Влияние развития рынка интернет-торговли на социально-экономическое положение региона
Шарова И.В.1
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Март 2024)
Цитировать:
Шарова И.В. Влияние развития рынка интернет-торговли на социально-экономическое положение региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 3. – С. 799-810. – doi: 10.18334/epp.14.3.120636.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63861816
Аннотация:
Одним из наиболее существенных факторов влияния цифровизации на транспортно-логистическую отрасль можно считать развитие интернет-торговли и переход крупных игроков потребительского рынка на омниканальные каналы продаж. В настоящее время можно констатировать, что рынок интернет-торговли начал процесс продвижения в регионы. В работе проведен анализ современного состояния интернет-торговли в региональном аспекте, показана динамика индекса потребительского поведения и определена взаимосвязь показателей уровня социально-экономического положения региона и уровня регионального развития интернет-торговли.
Ключевые слова: интернет-торговля, омниканальность, региональная логистическая инфраструктура, логистика интернет-торговли, неравномерность пространственного развития, социально-экономическое положение региона
JEL-классификация: F10, R1, O30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена стремительно возрастающим влиянием процессов цифровизации и инновационных технологий на развитие национальной экономики. Цифровая экономика как одно из приоритетных направлений развития национальной экономики направлена на создание открытых и адаптивных систем взаимодействия участников экономической деятельности на всех уровнях управления – корпоративных, отраслевых, национальных, межгосударственных. Такое развитие стало возможно благодаря последовательным государственным инициативам, когда в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 была разработана и утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - Программа) [1] .
В связи с тем, что развитие отраслевых экосистем в рамках национальной экономики процесс долгий и требующий большой подготовительной работы по формированию и развитию необходимой инфраструктуры, включая цифровые платформы и технологии, по регуляторному сопровождению принципиально новых взаимоотношений рыночных акторов и созданию безопасной среды в рамках цифрового взаимодействия, по подготовке кадров, владеющих достаточными компетенциями для работы в новых условиях первый этап программы был направлен на развитие двух нижних уровней цифровой экономики и закреплен в Паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16 [2].
Помимо цифровой трансформации корпоративных и отраслевых бизнес- экосистем, существенное внимание уделяется устранению дисбаланса в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации и созданию предпосылок для их сбалансированного территориального развития. Политика государства в области сбалансированного социально-экономического развития регионов направлена на решение ряда задач, включающих повышение качества жизни населения, включая доступность продуктов и услуг потребительского назначения; развитие малого и среднего бизнеса в сфере производства, торговли, инновационного предпринимательства; развитие логистической инфраструктуры регионов для повышения их конкурентоспособности и поддержки развития отраслевых рынков.
Вопросам современного развития регионов и анализа региональной логистики посвящены исследования Казанцевой Е.Г. [5], Мирецкого И. Ю. [10], Носова А.Л. [8], Попова П. В. [10], Рыкалиной О.В. [11], Седовой Н.В. [13], Степанова В.И. [11], Чайниковой Л.Н. [12].
Исследования проблем трансформации бизнеса и логистических систем в условиях цифровой экономики, а также аспекты управления логистикой в сфере интернет-торговли нашли отражение в работах Завьялова Д.В. [3,4], Завьяловой Н.В. [3,4], Михайлюка М.В. [6,7], Пановой Е.А. [9], Сагинова Ю.Л. [4], Сагиновой О.В. [3,4], Шульженко Т.Г. [7].
Цель данного исследования – оценить уровень регионального развития интернет-торговли и определить его влияние на социально-экономическое развитие регионов. Объект исследования – регионы Российской Федерации, предмет исследования – влияние развития рынка интернет-торговли на социально-экономическое положение региона.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что существует связь между уровнем социально-экономического положения региона и уровнем развития в нем интернет-торговли.
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ
Наиболее динамично развивающимся рынком, использующим платформенные бизнес-модели и внедряющим в процессы сквозные цифровые технологии, является интернет-торговля.
