федерации. Государство в данном случае оказывает координирующие функции, например, в Австралии за развитие отвечает координационный Департамент при Главе австралийского правительства [7].

Кроме того, следует обратить внимание на южнокорейский опыт. В республике Корея в управлении физической культурой страны важную роль играет Корейская ассоциация любительского спорта (КАЛС). В политике государства особо выделяются три направления: физическая культура в школах; социальная физическая культура; элитный спорт [5]. Еще с середины прошлого века в стране сложилась четырехзвенная система спортивной подготовки, которая включает в себя:

· обязательное для всех звено – общую школьную подготовку;

· дополнительную, позволяющую школьникам повысить уровень своей физической подготовки;

· специальную спортивную – для занятий по выбранным видам спорта во внеучебное время;

· и подготовку для участия в спортивных состязаниях.

Вышеуказанная корейская система на практике смогла зарекомендовать себя с положительной стороны. В 1988 году в Сеуле были проведены Олимпийские игры, на которых Южную Корею представляли около 400 спортсменов, завоевавших в общем зачете 33 олимпийских медали, данное крупное спортивное событие освещало более 16 тысяч южнокорейских журналистов [6], что в конечном итоге повлияло на социально-экономическое состояние страны.

Игры в Корее оказались одними из самых посещаемых на тот момент. По данным Корейского института развития, в Олимпиаде 1988 г. приняли участие 159 стран и 8391 спортсмен. «Хотя Южная Корея заработала на Играх [1988 г.] $335 млн, самым большим достижением Олимпиады в глазах южнокорейцев было преобразование имиджа страны», – пишет исследователь Чу Ю Мин М. Джу, один из авторов книги «Мегасобытия и мегаамбиции: рост Южной Кореи и стратегическое использование событий Большой четверки» [10]. Разумеется, свою выгоду получил и частный сектор. Корпорация Самсунг стала Всемирным олимпийским партнером (программа Международного Олимпийского Комитет «The Olympic Partner», TOP), которым она остается до сих пор.

Такая модель управления частично схожа с той, что сложилась в Соединенных штатах. Как известно, описанная ранее предпринимательская модель управления спортом заключается на поддержке атлетов и спортивных команд не со стороны публичных организаций, а со стороны частных, за частую, коммерческих субъектов. В американском случае распространена практика спонсорской поддержки студентов. В данном случае студент с выдающимися спортивными способностями получает доступ к спортивной инфраструктуре, снаряжению и время на подготовку, ВУЗ – социальный престиж и повышение своего авторитета в случае успехов своего спортсмена. Кроме того, преференции получает и регион, в котором занимается такой спортсмен.

На американской модели стоит остановится и описать ее более подробно. Наряду с такими крупными и известными спортивными организациями как MLB, NBA, NFL и NHL существует Национальная ассоциация студенческого спорта (National Collegiate Athletic Association, сокр. NCAA). Благодаря существующей в NCAA системе студент-спортсмен может рассчитывать на стипендию в 12-17 тыс. долларов [17], снижение от академической нагрузки и получение диплома по завершению срока обучения в колледже. NCAA, будучи некоммерческой организацией, ведет спонсорские взаимоотношения с крупными коммерческими компаниями (Coca-Cola, Nissan, Pizza Hut, оператор сотовой связи AT&T), распределяя полученные средства среди колледжей, которые в свою очередь направляют их на приобретение новой и поддержание в удовлетворительном состоянии имеющейся спортивной инфраструктуры и работу персонала спортивных объектов. Кроме того, у ВУЗов есть права на трансляцию спортивных мероприятий и продажу билетов.

Социальный эффект мероприятий NCAA заключается в том, что студенты, их знакомые и родственники готовы следить за игрой своих знакомых спортсменов, долгое противостояние колледжей также увеличивает приток зрителей к мероприятиям NCAA. Таким образом, корпоративизм способствует развитию спорта, спорт – развитию корпоративизма. Города на время проведения соревнований NCAA посещает большое количество туристов, что положительно сказывается на их экономической составляющей.

