Влияние развития рынка интернет-торговли на социально-экономическое положение региона
Шарова И.В.1![]()
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 58
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Март 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63861816
Аннотация:
Одним из наиболее существенных факторов влияния цифровизации на транспортно-логистическую отрасль можно считать развитие интернет-торговли и переход крупных игроков потребительского рынка на омниканальные каналы продаж. В настоящее время можно констатировать, что рынок интернет-торговли начал процесс продвижения в регионы. В работе проведен анализ современного состояния интернет-торговли в региональном аспекте, показана динамика индекса потребительского поведения и определена взаимосвязь показателей уровня социально-экономического положения региона и уровня регионального развития интернет-торговли.
Ключевые слова: интернет-торговля, омниканальность, региональная логистическая инфраструктура, логистика интернет-торговли, неравномерность пространственного развития, социально-экономическое положение региона
JEL-классификация: F10, R1, O30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена стремительно возрастающим влиянием процессов цифровизации и инновационных технологий на развитие национальной экономики. Цифровая экономика как одно из приоритетных направлений развития национальной экономики направлена на создание открытых и адаптивных систем взаимодействия участников экономической деятельности на всех уровнях управления – корпоративных, отраслевых, национальных, межгосударственных. Такое развитие стало возможно благодаря последовательным государственным инициативам, когда в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 была разработана и утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - Программа) [1] .
В связи с тем, что развитие отраслевых экосистем в рамках национальной экономики процесс долгий и требующий большой подготовительной работы по формированию и развитию необходимой инфраструктуры, включая цифровые платформы и технологии, по регуляторному сопровождению принципиально новых взаимоотношений рыночных акторов и созданию безопасной среды в рамках цифрового взаимодействия, по подготовке кадров, владеющих достаточными компетенциями для работы в новых условиях первый этап программы был направлен на развитие двух нижних уровней цифровой экономики и закреплен в Паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16 [2].
Помимо цифровой трансформации корпоративных и отраслевых бизнес- экосистем, существенное внимание уделяется устранению дисбаланса в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации и созданию предпосылок для их сбалансированного территориального развития. Политика государства в области сбалансированного социально-экономического развития регионов направлена на решение ряда задач, включающих повышение качества жизни населения, включая доступность продуктов и услуг потребительского назначения; развитие малого и среднего бизнеса в сфере производства, торговли, инновационного предпринимательства; развитие логистической инфраструктуры регионов для повышения их конкурентоспособности и поддержки развития отраслевых рынков.
Вопросам современного развития регионов и анализа региональной логистики посвящены исследования Казанцевой Е.Г. [5], Мирецкого И. Ю. [10], Носова А.Л. [8], Попова П. В. [10], Рыкалиной О.В. [11], Седовой Н.В. [13], Степанова В.И. [11], Чайниковой Л.Н. [12].
Исследования проблем трансформации бизнеса и логистических систем в условиях цифровой экономики, а также аспекты управления логистикой в сфере интернет-торговли нашли отражение в работах Завьялова Д.В. [3,4], Завьяловой Н.В. [3,4], Михайлюка М.В. [6,7], Пановой Е.А. [9], Сагинова Ю.Л. [4], Сагиновой О.В. [3,4], Шульженко Т.Г. [7].
Цель данного исследования – оценить уровень регионального развития интернет-торговли и определить его влияние на социально-экономическое развитие регионов. Объект исследования – регионы Российской Федерации, предмет исследования – влияние развития рынка интернет-торговли на социально-экономическое положение региона.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что существует связь между уровнем социально-экономического положения региона и уровнем развития в нем интернет-торговли.
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ
Наиболее динамично развивающимся рынком, использующим платформенные бизнес-модели и внедряющим в процессы сквозные цифровые технологии, является интернет-торговля.
Анализ рынка розничной торговли позволяет говорить об устойчивом росте доли продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли (Рисунок 1).
Рисунок 1. Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли в РФ за 2017–2022 гг.
