Возможности и проблемы легализации самозанятых в условиях цифровой экономики

Скруг В.С.1
1 Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации.

Статья в журнале

Экономика труда
Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2020)

Цитировать:
Скруг В.С. Возможности и проблемы легализации самозанятых в условиях цифровой экономики // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 11. – doi: 10.18334/et.7.11.111124.

Аннотация:
Предметом исследования являются особенности такого социально-экономического явления как самозанятость в условиях цифровизации. Актуальность исследования определяется тем, что самозанятые занимают значительную долю в экономически активном населении страны. Выявлено, что стремительное развитие цифровизации привело к распространению таких нетипичных форм занятости, как фриланс. Введение специального налогового режима и упрощение порядка регистрации и администрирования налогов за счет использования современных цифровых технологий способствовало тому, что значительное количество фрилансеров зарегистрировалось в качестве самозанятых. Опасения относительно возможных злоупотреблений специальным налоговым режимом полностью не подтвердились. На основе изученных данных можно сделать вывод, что уровень информированности граждан о самозанятости недостаточен. По мнению автора, необходимо проводить образовательную работу с гражданами. Нужны более совершенные программы, объясняющие, что такое самозанятость, как можно зарабатывать и как оформить статус самозанятого. Цифровое сопряжение баз данных, платформ с ФНС и т.д. пока остается недостаточным и требует дальнейшего развития. Цифровые технологии позволяют повысить прозрачность деятельности самозанятых, улучшить качество бюджетного планирования и гарантировать стабильность поступления доходов в федеральные, региональные и местные бюджеты.

Ключевые слова: самозанятость, фриланс, цифровизация, налоговое администрирование, популярность поисковых запросов

JEL-классификация: J21, J46, J48



Введение

В цифровой экономике данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и обеспечивают эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан [13]. Создание цифровой экономики в России на данный момент является одним из ведущих факторов обеспечения дальнейшего социально-экономического развития страны.

Новые технологии будут влиять на развитие бизнеса и государственного управления, рост качества жизни, появление новых форм социализации людей и их коммуникаций. В целом цифровизация создаст синергетический эффект и приведет к общему росту экономики России [7] (Kapranova, 2018).

Цифровизация активно проникает во все сферы экономики и приводит к распространению таких нетипичных форм занятости, как дистанционная работа и фриланс. Благодаря цифровым технологиям работникам многих направлений теперь необязательно находиться рядом с работодателем (программирование, дизайн и т.д.). Дистанционная работа осуществляется по трудовым договорам, фриланс – по гражданско-правовым договорам.

В последние годы цифровизация также привела к появлению такой нетипичной занятости, как работа на основе интернет-платформ (яркие примеры – водители, работающие на платформе Uber, Яндекс.Такси, курьеры платформ Яндекс.Еда, Delivery Club, СберМаркет [15] (Tomashevskiy, 2020).

Согласно ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения», человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства, является самозанятым лицом.

Правовой статус самозанятых был утвержден в 2017 г. в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 70 Налогового кодекса, самозанятый гражданин должен был отвечать нескольким критериям: оказывать физлицам без привлечения наемных работников услуги (из установленного перечня) для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не являться индивидуальным предпринимателем. Также обязательным является уведомление налогового органа.

Длительное время значительная часть фрилансеров действовали в неформальном секторе экономики и не платили никаких налогов и социальных взносов со своего заработка. Из-за отсутствия легального статуса такие граждане подпадали под риск уголовного наказания за незаконное предпринимательство и не имели возможности взять кредит в банке, испытывали трудности при работе с юридическими лицами и т.д.

В последние годы благодаря принимаемым государством мерам самозанятые постепенно выходят из тени.

Первой попыткой легализации самозанятых стала предложенная в 2013 г. патентная система. Предполагалось, что самозанятые будут совершать единый фиксированный платеж независимо от вида профессиональной деятельности. Страховые взносы должны были включаться в стоимость патента. Однако данная попытка в полной мере не получила своей реализации [12] (Pokida, Zybunovskaya, 2020).

