Демпфирующая надбавка к возвратному акцизу на нефтяное сырье: современные вызовы и угрозы, направления совершенствования

Волконский В.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 5 (Май 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965187

Аннотация:
Нефтяная промышленность Российской Федерации – один из столпов, обеспечивающий благосостояние, суверенитет и экономическую безопасность государства. На протяжении десятков лет проблема оптимизации взаимоотношений государства и нефтяной отрасли, особенно в области эффективного налогообложения, не утрачивает свою актуальность на фоне существенных изменений внутренних и внешних факторов. Настоящее исследование посвящено анализу актуального состояния модели демпфирующего механизма в возвратном акцизе на нефтяное сырье как одного из важнейших инструментов регулирования внутренних цен на нефтепродукты и поддержки развития отечественной нефтяной промышленности. Идентифицированы и описаны важнейшие вызовы и угрозы, во многом вызванные событиями, происходящими на мировых рынках энергоносителей, проведен анализ уязвимостей применяющейся в настоящий момент модели демпфера, предложены направления совершенствования модели демпфирующего механизма в целях минимизации актуальных рисков.

Ключевые слова: нефтяная промышленность, налогообложение, экономическая безопасность, демпфирующий механизм

JEL-классификация: H20, H25, Q35



Введение

За последние 120 лет экономическая система России переживала фундаментальные изменения, влекущие за собой кардинальное изменение механизмов экономических связей хозяйствующих субъектов с государством, а также друг с другом. Даже сейчас экономическая система Российской Федерации в условиях глобальной социально-экономической нестабильности вынуждена оперативно подстраиваться под актуальную ситуацию с учетом современных вызовов и угроз. В подобных условиях фискальная политика государства практически неизбежно достаточно быстро перестает быть понятной и прозрачной как рядовому гражданину, так и предпринимателю. Разработка и согласование инструментов налогообложения – достаточно сложная задача, решение которой требует значительного количества ресурсов, в том числе времени. Таким образом, оперативное реагирование государственной системы налогообложения в целях обеспечения экономической безопасности в условиях высокой динамичности внешней и внутренней сред регулярно приводит к неоднозначным решениям, которые, в свою очередь, в дальнейшем приводят к необходимости либо продолжения внедрения локальных малоэффективных изменений, либо полному пересмотру всего инструмента, либо даже инструментария [8].

Система налогообложения нефтяной отрасли России не является исключением из описанной выше ситуации. Финансовые кризисы, краткосрочные государственные, либо мировые потрясения, санкции и соответствующие реакции на них государственных законодательных и исполнительных органов в настоящее время привели к чрезмерному усложнению основных инструментов (моделей) налогообложения. Формулы расчета налогов становятся крайне запутанными, в них появляются константы, для понимания которых гражданину зачастую необходимо не только досконально изучить нормативную базу, но также ознакомиться документацией, непосредственно сопровождавшей принятие той или иной поправки в закон. Представленные проблемы налоговых инструментов в свою очередь выступают в качестве факторов национальных экономических рисков, снижения устойчивости национальной экономики. В условиях регионализации мировой экономики, усложнения социально-экономических отношений, разрушения устоявшихся связей и созависимостей и возникновения и укрепления новых, с учетом обострения экономических и геополитических рисков, проблема оптимизации инструментов налогообложения является особенно актуальной.

За последний год внимание федеральных органов исполнительной власти в области регулирования деятельности нефтяной промышленности России было сосредоточено вокруг налога на добычу полезных ископаемых, а также демпфирующей надбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье. Проблему эффективного ценообразования на внутреннем рынке моторных топлив изучал Николаев Д.А. [7], вопросами сущности демпфирующей надбавки, ее основных преимуществ и недостатков занимались Лютягин Д.В., Забайкин Ю.В., Шендеров В.И., Волков С.В. [4], анализу предпосылок и последствий внедрения демпфирующего механизма посвящена работа Малкова А.В., Немова В.Ю. [6]. Научный интерес большинства исследователей при этом сосредоточен вокруг сущностной составляющей демпфирующего механизма, при этом вопросам методологического характера данного инструмента внимание уделяется достаточно редко. В настоящем исследовании предлагается проанализировать актуальное состояние и последние изменения в механизме расчета демпфирующей надбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье (демпфера), установить основные «узкие места» текущей модели, а также предложить возможные пути дальнейшего пересмотра, либо совершенствования указанного инструмента в условиях актуальных вызовов и угроз.

