Corporate social responsibility in the chemicals, agriculture and financial sectors: an analysis of companies' non-financial reports
Erkinbekova Zh.E.1
1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 3 (July-september 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54316201
Abstract:
Corporate social responsibility has a huge importance in the development of business and in its success. Every year more and more companies implement the practice of corporate social responsibility in their activities in order to achieve positive financial results and improve relationships with their stakeholders. Despite the fact that corporate social responsibility became popular in the late 1980's, there is not much scientific literature in the field of analysis of corporate social activities in various industries. This was confirmed by results of bibliometric analysis. The purpose of this article was to analyze corporate social activities of companies in the chemicals, agriculture and financial industries. The analysis was carried out on the basis of non-financial reports of Russian and foreign companies from the Forbes list of 200 largest companies in the field of corporate social responsibility. The author used content analysis and descriptive statistics. The results of the analysis may be useful for future research. This study contributes to the literature on corporate social responsibility.
Keywords: corporate social responsibility, CSR, non-financial reports, stakeholders, Forbes
JEL-classification: M14, M11, M21
Введение
Общество всё более остро реагирует на экологические и социальные проблемы в мире, их заботят последствия деятельности компаний. Поэтому растёт актуальность уделения компаниями повышенного внимания к КСО. В своём интервью для журнала Forbes, Хейвард Ч. [7] отметила, что большинство крупнейших компаний, используют КСО как способ выражения благодарности обществу и потребителям за их лояльность.
Эра корпоративной социальной ответственности (КСО) берёт своё начало с 1953 года, с момента публикации Боуэна Х. Р. «Социальная ответственность бизнесмена», как утверждает Кэрролл А. Б. [4, с. 497-505]. С тех пор концепция КСО поменялась, добавились новые группы заинтересованных сторон, акценты компаний постоянно смещаются с одного стейкхолдера на другой. Свыше 50 процентов компаний из рейтинга Forbes публикуют нефинансовые отчеты в области устойчивого развития. Каждая компания определяет для себя что они подразумевают под КСО. Так, например, компания Фосагро [13] под КСО подразумевает бережное отношение к природе и рачительное использование природных ресурсов, честную конкуренцию, продуктивный диалог с заинтересованными сторонами, выполнение нормативных требований, качественное управление и эффективность. А Русагро [12] считает, что КСО – это учет интересов общества, развитие сотрудников, создание безопасных и равных условий труда, содействие развитию регионов, экологичность производства. Nordea Bank [1] утверждает, что КСО — это обязательство бизнеса учитывать свое влияние на общество и окружающую среду и действовать ответственно. Дело не в том, чтобы быть идеальным, а в том, чтобы постоянно стремиться стать лучше.
Многие исследователи изучали КСО в различных отраслях, например, в работе Джидди Ф. Е. и Ибенриссоул А. [8, с. 1739-1759] собран анализ 131 публикации о КСО в туристической отрасли. Бруяка О. и др. [2, с. 45-65] исследовали КСО в фармацевтической отрасли, Бёрчелли Р. и др. [3, с.575-588] проанализировали КСО в лёгкой промышленности, Хартман М. [6, с.297-324] – КСО в пищевой промышленности, Канг К. Х. [9, с. 564-572] – КСО в отельном бизнесе, Дабик М. и др. [5, с. 250-273] – анализ публикаций КСО в различных отраслях.
Библиометрический анализ публикаций, отраженных в научной электронной библиотеке elibrary.ru показывает недостаточность подобных работ. При поиске по всем типам публикаций в период 1990 - 2000 гг. не было найдено никаких работ, которые имели бы в заглавии термин «корпоративная социальная ответственность компаний в отрасли». В период 2001 - 2010 гг. в фондах библиотеки содержалась только 1 публикация с термином «корпоративная социальная ответственность компаний в отрасли» в названии. За 2011 - 2020 гг. 77 публикаций имели термин «корпоративная социальная ответственность компаний в отрасли» в названиях исследовательских работ. А уже за 2021 г. и по настоящее время было найдено 46 работ. Тогда как в базе Scopus за период с 1990 – 2000 гг. было опубликовано 5110 работ с заглавием «корпоративная социальная ответственность компаний в отрасли». За 2001 – 2010 гг. уже 7947 исследований имели название «корпоративная социальная ответственность компаний в отрасли». В период с 2011 по 2020 гг в фондах Scopus содержалось 20742 работы. А за последние 3 года количество работ выросло до 9932 публикаций. Библиометрический анализ показывает недостаточность русскоязычных исследований в области анализа КСО компаний различных отраслей.
