Актуальные проблемы управления группами компаний

Репичев А.И.1, Солодкин В.В.2
1 Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ
2 Брянский государственный инженерно-технологический университет, Россия, Брянск

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Репичев А.И., Солодкин В.В. Актуальные проблемы управления группами компаний // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 2. – С. 411-424. – doi: 10.18334/lim.10.2.117603.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53838227

Аннотация:
В научной статье рассмотрены предпосылки и причины создания групп компаний, а также раскрыто содержание данной категории. Выявлено, что в российском правовом поле отсутствует такое понятие, как «группа компаний» Представлены юридические понятия, близкие по смыслу к этой категории. Рассмотрены основные признаки для объединения организаций. Выявлены преимущества, недостатки и риски, которые следует учитывать при формировании групп компаний. Представлены примеры функционирования групп компаний в разных сферах деятельности экономики РФ: в проектировании и строительства жилых домов; в финансовых услугах и инновационных цифровых технологиях; в продаже электроники и бытовой техники. На основе изложенного материала выделены источники (причины) кризисов и основные проблемы управления группами компаний в России.

Ключевые слова: управление, группа компаний, тенденции, актуальные проблемы

JEL-классификация: L26, M11, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Важной тенденцией современных экономических отношений является формирование групп компаний, как способа диверсификации деятельности экономических субъектов. Предпосылками развития этой тенденции являются расширение возможностей выживания и развития трансформированного бизнеса в рыночных условиях, а также отсутствие достаточного уровня законодательного регулирования в сфере корпоративного управления. Группы компаний создаются для оптимизации процессов, снижения издержек и других значимых задач.

Изменения, которым в настоящее время подвержена система рыночных отношений, формируют «новую реальность», в том числе и для групп компаний, имевших четкий алгоритм взаимоотношений между собой, созданный в предыдущие годы. В соответствии с этим, авторами статьи предпринята попытка проведения анализа и оценки функционирования групп компаний в разных сферах деятельности.

Проблемам оценки эффективности деятельности групп компаний и поиску актуальных проблем управления ими посвящены работы многих авторов. Так, например, Вайсман Е. Д. и Рудакова А.С определили проблемы управления группами компаний по критериям повышения их управляемости и конкурентоспособности [4, с. 147-150]. Ими были выявлены блоки проблемного поля, включающие законодательство, корпоративную, финансовую и организационную структуры, стратегию компании. Это позволило им разработать матрицу оценки взаимного влияния организационных блоков проблемного поля управления группы компаний.

Вопросы методического инструментария перспективного анализа эффективности деятельности групп компаний изучались Самарской Е. Б. [16, с. 98-105]. Отдельным вопросам функционирования организаций, объединяемых в группу посвящены работы Ахметова А. И. [2, с. 54-57], Бестаевой Л. И. [3,1043-1047], Герасимовой Л. Н., Головиной Т.А. [7, с. 43-49] Карнауховой А. А., Красовского Д. А. [13, с. 304-313], Соколова М. С., Протопоповой А. Ю., Цовма, Д. В. и других.

Цель настоящего исследования состоит в анализе деятельности групп компаний и выявления актуальных проблем их функционирования в современных условиях.

Научная новизна состоит в систематизации ключевых проблем управления группами компаний, основанной на выделенной авторами триады кризисов, оказывающих существенное влияние на систему менеджмента хозяйствующих субъектов и обосновании путей их решения.

В статье обосновывается, что применение методов управления группами компаний, учитывающих выявленные актуальные проблемы, способно обеспечить повышение эффективности и результативности деятельности этих организаций.

Предлагаемое исследование базируется на системном подходе с применением следующих методов научного познания: монографического; абстрактно-логического, графического и др.

Основная часть. В российском правовом поле отсутствует такое понятие, как «группа компаний». Для понимания сущности понятия «группа компаний» можно использовать следующую трактовку: «группа компаний — это организации, добровольно признающие себя группой и объединенные по различным признакам» [23].

В системе законодательства РФ имеется ряд близких по сути юридических категорий, которые можно отнести к группе компаний (рисунок 1).

Рисунок 1- Юридические понятия, близкие по смыслу к категории «группа компаний» [23]

Признаки для объединения могут быть различными, но наиболее часто встречающимися являются: общий собственник, руководство или используемые ресурсы. Процесс взаимодействия в группе между компаниями может быть основан на имущественных, хозяйственных, управленческих или иных отношениях. Направление деятельности у каждой компании в группе может быть, как близкой, так и не связанной с остальными. Создаются чаще всего для объединения усилий по достижению общей цели или разделения рисков и задач.

