Creating regional business ecosystems based on digital customer profiles and omnichannel communications
Abramov V.I.1, Gordeev V.V.2
, Stolyarov A.D.1
1 Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Russia
2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Russia
Download PDF | Downloads: 32 | Citations: 8
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 5 (May 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53965299
Cited: 8 by 07.12.2023
Abstract:
The possibility of creating regional ecosystems based on an integrated approach to combining digital profiles of companies' clients is being analyzed. The article is devoted to identifying the points of growth of companies' efficiency in the ecosystem and the role of the consolidating center in the creation of the ecosystem, including the participation of the regional government.
The conceptual provisions of the theory of ecosystems, platform economics and marketing were used as the methodological basis. In methodological terms, the research is based on the generalization and analysis of theoretical material, the study of materials of previously performed sociological and marketing research on digital platforms and ecosystems, as well as on the systematization and grouping of the data obtained. To demonstrate the effectiveness of omnichannel communications and digital customer profiles, a comparative analysis of various technologies and proven methods of increasing efficiency and profitability using client-centric approaches is used. The features of using the ecosystem approach in the implementation of digital transformation of companies and the creation of a regional ecosystem are considered. It is proposed to create a business model using machine learning to differentiate customers. A method for creating omnichannel communications, digital profiles and forming clients' dynamic clusters is proposed. It is shown that the described mechanisms make it possible to increase sales and the level of customer loyalty to a particular company of the ecosystem, as well as to the products and services of the ecosystem as a whole.
Keywords: ecosystem, business model, omni-communication, digital profile, digital transformation, digital platform
JEL-classification: M11, M21, O31, O33
Введение
Для России в условиях жестких экономических санкций и начала становления шестого технологического уклада и четвертой промышленной революции поиск новых источников роста становится ключевой задачей. В эпоху распада глобального однополярного мира и перехода к миру многополярному важно обеспечить устойчивое развитие страны [1]. В современной экономической среде, которая характеризуется как BANI-мир (акроним от английских слов: хрупкий, тревожный, нелинейный и непонятный), методы управления, которые обеспечивали успех в прошлом, больше не эффективны. Задача цифровой трансформации экономики и увеличения темпов экономического развития страны актуальна как никогда, поэтому требуются иные подходы к управлению с использованием инновационных цифровых технологий, дающих новые способы наращивания эффективности работы предприятий. Важно отметить, что существует прямая зависимость между степенью цифровизации экономики и показателями устойчивого развития [2]. Цифровизация и цифровая трансформация, а также инструменты и методы, используемые и применяемые в этих процессах, оказывают положительное влияние на получение социальных и экономических благ при работе государственных и муниципальных органов управления [3]. Задача стимулирования цифровой трансформации и экономического развития как никогда остра, поэтому необходимы иные подходы к управлению, использование инновационных цифровых технологий и повышение цифровой зрелости, предлагающие новые возможности для повышения эффективности регионального развития [4]. Важно учитывать успешный опыт и других стран [5].
Сегодня наращивание объемов производства уже не играет существенной роли, как прежде, новое время требует скорости и гибкости на рынке, персонализации предлагаемых товаров и услуг [6]. При этом бизнес может подходить к процессу разработки инновационных услуг с разных отправных точек и в различной последовательности, в зависимости от контекста [7]. Часто формирование таких услуг возникает на пересечении различных видов деятельности, выполняется разными субъектами с ограниченными компетенциями [8]. Чтобы выжить на рынке и оставаться конкурентоспособными, компании прибегают к инновациям в своих ценностных предложениях, и общая стратегия - основывать новые услуги на цифровых технологиях [9]. В условиях быстрых изменений экономической среды только способность к инновациям в ответ на вызовы и проблемы позволит компаниям обеспечить свою устойчивость, гибкость и развитие, чтобы изменения не угрожали им, а предоставляли возможности для роста [10]. Сегодня мы можем наблюдать, как уже многим российским компаниям удается успешно применять такие новейшие технологии, как аналитика больших данных, технологии машинного обучения и искусственного интеллекта, технологии персонализации. При использовании новых технологий компании вырываются в лидеры индустрии, обгоняя своих прямых конкурентов по уровню удовлетворенности клиента. Предприятия, которые понимают значение новых открывшихся возможностей и готовы меняться, могут извлечь из этого значительную экономическую ценность, а компании, которые не захотят меняться, ждет тернистый путь [11].
