Об отдельных маркетинговых наблюдениях на внутреннем и внешнем рынках минтая

Сёмин А.Н.1, Труба А.С.
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Сёмин А.Н., Труба А.С. Об отдельных маркетинговых наблюдениях на внутреннем и внешнем рынках минтая // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – Том 9. – № 4. – С. 477-488. – doi: 10.18334/ppib.9.4.116386.

Аннотация:
В настоящей статье приведен краткий библиографический обзор о запасах минтая и их оценке, о динамике уловов, регулировании промысла, перспективах переработки. Особое внимание уделено особенностям и анализу распределения экспорта российского минтая по странам и видам обработки (свежий, мороженый, филе, фарш, консервированная продукция и др.). Установлены причины изменения географии экспорта, сокращения прямых поставок в Китай, роста объемов российского минтая, направляемых в Республику Корея. Отмечается тенденция увеличения стоимости экспорта филе минтая как продукции с более высокими потребительскими качествами и добавленной стоимостью. Рассмотрены тренды и задачи, связанные с новыми вызовами и санкционным давлением. Центральное место в статье отведено маркетинговым исследованиям, проведенным с целью установления важнейших характеристик минтая, по которым он приобретается населением в разрезе различных возрастных групп (25-30 лет; 35-50; 55-70 лет), что позволяет выработать эффективную маркетинговую стратегию, направленную на увеличение спроса на внутреннем рынке минтая и продуктов его переработки.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, рынок минтая, маркетинг, экспорт, добыча, переработка

JEL-классификация: Q18, Q22, Q28



ВВЕДЕНИЕ

О минтае, его запасах, промысле, переработке, биологических и вкусовых качествах опубликовано достаточное количество как научных, так и справочно-познавательных, публицистических работ [5; 7; 8; 9;11].

Так, в разные исследовательские периоды были опубликованы научные работы о запасах минтая и их оценке, авторами которых являются: Балыкин П.А., Варкентин А.И. (2006); Сергеева Н.П., Тепнин О.Б., Веселов С.А., Смирнов А.В. (2019); Михайлов С.В. (2002); Зверькова Л.М. (2003); Зуенко Ю.И., Нуждин В.А. (2020); Кузнецов В.В., Котенев Б.Н., Кузнецова Е.Н. (2008); Вышегородцев В.А. (1986); Авдеев Г.В., Николаев А.В., Шевцов В.И. (2006); и др.

Тренд российских выловов минтая в последние годы остается довольно-таки стабильным (2017 г. – 1,74 млн т; 2019 г. – 1,73 млн т; 2021 г. – 1,74 млн т). В настоящее время вылов минтая российскими добытчиками составляет 34,9 % от общего объема добычи в мире. Динамика уловов минтая в РФ представлена в табл. 1.

Таблица 1. Динамика уловов минтая в РФ, тыс. тонн*


Наименование районов добычи (вылова)
2017
2018
2019
2020
2021
Тихий океан
1735,4
1679,9
1731,7
1827,3
1739,1
1. Северо-Западная часть Тихого океана
1730,1
1675,4
1729,1
1826,6
1734,4
Исключительная экономическая зона России
1730,1
1675,4
1729,1
1826,5
1734,4
Восточно-Камчатская
99,5
92,3
90,2
98,9
101,4
Карагинская
6,5
7,5
12,3
11,1
21,7
Петропавловско-Командорская
93
84,8
77,9
87,8
79,7
Западно-Беринговоморская
374,8
335,2
350,0
336,2
337,6
Охотское море
1061,5
1058,1
1083,9
1171,9
1069,2
Восточно-Сахалинская
94,9
101,7
124,4
117,8
88,3
Западно-Камчатская
230,2
190,8
291,6
321
211,7
Камчатско-Курильская
386,1
413,2
323,2
355,4
401,4
Северо-Охотоморская
350,3
352,4
344,7
377,7
367,8
Северо-Курильская
102,8
105,7
89,7
109,3
97,7
Северо-Курильская Охотоморская
55,1
50,3
0,2
50,2
1,9
Северо-Курильская Тихоокеанская
47,7
55,4
89,5
59,1
95,8
Южно-Курильская
86,4
73,9
100,9
93,4
108,1
Южно-Курильская Охотоморская
82,2
69,6
96,4
88,2
101,2
Южно-Курильская Тихоокеанская
4,2
4,3
4,5
5,2
6,9
Японское море
5,1
10,2
14,4
16,8
20,4
Западно-Сахалинская
0,6
1,0
1,6
2,8
2,7
Приморье
4,5
9,2
12,8
14,0
17,7
Экономические зоны зарубежных государств
0
0
0
0,126
0
Япония
0
0
0
0,126
0
Тихоокеанская инзона
0,126
Япономорская
Открытая часть района
0,002
2. Северо-Восточная часть Тихого океана
5,3
4,5
2,6
0,7
4,7
Исключительная экономическая зона России
5,3
4,5
2,6
0,7
4,7
Чукотская
5,3
4,5
2,6
0,7
4,7
*Источник: Форма федерального государственного статистического наблюдения «Сведения об улове рыбы и добыче других водных биоресурсов (форма N 1-П (рыба)) за 2017-2021 гг.»; [1].