Российская модель управления спортом и её влияние на социально-экономическое развитие регионов

Спортивные события способствуют социально-экономическому развитию России и привлекают значительные инвестиции в экономику. Например, проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году привлекло более 1,5 триллионов рублей в виде инвестиций в инфраструктуру, создало более 70 тысяч рабочих мест и увеличило поток туристов в Краснодарский край на 30% по сравнению с предыдущими годами [14]. Подобный эффект был замечен и при проведении Чемпионата мира по футболу 2018 года, который привлек более 5 миллионов туристов и принес экономике страны более 850 миллиардов рублей в виде прямых и косвенных доходов.

Для России, как для страны не так давно перешедшей от социалистических командно-административных методов, характерна смешанная модель. Организация управления в сфере российского спорта закончилась в 2012 году, учреждением Министерства спорта взамен ранее существовавшего федерального агентства «Росспорт». С того времени по настоящее российская модель управления спортом выглядит следующим образом. За реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта отвечает Министерство спорта, создавая, прежде всего, условия для развития массового спорта и формирования спортивного резерва. За олимпийскую подготовку преимущественно отвечает учрежденный как общественная организация Олимпийский комитет России (при участии государства и общероссийских спортивных федераций).

За развитие отдельно взятых видов спорта отвечают общероссийские спортивные федерации, также учрежденные в качестве общественных организаций. В плане развития профессионального спорта, существующего на коммерческой основе, поддержку федерациям оказывают профессиональные спортивные лиги, нередко создаваемые в виде акционерных обществ. Кроме того, в рамках реализации идей федерализма, на уровне регионов и органов местного самоуправления также существуют публичные органы по реализации политики в области физкультуры и спорта, на этих же уровнях существуют региональные олимпийские комитеты, региональные и местные спортивные федерации.

Подобное устройство, с одной стороны, позволяет отнести сложившуюся систему к миссионерской, поскольку в управлении спортом участвуют различные негосударственные, общественные организации, но, с другой стороны, позволяет отметить, что текущая система тяготеет к бюрократической модели.

Теперь же следует проанализировать, как применение на практике сложившейся модели управления спортом в России отражается на социально-экономическом развитии регионов. Например, в настоящее время при реализации государственных программ в сфере физкультуры и спорта все чаще используется государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП можно описать как социально полезную модель взаимодействия государства и частного бизнеса для выполнения и достижения общественно важных целей и задач. Как правило, механизмы ГЧП используются для реализации долгосрочных проектов в сфере создания и обеспечения функционирования объектов публичной инфраструктуры.

Стоит отметить, что ГЧП при его растущей популярности пока не имеет повсеместного применения по всей территории страны, а лишь в определенных регионах. Например, Московская область заключила пять крупных соглашений на сумму более 103 миллиардов рублей, что позволило создать несколько спортивных объектов и улучшить инфраструктуру региона [11]. В Сочи, в ходе подготовки к Олимпиаде 2014 года, было инвестировано более 500 миллиардов рублей, что привело к значительному росту туризма в Краснодарском крае — только в 2016 году регион посетило более 15 миллионов туристов, что на 30% больше, чем до Олимпиады.

Реализация ГЧП в регионе способствует его социально-экономическому развитию, привлекая частные инвестиции и государственную поддержку, перераспределяя рабочие ресурсы и изменяя прилегающую инфраструктуру. При строительстве спортивных объектов с использованием ГЧП регион, осуществляя лишь контрольные и административные функции, получает с минимальным вложением средств инфраструктуру, прилегающую к многофункциональному спортивному комплексу. Появление таких комплексов положительно влияет на трудовую занятость населения, обеспечивая его рабочими местами, и на досуг и здоровье граждан.