Группы компаний может одновременно включать в свой состав [2]:

- организации разных форм собственности;

-организации совершенно разных организационно-правовых форм хозяйствования (ООО, АО, ПАО, кооперативы, товарищества и др.)

- организации, принадлежащие одному или нескольким владельцам.

Каждая из организаций, входящая в группу может действовать как независимое предприятие со своим учредительным документом, организационной структурой и менеджментом.

Формирование группы компаний, как и любое управленческое решение имеет свои преимущества, недостатки и риски, которые следует учитывать [7].

На выделение преимуществ функционирования группы компаний влияет конкретная ситуация, но среди универсальных преимуществ можно представить следующие:

- законный способ оптимизации налогообложения. Ряд организаций группы компаний может выбрать оптимальный режим налогообложения для снижения налогов. При этом важно помнить, что что создание группы компаний с единственной целью - уменьшение выплаты налогов в бюджет является незаконным. Группа компаний должна иметь в наличии обоснованные деловые цели, признаки самостоятельности, признаки добросовестности.

- возможность дифференциации коммерческих рисков;

- повышение управляемости организаций, в связи с тем, что внимание менеджеров сосредоточено на специфических условиях функционирования организации;

- возможность формирования общей стратеги развития, осуществления согласованного управления и совместного лоббирования интересов;

- способ экономии за счет большего объема совместных закупок [18];

- осуществление процесса контроля по единым стандартам качества.

Недостатки функционирования групп компаний могут зависеть от форм организации и систем управления компаниями. Среди наиболее значимых недостатков выделяются следующие:

- возникновение сложных структур, условий для развития бюрократии, появление лишнего документооборота;

- отсутствие конкуренции внутри группы;

- отсутствие нормативной базы для осуществления процесса регулирования взаимодействия между организациями, входящими в группу [19].

Компании группы обычно работают по согласованным правилам для выполнения общих стратегических задач. Это может ограничивать управление денежными потоками, принятие кадровых решений и другие аспекты работы каждой отдельной компании [4].

Как было указано выше, создание группы компаний не оформляется юридически. Процедура определяется и фиксируется только внутренними документами организаций. Как правило образование группы компаний осуществляется с помощью трех вариантов:

- создание новой организации;

- приобретение одной организацией контрольного пакета акций другой;

- подписание соглашения о сотрудничестве между организациями [16].

Группы компаний делятся на четыре типа:

1) Вертикальный, последовательный тип (отдельные организации дополняют друг друга, являясь составными компонентами единого бизнес-процесса);

2) Горизонтальный, параллельный тип (отдельные организации создаются по аналогии на других рынках и применяют сформированные и положительно зарекомендовавшие себя модели бизнеса);

3) Смешанный тип (объединение признаков вертикальной и горизонтальной структур);

4) Разнородный тип (осуществление инвестиций в разнородные виды бизнеса, которые являются перспективными, по мнению предпринимателя).

При изучении практики функционирования групп компаний можно увидеть компании с сильной и слабой централизацией управления [22].

Деятельность первой группы компаний представляет собой единый бизнес-процесс, а организации, входящие в группу, являются составляющими компонентами [5]. В этом случае, имеется:

- единая стратегия, понятная всем участникам;

общие стандарты работы;

- стандартная отчетность;

- единая корпоративная культура.

Задача управляющей компании или руководителя группы заключается в организации, координации и контроле бизнеса [8].

Деятельность второй группы компаний характеризуется следующими параметрами:

- каждая организация группы компаний имеет свою структуру, стандарты работы и отчетности, корпоративная культура.

- группа компаний не имеет центральной управляющей компании или ее деятельность является номинальной.

В экономике РФ действует множество групп компаний в разных сферах деятельности. Примерами их эффективного функционирования являются:

- в сфере проектирования и строительства жилых домов и других объектов недвижимости («Группа Компаний ПИК»);

- в сфере финансовых услуг и инновационных цифровых технологий (Группа компаний «Тинькофф» -TCS Group);

- в сфере продаж электроники и бытовой техники («М.Видео» и «Эльдорадо»).

Для выделения актуальных проблем управления группами компаний рассмотрим основный моменты, касающиеся деятельности представленных организаций.