Источник: составлено автором на основе данных источника [17]
Представленный график показывает, что мощный толчок в развитии каналов онлайн-торговли для ритейлеров дала пандемия коронавируса в 2020 году. Введенные ограничения для офлайн-магазинов дали ритейлерам стимул развивать новые каналы продаж и осваивать рынок онлайн-торговли. Так, в период с 2020 по 2022 год доля продаж в онлайн-сегменте розничной торговли выросла в 1,5 раза – с 3,9 до 6% [17].
По прогнозу исследовательского агентства Data Insight, в 2023 году объем продаж на рынке интернет-торговли достигнет 7,4 трлн рублей, рост составит более 30%, количество выполненных заказов достигнет 4,5 млрд [14], причем прогнозная емкость рынка в среднесрочной перспективе, при снижении темпов роста, остается крайне высокой. Увеличение рынка однозначно будет достигаться за счет продвижения в регионы.
В свою очередь такие темпы развития и тенденция смещения фокуса внимания на региональные рынки требует существенных изменений в подходах к управлению логистикой интернет-торговли, которая, по сути, становится основным драйвером отраслевого и регионального развития. Последние исследования по оборотам рынка интернет-торговли говорят о неуклонном снижении роли основных регионов, таких как Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Если доля тройки лидеров интернет-торговли в 2021 году в региональной структуре доставки интернет-заказов составляла около 50%, а в 2023 уже снизилась до 35% [14].
Причины такого снижения могут быть связаны как с внутренней и внешней миграцией, обусловленной политическими, социально-экономическими событиями последних лет, но одновременно такое снижение свидетельствует о положительных сдвигах в национальной экономике: повышении социально-экономического развития регионов, изменении потребительского поведения, доступности потребительских товаров и услуг, которое обеспечивается благодаря выходу маркетплейсов на региональные рынки и развитию региональной логистической инфраструктуры. Можно с уверенностью сказать, что эта тенденция будет продолжаться в дальнейшем, так же как повышаться доля регионов в общей структуре доставки заказов.
Таблица 1
Доли регионов в структуре доставки интернет-заказов в 2021-2023 гг.
|
№
|
Регион
|
Доля от общего числа (в %) в 2021 г.
|
Доля от общего числа (в %) в 2022 г.
|
Доля от общего числа (в %) в 2023 г.
|
|
1
|
Москва
|
25,45%
|
19,56%
|
17,63%
|
|
2
|
Московская
область
|
10,93%
|
10,72%
|
9,50%
|
|
3
|
Санкт-Петербург
|
10,93%
|
9,22%
|
7,65%
|
|
4
|
Краснодарский
край
|
3,91%
|
4,32%
|
4,40%
|
|
5
|
Ростовская
область
|
2,29%
|
2,71%
|
2,85%
|
|
6
|
Свердловская
область
|
2,78%
|
3,19%
|
2,85%
|
|
7
|
Республика
Татарстан
|
1,93%
|
2,17%
|
2,56%
|
|
8
|
Нижегородская
область
|
1,86%
|
2,61%
|
2,37%
|
|
9
|
Самарская
область
|
1,97%
|
2,25%
|
2,28%
|
|
10
|
Челябинская
область
|
1,68%
|
2,11%
|
2,24%
|
Следует заметить, что даже в десятке лидеров тенденция изменения доли интернет-торговли разнонаправленная, потому что все остальные регионы, входящие в Топ-10 по доле интернет-заказов, показывают пусть не такой значительный, но рост. Статистические данные говорят о повышении доли интернет-заказов в шестидесяти трех регионах за 2023 год. Самый значительный абсолютный прирост показали Татарстан, Ростовская область, Челябинская область, Нижегородская область и Краснодарский край. Причем все они вошли в десятку лидеров.
Самый большой относительный прирост наблюдался в Кировской области, Брянской области, Тамбовской области, Крыму, Оренбургской области, Мордовии, Дагестане. Причем если Крым и Оренбургская область занимают в рейтинге соответственно 25 и 24 место, то лидеры относительного прироста - Дагестан, Мордовия - даже не вошли в 50-Топ, заняв соответственно 51 и 58 место в рейтинге. [14] Такие высокие показатели прироста могут свидетельствовать как и о низкой начальной базе развития интернет-торговли, так и потенциале развития регионов в долгосрочной перспективе.
