Damping surcharge on the return excise tax on crude oil: current challenges and threats, directions for improvement
Volkonskiy V.A.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 155
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 5 (May 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53965187
Abstract:
The oil industry of the Russian Federation is one of the pillars that ensures the welfare, sovereignty and economic security of the state. For decades, the problem of optimizing the relationship between the state and the oil industry, especially in the field of effective taxation, has not lost its relevance against the background of significant changes in internal and external factors. The study is devoted to the analysis of the current damping mechanism model in the return excise tax on crude oil as one of the most important tools for regulating domestic prices for petroleum products and supporting the development of the domestic oil industry. The most important challenges and threats, largely caused by the events taking place on the world energy markets, are identified. The vulnerabilities of the currently used damper model are analyzed. In order to minimize current risks, directions for improving the damping mechanism model are proposed.
Keywords: oil industry, taxation, economic security, damping mechanism
JEL-classification: H20, H25, Q35
Введение
За последние 120 лет экономическая система России переживала фундаментальные изменения, влекущие за собой кардинальное изменение механизмов экономических связей хозяйствующих субъектов с государством, а также друг с другом. Даже сейчас экономическая система Российской Федерации в условиях глобальной социально-экономической нестабильности вынуждена оперативно подстраиваться под актуальную ситуацию с учетом современных вызовов и угроз. В подобных условиях фискальная политика государства практически неизбежно достаточно быстро перестает быть понятной и прозрачной как рядовому гражданину, так и предпринимателю. Разработка и согласование инструментов налогообложения – достаточно сложная задача, решение которой требует значительного количества ресурсов, в том числе времени. Таким образом, оперативное реагирование государственной системы налогообложения в целях обеспечения экономической безопасности в условиях высокой динамичности внешней и внутренней сред регулярно приводит к неоднозначным решениям, которые, в свою очередь, в дальнейшем приводят к необходимости либо продолжения внедрения локальных малоэффективных изменений, либо полному пересмотру всего инструмента, либо даже инструментария [8].
Система налогообложения нефтяной отрасли России не является исключением из описанной выше ситуации. Финансовые кризисы, краткосрочные государственные, либо мировые потрясения, санкции и соответствующие реакции на них государственных законодательных и исполнительных органов в настоящее время привели к чрезмерному усложнению основных инструментов (моделей) налогообложения. Формулы расчета налогов становятся крайне запутанными, в них появляются константы, для понимания которых гражданину зачастую необходимо не только досконально изучить нормативную базу, но также ознакомиться документацией, непосредственно сопровождавшей принятие той или иной поправки в закон. Представленные проблемы налоговых инструментов в свою очередь выступают в качестве факторов национальных экономических рисков, снижения устойчивости национальной экономики. В условиях регионализации мировой экономики, усложнения социально-экономических отношений, разрушения устоявшихся связей и созависимостей и возникновения и укрепления новых, с учетом обострения экономических и геополитических рисков, проблема оптимизации инструментов налогообложения является особенно актуальной.
За последний год внимание федеральных органов исполнительной власти в области регулирования деятельности нефтяной промышленности России было сосредоточено вокруг налога на добычу полезных ископаемых, а также демпфирующей надбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье. Проблему эффективного ценообразования на внутреннем рынке моторных топлив изучал Николаев Д.А. [7], вопросами сущности демпфирующей надбавки, ее основных преимуществ и недостатков занимались Лютягин Д.В., Забайкин Ю.В., Шендеров В.И., Волков С.В. [4], анализу предпосылок и последствий внедрения демпфирующего механизма посвящена работа Малкова А.В., Немова В.Ю. [6]. Научный интерес большинства исследователей при этом сосредоточен вокруг сущностной составляющей демпфирующего механизма, при этом вопросам методологического характера данного инструмента внимание уделяется достаточно редко. В настоящем исследовании предлагается проанализировать актуальное состояние и последние изменения в механизме расчета демпфирующей надбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье (демпфера), установить основные «узкие места» текущей модели, а также предложить возможные пути дальнейшего пересмотра, либо совершенствования указанного инструмента в условиях актуальных вызовов и угроз.