Основными направлениями деятельности «Группы Компаний ПИК» являются проектирование и строительство жилых домов и иных объектов недвижимости. Помимо этого, группа компаний осуществляет производство стройматериалов и предлагает перечень строительных услуг (преимущественно для собственных проектов).

Состав «ГК ПИК» включающий в себя множество организаций представлен на рисунке 2.

Рисунок 2- Юридические лица, входящие в состав «ГК ПИК» [12]

Процедура взаимодействия организаций вертикально интегрирована. Группа компаний реализует замкнутый цикл производства: от процесса проектирования и производства материалов для строительства до реализации через собственные каналы.

Риски, с которыми сталкивается группа компаний характеризуются спецификой деятельности [6]. Основные видами рисков являются:

- падение спроса на недвижимость со стороны населения;

- географический сегмент клиентской базы ограничен сосредоточением основной деятельности компании в Москве и Московской области;

- изменение законодательства в строительной отрасли, в том числе изменения в сфере долевого строительства;

- увеличение конкуренции в строительной отрасли;

- влияние факторов макросреды на возможность группы компаний обслуживать долг и привлекать финансирование под новые проекты [6].

Снизившаяся весной 2022 года динамика продаж на рынке недвижимости влияет на аккуратный подход к ценообразованию в этой сфере. Причин несколько: снижение покупательной способности населения и влияние геополитических факторов. В складывающейся ситуации застройщикам и банкам, выдающим ипотеку, нужно уделять большее внимание инструментам (скидки, субсидирование кредитов и т.д.) взаимодействия с потребителями, которые хотят улучшить жилищные условия.

Например, средняя стоимость новостроек в России в начале февраля 2023 года составила 140 тыс. руб. за 1 кв. м. Этот показатель превышает на 1,1% значение предыдущего месяца. Роста цен на недвижимость в ближайшей перспективе ожидать не следует. Цены на первичном рынке жилой недвижимости ожидает дальнейшая стагнация. Поведение потребителей в ближайшее время продолжит определяться общими экономическими и геополитическими факторами [1].

В сфере финансовых услуг и инновационных цифровых технологий действует один из крупнейших российских онлайн-провайдеров - группа компаний «Тинькофф» (TCS Group).

TCS Group образует единую экосистему различных направлений бизнеса. Перечень интересов этой группы простирается от финансовой и банковской сферы до цифровых проектов и образовательных программ.

ГК «Тинькофф» работает преимущественно в РФ, а основная деятельность относится одновременно как к направлению цифровых технологий, так и к направлению финансовых услуг. Основным источником доходов является банковская деятельность.

Группа компаний регулярно выводит на рынки новые продукты. Под новые проекты открывается обособленное юридическое лицо, которое становится частью TCS Group. История банка «Тинькофф» началась в 2006 году, а затем были сформированы другие виды деятельности: страхование, оператор связи и другие.

Состав группа компаний «Тинькофф» (TCS Group) представлен на рисунке 3.

Рисунок 3- Состав группа компаний «Тинькофф» [11]

Весной 2022 года «Интеррос» выкупил долю в TCS Group, которая позволяет контролировать Тинькофф-банк. У «Тинькофф Банка» имеется лицензия на логотип-герб и бренды Tinkoff, «Тинькофф», Tinkoff digital, «Тинькофф кредитные системы», «ТКС банк», TCS Bank. Данная лицензия дает право пользования, пока действуют соглашения. Но владельцы в любой момент времени имеют право отозвать лицензию [13].

Одним из важнейших рисков, требующим внимания является риски блокировки доли в TCS в случае наложения санкций на «Интеррос» или его владельца Владимира Потанина. Санкции Европейского союза учитывают не только прямое владение компаниями, но и фактический контроль.

В мае 2022 года группа «Тинькофф» сообщила, что переросла смысл «именного» бренда и в скором времени откажется от него. До настоящего времени этого не произошло [14].