Вопросы перспектив и регулирования промысла минтая освещены в научных трудах, авторами которых стали: Сопина А.В., Харенко Е.Н., Глубоковский М.К., Рой В.И. (2012); Нуждин В.А. (2002); Шевченко А.И. (2004); Булатов О.А. (2003); Волотов В.М. (2004); Грицай Е.В. (2008); Прикоки О.В., Вакатов А.В., Смирнов А.А. (2011); Астафьев С.Э. (2004); Бабаян В.К. (2002); Мельников И.В., Смирнов А.В., Байталюк А.А. (2011); и др.

С проблемами и перспективами переработки минтая, разработки рецептуры для пищевого потребления можно ознакомиться в трудах таких авторов как: Ермолаев В.А., Яковченко М.А., Косолапова А.А., Бондарчук О.Н. (2020); Калиниченко Т.П. (2002); Алтухов К.В. (2013); Нехаенко В.Н. (1997); Дмитрикова В.Г. (2005); Дементьева Н.В., Богданов В.Д. (2019); Чупикова Е.С. (2002); Катунина А.Ю., Закурдаева М.А., Закурдаева А.А. (2020); Дементьева Н.В., Бойцова Т.М., Федосеева Е.В., Круговая П.Н. (2020); и др.

Из вышеприведенных результатов контент-анализа научных трудов, несложно заметить, что большинство исследователей сосредоточили свои усилия на изучении запасов, объемов улова, возможностях переработки минтая и в меньшей степени – на проблемах формирования потребительского рынка свежемороженого минтая и продуктов его переработки, создания механизмов повышения привлекательности и увеличения спроса на данный вид продовольствия [10].

Научная гипотеза исследования состоит в том, что для того, чтобы активизировать спрос, «оживить» внутренний рынок минтая и гармонизировать экспорт этого важного водного биологического ресурса, каким является минтай, необходимы новые научно-методические и практические подходы к организации рынка минтая, включая освоение безотходных технологий, хранения и транспортировки улова, новых методов и способов переработки, выработки новых перспективных форм предложений продукции потребителям.

Целью исследования является оценка состояния рынка минтая и выработка приоритетных направлений маркетинговой стратегии, позволяющей увеличить спрос на минтай и продукты его переработки, изменив отношение к этой «массовой рыбе» – в сторону эко-продукта с высоким качеством и наличием полезных веществ для организма человека.

Методы исследования: контент-анализ, монографический, социологический, экономико-статистический.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Отношение к минтаю со стороны потребителей в различные годы заметно разнится. Так, в 60-70-е годы (прошлого столетия) минтай для многих считался «низкосортной рыбой», «рыбой для котов», а позднее, учитывая ее полезные для организма человека свойства, минтай уже называли «массовой рыбой», при этом потребляя ежегодно 800 тыс. тонн.

В 2019 г. минтай стали называть рыбой «премиум-класса» и не только по причине ее удорожания. Минтай, в котором в каждых его 100 граммах содержится по 16 граммов чистого белка, значительное количество витаминов, и отсутствуют пищевые добавки, красители и гормоны роста, является высококачественным продуктом (Эко-продуктом) для сторонников здорового образа жизни [7; 12]. Вместе с тем, мониторинговые результаты рынка минтая (2018 г.) свидетельствовали о том, что 89% покупателей этой замечательной рыбы были пенсионеры, приобретавшие ее в основном из-за невысокой розничной цены [3; 4; 6].

