Приоритеты развития российской аграрной экономики. Новые вызовы

Шумакова О.В.1, Крюкова О.Н.1, Нардин Д.С.1, Зинич А.В.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Шумакова О.В., Крюкова О.Н., Нардин Д.С., Зинич А.В. Приоритеты развития российской аграрной экономики. Новые вызовы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5669-5686. – doi: 10.18334/epp.13.12.120092.

Аннотация:
В данной работе проанализированы ключевые вызовы аграрной экономики РФ: импортозамещение и цифровизация, наращивание производства и потребления и изменение карты экспорта продовольствия. Дана оценка текущих событий в политической и экономической жизни общества, влияющих на развитие российского АПК. Проанализировано состояние уровня развития АПК России и Омской области, вклад в обеспечение продовольственной безопасности. Дана оценка возможности эффективного ответа агропромышленного комплекса на большие вызовы с учетом взаимодействия социальных, технологических, научных и образовательных институтов на современном этапе глобального развития. Сделан вывод о перспективных направлениях развития отечественной политики импортозамещения, несмотря на барьеры глобального и локального характера.

Ключевые слова: аграрная экономика, агропродовольственный рынок, импортозамещение, цифровизация, продовольственная безопасность, трансформация карты экспорта

JEL-классификация: Q18 Q13, Q17



Введение.

Импортозамещение на рынке семян зерновых и масличных культур является частью общей стратегии обеспечения продовольственной безопасности страны. Преобладание зарубежного семенного материала в структуре семенного фонда существенно увеличивает зависимость производственно-технологических процессов в сельском хозяйстве и смежных отраслях переработки сельскохозяйственной продукции от внешнеполитической конъюнктуры.

Вопросы импортозамещения семенного материала рассматривают в своих работах Кузнецова Н.А., Королькова А.П., Заводило О.В., Ильина А.В. [1], Лукомец А.В. [2], Медянников И.Н. [3], Воротников И.Л., Муравьева М.В., Петров К.А. [4] и другие авторы. В контексте обеспечения продовольственной безопасности вопросы импортозамещения семян рассматривают в своих работах Шутова Н.И., Кононова О.В., Ларина О.В., Лобанова Е.Н. [5] и другие авторы. Вопросы разработки механизмов, обеспечивающих реализацию стратегии импортозамещения семян сельскохозяйственных культур, представлены в работах Сапожникова С.М., Рейхерт Н.В. [6] и других авторов.

Анализ литературных источников по рассматриваемому вопросу показал необходимость сбора актуальных данных, характеризующих долю российских и зарубежных сортов, используемых в производстве зерновых и масличных культур.

Целью данной работы является многофакторный анализ причинно-следственных связей возникновения проблем в агропромышленном комплексе под воздействием новых вызовов: необходимости импортозамещения на рынке семян зерновых и масличных культур, перестройки логистических конструктов из-за трансформации экспортных связей и расширения роли цифровизации в сельском хозяйстве как приоритетов развития российской аграрной экономики.

Научная новизна данной части исследования: систематизированы факторы, влияющие на развитие российской аграрной экономики в условиях искусственно созданных ограничений к политике устойчивого и сбалансированного роста; оценено влияние трех ключевых для отрасли вызовов: импортозамещение, изменение карты экспорта продовольствия и цифровизация; выявлены тенденции в изменении финансовой стабильности в сельском хозяйстве и структурной трансформации отрасли.

Гипотеза исследования: основывалась на положениях о специфике и объективной трансформации приоритетов развития российской аграрной экономики, многообразии вызовов ее провоцирующих, необходимости обоснования перспективных направлений развития отечественной политики в области сохранения устойчивости продовольственных систем при перестройке рыночных процессов в сельском хозяйстве.