Цель данной работы – проанализировать корпоративную социальную деятельность компаний химической, аграрной и финансовой отраслей. Анализ проводился на основе нефинансовых отчетов российских и зарубежных компаний из списка «200 крупнейших компаний» по версии журнала Forbes в сфере корпоративной социальной ответственности. Автором была выдвинута гипотеза, что все исследуемые отрасли уделяют внимание наиболее значимым стейкхолдерам таким как: экология, общество и персонал. В исследовании использовался контент анализ годовых отчетов компаний, отчетов об устойчивом развитии, ESG отчетов и описательная статистика.
Научная новизна исследования заключается в создании перфокарты и в её использовании для анализа корпоративной социальной деятельности компаний.
Основная часть
КСО может включать ряд мероприятий и приоритетов, в зависимости от компании и сектора. Люди все больше обеспокоены тем, как функционирует бизнес, и в настоящее время общепризнано, что компании обязаны объяснять свои действия и подходы не только своим акционерам, но и другим своим «заинтересованным сторонам» — людям, на которых влияет бизнес.
В данной работе была проанализирована деятельность 227 компаний из 3 отраслей: аграрная, химическая, финансовая за 2016-2020 годы по следующим сферам КСО:
Ø Экология
Ø Потребители
Ø Поставщики
Ø Конкуренты
Ø Государство
Ø Персонал
Ø Общество
Ø Акционеры
Для этого было посчитано количество компаний в отрасли, которые имели деятельность в отношении стейкхолдеров по каждому году. На основе этих данных был рассчитан относительный показатель числа компаний, которые имели деятельность в определенной сфере КСО, к общему числу анализируемых компаний в отрасли. Полученная информация о КСО компаний была записана в таблицу в Excel в виде перфокарты. При наличии информации о КСО, в соответствующих строках были проставлены 1, при отсутствии информации – 0. Собранные данные были проанализированы с помощью простой описательной статистики. Итоговые данные активности в отрасли приведены ниже. Список компаний был сформирован из числа «200 крупнейших компаний» по версии журнала Forbes.
Каким проблемам/стейкхолдерам уделяют внимание?
Рассмотрим, каким стейкхолдерам уделяется больше внимания, и отобразим это в диаграммах. Для удобства - анализ проводился по отраслям. Для начала рассмотрим самую крупную отрасль из числа представленных – финансовую. В данную отрасль были отнесены – банки; страховые компании; компании, предоставляющие услуги проведения платёжных операций; лизинговые компании.
Количество публикаций нефинансовых отчетов растёт с каждым годом (рис.1). Так, например, количество компаний опубликовавших отчеты об устойчивом развитии на своих домашних страницах в 2016 году достигло отметки 85, а уже в 2020 году 99 компаний из 163 рассматриваемых представили отчеты КСО общественности.
Рисунок 1. «Динамика публикаций нефинансовых отчетов в финансовой отрасли»
Источник: составлено автором по данным перфокарты
Компании уделяют внимание таким проблемам, как сохранение экологии, равноправие всех клиентов, сотрудников и, в общем, всего населения. Уделяется внимание по финансовой безграмотности населения, а также проблемам, незащищенных, слабых граждан. Компании стремятся уделить внимание каждому стейкхолдеру это видно на рисунке 2.
Рисунок 2. «Количество активных компаний в сферах КСО по годам»
Источник: составлено автором по данным перфокарты
Больше всего компании этой отрасли уделяют внимание обществу, потребителям, экологии и персоналу. За анализируемый период времени количество упоминаний данных стейкхолдеров возросло. Если в 2016 году всего 77 компаний уделяли внимание экологии, то к 2020 году количество упоминаний в отчетах возросло на 19 и составило 96 компаний. Компании создают фонды по реализации сохранения экологии и стремятся снизить потребление энергии в своей деятельности. Существуют компании, которые являются углеродно-нейтральными и постоянно раскрывают информацию о выбросах углерода. Также большинство компаний придерживаются принципа ответственного потребления и производства, деятельность таких компаний направлена на минимальное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем анализируемые компании реализуют проекты по очистке воды, разработке технологий для утилизации отходов
Что касается персонала, здесь тоже наблюдается положительная динамика. В 2020 году количество упоминаний достигло 59 процентов, что на 12 процентов больше по сравнению с 2016 годом. Все компании проводят активную кадровую политику, существуют системы мотивации и стимулирования персонала. Многие компании предоставляют своим сотрудникам социальные гарантии для защиты жизни и здоровья сотрудников, постоянно улучшают условия труда, отмечают личный вклад каждого сотрудника. Также компании стараются вести программы по повышению квалификации сотрудников, организовывают различные тренинги и профессиональные переподготовки работников. Большинство компаний соблюдают принцип гендерного равноправия внутри компании, а также стараются улучшить качество взаимоотношений сотрудников.