Для предприятий малого и среднего бизнеса нарастает конкуренция со стороны глобальных и федеральных игроков, которые имеют максимальную рыночную силу. Крупные компании реализуют системный подход для обеспечения максимального удобства для потребителей. Малым и средним предприятиям сложно создавать широкий ассортимент и практически невозможно продвигать в одиночку цифровую платформу. Для сетевых платформ важен эффект масштаба, и поэтому на начальном этапе требуются значительные инвестиции для привлечения клиентов. Из приведенных аргументов можно сделать вывод, что в старой логике индустриальной экономики у малых и средних предприятий нет существенных ресурсов, а, следовательно, и особых перспектив для развития, поэтому в условиях новой экономической среды, главной отличительной чертой которой является нестабильность, актуальны как новые цифровые бизнес-модели компаний, так и новые организационные формы взаимодействия бизнеса и региональной власти для адекватного реагирования на происходящие изменения и создания возможностей для аккумуляции необходимых ресурсов. Однако следует отметить, что существующие меры поддержки малого и среднего бизнеса не выдерживают конкуренции с развитыми зарубежными странами и не позволяют эффективно повысить конкурентоспособность в новых условиях [12].
В условиях жесткой глобальной конкуренции компании целенаправленно переходят от продуктоориентированности к клиентоцентричности с использованием возможностей инновационных решений на основе цифровых технологий. Отмечается [13. с. 73], что в условиях цифровой трансформации необходима разработка не только защитных мер, но и серьезное развитие стратегии по продвижению цифровых инноваций для национальной экономики, и такая промышленная политика должна предусматривать эффективное регулирование применения всех цифровых технологий, превращение данных в актив развития, обеспечение социальной и информационной защищенности населения и сохранение его занятости.
Перспективной формой для развития являются бизнес-экосистемы на основе цифровых платформ. Основными действующими лицами являются владельцы цифровых платформ, компании, участвующие в экосистеме, потребители продуктов или услуг, а также важно учитывать региональную среду, в которой развивается экосистема. Развитие экосистем изменяет наши привычные взгляды на конкуренцию, инновации и клиентоориентированность, бизнес сегодня должен быть гибким, необходимо быстро перестраиваться под новые реалии. Сразу следует отметить, что, как и во всех других сферах, существует при этом важная проблема сохранности персональных данных.
Экосистема – перспективная форма экономического развития в цифровой экономике, однако пути и методы ее создания недостаточно проработаны и пока незначительно представлены в научной литературе. В данной работе предлагается методология создания региональных бизнес-экосистем и обсуждаются особенности использования цифровых профилей клиентов и омниканальных коммуникаций с применением цифровых технологий, таких как машинное обучение и большие данные.
Цель статьи – исследовать механизм создания региональных бизнес-экосистем для малых и средних предприятий на основе цифровых профилей клиентов и омниканальных коммуникаций. Метод исследования базируется на анализе и обобщении теоретического материала, изучении данных ранее выполненных социологических и маркетинговых исследований экосистем, а также на систематизации и группировке эмпирических данных.
Научная новизна работы заключается в предложении и обосновании методологии создания региональных бизнес-экосистем на основе цифровой платформы с использованием цифровых профилей клиентов и омниканальных коммуникаций с получением синергетического эффекта для участников экосистемы.
Основной авторской гипотезой данной работы является возможность выявления наиболее перспективных с экономической точки зрения участников бизнес-экосистемы, владельцев цифровой платформы и регионального правительства подходов к созданию региональных бизнес-экосистем для использования в практической деятельности компаний.
Методология исследования основана на системном подходе, применяемом при анализе сложных экономических систем, и использует общенаучные методы познания: анализ, сравнение, логические рассуждении, сбор фактов, синтез, а также структурный подход.
Основная часть
Экосистемы и их роль в цифровой экономике
Цифровая трансформация реализуется во всех регионах России, и в этих условиях региональные бизнес-экосистемы можно рассматривать как системы взаимодействия государства, бизнеса и населения в рамках развития цифровой среды. Социально-экономические экосистемы становятся новым значимым актором экономики. Создание совместных ценностей в экосистемах должно стать магистральным направлением их деятельности [14]. В настоящее время в российской экономике складываются благоприятные предпосылки для расширения экосистем как перспективной формы организации финансового и нефинансового бизнеса. Цифровизация экономики способствует снижению специфичности активов, дезинтермедиации, т. е. удалению лишних посредников в цепочках, уменьшению трансакционных издержек производителей, отделению информации от устройств и технологий и, как следствие, интеграционным процессам и формированию экосистем [15]. Глобальные цифровые платформы стали феноменом современной экономики, что подтверждается наличием у них ряда уникальных конкурентных преимуществ.
Важный капитал экосистем — это данные о клиентах. В условиях глобальных изменений стартапы, используя эти данные, могут создавать и быстро развивать новую ценность для клиентов, обеспечивая тем самым стабильность развития экосистемы, поскольку существует потребность клиентов в быстром получении различных качественных продуктов и услуг с минимальными усилиями через удобные цифровые каналы. При этом привлечение новых клиентов на основе новой ценности создает синергетический эффект для экосистемы [16].