Основная часть
Демпфирующий механизм был разработан в 2018 году и начал применяться с 1 января 2019 года в целях сглаживания колебаний мировых котировок автомобильного бензина и дизельного топлива по отношению к внутренним розничным ценам на данные нефтепродукты [5]. Внедрение данного механизма происходило на фоне налогового маневра, предполагавшего постепенный отказ от экспортной пошлины на нефть. Необходимость создания модели демпфера обоснована в первую очередь желанием крупных компаний нефтяной промышленности максимизировать собственные доходы [2]. В условиях нестабильных мировых цен на нефть и нефтепродукты (которые к тому же зачастую превышали цены на внутреннем рынке РФ) отсутствие демпфирующего механизма без дополнительного вмешательства государства в экономику привело бы либо к дефициту моторных топлив на внутреннем рынке, либо к постоянным существенным колебаниям внутренних цен, что, безусловно, негативно отразилось бы на стабильности социально-экономических отношений внутри страны и темпах роста национальной экономики.
Концептуальный смысл демпфирующего механизма в составе обратного акциза следующий: в ситуации превышения мировых цен на автомобильные бензины и дизельное топливо над средними ценами внутри страны (средние цены устанавливаются нормативными актами и ежегодно корректируются с учетом инфляции и макроэкономической обстановки) государство компенсирует нефтепереработчикам часть выпадающих доходов за поставки топлив на внутренний рынок [3]. При этом отпускные цены производителей не должны превышать средние цены более, чем на 10% и 20% для автобензина и дизельного топлива, соответственно.
Модель демпфирующей надбавки выглядит следующим образом:
,
где:
Кдемп – общая величина демпфирующей надбавки, руб.;
Даб – величина демпфера на автобензины, руб./т;
Ддт – величина демпфера на дизельное топливо, руб./т;
Vаб, Vдт – объем автобензина (с октановым числом 92 и более) и дизельного топлива, реализованных в РФ или использованных на собственные нужды;
Каб_комп – коэффициент компенсации на автобензины (0,68 с 2020 года);
Кдт_комп – коэффициент компенсации на дизельное топливо (0,65 с 2020 года).
В свою очередь демпфер на автобензины и дизельное топливо рассчитывается следующим образом:
,
где:
Цвр – цены внутреннего рынка, устанавливаемые законом;
Таблица 1. Цены внутреннего рынка (Цвр) на 2022-2025 гг., руб./т
Цвр
|
2023
|
2024
|
2025
|
Автомобильные бензины (АБ)
|
56900
|
58650
|
60450
|
Дизельное топливо (ДТ)
|
53850
|
55500
|
57200
|
Цэксп – экспортная цена на моторное топливо.
Ц эксп рассчитывается по формуле:
,
где:
Црт – средняя за период цена на автобензин/дизельное топливо на роттердамском рынке нефтяного сырья (Европа), долл./т;
Вспр – ценовой дифференциал произведенного на российском рынке моторного топлива. Принимается равным дифференциалу между ценами на нефть марок Urals и North Sea Dated, выраженных в долл./барр., умноженному на коэффициент баррелизации 7,3, но не менее 0 и не более:
Таблица 2. ограничения ценового дифференциала произведённого на российском рынке моторного топлива (Вспр), долл./т
АБ
|
01.01.2023 – 31.03.2023
|
01.04.2023 – 30.06.2023
|
01.01.2026…
|
Вспр
для АБ
|
146
|
182,5
|
0
|
ДТ
|
01.01.2023 – 31.03.2023
|
01.04.2023 – 31.12.2023
|
01.01.2024…
|
Вспр
для ДТ
|
0
|
73
|
0
|
Тм – расходы на транспорт и перевалку, долл./т;
ЭП – величина экспортной пошлины, долл./т;
Р – курс доллара, руб./долл.;
А – ставка акциза, руб./т;
Сндс – ставка НДС, %.
Таким образом, величина демпфирующей надбавки в рамках одного года зависит преимущественно от цен на нефтепродукты на европейском рынке и курса доллара.
