The potential for development of the BRICS alliance in a globalizing and post-globalizing economy: a perspective on economic security

Sitnikova O.G.1,2
1 Севастопольский государственный университет
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 2 (April-June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53965816

Abstract:
Currently, there is a significant transformation of the world economic system. The change in the geopolitical situation due to the beginning of a special military operation caused the transformation of many economic processes on a global scale. International associations like BRICS are beginning to play different roles. In order to increase the level of economic security of the participating countries and the alliance itself as a whole, the possibilities of the BRICS evolution are considered. The author proves that in the conditions of a special military operation and the world economic transformations, the further institutionalization of this "soft" alliance and its evolution towards more rigid forms of institutionalization will contribute to a systematic increase in the efficiency of interaction between the economies of the BRICS member countries, which, in turn, should undoubtedly contribute to improving the level of economic security of the member countries of the alliance. The article will be of interest to students and postgraduates of economic and political specialties, researchers and representatives of public authorities.

Keywords: alliance, BRICS, economic security, institutionalization, coordination

JEL-classification: F01, F15, F52, F53



Введение

Изначально в 2006 году БРИКС сформировалось за счет таких основных факторов, как серьезный потенциал производственных факторов, уровень внутреннего валового продукта высокий, экономики быстро развиваются, прямые инвестиции довольно крупные, в торговле на международных рынках страны участвуют активно.

Банк Goldman Sachs исследовал вопрос о том, почему именно Россия, КНР, Бразилия, ЮАР, Индия объединились. Он выделил следующие признаки, которые есть у каждого государства, за счет которых произошло объединение [30]:

1. В мировой экономике Россия и Бразилия могут стать лидерами и быть на равных со странами G7, поскольку:

- рост экономик возможен за счет реализации энергоносителей;

- в этих государствах огромный объем ресурсов;

- есть мощный сельскохозяйственный потенциал и потенциал обрабатывающего производства.

2. КНР и Индия вошли в объединение по следующим причинам:

- потенциал рабочей силы огромный, потому что численность населения большая;

- на рынке аутсортинга страны лидируют. Так, индийские препараты в области фармацевтики поставляются по всему миру. Также Индия поставляет программное обеспечение;

- темп роста экономики этих стран стабильно высокий.

На африканском континенте Южно-Африканская Республика занимает ключевое место, а на латиноамериканском континенте основное место занимает Бразилия. В Евразии ключевое место отводится России, Индии и КНР.

Рассматривая освещенность вопросов связанных с эволюцией БРИКС в отечественной научной литературе необходимо привести работы таких авторов как Дениз Д.С. [1, 3], Карпылаева Н.С. [2], Ямпольская Д.О. [4], Петренко Е.С. [5 29], Дробот Е.В. [12, 13, 16, 20, 22, 24-28], и ряд иных авторов [6 - 11], при этом роль эволюции мирохозяйственных систем освещали Торкановский Е.П. [14], Кошкарев М.Ф. [15], Долматова Г.Е. [17], Крафт Й [18], Губин А.М. [19].

Однако остаются недостаточно исследованными вопросы формирования потенциала экономической безопасности стран БРИКС в условиях мирохозяйственных трансформаций, вызванных проведением Специальной военной операции и реакцией на нее со стороны коллективного Запада.

Целью данной статьи является выявление дальнейших перспектив повышения эффективности взаимодействия стран-участниц БРИКС с позиции повышения их экономической безопасности.

В качестве научной новизны мы позиционируем вывод о существенном потенциале повышения экономической безопасности экономик стран-участниц БРИКС при эволюции альянса в сторону более жесткой институализации взаимодействия стран за счет более эффективных форм и механизмов координации экономической политики.

Основная часть

В глобализирующейся экономики взаимодействие различных стран определялось, главным образом, системами их экономических интересов. Политические факторы (за исключением, обусловленных этно-религиозными аспектами) в отношении развитых и развивающихся стран в период с конца 1990хх до 2014 года играли наименьшую роль за последние сто лет.

В этот же период происходит наиболее активное развитие стран БРИКС и самого БРИКС как международного объединения.