Эмпирические исследования показали, что предпринимательские экосистемы могут существенно стимулировать различные аспекты процесса запуска, бизнес-планирования и финансирования нового предприятия [17]. Экосистемы стали популярными также среди практиков и политиков на региональном уровне, потому что они позволяют повысить предпринимательскую активность и улучшить привлекательность местной экономической среды, а это выгодно и для предпринимателей, и для регионального развития [18]. Результаты кластерного анализа, базирующегося на соотнесении индекса развития предпринимательских экосистем и среднегодовых темпах роста валового регионального продукта, свидетельствуют о том, что регионы с относительно высокой рождаемостью новых организаций при относительно низкой официальной ликвидации прежних обладают более высокими ключевыми показателями регионального развития [19]. С точки зрения политики очень важно стимулировать развитие территориальных экосистем, основанных на доверии, обмене знаниями, здравом смысле и идентичности, что позволяет развиваться в логике устойчивого развития [20]. Если объектом региональной инновационной политики в приоритете будет экосистема в целом, а не отдельные предприятия, меры господдержки будут более справедливо распределятся и будут учитывать важность человеческого капитала, интеллектуальной собственности, конкуренции и публичной информации в развитии открытых предпринимательских экосистем [21]. Как отмечается в работе [22], поддержка предпринимательских экосистем особенно важна в регионах с низкими доходами, это показывают результаты исследования, проведенного в Китае. Исследование [23] рекомендует государственному управлению инвестировать в основном в два следующих стратегических направления деятельности: цифровое образование и партнерство. Персоналу предприятий необходимо приобретать новые навыки, которые позволят им активно использовать цифровые технологии. В работе [24] отмечается, что вклад университетов в укрепление региональных предпринимательских экосистем необходим, поскольку они активно участвуют как в развитии соответствующих человеческих ресурсов через предпринимательское образование и обучение, так и в формировании резерва талантливых людей (административные и технические таланты). Наряду с этим университеты играют жизненно важную роль в продвижении культуры, благоприятствующей предпринимательству (творчество, терпимость к риску и неудачам, продвижение успешных бизнес-моделей) и формированию предпринимательских идей для новых предприятий.
Сегодня в научных статьях, литературе и в средствах массовой информации определение понятия «экосистемы» встречается в различных интерпретациях, что может затруднить применение термина в научных исследованиях. Понятие «экосистема» пришло из биологии и стало активно распространяться благодаря цифровым прорывам в области технологий. Новая среда, возникшая в результате слияния технологий, представляет определенную угрозу для компаний, но, вместе с тем, создает большие возможности для тех, кто использует новые ресурсы. Первым человеком, который ввел понятие «экосистема» в бизнесе, принято считать Джеймса Мура [25]. Концепция предпринимательских экосистем первоначально использовалась в качестве основы для объяснения предпринимательской деятельности в регионах и отраслях промышленности [26]. Несмотря на полезность этого подхода, концепция является недооцененной, особенно в отношении эволюции предпринимательской экосистемы. В существующей научной литературе не хватает той теоретической основы, которая решает проблемы развития и изменения предпринимательских экосистем с течением времени [26]. Характерной чертой экосистем является состояние сбалансированности: экономические агенты конкурируют за ограниченные ресурсы на основе сотрудничества. Равновесие обеспечивается взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью экономических агентов, но может и исчезнуть, если выживет только один из них. Сущность экосистемы хорошо изложена в работе [27]: “В самом абстрактном смысле экосистема (“экологическая система”) — это биотическое сообщество, его физическая среда и все возможные взаимодействия в комплексе живых и неживых компонентов.” Одной из характеристик экосистемы является то, что агент не может выжить без других. Подавление одного агента неизбежно приведет к потере благосостояния всех агентов в экосистеме, если не уничтожит всю экосистему. Именно взаимосвязь агентов в их неживой среде обитания создает ценность для всех агентов, позволяя им выживать, т. е. прогрессировать [27].
Предпринимательство, то есть использование ранее не коммерциализированных знаний и идей, является существенным фактором, определяющим возникновение и устойчивость экосистемы [28]. Ауэрсвальд и Дэни [29] утверждают, что предпринимательская экосистема и бизнес-экосистема являются подмножествами и вложены в более широкую региональную экономическую систему. Когда большая часть соответствующих идей коммерциализируется за пределами существующих фирм путем создания новых предприятий, тогда предпринимательство является основной функциональной деятельностью в региональной экосистеме. Отмечается также, что ключевым аспектом при этом является человеческий капитал [30]. Именно в этом смысле мы будем использовать понятие региональной бизнес-системы.
Экосистема включает в себя большое количество стейкхолдеров, таких как поставщики, дистрибьютеры, конкуренты, клиенты, и многих других заинтересованных лиц и организаций, принимающих участие в создании и производстве конкретного продукта или услуги. Показано, что развитие бизнес-экосистем – это системный подход к развитию экономических субъектов, в основе которого лежит модель создания ценностного предложения для клиентских групп [31].