Потребители играют важную роль в данной отрасли, компании постоянно улучшают качество обслуживания клиентов, вместе с тем они отмечают способности быстро реагировать на изменение потребностей клиентов. Компании финансовой отрасли уделяют большое внимание доверию и лояльности своих клиентов и соблюдают информационную безопасность и защиту данных клиентов.
Конкурентам уделяют не так много компаний, из анализируемых 163 компаний в среднем 49 компаний каждый год уделяют им внимание. Компании придерживаются принципа добросовестной конкуренции, стремятся обмениваться опытом и поддерживать дружеские отношения с конкурентами, сотрудничая с ними.
Ещё одним популярным стейкхолдером является общество. Компании проводят мероприятия по поддержке развития местных сообществ, реализуются программы в интересах незащищенных граждан. Компании часто выступают спонсорами различных спортивных проектов и проектов по поддержанию культуры и искусства. Они стараются всячески поддержать организации, направленные на расширение прав и возможностей женщин, молодежи, пожилых людей. Многие компании принимают участие в благотворительных программах, ведут волонтерскую деятельность по поддержке детских домов, реабилитационных центров, а также финансируют проекты по поддержке неимущих слоев населения и образовательные учреждения для них.
Государству уделяют внимание 40 процентов анализируемых компаний. В своих отчетах они указывают такие пункты, как: содействие федеральным органам власти в совершенствовании банковского законодательства, борьба с коррупцией и т.д. Помимо этого реализуются программы по повышению уровня финансовой грамотности населения.
Многие компании данной отрасли направлены на улучшение качеств взаимоотношений с поставщиками. Работа с ними строится на базе взаимовыгодных длительных отношений, позволяющих обеспечить стабильность и качество поставок. Согласно базе данных, поставщикам уделяют внимание в среднем 66 процентов компаний каждый год.
В 2018 году произошел скачок в отношении акционеров, если до 2018 года всего 39 процентов компаний уделяли им внимание, то после 2018 года уровень внимание вырос на 11 процентов. Компании соблюдают следующие принципы: защита прав акционеров и повышение эффективности деятельности в интересах всех групп акционеров; контроль над активами компаний; информационная прозрачность. Компании постоянно улучшают систему управления рисками для устранения возможных проблем для успешного ведения деятельности компании.
Далее рассмотрим аграрную отрасль, всего в рейтинг попали 48 компаний, из них больше 50 процентов предоставляют отчеты об устойчивом развитии. На рисунке 3 видно, как в зависимости от года менялась картина публикаций нефинансовых отчетов. В целом наблюдается положительная тенденция публикационной активности, если в 2016 году всего 24 компании предоставили отчеты, то в 2020 году количество отчитывающихся компаний возросло составило 30.
Рисунок 3. «Динамика публикаций нефинансовых отчетов в аграрной отрасли»
Источник: составлено автором по данным перфокарты
Можно сделать вывод о том, что наибольшее внимание среди компаний в отрасли уделяется следующим группам стейкхолдеров: общество, экология, персонал, активны в этих сферах были больше 50% компаний в каждом году (рис.4). Немаловажной сферой КСО являются также потребители, число компаний, которые уделяют внимание им, превысило 50% в 2019 и 2020 годах.
Рисунок 4. «Количество активных компаний в сферах КСО по годам»
Источник: составлено автором по данным перфокарты
Популярность сферы экологии может быть объяснена как общим мировым трендом на обязательность заботы о природе, так и отраслевой спецификой - агропромышленность в принципе подразумевает тесное взаимодействие с природными ресурсами. Компании этой отрасли уделяют большое внимание снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утилизации отходов, сокращению выбросов парниковых газов, очистке сточных вод, программам по воспроизводству водных биологических ресурсов, энергоэффективности и сокращению энергопотребления.
