Transformation of business requests to the qualities and skills of managers in the face of global challenges

Gavrilina O.P.1, Shalnova O.A.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 3 (July-september 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54316181

Abstract:
The COVID-19 pandemic, and later the special military operation of the Russian Federation that began in February 2022, became “black swans” for the vast majority of business representatives and led to significant changes in all business processes of organizations. Companies were forced to respond to external challenges and quickly adapt to new conditions. And first of all, these changes affected the administrative apparatus - the very approach to managing business and teams. New qualities and skills of an effective manager began to come to the fore. In their work, the authors considered approaches to highlighting the key skills of a manager in the period before and after the COVID-19 pandemic and a special military operation. The hypothesis of the study was the assumption that the external challenges associated with COVID-19 and special military operation have led to changes in the qualities and skills of managers that are necessary for business. As a result of the study, conclusions were drawn about a shift in the demands of business representatives in relation to the qualities and skills of managers. The article will be of interest to business representatives, managers and scientists dealing with management problems.

Keywords: COVID-19 pandemic, special military operation, global challenge, modern management, business transformation

JEL-classification: M11, M21, L26, O31



Введение.

На современном этапе развития общества разных стран сталкиваются с большим количеством разноплановых вызовов, требующих трансформации подходов к ведению бизнеса и использованию управленческих принципов. Вопросы эффективного управления, сплочения команды и успешного решения поставленных задач актуальны всегда, особенно в периоды острой нестабильности.

В широком смысле менеджмент можно охарактеризовать как систему управления социально-экономическими системами. Однако, если конкретизировать данное понятие, то многие авторы сходятся на том, что менеджмент стоит рассматривать как особую разновидность управления предпринимательского типа [7, с. 39; 2, с. 24], т.е. применять данное понятие можно лишь к организациям, функционирующим в условиях рынка. В связи с чем, реализация менеджмента требует особого типа руководителя – профессионального управляющего, занимающегося управлением хозяйственной деятельностью компании и отвечающего за ее финансово-экономические результаты [7, с. 41].

Прогрессирующая глобализация во всех сферах жизни общества, в последнее время сменившая тенденцию на регионализацию экономических процессов под влиянием пандемии COVID-19, специальная военная операция Российской Федерации (СВО), активная цифровизация экономики, стремительная изменчивость рыночных реалий – все это обуславливает необходимость пересмотра подходов к управлению. Внешние факторы стали играть определяющую роль при выборе той или иной модели управления на предприятии [8, с. 28]. Отмечается сугубая важность таких способностей менеджеров, как адаптивность, креативность и умение организовывать коллективы.

Следует отметить, что система управления претерпевает значительные изменения уже на протяжении довольно длительного периода времени как в глобальном масштабе, так и на уровне государства. Значительное количество работ посвящено описанию и характеристике современной парадигмы менеджмента [8, 9, 10, 14].

В работах ученых можно найти различные подходы к описанию современной модели менеджмента. В работе С.Ю. Мычка и М.А. Шаталова выделен ряд актуальных характеристик новой модели менеджмента, учитывающие актуальные особенности ее развития [10, с. 89]. На основе данных характеристик, нами были выделены 8 ключевых критериев, позволяющих охарактеризовать современную модель менеджмента [16, с. 251]. Таким образом, опираясь на выделенные критерии, нами был сделан вывод о том, что современный менеджер в большей степени должен быть разноплановым специалистом, готовым идти на риск и нести ответственность за принимаемые решения, умеющим оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся условия рынка, использующим в своей работе симбиоз интуитивного подхода и системного анализа, и самое главное, обладающего развитыми коммуникативными навыками. Коммуникативные способности позволяют выстраивать продуктивный диалог с коллегами, слушать и особенно слышать своих подчиненных, выявлять и развивать способности каждого члена команды, формируя приверженность к внутрикорпоративным ценностям и выстраивая эффективную систему делегирования полномочий.

В целях изучения степени влияния непрогнозируемых внешних факторов на систему управления компаний и анализа направлений дальнейшей трансформации подходов к управлению, нами был проведен контент-анализ публикаций как зарубежных, так и российских ученых и профессионалов-практиков по данной проблематике, изданных в период до и после пандемии COVID-19 и специальной военной операции.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что внешние вызовы, связанные с COVID-19 и специальной военной операцией Российской Федерации, повлекли за собой изменения в необходимых бизнесу качествах и навыках управленцев, несмотря на и так постоянную трансформацию.