Следующим шагом по легализации доходов самозанятых граждан стало введение для них налоговых каникул с условием регистрации в налоговых органах. С 2017 г. самозанятые получили право не платить налоги и страховые сборы в первые два года после регистрации. Федеральный закон от 30.11.2016 [4] внес поправки в Налоговый кодекс, дополнив новыми пунктами статьи, которые определяют понятие, порядок постановки и уплаты налогов с доходов физлиц в отношении самозанятых граждан. После окончания налоговых каникул предлагалось либо прекратить свою работу, либо регистрироваться в статусе индивидуального предпринимателя и отчислять налоги в полном размере.

Первые попытки легализовать самозанятых граждан не достигли желаемых результатов. За первые три месяца действия нормы о двухлетних налоговых каникулах было подано лишь 40 уведомлений для получения статуса самозанятых [10] (Nikolaeva, Grishina, 2017). По данным Федеральной налоговой службы, на 1 января 2019 г. число относящихся к данной категории граждан не превысило 2 123 [11]. Из 3062 зарегистрировавшихся в 2017–2018 гг. самозанятых прекратили свою деятельность 339 человек.

Причинами этого стал как очень ограниченный перечень видов деятельности для самозанятых, так и рост административной нагрузки после регистрации.

Важным шагом в легализации самозанятых стало введение налога на профессиональный доход. В 2018 году была сделана еще одна попытка вывести самозанятых из тени, поскольку предыдущие меры не создали для этого достаточно стимулов. В сентябре 2018 г. депутаты Государственной Думы В.В. Бузилов, А.Е. Загребин, А.М. Макаров, Н.С. Максимова, З.А. Муцоев, В.М. Резник, Л.Я. Симановский, В.С. Скруг (автор данной статьи), Г.Я. Хор и члены Совета Федерации Е.В. Бушмин, М.М. Ульбашев внесли на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы пакет проектов федеральных законов, в том числе: «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В ноябре данные законопроекты были одобрены Госдумой.

27 ноября данный пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход был подписан Президентом РФ [1–3].

Данные законы вступили в силу с 1 января 2019 года и дали возможность легализоваться многим работающим в тени.

Основным инструментом для легализации самозанятых стали цифровые технологии. Особенностями специального налогового режима стали упрощенный порядок регистрации с помощью мобильного приложения, без посещения налогового органа; освобождение от использования контрольно-кассовой техники; автоматическое создание чеков на оплату услуг, полная автоматизация расчета суммы налога, контроля над ограничением по сумме дохода, применения налогового вычета; комфортные размеры налоговых ставок.

Ряд функций по легализации самозанятых приняли на себя ИТ-платформы (от регистрации самозанятых до статуса налоговых агентов). Благодаря цифровизации все процессы упростились (например, выдача чеков происходит в электронном виде), в то время как их прозрачность повысилась.

ФНС в онлайн-режиме обеспечивает открытость данных по самозанятым. Она предоставляет возможность проверить статус самозанятого за считанные секунды на сервисе https://npd.nalog.ru/check-status. Кроме того, разработаны и внедрены различные API обмена данными ФНС с банками и цифровыми платформами. С их помощью функционал приложения «Мой налог» можно интегрировать в другие программные продукты и сервисы, что еще больше упростит уплату НПД.

Тем не менее цифровое сопряжение баз данных и платформ ФНС пока остается недостаточным и требует дальнейшего развития.

Проводимый Федеральной налоговой службой мониторинг показал, что спецрежим оказался востребованным налогоплательщиками, ранее не уплачивавшими налоги. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), по состоянию на 09.09.2019 г. в качестве самозанятых зарегистрировалось более 195 тыс. человек; суммарный оборот составил 19,3 млрд руб., а сумма уплаченного налога за первые шесть налоговых периодов достигла 406 млн руб. [9].

Мониторинг применения налогового режима НПД показал, что около 50% налогоплательщиков (от зарегистрированных налогоплательщиков НПД) не декларировали свои доходы в 2018 г. и не уплачивали налоги и иные платежи, работая в теневом секторе экономики.

