Теоретические предпосылки формирования системы управления отходами отрасли растениеводства
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Введение. В течение нескольких последних десятилетий оптимальное использование материальных ресурсов, в том числе природного происхождения, становится неотъемлемой частью успешного ведения хозяйственной деятельности во всех производственных отраслях.
В «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [13], утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 176, указаны основные вызовы и угрозы в сфере обеспечения экологической безопасности, к которым, в частности можно отнести рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды.
К проблемам обеспечения экологической безопасности внутреннего характера относятся: увеличение объема образования отходов при низком уровне их утилизации, деградация почв, недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей среды.
Таким образом, разработка теоретических положений по формированию системы управления отходами отрасли растениеводства является актуальной и имеет высокую значимость как для экономики сельскохозяйственных организаций, так и для региональной экономики.
Целью исследования является обоснование необходимости применения системного подхода к вопросам обращения с отходами отрасли растениеводства и формирования системы управления ими.
Материалы и методы. На основании систематизации трудов ученых были определены основные теоретические подходы к формированию системы управления отходами отрасли растениеводства.
Основная часть. Согласно Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления», отходами производства и потребления считаются «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства» [14].
Россельхознадзор поясняет, что к органическим отходам растениеводства относятся: солома и ботва с полей, листья и ветви плодовых деревьев, шелуха от переработки готовой продукции и многое другое. Долю этих отходов используют для кормления сельскохозяйственных животных либо оставляют в полях для удобрения пашни. Большая часть отходов хранится на полигонах до их естественного разложения и преобразования в органическое удобрение.
В современной ситуации, когда экономика страны в целом, сельского хозяйства в частности, подвергается отрицательному внешнему воздействию, как никогда становится актуальным поиск и внедрение новых процессов и технологий, позволяющих повысить эффективность производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и выйти на новый уровень доходности и рентабельности [3].
Одним из важнейших элементов в решении этих задач является использование отходов производства, организация их повторного применения, в том числе при изготовлении новой, не связанной с основным профилем деятельности, продукции, сопутствующих товаров, создании условий для перехода на полное либо частичное самообеспечение всеми необходимыми для производственных процессов ресурсами [10].
Благодаря повторному использованию отходы могут выступать экономическим ресурсом как для сельскохозяйственной организации, так и для промышленных предприятий. При этом операции, связанные с утилизацией, переработкой (рециклингом) или захоронением отходов, требуют определенных затрат. Все это указывает на необходимость формирования системы управления отходами производства продукции растениеводства.
Сформировавшаяся в нашей стране система управления отходами ориентирована, главным образом, на обеспечение экологической безопасности, прежде всего за счет запретов, ограничений и штрафов, а не улучшения условий утилизации отходов и их повторного применения [9].
Все большее число развитых государств в качестве конечной цели развития системы управления данной отраслью указывают стремление к нулевому выходу отходов.
Lehmann S., Zaman A. U., Devlin J., Holyoak N. предложили несколько эффективных способов минимизации отходов:
1) прекратить захоронение отходов на мусорных полигонах;
2) усовершенствовать процесс рекуперации (извлечение полезных компонентов для их повторного применения) и рециркуляции с целью превращения отходов в ресурсы;
3) разработать эффективную технологию по увеличению рекуперации ресурсов и уменьшению захоронения отходов на полигонах;
4) повысить эффективность объектов по сортировке мусора [1].
Для защиты окружающей среды и здоровья человека Рамочная директива ЕС 2008/98/EC «Об отходах» преследует две ключевые цели: предотвращение и уменьшение негативных воздействий, вызываемых образованием и удалением отходов, и повышение эффективности использования ресурсов. Директива определяет «иерархию отходов», предложенную Адом Лансинком в 1979 г., которую должны применять государства-члены ЕС в управлении отходами [5]. Предотвращение, минимизация образования отходов и их повторное использование являются наиболее предпочтительными вариантами, за которыми следует переработка (включая компостирование), затем рекуперация энергии, а уничтожение отходов через свалки должно быть самым последним средством.
Однако, несмотря на то, что совершенствование системы управления отходами было признано Европейским Союзом одной из главных проблем в области охраны окружающей среды еще в 1999 г., правительство Российской Федерации обратило внимание на эту проблему только в 2014 г.
Система управления отходами в Российской Федерации, согласно Федеральному закону №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации…», отражает приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами, представленные на рисунке 1 [14].