Россия является крупным экспортером рыбы и рыбопродукции [2; 3]. Анализируя распределение экспорта российского минтая по странам и видам обработки (свежий, мороженый, филе, фарш, консервированная продукция и др.), следует отметить, что главным потребителем мороженого минтая (в экспортной составляющей России) до последнего времени оставался Китай – 579, 4 тыс. т (2020 г.); 353 тыс. т (2021 г.). Экспорт в Республику Корею в 2020 г. составил 188, 3 тыс. т – это второй показатель по объему поставок мороженого минтая. Корея так же является главным потребителем российского филе (33, 3 тыс. т) и фарша (6,8 тыс. т) из минтая (табл. 2).

Среди стран-партнеров по ЕАЭС потребителями минтая и продукции из него являются Беларусь, Казахстан и Армения.

Таблица 2. Распределение экспорта российского минтая по странам и видам обработки, тонн (по данным ФТС и Росстата)*

Страны
Виды обработки
2017
2018
2019
2020
ВСЕГО

870316,873615
786314,395227
841073,155243
853560,400908
Корея, Республика
Свежий или охлаж-денный
10,2
53,506


Беларусь

19,488
19,996
234,402
Казахстан


0,026
0,01
Абхазия
Мороженый
5,836


6
Бельгия


0,084

Германия

0,022


Польша


26,298
57,18336
Вьетнам



324,2748
Гонконг



1522,488
Китай
602392,869687
510145,455942
641891,11049
579360,886507
Корея, Народно-Демократическая Республика
533,05032

100,253125

Корея, Республика
215478,19008
189707,95048
127044,00
188309,296947
Монголия
11,2636
3,4136
0,22
0,32
Южная Осетия
9
11
12
23,742
Япония
49,588
23,65


Ангола


333,72

Гана


83,43

Кот Д`Ивуар


112,05

Нигерия
184,1
415,28
112,32

Того


55,62

Южная Африка



54
Бразилия

47,96


Соединенные Штаты
0,01155
0,1056


Азербайджан
117,4915



Армения
15,028
9,252
0,048
43,604
Беларусь
12432,539
11338,431
8233,164
11798,617
Казахстан
2334,179
1781,513
2187,089
2412,581
Киргизия
643,137
425,621
719,786
3363,741
Молдова, Республика
197,56



Таджикистан
1059,91565
1773,33
1665,5619
1991,36298
Узбекистан
155,502
396,918
335,4852
682,29762
Украина
4150,74527
3864,26035
3133,37101
3501,587702
Бельгия
Филе мороже-ное

0,381


Германия
24,180804
5357,428884
8309,642364
6876,694792
Италия

299,464776
148,811856
162,485124
Испания

39,36861
315,48006
154,63467
Нидерланды

697,70685
808,26122
1262,787708
Польша
490,6108
469,5678
94,25491
70,21253
Соединенное королевство

1153,336788
2528,54424
3920,79276
Франция

804,612324
1515,39774
2211,499548
Чехия


8,0496

Израиль

19,64844


Китай
39,822882
0,067356
875,447527
1704,8436
Корея, Республика
23787,013596
45911,882856
29972,433792
33294,523672
Бразилия


20,139444

Соединенные Штаты
0,007484
0,02545
18,9999
196,09582
Азербайджан



0,25
Армения
0,256
0,073
0,04
0,26
Беларусь
367,379
536,066
735,112
817,109
Казахстан
53,345
64,174
52,82
46,627
Киргизия
9,526
1,012
4,526
7,236
Таджикистан
0,33

0,8856

Украина
6,79936
23,46084
34,6382
37,14264
Соединенные Штаты
Сурими мороже-ное

0,0202


Армения


0,063

Беларусь

0,285
4,537
0,026
Украина

1,01034
11,758632
0,516396
Бельгия
Мясо (вклю-чая фарш) мороже-ное

0,215
0,002

Германия
24,180804
802,142604
736,021464
1152,371352
Нидерланды



7,543872
Соединенное королевство

96,341532


Франция

1157,557764
1051,696584
967,23216
Китай
0,025452
23,662556
126,551228

Корея, Республика
5485,692336
8687,070636
7490,820744
6816,087828
Бразилия


4,4904

Соединенные Штаты
0,007484



Беларусь
202,493
57,856
6,336
29,318
Казахстан
16,025
5,598
11,108
2,269
Киргизия


0,338
0,494
Украина
8,268956
26,238449
27,482624
22,53258
Соединенные Штаты
Готовая или консер-вирова-нная продук-ция, целиком или в кусках, но не фарши-рован-ная



2,0475
Азербайджан


0,06

Армения
0,078
0,012


Беларусь
14,901
41,267
74,413
98,299
Казахстан
5,703
13,703
9,917
9,187
Киргизия

0,144
0,657
0,127
Узбекистан

5,499

2,27064
Украина
0,021
0,3382
7,7755
0,4888
*Сводные официальные данные о взаимной торговле с государствами-членами евразийского экономического союза (ЕАЭС), Федеральной таможенной службы (ФТС) и Росстата.

