Разработка инвестиционной стратегии для инновационных частных компаний ранних стадий на примере финтех-стартапа
Шабаршин А.А.1, Фомин Ф.В.1
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Глобальные рынки и финансовый инжиниринг *
Том 4, Номер 1 (Январь-Март 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Шабаршин А.А., Фомин Ф.В. Разработка инвестиционной стратегии для инновационных частных компаний ранних стадий на примере финтех-стартапа // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. – 2017. – Том 4. – № 1. – С. 45-56. – doi: 10.18334/grfi.4.1.38027.
Аннотация:
В статье определены термины «инновационная стратегия» и «инновационная компания». Описаны этапы разработки инвестиционной стратегии частной компании, даны рекомендации по её составлению. Рассмотрено текущее состояние финтех-рынка как в мире, так и отдельно в России, указаны основные тенденции рынка. Составлены таблицы с основными участниками венчурного рынка в России.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная стратегия, стартап, венчурный рынок, финтех
JEL-классификация: E22, G11, D25
Введение
Актуальность работы заключается в том, что венчурные инвестиции являются главным источником финансирования стартапов. Согласно отчету PwС и РВК [1], в 2016 году было заключено 184 венчурных сделок, в 2015 году – 180 сделок. Цель данной работы заключается в освещении российского венчурного рынка. Даны рекомендации составления инвестиционной стратегии стартапа. Сделан обзор финтех-индустрии в России.
Что такое инвестиционная стратегия компании?
В целом, это комплексная система долгосрочных целей инвестиционной деятельности компании, которые определяются его миссией, идеологией, ценностями, а также выбор правильных путей для достижения этих целей. Далее важно пояснить, что же такое инновационная компания [2] (Damodaran, 2017). С нашей точки зрения, инновационная компания – это организация, которая имеет инновацию в своей бизнес-модели и инновацию в технологии, которая позволяет ей расти в масштабе нелинейно потраченным расходам. Если приводить конкретный пример, то здесь можно назвать инновацию в бизнес-модели и технологии компании Planeta.ru – краудфандинговой платформы, которая позволяет основателям проекта собрать сообщество единомышленников, поддержавших рублем проект новатора, и получить для всех сторон ценность. Основатели получают капитал на развитие, который, по сути, обеспечивают предзаказы, а бэкеры получают дешевле продукт, хоть и с небольшим лагом в доставке. У этой площадки мы можем увидеть как минимум одну инновацию в бизнес-модели (Сделана ставка на самую доступную для пиара аудиторию: музыканты, писатели, да и в целом публичные люди, которые уже имеют свою аудиторию и популярность. Что позволяет площадке «перенести» эту аудиторию с меньшими расходами на свою площадку. Следовательно, она получает доход от собранных средств, но, по сути, ее расходы на привлечение одного пользователя уменьшаются. Ведь пользователь, который пришел как фанат одного писателя, может с определенной вероятностью поддержать проект совершенно противоположный, например, изобретение или даже операционное обеспечение. И для площадки это принесет прибыль, а расходов не будет. Да, вот так емко, но мы определили основную, на наш взгляд, инновацию в бизнес-модели этой площадки.) и одну инновацию в технологиях (работа с большими данными, собственные алгоритмы привлечения бэкеров и автоматизация процесса создания крауд-кампании, что позволяет сэкономить трудовые затраты на подготовку кампании).
Мы определили термины инвестиционной стратегии и инновационной компании для того, чтобы была возможность анализировать технологическим, инновационным и инвестиционным инструментарием инвестиционную стратегию инновационной компании. Так как инвестиционная стратегия позволяет компании прозрачно видеть цели и задачи, планировать действия и тактическую активность компании, важно, чтобы у каждого основателя инновационной компании на ранней стадии была разработана такая стратегия. Итак, перейдем к разработке такой стратегии.
Если говорить про инновационную частную компанию, то тут стоит отметить важность разделения инвестиционной стратегии [3] (Akhmedov, 2011) на три главных этапа инвестиционной активности частной инновационной компании ранней стадии:
1) Поиск и привлечение капитала или займа на выгодных для стартапа условиях для целей старта реализации бизнес-целей инновационной компании. Примером в данном случае может быть привлечение российской компанией частного инвестора с чеком в 300 тыс. долл. в капитал компании под 7 % доли предприятия для задач доработки технологии и масштабирования бизнеса на европейский рынок. При этом идеальным решением для команды будет наличие компетенций, сети связей или административного ресурса, который можно напрямую применить в бизнес-деятельности компании. Условно говоря, российский стартап занимается краудфандингом, и инвестором выступает финансовая группа, которая сможет усилить позиции стартапа на рынке за счет клиентской базы, длинных и дешевых денег, партнеров, которые смогут делать совместные специальные кейсы, позводяющие быстрее наращивать базу пользователей и зарабатывать деньги.