Рисунок 1 – Система управления отходами в России (составлено автором по: [14])
Практика применения упомянутых направлений государственной политики в области обращения с отходами в основном ориентирована на формирование условий для уничтожения отходов (строительство мусоросжигающих заводов, мусоросортировочных комплексов) либо складирования и захоронения отходов (создание новых «мусорных» полигонов, приведение в соответствие новым требованиям порядка функционирования уже существующих).
Проблеме управления вторичными ресурсами посвящены научные труды известных отечественных и зарубежных ученых, в которых исследуются общетеоретические принципы и научно-методические подходы оценки эффективности переработки отходов с целью получения вторичного ресурса, основы организационно-экономического механизма управления отходами, аспекты мотивации субъектов хозяйствования в направлении извлечения ресурсов из отходов и их использования в народном хозяйстве. Это, прежде всего Балацкий О. Ф. [2], Бройде З. С. [3], Гирусов Э. В. [4], Назаренко А. В. [11], Щеткин Б. Н. [16], Шевченко Т. Н. [15] и др.
В результате проведенного исследования установлено, что одной из нерешенных задач на федеральном и региональном уровнях является создание такой системы управления отходами, которая позволила бы минимизировать количество захораниваемых отходов, максимально обеспечив при этом ресурсосбережение, повторное вовлечение в хозяйственный оборот отходов в качестве сырья и материалов, а также превращение отходов во вторичное сырье для изготовления новой продукции и получения энергии [11].
Таким образом, становится очевидным, что без научно-обоснованной, системной, учитывающей международный опыт государственной политики в области управления отходами в частности и охраны окружающей природной среды в целом создание отрасли утилизации отходов не представляется возможным [9].
В исследованиях, проводимых в последнее время, применительно к сельскому хозяйству и, в частности, к отрасли растениеводства не предлагалось системного подхода к изучению вопросов переработки отходов, поступающих от растениеводческой деятельности и государственного регулирования этим процессом.
Системный подход необходим для того, чтобы обеспечить логическую последовательность исследования отрасли переработки отходов растениеводства, как вновь создаваемой системы: ее формирующейся организационной структуры, качественных характеристик созданной структуры, а также позиционирования относительно внешней среды и способности изменяться в ней и изменять ее.
Сущность данного подхода состоит в создании и внедрении мало- и безотходных технологий, позволяющих комплексно и максимально извлекать все ценные компоненты сырья, превращая их в полезные продукты, а также исключать или уменьшать ущерб, наносимый окружающей среде в результате выбросов отходов производства в воздух, воду и почву [15].
Системный подход к модернизации системы управления отходами растениеводства определяет необходимость использования программно-целевого метода решения указанных проблем, так как они:
– носят комплексный характер: их решение, с одной стороны, определяется динамикой эколого-экономического развития региона, а с другой – влияет на нее;
– являются приоритетными при формировании муниципальных целевых программ, т.к. их решение позволяет улучшить финансовое состояние и инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных организаций, а также повысить качество жизни населения области.
– имеют межотраслевой характер и не могут быть решены без участия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований;
– не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют привлечения бюджетных средств.
Следует отметить, что чёткого понятия «система управления отходами» не установлено ни в одном законе, что делает затруднительным понимание сущности, так как не имеется четкого представления, что должно быть включено в данную сферу. Формирование представления, определение сущности и ключевых моментов происходит силами специалистов по окружающей среде, на основе специфики отрасли, финансовых возможностей предприятий и условий регионов.
Таким образом, проанализировав содержательные аспекты представленных дефиниций и концептуальные подходы к обращению с отходами, автором обобщено и представлено определение «система управления отходами».
Система управления отходами производства продукции растениеводства – это комплекс мероприятий организационно-экономического и нормативно-правового характера, направленных на экологически безопасное и максимально возможное извлечение ресурсов из отходов и их использование в хозяйственной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, а также на основании общих принципов построения систем управления, в сфере обращения с отходами растениеводства необходимо сформировать две следующие подсистемы:
1) управляющая, в которой субъектами управления являются органы государственного, регионального и муниципального управления, осуществляющие планирование, организацию, координацию, стимулирование и контроль процесса переработки отходов. Кроме того, субъектом управления осуществляется мониторинг образования отходов при производстве продукции растениеводства.
К элементам управляющей системы, кроме субъекта управления, относят методы и инструменты воздействия на объект управления, а также нормативно-правовое, научно-техническое, научно-методическое, информационное и финансовое обеспечение.
