Об отдельных маркетинговых наблюдениях на внутреннем и внешнем рынках минтая
Сёмин А.Н.1, Труба А.С.2
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург
2 Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Цитировать:
Сёмин А.Н., Труба А.С. Об отдельных маркетинговых наблюдениях на внутреннем и внешнем рынках минтая // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – Том 9. – № 4. – С. 477-488. – doi: 10.18334/ppib.9.4.116386.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49861012
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В настоящей статье приведен краткий библиографический обзор о запасах минтая и их оценке, о динамике уловов, регулировании промысла, перспективах переработки. Особое внимание уделено особенностям и анализу распределения экспорта российского минтая по странам и видам обработки (свежий, мороженый, филе, фарш, консервированная продукция и др.). Установлены причины изменения географии экспорта, сокращения прямых поставок в Китай, роста объемов российского минтая, направляемых в Республику Корея. Отмечается тенденция увеличения стоимости экспорта филе минтая как продукции с более высокими потребительскими качествами и добавленной стоимостью. Рассмотрены тренды и задачи, связанные с новыми вызовами и санкционным давлением. Центральное место в статье отведено маркетинговым исследованиям, проведенным с целью установления важнейших характеристик минтая, по которым он приобретается населением в разрезе различных возрастных групп (25-30 лет; 35-50; 55-70 лет), что позволяет выработать эффективную маркетинговую стратегию, направленную на увеличение спроса на внутреннем рынке минтая и продуктов его переработки.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, рынок минтая, маркетинг, экспорт, добыча, переработка
JEL-классификация: Q18, Q22, Q28
ВВЕДЕНИЕ
О минтае, его запасах, промысле, переработке, биологических и вкусовых качествах опубликовано достаточное количество как научных, так и справочно-познавательных, публицистических работ [5; 7; 8; 9; 11] (Kulazhenok, 2018; Pokrovskiy, Bek-Bulat, Kayzer, 2017; Chirkova, Kulazhenok, 2018).
Так, в разные исследовательские периоды были опубликованы научные работы о запасах минтая и их оценке, авторами которых являются Балыкин П.А., Варкентин А.И. (2006); Сергеева Н.П., Тепнин О.Б., Веселов С.А., Смирнов А.В. (2019); Михайлов С.В. (2002); Зверькова Л.М. (2003); Зуенко Ю.И., Нуждин В.А. (2020); Кузнецов В.В., Котенев Б.Н., Кузнецова Е.Н. (2008); Вышегородцев В.А. (1986); Авдеев Г.В., Николаев А.В., Шевцов В.И. (2006); и др.
Тренд российских выловов минтая в последние годы остается довольно-таки стабильным (2017 г. – 1,74 млн т; 2019 г. – 1,73 млн т; 2021 г. – 1,74 млн т). В настоящее время вылов минтая российскими добытчиками составляет 34,9% от общего объема добычи в мире. Динамика уловов минтая в РФ представлена в таблице 1.
