Военно-экономический анализ стадий жизненного цикла высокотехнологичной продукции

Береговская Е.О., Шалина А.И., Красникова А.С.

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств
Том 3, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Береговская Е.О., Шалина А.И., Красникова А.С. Военно-экономический анализ стадий жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Экономика высокотехнологичных производств. – 2022. – Том 3. – № 1. – doi: 10.18334/evp.3.1.112260.



Введение

В эпоху современных межстрановых оппозиций и столкновений политических взглядов и интересов перед Российской Федерацией остро стоит вопрос о сохранении боеспособности армии, оружия и флота. Боеспособность наших внутренних сил определяется прежде всего достаточной оснащенностью образцами современного вооружения и военной техники. Во всех странах сегодня прослеживается чёткая систематика в производстве, хранении, эксплуатации оружия и взаимосвязь между исследованиями, грамотным распределением труда и производством высокотехнологичной продукции. Именно верное сочетание всех этих составляющих позволяет сохранять России лидирующие позиции в сфере вооружения. Однако в разумной организации разработки, внедрения, сопровождения и эксплуатации новейших образцов вооружения и военной техники традиционно имеются проблемы. Одна из них заключается в излишней дороговизне выпуска и сопровождения изделий [1].

В целях полноценного и эффективного информационного взаимодействия между разработчиками, производителями и эксплуатирующими вооружение, военную и специальную технику воинскими формированиями 7 мая 2012 г. Президентом был подписан Указ № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», где одним из пунктов ответственным лицам была поставлена задача создания системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники (СУПЖЦ ВВСТ) [2, 7].

Проблемы создания СУПЖЦ ВВСТ

Концепция разработки, внедрения и развития системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники в теории представляет собой единое управление полным жизненным циклом изделия, то есть: формирование технического задания, разработка и конструирование, выпуск, внедрение в войска, эксплуатация и ремонт, утилизация. Реализация данной концепции должна привести к рационализации использования ресурсов на каждом этапе, снижению издержек, соблюдению качества продукции, объемов и сроков поставки, оперативному исправлению недостатков и ремонту [9, 10, 18].

Анализ научно-практической литературы позволил выявить ряд проблем в области СУПЖЦ ВВСТ:

1. Каждый из головных исполнителей (создание, производство, ремонт) обеспечивают качество работ лишь на собственном этапе жизненного цикла (ЖЦ) и, как следствие, лишь за него и несут ответственность. В этой связи работы на отдельных стадиях ЖЦ зачастую слабо взаимосвязаны, приводят к ситуациям, когда ремонт изделия производят специалисты, не знакомые с самой концепцией функционирования и использования изделия;

2. Нормативно не проработан механизм, предписывающий предприятиям промышленности проводить сервисное обслуживание и ремонт ВВСТ;

3. В силу несовершенства способов объективного контроля за работой изделий практически у всех участников ЖЦ, входящих в кооперацию по производству изделий (кроме, пожалуй, собственно применяющих ВВСТ воинских формирований), отсутствует информация о реальных показателях расхода ресурсов, надежности, готовности, затратах на каждом этапе жизненного цикла изделия.

4. Не определен механизм достоверного расчета стоимости каждого этапа жизненного цикла изделия, от проектирования до утилизации, вследствие чего у заказчиков, органов военного управления отсутствует объективная информация о затратах на полный ЖЦ изделия, дающая возможность анализа и снижения уровня издержек;

5. В достаточной мере не отработаны методы определения влияния решений технического характера этапа проектирования и разработки на формирование стоимости полного жизненного цикла ВВСТ, на возможное качество изделий и их готовности [2, 5];

6. Полностью не переведена в электронный вид и не систематизирована в единую базу данных проектная, научная, эксплуатационная и техническая документация о существующих и разрабатываемых ВВСТ [6];

7. С течением времени при эксплуатации изделия некоторые узлы и агрегаты изделий ВВСТ могут исчезнуть из производства, что повлечет трудности в ремонте и замене неисправных агрегатов [14].