Таким образом, первые итоги эксперимента продемонстрировали, что данный налоговый режим обеспечил решение основной задачи его введения – создание стимулов для выхода людей из тени.

Изучив опыт работы по введению нового налогового режима, возможности по легализации самозанятых в условиях цифровой экономики и поступающих обращений от регионов с просьбами по представлению им права на участие в налоговом эксперименте, автором данной статьи и группой коллег внесен в Государственную Думу законопроект «О расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима – НПД», который предоставляет еще 19 регионам РФ возможность стать участниками эксперимента.

К середине 2020 г. количество самозанятых, по данным ФНС, увеличилось более чем на 660 тыс. человек, достигнув 1 млн [1]. В конце 2019 года таких было 330 тыс. человек. При этом у 82% зарегистрированных самозанятых не было официальных доходов от предпринимательской деятельности, а 42% самозанятых вообще не имели официальных доходов за год до постановки на налоговый учет. За время эксперимента с начала 2019 года самозанятые зарегистрировали доходы более чем на 130 млрд рублей и уплатили налоги на 3,5 млрд рублей [16].

Востребованность данного режима налогообложения объясняется тем, что он предоставляет самозанятым гражданам право легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме: это онлайн-регистрация, не требующая личного присутствия, отсутствие отчетности, ведение деятельности без контрольно-кассовой техники, размер налоговой ставки в 4% или 6% вместо 13% налога на доходы физических лиц. Выбравшие такой алгоритм освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении соответствующих доходов), а заодно и НДС (20%).

Если у самозанятого нет дохода, то он не платит налогов, не подвергается санкциям или проверкам. Режим прост и удобен в применении и позволяет легально вести бизнес и иметь доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность, что делает его особенно привлекательным для начинающих предпринимателей.

Введение налога на профессиональный доход имеет как положительные, так и отрицательные стороны как для самих самозанятых, так и для физических и юридических лиц, использующих их услуги. В частности, положительным аспектом для самозанятых является возможность брать кредиты в банках на основе официально подтвержденных доходов, заключать договоры, отстаивать свои права в суде, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – возможность принимать расходы к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль или по единому налогу. Отрицательным аспектом является возможное повышение стоимости товаров и услуг, связанное с необходимостью платить налог [14] (Skrug, 2019).

Несмотря на перечисленные преимущества, не все самозанятые готовы официально зарегистрироваться по причине недоверия к государству, нежелания «светиться» в налоговых органах.

Юридические лица опасаются сотрудничать с самозанятыми по причине отсутствия четких критериев, которые бы определили, в каком случае нужен трудовой договор, а в каком можно работать с самозанятым. Еще одна опасность для юридических лиц при сотрудничестве с самозанятым – это неожиданное для заказчика прекращение статуса плательщика НПД у самозанятого по причине превышения лимита дохода (2,4 млн рублей в год). ФНС рекомендует контрагентам самозанятого проверять его статус в специальном сервисе (https://npd.nalog.ru/check-status). Однако такая проверка не поможет, если на момент заключения договора такой статус у исполнителя был, а в процессе сделки он его утратил.

Тем не менее при существующих темпах вовлечения самозанятых граждан целевой показатель (2,4 млн самозанятых), который был установлен нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на 2024 год, может быть достигнут досрочно.

Перед началом эксперимента существовали опасения относительно возможных злоупотреблений специальным налоговым режимом. В частности, что работодатели будут оформлять своих сотрудников как самозанятых, снижая отчисления в ПФР и ФСС. Также были опасения, что часть индивидуальных предпринимателей могут перейти на более льготный режим налогообложения. Первые результаты эксперимента показали, что эти опасения не подтвердились. По данным ФНС, в первом полугодии 2020 года с самозанятыми сотрудничали 97 тыс. организаций, которые суммарно выплатили им более 30 млрд руб. При этом признаки возможных злоупотреблений были выявлены службой лишь в 1,8% случаев. В частности, подозрения возникают тогда, когда основной доход самозанятого поступает от одной организации или же она связана с предыдущими работодателями. В ФНС сообщили, что всего 254 компаний (менее 0,3%) имеют признаки перевода бывших сотрудников в самозанятые с использованием аффилированных компаний. В остальных случаях возможные нарушения связаны с попытками легализации «конвертной» схемы оплаты труда [8].