Основная часть.

В таблице 1 приведены некоторые подходы как иностранных, так и российских авторов, включая представителей бизнеса, к перечню качеств и навыков, необходимых современному управленцу, распространенные до 2020 года.

Таблица 1

Подходы ученых и практиков к необходимым качествам и навыкам управленца до 2020 г.

Автор
Выделяемые качества и навыки
Р. Айгер (2019) (цит. по [4])
1. Оптимизм
2. Смелость
3. Сосредоточенность
4. Решительность
5. Любопытство
6. Справедливость
7. Вдумчивость
8. Искренность
9. Постоянное стремление к совершенству
10. Принципиальность
Л. Лэндри, (2018) [23]
1. Способность влиять на других
2. Прозрачность – в определенной степени
3. Поощрение принятия рисков и инноваций
4. Этика и честность
5. Решительность
6. Баланс ответственности за свои решения и оптимизма
Дж. де Йонг, (2019) [26]
1. Умение адаптироваться к внешней среде
2. Руководство решением глобальных проблем
Е. Камашев, (2019) [5]
1. Управление ожиданиями заинтересованных сторон. 2. Управление рисками. 3. Управление атмосферой в команде. 4. Умение контролировать договорные обязательства. 5. Умение контролировать критический путь. 6. Умение контролировать внешнюю среду проекта. 7. Управление своей энергией.
Б. Финци, М. Липтон, В. Ферт (2018) [20]
1. Амбидекстрия.
2. Эмоциональная стойкость.
3. Проявление мышления «новичка».
4. «Разрушительное джиу-джитсу».
5. Этнография комплексного обслуживания клиентов.
Ю.Е. Семенов (2019) [12, с. 161]
1. Коммуникабельность
2. Организаторские способности и самоорганизация
3. Специальные знания по проекту
4. Лидерские качества
Z. Friedman (2018) [21]
1. Хорошие тренерские навыки
2. Расширение возможностей команды – гибкость
3. Инклюзивность
4. Продуктивность и ориентация на результат
5. Хорошие навыки коммуникации
6. Вдохновление команды на карьерный рост
7. Обсуждение
8. Обладание техническими навыками
9. Умение принимать решения
Афонин Ю.А., Орлова Л.В. (2015) [1, с. 60]
1. Высокий профессионализм (знания, способность влиять на свое окружение, изобретательность и способность к инновациям, умение перестраиваться к измененным условиям)
2. Постоянный профессиональный рост
3. Высокая ответственность за принятие решения
4. Деловитость и предприимчивость
5. Умение рисковать, уверенность в своих силах, способность самоуправления в сложных условиях
6. Умение взаимодействовать с людьми
7. Эмпатия и способность создавать психологический комфорт
8. Моральные качества (порядочность, честность, гуманность)
9. Властный, волевой характер
10. Сила, выносливость, умение концентрироваться и расслабляться.
Источник: составлено авторами

Если проанализировать работы, посвященные качествам и навыкам современного управленца, необходимым для успешного развития компании до начала пандемии COVID-19 (см. табл. 1), можно сделать следующие основные выводы:

1. Очень большое внимание уделяется внутренним качествам, способствующим саморазвитию и развитию лидерских навыков управленца. Управленец рассматривается как личность «в себе», которой свойственна деловитость, решительность, смелость, властность, постоянный профессиональный рост и т.д., и в большей степени упор делается именно на умении эффективно управлять любым коллективом, мотивировать его на решение поставленных задач.

2. Традиционными ключевыми навыками управленца являются адаптивность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость и умение управлять рисками. Однако, эти качества не упоминаются в числе первых.

3. Умение принимать решения в условиях кризиса хоть и упоминается авторами в рамках навыков управленцев, но не всегда и не рассматривается в ряду ключевых.

4. Авторы также уделяют внимание этическим качествам управленца, делая упор на справедливости, честности, порядочности и искренности, хотя и эти качества не упоминаются в числе первых.

Стоит отметить данные исследования, приведенные в работе Ю.А. Афонина и Л.В. Орловой, дающие весьма целостное представление о том, каким должен быть современный управленец. Профессиональные качества и навыки управленца проранжированы по степени их значимости в результате проведенного исследования, и на первое место респонденты поставили высокий профессионализм, включающий в себя знание современных технологий, способность влиять на свое окружение, изобретательность и способность к инновациям, умение перестраиваться к измененным условиям деятельности. При этом, в перечне представлены и другие не менее важные качества и навыки, выделявшиеся респондентами (см. табл. 1) [1, с. 60].