Для подтверждения гипотезы в рамках проведения исследований проанализировано состояние уровня развития АПК России и Омской области; рассмотрены сорта подсолнечника, рапса масличного и пшеницы, входящие в государственный реестр селекционных достижений России; дана оценка возможности эффективного ответа агропромышленного комплекса на большие вызовы с учетом взаимодействия социальных, технологических, научных и образовательных институтов на современном этапе глобального развития.

Государственное регулирование. Агропромышленный комплекс России успешно противостоит западным санкциям и является важнейшим элементом глобальной продовольственной безопасности. В России действует целый комплекс нормативно-правовых актов, определяющих место и роль АПК в системе национальной безопасности и продовольственной независимости России. Среди них федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (от 29.12.2006 №264-ФЗ) [7], Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года (от 21.07.2020 №474) [8], Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 19.04.2017 №176) [9], Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 21.01.2020 №20) [10], Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 2.07.2021 №400) [11], Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717) [12], Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы (постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 996) [13], Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (постановление Правительства РФ от 31.05.2019 № 696) [14], Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 8.09.2022 № 2567-р) [15]. Агропромышленный комплекс успешно перешел от политики адаптации к функционированию в условиях искусственно созданных ограничений к политике устойчивого и сбалансированного роста, который опирается на финансовую стабильность АПК и структурную трансформацию отрасли.

Показатели развития АПК России и Омской области. Перспективным направлением развития АПК России до 2030 года на федеральном и региональном уровнях является развернутое позиционирование российского агропродовольствия на глобальном рынке органической продукции в качестве системообразующего элемента с опорой на рынки Китая и стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Для реализации данного сценария развития российский агропромышленный комплекс в полной мере обладает необходимыми ресурсами и технологиями. При этом следует понимать, что эффективность развития АПК в ближайшие годы будет напрямую зависеть от того, на сколько быстро и грамотно мы будем реагировать на глобальные вызовы, формирующие ландшафт внутрироссийской и мировой аграрной экономики. Среди множества таких вызовов мы выделим три: импортозамещение, изменение карты экспорта продовольствия и цифровизация. Данный выбор обусловлен тем, что эффективные ответы на указанные вызовы в основном формируются на уровне регионов в рамках тесного взаимодействия бизнеса, региональных органов власти и аграрной науки.

Прежде чем перейти к анализу новых вызовов и мер реагирования, необходимо представить результаты оценки текущего уровня развития АПК России и Омской области (таблица 1).

Таблица 1. Показатели развития агропромышленного комплекса России в 2019-2022 гг.

Показатель
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Объем продаж по отрасли, млрд руб.
5801,40
6110,80
7572,3
8851,0
Доля в валовом внутреннем продукте, %
3,4
3,6
4,5
6,7
Рентабельность активов
4,7
6,1
6,6
7,9
Инвестиции в основной капитал АПК, млрд руб.
844,2
855,9
769,3
544,2
Производство сельскохозяйственной продукции по категориям предприятий
Хозяйства всех категорий, %
100
100
100
100
Из них сельскохозяйственных организации, %
57,7
58,2
59,1
60,4
Из них хозяйства населения, %
28,6
28,2
25,5
23,4
Из них фермерские хозяйства, %
12,5
13,7
15,4
16,2
Показатели ресурсной базы сельскохозяйственных предприятий
Посевная площадь, млн га
53,2
52,6
52,7
85,1
Поголовье скота, млн голов
32,9
31,5
30,1
31,9
Число тракторов в хозяйствах, тыс. шт.
206,7
203,6
198,3
426,4
Число комбайнов в хозяйствах, тыс. шт.
55
53,9
52,6
139,1
Источник: составлено авторами на основе собственных исследований. Росстат, Минсельхоз

Данные таблицы 1 свидетельствуют об увеличении основных производственных и финансовых показателей: объем продаж, рентабельности активов, увеличение доли АПК в ВВП страны. При этом обращает на себя внимание сокращение инвестиций в основной капитал. По мнению авторов, данная динамика обусловлена высоким достигнутым уровнем интенсификации отраслей АПК, так как данное сокращение не влечет за собой спад в объемах производства.