Анализируя итоги экспорта 2021 года и прошлых лет, можно выделить несколько трендов.

Во-первых, в объемном выражении главной статьей российского рыбного экспорта по-прежнему остается реализация мороженого минтая, на который приходится около 43% от совокупного объема экспорта (585 тыс. тонн по итогам 2021 г.).

Во-вторых, наблюдается тенденция увеличения стоимости экспорта филе минтая. Его реализация обеспечила более 60% экспорта мороженой продукции глубокой переработки из России. Экспорт филе минтая в 2021году вырос на 50% – с 50,8 до 76 тыс. тонн, в денежном выражении рост составил 58% – с 156 млн. долл. до 247 млн. долл. [2].

В-третьих, существенно изменилась география экспорта. Заметно увеличился экспорт в страны СНГ. В связи с сокращением прямых поставок минтая в Китай, экспортным направлением для российской рыбы стала Республика Корея.

Характеризуя рынок любой продукции, маркетинговая стратегия фирмы строится в рамках бессменных характеристик – «цена – качество». Это, безусловно, относится и к рынку минтая, изучаемого специалистами Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий. Так, в январе-марте 2022 года силами данного НИИ (в рамках договора о сотрудничестве с ВНИРО) были проведены маркетинговые исследования на предмет выбора потребителями минтая из шести базовых его характеристик три наиболее значимых для них. Респонденты должны были ответить на вопрос: «Какие качества при покупке минтая ценят потребители? Предлагалось указать в анкете не более трех ответов». В опросе участвовали покупатели минтая трех возрастных групп (I возрастная группа – 25-30 лет; II группа – 35-50 лет; III группа – 55-70 лет).

Исследования проводились методом случайной выборки по магазинам Екатеринбурга и его пригородов: «Первый Рыбный», «Тоехара», «Икорный дом», «Океан вкуса», «Гордая рыба», «Анкор», «Моренадом».

Сотрудники Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий как интервьюировали покупателей этих рыбных магазинов, так и анкетировали с учетом возрастных групп посетителей обозначенных торговых точек. В общей сложности было опрошено и получено анкет для обработки по возрастной группе 25-30 лет – от 61 человека; 35-50 лет – от 102 человек; 55-70 лет – от 129 человек.

Респондентам было предложено из 6-ти ответов, характеризующих продукцию, выбрать три наиболее значимых для них (для покупателей). При этом практически все опрошенные сошлись на том, что из трех характеристик, важнейшей для них, стала ценовая доступность минтая. На это указали 97% от числа опрошенных по возрастной группе 25-30 лет; 92% – по возрастной группе 55-70 лет, а в возрастной группе респондентов 35-50 лет – на данную характеристику указали 73% от числа опрошенных. Таким образом во всех возрастных группах данная характеристика минтая («стоит относительно недорого») получила самые высокие оценки (табл. 3).

Таблица 3. Какие качества при покупке минтая ценят потребители? Предлагалось выбрать не более трех ответов (% от числа опрошенных) *


Характеристика продукции
Средний возраст респондентов, лет
25 - 30
35 - 50
55 – 70
Стоит относительно недорого
97
73
92
Аппетитно выглядит
72
57
65
Хорошо держит форму и не разваливается при жарке
20
34
24
При жарке рыба остается сочной и хрустящей
56
68
72
Имеет приятный вкус в жареном и вареном виде
81
83
55
Источник Омега-3 ненасыщенных жирных кислот, а также белка (от 14% до 20% в 100 г продукта)

65

76

83
*По исследованиям специалистов Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий (январь-март 2022 г.).

В возрастной группе (25-30 лет) при покупке минтая ценят приятный вкус в жареном и вареном виде (81%), а также внешний вид – «аппетитно выглядит» (72% от числа опрошенных).

В возрастной группе (35-50 лет) аналогично отозвались по поводу приятного вкуса в жареном и вареном виде (83%), но и в тоже время оценили минтай как источник Омега-3 ненасыщенных жирных кислот и наличие белка (76% от числа опрошенных).

