Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (53), Май 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Багаутдинова Н.Г. Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 5. – С. 17-22.
Аннотация:
Окончание. Начало в № 3 2004. В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM), которая может и должна быть положена в основу всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на нормах обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO).
Ключевые слова: всеобщее управление качеством, приведение гост к стандартам iso
Окончание. Начало в № 3/2004
В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM), которая может и должна быть положена в основу всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на нормах обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO).
На наш взгляд, объективными проявлениями сложной категории качества образования, инвариантными для любых стран, выступают:
‑ многоаспектность или многогранность качества;
‑ многоуровневость конечных результатов (качество знаний навыков и умений выпускников вузов, ПТУ, общеобразовательных школ);
‑ многосубъектность (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов; основные субъекты – это сами учащиеся и студенты, выпускники вузов и учреждений послевузовского образования, участники различных дополнительных образовательных программ; их родители; работодатели; общество в целом и государственные органы; исследователи системы образования);
‑ многокритериальность;
‑ полисинхронность – сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимается по-разному (выпускники в течение жизни, трудовой деятельности со временем переоценивают качество своего образования, ценность отдельных дисциплин и личностно-профессиональные характеристики преподавателей; общество и государство в зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в качестве и содержании образования и т.д.);
‑ неопределенность в его оценках (из-за высокого уровня субъективности оценки качества образования разными субъектами);
‑ инвариантность и вариативность – среди множества качеств образовательных систем, учебных заведений, их выпускников выделяются инвариантные (общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, направления подготовки, каждой специальности) и специфические (именно для определенной совокупности выпускников или образовательных систем).
Из изложенного следует, что особенно важно исследовать все аспекты качества образования, вести поиск компромиссов объективного (многоаспектности и многокритериальности, полисинхронности) и субъективного (в связи с множеством субъектов) характера.
Организация работ по внедрению принципов TQM в образовательном учреждении, как и на любых предприятиях промышленности или сферы услуг, должна включать следующие стадии:
1. Принятие высшим руководством образовательного учреждения решения о проведении работ по внедрению TQM–подхода в управление организацией.
Это предполагает определение всех проблем, которые могут возникнуть в организации и быть связаны с изменением организационной структуры, с затратами на управление качеством, его обеспечение и повышение (в сфере промышленности объём затрат составляет не менее 5-10 % от оборота предприятия), с подготовкой кадрового потенциала и т.д., а также осознание тех преимуществ, которые получит организация, и расчет сроков, в течение которых эти преимущества будут достигнуты.
2. Разработка стратегии всеобщего управления качеством в организации (определение политики, целей и задач организации, показателей качества).
3. Создание совета по качеству, возглавляемого руководителем организации, и назначение должностных лиц, ответственных за качество в организации и каждом подразделении.
4. Распространение информации среди всех работников коллектива о внедрении TQM-подхода в организации и тех преимуществах, которые будут получены после проведения всего комплекса работ.
5. Разработка систем нормативно-правового обеспечения, контроля и отчётности, информированности и ответственности.
6. Разработка руководства по качеству, методических рекомендаций по всем процессам организации, рабочих инструкций для каждого работника организации.
7. Реорганизация структуры управления с целью удаления всех барьеров между подразделениями в деятельности, относящейся к вопросам качества.
8. Выбор основных направлений (тем, проектов) для улучшения качества.
9. Формирование групп (команд) для совершенствования функциональных процессов.
В современных условиях вузы работают в среде повышенной конкурентной борьбы. Те из них, кто будет использовать принципы TQM, получат значительное преимущество перед конкурентами, так как вся система будет ориентирована непосредственно на потребителей услуг и те основные факторы, которые они оценивают: а) понимание потребностей общества и его требований; б) надежность; в) восприимчивость; г) конкурентоспособность; д) доступность; е) вежливость; ж) общение (коммуникация); з) авторитет; и) безопасность.
Реализация всех поставленных задач по внедрению TQM-подхода требует, в первую очередь, наличия квалифицированного персонала в самой организации и способности образовательных учреждений готовить кадровый потенциал для предприятий промышленности. То есть все должны работать как на внутренний (для образовательных учреждений), так и на внешний (для предприятий промышленности) рынок.