Определение потенциала региона с точки зрения развития интернет- торговли может базироваться на многокритериальной оценке множества экономических показателей, включая доступность широкополосного интернета, развитие логистической инфраструктуры, плотность населения, средняя заработная плата в регионе, предпринимательская активность и условия ведения бизнеса и пр.
Одним из показателей, который может входить в интегральную оценку может быть индекс потребительского поведения, который в свою очередь включает в себя следующие показатели:
· стоимость среднего чека;
· доля выкупа отгруженных заказов;
· доля предоплаченных заказов;
· время забора заказов из ПВЗ и постаматов.
Нужно обратить внимание, что это качественный показатель, который не учитывает региональный объем продаж, но показывает, насколько легко будет развивать бизнес участникам рынка в данном регионе. Наиболее важная информация в структуре оценки – динамика показателей чека и предоплаты. Эти два показателя отражают «здоровье и потенциал региона с точки зрения интернет-торговли» [15].
Сводный региональный рейтинг по данному индексу был представлен компанией PIM Solutions по состоянию на 1 полугодие 2023 года. Исследование базируется на данных 30 млн интернет-заказов, которые были оформлены в более чем 64 тыс. интернет-магазинах и прошедших через сервисы PIM Solutions в 1 полугодии 2023 года.
Таблица 2
Динамика индекса потребительского поведения в разрезе регионов за 2022-2023 гг.
|
№
|
Изменение с 2022 г.
|
Регион
|
Итоговый балл
|
|
1
|
+1
|
Московская
область
|
450
|
|
2
|
+3
|
Краснодарский
край
|
433
|
|
3
|
+4
|
Республика
Татарстан
|
425
|
|
4
|
+5
|
Ярославская
область
|
420
|
|
5
|
-2
|
Москва
|
418
|
|
6
|
-5
|
Санкт-Петербург
|
414
|
|
7
|
-3
|
Костромская
область
|
412
|
|
8
|
+15
|
Новосибирская
область
|
385
|
|
9
|
+7
|
Калужская
область
|
370
|
|
10
|
-4
|
Самарская
область
|
369
|
Интересно отметить, что только 6 из 10 регионов, входящих в топ-10 по доле в структуре доставки интернет-заказов в 2021-2023 гг., оказались в числе лидеров рейтинга потребительского поведения. Области Новосибирская, Ярославская, Калужская и Костромская находятся на 16, 21, 32, 56 месте Рейтинга доли регионов в структуре доставки интернет-заказов в 2021-2023 гг. соответственно. При этом они показывают рост относительно 2021 года в объемах продаж и изменений в рейтинге по индексу потребительского поведения, что для этих регионов может послужить точкой роста и увеличит их потенциал с точки зрения развития интернет-торговли.
Одновременно с положительной динамикой по ряду регионов, можно констатировать снижение рейтинга по индексу потребительского поведения в Москве и Санкт-Петербурге на 2 и 5 пунктов соответственно, что усиливает негативные показатели снижения их доли в структуре доставки регионов.
Для определения степени готовности региона к развитию интернет-торговли и его потенциала требуется дополнительные исследования научно-методологических основ и методического инструментария по проведению такой оценки. В рамках данной работы будет рассмотрена только вероятность наличия прямой взаимосвязи/взаимозависимости между уровнем социально-экономического региона и проникновением электронной коммерции в регионы.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНА И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ –ТОРГОВЛИ
Одной из важных народнохозяйственных задач, которая стоит перед государством и бизнесом – это сглаживание неравномерного развития территорий, причинами которого могут выступать не только природно-климатические особенности региона и его культурно-исторические различия, но и неоднородность итогов формирования пространственной структуры национальной экономики и народного хозяйства.
Исследования неравномерности регионального развития, исходя из критерия широты и комплексности анализа, можно разделить на две группы:
1. Исследование отдельных характеристик неравномерности развития посредством анализа показателей, относимых к определенной сфере. Например, исследование неравномерности развития социальной, инновационной, инвестиционной и других сфер.
