Специальные ценовые соглашения: плюсы и минусы для российских предприятий

Касаткин Д.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (53), Май 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Касаткин Д.М. Специальные ценовые соглашения: плюсы и минусы для российских предприятий // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 5. – С. 33-37.

Аннотация:
При совершении внешнеторговых сделок российские компании-экспортеры вынуждены выставлять цены на свою продукцию таким образом, чтобы удовлетворять требования, ограничивающиеся статьей 40 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ними цена внешнеторговой сделки не должна отклоняться от рыночной цены более, чем на 20%. В противном случае налоговые органы оставляют за собой право пересмотреть результаты сделки и пересчитать налоги в соответствии с рыночной ценой. Данная мера была введена в НК РФ для борьбы с оффшорными экспортными схемами, где активно использовались трансфертные цены для минимизации налогообложения. Справедливости ради, необходимо заметить, что подобные требования к цене сделки установлены не только в РФ.

Ключевые слова: экспорт, ценовые соглашения, внешняя торговля, оффшоры, российские предприятия



При совершении внешнеторговых сделок российские компании-экспортеры вынуждены выставлять цены на свою продукцию таким образом, чтобы удовлетворять требования, ограничивающиеся статьей 40 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ними цена внешнеторговой сделки не должна отклоняться от рыночной цены более, чем на 20%. В противном случае налоговые органы оставляют за собой право пересмотреть результаты сделки и пересчитать налоги в соответствии с рыночной ценой. Данная мера была введена в НК РФ для борьбы с оффшорными экспортными схемами, где активно использовались трансфертные цены для минимизации налогообложения. Справедливости ради, необходимо заметить, что подобные требования к цене сделки установлены не только в РФ.

В большинстве стран мира налоговые органы имеют право пересчитать результаты сделки, если сочтут, что использованная в сделке цена не соответствует принципу «вытянутой руки». В общем, данный принцип или правило, как его еще называют, означает, что цена установлена на базе аналогичных операций и условий на рыночном уровне. Необходимо заметить, что термин «правила вытянутой руки» является изобретением законодательства США. Тем не менее, в руководстве Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию данное правило, принимается к исполнению. В вязи с этим его правильнее считать международным. Более того, в данном случае речь идет только о термине.

В любой стране мира трансфертные цены не должны сильно отличаться от рыночных, то есть от тех цен, которые установлены между независимыми сторонами сделки. Поэтому предприятия, вовлеченные во внешнеторговые сделки, должны устанавливать такие цены, которые были бы признаны соответствующими правилу вытянутой руки в стране местонахождения контрагента и одновременно не подверглись бы пересмотру со стороны российских налоговых органов.

Излишне говорить, что хотя вот уже более восьми лет и существуют обновленные рекомендации ОЭСР по поводу методов трансфертного ценообразования, рекомендуемых к использованию, разные страны все еще применяют различные «старые» методы. Поэтому риск, что цены, установленные в соответствии с налоговыми требованиями к цене в одной стране, будут восприняты справедливыми и в другой, все еще достаточно велик. Такое положение дел ведет к возникновению двойного налогообложения, что не способствует международной кооперации и торговле.

Для противодействия этому ОЭСР ввело в модель стандартного международного соглашения об избежании двойного налогообложения специальную статью 25 (в соответствии с которой заключено подавляющее большинство подобных соглашений между РФ и другими странами), которая гласит:

1. Если лицо считает, что действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят (или приведут) к его налогообложению вразрез с положениями настоящего Соглашения, можно, независимо от средств защиты, предусмотренных национальным законодательством этих Государств, представить свое дело для рассмотрения в компетентные органы того Договаривающегося Государства, лицом с постоянным местопребыванием в котором оно является. Заявление должно быть представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями Соглашения.

2. Компетентный орган будет стремиться, если он сочтет заявление обоснованным или если он сам не сможет прийти к удовлетворительному заключению, решить вопрос по взаимному согласию с компетентным органом другого Договаривающегося Государства с целью избежания налогообложения, не соответствующего Соглашению. Любое достигнутое согласие будет исполнено независимо от любых ограничений во времени, предусмотренных внутренним законодательством Договаривающихся Государств.

3. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут стремиться разрешить по взаимному согласию любые трудности или сомнения, возникающие при истолковании или применении Соглашения. Они могут также консультироваться друг с другом с целью устранения двойного налогообложения в случаях, не предусматриваемых Соглашением.

4. Компетентные органы Договаривающихся Государств могут вступать в прямые контакты друг с другом в целях достижения соглашения в понимании предыдущих пунктов.

Данная статья является очень полезной, но реально она работает только постфактум, т.е. тогда, когда предприятие уже попадает в ситуацию двойного налогообложения. В этой связи, ОЭСР разработала и прописала в уже упомянутых выше Рекомендациях по трансфертному ценообразованию процедуру заключения специальных ценовых соглашений (Advanced pricing agreements – APA) между налогоплательщиком и налоговыми органами его страны, а также налоговыми органами других стран относительно методов, которые налогоплательщик будет использовать при установлении цены во внешнеторговых сделках.

Впервые АРА появились в 1989 году на встрече Pacific Association of Tax Administrators, проводившейся в Австралии. Первые АРА были разработаны для австрало-американского подразделения Apple Computer. Основной принцип заключается в том, что АРА – это соглашение, где ни одна сторона не принуждается, но от заключения данного соглашения выигрывают обе стороны.

Общие рекомендации по заключению АРА.

Основная идея заключения АРА воплощена в его ориентации на будущие сделки, а не на прошлые. Данное соглашение должно заранее определять методы трансфертного ценообразования, источники информации для их использования, а также определенный набор предпосылок относительно будущих событий.

Возможность заключения специальных ценовых соглашений позволяет предприятию вести консультации с налоговыми органами для выработки устраивающей обе стороны политики в отношении трансфертных цен. Наряду с избежанием двойного налогообложения данный процесс имеет еще и следующие цели:

‑ упростить процесс обоснования трансфертных цен, так как он заранее прописан;

‑ уменьшить перечень необходимой для подтверждения цен документации.

Соглашение между сторонами будет действительным в течение определенного периода, после чего необходимо провести повторные консультации.

В Рекомендациях ОЭСР предусмотрена возможность заключения односторонних, двусторонних и многосторонних соглашений.

Односторонние APA заключаются между налогоплательщиком и налоговыми органами страны его местонахождения без привлечения налоговых органов других стран. Двусторонние и многосторонние соглашения предусмотрены для согласования метода определения трансфертных цен между национальными налоговыми органами и налоговыми органами одной или нескольких иностранных юрисдикций, в которых ведет бизнес налогоплательщик или находится его контрагент по внешнеторговой сделке. Необходимо заметить, что согласование с иностранными налоговыми органами проводится национальной налоговой службой по поручению налогоплательщика.

Основными пользователями АРА должны быть взаимозависимые предприятия, находящиеся по одну (односторонние АРА) или по разную (двусторонние и много сторонние АРА) сторону границы. Для данных предприятий наиболее важным является обязательство налоговых органов не пересматривать трансфертные цены, установленные между ними на всем протяжении действия соглашения при условии соблюдения ими всех его условий. Данная мера вносит дополнительную определенность относительно будущих потоков, что позволяет предприятиям более эффективно осуществлять долгосрочное финансовое планирование. Одновременно в текст соглашения должны быть введены определенные ограничения относительно экономических условий или других рисков (валютные курсы, инфляция, форс-мажорные обстоятельства и т.д.), при превышении которых, соглашение перестает действовать, и может быть заново пересмотрено по инициативе одной из сторон.

При заключении подобного рода соглашений перед налоговыми органами встает проблема его мониторинга. Для этого в тексте соглашения должна быть указана периодичность предоставления налогоплательщиком отчетов в налоговые органы о соблюдении условий соглашения. Помимо этого может быть предусмотрена возможность и более частого проведения налоговых проверок.

Окончание следует


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:53