2) управляемая, представляющая собой объект управления, на который оказывает влияние управляющая система. В качестве объекта управляемой системы выступают хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с образованием и переработкой отходов отрасли растениеводства. К ним относятся:
– сельхозтоваропроизводители, занимающиеся выращиванием сельскохозяйственных культур;
– организации, осуществляющие разработку производства продуктов из вторичного сырья (диверсифицированного продукта), техники и технологий, материалов из которых они будут производиться;
– производители диверсифицированного продукта;
– потребители конечных продуктов (рисунок 2).
Данные субъекты экономической системы формируют рынок вторичных ресурсов. Их деятельность должна способствовать формированию спроса и предложения на:
– продукты, переработка которых технически возможна, экологически допустима и экономически целесообразна;
– вторичные ресурсы;
– продукты, произведенные с использованием вторичных ресурсов.
Изучение результатов зарубежных и отечественных исследований позволило установить, что переработка отходов, редко рассматривается во взаимодействии с сельским хозяйством (только в случае, если отдельные сельхозтоваропроизводители используют их как свою сырьевую базу), однако автор считает, что внедрение системы управления отходами в отрасль растениеводства может и должно стать драйвером развития не только отрасли сельского хозяйства, но и экономики региона через инновационные проекты, основанные на переработке вторичной продукции.
– методы и инструменты
воздействия на объект управления
– нормативно-правовое обеспечение – научно-техническое обеспечение – научно-методическое обеспечение – информационное обеспечение – финансовое обеспечение |
Механизм управления отходами растениеводства
|
Субъект управления
|
Цели и задачи управления отходами растениеводства
|
Внешняя среда
|
Система управления
Воздействия внешней среды
Непосредственные связи и взаимодействие элементов
Границы управляющей и управляемой подсистем
Обратные связи
Рисунок 2 – Модель системы управления отходами растениеводства (разработано автором)
На рынке продуктов произведенных с использованием отходов растениеводства пользуется спросом та продукция, в производстве которой заинтересован производитель. В связи с этим, спрос на разработку и производство таких продуктов будет формироваться посредством создания мотивации у производителя в их производстве. Эта мотивация может быть сформирована через непосредственное воздействие на производителя инструментов государственного регулирования.
Таким образом, производитель формирует предложение продуктов произведенных с использованием вторичного ресурса. Вместе с тем, для обеспечения эффективного использования отходов, будет недостаточно мотивировать только субъектов в области их переработки, необходимо использовать инструменты государственного регулирования по отношению к потребителям продуктов произведенных с использованием отходов. Поэтому для создания экономических стимулов, содействующих использованию отходов отрасли растениеводства, необходимо использовать организационно-экономический механизм, который согласовывает интересы субъектов экономической системы и органов государственного управления в области обращения с отходами. Такое взаимодействие является обоснованием создания нового формирования, как системы взаимосвязанных элементов, обладающей целостностью, структурностью и иерархичностью.
Мировой опыт свидетельствует, что для достижения высоких показателей в сфере обращения с отходами и их повторного использования необходимо использовать экономический инструментарий и методы прямого государственного регулирования.
Среди совокупности инструментов экономического стимулирования в сфере обращения с отходами как вторичными ресурсами наибольшее распространение получили [8, 9, 11]:
– льготное налогообложение предприятий, осуществляющих переработку вторичного сырья;
– кредитование предприятий, перерабатывающих вторичное сырье на льготных условиях;
– прямое финансирование программ научных исследований в области замены первичных материалов вторичными;
– целевые дотации на финансирование исследований в области рециркуляции ресурсов;
– субсидирование и предоставление дотаций предприятиям, осуществляющим переработку отходов;
– налоговый сбор с мусоросжигательных заводов;
– ускоренная амортизация основных фондов для предприятий, перерабатывающих отходы и др.
Свою эффективность показали инструменты прямого государственного регулирования, а именно:
– установление государством регламентированного уровня переработки отходов для регионов;
– запреты на размещение на свалке органических отходов, а также не прошедших переработку отходов и др.
Заключение. Обобщая сказанное, необходимо отметить, что система управления отходами производства продукции растениеводства по своей сути предполагает экологически безопасное извлечение ресурсоценных компонентов из отходов и их использование в производстве по более приоритетному направлению.
Также немаловажным аспектом, способствующим развитию циркулярной экономии отрасли растениеводства, является совершенствование системы управления отходами производства за счет разработки комплекса мероприятий организационно-экономического и нормативно-правового характера, направленных на экологически безопасное и максимально возможное извлечение ресурсов из отходов и их оптимальное использование в хозяйственной деятельности. Система управления отходами производства продукции растениеводства должна включать в себя методологический инструментарий системного и программно-целевого подхода, учитывающий сложившиеся в регионе тенденции формирования и утилизации отходов отрасли растениеводства.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 20:41:06