Что касается третьей возрастной группы (55-70 лет), то после первого критерия оценки – «стоит относительно недорого», респонденты указали по мере значимости – на наличие в минтае (83% от числа опрошенных) значительного количества омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (500–600 мг/100 г), играющих важную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, а также на весьма важную особенность – при жарке рыба остается сочной и хрустящей (72%).

Во время интервьюирования были заданы вопросы по выбору лучшей торговой марки. Чаще других в ответах звучали положительные отзывы по трем торговым маркам – «Каждый день» (159, 4 руб. / кг); «Витязь-Авто» (187 руб. / кг); «365 дней» (189,4 руб. /кг). Следует отметить, что респонденты указали на обезглавленный мороженый минтай произведенный под «ашановской» маркой – «Каждый день» в числе лучших не только по причине низкой цены, но и по тому, что у него приятный вкус, он аппетитно выглядит, хорошо держит форму и не разваливается при жарке. Аналогичные характеристики были даны и другим «бюджетным торговым маркам».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди задач, которые сегодня стоят перед отечественным рыбохозяйственным комплексом, связанных с рынком минтая, необходимо выделить следующие:

- в условиях новых вызовов и санкционного давления необходимо гармонизировать (оптимизировать) поставки минтая на внутренний российский рынок и внешний – международный (экспортно-сырьевой направленности), формируя и наращивая рост отечественного спроса, и снижая экспортную составляющую сырьевого характера;

- требуется решить проблему отечественных холодильных мощностей (в первую очередь, во Владивостоке), учитывая опыт Южной Кореи (холодильные мощности Пусана);

- обеспечить в полном объеме перевозчиков замороженого минтая современным оборудованием (рефрижераторные вагоны, рефрижераторные суда). По оценкам некоторых экспертов у нас в стране осталось не более 600 рефрижераторных вагонов для безопасных перевозок замороженого минтая с Дальнего Востока в центральную часть России;

- необходимо повышать имидж минтая как продукта сторонников здорового образа жизни, популяризировать его потребление в детских садах, школах, вузах, больницах, воинских частях, здравницах и на курортах;

- реализовать серию предложений Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), направленных на снижение административной нагрузки на бизнес, минимизацию издержек производителей, снижение рисков их платежеспособности, повышение качества конечной продукции.


Источники:

1. Забелина Т.И. Состояние и тенденции развития рыбной отрасли Дальневосточного федерального округа // Материалы Афанасьевских чтений. – 2019. – № 4(29). – c. 22-34.
2. Итоги российского экспорта рыбы в 2021 году. Pollock.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pollock.ru/wp-content/uploads/2022/02/export-2021.pdf (дата обращения: 10.05.2022).
3. Кирова П. Минтай премиум-класса: куда уплывает народная рыба. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/376371-mintay-premium-klassa-kuda-uplyvaet-narodnaya-ryba (дата обращения: 25.03.2022).
4. Кукарцева А. Есть ли в России хороший минтай: исследование Роскачества. Kp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/daily/26962.4/4016463 (дата обращения: 25.03.2022).
5. Кулаженок И.Н. Организационные и экономические аспекты модернизации рыбоперерабатывающих предприятий // Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 3(44). – c. 238-243. – doi: 10.25683/VOLBI.2018.44.307.
6. Минтайный заговор: как главная промысловая рыба СССР стала кошачьим кормом?. Agronews.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.AGRONEWS.RU (дата обращения: 27.03.2022).
7. Неизвестный минтай. / О промысле и потреблении рыбы в России и за рубежом. - М.: PressPass, 2020. – 156 c.
8. Покровский Б.И., Бек-Булат Г.З., Кайзер К.А. Современное состояние и перспективы развития рынков сбыта продукции из минтая // Вопросы рыболовства. – 2017. – № 3. – c. 358-367.
9. Ребрендинг для минтая. Как повысить привлекательность рыбы для потребителя?. M-fishman.livejournal.com. [Электронный ресурс]. URL: https://m-fishman.livejournal.com/42366.html (дата обращения: 27.03.2022).
10. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 68 c.
11. Чиркова И.Г., Кулаженок И.Н. Условия функционирования рынка рыбной продукции в России // Никоновские чтения. – 2018. – № 23. – c. 75-77.
12. Эксперты проверили качество филе минтая. Vladivostok.bezformata.com. [Электронный ресурс]. URL: https://vladivostok.bezformata.com/listnews/proverili-kachestvo-file-mintaya/74002699 (дата обращения: 12.05.2022).

Страница обновлена: 22.11.2022 в 18:57:12