Верхняя лимитная цена – комплексный показатель, характеризующий ценность продукции военного назначения

Подольский А.Г.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «46 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Подольский А.Г. Верхняя лимитная цена – комплексный показатель, характеризующий ценность продукции военного назначения // Экономика высокотехнологичных производств. – 2023. – Том 4. – № 3. – С. 197-204. – doi: 10.18334/evp.4.3.117377.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54765962

Аннотация:
В статье проведен анализ терминологической базы, касающейся ценности продукции как фактора формирования цены. Приведено авторское определение термина «верхняя лимитная цена» применительно к продукции военного назначения, раскрыто ее суть и содержание.

Ключевые слова: верхняя лимитная цена, потребительские свойства, продукция военного назначения, ценообразование, эффективность

JEL-классификация: D40, C31, H1

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На реализацию планируемых мероприятий, связанных с развитием продукции военного назначения (ПВН), направляются значительные финансовые ресурсы, которые следует расходовать эффективно. Важную роль в этом играет ценообразование, совершенствованию которого научным сообществом уделяется постоянное внимание. Проводятся научные конференции, разрабатываются новые нормативные правовые документы, направленные на повышение обоснованности цен и обеспечение баланса интересов государственного заказчика и организаций промышленности.

В качестве основного метода формирования прогнозной цены продукции военного назначения рассматривается затратный метод, обеспечивающий обоснованность затрат и удобство контроля расходования финансовых ресурсов государственным заказчиком. Однако данный метод не учитывает потребительские свойства продукции и их отличие от субститутов (заменителей), которыми для перспективной продукции выступают альтернативные перспективные (модернизированные) и существующие образцы ПВН.

Истоки затратного ценообразования уходят в трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется как сумма общественно необходимых затрат труда; затрат овеществленного труда (стоимость износа средств труда, потребленного сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий); оплата труда наемных работников и прибавочной стоимости [1].

Кроме затратного подхода к ценообразованию, реализованным в трудовой теории стоимости, в гражданском секторе экономики развивалась теория предельной полезности, наибольший вклад в формирование которой внесли австрийские ученые, Е. Бем-Баверк ввел понятия субъективной и объективной ценности [2].

Субъективная ценность товара находит отражение в личной оценке цены, которая дается потребителем и продавцом, а объективная ценность товара – ценой, формируемой рынком, на котором могут присутствовать товары с аналогичными потребительскими свойствами. Предельная полезность определяет максимально возможную цену, по которой потребитель, как правило, в условиях конкуренции, еще готов приобрести товар с полезными для него свойствами.

Наряду с приведенными понятиями в теории ценообразования на продукцию гражданского назначения используется понятие «экономическая ценность товара», под которой понимается цена лучшего из доступных потребителю товаров-аналогов одного функционального назначения (цена безразличия) плюс выраженная в денежном выражении «ценность отличий» для потребителя в лучшую сторону и минус выраженная в денежном выражении «ценность отличий» для потребителя в худшую сторону [3, 4].

Отрицательная ценность отличий имеет место в том случае, если выбранный товар обладает такими потребительскими свойствами по отношению к товару-аналогу, которые негативно оцениваются потребителем. Положительная ценность товара относительно товара-аналога возникает при улучшении важных для потребителя характеристик.

Определение отрицательной и положительной ценности отличий в денежном выражении связано с субъективной оценкой потенциальным потребителем потребительских свойств товаров.

Применительно к военному сектору экономики следует отметить следующее. Во-первых, трактовка цены образца-аналога (товара-аналога) как «цены безразличия» некорректна, так как его потребительские свойства (тактико-технические характеристики) ниже, чем у перспективного образца ПВН, а, следовательно, ни о каком «безразличии» не может быть и речи.

Во-вторых, сформированную экономическую ценность перспективного образца ПВН в результате учета положительных и отрицательных ценностей его отличий от образца-аналога, логично назвать максимально допустимой (приемлемой) ценой перспективного образца ПВН, так как положительная ценность его отличий, выраженная в стоимостном выражении, может быть значительно больше дополнительных издержек производителя, связанных с повышением качества этого образца.

Несмотря на то, что изложенный подход к ценообразованию в гражданском секторе экономики позволяет учитывать не только затратный, но и ценностной аспекты, он требует корректировки применительно к военному сектору экономики.

В военном секторе экономике, в котором, как правило, преобладает единственный исполнитель, необходимо иметь механизм, выполняющий роль рынка с совершенной конкуренцией в гражданском секторе экономики, когда имеется множество покупателей и продавцов, а предприниматель не испытывает никаких затруднений для входа на указанный рынок и выхода из него.

В основе механизма, выполняющего аналогичную функцию в военном секторе экономики, должен лежать ценностной метод ценообразования, учитывающий важные для заказчика потребительские свойства продукции.

При этом ценностной метод ценообразования не следует противопоставлять затратному. Он должен выполнять вспомогательную функцию, способствуя эффективному расходованию бюджетных средств.

В качестве показателя, позволяющего реализовать ценностный подход к ценообразованию в военном секторе экономики, выступает верхняя лимитная цена, характеризующая военно-экономическую ценность продукции. Под верхней лимитной ценой понимается такой объем затрат заказчика, превышение которого делает финансирование реализации мероприятия (закупку продукции) нерациональной с военно-экономической точки зрения (по критерию «эффект-затраты»).