В конце 2022 года Олег Тиньков сообщил, что планирует осуществить отзыв бренда у «Тинькофф Банка» [20]. Под воздействием этих факторов в 2023 году «Тинькофф Банк» подал заявку на регистрацию нового логотипа. Информация об этом размещена на сайте Роспатента. Стиль и цветовая гамма нового логотипа не изменились. В цветовой гамме остались прежние цвета — жёлтый, чёрный и белый. Но, на логотипе теперь гораздо меньше деталей. Визуально это тот же самый логотип, но в центральной части изображения теперь нет руки с мечом и единорога. Если произвести сравнение со старым логотипом, то можно увидеть, что с логотипа были убраны символы геральдического щита дворянского рода Тиньковых. Поскольку исчезли символы Олега Тинькова, то можно делать вывод ο том, что эти изменения связаны с претензиями бывшего владельца.

Далее представим основные моменты, касающиеся деятельности («М.Видео» и «Эльдорадо».

Группа компаний «М.Видео» является крупнейшим продавцом электроники и бытовой техники в РФ. По состоянию на конец 2022 года группа владела 601 магазином «М.Видео» и 647 магазинами «Эльдорадо». Точки продаж данной группы были представлены в 369 городах России.

«М.Видео» осуществила покупку «Эльдорадо» в начале 2018 года. Сумма покупки составила 45,5 млрд руб., часть из которых была собственными средства, а другая часть формировалась за счет кредитных средств ВТБ [12].

До 2022 года менеджмент для этих двух организаций ставил задачу по осуществлению работы с разными потребительскими сегментами. «Эльдорадо» сосредотачивало внимание на бюджетной электронике и бытовой технике, а «М.Видео» работало с более высоким ценовым сегментом. Так как многие бренды ушли из России в 2022 году, то разница между представленными сегментами уменьшилась. В связи с этим в декабре 2022 года представители группа компаний «М.Видео-Эльдорадо» объявили, что сеть магазинов этой группы может быть объединена под новым брендом «Эльдорадо + М.Видео». Магазины с новыми названиями с конца 2022 года тестируют в двух городах: Тольятти и Рязани. Помимо смены названия группа может закрыть ряд магазинов там, где М.Видео» и «Эльдорадо» присутствуют в одном торговом центре [10].

Цель объединения заключается в повышении экономической эффективности [17]. По мнению менеджмента данной группы компаний, слияние брендов будет способствовать привлечению новых покупателей и посещаемость торговых залов увеличится на 10–15%. После осуществления пилотного периода будет принято решение о масштабировании нового формата. В дальнейшем группа компаний планирует объединить маркетинговые инструменты:

- программы системы стимулирования сбыта и лояльности;

- сформировать общий ассортиментный ряд техники.

Объединение этих брендов планируется и по другим направлениям: информационным технологиям, логистике и менеджменту. С учетом влияния условий внешней среды, объединение будет способствовать повышению экономической эффективности и оптимизации инвестиционных вложений [21].

Заключение. По итогам предложенного материала целесообразно выделить источники (причины) кризисов и основные проблемы управления группами компаний в России.

Кризисами, которые могут возникнуть перед группами компаний могут быть:

- финансовые кризисы (недостаточное финансирование или перерасходование бюджетов);

- кризисы развития (отсутствие нужного опыта на стадии активного роста, из-за чего траектория развития может превратиться в стагнацию);

-кризисы управления (например, когда текущая система менеджмента не отвечает тенденциям развития организации).

Источниками (причинами) кризисов управления являются внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы формируют следующие актуальные проблемы управления группами компаний:

-разрушение привычных логистических цепочек;

- рост цен на сырьё;

- изменение законодательства;

- наступление экономического кризиса др.

Внутренние факторы приводят к появлению других проблем управления компаниями:

- неверному изменению сложившихся бизнес-процессов или задержке в проведении изменений, что приводит к несоответствию актуальным требованиям;

- отсутствию налаженной системы общего планирования и координации.

Выявленные проблемы управления несомненно нуждаются в поиске вариантов их решения. Проблемы, вызванные внешними факторами можно решить только с помощью оперативной адаптации к быстро меняющимся условиям. Проблемы второй группы могут быть решены через:

- синхронизацию деятельности компаний, входящих в группу, с помощью регламентирования кросс-функциональных бизнес-процессов;

- создание общей организационной структуры;

- развитие горизонтальных связей между компаниями, входящими в группу;

- формирование единой стратегии развития.