Таблица 1 Динамика уловов минтая в РФ, тыс. тонн
Наименование районов добычи (вылова) |
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Тихий
океан
|
1735,4
|
1679,9
|
1731,7
|
1827,3
|
1739,1
|
1. Северо-Западная
часть Тихого океана
|
1730,1
|
1675,4
|
1729,1
|
1826,6
|
1734,4
|
Исключительная
экономическая зона России
|
1730,1
|
1675,4
|
1729,1
|
1826,5
|
1734,4
|
Восточно-Камчатская
|
99,5
|
92,3
|
90,2
|
98,9
|
101,4
|
Карагинская
|
6,5
|
7,5
|
12,3
|
11,1
|
21,7
|
Петропавловско-Командорская
|
93
|
84,8
|
77,9
|
87,8
|
79,7
|
Западно-Беринговоморская
|
374,8
|
335,2
|
350,0
|
336,2
|
337,6
|
Охотское море
|
1061,5
|
1058,1
|
1083,9
|
1171,9
|
1069,2
|
Восточно-Сахалинская
|
94,9
|
101,7
|
124,4
|
117,8
|
88,3
|
Западно-Камчатская
|
230,2
|
190,8
|
291,6
|
321
|
211,7
|
Камчатско-Курильская
|
386,1
|
413,2
|
323,2
|
355,4
|
401,4
|
Северо-Охотоморская
|
350,3
|
352,4
|
344,7
|
377,7
|
367,8
|
Северо-Курильская
|
102,8
|
105,7
|
89,7
|
109,3
|
97,7
|
Северо-Курильская
Охотоморская
|
55,1
|
50,3
|
0,2
|
50,2
|
1,9
|
Северо-Курильская
Тихоокеанская
|
47,7
|
55,4
|
89,5
|
59,1
|
95,8
|
Южно-Курильская
|
86,4
|
73,9
|
100,9
|
93,4
|
108,1
|
Южно-Курильская Охотоморская
|
82,2
|
69,6
|
96,4
|
88,2
|
101,2
|
Южно-Курильская
Тихоокеанская
|
4,2
|
4,3
|
4,5
|
5,2
|
6,9
|
Японское море
|
5,1
|
10,2
|
14,4
|
16,8
|
20,4
|
Западно-Сахалинская
|
0,6
|
1,0
|
1,6
|
2,8
|
2,7
|
Приморье
|
4,5
|
9,2
|
12,8
|
14,0
|
17,7
|
Экономические
зоны зарубежных государств
|
0
|
0
|
0
|
0,126
|
0
|
Япония
|
0
|
0
|
0
|
0,126
|
0
|
Тихоокеанская инзона
|
0,126
| ||||
Япономорская
| |||||
Открытая
часть района
|
0,002
| ||||
2. Северо-Восточная
часть Тихого океана
|
5,3
|
4,5
|
2,6
|
0,7
|
4,7
|
Исключительная
экономическая зона России
|
5,3
|
4,5
|
2,6
|
0,7
|
4,7
|
Чукотская
|
5,3
|
4,5
|
2,6
|
0,7
|
4,7
|
Вопросы перспектив и регулирования промысла минтая освещены в научных трудах, авторами которых стали: Сопина А.В., Харенко Е.Н., Глубоковский М.К., Рой В.И. (2012); Нуждин В.А. (2002); Шевченко А.И. (2004); Булатов О.А. (2003); Волотов В.М. (2004); Грицай Е.В. (2008); Прикоки О.В., Вакатов А.В., Смирнов А.А. (2011); Астафьев С.Э. (2004); Бабаян В.К. (2002); Мельников И.В., Смирнов А.В., Байталюк А.А. (2011) и др.
С проблемами и перспективами переработки минтая, разработки рецептуры для пищевого потребления можно ознакомиться в трудах таких авторов, как Ермолаев В.А., Яковченко М.А., Косолапова А.А., Бондарчук О.Н. (2020); Калиниченко Т.П. (2002); Алтухов К.В. (2013); Нехаенко В.Н. (1997); Дмитрикова В.Г. (2005); Дементьева Н.В., Богданов В.Д. (2019); Чупикова Е.С. (2002); Катунина А.Ю., Закурдаева М.А., Закурдаева А.А. (2020); Дементьева Н.В., Бойцова Т.М., Федосеева Е.В., Круговая П.Н. (2020) и др.
Из вышеприведенных результатов контент-анализа научных трудов несложно заметить, что большинство исследователей сосредоточили свои усилия на изучении запасов, объемов улова, возможностях переработки минтая и в меньшей степени – на проблемах формирования потребительского рынка свежемороженого минтая и продуктов его переработки, создания механизмов повышения привлекательности и увеличения спроса на данный вид продовольствия [10].
Научная гипотеза исследования состоит в том, что для того, чтобы активизировать спрос, «оживить» внутренний рынок минтая и гармонизировать экспорт этого важного водного биологического ресурса, каким является минтай, необходимы новые научно-методические и практические подходы к организации рынка минтая, включая освоение безотходных технологий хранения и транспортировки улова, новых методов и способов переработки, выработки новых перспективных форм предложений продукции потребителям.
Целью исследования является оценка состояния рынка минтая и выработка приоритетных направлений маркетинговой стратегии, позволяющей увеличить спрос на минтай и продукты его переработки, изменив отношение к этой «массовой рыбе» – в сторону экопродукта с высоким качеством и наличием полезных веществ для организма человека.