Анализ рынка розничной торговли позволяет говорить об устойчивом росте доли продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли (Рисунок 1).
Рисунок 1. Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли в РФ за 2017–2022 гг.
Источник: составлено автором на основе данных источника [17]
Представленный график показывает, что мощный толчок в развитии каналов онлайн-торговли для ритейлеров дала пандемия коронавируса в 2020 году. Введенные ограничения для офлайн-магазинов дали ритейлерам стимул развивать новые каналы продаж и осваивать рынок онлайн-торговли. Так, в период с 2020 по 2022 год доля продаж в онлайн-сегменте розничной торговли выросла в 1,5 раза – с 3,9 до 6% [17].
По прогнозу исследовательского агентства Data Insight, в 2023 году объем продаж на рынке интернет-торговли достигнет 7,4 трлн рублей, рост составит более 30%, количество выполненных заказов достигнет 4,5 млрд [14], причем прогнозная емкость рынка в среднесрочной перспективе, при снижении темпов роста, остается крайне высокой. Увеличение рынка однозначно будет достигаться за счет продвижения в регионы.
В свою очередь такие темпы развития и тенденция смещения фокуса внимания на региональные рынки требует существенных изменений в подходах к управлению логистикой интернет-торговли, которая, по сути, становится основным драйвером отраслевого и регионального развития. Последние исследования по оборотам рынка интернет-торговли говорят о неуклонном снижении роли основных регионов, таких как Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Если доля тройки лидеров интернет-торговли в 2021 году в региональной структуре доставки интернет-заказов составляла около 50%, а в 2023 уже снизилась до 35% [14].
Причины такого снижения могут быть связаны как с внутренней и внешней миграцией, обусловленной политическими, социально-экономическими событиями последних лет, но одновременно такое снижение свидетельствует о положительных сдвигах в национальной экономике: повышении социально-экономического развития регионов, изменении потребительского поведения, доступности потребительских товаров и услуг, которое обеспечивается благодаря выходу маркетплейсов на региональные рынки и развитию региональной логистической инфраструктуры. Можно с уверенностью сказать, что эта тенденция будет продолжаться в дальнейшем, так же как повышаться доля регионов в общей структуре доставки заказов.
Таблица 1
Доли регионов в структуре доставки интернет-заказов в 2021-2023 гг.
№
|
Регион
|
Доля от общего числа (в %) в 2021 г.
|
Доля от общего числа (в %) в 2022 г.
|
Доля от общего числа (в %) в 2023 г.
|
1
|
Москва
|
25,45%
|
19,56%
|
17,63%
|
2
|
Московская
область
|
10,93%
|
10,72%
|
9,50%
|
3
|
Санкт-Петербург
|
10,93%
|
9,22%
|
7,65%
|
4
|
Краснодарский
край
|
3,91%
|
4,32%
|
4,40%
|
5
|
Ростовская
область
|
2,29%
|
2,71%
|
2,85%
|
6
|
Свердловская
область
|
2,78%
|
3,19%
|
2,85%
|
7
|
Республика
Татарстан
|
1,93%
|
2,17%
|
2,56%
|
8
|
Нижегородская
область
|
1,86%
|
2,61%
|
2,37%
|
9
|
Самарская
область
|
1,97%
|
2,25%
|
2,28%
|
10
|
Челябинская
область
|
1,68%
|
2,11%
|
2,24%
|
Следует заметить, что даже в десятке лидеров тенденция изменения доли интернет-торговли разнонаправленная, потому что все остальные регионы, входящие в Топ-10 по доле интернет-заказов, показывают пусть не такой значительный, но рост. Статистические данные говорят о повышении доли интернет-заказов в шестидесяти трех регионах за 2023 год. Самый значительный абсолютный прирост показали Татарстан, Ростовская область, Челябинская область, Нижегородская область и Краснодарский край. Причем все они вошли в десятку лидеров.