Важной особенностью экосистемы является единая цифровая платформа, на базе которой компании могут совместно пользоваться её ресурсами и при этом преследовать общие интересы, к которым можно отнести инновации и коммерческую выгоду. Экосистему определяют собранные на одной платформе разнообразные интегрированные каналы и сервисы для непрерывной коммуникации с клиентами. В данной работе под каналами понимаются все методы взаимодействия потребителя с компанией, включая такие каналы, как определение местоположения, мобильные приложения, электронная коммерция, социальные сети, использование дополненной и смешанной реальности. Важной особенностью при создании экосистемы является создание запаса потенциального взаимодействия клиента с компанией несколькими способами одновременно, что дает возможность прослеживать цифровой путь клиента для настройки персонализированного предложения.
Бизнес-экосистемы как основа для цифровой
трансформации бизнеса в регионе
Основной признак экосистемы – сетевой способ создания ценности. Основным видом деятельности в экосистеме является базовая транзакция, стимулирующая обмен ценностью между пользователями. Базовая транзакция – это набор действий, которые для обмена ценностями должны совершить потребители и производители (участники экосистемы). Экосистема не имеет централизованного органа управления и действует на основе самоорганизации, соединяющей конкуренцию и сотрудничество [32]. Основой экосистемы являются цифровая платформа, которая определяет и регулирует правила взаимодействия участников, цифровые профили клиентов и коммуникации. Создавая бизнес-экосистему, компании могут использовать разные подходы, но эффективность, гибкость и устойчивость экосистемы будет в значительной степени определяться регламентами платформы для участников, доступом к клиентским данным и омниканальными коммуникациями.
Понятие омниканальности пришло из маркетинга, где компания выстраивает вокруг себя интегрированные каналы и сервисы в одной системе и использует их для предиктивного анализа. Компания, имея сайт или мобильные приложения, присутствует в социальных сетях, имеет офлайн-точки продаж и создает один единый канал коммуникации с клиентом. При помощи омниканальных коммуникаций экосистемы получают данные о клиенте из всех каналов: что он смотрит, на какие рассылки реагирует, в каких магазинах и что покупает [33]. Используя данные о каждом клиенте, компании предлагают товары и услуги, которые интересны этому клиенту. Омниканальная коммуникация экосистемы и клиента создается путем налаживания долгосрочных отношений. Данная коммуникация оптимизируется для того, чтобы узнать, как можно больше о предпочтениях, интересах, потребностях и образе жизни клиента для предоставления актуальных и персонализированных предложений.
При создании омниканальных коммуникаций внутри экосистемы главной задачей является понимание интересов, запросов и потребностей клиентского сегмента. Тем самым переход к новой бизнес-модели может осуществляться компаниями с различными типами деятельности, вокруг которых создается экосистема, например, банками, операторами связи, технологическими компаниями, и компаниями, расширяющими экосистему, например, автодилерами, розничными торговыми сетями, индустрией развлечений, авиакомпаниями, туроператорами и многими другими. Экосистема закрывает потребности не только потребителей, но и предоставляет продукты и услуги по развитию бизнеса в корпоративном сегменте.
Приведем пример синхронизации данных о клиентах от туристического оператора, финансовой организации, сети АЗС и платежной системы. В этой модели присутствуют данные, которые описывают потребительские предпочтения клиента с разных сторон, таких как поездки, покупки, еда, модель автомобиля и т. д. Модель позволяет выделить определенных клиентов из общей массы, найти людей с общими привычками и, в конечном счете, сгенерировать уникальные персонализированные предложения, которые станут актуальными для данного клиента. При этом клиенты объединяются в определенные клиентские кластеры, где их потребительский опыт обобщается, что позволяет информационной системе представлять группу людей как одного субъекта, но с множеством данных и, таким образом, увеличивать уровень чувствительности генерируемых клиентских предложений.
Цифровые технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные и многие другие, уже получили значительное развитие, благодаря чему мир и экономика стали качественно другими. Для повышения уровня удовлетворенности клиента важна настройка процесса сбора данных. Имея большие объемы качественных данных, можно выйти в лидеры, и это удается тем компаниям, кто успешно и эффективно выстраивает и внедряет техническую стратегию работы с данными. Используя единую цифровую платформу, компании имеют большую клиентскую базу, предлагают пользователям внутри экосистемы товары и услуги, которые необходимы в данный момент и в данном месте, позволяя компаниям развиваться.
Успешные компании ставят во главу угла привычки клиента и его интересы, поведение, психотип и потребности, адаптируя бизнес-процессы для клиента сквозным способом. Компании обеспечивают механизмы запуска персонализированных маркетинговых кампаний взамен массовых рассылок посредством SMS или e-mail. Компании создают цифровые профили клиентов, используя как свои собственные данные, так и все возможные внешние источники данных, разделяя аудиторию на мелкие группы, т. н. кластеры клиентов, и запуская омниканальные коммуникации.