События 2022 года определили вектор дальнейшего развития международных отношений, ориентированный на регионализацию. Мировой рынок торговли нефтью, газом, нефтепродуктами был практически разрушен. Вводимые странами западной коалиции санкции и ответ России на них спровоцировали потерю прозрачности на сырьевых рынках, возникновения дефицита информации, необходимой для принятия эффективных решений. В том числе данная ситуация подчеркнула «узкие места» действующей модели демпфирующего механизма.
На текущий момент Российская Федерация не имеет собственного аналитического агентства, признанного на международном рынке. В 2022 году многие аналитические агентства отказались сотрудничать с Россией и российскими компаниями, ограничив тем самым оперативный доступ к информации о ситуации на мировых рынках. Таким образом, обращаясь к модели демпфирующего механизма, следует отметить кратно возросший риск невозможности проведения расчетов: в настоящее время в отечественном законодательстве для определения цен на нефть и нефтепродукты на европейских рынках используются данные британского аналитического агентства Argus Media. По состоянию на апрель 2023 года агентство не разорвало партнерские отношения с Россией, однако вероятность реализации данного риска со временем растет. Безусловно, с современным уровнем развития информационных сетей и международных отношений, возможность получать необходимую информацию через третьих лиц сохранится, однако, акцентируя внимание на ставках перевалки и фрахта в российских портах, следует отметить, что агентство после разрыва деловых отношений с Россией может в принципе перестать публиковать данную информацию, что в краткосрочной перспективе парализует действующий налоговый инструмент.
Возможным мероприятием по минимизации указанного риска может стать переход от использования данных международных аналитических агентств к отечественным аналогам, которые в настоящее время активно разрабатываются. В том числе, экспертами уже упоминались предложения о развитии Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи как аналитического агентства и перехода на использование ее данных. Данное решение, однако, не сможет минимизировать риск потери работоспособности демпфирующего механизма в условиях международной информационной блокады, так как в таком случае возможна утрата законного оперативного доступа к данным на зарубежных рынках.
Вторая значимая проблема современной модели демпфирующей надбавки заключается в использовании котировок нефтепродуктов на европейском рынке. В условиях стабильных поставок российских нефтепродуктов преимущественно на европейский рынок использование европейских котировок было полностью оправданным. Однако с февраля 2023 года за редкими исключениями автобензины и дизельное топливо из России в Европу не экспортируются. Потоки бензина и дизельного топлива переориентировались на рынки Индии, Китая, Турции и иных стран Африки и Азии. Очевидно, что в настоящих условиях реальные контрактные цены на российские нефтепродукты оказались ниже европейских. Демпфирующая надбавка в данном случае утрачивает свою адекватность, так как нефтепереработчики начинают получать дополнительную необоснованную выгоду. Переориентация экспорта российских нефтепродуктов на восток потребовала быстрого изменения механизма демпфера в целях минимизации необоснованных потерь бюджета.
Таковым решением стало внедрение в формулу расчета демпфера ценового дифференциала Вспр. Данный показатель учитывает возникший в 2022 году существенный дисконт российской нефти к североморскому эталону. В данном случае европейские котировки нефтепродуктов «подстраиваются» под актуальные контрактные цены российских бензинов и дизельного топлива, экспортируемых в дружественные государства. Безусловно, данное решение позволило в кратчайшие сроки сбалансировать механизм демпфера, однако в ситуации нестабильности мировых рынков нефти и нефтепродуктов можно наблюдать, насколько менее, чем за год, усложнился показатель Вспр. Более того, с 1 апреля 2023 года для расчета цен на нефть в целях налогообложения максимальный показатель дифференциала Urals-North Sea Dated будет законодательно ограничен: 34 долл./барр. в апреле, 31 долл./барр. в мае, 28 долл./барр. в июне, 25 долл./барр. в июле и далее. Если по состоянию на 02.04.2023 года фактический дифференциал не превышает порог, то в последующие месяцы возможно возникновение ситуации, при которой демпфирующий механизм перестанет учитывать реальную ситуацию на рынке.