Итак, условно есть три этапа интеграционного развития в период глобализирующейся экономики:

I этап (1990-2006 гг.). В эти годы стали формироваться основания для развития взаимоотношений государств по интеграции. Е.М. Примакова эксперты отмечают в качестве первого деятеля, который начал работу по интеграционному развитию БРИК. Он предложил идею развития партнерских отношений между КНР, РФ и Индией. Она стала основой образования БРИК. В этих странах наблюдается сотрудничество между государствами РИК в научно-технической сфере, сфере торговли, производства и др. В 2001 году образовалось ШОС, ставшая предвестником появления БРИК. Стороны стали регулярно проводить в формате РИК консультации, стали интересоваться положением дел Бразилии. Представители МИД РИК встречались ежегодно с 2002 по 2006 гг.

II этап (2006-2010 гг.). В это время наблюдается становление сотрудничества. В формате БРИК министры встретились впервые в 2006 году. Бразилия стала проявлять большую активность. Глава России инициировал встречу, выступив с обращением к представителям на нью-йоркской площадке ГА ООН. Через год государства договорились о том, что заместители министров иностранных дел стран будут сотрудничать по строго выработанному механизму.

В течение двух лет с 2007 года представители БРИК встречались на разных форумах. Выработалась некая иерархия внутри объединения. После того, как в 2007-2008 гг. стремительно весь мир охватил экономический кризис, сотрудничество в области экономики стало более углубленным. Государства стали сближаться. В Екатеринбурге в 2009 году состоялся саммит БРИК впервые в полном формате. Главы государств высказались о том, как выйти из всемирной рецессии. Их мнение было единым. Это послужило основой для дальнейших постоянных встреч, на которых обсуждались разнонаправленные вопросы в сфере медицины, сельского хозяйства, развития конкуренции и др.

III этап (с 2010 года и по 24 февраля 2022 года). Сферы взаимодействия участников БРИКС стали расширяться и развиваться. Второй раз главы государств встретились в 2010 году в Бразилии. Они обсудили аспекты противодействия внешним и внутренним угрозам, развития экономик после выхода из кризиса. Мировое сообщество поменяло свой взгляд на БРИК в конце 2010 года. Теперь БРИК стал серьезным фактором международных отношений.

В 2011 году к БРИК присоединилась ЮАР – представитель африканского континента. Название изменилось на БРИКС. ЮАР присоединилась к объединению, поскольку изначально было понятно, что БРИК – это потенциально важное объединение, в котором экономики развивающихся стран быстро будут расти. Кроме того, БРИК расценивалось как фактор, влияющий на достижение справедливости в миропорядке.

Некоторые эксперты считают, что необходимости включения ЮАР в БРИК нет, потому что изначально БРИК сформировано изначально по принципу того, что КНР, Индия, РФ и Бразилия – представители с большей перспективой развития. ЮАР же в Африке имеет большой ВВП, но на фоне остальных членов БРИКС ее ВВП остается низким, при этом численность населения ЮАР ниже численности населения остальных стран объединения.

Инвестиции в ЮАР выгодны всем членам БРИКС, поскольку во всей Африке платной формой торговли ценными бумагами является фондовая биржа Йоханнесбурга. Африка получает практически все портфельные инвестиции через эту биржу. В этом регионе многие объединения в сфере строительства, розничной торговли, банков и телекоммуникаций, получившие доступ к африканским рынкам, имеют достаточный капитал и опыт, чтобы заниматься бизнесом.

Итак, государства-участники БРИКС нацелены на:

- продвижение на международной арене своих интересов в политике;

- решение глобальных проблем коллективом;

- ускорение темпов развития экономик стран-участниц.

Для того чтобы воплотить объективные направления глобализации создано объединение. Сейчас международные отношения строятся по новой модели и БРИКС – одно из звеньев этой модели.

Следующие вопросы взаимодействия в рамках глобализации решаются объединением БРИКС:

1. развитие двусторонних отношений в сфере экономики каждым государством, входящим в объединение, с партнером по группе;

2. пересмотр модели функционирования международной валютно-финансовой системы, ее совершенствование и повышение эффективности работы;

3. укрепление правового верховенства в международных отношениях, расширение границ сотрудничества членов БРИКС с третьими странами в сфере внешней политики и решения аспектов, связанных с безопасностью и миром, учитывая суверенитет третьих стран;

4. расширение и укрепление в международном пространстве присутствия в сфере культуры и информации, языкового присутствие.