Применение предиктивной аналитики в системе управления взаимоотношениями с клиентами становится наиболее популярным и быстрорастущим направлением. Плюсы встраивания предиктивной аналитики в рабочий цикл организации связаны с применением интеллектуальной аналитики для получения оптимального решений, со сведением к минимуму уровня неопределенности, своевременным реагированием на изменения в показателях различных видов бизнеса и точным управлением рисками [34]. С ее помощью можно понимать и анализировать потребности и запросы своих заказчиков, а также привлекать и удерживать новых клиентов [35]. Модель CRM можно назвать одним из ключевых элементов цифровой трансформации. Каналы коммуникаций включают все большее количество технологий, носимых и стационарных устройств на разных стадиях клиентского опыта.
Например, если взять направление пассажирских перевозок, можно однозначно сказать о наличии большого количества цифровых систем - поставщиков данных, к которым относятся истории покупок, истории коммуникаций, отзывы, данные по кросс-продажам собственных дополнительных услуг, а также услуг или товаров партнеров в рамках экосистемы. На данной основе можно создать базу подготовки персональных рекомендаций клиентам.
На дальнейших стадиях система генерирует и тестирует гипотезы. Результаты такого тестирования используются в обучении моделей и повышении клиентского опыта, а как следствие и продаж. Важно отметить, что прежде, чем система начнет полноценно работать на основе самообучения, длительное время уходит на так называемое обучение системы искусственного интеллекта с поддержкой. То есть для эффективной цифровой трансформации важна работа экспертов, которые понимают бизнес-процессы в компании и, при этом, умеют работать с данными. Как правило, первые шаги на пути обучения системы самостоятельному принятию решений все же выполняются с использованием ручной аналитики (см. рис.1).
Рис 1. Машинное обучение для кросс-продаж (источник: разработано авторами)
На рис. 1 представлена верхнеуровневая архитектура информационной системы, позволяющей на основе омниканальных коммуникаций формировать персонализированные предложения. На основе клиентской CRM, данных из социальных сетей и других каналов информации искусственный интеллект предсказывает спрос, дает рекомендации по продуктам и подсказывает потребителю дальнейшие действия, а с помощью машинного обучения генерируются персональные предложения на базе предпочтений клиента.
Благодаря инновационным идеям и инновационным технологиям новая бизнес-модель – экосистема, может позволить спрогнозировать поведение клиента, определив его потребности, желания и предпочтения. Например, клиент посещает веб-сайт компании, просматривает интернет, взаимодействует с рекламой, посещает социальные сети, делится своим местоположением, задействует множество каналов, прямо или косвенно связанных с продуктами экосистемы, создавая данные о себе в каждой точке взаимодействия.
Главной частью в экосистеме для взаимодействия с потребителем является цифровой профиль клиента. Для получения такого профиля используется внедрение нормализации и очистки данных о клиенте на уровне ключевых бизнес-процессов. Нормализованный уникальный профиль позволяет компаниям с максимальной точностью обобщать групповой опыт похожих друг на друга клиентов и формировать кластеры (см. рис. 2). Так, компания, зная поведенческий паттерн клиента, находит клиентов, похожих по предпочтениям, и может максимально использовать эффект от персонализации предложений на разных стадиях жизненного цикла клиента. Фокус внимания должен быть сосредоточен на ключевых запросах клиентов: учет впечатлений (комфорт, удобство, вовлеченность), индивидуальности (персонализированное предложение, возможность диалога) и сопровождение на всем жизненном пути продукта или услуги.
Рис. 2. Пример формирования кластеров клиентов (источник: разработано авторами)
Данный подход был использован в рамках работы с одной из авиакомпаний СНГ, когда механизмы машинного обучения были применены в рамках работы платформы электронной коммерции [36]. Основной задачей было повышение продаж собственных дополнительных сервисов, таких как дополнительный багаж, выбор места, апгрейд в бизнес-класс, доступ в интернет и т. д. [36]. Стоит отметить, что темп роста продаж дополнительных сервисов опережал рост продажи авиабилетов, и прирост продажи дополнительных сервисов, обеспеченный за счет персонализации, составил 175%.
Ценность этих данных возрастает при наличии перекрестных ссылок и интеграции данных партнерских розничных продавцов, данных об эффективности кампаний с управлением взаимоотношениями с клиентами и программой лояльности. Для обработки всей этой информации используется аналитика данных, искусственный интеллект и методы машинного обучения. Искусственный интеллект интегрируется с данными, инструментами и платформами и может «принимать решения» на основе установленных правил и обучения.
Объединение данных о клиенте из разных отраслей позволяет максимально повысить точность прогнозов. Так, платежные системы знают, что и где покупает клиент. Пассажирские компании знают места проживания, работы, бизнес-интересов клиента, а также семейное положение, спутников, наличие детей и множество более мелких деталей. Рестораны распознают вкусовые предпочтения. Объединение данных позволяет с высокой вероятностью определять принадлежность клиента к той или иной покупательской группе и персонализировать предложение, а также создавать динамические пакеты.