Самый большой относительный прирост наблюдался в Кировской области, Брянской области, Тамбовской области, Крыму, Оренбургской области, Мордовии, Дагестане. Причем если Крым и Оренбургская область занимают в рейтинге соответственно 25 и 24 место, то лидеры относительного прироста - Дагестан, Мордовия - даже не вошли в 50-Топ, заняв соответственно 51 и 58 место в рейтинге. [14] Такие высокие показатели прироста могут свидетельствовать как и о низкой начальной базе развития интернет-торговли, так и потенциале развития регионов в долгосрочной перспективе.
Определение потенциала региона с точки зрения развития интернет- торговли может базироваться на многокритериальной оценке множества экономических показателей, включая доступность широкополосного интернета, развитие логистической инфраструктуры, плотность населения, средняя заработная плата в регионе, предпринимательская активность и условия ведения бизнеса и пр.
Одним из показателей, который может входить в интегральную оценку может быть индекс потребительского поведения, который в свою очередь включает в себя следующие показатели:
· стоимость среднего чека;
· доля выкупа отгруженных заказов;
· доля предоплаченных заказов;
· время забора заказов из ПВЗ и постаматов.
Нужно обратить внимание, что это качественный показатель, который не учитывает региональный объем продаж, но показывает, насколько легко будет развивать бизнес участникам рынка в данном регионе. Наиболее важная информация в структуре оценки – динамика показателей чека и предоплаты. Эти два показателя отражают «здоровье и потенциал региона с точки зрения интернет-торговли» [15].
Сводный региональный рейтинг по данному индексу был представлен компанией PIM Solutions по состоянию на 1 полугодие 2023 года. Исследование базируется на данных 30 млн интернет-заказов, которые были оформлены в более чем 64 тыс. интернет-магазинах и прошедших через сервисы PIM Solutions в 1 полугодии 2023 года.
Таблица 2
Динамика индекса потребительского поведения в разрезе регионов за 2022-2023 гг.
№
|
Изменение с 2022 г.
|
Регион
|
Итоговый балл
|
1
|
+1
|
Московская
область
|
450
|
2
|
+3
|
Краснодарский
край
|
433
|
3
|
+4
|
Республика
Татарстан
|
425
|
4
|
+5
|
Ярославская
область
|
420
|
5
|
-2
|
Москва
|
418
|
6
|
-5
|
Санкт-Петербург
|
414
|
7
|
-3
|
Костромская
область
|
412
|
8
|
+15
|
Новосибирская
область
|
385
|
9
|
+7
|
Калужская
область
|
370
|
10
|
-4
|
Самарская
область
|
369
|
Интересно отметить, что только 6 из 10 регионов, входящих в топ-10 по доле в структуре доставки интернет-заказов в 2021-2023 гг., оказались в числе лидеров рейтинга потребительского поведения. Области Новосибирская, Ярославская, Калужская и Костромская находятся на 16, 21, 32, 56 месте Рейтинга доли регионов в структуре доставки интернет-заказов в 2021-2023 гг. соответственно. При этом они показывают рост относительно 2021 года в объемах продаж и изменений в рейтинге по индексу потребительского поведения, что для этих регионов может послужить точкой роста и увеличит их потенциал с точки зрения развития интернет-торговли.
Одновременно с положительной динамикой по ряду регионов, можно констатировать снижение рейтинга по индексу потребительского поведения в Москве и Санкт-Петербурге на 2 и 5 пунктов соответственно, что усиливает негативные показатели снижения их доли в структуре доставки регионов.
Для определения степени готовности региона к развитию интернет-торговли и его потенциала требуется дополнительные исследования научно-методологических основ и методического инструментария по проведению такой оценки. В рамках данной работы будет рассмотрена только вероятность наличия прямой взаимосвязи/взаимозависимости между уровнем социально-экономического региона и проникновением электронной коммерции в регионы.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНА И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ –ТОРГОВЛИ
Одной из важных народнохозяйственных задач, которая стоит перед государством и бизнесом – это сглаживание неравномерного развития территорий, причинами которого могут выступать не только природно-климатические особенности региона и его культурно-исторические различия, но и неоднородность итогов формирования пространственной структуры национальной экономики и народного хозяйства.
