Цифровая трансформация как инструмент оптимизации систем управления бизнесом

Устинова Л. Н., Мухаррамова Э. Р.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повышения уровня технологической готовности российских предприятий к стратегическому вектору отечественного развития в вопросе импортозамещения, а также высокой значимостью процесса цифровизации для бизнес- процессов, повышающих эффективность деятельности предприятий. Ключевыми моментами данной стратегии является потенциальная ресурсность государства. Здесь речь идет о ресурсах интеллектуального, кадрового, материально- технического, технологического характера. Целью статьи выступает анализ процесса цифровизации в России как инструмента оптимизации систем предпринимательства на основе сопоставления показателей ее развития. Результатом исследования стали рекомендации, способствующие развитию цифровизации. Методологической основой исследования выступили методы научного познания- наблюдение, сравнение, анализ.

В статье использовались классические методы и инструменты комплексного анализа на основе систематизации и структурирования тематического материала, метод факторного анализа.

Современное мировое сообщество как в общественном, так и в индустриальном масштабе прочно и неразрывно связано с новейшими достижениями науки и техники, позволяющими значительно облегчить либо ускорить решение поставленных задач. Цифровая трансформация систем взаимодействия с государственными органами, продажа товаров, услуг, межличностное общение и многое другое обеспечивает более комфортное и динамичное решение вопросов.

В современном обществе цифровую экономику невозможно рассматривать отдельно от общего экономического пространства, и, в виду ее высокой значимости в вопросе формирования стоимости не только цифрового продукта, но и рядового потребительского товара. Сегодня сложно представить систему реализации товаров и услуг без глобальной сети интернет, который позволяет обеспечивать сбыт продукции территориально удаленным регионам и т.д.

Искусственный интеллект как элемент глобальной цифровизации общества понятие не новое. Теоретическими и практическими аспектами и возможностями искусственного интеллекта ученые интересовались еще с середины ХХ века [1]. В современном мире возможности искусственного интеллекта активно и достаточно широко применяются в обществе, в бизнесе, на государственном уровне и т.д. Однако, особую ценность и значимость несут возможности искусственного интеллекта для представителей бизнес- среды, когда существующие бизнес-модели организаций утрачивают свою актуальность за достаточно короткий период. [2]. Многие российские и зарубежные ученые рассматривали вопросы внедрения IT-разработок в систему производственного менеджмента организаций, оценивали их влияние на повышение функциональных показатели эффективности, среди них можно отметить Попова Н.А, Мирзоеву Е. Ш., Антонову И. С., Родионову В. Н., Слепцову Е. В. [3-5]

Внедрение искусственного интеллекта в производственно- хозяйственную деятельность компаний существенно изменило количественные и качественные показатели функционирования. Глобальная цифровизация бизнес- процессов предоставила бизнесу уникальную возможность двигаться вперед и расти. Новые технологии действительно позволяют в равной степени использовать достижения науки и техники предприятиями различной отраслевой принадлежности, однако каким образом, в каком объеме, в каких структурах и какие именно элементы цифровизации внедрять каждое предприятие определяет индивидуально под спектр личных задач стратегического и тактического характера [5]

В России на федеральном уровне в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» закреплена цель создания условий для возможности предприятиям и гражданам использовать продукты и услуги, основанные на преимущественно отечественных технологиях искусственного интеллекта, обеспечивающих качественно новый уровень эффективности деятельности. [6] Способность государства обеспечивать жизнеспособность бизнес- среды, предпринимательства и производства на благо общества также способствует росту его экономической безопасности и независимости в мировом пространстве [7].

В соответствии с Указом Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы»: «главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение технологии обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг». [8] Суть разработок и внедрений новых проектов в IT -сфере в промышленно- индустриальном разрезе заключена в их направленности на снижение издержек, себестоимости товаров, и как следствие, повышению конкурентоспособности российских предприятий.

Процесс цифровизации экономики – это не вопрос одного года, внедрение системы цифрового обслуживания и инновационного развития трудоемкий и многоэтапный процесс, который требует значительных ресурсов финансового, интеллектуального, технического, правового характера.

Несмотря на высокую значимость и актуальность развития системы цифрового поля в России, на сегодняшний день существует значительная доля негативных последствий ее внедрения, в частности информационной безопасности и низкой защищенности системы цифрового обслуживания. Цифровизация промышленного сектора экономики представляет собой трансформацию отраслей с использованием цифровых технологий, включающее внедрение инноваций, системы суперкомпъютеров, автоматизацию производства и многое другое. [9]

Совершенствование российских предприятий с применением цифровых инструментов позволит автоматизировать процессы производственного планирования, повышать эффективность управления цепочками поставок и складской логистикой, внедрять ERP-системы и аналитики.