Важно отметить, что работа с типизированными профилями клиентов позволяет уйти от проблем с обработкой персональных данных, так как при кластеризации исключается сравнение с другими клиентами, но идет работа с профилями, которые полностью анонимизированы и часто обобщены.
Компаниям следует активно овладевать профессиональными знаниями и развивать компетенции своих сотрудников, исходя из опережающего характера обучения и образования, отвечающего потребностям организации, для решения не только ее текущих задач, но и с учетом стратегических перспектив [37]. Желательна и государственная поддержка для обучения персонала, существующие меры поддержки МСП также должны быть пересмотрены, поскольку они не конкурентоспособны по сравнению с мерами поддержки в зарубежных странах [12].
Устойчивость экосистемы и роль регионального правительства
Как отмечалось выше, характерной чертой экосистем является состояние сбалансированности, при том, что экономические агенты конкурируют за ограниченные ресурсы, что обеспечивается взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью между ними. Сбалансированность определяется, в том числе, и регламентами цифровой платформы, поэтому для достижения максимально благоприятных условий для участников экосистемы возможно совместное владение цифровой платформой достаточно большим количеством участников, либо некоммерческой организацией, в частности кооперативом. В России интересен кейс «Дрогери Союза» - кооператива предпринимателей, который был основан осенью 2014 г. [38]. Основной целью создания объединения независимых розничных сетей в рамках потребительского общества «Дрогери Союза» являлось повышение операционной эффективности сетей-участников, которое, в свою очередь, улучшило качество ассортиментного предложения для покупателей. Результаты деятельности за прошедшие годы свидетельствуют о значительном росте рыночной силы «Дрогери Союза» и эффективности каждой сети по отдельности [38].
Для устойчивого развития экосистемы также важно обеспечивать безопасность персональных данных клиентов, поскольку возможны как утечки данных, так и непредвиденные манипуляции со стороны некоторых участников экосистемы. Роль региональных правительств может заключаться как в стимулировании процессов создания бизнес-экосистем, так и в создании защищенных хранилищ данных и агрегировании знаний о гражданах с целью обезличенного предоставления данных участникам экосистем. Таким образом обеспечивается создание защищенного контура внутри экосистемы, где участники - предприниматели, компании и др., делятся знаниями о своих клиентах, а доверенный владелец защищенного контура обеспечивает обезличивание и агрегацию данных в соответствии с потребностями участников экосистемы. Агрегированием данных можно считать создание кластеров "похожести", например, человек с идентификатором 12435 похож по своим покупательским предпочтениям на 1000 людей с определенными идентификаторами. Такого рода информацию участники экосистемы могут использовать для целей персонализации предложения для выбранного клиента, улучшения аналитики данных, принятия решений по разработке новых продуктов и услуг на основе данных. Все это позволит повысить скорость реакции на изменения структуры спроса. Появлению экосистемного использования данных в большей степени препятствует в настоящий момент отсутствие легальной возможности такого совместного использования (шэринга) в части персональных данных.
Заключение
В статье предлагается механизм создания региональных бизнес-экосистем для малых и средних предприятий на основе цифровых профилей клиентов и омниканальных коммуникаций с участием региональных органов власти. В рамках экосистемы функционирование компаний позволяет достигнуть симбиоза, при котором ее участники создают совместные активы, которые не могли бы быть созданы ими друг без друга, действуй они за пределами бизнес-экосистемы. В данном случае при поиске новых ниш компании распределяют роли между собой для разработки услуги или продукта и продвижения его на рынке, работая совместно для поиска инновационных идей, чтобы удовлетворить потребности клиента. Основным отличием экосистемы от традиционного бизнеса являются инновации и скорость выхода продукта или услуги на рынок, гибкость, появление новых форм взаимодействия с клиентом. Задача экосистемы - не решать проблемы за бизнес, а давать доступ к наиболее эффективным механизмам для создания инноваций и возможности повышения эффективности предприятий и открытия новых рынков.
Экосистемы активно развиваются и в мире, и у нас в стране. Поскольку в этой бизнес-модели взаимная выгода создается для всех ее участников, это подразумевает свободный доступ к наиболее эффективным механизмам для создания и открытия новых рынков, устранения препятствий на пути к их освоению и эффективное использование капитала с минимальными рисками. От развития экосистем выигрывает в результате все общество, что в большой степени влияет на достижение его благосостояния.
Описанные механизмы позволяют создавать высокий уровень лояльности клиента и к конкретной компании экосистемы, и к продуктам и услугам экосистемы в целом. На каждом этапе жизнедеятельности у клиентов возникают персональные потребности, которые удовлетворяются через механизмы персональных предложений компании и партнерами внутри экосистемы. Показаны точки роста эффективности компаний в экосистеме и роль консолидирующего центра в создании экосистемы, в том числе с участием регионального правительства.
References:
Abramov V. I., Abramov I. V., Putilov A. V., Trushinya I. (2023). Tsifrovizatsiya ekonomicheskikh otnosheniy kak faktor ustoychivogo razvitiya stran [Digitalization of economic relations as a factor of countries' sustainable development]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (2). (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.2.117125.