Военно-технические системы представляют собой особую категорию материальных товаров, срок службы которых характеризуется наличием мирной обстановки в мире по сравнению с категорией гражданских товаров общего пользования. Эволюция жизненного цикла определяется особыми характеристиками этих продуктов, их чрезвычайно высокой ценой и их общественной полезностью [3, 4]. Такая характеристика как «повторяемость» жизненного цикла в первую очередь связана с потребностью в обеспечении безопасности, которую обновленные технические системы могут обеспечить при экономически-финансовом выгодном балансе. Именно поэтому возникает ряд трудностей, с которыми не справляются даже опытные специалисты. «Спиральные» жизненные циклы продукции военного назначения представляют собой кривую жизни, которую ассимилировали некоторые производители солидных материальных товаров, обладающих превосходными результатами с экономической точки зрения. Хотя на первый взгляд такой подход не кажется очень выгодным, в краткосрочной и среднесрочной перспективе он может стать быстрым и выгодным решением для пользователя. Это решение идеально подходит для стран со средней экономической мощью, но с серьезными потребностями в безопасности, необходимыми для членства в НАТО, а также для сложной геополитической ситуации на данный момент.

Военный подход к концепции жизненного цикла продукта. Анализируя эволюцию жизненного цикла продуктов военного назначения (особенно тяжелого вооружения, брони или боевых самолетов), можно заметить, что существуют различия с продуктами гражданского назначения, а именно стадия «перезапуск» (с улучшением или модернизацией). Таким образом, для этих продуктов существует этап, который выглядит следующим образом (рис. 2).

Возникновение последней стадии «перезапуска» происходит, когда этот продукт считается морально или физически истощенным для конкретного пользователя, продукт прекращается для этого пользователя, но появляется потенциальный покупатель, который в силу определенных обстоятельств заинтересован в приобретении военно-технической системы по более низкой, но доступной цене. В соответствии с контрактами на закупку и модернизацию, заключенными между сторонами, эта техническая система обновляется, модернизируется / адаптируется к потребностям клиента, а затем доставляется ему как новый продукт в соответствии с контрактом (гарантийное и послегарантийное обслуживание, в дальнейшем доработки и т. д.). Американский взгляд на комплексную материально-техническую поддержку военно-технических систем, изложенный в Руководстве по операциям поддержки, утверждает, что этапы жизненного цикла продукции специального

Рисунок 1. Этапы жизненного цикла продукции военного назначения [5]

назначения следующие:

1. Этап определения (изучение концепции);

2. Демонстрация – этап валидации;

3. Этап проектирования и тестирования;

4. Этап производства и развертывания;

5. Этап эксплуатации (эксплуатации) и поддержки (обслуживания);

6. Стадия поэтапного отказа.

Подробный подход к этому жизненному циклу военных товаров включает в себя пятнадцать этапов:

1. Анализ (определение) необходимости производства технического продукта, определение назначения, формулирование функции и установление требований (спецификация);

2. Определение технического продукта и функциональный анализ, установление критериев и ресурсов исследования, проектирования и разработки;

3. Анализ возможных вариантов, возможных реализаций и выбор оптимальных;

4. Эскизный проект;

5. Оформление конструкторской документации;

6. Рабочий проект изделия;

7. Изготовление прототипа (функциональной модели);

8. Испытания прототипа и его оценка;

9. Подготовка производства;

10. Реализация нулевой серии, эксперименты в необходимых условиях и согласование;

11. Серийное производство и доставка бенефициарам;

12. Использование продуктов для бенефициаров и техническое обслуживание;

13. Выполнение работ по улучшению (модернизации);

14. снятие с эксплуатации;

15. Ревитализация (по желанию).