Омская область по объему производства в сельском хозяйстве является крупнейшим регионом-производителем агропродовольствия в Сибирском федеральном округе. Регион обладает значительным потенциалом роста АПК, который связан с развитием на территории области проектов по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья. Реализация таких проектов на территории региона позволит поднять долю сельского хозяйства в валовом региональном продукте до 15%. Основным резервом роста, безусловно, является реализация проектов по глубокой переработке зерна и создание комплексных биотехнологических производств.

Рисунок 1. Социальные показатели развития АПК в Омской области за 2020-2022 гг.

Источник: составлено авторами на основе собственных исследований. Росстат, Минсельхоз

Анализ основных экономических показателей АПК Омской области позволяет сделать вывод, что в регионе наблюдается сокращение среднегодовой численности сельского населения и численности работающих в сельскохозяйственных предприятиях, при этом объемы производства продукции сельского хозяйства в регионе растут. Это указывает на относительно высокий уровень интенсификации производства и рост производительности труда за счет внедрения новых технологий.

Импортозамещение. Неустойчивые показатели рентабельности производства зерновых связаны с большой зависимостью отрасли от экспортной конъюнктуры. Снижение этой зависимости – одна из приоритетных задач бизнеса и органов власти. Решается она в том числе через реализацию новых проектов по переработке сельскохозяйственной продукции.

Еще одна выявленная тенденция в развитии АПК Омской области заключается в сглаживании динамики производства продукции сельского хозяйства начиная с 2014 года. Именно в этом году был нанесен один из самых серьезных санкционных ударов по АПК России. В агропродовольственном секторе были приняты меры, итогом которых стала стабилизация объемов производства. Дальнейшие незначительные изменения индекса производства в основном связаны с воздействием погодных условий. Таким образом, сельское хозяйство региона показало высокий уровень устойчивости к внешним потрясениям, что выражается в постоянном приросте объемов производства.

Таблица 2. Самообеспеченность продовольствием в России и в Омской области (2021, 2022 гг.)


Зерно
Мясо
Растительное
масло
Рыба
Сахар
Россия
148,3 ↑ 185,4%
>95%
99,7 ↑ 101,6%
>85%
182 ↑ 211,1%
>90%
153,2 ↑ 153,3%
>85%
100,6 ↑ 103,2%
>90%
Омская
область
183,2% ↓ 179,8%
100% ↑ 102,2%

Молоко
Овощи
Картофель
Фрукты
Семена
Россия
84,3 ↑ 85,7%
<90%
88,3 ↑ 89,2%
<90%
89,1 ↑ 93,4%
<95%
44,4 ↑ 44,9%
<60%
60,3%
<75%
Омская
область
108,2% = 108,2%
60% ↑ 63%
100,1% ↑ 110,9%
Источник: составлено авторами на основе собственных исследований

В целом уровень самообеспеченности продовольствием по основным видам продукции в России и Омской области является достаточно высоким. Мы провели дополнительный анализ по отдельным позициям: наблюдается наибольшая самообеспеченность по зерну и растительному маслу (185 и 211% соответственно), а также по семенам (уровень обеспеченности 60%).

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России [10], минимальный уровень самообеспеченности по зерновым должен составлять не менее 95%, по растительному маслу – не менее 90%, по семенам не менее 75%.

Далее будет проведен анализ основных факторов, определяющих уровень самообеспеченности по зерновым и масличным культурам с точки зрения наличия и использования отечественных и зарубежных сортов рапса ярового, подсолнечника, яровой и озимой пшеницы.

