Материализация инновационного потенциала хозяйствующих субъектов

Передеряев И.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (11), Ноябрь 2007

Цитировать:
Передеряев И.И. Материализация инновационного потенциала хозяйствующих субъектов // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 11. – С. 3-10.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591942
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Инновационному развитию сегодня нет альтернативы, но оно не реализуется автоматически. Необходим определенный «критический» набор условий. Важнейшими среди них являются те, которые воздействуют на человека и способствуют раскрытию его творческого потенциала.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновации, инновационное развитие, знания, творческий потенциал

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Инновационному развитию сегодня нет альтернативы, но оно не реализуется автоматически. Необходим определенный «критический» набор условий. Важнейшими среди них являются те, которые воздействуют на человека и способствуют раскрытию его творческого потенциала.

Наиболее развитые страны мира прошли индустриальный этап и находятся в большей части на постиндустриальной стадии экономического развития, где главным фактором прогресса в целом и обеспечения конкурентоспособности национального хозяйства, в частности, выступают интеллектуально-инновационные ресурсы [2]. Конечно, сами по себе они не возникают, но в основе своей являются производной от интеллекта отдельного или ассоциированного индивидуума.

Постиндустриальные технологии, в отличие от индустриальных («материальных»), – это технологии, связанные с созданием и преобразованием основных «постиндустриальных ресурсов», т.е. с производством, обработкой, трансформацией и передачей новых знаний и информации [4]. К этому же типу ресурсов можно отнести также гуманитарный (человеческий в широком смысле) потенциал развития. Большая часть этих ресурсов создается и используется в сфере нематериального производства.

В постиндустриальном обществе на первый план выходят личности и их структурированные совокупности, которые имеют соответствующие творческие свойства для генерирования новых знаний и инноваций. То есть, индивидуумы, которые могут активно участвовать в инновационном процессе и стать его «двигателями».

В целом инновационный процесс представляется очень сложным, разноплановым и многоэтапным явлением. Он связан с созданием, овладением и распространением новшеств. Но первичным его звеном всегда является творческий процесс их создания, в котором принимает участие значительное количество разных субъектов:

‑ отдельные рационализаторы и изобретатели, научные работники;

‑ научно-исследовательские коллективы;

‑ предприятия и их сотрудники;

‑ автономные подразделения предприятий и организаций, которые находятся на коммерческом расчете;

‑ разные кооперационные структуры (технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, научно-технологические центры).

Несмотря на очевидную разнородность перечисленных субъектов, они выполняют одну общую функцию, связанную с разработкой инноваций. Поэтому возникает насущная потребность в формировании специального понятия, которое описывало бы всю совокупность участников процесса создания инноваций.

Сегодня в научной литературе чаще всего используется понятие «субъекты инновационного процесса» [3]. Но оно вряд ли может быть признано удачным, хотя бы в силу своей нейтральности и широты. Такими субъектами могут быть и разработчики новшеств, инвесторы, производители новых видов продукции, поставщики, продавцы, потребители, общество в целом (общественные и государственные институты). Такой подход не дает возможности отделить первичное звено субъектов инновационного процесса, которые непосредственно «находится у истоков инноваций».

Официальная статистика РФ также пока использует целую совокупность таких понятий, как «предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью», «предприятия, выполняющие работы по созданию и использованию объектов промышленной собственности и рационализаторских предложений», «изобретатели, авторы промышленных образцов и рационализаторских предложений» и т.д. Однако эти показатели не разделяют четко субъектов, которые самостоятельно создавали новшества, а также тех, к которым они поступают из внешней среды.

До последнего времени отсутствовали специальные термины для характеристики субъектов инновационной деятельности и в энциклопедических изданиях. На наш взгляд, наиболее адекватно эту функцию может выполнить сравнительно недавно ставшее популярным литературе понятие «инноватор».

Например, в учебных пособиях по инновационному менеджменту инноватор определяется как автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рационализаторского предложения, «ноу-хау», промышленного образца и т.п.) [3]. Причем материальным или процессным инновациям, как правило, предшествует создание того или другого объекта интеллектуальной собственности.

Следует признать, что приведенное выше определение адекватно отражает суть исследуемого понятия. Но кроме общего его определения важно также дать классификацию субъектов, которых следует относить к инноваторам (рис. 1).

Рис. 1. Основные типы инноваторов

Инноватор, в сущности, становится главным действующим лицом в постиндустриальном обществе, поскольку он генерирует новые знания и на их базе создает новшества, которые становятся основным конкурентным ресурсом.

Проследить и оценить роль инноватора в современном обществе можно, если построить причинно-следственную цепь влияния его деятельности на обеспечение конкурентоспособности национальных экономик и отдельных субъектов хозяйствования. Эту цепь условно можно назвать информационно-инновационным вектором обеспечения конкурентоспособности в постиндустриальном обществе. Основные ее звенья представлены на рис. 2.

Рис. 2. Информационно-инновационный вектор обеспечение конкурентоспособности

Таким образом, в основе информационно-инновационного вектора повышения конкурентоспособности экономики страны в целом и отдельных субъектов хозяйствования лежит интеллект индивидуума и его творческий потенциал, т.е. способность к творчеству, к генерированию нового знания. Способность и мотивация индивидуума к творчеству становятся одними из основных факторов обеспечения конкурентоспособности и важным фактором формирования национального интеллектуального капитала.