Основная часть

Демпфирующий механизм был разработан в 2018 году и начал применяться с 1 января 2019 года в целях сглаживания колебаний мировых котировок автомобильного бензина и дизельного топлива по отношению к внутренним розничным ценам на данные нефтепродукты [5]. Внедрение данного механизма происходило на фоне налогового маневра, предполагавшего постепенный отказ от экспортной пошлины на нефть. Необходимость создания модели демпфера обоснована в первую очередь желанием крупных компаний нефтяной промышленности максимизировать собственные доходы [2]. В условиях нестабильных мировых цен на нефть и нефтепродукты (которые к тому же зачастую превышали цены на внутреннем рынке РФ) отсутствие демпфирующего механизма без дополнительного вмешательства государства в экономику привело бы либо к дефициту моторных топлив на внутреннем рынке, либо к постоянным существенным колебаниям внутренних цен, что, безусловно, негативно отразилось бы на стабильности социально-экономических отношений внутри страны и темпах роста национальной экономики.

Концептуальный смысл демпфирующего механизма в составе обратного акциза следующий: в ситуации превышения мировых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо над средними ценами внутри страны (средние цены устанавливаются нормативными актами и ежегодно корректируются с учетом инфляции и макроэкономической обстановки) государство компенсирует нефтепереработчикам часть выпадающих доходов за поставки топлив на внутренний рынок [3]. При этом отпускные цены производителей не должны превышать средние цены более, чем на 10% и 20% для автобензина и дизельного топлива, соответственно.

Модель демпфирующей надбавки выглядит следующим образом:

,

где:

Кдемп – общая величина демпфирующей надбавки, руб.;

Даб – величина демпфера на автобензины, руб./т;

Ддт – величина демпфера на дизельное топливо, руб./т;

Vаб, Vдт – объем автобензина (с октановым числом 92 и более) и дизельного топлива, реализованных в РФ или использованных на собственные нужды;

Каб_комп – коэффициент компенсации на автобензины (0,68 с 2020 года);

Кдт_комп – коэффициент компенсации на дизельное топливо (0,65 с 2020 года).

В свою очередь демпфер на автобензины и дизельное топливо рассчитывается следующим образом:

,

где:

Цвр – цены внутреннего рынка, устанавливаемые законом;

Таблица 1. Цены внутреннего рынка (Цвр) на 2022-2025 гг., руб./т

Цвр
2023
2024
2025
Автомобильные бензины (АБ)
56900
58650
60450
Дизельное топливо (ДТ)
53850
55500
57200
Источник: составлено по данным НК РФ [1]

Цэксп – экспортная цена на моторное топливо.

Ц эксп рассчитывается по формуле:

,

где:

Црт – средняя за период цена на автобензин/дизельное топливо на роттердамском рынке нефтяного сырья (Европа), долл./т;

Вспр – ценовой дифференциал произведенного на российском рынке моторного топлива. Принимается равным дифференциалу между ценами на нефть марок Urals и North Sea Dated, выраженных в долл./барр., умноженному на коэффициент баррелизации 7,3, но не менее 0 и не более:

Таблица 2. ограничения ценового дифференциала произведённого на российском рынке моторного топлива (Вспр), долл./т

АБ
01.01.2023 – 31.03.2023
01.04.2023 – 30.06.2023
01.01.2026…
Вспр для АБ
146
182,5
0
ДТ
01.01.2023 – 31.03.2023
01.04.2023 – 31.12.2023
01.01.2024…
Вспр для ДТ
0
73
0
Источник: составлено по данным НК РФ [1];

Тм – расходы на транспорт и перевалку, долл./т;

ЭП – величина экспортной пошлины, долл./т;

Р – курс доллара, руб./долл.;

А – ставка акциза, руб./т;

Сндс – ставка НДС, %.