Рисунок 2. Сорта рапса ярового и подсолнечника, внесенные в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию

(по состоянию на 01.08.2023)

Источник: составлено авторами. Реестры государственной комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений. - URL: https://gossortrf.ru/publication/reestry.php (дата обращения 01.08.2023) [16]

Основными масличными культурами, которые возделываются в России, являются рапс и подсолнечник. При этом из 189 сортов рапса и 839 сортов подсолнечника, включенных в Госреестр, 61,4% и 53,4% сортов соответственно являются зарубежными (рисунок 2), что указывает на существенную зависимость отрасли от семян зарубежной селекции. В таблице 3 представлены страны происхождения зарубежных сортов масличных культур, используемых в России.

Таблица 3. Происхождение сортов зарубежной селекции рапса ярового и подсолнечника, включенных в государственный реестр селекционных достижений (по состоянию на 01.08.2023)

Страна
происхождения
Число сортов
рапса, ед.
Число сортов
подсолнеч-ника, ед.
Страна
происхождения
Число сортов
рапса, ед.
Число сортов
подсолнеч-ника, ед.
Канада
4
-
Молдова
0
10
США
36
27
Беларусь
4
0
Панама
0
3
Люксембург
0
7
Виргинские острова
0
1
Болгария
0
7
Аргентина
0
7
Италия
0
8
Швеция
4
44
Украина
0
17
Австрия
4
3
Нидерланды
0
1
Германия
54
15
Турция
0
14
Франция
3
206
Венгрия
0
3
Англия
0
12
Испания
0
5
Источник: составлено авторами. Реестры государственной комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений. - URL: https://gossortrf.ru/publication/reestry.php (дата обращения 01.08.2023) [16]

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что большая часть зарубежных сортов приходится на оригинаторов из недружественных стран, что в еще большей степени повышает риски нарушения производственных процессов и в перспективе создает угрозы для стабильного развития производства масличных культур в России.

Следует отметить, что зарубежные сорта масличных культур не только присутствуют в государственном реестре, но и активно используются в регионах России. На рисунке 3 представлены данные об использовании 448 зарубежных сортов подсолнечника по регионам допуска. Основными регионами, в которых возделывают зарубежные сорта подсолнечника, по данным рисунка 3, являются регионы России, относящиеся к Центрально-Черноземному, Средневолжскому, Уральскому, Нижне-Волжскому, Северо-Кавказскому и Западно-Сибирскому регионам допуска. Представленные данные свидетельствуют о широкой географии распространения зарубежных сортов. При этом необходимо иметь ввиду, что современный зарубежный сорт – это не только семена, но и соответствующие технологии выращивания, а также средства защиты и материально-техническая база, которые, как правило, также являются зарубежными и внедряются в хозяйствах в комплексе. Следует отметить, что практически по всем зарубежным сортам заключены лицензионные соглашения об их использовании на территории России, то есть сорта, которые реально возделываются. Совокупность указанных факторов еще больше повышает зависимость российских производителей от зарубежных поставщиков.

Рисунок 3. Распределение зарубежных сортов подсолнечника по регионам допуска в Российской Федерации (по состоянию на 01.08.2023)

Источник: составлено авторами. Реестры государственной комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений. - URL: https://gossortrf.ru/publication/reestry.php (дата обращения 01.08.2023) [16]

Мы провели аналогичный анализ по пшенице. Из 320 сортов яровой мягкой пшеницы, представленных в Госреестре, 6,3% - сорта зарубежной селекции. По яровой твердой пшенице в Госреестр включены 9,9% сортов зарубежной селекции. Большинство зарубежных сортов также созданы в недружественных странах, включая Польшу (4 сорта), Австрию (2 сорта), Германию (15 сортов), Данию и Швецию (по одному сорту), Францию (5 сортов), Чехию (3 сорта) и Украину (125 сортов).

На первый взгляд с сортами пшеницы наблюдается положительная динамика, чем с сортами масличных культур. При этом следует отметить, что большая часть зарубежных сортов применяется в южных регионах, эти сорта являются высокоинтенсивными, требующими применения специальных средств защиты растений, больших доз удобрений, специальной агротехники. Только в этом случае сорта дают экономически обоснованные урожаи. Срок полезного использования таких сортов не превышает 2-3 лет, после чего наблюдается резкое снижение производственных показателей и требуются закупки новых партий зарубежных семян. Учитывая агрессивную маркетинговую политику зарубежных компаний-оригинаторов сортов, в перспективе зависимость отечественных производителей от семян зарубежной селекции будет только увеличиваться.