По мнению директора по развитию бизнеса «Центра цифровых технологий» Rubytech, в 2023 году рынок промышленной цифровизации в России оценивался примерно в 500 млрд рублей. В первую очередь, сказалась векторная политика государства импортозамещения, во-вторых, необходимость обеспечения информационной безопасности, особенно в отношении критической информационной инфраструктуры. Импортозамещение и рост спроса на отечественную продукцию способствовали не только росту загруженности производств, но и необходимость их расширения и модернизации [9].

По данным аналитиков, в 2023 году наибольший объем инвестиций в программное обеспечение и IT находится на уровне 15% от общего объема инвестиций в нескольких отраслях. Подавляющее большинство отраслей, как и прежде инвестирует в материальные активы, предполагая, что именно материально- техническая база обеспечивает прирост капитала [10].

Аналитики в области цифрового развития утверждают, что в прошедшем году (2024) российские компании направляли наибольшие усилия на модернизацию и автоматизацию систем управления производством, на внедрение технологий интернета вещей, совершенствование платформ для контроля и мониторинга человеческими ресурсами и технологическими процессами промышленных предприятий. Рынок демонстрировал значительный рост в области новых технологических решений для проектирования, управления системами баз данных и т.д. Россия обладает колоссальным потенциалом интеллектуального характера, ученые мирового уровня создают уникальные продукты, которые способны превосходить мировые аналоги, однако одной из проблем развития российской науки является утечка российских ученых и исследователей за рубеж. Ведущие мировые исследовательские центры способны предложить гораздо более выгодные условия для работы: современно оснащенные рабочие места, комфортные условия и высокий уровень оплаты труда.

Развитие информационных технологий в России, как и любого высокотехнологичного продукта требует определенных ресурсов. Финансовые ресурсы в данном вопросе выступают наиболее значимым с точки зрения возможностей реализации новых IT- проектов. (Рис.1)

Рис. 1 Расходы на проекты по разработке и внедрению российских решений в сфере ИТ, млн. руб., млрд. руб. [11]

Динамика финансирования проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере ИТ имеет экспоненциальный характер, демонстрируя рост с 2020 по 2024 год более чем в 2 раза. 2023 и 2024 год характеризуются стагнацией доли финансирования. В 2022 году несмотря на начало специальной военной операции в государстве на развитие IT-сферы выделено свыше 19 млрд. рублей.

Однако, согласно федеральному проекту «Цифровые технологии» Нацпрограммы «Цифровая экономика» расходы в России сокращены на 27% — до ₽165,6 млрд. (по сравнению с редакцией федпроекта от 2019 г.) [11]

В соответствии с официальными данными наиболее значительному сокращению (более чем в пять раз) подверглось финансирование мероприятия по обеспечению льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере ИТ — с ₽28,8 млрд до ₽5,3 млрд (мероприятие финансируется полностью из федерального бюджета). Такое положение вещей отнюдь не способствует мотивации отечественных разработчиков к реализации конкурентоспособных проектов, процесс секвестрования приведет к стагнации запущенных ранее проектов и торможению инновационного развития IT- сектора.

На рисунке 2 представлена динамика общего финансирования прототипов квантовых процессоров, которые способствуют радикальному сокращению общего объема вычислительных операций при решении различных задач проектирования и моделирования, что теоретически способствует росту скорости производимых вычислений. Однако, наблюдаемая в хронологии регрессионная динамика финансирования не способствует развитию данного процесса в России, отнюдь, замедляя развитие данного направления науки.

Рис. 2 Финансирование прототипов квантовых процессоров (общее финансирование), млн. руб. [11]

Представленная на рисунке 3 динамика валовых затрат на развитие цифровой экономики свидетельствует о снижении объема государственного финансирования цифровизации, однако, заинтересованность бизнеса в развитии данного процесса отражена в экспоненциальном росте затрат на создание, распространение и использование цифровых технологий, что является позитивным фактом. (Рис. 3)

Рис. 3 Валовые затраты на развитие цифровой экономики [9]

Ведущие аналитики в области информационных технологий в России в 2024 году прогнозировали экспоненту спроса на специалистов в области анализа больших данных, кибербезопасности, математического моделирования, разработчиков программного обеспечения финансовых технологий, обработки масштабной информации и т.д.