Продолжительность использования военной техники [15] ассоциируется с физическим сроком службы технической системы, который отличается от срока полезного использования, который всегда ниже. Физический срок службы также включает периоды времени, в течение которых техническая система находится в запасе или консервации, так что система фактически не используется. Срок полезного использования – это период времени, в течение которого предполагается использовать амортизируемый актив. Фаза использования – срок службы, который занимает самый продолжительный этап в жизненном цикле. Он может варьироваться от нескольких дней, недель или месяцев (боеприпасы, расходные материалы или взрывчатые вещества), до нескольких десятилетий (легкое или тяжелое вооружение, бронетранспортеры, транспортные средства, самолеты или корабли). Для последних очень остро стоит вопрос качества обслуживания, поскольку отсутствие этого качества может сократить срок службы в порядке, установленном действующим законодательством. Практический срок службы начинается с момента выхода военно-технической системы к производителю и завершается демонтажем (демилитаризацией, нейтрализацией или реабилитацией) в условиях, установленных нормативом. В связи с очень высокими затратами, эксплуатационной важностью и производимым эффектом, сохранение качественных характеристик этих продуктов специального назначения очень важно [16, 17]. В военной системе особое внимание уделяется оперативной классификации военно-технических систем для оценки того, какие из них находятся в рабочем состоянии (в ресурс) и которые недоступны (непригодны для использования в течение определенного периода времени) [8]. В жизненном цикле военно-технической системы (например, артиллерийского орудия) могут изменяться периоды эксплуатации и простоя в зависимости от ряда графических факторов.

Согласно графической ситуации, состояние военно-технических систем в основном зависит от [19]:

– квалификации персонала, который обслуживает, эксплуатирует или ремонтирует их;

– способа эксплуатации;

– способа планирования и выполнения работ по техническому обслуживанию;

– конструктивно-технических решений и материалов, используемых при производстве.

Что касается человеческого фактора, технический ресурс может поддерживаться в пределах, установленных проектом, путем обучения и специализации персонала в области знаний, эксплуатации, обслуживания, диагностики и ремонта технических систем [11, 12, 13, 20].

Завершающие стадии выпуска продукции, от создания прототипа до снятия с эксплуатации. Наиболее объективной оценкой надежности предприятия является проведение всестороннего независимого аудита его финансово-хозяйственной деятельности. В задачи аудита входит не только проверка достоверности бухгалтерской отчетности и экспертиза финансово-хозяйственного состояния, но и оценка платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности, оборачиваемости средств, производительности и фондовооруженности труда, а также доходности акций предприятия. В качестве исходных данных для проведения аудиторских проверок служат стандартные формы отчетности предприятия. Учитывая специфику требований к предприятиям-разработчикам и изготовителям ПВН можно выделить группу показателей, наиболее влияющих на надежность: экономическая устойчивость, состояние основных фондов, фондовооруженность труда, платежеспособность.

Заключение

В целом концепция жизненного цикла не нова. Первые упоминания можно отнести к 30-м годам прошлого века, а активно как отдельная область она стала изучаться 1960-х годах министерством обороны США. В период с 1970 до начала 1980 года модель жизненного цикла оставалась объектом изучения исключительно в военном секторе. Однако впоследствии она распространила свое влияние на сферу энергетики, нефтехимическую отрасль и железнодорожный транспорт. Сейчас модель жизненного цикла применяется при: – долгосрочном финансовом планировании; – анализе и оценке альтернативных вариантов (образцов); – идентификации факторов стоимости и обеспечения эффективности вложений; – оценке экономической целесообразности проекта (продукта); – оценке и анализе альтернативных стратегий использования, тестирования, применения продукта (образца); – оценке и анализе различных направлений замены, продления срока жизни или удаления устаревших элементов системы; – оптимизации распределения имеющихся ограниченных ресурсов в процессе разработки (совершенствования) продукта (образца); – оценке технико-экономических показателей продукта посредством проверочных (тестовых) испытаний. В рамках данной статьи были рассмотрены военно-экономические аспекты в процессе управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции.


Страница обновлена: 14.06.2021 в 18:34:58