Таким образом, величина демпфирующей надбавки в рамках одного года зависит преимущественно от цен на нефтепродукты на европейском рынке и курса доллара.

События 2022 года определили вектор дальнейшего развития международных отношений, ориентированный на регионализацию. Мировой рынок торговли нефтью, газом, нефтепродуктами был практически разрушен. Вводимые странами западной коалиции санкции и ответ России на них спровоцировали потерю прозрачности на сырьевых рынках, возникновения дефицита информации, необходимой для принятия эффективных решений. В том числе данная ситуация подчеркнула «узкие места» действующей модели демпфирующего механизма.

На текущий момент Российская Федерация не имеет собственного аналитического агентства, признанного на международном рынке. В 2022 году многие аналитические агентства отказались сотрудничать с Россией и российскими компаниями, ограничив тем самым оперативный доступ к информации о ситуации на мировых рынках. Таким образом, обращаясь к модели демпфирующего механизма, следует отметить кратно возросший риск невозможности проведения расчетов: в настоящее время в отечественном законодательстве для определения цен на нефть и нефтепродукты на европейских рынках используются данные британского аналитического агентства Argus Media. По состоянию на апрель 2023 года агентство не разорвало партнерские отношения с Россией, однако вероятность реализации данного риска со временем растет. Безусловно, с современным уровнем развития информационных сетей и международных отношений, возможность получать необходимую информацию через третьих лиц сохранится, однако, акцентируя внимание на ставках перевалки и фрахта в российских портах, следует отметить, что агентство после разрыва деловых отношений с Россией может в принципе перестать публиковать данную информацию, что в краткосрочной перспективе парализует действующий налоговый инструмент.

Возможным мероприятием по минимизации указанного риска может стать переход от использования данных международных аналитических агентств к отечественным аналогам, которые в настоящее время активно разрабатываются. В том числе, экспертами уже упоминались предложения о развитии Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи как аналитического агентства и перехода на использование ее данных. Данное решение, однако, не сможет минимизировать риск потери работоспособности демпфирующего механизма в условиях международной информационной блокады, так как в таком случае возможна утрата законного оперативного доступа к данным на зарубежных рынках.

Вторая значимая проблема современной модели демпфирующей надбавки заключается в использовании котировок нефтепродуктов на европейском рынке. В условиях стабильных поставок российских нефтепродуктов преимущественно на европейский рынок использование европейских котировок было полностью оправданным. Однако с февраля 2023 года за редкими исключениями автобензины и дизельное топливо из России в Европу не экспортируются. Потоки бензина и дизельного топлива переориентировались на рынки Индии, Китая, Турции и иных стран Африки и Азии. Очевидно, что в настоящих условиях реальные контрактные цены на российские нефтепродукты оказались ниже европейских. Демпфирующая надбавка в данном случае утрачивает свою адекватность, так как нефтепереработчики начинают получать дополнительную необоснованную выгоду. Переориентация экспорта российских нефтепродуктов на восток потребовала быстрого изменения механизма демпфера в целях минимизации необоснованных потерь бюджета.

Таковым решением стало внедрение в формулу расчета демпфера ценового дифференциала Вспр. Данный показатель учитывает возникший в 2022 году существенный дисконт российской нефти к североморскому эталону. В данном случае европейские котировки нефтепродуктов «подстраиваются» под актуальные контрактные цены российских бензинов и дизельного топлива, экспортируемых в дружественные государства. Безусловно, данное решение позволило в кратчайшие сроки сбалансировать механизм демпфера, однако в ситуации нестабильности мировых рынков нефти и нефтепродуктов можно наблюдать, насколько менее, чем за год, усложнился показатель Вспр. Более того, с 1 апреля 2023 года для расчета цен на нефть в целях налогообложения максимальный показатель дифференциала Urals-North Sea Dated будет законодательно ограничен: 34 долл./барр. в апреле, 31 долл./барр. в мае, 28 долл./барр. в июне, 25 долл./барр. в июле и далее. Если по состоянию на 02.04.2023 года фактический дифференциал не превышает порог, то в последующие месяцы возможно возникновение ситуации, при которой демпфирующий механизм перестанет учитывать реальную ситуацию на рынке.