Существенная часть самозанятых все еще остается в «серой» зоне, в частности те, которые осуществляют свою деятельность в цифровом формате – например, через интернет-магазины или маркетплейсы, которые работают «втемную», указывая сторонние данные. Поскольку специальный налоговый режим не распространяется на самозанятых, осуществляющих перепродажу/реализацию товаров, стимулов для выхода из тени у них нет. Еще одной категорией самозанятых, которые находятся вне действия спецрежима, – это исполнители услуг, сопутствующих продаже товаров, например курьеры.

Рассмотрим, как менялся интерес интернет-пользователей к самозанятым на основе популярности соответствующих запросов в интернете за последние десять лет (рис. 1). Материалом для исследования послужили статистические данные сервиса Google Trends (https://trends.google.ru) о поисковых запросах, исходящих с территории России за 10 лет: с сентября 2011 года по сентябрь 2021 года.

Рисунок 1. Популярность запроса «самозанятые»

Источник: составлено автором по данным сервиса Google Trends.

Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю в таблице для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем.

Как видно из графика, популярность запроса «самозанятые» начала быстро расти в конце 2018 г., что было связано с ожидаемым введением налогового режима для самозанятых в четырех регионах. Максимального уровня популярность данного запроса достигла в январе 2020 г., когда к эксперименту по специальному налоговому режиму присоединились еще 19 регионов. В марте-апреле 2020 г. наблюдался некоторый спад, вызванный, вероятно, эпидемией Covid-19. После этого популярность вновь начала расти, поскольку вырос уровень безработицы и высвободившиеся работники перешли на самозанятость. Аналогичная картина наблюдалась и в динамике количества активных самозанятых. По данным ФТС, количество активных самозанятых сократилось в начале апреля на 15%, но уже к маю вернулось к докризисным цифрам. При этом самозанятые оказались более устойчивы к кризису по сравнению с классическим бизнесом [8]. Устойчивость самозанятых связана не только с их гибкостью, но и со своевременностью государственной поддержки, например с возвратом налога на доход, уплаченного в 2019 году в полном объеме.

С 1 июля 2020 года предоставлено право всем регионам самим вводить НПД, что должно значительно увеличить количество запросов по самозанятым среди интернет-пользователей.

Рассмотрим более подробно, какая информация, связанная с самозанятостью, больше всего интересует интернет-пользователей. Для анализа используем данные инструмента Яндекс.Wordstat (подбор слов) (https://wordstat.yandex.ru), который показывает количество запросов, включающих заданное слово или словосочетание, по всем регионам России за месяц на дату 23 сентября 2020 г. (табл. 1).

Таблица 1

Популярность запросов со словом «самозанятые»

Запрос
Количество показов в месяц
самозанять/самозанятые/самозанятый
585 589
самозанятый налог
76 666
самозанятый гражданин/самозанятые граждане
61 716
самозанятый 2020
61 600
самозанятый деятельность/самозанятая деятельность
31 284
самозанятый договор
31 098
+может ли самозанятый/+могут ли самозанятые
30 660
виды самозанятых/самозанятый виды
28 957
стал самозанятым
27 904
самозанятый виды деятельности/самозанятые виды деятельности
27 648
самозанятый ип/самозанятые ип
24 500
самозанятое лицо
23 808
+мой налог +для самозанятых
23 049
яндекс самозанятый
22 255
договор +с самозанятым
20 571
самозанятый виды деятельности 2020
17 584
кабинет самозанятого/кабинет самозанятый
17 512
самозанятый личный/самозанятые личный
17 103
услуги самозанятого/самозанятый услуги
16 816
личный кабинет самозанятого/личный кабинет самозанятый
16 513
самозанятый 2020 год
16 274
самозаняты яндекс такси
16 173
+как стать самозанятым/самозанятый +как стать
15 308
+как зарегистрироваться самозанятым/зарегистрироваться +как самозанятый
14 165
зарегистрироваться +как самозанятый
14 165
деятельность самозанятых граждан
14 147
регистрация самозанятого/самозанятый регистрация
13 918
самозанятый гражданин виды
13 873
самозанятые граждане виды
13 871
самозанятый гражданин виды деятельности
13 655
самозанятый сбербанк
13 602
самозанятый налог кабинет
12 232
Источник: составлено автором по данным поискового сервиса Яндекс.