Институционально-оформленного формата в БРИКС нет. Стоит подчеркнуть, что отсутствует секретариат и структура объединения. Главы государства на саммитах взаимодействуют друг с другом. Также взаимодействие осуществляется между послами и министрами, которые обсуждают разные проблемы и вопросы. Сейчас секретариат объединения виртуальный. Он нужен для того, чтобы в интернете председательство каждого члена БРИКС информационно сопровождать. За счет интерактивного формата взаимодействия председательства показывают свой профиль. Также интерактивный формат используется для того, чтобы показать заинтересованным гражданам и организациям, как социальные институты стран-участниц БРИКС развиваются.

Национальный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) в России является виртуальным секретариатом. После того, как в Китае страны пришли к определенным договоренностям, в 2011 году глава нашего государства сформировал секретариат с целью реализации планируемых мероприятий.

Новый этап - этап постглобальной экономики в явном виде мы считаем начавшимся с 24 февраля 2022 года.

Начало Специальной Военной Операции (СВО) повлекло за собой существенное изменение мировой политической обстановки и формирование новой геополитической и геоэкономической реальности.

Формирование новой реальности предполагает и новую роль стран и транснациональных объединений. Импульсом, ускорившим мирохозяйственные трансформации, стали начало Специальной Военной Операции (СВО) и реакция «коллективного Запада». Реакция «коллективного Запада» и ее влияние на финансовую безопасность России в контексте функционирования БРИКС актуализировало функционирование данного объединения по следующим причинам:

1. Входящие в состав объединения БРИКС Китай и Индия являются крупнейшими по населению странами мира и несут в себе весьма значительный потенциал экономического развития.

2. Китай претендует на роль одного из «центров силы» - «доминаторов» в мировой политической системе. Помимо этого, Китай в настоящее время выступает в качестве одного из крупнейших рынков сбыта продукции отечественных производителей. С политической точки зрения, Китай является стратегическим партнером, отказываться от взаимодействия с которым в сложившихся геополитических реалиях крайне нерационально.

3. Индия – занимает нейтральную позицию в сложившимся противостоянии «Россия – коллективный Запад», однако демонстрировала готовность перехода к расчету в национальных валютах в торговле между странами, что может существенно укрепить финансовую безопасность обеих стран.

4. Бразилия в настоящее время поддерживает Россию в сложившейся мировой политической и экономической, в том числе, санкционной, ситуации.

Соответственно, укрепление отношений со странами, не являющимися противниками, а идеале, являющимися является одним из наиболее важных факторов формирования финансовой безопасности России. Соответственно, одним из очевидных, и значимых для нашей страны путей развития БРИКС выступает приобретение последним параметров (характеристик) системного объединения с существенным влиянием на внутренние рынки, производителей и межстрановое взаимодействие, имеющим институциональное юридически-значимое закрепление.

Формирование БРИКС как институционально оформленного системного объединения должно свидетельствовать не только недружественным странам о возможности противодействия проводимой ими агрессивно-санкционной экономической политике со стороны участников данного объединения, но за счет системных эффектов способствовать развитию хозяйствующих субъектов и внутренних рынков данных стран – например, при реализации одной из наиболее «простых» форм институционального альянса – зоны свободной торговли, преимуществом данной формы институциализации межстрановых отношений стало бы снижение торговых барьеров и преференциальный режим торговли для стран-участниц, что способствовало бы снижению транзакционных издержек в межстрановой торговле и послужило бы импульсом социально-экономического развития.

При этом институализация межстрановых расчетов в национальной валюте позволит исключить или, как минимум, нивелировать, влияние долларовой конъюнктуры на мировых рынках, что, несомненно должно оказать влияние на экономическую безопасность стран-участниц БРИКС.

Также, продолжая потенциальные возможности организации реагировать на актуальные мировые угрозы невозможно не упомянуть о угрозе отключения финансовых агентов страны от международных платежных систем.