2) Ежемесячный анализ и сравнение инвестиционных альтернатив, которые представляют собой возможность сделать капитал компании дешевым и/или долгим. Если говорить на нашем примере, то здесь наша краудфандинговая платформа, привлекшая частного инвестора под 7 % годовых, решает через 4 месяца не брать очередной транш инвестора, если данная возможность зафиксирована в термшите (инвестиционном договоре или специальном соглашении), а, посчитав стоимость капитала, находит еще одного рыночного инвестора, который предлагает займ в размере 500 тыс. долл. под 24 % годовых на 3 года. Стоимость капитала первой сделки определяется как минимум ожиданиями по доходностям инвестора (в среднем 30 % IRR), и лонгация инвестиции – 3–5 лет, не прописанный, но ожидаемый квалифицированным инвестором срок как максимум в случае успеха стартапа – будущими доходами и капитализацией компании. Если говорить в цифрах, то у успешных стартапов стоимость капитала может составлять и 4000 % годовых, в случае когда инвестор через 12 месяцев смог продать свою долю или привлечь инвестора следующей стадии по оценке Х40 от первоначальной инвестиции. Очевидно, что инвестиционный стратег выберет более дешевые деньги (24 % против 4000 %), если второй инвестор сможет сравниться по SMART инвестициям, предлагая примерно такой же набор компетенций, связей или ресурсов, которые смогут помочь компании сделать такой рост в стоимости компании.
3) Правильный инвестор каждой последующей стадии и стратегии выхода / частичной продажи компании. Для основателей стартапа и инвестора абсолютно синхронно проходит сверка их инвестиционных интересов через 3–5 лет после успешной работы компании. Жизненный цикл ранней стадии подходит к концу, и компании необходимо делать выход (из основных – продажа долей или части долей стратегу, позднему Venture Capital фонду, Private Equity фонду или размещение на публичном рынке (IPO)). Для этого в инвестиционной стратегии изначально закладывают возможных интересантов и прописывают КПЭ того состояния инвестиционного объекта (стартапа), который был бы интересен, например, стратегу для покупки. Если говорить про наш пример, то если наша краудфандинговая площадка выросла в 40 раз и у нее все идет успешно, все стейкхолдеры договорились о продаже стратегу всей компании, фантазируя, можно сказать, что их покупает Сбербанк, который еще 5 лет назад поставил перед компанией конкретный КПЭ в количестве пользователей, капитала (оборота) внутри площадки и качества проектов, а команда его добилась (хотелось бы отметить, что это точка зрения авторов. Данная позиция, как и любой пример в этой статье, может не совпадать с мнением основателя и команды проекта-примера)
Подводя итог небольшого обзора по ключевым моментам в создании инвестиционной стратегии, хотелось бы отметить, что основатель проекта и его инвестиционной директор (консультант или он сам) должны всегда пользоваться математическим аппаратом и любой качественный показатель перевести в количественный для целей измерения и контроля результатов. Другими словами, если инвестор говорит, что проект должен стать лучшим в Европе, необходимо оцифровать понятие «лучший» в такой системе координат, как:
– выручка за период (она должна быть минимум на один рубль больше, чем у вашего ближайшего конкурента);
– база пользователей (она должна быть минимум на одного пользователя больше, чем у вашего ближайшего конкурента);
– узнаваемость бренда (количество упоминаний в СМИ, поиске, количестве проводимых и посещаемых конференций, где компания представлена,как лидер в отрасли) и так далее.
То есть действительно важно понимать, как основатель стартапа и инвестор смогут контролировать рост инвестиционной стоимости компании.
Прибыльность и риски инвестиций в стартапы
Согласно данным CrunchBase [4], стартап привлекает около 25 млн долл. инвестиций. Проект совершает выход в среднем на 197 млн долл. При условии, что инвестор является стопроцентным владельцем, доходность таких инвестиций равняется 676 %. В стартапы инвестируют на срок от двух до пяти лет.