В 2022 году 15,6% семян яровой пшеницы были зарубежного происхождения. Наиболее сложная ситуация с семенами отечественной селекции наблюдается по таким культурам как сахарная свекла, картофель, подсолнечник и яровой рапс. Под все эти культуры в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства России предусмотрена реализация отдельных подпрограмм, направленных на создание новых отечественных сортов и увеличение посевных площадей под ними [13].

Изменение карты экспорта продовольствия. Все большее значение в экспорте сельскохозяйственной продукции, основа которого зерно, приобретают сухопутные маршруты. Разворот экспортных потоков на Восток требует развития логистической инфраструктуры и сухопутных транспортных артерий. В 2023 году Россия столкнулась с беспрецедентной ситуацией по экономическому блокированию основных морских путей поставки удобрений и продовольствия на мировые рынки. Это осложнило экспорт и еще раз продемонстрировало необходимость создания и развития полностью независимых морских торговых путей. При этом северный морской путь рассматривается как один из перспективных транспортных зерновых коридоров, через который российское, в том числе омское, зерно будет беспрепятственно поставляться в страны Юго-Восточной Азии и Китай.

Несмотря на хорошие условия для развития сельскохозяйственного производства, постоянный рост объемов производства, внедрение новых эффективных технологий, в мире наблюдается рост числа голодающих. Мировые цены на продовольствие обновляют свои максимальные значения. И в 2023 году рост цен на продовольственные товары продолжится, что, в том числе, является следствием искусственных ограничений, созданных западными странами в отношении поставок российских удобрений и экспорта сельскохозяйственной продукции. У многих сельских товаропроизводителей, вследствие тяжелого хозяйственно-финансового состояния и низкого уровня развития, не сформированы потребности полноценного участника рыночных отношений, а значит, нет взаимодействия с отдельными структурами [17, с. 311]. Безусловно, предпринимаемые меры по переориентации экспортных плотиков продовольствия и созданию независимых транспортных коридоров будут способствовать ослаблению продовольственного мирового кризиса.

Доступность рынков сбыта – это важная составляющая эффективной аграрной экономики. Не следует забывать и об эффективности производства продукции.

Цифровизация. В последние пять лет в АПК происходит цифровая революция. Темпы цифровизации современного сельского хозяйства уступают только темпам цифровизации в отрасли информационных технологий. В последнее время российские аграрии все активнее применяют цифровые технологии в управлении сельскохозяйственным производством. Отечественный рынок цифровых технологий в АПК уже сейчас оценивается в 360 млрд рублей, а к 2026 году он должен вырасти в пять раз [18]. Сельское хозяйство России является одним из активных секторов экономики по скорости внедрения геоинформационных систем и цифровых двойников по сравнению с другими отраслями. Также наблюдается активное внедрение в сельскохозяйственное производство аддитивных технологий и технологии интернета вещей. Однако, значительные проблемы имеются в сфере цифровых навыков персонала, цифровизации бизнес-процессов и финансовом обеспечении процесса цифровизации отрасли. Рассчитанный сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [19] индекс цифровизации отражает основные проблемы в сфере использования цифровых технологий российскими аграриями, отнеся сельское хозяйство на предпоследнее место в рейтинге цифровизации отраслей [20]. Однако, рассматривая динамику данного процесса, можно отметить, что сельское хозяйство демонстрирует наибольший годовой прирост данного индекса, уступая лишь отрасли информационных технологий (рисунок 4).

Рисунок 4. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы по отраслям в 2021 г.