Методы исследования: контент-анализ, монографический, социологический, экономико-статистический.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Отношение к минтаю со стороны потребителей в различные годы заметно разнится. Так, в 60–70-е годы (прошлого столетия) минтай для многих считался «низкосортной рыбой», «рыбой для котов», а позднее, учитывая ее полезные для организма человека свойства, минтай уже называли «массовой рыбой», при этом потребляя ежегодно 800 тыс. тонн.
В 2019 г. минтай стали называть рыбой премиум-класса и не только по причине ее удорожания. Минтай, в котором в каждых его 100 граммах содержится по 16 граммов чистого белка, значительное количество витаминов и отсутствуют пищевые добавки, красители и гормоны роста, является высококачественным продуктом (экопродуктом) для сторонников здорового образа жизни [7; 12]. Вместе с тем мониторинговые результаты рынка минтая (2018 г.) свидетельствовали о том, что 89% покупателей этой замечательной рыбы были пенсионеры, приобретавшие ее в основном из-за невысокой розничной цены [3; 4; 6] (Kirova, 2019; Kukartseva, 2019).
Россия является крупным экспортером рыбы и рыбопродукции [2; 3] (Kirova, 2019). Анализируя распределение экспорта российского минтая по странам и видам обработки (свежий, мороженый, филе, фарш, консервированная продукция и др.), следует отметить, что главным потребителем мороженого минтая (в экспортной составляющей России) до последнего времени оставался Китай – 579,4 тыс. т (2020 г.); 353 тыс. т (2021 г.). Экспорт в Республику Корею в 2020 г. составил 188,3 тыс. т – это второй показатель по объему поставок мороженого минтая. Корея также является главным потребителем российского филе (33, 3 тыс. т) и фарша (6,8 тыс. т) из минтая (табл. 2).
Среди стран – партнеров по ЕАЭС потребителями минтая и продукции из него являются Беларусь, Казахстан и Армения.
Таблица 2
Распределение экспорта российского минтая по странам и видам обработки, тонн (по данным ФТС и Росстата)
Страны
|
Виды
обработки
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
ВСЕГО
|
|
870316,873615
|
786314,395227
|
841073,155243
|
853560,400908
|
Корея,
Республика
|
Свежий или
охлаж-денный
|
10,2
|
53,506
|
|
|
Беларусь
|
|
19,488
|
19,996
|
234,402
| |
Казахстан
|
|
|
0,026
|
0,01
| |
Абхазия
|
Мороженый
|
5,836
|
|
|
6
|
Бельгия
|
|
|
0,084
|
| |
Германия
|
|
0,022
|
|
| |
Польша
|
|
|
26,298
|
57,18336
| |
Вьетнам
|
|
|
|
324,2748
| |
Гонконг
|
|
|
|
1522,488
| |
Китай
|
602392,869687
|
510145,455942
|
641891,11049
|
579360,886507
| |
Корея,
Народно-Демократическая Республика
|
533,05032
|
|
100,253125
|
| |
Корея,
Республика
|
215478,19008
|
189707,95048
|
127044,00
|
188309,296947
| |
Монголия
|
11,2636
|
3,4136
|
0,22
|
0,32
| |
Южная Осетия
|
9
|
11
|
12
|
23,742
| |
Япония
|
49,588
|
23,65
|
|
| |
Ангола
|
|
|
333,72
|
| |
Гана
|
|
|
83,43
|
| |
Кот Д`Ивуар
|
|
|
112,05
|
| |
Нигерия
|
184,1
|
415,28
|
112,32
|
| |
Того
|
|