2. Интегральные исследования проводятся с целью обобщения результатов комплексного анализа положения населения региона, регионального бизнеса, состояния бюджетной системы региона, эффективности деятельности органов власти и пр. [5] .
В качестве базового показателя социально-экономического положения региона для определения взаимосвязи и взаимозависимости с уровнем развития интернет-торговли возьмем интегральную оценку региона, которую ежегодно публикует рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». Методика составления рейтинга основана на агрегировании различных показателей, характеризующих экономическое положение регионов, которая предполагает группировку анализируемых показателей на 4 группы, что представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Группы показателей социально-экономического положения регионов
Источник: Составлено автором на основе данных источника [16]
Таблица 3
Интегральный рейтинг социально-экономического положения регионов РФ в 2021-2022 гг.
|
Регион
|
Интегральный рейтинг,
2022
|
Место в 2021г.
|
Место в 2022г.
|
|
Москва
|
89,67
|
1
|
1
|
|
Санкт-Петербург
|
86,08
|
2
|
2
|
|
Республика
Татарстан
|
80,12
|
3
|
3
|
|
Ханты-Мансийский
автономный округ — Югра
|
75,93
|
5
|
4
|
|
Московская
область
|
75,65
|
4
|
5
|
|
Ямало-Ненецкий
автономный округ
|
73,65
|
6
|
6
|
|
Свердловская
область
|
68,51
|
7
|
7
|
|
Краснодарский
край
|
67,15
|
8
|
8
|
|
Ленинградская
область
|
64,98
|
10
|
9
|
|
Красноярский
край
|
64,89
|
9
|
10
|
Если исходить из методики расчета и выбора показателей по выделенным группам, то развитие электронной коммерции очевидно будет влиять на валовые показатели по объему производства товаров и услуг, численность занятых в экономике, оборот розничной торговли; на относительные показатели, такие как объём производства товаров и услуг на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, уровень собираемости налогов.
Причем очевидная взаимосвязь с экономическими показателями может быть косвенно распространена и на показатели социальной сферы, такие как отношение доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, доля населения с доходами ниже границы бедности.
Наличие влияния проникновения интернет-торговли на положение региона в рейтинге социально-экономического развития можно определить путем сравнения результатов двух проведенных рейтингов (Таблица 4.)
Таблица 4
Взаимосвязь социально-экономического положения региона и уровня развития интернет-торговли в регионе
|
Регион
|
Место
в рейтинге социально-экономического положения регионов, 2022 год
|
Место
в рейтинге доли регионов
в структуре доставки интернет-заказов, 2022 год
|
|
Москва
|
1
|
1
|
|
Санкт-Петербург
|
2
|
3
|
|
Республика
Татарстан
|
3
|
9
|
|
Ханты-Мансийский
автономный округ — Югра
|
4
|
26
|
|
Московская область
|
5
|
2
|
|
Ямало-Ненецкий
автономный округ
|
6
|
61
|
|
Свердловская
область
|
7
|
5
|
|
Краснодарский край
|
8
|
4
|
|
Ленинградская
область
|
9
|
14
|
|
Красноярский край
|
10
|
20
|
Если говорить по динамику изменения положения регионов за 2021-2022 гг., то все регионы, входящие в первую десятку, не потеряли своих позиций, лишь незначительно поменялись местами в пределах группы (табл. 3) А вот совпадение их позиций с лидерами в рейтинге регионов по проникновению интернет-торговли подтверждается лишь частично (60%), в него не вошли Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное состояние национальной экономики характеризуется неравномерным развитием регионов, что обусловлено большим количеством различных факторов: социально-экономических, природно-климатических, экологических, инфраструктурных и пр. Сглаживание такого неравенства является одной из приоритетных задач государственной политики в области регионального развития с целью повышения социально-экономической устойчивости территорий.