Источник: Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы. Экспресс-информация Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. - URL: https://issek.hse.ru/news/783750202.html (дата обращения 11.09.2023) [19]

Наибольший прирост произошел в сфере цифровизации бизнес-процессов. Это стало возможным благодаря системным мерам государственной поддержки, реализуемым в последние 5-7 лет.

В 2022 году в Омском государственном аграрном университете по заказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области было проведено исследование в области цифровизации сельского хозяйства региона, в рамках которого был проведен опрос 323 товаропроизводителей [21, 22]. Было выявлено, что около 43% респондентов в своей деятельности применяют технику, оснащенную цифровыми технологиями, при этом только у 32% предприятий самоходная техника оборудована системами ГЛОНАСС/GPS. 46,8% используют в своей работе специализированные программные продукты. В целом проведенный анализ показал, что сельскохозяйственные товаропроизводители Омской области не в полной мере используют потенциал цифровых технологий для повышения эффективности своей деятельности.

Одна из причин относительно низкого уровня цифровизации – это уровень развития инфраструктуры, необходимой для применения цифровых технологий.

Значительные размеры Омской области и разный уровень социально-экономического развития отдельных муниципальных районов, а также особенности расположения транспортной инфраструктуры в регионе оказывают существенное влияние на уровень Интернет-покрытия территории. А без устойчивого интернета говорить об эффективном внедрении цифровых технологий не приходится. У нас в регионе до сих пор есть территории, на которых мобильный интернет полностью отсутствует. Следует отметить, что число таких территорий из года в год сокращается благодаря программе по развитию цифровой инфраструктуры, но данный фактор все еще играет значительную роль при принятии решений сельскохозяйственными товаропроизводителями Омской области о внедрении цифровых технологий в производство (рисунок 5).


есть проводной и мобильный Интернет

есть проводной и мобильный Интернет, мобильная связь не устойчивая

есть мобильный Интернет, связь не устойчивая
Рисунок 5. Уровень доступности Интернета организациям муниципальных районов Омской области

Источник [23]

Среди основных факторов, по мнению исследователей Омского ГАУ [24] ограничивающих внедрение цифровых технологий в сельскохозяйственных организациях Омской области сами товаропроизводители чаще всего называют два – отсутствие соответствующих кадров на рынке труда региона (24% респондентов) и высокие затраты на внедрение (25%).

В качестве ответа на первое ограничение Омский ГАУ с 2023 года запустил несколько образовательных программ и модулей по подготовке специалистов в области информационных технологий и систем в растениеводстве, животноводстве и агроинженерии. Студенты и слушатели программ не только знакомятся с передовыми цифровыми технологиями в сельском хозяйстве, но и на практике применяют их на предприятиях-партнерах. Кроме того, Омский ГАУ совместно с Омским НИИ приборостроения (корпорация «РОСТЕХ») завершает разработку полностью отечественной информационной системы по управлению бизнес-процессами в животноводстве [25]. Производственные испытания системы начнутся уже осенью 2023 года на предприятиях-партнерах.

Противники тотальной цифровизации указывают на следующую проблему: сформированные государственные информационные ресурсы не всегда в полном объеме доступны всем субъектам рынка, что объясняется отсутствием единой нормативно-правовой базы, регулирующей их создание как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях [26, с. 192]. Относительно высоких затрат на внедрение цифровых технологий, следует отметить следующее: внедрение цифровых технологий позволяет сократить производственные затраты на 23%, получить экономию затрат 8-12% при дифференцированном внесении удобрений, сократить потери урожая до 40% от неэффективного использования средств производства и получить еще ряд положительных эффектов [22]. Эти эффекты проявились при внедрении цифровых технологий на конкретных сельскохозяйственных предприятиях в России и в Омской области и полностью окупили расходы на внедрение цифровых технологий. Для тиражирования эффектов необходимо создание научно-производственных и инновационных консорциумов, в которые наряду с научными и образовательными учреждениями также будут входить представители бизнеса и органов государственной власти. Только такие объединения способны создавать условия для массового внедрения инноваций в сельское хозяйство.