Возможно создание собственной специальной платежной системы – аналога SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), ради того, чтобы обезопасить внутренние рынки стран объединения и функционирование их хозяйственных агентов и платежно-банковских систем.

В целом, система геоэкономических интересов нашей страны во взаимодействии со странами-участницами БРИКС, а также перспективы разработки и координации системных мер формирования безопасности экономик стран БРИКС представлены в таблице 1.

Таблица 1

Система интересов, их трансформация и возможности эволюции в контексте БРИКС с позиции обеспечения национальной экономической безопасности

Table 1

The system of interests, their transformation and the possibilities of evolution in the context of the BRICS from the standpoint of ensuring national economic security

Параметр \ интерес \ потребность обеспечения безопасности
До 24 февраля 2022 года
После 24 февраля 2022 года
Принципиальная значимость соглашения БРИКС для России и иных стран-участниц
Изначально рассматривался в качестве площадки для взаимодействия и сотрудничества с другими крупными мировыми державами
Площадка для обеспечения экономической безопасности стран-участниц БРИКС за счет международного сотрудничества в условиях проведения СВО и конфликта с «коллективным Западом».
Взаимодействие с Бразилией и Южно-Африканской Республикой
Обеспечение геополитических и геоэкономических долгосрочных интересов в макрорегионе
Партнерство в целях обеспечения политической и экономической поддержки проводимой внешней политики
Взаимодействие с Индией и Китаем
Экономический аспект
Взаимные торгово-экономические связи
Обеспечение альтернативного европейскому рынка отечественных энергоресурсов
Использование в качестве транзитных стран для обеспечения параллельного экспорта, импорта
Обеспечение возможности уменьшить влияние международных санкций
Взаимодействие с Индией и Китаем
Политический аспект
Обеспечение геополитических и геоэкономических долгосрочных интересов в макрорегионе
Партнерство в целях обеспечения политической поддержки /поиска политической поддержки / проводимой внешней политики
Формирование экономической основы финансовой безопасности стран БРИКС
Осуществление взаимных инвестиций в экономики стран-участниц БРИКС
Привлечение иностранных инвестиций в страны-участницы
Развитие внутреннего производства и внутренних рынков
Все отмеченное плюс:
- Россия совместно с партнёрами по БРИКС ведет разработку надежных механизмов международных расчетов и прорабатывает вопрос создания резервной валюты на основе валютной корзины национальных валют стран-участниц БРИКС
- Обеспечение более тесного экономического взаимодействия с целью использования сравнительных и абсолютных преимуществ национальных экономик за использования механизмов институциональной координации (например, государственно-частного партнерства)
Возможности присоединения других стран и их потенциал
Аргентина – несет в себе существенный потенциал параллельного импорта и взаимодействия в сфере промышленного производства
Иран – несет в себе значительные нефтегазовые запасы (вторые по величине запасы газа в мире, порядка 25% ближневосточных запасов нефти)
Возможности эволюции БРИКС в формате системного институционально-оформленного объединения
- Формирование институциональной возможности координации проводимой экономической политики в целях повышения ее эффективности
- Формирование институционально-обеспеченного преференциального режима торговой и иной экономической деятельности для предприятий стран-участниц БРИКС
(составлено автором)

Заключение

Проведенный анализ позволил выявить основные этапы эволюции БРИКС как «мягкого» институционального объединения стран-участниц, построенного, изначально, на сходстве темпов экономического развития и желании дальнейшего оживления национальных экономик. Однако, в сложившихся сложных геополитических и геоэкономических условиях БРИКС будет значительно более существенно способствовать российским интересам при эволюции (смене формата) в жесткое институциональное объединение, позволяющее более эффективно осуществлять координацию экономической политики стран участниц с целью достижения более высокого уровня экономической безопасности как отдельных стран, так и объединения в целом, а также внедрения принципа взаимной ответственности стран за проводимую ими политику. При этом следует отметить, что вопрос дальнейшей формализации институтов БРИКС с целью повышения уровня экономической безопасности, несомненно требует значительных дополнительных исследований, однако является крайне актуальным на данный момент.