Высокая доходность сопряжена с рисками:
– 80 % стартапов убыточны. Идея не является гарантом успеха;
– 30 % стартапов – мошенники. Основатели проекта исчезают после получения инвестиций;
– 60 % стартапов закрываются из‑за разногласий внутри команды и отсутствия профессионального управления;
– основатели стартапов не имеют качественного опыта предпринимательской деятельности.
Обзор финтех-рынка в мире как основа выстраивания стратегии компании
Международная неопределенность в 2016 году повлияла на объем инвестиций в финтех: рецессия в Китае, «Брекзит» в Великобритании и выборы президента в США.
Согласно отчету KPMG [5], размер инвестиций в финтех упал с 46,7 млрд долл. в 2015 году до 24,7 млрд долл. в 2016 году.
Сохраняется разница в распределении инвестиций в финтех по регионам.
Таблица 1
Распределение инвестиций в финтех по регионам
|
2014
|
2015
|
2016
|
Америка
|
$14,1
млрд
|
$27,4
млрд
|
$13,5
млрд
|
Европа
|
$12,0
млрд
|
$10,9
млрд
|
$2,2
млрд
|
Азия
|
$3,3
млрд
|
$8,4
млрд
|
$8,6
млрд
|
В США большое количество стартапов в сферах платежей и частного кредитования, поэтому у экспертов появилось мнение, что эти сегменты «перенасыщены». Инвесторы начали масштабировать и развивать существующие финтех-компании. В странах с населением, не пользующимся банковскими счетами, сервисы для обработки платежей и кредитования привлекают интерес. Например, в Индии и Бразилии.
Развивается сеть партнерств между государственными регулирующими органами и финтех-проектами. Открываются новые финтех-хабы и акселераторы. Причины:
– рост экономики из‑за улучшения банковской системы;
– доступ к финансовым услугам для большей части населения.
Технологии в страховании привлекают большое количество инвесторов.
Из-за старых IT-технологий и различных юридических преград сфера страхования отстала относительно других сегментов финансовых услуг и не претерпела инновационных изменений. Но в последнее время открылись программы акселерации для отдельных секторов страхования и смежных областей. В 2017 году ожидается спрос на корпоративные инновации, что поможет развитию технологий страхования.
Стал падать интерес к технологиям блокчейна. Инвесторы поддерживают проекты, работающие на базе этой технологии, но не инвестируют в новые провайдеры. Необходимо убедиться, что блокчейн оправдает столь повышенное внимание.
Людей не интересуют экспериментальные теоретические решения. Им нужны коммерческие продукты, способные приносить прибыль. В Европе развиваются финтех-хабы. Но они не могут конкурировать с игроками из США, Китая и Сингапура. Рост банков Monzo, Atom Bank и Starling в Великобритании. Отличная работа скандинавских компаний: в Норвегии MobilePay, iZettle в Швеции и развитие финтех-инфраструктуры для стартапов в регионе. В Азии наблюдаются следующие тенденции:
– Партнерство с государственными структурами определяет успех азиатских финтех-компаний. Сотрудничество Денежно-кредитного управления Сингапура и Австралийской комиссии по ценным бумагам и инвестициям.
– Финтех-компании Китая нацелены на международный рынок, вступают в партнерство с компаниями, предоставляющими финансовые услуги. Например, AliPay и Commonwealth Bank.
– Нехватка сервисов для осуществления платежей в реальном времени приводит к спросу со стороны клиентов в регионе.
– 2017 год – год технокорпораций, API, PSD2, ИИ с большими данными.
Главные тенденции на рынке финтех-стартапов:
– искусственный интеллект позволит компаниям, предоставляющим финансовые услуги, как уменьшить расходы, так и повысить результативность работы;
– после введения в Евросоюзе обновленной Платежной директивы (PSD2) внимание сместится в сторону компаний, предлагающих открытость финансовых услуг, программный интерфейс приложения с поддержкой big data и возможностью аналитики;
– международные компании будут проявлять большой интерес к финтех-отрасли.
Анализ локального рынка для встраивания тактических активностей компании
В России динамично развивается финтех-рынок. Но бизнес-модели, работающие в других странах, в России не находят отклика или требуют существенных изменений.
Например, mPOS-бизнес в России отличается от других рынков высоким значением «взаимообменного сбора». Из-за высокого тарифа, принятого платежными системами, в эквайринге низкая маржа. а российским стартапам, использующим бизнес-модель американской компании Square, сложно добиться безубыточности.