Abramov V.I., Abramov I.V., Polivanov K.V., Semenkov K.Yu. (2023). Tsifrovaya transformatsiya sistemy upravleniya otnosheniyami s klientami [Digital transformation of the customer relationship management system]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (1). (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.1.117051.
Abramov V.I., Andreev V.D. (2022). Problemy i perspektivy tsifrovoy transformatsii gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya v regione (na primere Kemerovskoy oblasti) [Problems and prospects of digital transformation of state and municipal governance in a region (the case of the Kemerovo region)]. Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya). 14 (4). 667-700. (in Russian). doi: 10.17072/2218–9173-2022-4-667-700.
Abramov V.I., Andreev V.D. (2023). Analiz strategiy tsifrovoy transformatsii regionov Rossii v kontekste dostizheniya natsionalnyh tseley [Analysis of strategies for digital transformation of Russian regions in the context of achieving national goals]. Public administration issues. (1). 89-119. (in Russian). doi: 10.17323/1999–5431-2023-0-1-89-119.
Abramov V.I., Andreev V.D. (2023). Sovershenstvovanie metodiki otsenki indeksa tsifrovoy zrelosti regionov Rossii s uchetom aspektov vtorogo i tretego etapa tsifrovoy transformatsii GMU na osnove zarubezhnogo opyta [Improving the methodology for assessing the digital maturity index of Russian regions, taking into account aspects of the second and third stages of public administration digital transformation based on foreign experience]. Management Sciences. 13 (1). 32-46. (in Russian). doi: 10.26794/2304-022X‑2023-13-1-32-46.
Abramov V.I., Borzov A.A. (2022). Rol innovatsionnogo potentsiala pri tsifrovoy transformatsii kompanii [The role of innovation potential in the digital transformation of the company]. Aktualnye problemy ekonomiki i menedzhmenta. (2(34)). 5-12. (in Russian).
Abramov V.I., Churkin D.A. (2022). Otsenka urovnya zrelosti sistemy upravleniya vzaimootnosheniyami s klientami [Assessment of the maturity level of the customer relationship management system]. Vestnik Universiteta. (12). 5-13. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2022-12-5-13.
Abramov V.I., Churkin D.A. (2022). Prediktivnaya analitika vzaimootnosheniy s klientami kak metod adaptatsii kompanii k izmeneniyam i povysheniya tsennosti predlozheniya [Predictive analytics of customer relationships as a method of adapting the company to changes and increasing the value of the offer]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (6). 1709-1722. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.6.114842.
Abramov V.I., Glukhova E.V., Semenkov K.Yu. (2023). Tsifrovaya transformatsiya sistemy razvitiya i obucheniya personala predpriyatiy [Digital transformation of staff development and training]. Leadership and Management. 10 (1). 189-202. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.1.117182.
Abramov V.I., Lavrentev I.A., Grempel V.O. (2022). Rol innovatsiy i startapov v razvitii ekosistem [The role of innovations and startups in the development of ecosystems]. Economic sciences. (210). 97-100. (in Russian). doi: 10.14451/1.210.97.
Abramov V.I., Mikhaylov D.M., Stolyarov A.D. (2021). Ekosistemnyy podkhod sozdaniya omnikanalnyh kommunikatsiy i tsifrovyh profiley klientov [Ecosystem approach to creating omni-channel communications and digital customer profiles] Business management in the digital economy. 180-186. (in Russian).
Abramov V.I., Putilov A.V., Shamaeva E.F. (2023). Formirovanie mekhanizmov upravleniya ustoychivym razvitiem ekonomiki promyshlennyh otrasley i kompleksov [Formation of mechanisms for managing the sustainable development of the economy of industrial sectors and complexes]. The Energy Policy. (2(180)). 40-53. (in Russian). doi: 10.46920/2409-5516_2023_2180_40.
Acs Z.J., Stam E., Audretsch D.B., O’Connor A. (2017). The lineages of the entrepreneurial ecosystem approach Small Business Economics. 49 (1). 1-10. doi: 10.1007/s11187-017-9864-8.
Aturin V.V., Moga I.S., Smagulova S.M. (2020). Upravlenie tsifrovoy transformatsiey: nauchnye podkhody i ekonomicheskaya politika [Digital transformation management: scientific approaches and economic policy]. The Manager. 11 (2). 67-76. (in Russian). doi: 10.29141/2218–5003-2020-11-2-6.
Audretsch D.B., Cunningham J.A., Kuratko D.F., Lehmann E.E., Menter M. (2019). Entrepreneurial ecosystems: economic, technological, and societal impacts The Journal of Technology Transfer. 44 313-325. doi: 10.1007/s10961-018-9690-4.
Audretsch D.B., Link A.N. (2018). Innovation capital The Journal of Technology Transfer. 43 (6). 1760-1767.