Здесь может возникнуть следующее возражение: творческая составляющая всегда была источником прогресса. Это действительно так. Если проанализировать историю цивилизации, то все ее наиболее значительные «прорывы» в разных областях (в политике, промышленности, искусстве, науке, медицине и т.д.) были связаны с взлетом творчества. Однако на доиндустриальном и индустриальном этапах, для обеспечения конкурентоспособности было достаточно активного творчества отдельных личностей и коллективов. Причем, мотивация к творчеству обеспечивалась или за счет того, что она входила в их должностные обязанности, или за счет того, что потребность в ней диктовалась личностными качествами отдельных индивидуумов, а вследствие сочетания двух этих факторов.

На постиндустриальном этапе ситуация кардинально меняется. Сегодня для обеспечения высокой и устойчивой конкурентоспособности уже недостаточно творчества отдельных индивидуумов и коллективов. Для обеспечения высокой экономической эффективности в творчество должны быть включены самые широкие слои сотрудников предприятий. Только субъекты хозяйствования, которые создадут системы активизации и использования творческого потенциала, которые бы «доходили» и «касались» каждого сотрудника, имеют шанс на успех в долгосрочной перспективе. Более того, необходимо не только стимулировать творчество, но также создавать системы, которые позволяют максимально использовать его результаты в виде реализованных новшеств – инноваций [5].

С целью максимальной активизации и использования творческого потенциала сотрудников предприятий разрабатываются специальные технологии, позволяющие предельно использовать потенциал инновационного развития субъектов хозяйствования.

Для того чтобы выжить в современных условиях непрерывно меняющейся внешней среды и обострения конкуренции, предприятие должно постоянно совершенствоваться за счет перманентного внедрения наиболее эффективных новаций.

Технология инновационного развития субъектов хозяйствования сегодня – это система механизмов, с помощью которых предприятие может прогрессивно изменяться за счет постоянного использования инноваций с целью поступательного повышения своей конкурентоспособности.

Можно выделить обычную (простую) и расширенную (предпринимательскую) технологию инновационного развития. В отличие от простой, предпринимательская технология, кроме указанных выше целей, ставит также цель стимулирования повседневной творческой активности сотрудников предприятий.

Простая технология инновационного развития состоит из следующих подсистем:

1. Аккумуляция и мониторинг творческого потенциала сотрудников предприятий. Эта подсистема реализуется на основе независимой регистрации идей работников через организационно-экономический механизм функционирования банка идей в организации;

2. Разработка на базе лучших идей сотрудников законченных инновационных продуктов. Указанная подсистема функционирует на основе формирования внутренних венчуров для разработки на базе лучших идей законченных инновационных продуктов;

3. Совместное владение инновационным продуктом, созданным наемным инноватором. Эта подсистема функционирует на базе организационно-экономических механизмов реализации права общей совместной и частичной собственности на интеллектуальный продукт, созданный наемными сотрудниками на основе передачи права пользования.

Расширенная (предпринимательская) технология инновационного развития, кроме указанных выше подсистем, включает в себя также подсистему стимулирования творческой активности сотрудников на основе организации между ними нетрадиционной (искусственной) конкуренции, то есть системы состязательности, по своей природе не являющаяся органической составляющей рыночного механизма, создаваемой и организуемой искусственно в соответствии с определенными, заранее сформированными правилами. Ее главное отличие от других видов стимулирования заключается в построении четкой системы искусственного соревнования между субъектами за лучшие результаты того или другого вида деятельности.

Одной из основ нетрадиционной конкуренции является метод инновационной номенклатуры, представляющий собой одновременно как систему управления привилегиями, так и один из механизмов нетрадиционной конкуренции. Указанный механизм формирует действенные стимулы к повышению инновационной активности сотрудников предприятий.

Необходимо указать, что нетрадиционная конкуренция на основе метода инновационной номенклатуры может применяться на внутрифирменном, межфирменном и внутрикорпоративном уровне. Кроме этого в пределах определенной совокупности производств может быть организована многоуровневая инновационная номенклатура, в том числе, в пределах определенной отрасли.

Не исключена ситуация, когда ряд предприятий создает стратегический альянс для формирования межфирменной инновационной номенклатуры, результаты деятельности которой будут использоваться на определенных условиях всеми участниками объединения.

Кроме своей главной цели – стимулирования инновационной активности работников ‑ инновационная номенклатура способствует решению ряда специфических задач:

1. Создается возможность и стимул для творческого роста сотрудников с помощью их «продвижения наверх по инновационным ступенькам».

2. Появляется возможность для возникновения межличностной конкуренции между сотрудниками с разными научными специальностями. Если раньше очень тяжело было сопоставить достижение, например, инженера-электронщика и инженера-теплотехника, то с помощью инновационной номенклатуры это сделать легче.

3. С помощью инновационной номенклатуры можно закрепить высококвалифицированные научные кадры на предприятии и в определенной мере воспрепятствовать оттоку интеллектуального капитала организации.


Источники:

1. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. – М.: Наука, 2006. – 296 с.
2. Инновационная экономика. / Под ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой. – М.: Наука, 2004. – 352 с.
3. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. Пособие / Под ред В.А. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2006. – 584 с.
4. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 308 с.
5. Экономика, основанная на знаниях: учебное пособие. / Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко. – М.: РАГС, 2006. – 352 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:37:36