На сегодняшний день существует ряд инструментов, позволяющих создавать такие консорциумы и «заводить» в регион проекты с государственным софинансированием до 1 млрд руб. Один из таких проектов, реализация которого прорабатывается в настоящее время в Омской области – это создание агробиотехнопарка для формирования условий по тиражированию и массовому внедрению в производство инноваций, основанных на биотехнологиях. В Омской области сегодня есть все условия для реализации масштабных проектов, направленных на трансформацию регионального агропромышленного комплекса и вывода его на новый уровень.

Анализ развития российской аграрной экономики позволил заключить, что основными перспективными направлениями развития отечественной политики качественной трансформации АПК должны стать:

- комплексное развитие нормативно-правовой и законодательной базы;

- развитие инфраструктуры аграрного производства с одновременной поддержкой формирования кластеров, технопарков, бизнес-инкубаторов, транспортно-логистических комплексов в агробизнесе;

- усиление научных исследований по преобразованию сельского хозяйства в наукоемкий и высокотехнологичный сектор экономики.

Считаем, что для сохранения устойчивости продовольственных систем при перестройке рыночных процессов в сельском хозяйстве следует:

- разработать организационно-экономические механизмы совершенствования логистики схем взаимодействий и экосистемных связей с разными отраслями и переориентации поставок на заинтересованные страны;

- сформировать стратегию по оптимизации структуры и функциональных требований экономических, социальных, политических регуляторов обеспечения национального технологического суверенитета и развития агропродовольственного рынка.

Заключение. Анализ ситуации с использованием сортов российской и зарубежной селекции в России позволил выявить следующие проблемы:

- западные санкции и глобальные вызовы, меняющие ландшафт внутрироссийской и мировой аграрной экономики;

- более половины сортов подсолнечника и ярового рапса, разрешенных к использованию на территории России, имеют зарубежное происхождение, что указывает на высокий уровень рисков в сфере продовольственной безопасности;

- по сортам пшеницы также наблюдается присутствие зарубежных сортов – 6% по яровой мягкой и 10% по яровой твердой пшенице;

- экономическая блокада основных морских путей поставки удобрений и продовольствия на мировые рынки;

- разворот экспортных потоков на Восток требует развития логистической инфраструктуры и сухопутных транспортных артерий;

- темпы цифровизации современного сельского хозяйства уступают темпам цифровизации в других отраслях экономики;

- недостаточность ресурсов у субъектов АПК: низкий уровень цифровых навыков персонала, высокий объем затрат на внедрение цифровых технологий; неразвитость инфраструктуры, необходимой для применения цифровых технологий.

На наш взгляд, управление бизнес-процессами для предприятий агропромышленного комплекса должно осуществляться через создание адекватных механизмов продвижения на рынок российских технологий (агробиотехнологические и цифровые) и условий их использования по модели предоставления сельскохозяйственному товаропроизводителю комплексного продукта, включающего в себя семена, средства защиты растений, удобрения, материально-техническое обеспечение, научное сопровождение процессов и информационно-консультационную поддержку одновременно. Проработка такого механизма является одним из перспективных направлений дальнейших исследований авторов.


Источники:

1. Кузнецова Н.А., Королькова А.П., Заводило О.В., Ильина А.В. Проблемы эффективности импортозамещения на российском агрорынке семян сельскохозяйственных культур // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 2(81). – c. 49-55.
2. Лукомец А.В. Импортозамещение семян сельскохозяйственных культур в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2023. – № 1. – c. 108-115. – doi: 10.37984/2076-9288-2023-1-108-115.
3. Медянников И.Н. Импортозамещение для посева подсолнечника // Фермер. Поволжье. – 2015. – № 1(32). – c. 34-36.
4. Воротников И.Л., Муравьева М.В., Петров К.А. Организационно-экономическая модель импортозамещения в селекции и семеноводстве сельскохозяйственных культур в России // Перспективы науки. – 2018. – № 8(107). – c. 54-61.
5. Шутова Н.И., Кононова О.В., Ларина О.В., Лобанова Е.Н. Обеспечение продовольственной безопасности страны на основе импортозамещения семян // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 85-7. – c. 83-85. – doi: 10.18411/trnio-05-2022-313.
6. Сапожникова С.М., Рейхерт Н.В. Условия реализации импортозамещения в сельскохозяйственном секторе экономики // Наука Красноярья. – 2022. – № 2-3. – c. 27-37. – doi: 10.12731/2070-7568-2022-11-2-3-27-37.
7. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (от 29.12.2006 №264-ФЗ). Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902021785 (дата обращения: 21.06.2023).
8. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года (от 21.07.2020 №474). Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 27.06.2023).
9. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 19.04.2017 №176). Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879 (дата обращения: 10.06.2023).
10. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 21.01.2020 №20). Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202001210021 (дата обращения: 15.06.2023).
11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 2.07.2021 №400). Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (дата обращения: 19.06.2023).
12. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717). Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902361843 (дата обращения: 01.06.2023).
13. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы (постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 996). Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/436761964 (дата обращения: 30.06.2023).
14. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (постановление Правительства РФ от 31.05.2019 № 696). Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/554801411 (дата обращения: 21.06.2023).
15. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 8.09.2022 № 2567-р). Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/351735594?marker=6580IP (дата обращения: 14.06.2023).
16. Реестры государственной комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений. Gossortrf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gossortrf.ru/publication/reestry.php (дата обращения: 01.08.2023).
17. Шумакова О.В., Крюкова О.Н. Оптимизация параметров структуры доходов субъектов агропродовольственного рынка // Вестник Омского государственного аграрного университета. – 2016. – № 1(21). – c. 310-320.
18. Цаголти А. Импортозамещение в AgroTech: условия, сложности, перспективы. Агроинвестор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/column/alan-tsagolti/38687-importozameshchenie-v-agrotech-usloviya-slozhnosti-perspektivy/ (дата обращения: 21.09.2023).
19. Васильковский С.А., Ковалева Г.Г., Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Зинина Т.С., Рудник П.Б. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы. - М.: НИУ ВШЭ, 2022.
20. Бураева Е.В. Актуальные тренды подготовки кадров для цифровой аграрной экономики России: анализ основных тенденций и процессов // Вызовы современности и стратегия развития аграрной экономики: Материалы международной научно-практической конференции. Орел, 2022. – c. 97-103.
21. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А., Асташова Е.А. Классификация сельскохозяйственных организаций по уровню технического оснащения и использования цифровых технологий // Креативная экономика. – 2022. – № 12. – c. 5037-5048. – doi: 10.18334/ce.16.12.116562.
22. Асташова Е.А., Кузнецова Н.А., Зинич Л.В. Модель цифровой трансформации предприятий АПК // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2341-2356. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116890.
23. Кузнецова Н.А., Зинич Л.В., Асташова Е.А. Оценка потенциала цифровизации сельского хозяйства Омской области // Креативная экономика. – 2022. – № 11. – c. 4451-4464. – doi: 10.18334/ce.16.11.116572.
24. Асташова Е.А., Кузнецова Н.А., Зинич Л.В. Этапы цифровой трансформации сельскохозяйственных организаций // Креативная экономика. – 2022. – № 12. – c. 5025-5036. – doi: 10.18334/ce.16.12.116891.
25. Аграрный университет представил перспективные проекты на выставке-ярмарке «Агро-Омск 2022». Комсомольская правда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.omsk.kp.ru/online/news/4851903/ (дата обращения: 18.11.2023).
26. Шумакова О.В., Крюкова О.Н. Новые трансакционные затраты и глобальная цифровизация // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2020. – № 3. – c. 189-197. – doi: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.23.

Страница обновлена: 17.02.2024 в 15:58:33