Auerswald P. E., Dani L. (2017). The adaptive life cycle of entrepreneurial ecosystems: the biotechnology cluste Small Business Economics. 49 (1). 97-117. doi: 10.1007/S11187-017-9869-3.
Bezrukov N.O., Abramov V.I. (2022). Gosudarstvennaya podderzhka predprinimatelstva v zarubezhnyh stranakh i v Rossii v kontekste tsifrovoy transformatsii ekonomiki [State support for entrepreneurship in foreign countries and in Russia in the context of the digital transformation of the economy]. Aktualnye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. 10 (1(56)). 153-170. (in Russian). doi: 10.34220/2308–8877-2022-10-1-153-170.
Brunetti F., Matt D.T., Bonfanti A., Pedrini G., Orzes G. (2020). Digital transformation challenges: strategies emerging from a multi-stakeholder approach TQM Journal. 32 (4). 697-724. doi: 10.1108/TQM-12-2019-0309.
Ierapetritis D.G. (2019). Discussing the role of universities in fostering regional entrepreneurial ecosystems Economies. 7 (4). 119-149. doi: 10.3390/economies7040119.
Kindström D., Kowalkowski C. (2014). Service innovation in product-centric firms: a multidimensional business model perspective Journal of Business & Industrial Marketing. 29 (2). 96-111. doi: 10.1108/JBIM-08-2013-0165.
Kleyner G.B. (2018). Sotsialno-ekonomicheskie ekosistemy v svete sistemnoy paradigmy [Socio-economic ecosystems in the light of the systems paradigm] Systems analysis in economics 2018. 5-14. (in Russian). doi: 10.33278/SAE-2018.rus.005-014.
Kleyner G.B., Rybachuk M.A., Karpinskaya V.A. (2020). Razvitie ekosistem v finansovom sektore Rossii [Development of ecosystems in the financial sector of Russia]. The Manager. 11 (4). 2-15. (in Russian). doi: 10.29141/2218–5003-2020-11-4-1.
Kulapov M.N., Pereverzeva E.I., Kirillova O.Yu. (2022). Biznes-ekosistemy: opredeleniya, tipologii, praktiki razvitiya [Business ecosystems: definitions, typologies, development practices]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1597-1612. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.115234.
Laya A., Jocevski M., Ghezzi A., Markendahl J. (2016). Business model as relational aggregator: exploring business relationship 32nd IMP Conference.
Liguori E., Bendickson J., Solomon S., McDowell W.C. (2019). Development of a multi-dimensional measure forassessing entrepreneurial ecosystems Entrepreneurship and Regional Development. 31 (1-2). 7-21. doi: 10.1080/08985626.2018.1537144.
Moore J.F. (1993). Predators and prey: A new ecology of competition Harvard Business Review. 71 (3). 75-83.
Nicholls-Nixon C.L., Valliere D., Gedeon S.A., Wise S. (2021). Entrepreneurial ecosystems and the lifecycle of university business incubators: An integrative case study International Entrepreneurship and Management Journal. 17 (2). 809-837. doi: 10.1007/s11365-019-00622-4.
Ovchinnikova A.V., Zimin S.D. (2021). Otsenka svyazey predprinimatelskikh ekosistem s urovnem ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii [Assessment of relations of business ecosystems with the level of economic development of regions of Russia]. Journal of Applied Economic Research. 20 (3). 362-382. (in Russian). doi: 10.15826/vestnik.2021.20.3.015.
Porter M.J., Heppelmann J.E. How smart, connected products are transforming competitionHarvard Business Review. Retrieved from https://hbr.org/2014/11/how-smart-connected-products-are-transforming-competition
Prencipe A., Corsi C., Rodríguez-Gulías M.J., Fernández-López S., Rodeiro-Pazos D. (2020). Infuence of the regional entrepreneurial ecosystem and its knowledge spillovers in developing successful university spin-ofs Socio-Economic Planning Sciences. 72 100814. doi: 10.1016/j.seps.2020.100814.
Sibel T. (2021). Tsifrovaya transformatsiya. Kak vyzhit i preuspet v novuyu epokhu [Digital transformation. How to survive and succeed in the new era] M.: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).
Tolstykh T., Gamidullaeva L., Shmeleva N., Lapygin Y. (2020). Regional Development in Russia: An Ecosystem Approach to Territorial Sustainability Assessment Sustainability. 12 (16). 6424. doi: 10.3390/SU12166401.
Tolstykh T., Gamidullaeva L., Shmeleva N., Woźniak M., Vasin S. (2021). An assessment of regional sustainability via the maturity level of entrepreneurial ecosystems Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 7 (1). 5. doi: 10.3390/joitmc7010005.
Zhang Y., Roelfsema H. (2020). Entrepreneurial Ecosystems. New Business Formation, and Scale-up Activity: Evidence from 286 Chinese Cities Entrepreneurship Research Journal. 1-37. doi: 10.1515/erj-2019-0265.
Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:16:23