В таблице 1 представлена статистика запросов на поисковом сервисе Яндекс, включающих слово «самозанятые». Цифры рядом с каждым запросом в результатах подбора слов дают предварительный прогноз числа показов в месяц, которое можно получить, выбрав этот запрос в качестве ключевого слова.

Как видно из таблицы 1, граждане недостаточно информированы о самозанятости. Их интересует, что такое самозанятость, как зарегистрироваться самозанятым, какие права и обязанности имеются у самозанятых, какими видами деятельности разрешено заниматься самозанятым.

По мнению автора, необходимо проводить образовательную работу с гражданами. Нужны программы, объясняющие, что такое самозанятость, как можно зарабатывать и как оформить статус самозанятого. В частности, необходимо донести до сведения граждан, что у них есть возможность зарабатывать на цифровых агрегаторах услуг C2C, и поощрять переобучение.

Таблица 2

Популярность запроса «самозанятые» по федеральным округам


Количество показов в месяц
Региональная популярность
Центральный федеральный округ, в т.ч.
240 015
125%
Москва и Московская область
185 942
142%
Приволжский федеральный округ, в т.ч.
95 534
100%
Республика Татарстан
17 545
135%
Нижегородская область
15 757
94%
Самарская область
12 877
116%
Республика Башкортостан
9 661
80%
Северо-Западный федеральный округ, в т.ч.
68 460
114%
Санкт-Петербург и Ленинградская область
49 530
122%
Южный федеральный округ, в т.ч.
47 006
105%
Краснодарский край
22 669
109%
Ростовская область
14 535
107%
Уральский федеральный округ, в т.ч.
42 606
91%
Свердловская область
20 718
95%
Челябинская область
10 228
93%
Сибирский федеральный округ, в т.ч.
42 604
78%
Новосибирская область
12 114
88%
Дальневосточный федеральный округ
14 131
77%
Северо-Кавказский федеральный округ
9 675
67%
Источник: составлено автором по данным поискового сервиса Яндекс.

В таблице 2 «Показов в месяц» – это абсолютное значение количества показов страниц по запросам из данного региона. «Региональная популярность» – это доля, которую занимает регион в показах по данному слову, деленная на долю всех показов результатов поиска, пришедшихся на этот регион. Если популярность более 100%, это означает, что в данном регионе существует повышенный интерес к этому слову, если меньше 100% – пониженный.

Как показывает таблица 2, интерес пользователей к самозанятости наиболее высок в ЦФО. Наибольшая популярность запроса «самозанятый» в абсолютных показателях наблюдается в Московской агломерации, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Краснодарском крае и Свердловской области. В относительных показателях – в Московской агломерации, Татарстане, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Похожий рейтинг регионов по относительной популярности демонстрируют и данные Google.Trends: Москва и Московская область, Татарстан, Ленинградская область, а также Курганская область.

Лидерство ЦФО, Москвы, Московской области и Татарстана в обоих рейтингах объясняется тем, что эксперимент по внедрению нового специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с 1 января 2019 года стартовал именно в этих регионах. По данным на сентябрь 2020 г. каждый третий российский самозанятый зарегистрирован в Москве [6].

Поскольку самозанятость наиболее развита в столице, необходимо уделить особое внимание стимулированию развития самозанятости в регионах.