Существует малый спрос на некоторые сегменты российского финтех-рынка. На управлении активами и роботах-консультантах можно разбогатеть в Америке и Европе [6]. В России данные услуги не распространены среди населения. Отличия в регуляторных требованиях. Это усложняет бизнес-процессы, увеличивает расходы финтех-компаний. Из-за отличий становится невозможным реализация бизнес-моделей, которые применяют в других странах. Например, в Великобритании открытие счета происходит без обращения в офис банка. В России невозможно это сделать, не подписав бумажный договор. Зарубежные финтех-компании получают венчурные инвестиции. В России проблематично добиться венчурного финансирования. Проблема не только в малом количестве опытных инвесторов на российском рынке, но и в неосведомленности насчет финтех-рынка. Привлечение инвестиций от крупных компаний финансового сектора ограничивает потенциал роста для основателей.
Для успешного запуска финтех-стартапа в России необходимо выбрать сегмент с большой маржой и высоким спросом.
Признаки успешной финтех-компании:
– привлечение новых и обслуживание старых клиентов обходится дешевле, чем у традиционных игроков;
– выход на безубыточность раньше, чем через три года;
– создание партнерств и активное использование существующей финтех-инфраструктуры. Это поможет добиться низкой себестоимости;
– сильная команда с опытом в финансовом секторе.
Все эти данные необходимо включать в документ инвестиционной стратегии компании для понимания рынка и его игроков, для целей правильного позиционирования и конкуренции за капитал и инвестора.
Также, принимая решения по поиску капитала, компания должна подобрать лучших инвесторов, которые имеют схожий фокус (по экспертизе ключевой, стадии). В таблицах ниже представлены основные российские инвесторы и институты развития в России.
Таблица 2
Институты развития
Сколково
|
http://sk.ru
|
|
ФРИИ
|
http://www.iidf.ru/startups/accelerator/fintech
|
Платформы для кредитования
(p2p-кредитование, p2b-кредитование). Сервисы, помогающие совершать
инвестиции на фондовом рынке. Управление личными финансами, финансовые
советники. Решения на основе blockchain: b2b-решения для банков
и МФО (автоматизация процессов финансовых организаций); платежные
решения на основе мобильных телефонов, носимых гаджетов; решения
для анализа больших данных для банков
|
РВК
|
https: // www.rvc.ru
|
|
Таблица 3
Инкубаторы/акселераторы
Стартап Академия СКОЛКОВО
|
https: //
startup.skolkovo.ru
|
|
iDealMachine
|
http://www.idealmachine.ru
|
Интернет и облачные решения,
электронная коммерция и мобильные приложения, интерфейс человека
с машиной, искусственный интеллект и работа с большими
массивами данных
|
HSE{Pro} Fintech
|
http://fintech.inc.hse.ru
|
Финансовые
и блокчейн-технологии
|
ALFACAMP
|
http://alfacamp.alfabank.ru
|
Проекты, связанные
с мобильной и электронной коммерцией
|
«ИТ-парк» бизнес-инкубатор
|
http://kazanstartups.ru
|
ИТ-стартапы
|
#inspiRUSSIA
|
http://inspirussia.com
|
Blockchain, Big
data, Insurtech, Scoring, Security, Banktech, AI, Bots, Bank as a service
и открытая Инфраструктура
|
ИНГРИЯ
|
http://ingria-startup.ru
|
|
Трек Finance&Banking
Technologies
|
http://generation-startup.ru/accelerator/financebankingtechnology
|
Проекты в области финансовых
технологий, сервисов и электронной коммерции
|
FINTECH ACCELERATOR
|
http://fintechaccelerator.ru
|
Применение технологий искусственного
интеллекта, больших данных, blockchain, криптобезопасности и интернета
вещей финансовыми организациями
|
FinTech London Accelerator
|
https: // www.startupbootcamp.org/accelerator/fintech-london
|
Blockchain,
Mobile Security, Robo advisory, Financial Inclusion, Identity- AML/KYC, SME
Solutions
|
Центр Коммерциализации Технологий
ННГУ им. Н.И.Лобачевского
|
http://www.tcc.unn.ru
|
|
Таблица 4
Венчурные фонды
TRANSFORMING INNOVATION
|
http://titanium.vc
|
|
Life.SREDA
|
http://www.lifesreda.com
|
|
QIWI UNIVERSE
|
http://universe.qiwi.com
|
|
RMG Partners
|
http://rmg-partners.ru
|
Интернет-технологии
и информационно-телекоммуникационные системы; медицинские технологии
и здравоохранение; индустриальные технологии и природопользование;