|
55,62
|
| |
Южная Африка
|
|
|
|
54
| |
Бразилия
|
|
47,96
|
|
| |
Соединенные
Штаты
|
0,01155
|
0,1056
|
|
| |
Азербайджан
|
117,4915
|
|
|
| |
Армения
|
15,028
|
9,252
|
0,048
|
43,604
| |
Беларусь
|
12432,539
|
11338,431
|
8233,164
|
11798,617
| |
Казахстан
|
2334,179
|
1781,513
|
2187,089
|
2412,581
| |
Киргизия
|
643,137
|
425,621
|
719,786
|
3363,741
| |
Молдова,
Республика
|
197,56
|
|
|
| |
Таджикистан
|
1059,91565
|
1773,33
|
1665,5619
|
1991,36298
| |
Узбекистан
|
155,502
|
396,918
|
335,4852
|
682,29762
| |
Украина
|
4150,74527
|
3864,26035
|
3133,37101
|
3501,587702
| |
Бельгия
|
Филе мороже-ное
|
|
0,381
|
|
|
Германия
|
24,180804
|
5357,428884
|
8309,642364
|
6876,694792
| |
Италия
|
|
299,464776
|
148,811856
|
162,485124
| |
Испания
|
|
39,36861
|
315,48006
|
154,63467
| |
Нидерланды
|
|
697,70685
|
808,26122
|
1262,787708
| |
Польша
|
490,6108
|
469,5678
|
94,25491
|
70,21253
| |
Соединенное
королевство
|
|
1153,336788
|
2528,54424
|
3920,79276
| |
Франция
|
|
804,612324
|
1515,39774
|
2211,499548
| |
Чехия
|
|
|
8,0496
|
| |
Израиль
|
|
19,64844
|
|
| |
Китай
|
39,822882
|
0,067356
|
875,447527
|
1704,8436
| |
Корея,
Республика
|
23787,013596
|
45911,882856
|
29972,433792
|
33294,523672
| |
Бразилия
|
|
|
20,139444
|
| |
Соединенные
Штаты
|
0,007484
|
0,02545
|
18,9999
|
196,09582
| |
Азербайджан
|
|
|
|
0,25
| |
Армения
|
0,256
|
0,073
|
0,04
|
0,26
| |
Беларусь
|
367,379
|
536,066
|
735,112
|
817,109
| |
Казахстан
|
53,345
|
64,174
|
52,82
|
46,627
| |
Киргизия
|
9,526
|
1,012
|
4,526
|
7,236
| |
Таджикистан
|
0,33
|
|
0,8856
|
| |
Украина
|
6,79936
|
23,46084
|
34,6382
|
37,14264
| |
Соединенные
Штаты
|
Сурими
мороже-ное
|
|
0,0202
|
|
|
Армения
|
|
|
0,063
|
| |
Беларусь
|
|
0,285
|
4,537
|
0,026
| |
Украина
|
|
1,01034
|
11,758632
|
0,516396
| |
Бельгия
|
Мясо (вклю-чая
фарш) мороже-ное
|
|
0,215
|
0,002
|
|
Германия
|
24,180804
|
802,142604
|
736,021464
|
1152,371352
| |
Нидерланды
|
|
|
|
7,543872
| |
Соединенное
королевство
|
|
96,341532
|
|
| |
Франция
|
|
1157,557764
|
1051,696584
|
967,23216
| |
Китай
|
0,025452
|
23,662556
|
126,551228
|
| |
Корея,
Республика
|
5485,692336
|
8687,070636
|
7490,820744
|
6816,087828
| |
Бразилия
|
|
|
4,4904
|
| |
Соединенные
Штаты
|
0,007484
|
|
|
| |
Беларусь
|
202,493
|
57,856
|
6,336
|
29,318
| |
Казахстан
|
16,025
|
5,598
|
11,108
|
2,269
| |
Киргизия
|
|
|
0,338
|
0,494
| |
Украина
|
8,268956
|
26,238449
|
27,482624
|
22,53258
| |
Соединенные
Штаты
|
Готовая или
консер-вирова-нная продук-ция, целиком или в кусках, но не фарши-рован-ная
|
|
|
|
2,0475
|
Азербайджан
|
|
|
0,06
|
| |
Армения
|
0,078
|
0,012
|
|
| |
Беларусь
|
14,901
|
41,267
|
74,413
|
98,299
| |
Казахстан
|
5,703
|
13,703
|
9,917
|
9,187
| |
Киргизия
|
|
0,144
|
0,657
|
0,127
| |
Узбекистан
|
|
5,499
|
|
2,27064
| |
Украина
|
0,021
|
0,3382
|
7,7755
|
0,4888
|
Анализируя итоги экспорта 2021 года и прошлых лет, можно выделить несколько трендов.