Отдельно хотелось бы остановиться на подходе Б. Финци, М. Липтона и Винсента Ферта, представителей управляющего звена Deloitte Consulting LLP. В своей работе «Пять характеристик неустранимых руководителей», опубликованной в 2018 году в журнале The Wall Street Journal, они выделили 5 ключевых навыков управленца, разительно отличающиеся от других подобных классификаций. К таким навыкам они отнесли амбидекстрию (создание здорового баланса между оптимизацией операционной деятельности и инновациями, ориентированными на будущее), эмоциональную стойкость (сочетание трезвой оценки потенциальных рисков и препятствий с бесстрашием для достижения высоких целей), проявление мышления «новичка» (задавание вопросов и проявление искреннего любопытства, внимательное слушание и относиться к тому, что слышишь, с меньшим суждением (даже в случае информации или процесса, которые знаешь), разрушительное «джиу-джитсу» (раннее, точное распознавание внешних негативных факторов, их дробление и обращение угроз себе на пользу для создания конкурентного преимущества) и этнографию комплексного обслуживания клиентов (от вершины маркетинговой воронки до исключительного послепродажного обслуживания) [20]. Впоследствии, авторы, опираясь уже на опыт COVID-19, опубликовали обновленную статью, в которой подчеркнули высокую актуальность выделенных ими навыков.

С наступлением COVID-19 ситуация начала стремительно меняться, и на первое место стали выходить качества и навыки, которые ранее хоть и озвучивались, но не рассматривались как приоритетные. А с началом в 2022 году специальной военной операции Российской Федерации данная тенденция усилилась. Пандемия COVID-19 и СВО стали «черными лебедями», изменившими расклад сил в бизнесе, а главное, подходы к его управлению. В работах ученых и практиков, изучающих вопросы управления, стали наблюдаться изменения в приоритетах качеств и навыков, которыми, по их мнению, должен обладать управленец сегодня.

К примеру, в работе Т. Соколова, ключевого эксперта по стратегическому и командному развитию The Team, в числе первых озвучиваются такие навыки и качества, как ответственность, адаптивность, умение поддерживать проект, людей и компанию, эмпатичность, отсутствие боязни конкуренции и результативность [13].

Адаптивность, а соответственно, и управление изменениями были определены исследовательской компанией BCG, как ключевые навыки в сфере управления в период пандемии [22].

В таблице 2 представлены разные подходы ученых и практиков к данной теме в период пандемии и начала специальной военной операции.

Таблица 2

Подходы ученых и практиков к необходимым качествам и навыкам управленца с началом COVID-19 и СВО (публикации с 2020 года)

Автор
Качества
А. Савицкий (2022), [11]
1. Гибкость.
2. Адаптивность.
3. Масштабные коммуникативные навыки – умение выстраивать горизонтальную коммуникацию.
4. Умение находить креативные пути решения проблемы.
Т. Соколов (2021), [13]
1. Ответственность.
2. Адаптивность.
3. Умение поддерживать проект, людей и компанию.
4. Эмпатичность.
5. Отсутствие боязни конкуренции.
6. Результативность.
Генеральный директор. Рейтинг (2020), [6]
1. Коммуникабельность.
2. Стрессоустойчивость.
3. Способность расставлять приоритеты.
4. Внутренняя уверенность.
5. Активность, энергичность.
К. Лу, Б. Финци, М. Липтон, В. Ферт (2021), [24]
1. Двустороннее лидерство.
2. Мышление новичка.
3. Разрушительное джиу-джитсу.
4. Этнография конечного пользователя (умение отстаивать и моделировать эмпатию по отношению к клиентам и развивать понимание того, кем они являются как люди, а не просто точки данных).
5. Эмоциональная стойкость.
Е. Запотылок (2021), [3]
1. Гибкость и высокая скорость реакции.
2. Планирование.
3. Умение оптимизировать процессы.
4. Лидерские качества и личная эффективность.
5. Поддержка сотрудников.
6. Креативность.
7. Способность рисковать.
8. Умение управлять удаленной командой.
А. Дойль (2022),
[18]
1. Коммуникация.
2. Мотивация.
3. Делегирование.
4. Позитивность.
5. Надежность.
6. Креативность.
7. Обратная связь.
8. Ответственность.
9. Приверженность.
10. Гибкость.
О. Шамбер (2021), [17]
1. Высокая адаптивность.
2. Способность убеждать.
3. Умение принимать решения и брать на себя ответственность.
4. Умение вести стратегическое планирование несмотря ни на что.
5. Умение решительно и твёрдо вести за собой своих сотрудников.
Г. Харро (2022)
[15]
1. Развитый эмоциональный интеллект.
2. Коммуникабельность.
3. Организованность.
4. Умение выстраивать отношения с подчиненными.
5. Открытость к самосовершенствованию.
Источник: составлено авторами