Также можно сказать о персонале - обычно на крупных агропромышленных предприятиях трудится много рабочих, от них в большей степени зависит успешная деятельность предприятия, поэтому компании уделяют много внимания поддержке работников и заботе об их благополучии.
Корпоративная социальная ответственность как фактор, влияющий на имидж бренда и удовлетворенность потребителей. В результате глубинных изменений рынка происходит переход от «рынка продавца» к «рынку потребителя», соответственно роль потребителя в последние годы возрастает это подтверждает наш анализ. Все больше агропромышленных компаний за 5 лет, начиная с 2016 года, выделяют потребителей, как важного стейкхолдера. У потребителей возрастают требования к качеству товара и прилагаемым к нему услугам. Для того, чтобы завоевать доверие к своему продукту, многие компании из рассматриваемой отрасли, стараются стать как можно ближе к потребителю, делая свою деятельность информационно прозрачной. Сейчас многие компании говорят об экологичности производства и своего продукта, делают экскурсии по производственным площадям, тем самым завоевывая себе репутацию и приверженность потребителей к компании.
Остальным группам стейкхолдеров внимание уделяют достаточно мало компаний, в среднем от 16 до 24% в каждом году периода соответственно.
Была проанализирована деятельность 16 компаний из химической отрасли, результаты публикаций нефинансовых отчетов можно увидеть на рисунке 5. В 2020 году 10 компаний из анализируемых 16 опубликовали отчеты об устойчивом развитии, что на 2 отчета больше, по сравнению с 2016 годом.
Рисунок 5. «Динамика публикаций нефинансовых отчетов в химической отрасли»
Источник: составлено автором по данным перфокарты
На рисунке 6 представлена динамика компаний, уделяющих внимание каждому стейкхолдеру. Можно заметить, что с 2016 года все их представленных компании заботятся об экологии, значит, в этой отрасли есть такая тенденция. На данный момент считается, что химпром - одна из самых влиятельных отраслей в ESG, особенно в экологии [10].
Рисунок 6. «Количество активных компаний в сферах КСО по годам»
Источник: составлено автором по данным перфокарты
Компании из этой отрасли стараются уделять как можно больше внимания экологии для развития более ресурсно-эффективной экологии. Это включает в себя устойчивый поиск сырья и химикатов, а также переработку ненужных и непригодных материалов. Компании постоянно занимаются мониторингом и измерением опасных отходов для понимания того, как можно уменьшить любое негативное воздействие, которое они оказывают на окружающую среду и окружающие сообщества [11].
Этот сектор активно участвует в производстве и транспортировке материалов - процессах, которые по своей природе выбрасывают значительное количество парниковых газов (ПГ). Шаги, предпринятые некоторыми компаниями для сокращения выбросов парниковых газов по всей цепочке поставок, такие как внедрение более энергоэффективных видов топлива и процессов, демонстрируют растущую приверженность отрасли решению проблемы изменения климата [11]. Не сложно заметить, что 2016 и 2018 годы стали скачками в росте упоминаний экологических мер по сохранению климата в интегрированных отчетах и ESG.
Акционеры, как и экология, являются для компаний химическо-промышленного сектора также важной. Начиная с 2016 года растет тенденция включения в годовые отчеты о корпоративной ответственности информации об акционерах, также все больше предоставляется информации о ведении дивидендной политики в рамках корпоративного управления.
Для того, чтобы обеспечить соответствующую ценность организации для акционеров, компании могут согласовывать с ними свои инновационные стратегии, пути развития, чтобы каждый держатель акций, в том числе потенциальный, всегда оставался в курсе дел внутри компании [17]. Также можно заметить, что тенденция к охвату группы акционеров в масштабе корпоративной социальной ответственности растет медленным темпом.