Во-первых, в объемном выражении главной статьей российского рыбного экспорта по-прежнему остается реализация мороженого минтая, на который приходится около 43% от совокупного объема экспорта (585 тыс. тонн по итогам 2021 г.).
Во-вторых, наблюдается тенденция увеличения стоимости экспорта филе минтая. Его реализация обеспечила более 60% экспорта мороженой продукции глубокой переработки из России. Экспорт филе минтая в 2021 году вырос на 50% – с 50,8 до 76 тыс. тонн, в денежном выражении рост составил 58% – с 156 млн долл. до 247 млн долл. [2].
В-третьих, существенно изменилась география экспорта. Заметно увеличился экспорт в страны СНГ. В связи с сокращением прямых поставок минтая в Китай экспортным направлением для российской рыбы стала Республика Корея.
Характеризуя рынок любой продукции, маркетинговая стратегия фирмы строится в рамках бессменных характеристик цены и качества. Это, безусловно, относится и к рынку минтая, изучаемому специалистами Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий. Так, в январе – марте 2022 года силами данного НИИ (в рамках договора о сотрудничестве с ВНИРО) были проведены маркетинговые исследования на предмет выбора потребителями минтая из шести базовых его характеристик трех наиболее значимых для них. Респонденты должны были ответить на вопрос: «Какие качества при покупке минтая ценят потребители?». Предлагалось указать в анкете не более трех ответов. В опросе участвовали покупатели минтая трех возрастных групп (I возрастная группа – 25–30 лет; II группа – 35–50 лет; III группа – 55–70 лет).
Исследования проводились методом случайной выборки по магазинам Екатеринбурга и его пригородов: «Первый Рыбный», «Тоехара», «Икорный дом», «Океан вкуса», «Гордая рыба», «Анкор», «Моренадом».
Сотрудники Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий как интервьюировали покупателей этих рыбных магазинов, так и анкетировали с учетом возрастных групп посетителей обозначенных торговых точек. В общей сложности было опрошено и получено анкет для обработки по возрастной группе 25–30 лет – от 61 человека; 35–50 лет – от 102 человек; 55–70 лет – от 129 человек.
Респондентам было предложено из 6 ответов, характеризующих продукцию, выбрать 3 наиболее значимые для них (для покупателей). При этом практически все опрошенные сошлись на том, что из трех характеристик важнейшей для них стала ценовая доступность минтая. На это указали 97% от числа опрошенных по возрастной группе 25–30 лет; 92% – по возрастной группе 55–70 лет, а в возрастной группе респондентов 35–50 лет на данную характеристику указали 73% от числа опрошенных. Таким образом, во всех возрастных группах данная характеристика минтая («стоит относительно недорого») получила самые высокие оценки (табл. 3).
Таблица 3
Какие качества при покупке минтая ценят потребители? Предлагалось выбрать не более трех ответов (% от числа опрошенных)
Характеристика продукции |
Средний возраст респондентов, лет
| ||
25–30
|
35–50
|
55–70
| |
Стоит
относительно недорого
|
97
|
73
|
92
|
Аппетитно
выглядит
|
72
|
57
|
65
|
Хорошо держит
форму и не разваливается при жарке
|
20
|
34
|
24
|
При жарке рыба
остается сочной и хрустящей
|
56
|
68
|
72
|
Имеет приятный
вкус в жареном и вареном виде
|
81
|
83
|
55
|
Источник
Омега-3 ненасыщенных жирных кислот, а также белка (от 14% до 20% в 100 г
продукта)
|
65 |
76 |
83 |
В возрастной группе 25–30 лет при покупке минтая ценят приятный вкус в жареном и вареном виде 81%, а также внешний вид – «аппетитно выглядит» –72% от числа опрошенных.
В возрастной группе 35–50 лет аналогично отозвались по поводу приятного вкуса в жареном и вареном виде 83%, но и в то же время оценили минтай как источник Омега-3 ненасыщенных жирных кислот и наличие белка 76% от числа опрошенных.