В настоящий момент многие организации образования и предприятия промышленности пытаются решать проблемы качества и сертификации. Достаточно успешно развиваются такие отраслевые программы, как «Индустрия образования», «Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов». Безусловно, указанный вопрос в силу масштабности своего содержания не может решаться на уровне отдельно взятого вуза. Требуются целенаправленные и скоординированные усилия государства, общества, высшей школы.
К сожалению, информации о всеобщем управлении качеством недостаточно, понимание его методов работниками вузов ограничено общими положениями, что ослабляет их усилия в деле сертификации систем управления качеством в соответствии с европейскими стандартами. Следует также признать, что без теоретических разработок в сфере управления качеством образования, без создания реальной инфраструктуры по обучению кадров эти шаги малоэффективны.
Итак, чтобы решить задачу повышения качества образования, необходимо его: а) спланировать; б) обеспечить в образовательном процессе; в) подтвердить.
Планирование, обеспечение и подтверждение качества – это традиционные задачи построения систем качества, оговариваемые нормами международных стандартов семейства ИСО 9000. В соответствии с этими стандартами под системой качества вуза понимается часть его системы управления, охватывающая ее наиболее важные функции. Действующий стандарт ИСО 9001 в редакции 1994 г. предусматривает не менее 20-ти таких основных функций или элементов качества.
Вот, какие направления могут, на наш взгляд, стать основой концепции вуза в области утверждения системы качества:
А. Система качества подразумевает постановку тех же задач, решать которые может эффективная система управления; она – не панацея, а одно из средств решения общей задачи повышения качества образования.
Б. Система качества – корпоративная система, успех внедрения которой напрямую зависит от вовлеченности в данный процесс всего коллектива сотрудников вуза
В. Основная цель создания системы – повышение эффективности деятельности вуза, поэтому важнейшей задачей является выбор критериев эффективности, их измерение и доведение результатов до всех участников процесса.
Подобный подход означает, что важнейшим документом создаваемой системы качества становится документ стратегического планирования деятельности вуза – концепция его развития. Эта концепция фактически является многоуровневой и включает:
‑ на верхнем уровне – концепцию развития вуза в целом и концепции развития основных направлений его деятельности: образовательной, научной и производственной;
‑ на среднем уровне – концепции развития факультетов вуза, создаваемые на основе документов верхнего уровня и конкретизирующие цели и задачи развития на уровне факультетов;
‑ на нижнем уровне – концепции развития подразделений вуза (кафедр, служб, отделов), конкретизирующие цели и задачи их развития.
Для поддержания на общественно значимом уровне качества инженерного образования необходимо разработать целостную систему поддержки качества инженерного образования, элементами которой должны стать:
‑ новое поколение государственных образовательных стандартов и разработанных на их основе образовательных стандартов вузовского уровня;
‑ система общественно-государственной аттестации образовательных учреждений инженерного профиля;
‑ система и технология аккредитации отечественных и зарубежных профессиональных объединений и специализированных агентств с целью разработки эффективных образовательных программ;
‑ система сертификации специалистов инженерного профиля (например, европейский преподаватель, инженер);
‑ система социальных и экономических стимулов для профессионального роста и повышения статуса инженера в обществе;
‑ активизация социокультурных факторов модернизации высшего технического образования;
‑ создание единой информационной образовательной среды вузов;
‑ система постоянного повышения квалификации и послевузовского инженерного образования.
В настоящее время идет процесс разработки подобной концепции в КГТУ им. А.Н. Туполева. В рамках ее подготовки формируются целевые установки системы качества вуза, устанавливаются принципы структурной, финансовой, кадровой политики и др. При этом важнейшим моментом разработки концепции рассматривается процесс трансформации технологий, методов и разработок вуза в области обеспечения качества для промышленных предприятий в образовательную сферу. Одновременно предусмотрено широкое использование технологии развертывания функций качества для решения задачи планирования качества, его обеспечения и подтверждения.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:21