Исходя из представленных в таблице 2 точек зрения авторов, можно сделать вывод, что главными качествами в период с 2020 года стали навыки кризис-менеджера, позволяющие работать в условиях длительной неопределенности: высокая адаптивность, гибкость, умение быстро принимать решения и брать на себя ответственность, способность планировать даже в сложнейших внешних условиях, надежность, умение расставлять приоритеты и пр.

В целях дополнительного изучения наблюдающихся изменений в подходах практиков и ученых (см. табл. 2) к теме приоритетных качеств и навыков современного управленца, нами было проведено разведочное исследование представителей управленческого аппарата компаний малого и среднего бизнеса. Всего было опрошено 40 респондентов. Методика исследования представляла собой личный опрос респондентов. Респондентам предлагалось оценить важность предложенных качеств и навыков по шкале от 1 до 10, где 10 соответствует максимальной значимости. Для оценки были предложены следующие качества:

● адаптивность;

● стрессоустойчивость;

● порядочность;

● открытость;

● умение расставлять приоритеты;

● позитивный подход;

● ответственность перед собой за принимаемые решения;

● лидерские навыки.

При этом, некоторые из качеств, такие как порядочность и открытость, были включены в перечень, т.к. часто упоминались в работах до 2020 года, но при этом не встретились в анализируемых работах, начиная с 2020 года. С нашей точки зрения, в сложившихся обстоятельствах данные качества являются весьма значимыми, т.к. от них зависит во многом умение объединять коллектив, поддерживать сотрудников, налаживать горизонтальные связи.

Полученные результаты подтвердили наши предположения. На первое и второе места с весьма значительным отрывом респонденты поставили такие качества, как адаптивность и стрессоустойчивость. В целом, полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 Результаты опроса респондентов


Качества и навыки управленца
Совокупное количество баллов
1.
Адаптивность
329 баллов
2.
Стрессоустойчивость
311 баллов
3.
Порядочность
185 баллов
4.
Умение расставлять приоритеты
173 балла
5.
Открытость
156 баллов
6.
Лидерские навыки
144 балла
7.
Ответственность перед собой за принимаемые решения
140 баллов
8.
Позитивный подход
118 баллов
Источник: составлено авторами

Заключение

Таким образом, сопоставляя результаты анализа подходов практиков и ученых с данными разведочного исследования, можно заключить, что запрос бизнеса в отношении необходимых качеств и навыков управленцев претерпел изменения, выдвинув на передний план такие качества, как адаптивность, стрессоустойчивость, порядочность и умение расставлять приоритеты. Бизнес нуждается в кризис-менеджерах, способных, помимо всего прочего, проявлять эмпатию и умение поддерживать своих подчиненных, одновременно с этим показывая четкий путь, в направлении которого нужно двигаться коллективу, открытых для креативных предложений и всего нового. Существует важнейший запрос со стороны бизнеса – тренд на объединение коллектива, его поддержку и развитие эмоционального интеллекта. Коммуникабельность стала рассматриваться в большей степени, не как инструмент взаимодействия с партнерами, мотивации и координации коллектива, а среди ключевых навыков со сдвигом в развитие горизонтальных коммуникаций и эмпатии. Важным стало именно налаживание устойчивого доброжелательного контакта с сотрудниками. Такие качества, как порядочность и открытость, являются весьма значимыми, т.к. от них зависит во многом умение объединять коллектив, поддерживать сотрудников, налаживать горизонтальные связи. Кроме того, бизнес очень нуждается в менеджерах, способных чувствовать ответственность перед собой, коллективом и компанией за принимаемые решения.