Исследования неравномерности регионального развития, исходя из критерия широты и комплексности анализа, можно разделить на две группы:
1. Исследование отдельных характеристик неравномерности развития посредством анализа показателей, относимых к определенной сфере. Например, исследование неравномерности развития социальной, инновационной, инвестиционной и других сфер.
2. Интегральные исследования проводятся с целью обобщения результатов комплексного анализа положения населения региона, регионального бизнеса, состояния бюджетной системы региона, эффективности деятельности органов власти и пр. [5] .
В качестве базового показателя социально-экономического положения региона для определения взаимосвязи и взаимозависимости с уровнем развития интернет-торговли возьмем интегральную оценку региона, которую ежегодно публикует рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». Методика составления рейтинга основана на агрегировании различных показателей, характеризующих экономическое положение регионов, которая предполагает группировку анализируемых показателей на 4 группы, что представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Группы показателей социально-экономического положения регионов
Источник: Составлено автором на основе данных источника [16]
Таблица 3
Интегральный рейтинг социально-экономического положения регионов РФ в 2021-2022 гг.
Регион
|
Интегральный рейтинг,
2022
|
Место в 2021г.
|
Место в 2022г.
|
Москва
|
89,67
|
1
|
1
|
Санкт-Петербург
|
86,08
|
2
|
2
|
Республика
Татарстан
|
80,12
|
3
|
3
|
Ханты-Мансийский
автономный округ — Югра
|
75,93
|
5
|
4
|
Московская
область
|
75,65
|
4
|
5
|
Ямало-Ненецкий
автономный округ
|
73,65
|
6
|
6
|
Свердловская
область
|
68,51
|
7
|
7
|
Краснодарский
край
|
67,15
|
8
|
8
|
Ленинградская
область
|
64,98
|
10
|
9
|
Красноярский
край
|
64,89
|
9
|
10
|
Если исходить из методики расчета и выбора показателей по выделенным группам, то развитие электронной коммерции очевидно будет влиять на валовые показатели по объему производства товаров и услуг, численность занятых в экономике, оборот розничной торговли; на относительные показатели, такие как объём производства товаров и услуг на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, уровень собираемости налогов.
Причем очевидная взаимосвязь с экономическими показателями может быть косвенно распространена и на показатели социальной сферы, такие как отношение доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, доля населения с доходами ниже границы бедности.
Наличие влияния проникновения интернет-торговли на положение региона в рейтинге социально-экономического развития можно определить путем сравнения результатов двух проведенных рейтингов (Таблица 4.)
Таблица 4
Взаимосвязь социально-экономического положения региона и уровня развития интернет-торговли в регионе
Регион
|
Место
в рейтинге социально-экономического положения регионов, 2022 год
|
Место
в рейтинге доли регионов
в структуре доставки интернет-заказов, 2022 год
|
Москва
|
1
|
1
|
Санкт-Петербург
|
2
|
3
|
Республика
Татарстан
|
3
|
9
|
Ханты-Мансийский
автономный округ — Югра
|
4
|
26
|
Московская область
|
5
|
2
|
Ямало-Ненецкий
автономный округ
|
6
|
61
|
Свердловская
область
|
7
|
5
|
Краснодарский край
|
8
|
4
|
Ленинградская
область
|
9
|
14
|
Красноярский край
|
10
|
20
|
Если говорить по динамику изменения положения регионов за 2021-2022 гг., то все регионы, входящие в первую десятку, не потеряли своих позиций, лишь незначительно поменялись местами в пределах группы (табл. 3) А вот совпадение их позиций с лидерами в рейтинге регионов по проникновению интернет-торговли подтверждается лишь частично (60%), в него не вошли Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное состояние национальной экономики характеризуется неравномерным развитием регионов, что обусловлено большим количеством различных факторов: социально-экономических, природно-климатических, экологических, инфраструктурных и пр. Сглаживание такого неравенства является одной из приоритетных задач государственной политики в области регионального развития с целью повышения социально-экономической устойчивости территорий.