Возможным решением данной проблемы в среднесрочной перспективе является переход от европейских котировок нефтепродуктов к реальным контрактным экспортным ценам, а также ставкам фрахта и перевалки. Собирать и обрабатывать данную информацию может Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики Российской Федерации. В совокупности с данными об объемах экспорта нефтепродуктов возможен расчет средних экспортных котировок в целом по России, либо расчет экспортных котировок для каждого нефтепереработчика. Модель демпфирующего механизма в данном случае сможет отражать реальную ситуацию на рынке и компенсировать нефтепереработчикам условленную долю выпадающих доходов, либо изымать условленную долю дополнительных доходов в полном объеме на основе объективных оснований. При этом следует отметить неизбежный рост риска неправомерных манипуляций с торговой документаций, продажу нефтепродуктов на экспорт по искусственно завышенным ценам для получения дополнительной выгоды. В данной ситуации нагрузка на контролирующие и надзорные органы, скорее всего, возрастет, что, в свою очередь, требует дополнительных исследований и оценок перед принятием решения о внедрении подобных изменений в модель демпфирующей надбавки.

Третьим «узким местом» действующей модели демпфирующей надбавки можно считать опору на доллар в расчетах. В настоящее время наблюдается существенный рост доли расчетов в национальных валютах партнеров при торговле российскими энергоресурсами. Доллар США постепенно утрачивает свою значимость как главной расчетной валюты в международной торговле России. Решение данной проблемы, предположительно, станет одним из последствий решений названных ранее проблем, так как доступ к информации о курсах валют при расчетах с дружественными странами в нац. валютах не представляет трудностей.

Выводы

Подводя итог вышеперечисленному, следует отметить значимость принципов точности и простоты фискальных инструментов в современных системах социально-экономических отношений. Оперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынков, безусловно, необходимо, однако нередко сиюминутные решения приводят к чрезмерному усложнению всей модели в рамках налогообложения, что в свою очередь негативно отражается как на социально-экономических отношениях в стране в целом, так и отношении общества к государству, в частности. Разработка и совершенствование инструментов налогообложения – чрезвычайно важные и сложные процессы, и от качества их проведения во многом зависит благосостояние и развитие общества.


Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.03.2023).
2. Каукин А.С., Миллер Е.С. Налоговый маневр в нефтяной отрасли: риски «ручного регулирования» // Экономическое развитие России. – 2019. – № 7. – c. 87-92.
3. Лермонтов Ю.М. Стабилизация цен на бензин и дизельное топливо: налого-правовые методы и способы // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2019. – № 2. – c. 27-30.
4. Лютягин Д.В., Забайкин Ю.В., Шендеров В.И., Волков С.В. Демпфирующий механизм в регулировании рынка нефтепродуктов в России – несовершенство в условиях резких изменений // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2019. – № 4. – c. 44-50.
5. Лютягин Д.В., Забайкин Ю.В., Новикова С.А. Демпфирующий механизм в регулировании рынка нефтепродуктов в России // Булатовские чтения. – 2020. – № 7. – c. 239-245.
6. Малков А.В., Немов В.Ю. Демпферный механизм в системе ценообразования на топливном рынке России // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2022. – № 4. – c. 227-233.
7. Николаев Д.А. В поисках устойчивой модели регулирования внутреннего рынка моторных топлив // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – № 6-1. – c. 432-442.
8. Сазанов А.В. О текущих вопросах налогообложения в нефтегазовой отрасли // Нефть, газ и право. – 2019. – № 1. – c. 19-24.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:04