Кроме того, использование механизмов наподобие ГЧП может способствовать не только поддержанию текущего уровня социально-экономического развития региона, но его значительному повышению. Известно, что при длительной подготовке к проведению Зимних Олимпийских игр в г. Сочи сам город и Краснодарский край претерпели значительные изменения. В рамках подготовки к обозначенному крупному спортивному событию были привлечены как российские инвесторы, так и иностранные. Отдельно укажем, что факт привлечения иностранного бизнеса положительно сказывается не столько на развитии региона, сколько на социально-экономическом положении страны в целом.

Если возвращаться к вопросу о подготовке к Олимпийским играм, то отметим, что помимо привлечения частных средств и ресурсов к созданию современной спортивной инфраструктуры, ГЧП использовалось для улучшения транспортной и жилищной инфраструктуры. Для нужд развития городской инфраструктуры в Сочи в периоде с 2007 г. по 2013 г. было потрачено свыше 500 млрд рублей. Вместе с тем, по оценкам Международного олимпийского комитета, общая сумма затрат на проведение Игр в Сочи составила 41 млрд долларов, а операционная прибыль - 53 млн долларов [16].

После проведения Олимпийских игр в Краснодарском крае стали чаще проводится важные мероприятия, такие как XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017г., Чемпионат Мира по футболу 2018 г. или 25-й Саммит ШОС в 2020 г. Население таких городов как Краснодар, Сочи, Новороссийск, Геленджик, Армавир в 2007-2021 гг. выросло в среднем на 15% [15]. С 2016 г. наблюдается постоянный рост количества туристов, посетивших Краснодарский край.

Кроме проектов, инициированных государством, также обратим внимание на спортивные социально значимые проекты, реализация которых исходила со стороны основной управленческой единицы в российском спорте, от общероссийской спортивной федерации, а именно от Российской Федерации Баскетбола (РФБ). В сентябре 2023 года руководством РФБ было анонсировано строительство регионального Центра развития баскетбола РФБ в Архангельской области [12].

Строительство такого спортивного комплекса и подобных ему в Челябинске и Калининграде при участии региональных властей выгодно для российских регионов, поскольку по завершению проекта регион получает объект, позволяющий развивать массовый и детско-юношеский спорт, проводить мероприятия, обеспечивающие досуг и занятость населения, и закладывающий фундамент для профессионального спорта.

Как мы видим, применяемая модель управления спортом напрямую связана с тем, как спорт влияет на социально-экономическое развитие страны и ее регионов. Например, бюрократическая модель, реализуемая в КНР, предлагает рассматривать спорт как один из социальных лифтов. Американская модель реализуется за счет частных средств и, главным образом, развивает студенческий спорт, что в конечном счете положительно влияет на состояние колледжей и городов, в которых проводятся соревнования студенческих лиг.

Сложившаяся в российских реалиях модель управления спортом позволяет участвовать в развитии спорта государственным и региональным властям, и частным, и общественным организациям. Реализация крупных спортивных проектов может кардинально изменить социально-экономическое положение региона, как это произошло, в частности, с Краснодарским краем.

Заключение

Исследование различных моделей управления спортом и их влияние на социально-экономическое развитие свидетельствует о том, что выбранная страной модель не только определяет траекторию развития спортивной индустрии, но и существенно влияет на общее благосостояние общества. Бюрократическая модель, применяемая в таких странах, как Китай и Франция, демонстрирует эффективность в мобилизации государственных ресурсов для достижения высоких спортивных результатов и повышения национального престижа. Предпринимательская модель, характерная для США, показывает, как минимальное участие государства и активная роль частного сектора могут стимулировать развитие профессионального спорта и сопутствующих отраслей экономики.

Российская модель управления спортом представляет собой синтез бюрократических и миссионерских подходов, отражая исторические и культурные особенности страны. Такое сочетание позволяет использовать преимущества государственного регулирования и общественного участия, создавая условия для развития как массового, так и профессионального спорта. Примеры успешной реализации проектов государственно-частного партнерства, как в случае подготовки к Олимпийским играм в Сочи, демонстрируют потенциал этой модели в стимулировании регионального развития, модернизации инфраструктуры и привлечении инвестиций.