Развитие цифровой экономики привело к созданию новых бизнес-моделей и внедрению абсолютно новых подходов межотраслевого и межфункционального взаимодействия рыночных акторов, путем их объединения в рамках единой цифровой платформы. Формирование и развитие экосистемы электронной торговли может служить одним из самых ярких примеров цифровой трансформации отраслевого развития. В настоящее время начинается процесс увеличения доли регионов в общем объеме оборотов интернет-торговли, одновременно значительно уменьшается доля интернет-заказов в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, которая за два года упала более чем на 15%.
Определена взаимосвязь между показателями развития интернет-торговли и социально-экономическим положением региона, причем влияние на изменения показателей является двусторонним и способствует доступности продуктов и услуг потребительского назначения; развитию малого и среднего бизнеса; развитию логистической инфраструктуры и легкости ведения бизнеса; повышению конкурентоспособности регионов и участников экосистемы интернет-торговли.
Источники:
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 22.02.2024).
3. Завьялова Н.Б., Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Сагинов Ю.Л. Бизнес-модели цифровых экосистем сферы товарного обращения // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2369-2382. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116802.
4. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Принципы формирования пула акторов цифровой предпринимательской экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 4. – c. 967-982. – doi: 10.18334/epp.13.4.117493.
5. Казанцева Е.Г. Проблемы регионального неравенства в России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. – № 2.
6. Михайлюк М. В. Логистика как фактор пространственной диверсификации торговых сетей: проблемные аспекты товароснабжения на региональных рынках // Успехи современной науки и образования. – 2015. – № 2. – c. 25-29.
7. Михайлюк М.В., Шульженко Т.Г. Расширение призмы научно-практического анализа цепей поставок в условиях интернет-торговли и развития многоканальных продаж // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 2. – c. 710-716.
8. Носов А. Региональная логистика - основа региональной экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2016. – № 4. – c. 117-122.
9. Панова Е. А. Возможности маркетплейсов в развитии и повышении конкурентоспособности малых и средних предприятий // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 89. – c. 52-61. – doi: 10.24412/2070-1381-2021-89-52-61.
10. Попов П. В., Мирецкий И. Ю. Методология построения логистической инфраструктуры на территории региона // Экономика региона. – 2019. – № 2. – c. 483-492.
11. Рыкалина О.В., Степанов В.И., Шарова И.В. Организационно-структурные модели регионального логистического кластера // Российское предпринимательство. – 2018. – № 4. – c. 1213-1228. – doi: 10.18334/rp.19.4.38994.
12. Салимов А. А., Чайникова Л. Н. Факторы развития транспортной инфраструктуры регионов. / Транспорт и логистика устойчивого развития территорий, бизнеса, государства (драйверы роста, тренды и барьеры) : Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 30 марта 2023 года. - Москва: Государственный университет управления, 2023. – 341-344 c.
13. Седова Н. В. Анализ региональных практик развития цифровой активности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Плехановский научный бюллетень. – 2022. – № 2. – c. 84-92.
14. Маркетинговое исследование Логистика интернет-торговли России в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/DI_ecom_logistics_opinions_expectations_2023 (дата обращения: 12.02.2024).
15. Рейтинг потребительского поведения российских регионов в пространстве E-Commerce. [Электронный ресурс]. URL: https://pimsolutions.ru/rating.html (дата обращения: 12.02.2024).
16. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20230515/630241787.html (дата обращения: 12.02.2024).
17. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 22.02.2024).
Страница обновлена: 13.08.2024 в 17:01:23