Возможным решением данной проблемы в среднесрочной перспективе является переход от европейских котировок нефтепродуктов к реальным контрактным экспортным ценам, а также ставкам фрахта и перевалки. Собирать и обрабатывать данную информацию может Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики Российской Федерации. В совокупности с данными об объемах экспорта нефтепродуктов возможен расчет средних экспортных котировок в целом по России, либо расчет экспортных котировок для каждого нефтепереработчика. Модель демпфирующего механизма в данном случае сможет отражать реальную ситуацию на рынке и компенсировать нефтепереработчикам условленную долю выпадающих доходов, либо изымать условленную долю дополнительных доходов в полном объеме на основе объективных оснований. При этом следует отметить неизбежный рост риска неправомерных манипуляций с торговой документаций, продажу нефтепродуктов на экспорт по искусственно завышенным ценам для получения дополнительной выгоды. В данной ситуации нагрузка на контролирующие и надзорные органы, скорее всего, возрастет, что, в свою очередь, требует дополнительных исследований и оценок перед принятием решения о внедрении подобных изменений в модель демпфирующей надбавки.
Третьим «узким местом» действующей модели демпфирующей надбавки можно считать опору на доллар в расчетах. В настоящее время наблюдается существенный рост доли расчетов в национальных валютах партнеров при торговле российскими энергоресурсами. Доллар США постепенно утрачивает свою значимость как главной расчетной валюты в международной торговле России. Решение данной проблемы, предположительно, станет одним из последствий решений названных ранее проблем, так как доступ к информации о курсах валют при расчетах с дружественными странами в нац. валютах не представляет трудностей.
Выводы
Подводя итог вышеперечисленному, следует отметить значимость принципов точности и простоты фискальных инструментов в современных системах социально-экономических отношений. Оперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынков, безусловно, необходимо, однако нередко сиюминутные решения приводят к чрезмерному усложнению всей модели в рамках налогообложения, что в свою очередь негативно отражается как на социально-экономических отношениях в стране в целом, так и отношении общества к государству, в частности. Разработка и совершенствование инструментов налогообложения – чрезвычайно важные и сложные процессы, и от качества их проведения во многом зависит благосостояние и развитие общества.
References:
Kaukin A.S., Miller E.S. (2019). Nalogovyy manevr v neftyanoy otrasli: riski «ruchnogo regulirovaniya» [Tax maneuver in the oil sector: risks of manual control]. Russian Economic Developments. (7). 87-92. (in Russian).
Lermontov Yu.M. (2019). Stabilizatsiya tsen na benzin i dizelnoe toplivo: nalogo-pravovye metody i sposoby [Stabilization of gasoline and diesel prices: tax-legal methods and ways]. Finansovyy vestnik: Finansy, nalogi, strakhovanie, bukhgalterskiy uchet. (2). 27-30. (in Russian).
Lyutyagin D.V., Zabaykin Yu.V., Novikova S.A. (2020). Dempfiruyushchiy mekhanizm v regulirovanii rynka nefteproduktov v Rossii [Damping mechanism in regulation of the oil products market in Russia]. Bulatovskie chteniya. (7). 239-245. (in Russian).
Lyutyagin D.V., Zabaykin Yu.V., Shenderov V.I., Volkov S.V. (2019). Dempfiruyushchiy mekhanizm v regulirovanii rynka nefteproduktov v Rossii – nesovershenstvo v usloviyakh rezkikh izmeneniy [The damping mechanism in regulating the petrol market in Russia - the imperfection to resist dramatic swings]. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. (4). 44-50. (in Russian).
Malkov A.V., Nemov V.Yu. (2022). Dempfernyy mekhanizm v sisteme tsenoobrazovaniya na toplivnom rynke Rossii [Damper mechanism in the pricing system in the fuel market of Russia]. Interexpo GEO-Siberia. (4). 227-233. (in Russian).
Nikolaev D.A. (2021). V poiskakh ustoychivoy modeli regulirovaniya vnutrennego rynka motornyh topliv [Looking for a sustainable model for regulating the internal market of motor fuels]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. (6-1). 432-442. (in Russian).
Sazanov A.V. (2019). O tekushchikh voprosakh nalogooblozheniya v neftegazovoy otrasli [On current issues of taxation of the oil and gas industry]. Neft, gaz i pravo. (1). 19-24. (in Russian).
Страница обновлена: 01.05.2025 в 21:13:38