Развитие цифровой экономики привело к созданию новых бизнес-моделей и внедрению абсолютно новых подходов межотраслевого и межфункционального взаимодействия рыночных акторов, путем их объединения в рамках единой цифровой платформы. Формирование и развитие экосистемы электронной торговли может служить одним из самых ярких примеров цифровой трансформации отраслевого развития. В настоящее время начинается процесс увеличения доли регионов в общем объеме оборотов интернет-торговли, одновременно значительно уменьшается доля интернет-заказов в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, которая за два года упала более чем на 15%.
Определена взаимосвязь между показателями развития интернет-торговли и социально-экономическим положением региона, причем влияние на изменения показателей является двусторонним и способствует доступности продуктов и услуг потребительского назначения; развитию малого и среднего бизнеса; развитию логистической инфраструктуры и легкости ведения бизнеса; повышению конкурентоспособности регионов и участников экосистемы интернет-торговли.
Источники:
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 22.02.2024).
3. Завьялова Н.Б., Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Сагинов Ю.Л. Бизнес-модели цифровых экосистем сферы товарного обращения // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2369-2382. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116802.
4. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Принципы формирования пула акторов цифровой предпринимательской экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 4. – c. 967-982. – doi: 10.18334/epp.13.4.117493.
5. Казанцева Е.Г. Проблемы регионального неравенства в России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. – № 2.
6. Михайлюк М. В. Логистика как фактор пространственной диверсификации торговых сетей: проблемные аспекты товароснабжения на региональных рынках // Успехи современной науки и образования. – 2015. – № 2. – c. 25-29.
7. Михайлюк М.В., Шульженко Т.Г. Расширение призмы научно-практического анализа цепей поставок в условиях интернет-торговли и развития многоканальных продаж // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 2. – c. 710-716.
8. Носов А. Региональная логистика - основа региональной экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2016. – № 4. – c. 117-122.
9. Панова Е. А. Возможности маркетплейсов в развитии и повышении конкурентоспособности малых и средних предприятий // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 89. – c. 52-61. – doi: 10.24412/2070-1381-2021-89-52-61.
10. Попов П. В., Мирецкий И. Ю. Методология построения логистической инфраструктуры на территории региона // Экономика региона. – 2019. – № 2. – c. 483-492.
11. Рыкалина О.В., Степанов В.И., Шарова И.В. Организационно-структурные модели регионального логистического кластера // Российское предпринимательство. – 2018. – № 4. – c. 1213-1228. – doi: 10.18334/rp.19.4.38994.
12. Салимов А. А., Чайникова Л. Н. Факторы развития транспортной инфраструктуры регионов. / Транспорт и логистика устойчивого развития территорий, бизнеса, государства (драйверы роста, тренды и барьеры) : Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 30 марта 2023 года. - Москва: Государственный университет управления, 2023. – 341-344 c.
13. Седова Н. В. Анализ региональных практик развития цифровой активности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Плехановский научный бюллетень. – 2022. – № 2. – c. 84-92.
14. Маркетинговое исследование Логистика интернет-торговли России в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/DI_ecom_logistics_opinions_expectations_2023 (дата обращения: 12.02.2024).
15. Рейтинг потребительского поведения российских регионов в пространстве E-Commerce. [Электронный ресурс]. URL: https://pimsolutions.ru/rating.html (дата обращения: 12.02.2024).
16. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20230515/630241787.html (дата обращения: 12.02.2024).
17. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 22.02.2024).
Страница обновлена: 10.09.2025 в 09:26:59
Download PDF | Downloads: 58
The impact of the e-commerce market on the socio-economic situation in the region
Sharova I.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 3 (March 2024)
Abstract:
The development of online commerce and the transition of major players in the consumer market to omnichannel sales can be considered as one of the most significant factors influencing digitalization in the transport and logistics industry. Currently, the e-commerce market has begun the process of moving to the regions. The article analyzes the current status of e-commerce in the regional aspect, shows the dynamics of the consumer behavior index and determines the relationship between indicators of the socio-economic situation in the region and the level of regional development of e-commerce.
Keywords: e-commerce, omnichannel, regional logistics infrastructure, e-commerce logistics, uneven spatial development, regional socio-economic situation
JEL-classification: F10, R1, O30