Показатель «верхняя лимитная цена» может рассматриваться как индикатор, который ставит барьер на пути неэффективного использования бюджетных средств. Кроме того, он по сути идентичен сходному по смыслу термину «предельное значение цены государственного контракта». Так в пункте 43 постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 записано:

«Установление государственного контракта на поставку продукции, цена на которую является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены государственного контракта в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.

В государственных контрактах на поставку продукции с применением цены на продукцию, возмещающей издержки, в обязательном порядке устанавливается предельное значение цены государственного контракта и формула цены».

Однако ни расширенное толкование указанного показателя, ни метод (порядок) расчета предельного значения цены, ни инструкция по его использованию не были приведены в указанном нормативном правовом документе или ином инструктивно-методическом документе. В связи с этим актуальным является, во-первых, анализ терминов «предельное значение цены государственного контракта» и «верхняя лимитная цена» и сравнение их со сходными по своему смысловому содержанию и принятыми к использованию в рыночной экономике терминами, во-вторых, раскрытие сути методического подхода к определению военно-экономической ценности.

В Словаре русского языка [5] есть два сходных термина «лимит» и «лимитировать». В указанном словаре термин «лимит» трактуется как предельная норма, а «лимитировать» - как установить лимит чего-нибудь, ограничить.

В Большой экономической энциклопедии [6] имеется значительное количество сходных терминов:

«лимит цен» - предельно допустимый рост цен или падение цен в течение одной сессии на бирже;

«лимит страхового возмещения» - максимальный размер страхового возмещения по одному страховому случаю;

«лимит страхования» - максимальная денежная сумма, на которую страхователь может в данной компании застраховать жизнь, здоровье, материальные ценности.

Имеются также другие сходные термины, не носящие стоимостной характер – «лимит контрактов» и «лимит ответственности страховщика», суть которых состоит в установлении наибольшего числа фьючерсных контрактов … и максимально допустимой возможной ответственности страховщика … , соответственно.

В дополнение к указанным терминам в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре [7] приводятся:

«лимит бюджетных средств» - предельный объем прав на принятие получателем бюджетных средств денежных обязательств, оплачиваемых за счет бюджета;

«лимит кредитования» - предельные условия выдаваемого заемщику кредита;

«лимит кассовый» - сумма остатков наличных денег в кассах предприятий, организаций и учреждений;

«лимитизация» - фиксирование верхнего или нижнего пределов изменения цен на какие-либо товары.

Что касается понятия «предельное значение …», то в Словаре русского языка указанному понятию можно поставить в соответствие понятия «предел» и «предельный». В указанном словаре «предел» трактуется как пространственная или временная граница чего-нибудь или как последняя крайняя грань, степень чего-нибудь, а «предельный» - предел, крайний.

В Финансово-кредитном энциклопедическом словаре [7] раскрывается суть схожих терминов:

«предельные издержки» - максимальные переменные издержки, необходимые для производства каждой дополнительной единицы продукции;

«предельный доход» - максимальный доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции.

Анализ терминов, приведенных в справочной литературе, позволяет сделать следующие выводы:

1. Термины, начинающиеся со слов «предельные, предельный» используются для характеристики максимальных переменных издержек и максимального дохода, связанных, соответственно, с производством и продажей единицы продукции. Это не согласуется с содержанием термина «предельное значение цены государственного контракта».

2. Термин «верхняя лимитная цена» согласуется по своему смысловому содержанию с терминами, приведенными в Большой экономической энциклопедии и Финансово-кредитном энциклопедическом словаре, и поэтому его целесообразно использовать в нормативных правовых и инструктивно-методических документах по ценообразованию на продукцию военного назначения для характеристики военно-экономической ценности продукции.

Практическая важность работ по внедрению в практику отечественного ценообразования показателя «верхняя лимитная цена» подтверждается использованием в федеральных военных контрактах США параметра «верхний порог цены». Так, контракты с «фиксированной ценой и последующими уточнениями целевых показателей» (firm-fixed-price contract with successive targets) и с «разделением издержек или долевого участия» (cost-sharing contract) предусматривают на стадии переговоров определение параметра – «потолок цены» или «верхнего предела конечной цены контракта» [8].

Таким образом, актуальным также является дальнейшее развитие ценообразования в военном секторе экономики, которое должно быть направлено на учет потребительских свойств СТ, то есть применение наряду с затратным методом ценообразования ценностного метода, адаптированного к специфике указанной продукции, а также на разработку теоретических основ, методического обеспечения и экономико-математической модели формирования верхней лимитной цены в условиях неопределенности.


Источники:

1. Касьяненко Т.Г. и др. Цены и ценообразование:. / Учебник и практикум для СПО - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. – 437 c.
2. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. - Л., 1929.
3. Липсиц И.В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации). / Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. – 446 c.
4. Липсиц И.В. Ценообразование. Практикум. / Учебное пособие для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2017. – 336 c.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва: Издательство «Русский язык», 1981. – 861 c.
6. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. – 816 c.
7. Лаврушин О.И., Мельник М.В., Красавина Л.Н., Федотова М.А., Пинская М.Р., Салин В.Н., Баятова И.М., Горлова О.С., Маркина Е.В., Полякова О.А., Седова М.Л., Солянникова С.П. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 c.
8. Федорович В.А., Муравник В.Б., Бочкарев О.И. США: военная экономика (организация и управление). / Монография. - М.: Международные отношения, 2013. – 616 c.

Страница обновлена: 08.04.2024 в 10:43:19