По оценкам специалистов, а также по данным вузов и бизнеса, потребность квалифицированных специалистов в IT-отрасли РФ на сегодняшний день составляет порядка 800 тысяч человек, а к 2030 году нужно будет подготовить порядка 2 млн человек. Причем современные тенденции сводятся к тому, что кадровый дефицит вынуждает IТ-компании оплачивать обучение будущим работникам при этом усиливается конкурентная борьба за высококлассных специалистов. [12]

Кроме того, главенствующую роль в вопросе цифрового развития макро-и микро-уровня играет нацеленность и ориентация предприятий среднего и крупного бизнеса на разработку и реализацию цифровых программ развития, стратегическую готовность на цифровую трансформацию.

Рис. 4 Использование цифровых технологий в организациях РФ в 2023 [13]

Для подавляющего большинства российских компаний цифровизация бизнес- процессов сводится преимущественно к возможности использования технологий сбора, обработки и анализа данных, используемых уже десятки лет, а также использования облачных сервисов в своей текущей работе, составляющих 30,4 %, при этом на технологии искусственного интеллекта приходится не более 6,6% (Рис. 4). Однако, мировая практика свидетельствует, что крупнейшие корпорации мира активно используют искусственный интеллект (55% мировых компаний), нейросети и суперкомпьютеры и т.д. При этом перспективными сферами для применения технологий искусственного интеллекта признаны банкинг, ритейл, здравоохранение, промышленное производство. К сожалению, пока Россия в рейтингах мировой цифровизации занимает позицию догоняющего по отношению к развитым странам, но такое положение позволяет использовать модели, ресурсы, инструменты цифровой экономики, прошедшие апробацию временем и показавшие положительные результаты за рубежом. Российские руководители из основных причин сдерживающих использование технологий искусственного интеллекта в России отмечают высокие затраты на внедрение (57,2%), дефицит профессиональных в данной области кадров (32,4%), недостаточная компетентность сотрудников для работы с ИИ (35,4%) и т.д.

Рис. 5 Специалисты по информационно- компьютерным технологиям в 2023 г., в % от численности занятых [13]

Рисунок 5 подтверждает невысокий уровень количества специалистов IT сферы в России в международном сравнении, причем данный показатель еще вырос. Так, Министр цифрового развития РФ М. Шадаев отметил, что в 2024 году количество ИТ-специалистов в стране достигло 992 тыс. человек, что на 16% больше, чем годом ранее [14].

Аналитики прогнозируют, что к концу 2025 года скорее всего произойдут сдвиги соотношения востребованных направлений и инструментов в сфере IT- технологий: поменяется и увеличится применение ИИ в маркетинге, продажах и управлении персоналом, возрастет число новых передовых IT-проектов, стабилизируется геополитическая ситуация, которая позволит международному рынку IT- услуг проявиться в полной мере.

Заключение

Для возможности роста и развития цифровой отрасли в России, важно обозначать основные преимущества использования технологий ИИ для бизнеса, основные выгоды применения искусственного интеллекта в бизнес-процессах компаний, к которым можно отнести следующее:

1. Катализация инноваций: искусственный интеллект способствует повышению скорости разработки новых цифровых и иных инновационных продуктов, ускоряет анализ конъюнктуры рынка, может использоваться для выявления новых тенденций и перспектив.

2. Повышение доли автоматизированного производства. Автоматизация и модернизация бизнес- процессов способствует повышению производительности труда, обновлению основных фондов современным оборудованием, экономии временного ресурса.

3. Секвестрование расходов. Применение новых технологий обеспечивает сокращение необходимого обслуживающего персонала, снижение операционных издержек и т.д.

4. Улучшение качественных характеристик обслуживания клиентов благодаря технологиям ИИ, за счет повышения скорости взаимодействия с клиентами.

5. Экспансия компании. Возможности искусственного интеллекта обеспечивают широкомасштабный территориальный охват потенциальных клиентов, обеспечивая рост прибыли и финансовой независимости компаний.

Процесс цифровизации в России определенно должен развиваться и динамично расти как эволюционный этап научно- технического прогресса.

Отметим основные рекомендации, способствующие развитию цифровизации в России:

ü повышение государственной заинтересованности во вложения в наиболее привлекательные IT- проекты;

ü повышение заинтересованности частных инвесторов в инвестициях IT- сферы;

ü формирование базы правовой защищенности цифровых процессов;

ü развитие процесса подготовки компетентных IT- специалистов;

ü повышение значимости внедрения цифровых технологий среди топ- менеджмента российских компаний.


Страница обновлена: 26.03.2025 в 10:50:43