Что касается третьей возрастной группы (55–70 лет), то после первого критерия оценки «стоит относительно недорого» респонденты указали по мере значимости на наличие в минтае (83% от числа опрошенных) значительного количества омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (500–600 мг / 100 г), играющих важную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, а также на весьма важную особенность – при жарке рыба остается сочной и хрустящей (72%).
Во время интервьюирования были заданы вопросы по выбору лучшей торговой марки. Чаще других в ответах звучали положительные отзывы по трем торговым маркам – «Каждый день» (159,4 руб./кг); «Витязь-Авто» (187 руб./кг); «365 дней» (189,4 руб./кг). Следует отметить, что респонденты указали на обезглавленный мороженый минтай, произведенный под «ашановской» маркой «Каждый день», в числе лучших не только по причине низкой цены, но и потому, что у него приятный вкус, он аппетитно выглядит, хорошо держит форму и не разваливается при жарке. Аналогичные характеристики были даны и другим «бюджетным торговым маркам».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди задач, которые сегодня стоят перед отечественным рыбохозяйственным комплексом, связанных с рынком минтая, необходимо выделить следующие:
- в условиях новых вызовов и санкционного давления необходимо гармонизировать (оптимизировать) поставки минтая на внутренний российский рынок и внешний – международный (экспортно-сырьевой направленности), формируя и наращивая рост отечественного спроса и снижая экспортную составляющую сырьевого характера;
- требуется решить проблему отечественных холодильных мощностей (в первую очередь во Владивостоке), учитывая опыт Южной Кореи (холодильные мощности Пусана);
- обеспечить в полном объеме перевозчиков замороженого минтая современным оборудованием (рефрижераторные вагоны, рефрижераторные суда). По оценкам некоторых экспертов, у нас в стране осталось не более 600 рефрижераторных вагонов для безопасных перевозок замороженого минтая с Дальнего Востока в центральную часть России;
– необходимо повышать имидж минтая как продукта сторонников здорового образа жизни, популяризировать его потребление в детских садах, школах, вузах, больницах, воинских частях, здравницах и на курортах;
- реализовать серию предложений Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), направленных на снижение административной нагрузки на бизнес, минимизацию издержек производителей, снижение рисков их платежеспособности, повышение качества конечной продукции.
Источники:
2. Итоги российского экспорта рыбы в 2021 году. Pollock.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pollock.ru/wp-content/uploads/2022/02/export-2021.pdf (дата обращения: 10.05.2022).
3. Кирова П. Минтай премиум-класса: куда уплывает народная рыба. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/376371-mintay-premium-klassa-kuda-uplyvaet-narodnaya-ryba (дата обращения: 25.03.2022).
4. Кукарцева А. Есть ли в России хороший минтай: исследование Роскачества. Kp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/daily/26962.4/4016463 (дата обращения: 25.03.2022).
5. Кулаженок И.Н. Организационные и экономические аспекты модернизации рыбоперерабатывающих предприятий // Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 3(44). – c. 238-243. – doi: 10.25683/VOLBI.2018.44.307.
6. Минтайный заговор: как главная промысловая рыба СССР стала кошачьим кормом?. Agronews.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.AGRONEWS.RU (дата обращения: 27.03.2022).
7. Неизвестный минтай. / О промысле и потреблении рыбы в России и за рубежом. - М.: PressPass, 2020. – 156 c.
8. Покровский Б.И., Бек-Булат Г.З., Кайзер К.А. Современное состояние и перспективы развития рынков сбыта продукции из минтая // Вопросы рыболовства. – 2017. – № 3. – c. 358-367.
9. Ребрендинг для минтая. Как повысить привлекательность рыбы для потребителя?. M-fishman.livejournal.com. [Электронный ресурс]. URL: https://m-fishman.livejournal.com/42366.html (дата обращения: 27.03.2022).
10. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 68 c.
11. Чиркова И.Г., Кулаженок И.Н. Условия функционирования рынка рыбной продукции в России // Никоновские чтения. – 2018. – № 23. – c. 75-77.
12. Эксперты проверили качество филе минтая. Vladivostok.bezformata.com. [Электронный ресурс]. URL: https://vladivostok.bezformata.com/listnews/proverili-kachestvo-file-mintaya/74002699 (дата обращения: 12.05.2022).
Страница обновлена: 15.08.2024 в 15:39:17