References:

Ageeva A.F. (2019). Immigratsionnaya politika v usloviyakh globalizatsii: vybor strategii s pomoshchyu agentnogo modelirovaniya [Immigration policy in the context of globalization: choosing a strategy with the help of agent modeling]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 553-572. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40508.

Deniz D.S. (2022). Institutsionalnye proizvodnye i mekhanizmy podderzhki vozobnovlyaemoy energetiki: strany gruppy BRIKS [The support of renewable energy in the BRICS countries: institutional aspects and mechanisms]. Journal of International Economic Affairs. 12 (2). 249-264. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114734.

Drobot E., Makarov I., Petrenko Y., Koshebayeva G. (2022). Relationship between Countries' Energy Indicators and the Indices of GVC Participation: The Case of APEC Member Economies Energies. 15 (5). doi: 10.3390/en15051675.

Drobot E.V. (2012). Evolyutsiya teorii natsionalnoy konkurentosposobnosti [Evolution of the theory of national competitiveness]. Journal of International Economic Affairs. 2 (2). 27-40. (in Russian).

Drobot E.V. (2013). K voprosu o formirovanii globalnyh obrazovaniy: budushchee ustroystvo mira [The question of the emergence of global formations: future world]. Journal of International Economic Affairs. 3 (2). 56-62. (in Russian).

Drobot E.V. (2015). K voprosu formirovaniya sistemy globalnyh obshchechelovecheskikh tsennostey [To a question of global universal values system formation]. Journal of International Economic Affairs. 5 (1). 8-11. (in Russian).

Drobot E.V. (2022). Novyy mirovoy ekonomicheskiy poryadok v postpandemicheskiy period: sopernichestvo mezhdu Kitaem i SShA [The new world economic order in the post-pandemic period: China versus the United States]. Journal of international economic affairs. 12 (1). 51-68. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.1.113818.

Drobot E.V. (2022). Risk management in GVCs amidst the COVID-19 pandemic [Risk management in GVCs amidst the COVID-19 pandemic]. Economic security. 5 (1). 271-302. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.1.114272.

Drobot E.V. (215). Upravlenie konkurentosposobnostyu natsionalnoy ekonomiki v usloviyakh globalizatsii [Managing the competitiveness of the national economy in a globalized world] Saint Petersburg: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelskiy dom «Troitskiy most». (in Russian).

Drobot E.V., Losinkova V.A., Pospelova A.L., Utyabaeva E.R., Fedash K.A. (2018). Obzor klyuchevyh podkhodov k klassifikatsii stran mira i sravnitelnyy analiz osnovnyh makroekonomicheskikh pokazateley vedushchikh mirovyh ekonomik [Review of key approaches to the classification of the countries of the world and a comparative analysis of the main macroeconomic indicators of the world's leading economies]. Journal of international economic affairs. 8 (2). 105-138. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.2.39014.

Drobot E.V., Makarov I.N. (2021). Rossiya v globalnoy tsepochke sozdaniya stoimosti: effektivnost i ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti v kontekste COVID-19 [Russia in the global value chain: efficiency and threats to economic security in the context of Covid-19]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 4 (3). 589-606. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.111950.

Drobot E.V., Makarov I.N., Gorelova I.E., Evsin M.Yu. (2021). Otsenka innovatsionnogo potentsiala stran BRIKS i vozmozhnosti ego povysheniya [Assessment of the BRICS countries innovative potential and the possibility of its development]. Creative economy. 15 (8). 3169-3182. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.8.112060.

Drobot E.V., Makarov I.N., Yarikova E.V. (2019). Prostranstvennoe razvitie Rossii: problemy differentsiatsii v usloviyakh globalizatsii [Spatial development of Russia: problems of differentiation in the conditions of globalization]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 855-866. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40811.

Gorkina T.I. (2018). Energeticheskaya programma Brazilii kak chast obshchey strategii BRIKS [Brazil´s energy programme as part of the BRICS strategy]. Journal of International Economic Affairs. 8 (3). 407-418. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39430.

Gubin A.M. (2022). Kontseptualnye osnovy ekonomicheskoy integratsii v usloviyakh globalizatsii i ustoychivogo razvitiya regionalnoy ekonomiki [Conceptual framework for economic integration in a globalised and sustainable regional economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2601-2622. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116395.