Однако для максимизации положительного воздействия спорта на социально-экономическое развитие необходимо продолжать совершенствование модели управления. Это включает в себя укрепление механизмов взаимодействия между государством, частным сектором и общественными организациями, а также адаптацию лучших мировых практик с учетом национальных особенностей. Важно также уделять внимание развитию массового спорта и физической культуры, что способствует улучшению здоровья нации и повышению качества человеческого капитала.

В условиях глобальной конкуренции и быстрых технологических изменений Россия стоит перед необходимостью стратегического переосмысления роли спорта в обществе. Интеграция инноваций, цифровизация спортивной индустрии и устойчивое развитие могут стать ключевыми факторами в укреплении позиции страны на мировой арене. Спорт должен рассматриваться не только как средство достижения спортивных результатов, но и как мощный инструмент социально-экономического развития, способный объединить общество и стимулировать прогресс.

Таким образом, эффективное управление спортом требует комплексного и сбалансированного подхода, ориентированного на долгосрочные цели и устойчивое развитие. Это позволит не только достичь высоких спортивных достижений, но и значительно улучшить социально-экономическое положение страны, укрепить ее международный авторитет и способствовать благополучию каждого гражданина.


Источники:

1. Малыгин А.В. Маркетинг спортивного события: анализ ключевых характеристик и типовых маркетинговых функций // Современная конкуренция. – 2017. – № 6(66). – c. 52-62.
2. Савицкий В. Спорт и маркетинг: что общего? Руководство по применению спортивного маркетинга. 4p.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://4p.ru/main/theory/98543/.
3. Алтухов С.В., Воробьев А.И. Три сигмы спортивного менеджмента. Как не заблудится в лабиринтах профессии. - Москва: Юнити, 2021. – 30 c.
4. Андрефф В. Финансирование спорта во Франции. Sportlib.info. [Электронный ресурс]. URL: http://sportlib.info/Press/SFA/1996N1/p29-33.htm.
5. Сагалеев А.С., Дашибальжиров Б.Д. Модель управления физической культурой и спортом в странах Азии // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 7-4(16). – c. 120-123.
6. Пасюков П.Н. Физическая культура и спорт как фактор сохранения национальной культуры сахалинских корейцев // Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в России: опыт регионов. Якутск, 2009. – c. 205-215.
7. Лукащук В.И. Модели управления физической культурой и спортом: анализ зарубежного опыта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 6-1(69). – c. 249-252. – doi: 10.24412/2500-1000-2022-6-1-249-252.
8. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
9. Спортивный кодекс Франции. / Регламентарная часть. - Москва: Ритм, 2010. – 202 c.
10. Как Корея за 40 лет из отсталой аграрной страны стала технологическим лидером. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/02/14/793589-futuristicheskaya-volna.
11. Официальный Интернет-портал Правительства Московской Области. [Электронный ресурс]. URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/moskovskaya-oblast-lidiruet-po-vnedreniyu-mehanizma-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva.
12. Официальный сайт РФБ. [Электронный ресурс]. URL: https://russiabasket.ru/news/41195/v-arxangelske-budet-postroen-centr-razvitiya-basketbola-rfb.
13. Спорт. «Китай сидит на горе с деньгами и ищет способ эффективно их потратить». Как устроена экономика хозяйки Игр-2022. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/sport/around/articles/2022/02/11/908870-kak-ustroena-ekonomika-hozyaiki-igr-2022.
14. Спорт. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/tourism/industry/articles/2024/05/15/1037177-vnutrennii-turizm-pobil-rekord.
15. Краснодарский край в цифрах. Статистический сборник УФСГС Краснодарского края и республики Адыгея. [Электронный ресурс]. URL: https://23.rosstat.gov.ru/storage/mediabank.
16. МОК: прибыль от Игр в Сочи составила 53 млн долларов. Bbc. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/sport/2015/02/150227.
17. Миллиарды долларов и никаких зарплат: как устроен студенческий спорт в США. Т-ж. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/ncaa-explained/.

Страница обновлена: 04.12.2024 в 10:40:28