Внимание к развитию собственных сотрудников набирает популярность у компаний химического сектора. На рисунке 6 можно увидеть устойчивый рост количества компаний, включающих в масштаб КСО персонал. Все больше компаний отмечают у себя в годовых отчетах основные ценности для сотрудников и намечают целями своей деятельности в сфере персонала: формирование конкурентоспособной и справедливой оплаты труда; возможности для профессионального и творческого роста; рабочая среда, свободная от дискриминации; широкие социальные гарантии; объективная и эффективная система оценки личного вклада каждого сотрудника. У сотрудников также появляется запрос на то, чтобы компания вела социально ответственную деятельность. Это особенно характерно для молодых людей 20–30 лет. По оценкам экспертов на конец 2020 года, уже в вузах студенты делают социальные проекты, обсуждают социальные проблемы в своей среде и хотят продолжать благотворительные активности в работе [15].
Что касается потребителей и поставщиков, то по данным интегрированных отчетов и ESG отчетности в период с 2016 по 2020 количество компаний в отрасли, которые уделяли внимание в рамках устойчивого развития поставщикам и потребителям не изменилось. Из 10 компаний, с открытыми для просмотра и анализа данными, только 5 на протяжении 4 лет публиковали свои механизмы взаимодействия с потребителями, ценности, программы безопасного влияния и т.п. Также из 10 только 3 компании в четырехлетний период публиковали свою отчетность КСО по поставщикам. Данный факт может свидетельствовать о том, что компании химически-промышленного комплекса сейчас уделяют огромное внимание экологическим и социальным аспектам. Они обеспокоены влиянием химических отходов на природу и человека, на здоровье и благополучие своих работников. Все 10 компаний отмечают свою миссию в улучшении окружающей и социальной сред, а также установлению долгосрочных контрактов с поставщиками и безопасном сотрудничестве с потребителями.
Компании в Химпром секторе не считают конкурентов важной сферой в КСО, поэтому ни одна из компаний не занимается этим.
В рамках представленного анализа 2018 год стал скачком в росте социальных программ для населения, развития регионов присутствия. Компании стали все больше направлять часть своих инвестиций в социальный сектор, чтобы развивать заброшенные по инфраструктуре регионы, малообразованные местные сообщества, научно-исследовательскую и деятельность в химической промышленности, совершенствовать научно-техническую базу разработок. Например, что касается преимущественно российских компаний, то они все больше стараются сотрудничать с центрами НИОКР и научными лабораториями, чтобы делать продукты и их отходы более безопасными, повторно используемыми и инновационными.
Что касается ответственности компаний перед государственным сектором, увеличивается количество компаний открыто публикующих свою отчетность и ранее скрытую информацию о государственном участии в КСО. Компании рассекречивают выплаченные налоги, полученные субсидии, проектную деятельность. Также, образовательные центры, системы контроля и мониторинга, ранее упомянутые в разделах социальная ответственность и забота о персонале, создаются при непосредственной поддержке, которая возможна только при эффективном и законопослушном сотрудничестве бизнеса и государства. Таким образом, компании медленно, но, верно, стараются налаживать свою систему общения с государственными органами, соответствие национальной форме отчетности и прозрачность своих процессов в компаниях.
Анализ масштабов КСО
Масштаб КСО составил в абсолютном выражении по всем 10 компаниям в 2020 году 350 млрд. руб. по химической отрасли (рис.7), что по сравнению с другими годами намного превышает показатели. Следует учитывать, что данные КСО были представлены не всеми компаниями, поэтому тенденцию в явном виде представить нельзя, однако можно смоделировать примерную сумму инвестиций на 2020 год. Данные примерны, однако в действительности по оценкам ЮНЕСКО, топовые международные компании тратят на КСО в среднем более $1 млрд в год, а по компаниям из Fortune-500 этот показатель составляет $50 млн [16]. На рисунке представлен явный тренд увеличения масштабов КСО во времени.
Рисунок 7. «Расходы на КСО по отраслям, в млн.руб.»
Источник: составлено автором по данным перфокарты
Что касается затрат на КСО у компаний аграрной отрасли, то только у 15 компаний из 48 в базе данных есть какие-либо сведения о масштабах их затрат, они также представлены на рисунке 7. Если не брать в расчет 2018 год, то можно наблюдать в целом положительную динамику увеличения компаниями затрат на КСО. В 2018 же году увеличение затрат произошло из-за компаний Nestlé, Beluga Group и БЭЗРК-Белгранкорм - они значительно увеличили свои затраты на КСО.