индустрия наносистем и материалов; энергетика
и энергоэффективность; чистые технологии; агро- и биотехнологии;
авиационные и космические системы
|
Almaz Capital
|
http://www.almazcapital.com
|
Internet
Infrastructure & Services, Enterprise Software & Information
Services, Digital Media, eCommerce, Mobile & Consumer Applications,
Communications & Networking, Data Storage & Management
|
Flint Capital
|
http://www.flintcap.com
|
Artificial
Intelligence/Machine Learning, Enterprise Software, Cyber Security, Mobility
(technologies for vehicles and transportation infrastructure),
Networks/Marketplaces
|
Target Global
|
http://www.targetglobal.vc
|
Digital-enabled
B2C and B2 SMB companies in e-Commerce, finTech, travel, software and mobile
|
InVenture Partners
|
http://inventurepartners.com
|
Technology
industry with an emphasis on consumer internet, namely marketplaces,
financial technologies, marketing, transportation and online education
segments
|
Runa Capital
|
http://www.runacap.com
|
Deep tech like
open-source infrastructure, AI/ML and AR/VR. Disruptive applications in
regulated markets like fin-tech, healthcare, and education. B2B SaaS
|
iTechCapital
|
http://itcap.vc
|
Online
advertising technologies: online marketing platforms and tools for website
promotion, context advertising and real-time bidding. E-commerce,
e-processing and e-banking. TMT (Technology, Media and Telecommunications):
software, software-on-demand solution providers, e-gaming and
e-entertainment, IT outsourcing. New Media: infoweb portals, social
networks, e-advertising channels
|
Da Vinci Capital
|
http://www.dvcap.com
|
Financial
Infrastructure and Payment Processing, Business and IT Services, and Consumer
Services
|
MAXFIELD CAPITAL
|
http://www.maxfield.vc
|
Global information technology
companies
|
SAFMAR VENTURES
|
http://www.safmar.vc
|
|
Buran Venture Capital
|
http://www.ru.buranvc.com
|
E-commerce,
online media, mobile internet, communitanment, SaaS
|
Starta Capital
|
http://www.startacapital.com
|
Innovative and
technological B2B and B2C companies and projects
|
Prostor Capital
|
http://prostor-capital.ru
|
Новые финансовые технологии:
сервисы и продукты, способные изменить будущее финансовой экосистемы.
Новые технологии в рекламе: сервисы и продукты, позволяющие
максимально точно персонализировать информацию для пользователя. ИТ
в образовании: сервисы и продукты для оптимизации процесса
обучения. Облачные технологии: SaaS сервисы для малого и среднего
бизнеса. Цифровая медицина.
|
Заключение
В мире идет активное развитие венчурной финтех-индустрии. В России присутствует вся необходимая инфраструктура для развития финтех-стартапов. Но в данный момент количество и качество проектов не соответствует предложенному на рынке объему финансирования. Необходимо повышение инвестиционной, финансовой и предпринимательской грамотности населения для раскрытия потенциала страны.
Источники:
Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. , 2017.
Ахмедов Н. Разработка инновационной стратегии, инновационной политики предприяти. , 2011. – 236 с.
Crunchbase Inc. [Электронный ресурс]. URL: https://www.crunchbase.com/.
Kpmg. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/xx/pdf/2017/02/pulse-of-fintech-q4-2016.pdf.
Money of the future. [Электронный ресурс]. URL: https://fintech-research.com/.
7. Грачева М.Л. Методика оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнёрства // Креативная экономика. – 2015. – № 3. – С. 355-364. – doi: 10.18334/ce.9.3.172.
8. Зайцев А.В. Венчурное финансирование инновационных проектов высокотехнологичных предприятий // Российское предпринимательство. – 2011. – № 5-1(183). – С. 30-34. – url: http://bgscience.ru/lib/6749/.
9. Зайцев А.В., Николаев С.Д. Скромное величие перемен Концепция управления высокотехнологичным предприятием на основе инновационных изменений в конкурентной стратегии // Креативная экономика. – 2010. – № 3(39). – С. 16-25. – url: http://bgscience.ru/lib/4118/.
10. Жихор И.И. // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века. – 2012. – С. 308-315. – url: http://bgscience.ru/lib/10892/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:25:45