Karpylaeva N.S. (2022). Osobennosti sistem netarifnogo regulirovaniya v stranakh EAES i BRIKS [Non-tariff regulation systems in the eaeu and brics countries]. Journal of International Economic Affairs. 12 (1). 69-84. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.1.114197.

Kolesnikov V.V., Lapina E.S., Sulemenova M.A. (2018). Osobennosti promyshlennoy politiki: opyt stran Evropeyskogo soyuza i BRIKS [Features of industrial policy: experience of the european union and BRICS]. Journal of International Economic Affairs. 8 (3). 399-406. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39197.

Koshkarev M.V. (2021). Globalizatsiya ekonomicheskikh protsessov – odna iz klyuchevyh determinant razvitiya regionalnoy ekonomiki [Globalization of economic processes as one of the key determinants of the regional economy development]. Journal of International Economic Affairs. 11 (2). 393-410. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.2.112069.

Kovalchuk A.P. (2015). BRIKS na puti sozdaniya novoy mirovoy valyutno-finansovoy sistemy [BRICS on the way of creation of new world monetary system]. Journal of International Economic Affairs. 5 (4). 95-100. (in Russian).

Kraft Y. (2015). Globalizatsiya i razvitie innovatsionnoy sistemy natsionalnoy ekonomiki [Globalization and development of national innovative economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 5 (3). 79-94. (in Russian). doi: 10.18334/inec.5.3.588.

Leonova K.S. (2020). Torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo BRIKS v usloviyakh mirovoy ekonomicheskoy retsessii [Trade and economic cooperation of brics in the conditions of world economic recession]. Journal of International Economic Affairs. 10 (2). 331-340. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.2.110178.

Matrizaev B.D. (2019). Issledovanie sravnitelnoy effektivnosti natsionalnoy innovatsionnoy sistemy i kachestva ekonomicheskogo rosta: na primere sravnitelnogo analiza stran OESR i BRIKS [Study of the comparative efficiency of the national innovation system and the quality of economic growth: on the example of a comparative analysis of OECD and BRICS countries]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (3). 673-692. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.40880.

Omelyanovich L.A., Dolmatova G.E. (2016). Globalizatsiya:vzaimosvyazi i vzaimozavisimosti [Globalization: interconnections and interdependences]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 6 (4). 331-340. (in Russian). doi: 10.18334/epp.6.4.36843.

Petrenko E.S., Varlamov A.V., Leschenko Yu.G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost i interesy Rossii v BRIKS [Economic security and Russia's interests in BRICS]. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 1295-1312. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111398.

Polyakov R.K. (2019). Evolyutsiya transnatsionalnyh kompaniy: perspektivy v epokhu «setevoy globalizatsii» [The evolution of multinationals: perspectives in the era of «network globalization»]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (1). 37-54. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.1.39737.

Salygin V.I., Deniz D.C. (2021). Retrospektiva formirovaniya kontseptsiy v sfere energeticheskoy bezopasnosti i sintez sovremennyh podkhodov: strany BRIKS [A retrospective of concepts in the field of energy security and the synthesis of modern approaches: BRICS countries]. Journal of International Economic Affairs. 11 (4). 759-774. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.4.113774.

Sharma G. (2019). Problemy rynka truda vysokokvalifitsirovannyh spetsialistov Indii v sravnenii so stranami BRIKS [Problems of labour market of highly qualified specialists of india in comparison with BRICS countries]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (2). 699-714. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.40617.

Torkanovskiy E.P. (2022). Avtarkiya, deglobalizatsiya i lichnostnaya avtonomnost: poisk samoopredeleniya [Autarky, deglobalisation and personal autonomy: the quest for self-determination]. Journal of International Economic Affairs. 12 (3). 323-344. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.3.116348.

Yampolskaya D.O., Volodina D.A. (2020). Innovatsionnoe razvitie i klastery stran BRIKS [BRICS countries innovative development and clusters]. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 1175-1190. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.110954.

Страница обновлена: 16.04.2025 в 08:00:33