Источники:

1. Авдеева И.Л. Методология стратегического управления изменениями в контексте современных вызовов и возможностей экономики // Среднерусский вестник общественных наук. – 2022. – № 1. – c. 186-200. – doi: 10.22394/2071-2367-2022-17-1-186-200.
2. Ахметов А.И. О гражданско-правовых последствиях несостоятельности группы компаний // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 5. – c. 54-57.
3. Бестаева Л.И. Отражение в учете процедуры исключения внутригрупповых операций при формировании отчетности группы компаний // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 7(120). – c. 1043-1047. – doi: 10.34925/EIP.2020.120.7.215.
4. Вайсман Е.Д., Рудакова А.С. Актуальные проблемы управления группами компаний по критериям повышения их управляемости и конкурентоспособности // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 6-1(6). – c. 147-150.
5. Гараев О.Р., Авдеева И.Л. Концепция стратегического управления в деятельности экономических систем различного уровня // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления: Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. Орёл, 2021. – c. 53-58.
6. Герасимова Л.Н. Управление рисками в группе компаний при распределении денежных средств // Экономика промышленности. – 2021. – № 2. – c. 223-230. – doi: 10.17073/2072-1633-2021-2-223-230.
7. Головина Т.А., Авдеева И.Л. Инновационная деятельность предпринимательских структур в условиях риска и неопределенности // Деловой вестник предпринимателя. – 2022. – № 7(1). – c. 43-49. – doi: 10.24412/2687-0991-2022-1-7-43-50.
8. Головина Т.А. Управление инновационной деятельностью предприятий на основе цифровых технологий // Стратегическое развитие региона: проблемы, механизмы, факторы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, состоявшейся в рамках I Махмутовских чтений. Уфа, 2022. – c. 164-167.
9. Головина Т.А., Авдеева И.Л., Суханов Д.А. Управление рисками организаций в условиях цифровой экономики // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 48(1). – c. 55-61. – doi: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-55-61.
10. Группа «М.Видео-Эльдорадо» начала объединять магазины под новым брендом. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/09/12/2022/63927e909a7947d66c2217d5 (дата обращения: 02.03.2023).
11. Группа компаний «Тинькофф» (TCS Group). Journal.open-broker.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/visit-card/gruppa-kompanij-tinkoff/ (дата обращения: 02.03.2023).
12. Группа компаний ПИК. Journal.open-broker.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/visit-card/gruppa-kompanij-pik/ (дата обращения: 02.03.2023).
13. Красовский Д.А. Составляющие PR-стратегии группы компаний // Маркетинговые коммуникации. – 2015. – № 5. – c. 304-313.
14. Авдеева И.Л., Ананченкова П.И., Васильева Е.В. и др. Методы, модели и технологии управления социально-экономическими системами в эпоху цифровой трансформации. / Коллективная монография. - Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. – 208 c.
15. Протопопова А.Ю., Карнаухова А.А. Формирование имиджа Группы компаний Синет на примере «Internet party» // Символ науки. – 2020. – № 5. – c. 142-144.
16. Самарская Е.Б. Перспективный анализ эффективности деятельности компаний группы. / Диссертация,.. кандидата экономических наук : 08.00.12. - Москва, 2013. – 188 c.
17. Авдеева И.Л., Ананченкова П.И., Аношина Ю.Ф., Брагина З.В. и др. Современные управленческие технологии в деятельности бизнес-структур и органов государственной власти. / Монография. - Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. – 360 c.
18. Соколов М.С. Исследование инструментов повышения финансовой устойчивости группы компаний // Научный журнал. – 2018. – № 2(25). – c. 28-31.
19. Авдеева И.Л., Азарова Н.А., Базарнова О.А., Бушуева Л.И. и др. Теория и практика стратегического управления экономическими системами. / Коллективная монография. - Орёл: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. – 278 c.
20. «Тинькофф банк» регистрирует новый логотип. Рамблер. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/business/50201439-tinkoff-bank-registriruet-novyy-logotip/ (дата обращения: 01.02.2023).
21. Тиханов Е.Л., Репичев А.И., Тугачева Л.В. Мультиагентный подход как фактор повышения эффективности управления предприятиями // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 2(115). – c. 1287-1290. – doi: 10.34925/EIP.2020.115.2.259.
22. Цовма Д.В. Системная модель принятия стратегических решений в группе компаний // Научно-практические исследования. – 2020. – № 7-1(30). – c. 26-30.
23. Что такое группа компаний и зачем ее создают?. Secrets.tinkoff.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://secrets.tinkoff.ru/voprosy-otvety/gruppa-kompaniy/ (дата обращения: 01.03.2023).

Страница обновлена: 17.01.2024 в 04:14:23