Для развития самозанятости планируются новые меры государственной поддержки. В частности, разработан законопроект, предусматривающий дополнительные налоговые льготы для людей в возрасте до 18 лет, которые с 1 января 2021 года впервые зарегистрируются в качестве плательщиков НПД. Для них установленный для самозанятых основной налоговый вычет (10 тыс. руб.) будет увеличен на один МРОТ. Минэкономразвития разрабатывает законопроекты и подзаконные акты для введения возможности получать от государственных микрофинансовых организаций микрозаймы, доступ к аренде государственного имущества, предназначенного для малого и среднего предпринимательства, гарантии от региональных гарантийных организаций, меры поддержки по содействию в продвижении товаров и услуг, а также иные услуги, которые предоставляют центры «Мой бизнес».

Заключение

Стремительное развитие цифровизации привело к распространению таких нетипичных форм занятости, как фриланс. Значительная часть фрилансеров действовали в неформальном секторе экономики и не платили никаких налогов и социальных взносов со своего заработка.

Как показало исследование, введение специального налогового режима и упрощение порядка регистрации и администрирования налогов за счет использования современных цифровых технологий способствовали тому, что значительное количество фрилансеров зарегистрировались в качестве самозанятых. Одновременно выросла сумма налоговых поступлений.

Опасения относительно возможных злоупотреблений специальным налоговым режимом не подтвердились.

На основе изученных данных можно сделать вывод, что граждане недостаточно информированы о том, что такое самозанятость, как зарегистрироваться самозанятым, какие права и обязанности имеются у самозанятых и какими видами деятельности им разрешено заниматься.

Выявлено, что сейчас официальная самозанятость наиболее развита в столице. Одной из причин этого является более раннее введение специального налогового режима. Поэтому необходимо уделить особое внимание стимулированию легализации самозанятости в регионах, в которых данный режим был введен позже.

По мнению автора, необходимо проводить образовательную работу с гражданами. Нужны программы, объясняющие, что такое самозанятость, как можно зарабатывать самозанятым и как оформить этот статус.

Цифровое сопряжение баз данных, платформ с ФНС и т. д. пока остается недостаточным и требует дальнейшего развития.

Цифровые технологии позволяют повысить прозрачность деятельности самозанятых, улучшить качество бюджетного планирования и гарантировать стабильность поступления доходов в федеральные и региональные бюджеты.


Источники:

1. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (в редакции от 27.11.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977 (дата обращения: 30.10.2020).
2. Федеральный закон от 27.11.2018 № 551847-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (в редакции от 27.11.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=175861#011059909601354834 (дата обращения: 30.10.2020).
3. Федеральный закон от 27.11.2018 №423-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 27.11.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311971 (дата обращения: 30.10.2020).
4. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 27.11.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207915 (дата обращения: 26.09.2020).
5. В России зарегистрировались миллион самозанятых. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9998965.
6. Каждый третий российский самозанятый зарегистрирован в Москве. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/news/item/79700073.
7. Капранова Л.Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 2. – c. 58-69. – doi: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-58-69 .
8. Кому из самозанятых помогла пандемия и как способствовала росту сегмента. Plus.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/news/5f6b67497a8aa98add1103a6.
9. Налоговая аналитика. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы. [Электронный ресурс]. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
10. Николаева Д., Гришина Т. В России выявлено 40 самозанятых. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3299994.
11. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9998965.
12. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – № 1. – c. 60-85.
13. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
14. Скруг В.С. Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 532-552. – doi: 10.18334/et.6.1.40125.
15. Томашевский К.Л. Цифровизация и ее влияние на рынок труда и трудовые отношения (теоретический и сравнительно-правовой аспекты) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2020. – № 2. – c. 398-413. – doi: 10.21638/spbu14.2020.210.
16. ФНС сообщила о ₽130 млрд выведенных из тени доходов самозанятых. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/08/2020/5f479f9a9a7947f30cef78b0.

Страница обновлена: 11.11.2020 в 15:07:17