В финансовой отрасли заметно плавное увеличение инвестиций в КСО. В данной отрасли больше отдают предпочтение инвестированию такому стейкхолдеру - как потребитель. Финансовая отрасль, а в частности банковский сектор, ставит целью работу на удержание и высокий интерес клиента, конечного пользователя. Большинство банков понимают, что сегодня любая преграда для пользователя - угроза его потерять, поэтому называют работу по устранению барьеров одной из главных задач.
Заключение
Исходя из проделанного анализа, можно сделать вывод что КСО как тренд очень хорошо развивается и представленная работа тому подтверждение. С годами наблюдается стабильный рост числа компаний всех отраслей, активных в каждой из сфер КСО. В связи с популяризацией и повсеместным распространением принципов этичного производства и потребления растет мотивация компаний к ежегодному развитию в сфере КСО. Компании имеют тенденцию к деятельности в рамках устойчивого развития, направленную на экологическую безопасность и корпоративное управление. Данный факт объясняется большим ростом упоминаний экологической и дивидендной политики в годовой отчетности, а также трендом в том числе российских компаний публиковать отчетность КСО в форме ESG. Ранее выдвинутая гипотеза частично подтвердилась, так например, компании химической отрасли видят свой приоритет в сохранении окружающей среды и привлечении акционерного капитала. А компании аграрной промышленности ставят в приоритет экологию и общество. Для финансовой отрасли характерны хоть и небольшие, но минимальные вложения в государство и поставщиков, также она очень много вкладывает в общество. Меньшей динамикой, но не менее важной является тенденция публикации в открытом виде обязательств перед персоналом и государством, характеризующихся финансовой отчетностью, налоговой отчетностью, открытой оглаской направленности инвестиций на модернизацию обучения сотрудников, информацией о среднем уровне заработной платы, программах дополнительного образования и т. п.
References:
Annual report of Nordea BankNordea.com. Retrieved from https://www.nordea.com/en/doc/nordeasustainabilityreport2017printable.pdf
Bruyaka O., Zeitzmann H.K., Chalamon I., Wokutch R.E., Thakur P. (2013). Strategic corporate social responsibility and orphan drug development: insights from the US and the EU biopharmaceutical industry Journal of Business Ethics. 117 (1). 45-65. doi: 10.1007/s10551-012-1496-y.
Burchielli R., Delaney A., Tate J., Coventry K. (2009). The Fair Wear campaign: an ethical network in the Australian garment industry Journal of Business Ethics. 90 (4). 575-588. doi: 10.1007/s10551-010-0593-z.
Carroll A.B. (1979). A Three-Dimensional Conceptual Model of Corporate Performance Academy of Management Review. (4). 497-505.
Dabić M., Colovic A., Lamotte O., Painter-Morland M., Brozovic S. (2016). Industry-specific CSR: analysis of 20 years of research European Business Review. 28 (3). 250-273. doi: 10.1108/EBR-06-2015-0058.
ESG performance is key focus for chemical and life science industriesMarsh. Retrieved February 23, 2023, from https://www.marsh.com/na/services/climate-change-and-sustainability/insights/esg-performance-key-focus-chemical-life-science-industries.html
Hartmann M. (2011). Corporate social responsibility in the food sector European Review of Agricultural Economics. 38 (3). 297-324. doi: 10.1093/erae/jbr031.
Innovation for a sustainable world. Practical implications for the chemical industryPwC. Retrieved February 04, 2023, from https://www.strategyand.pwc.com/gx/en/industries/chemicals/esg-driven-innovation-in-the-chemical-industry/strategyand-esg-innovation-chemicals.pdf
Jiddi F.E., Ibenrissoul A. (2020). Mapping 20 Years of Literature on CSR in Tourism Industry: A Bibliometric Analysis American Journal of Industrial and Business Management. 10 (11). 1739-1759. doi: 10.4236/ajibm.2020.1011109.
Kang K.H., Stein L., Heo C.Y., Lee S. (2012). Consumers’ willingness to pay for green initiatives of the hotel industry International Journal of Hospitality Management. 31 (2). 564-572. doi: 10.1016/j.ijhm.2011.08.001.
Long P., Whitaker R., Patel B. Q&A: Why the Chemical Industry Is Leading the Way in ESGJpt.spe.org. Retrieved March 04, 2023, from https://jpt.spe.org/q-a-why-the-chemical-industry-is-leading-the-way-in-esg
Страница обновлена: 27.04.2025 в 16:17:37