Без сомнения, произошедшие во внешней среде изменения сформировали новое представление об идеальном управленце, где нацеленность на развитие личностных профессиональных качеств и стремление к постоянному профессиональному росту, становятся не такими значимыми, т.к. в конечном счете, те качества, которые были в приоритете до 2020 года, предполагают отсутствие постоянства и привязанности к компании и коллективу, не способствуют отождествлению себя как управленца с ценностями и нуждами компании, а следовательно, мешают стабилизации ситуации и развитию в условиях кризиса.


References:

Afonin Yu.A., Orlova L.V. (2015). Professionalnye kachestva sovremennogo lidera-upravlentsa: sotsiologicheskiy analiz [Professional quality modern leader-managers: the sociological analysis]. Journal “ASR: Pedagogy and Psychology”’. (3(12)). 59-62. (in Russian).

Doyle A. Important Leadership Skills for Workplace SuccessThe balance. Retrieved February 25, 2020, from https://www.thebalancemoney.com/top-leadership-skills-2063782

Fayol H. (1917). Administration industrielle et générale Paris: Dunod et Pinat.

Finzi B., Firth V., Lipton M. Five Characteristics of Un-disruptable CEOsThe Wall Street Journal. Retrieved February 25, 2020, from https://deloitte.wsj.com/articles/five-characteristics-of-un-disruptable-ceos-1521086529

Friedman Z. Google Says the Best Managers have these 10 QualitiesForbes. Retrieved February 25, 2020, from https://www.forbes.com/sites/zackfriedman/2018/08/30/best-managers-google/?sh=276e35314f26

Kirchhoff D., Lutz M., Kumar A., Messenböck R., Meyding G. The Elements of a Good Change Management FunctionBCG.com. Retrieved February 25, 2020, from https://www.bcg.com/publications/2020/elements-good-change-management-function

Kolnoshenko V.I. (2018). Menedzhment i upravlenie: obshchee i osobennoe [Management and governance: general and special]. Scientific works of Moscow University for the Humanities. (5). 5. (in Russian). doi: 10.17805/trudy.2018.5.5.

Korolev V.I. (2013). Sovremennyy rossiyskiy menedzhment v kontekste mezhdunarodnyh tendentsiy [Contemporary russian management in the context of international trends]. Russian Foreign Economic Bulletin. (2). 26-33. (in Russian).

Landry L. 6 Characteristics of an Effective LeaderHarvard Business School Online. Retrieved February 25, 2020, from https://online.hbs.edu/blog/post/characteristics-of-an-effective-leader

Lu K., Finzi B., Firth V., Lipton M. COVID-19 and the undisruptable CEO Five attributes that can help CEOs navigate through crisisDelloite. Retrieved February 25, 2020, from https://www2.deloitte.com/us/en/insights/economy/covid-19/covid-19-and-the-undisruptable-ceo-five-attributes.html

Muravev Yu.L. (2016). Sovremennyy menedzhment: tekhnologiya ili iskusstvo [Modern management: technology or art]. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. (2(18)). 53-57. (in Russian).

Mychka S.Yu., Shatalov M.A. (2015). Problemy sovremennogo menedzhmenta i puti ikh resheniya v usloviyakh nestabilnosti vneshney sredy [Problems of modern management and ways to solve them in the conditions of instability of the external environment] XII All-Russian Scientific and Practical Conference "Economic Sciences and Applied Research";. 88-92. (in Russian).

Semenov Yu.E. (2019). Razvitie navykov upravleniya proektami [Development of skills of projects management]. Economics and business: theory and practice. (9). 161-163. (in Russian). doi: 10.24411/2411-0450-2019-11182.

Shalnova O.A., Gavrilina O.P. (2021). Problematika i printsipy razvitiya sovremennogo menedzhmenta v organizatsii zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii [Problems and principles of development of modern management in the healthcare organization of the Russian Federation] Priorities of the RA economy development: internal and external challenges. 249-259. (in Russian).

Taylor F.W. (2011). Principles of Scientific Management New York: Harper & Brothers.

Tukhvatulina R.V., Cherepanova N.V. (2011). Metodologicheskiy podkhod v opredelenii «granits» sovremennogo menedzhmenta [Methodological approach in difining of boaders in contemprorary management]. Sovremennye issledovaniya sotsialnyh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 8 (4). 25. (in Russian).

Vesnin V.R. (2006). Menedzhment [Management] M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt. (in Russian).

Yonge J. de Are you a CEO that will define the future or defend the past?EY Knowledge. Retrieved February 25, 2020, from https://www.ey.com/en_gl/growth/are-you-a-ceo-that-will-define-the-future-or-defend-the-past

Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:02:59