Неформальная занятость как элемент экономической угрозы современной России

Капитонова Н.В.1, Бочкарева И.В.1
1 Забайкальский государственный университет, Россия, Чита

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Капитонова Н.В., Бочкарева И.В. Неформальная занятость как элемент экономической угрозы современной России // Теневая экономика. – 2023. – Том 7. – № 1. – С. 41-54. – doi: 10.18334/tek.7.1.116971.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52252676
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье рассмотрены экономические угрозы современной России. Проанализирована динамика показателей безработицы: экономически активное население, занятые, безработные, уровень безработицы. Представлены причинами роста безработицы России. Проведена оценка неформальной занятости за 2012-2021 годы по таким показателям: численность занятых в неформальном секторе, их удельный вес от общей численности занятых. Рассмотрена численность человек занятых в неформальном секторе по половому признаку, уровню образования, видам экономической деятельности. В исследовании предложены меры необходимые по снижению неформальной занятости России.

Ключевые слова: экономические угрозы, экономически активное население, занятые, безработные, уровень безработицы, неформальная занятость

JEL-классификация: E24, J21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Большое внимание во всем мире уделяется вопросам изучения теневой экономики, существование которой признается научным миром. Абсолютно во всех экономических системах как показали исследования присутствуют теневые элементы, независимо от социально-экономического развития страны, уровня управления и т.д.

В управлении экономикой государства необходимо отслеживать макроэкономические процессы и вести оценку результатов экономической деятельности, а также учитывать масштабы теневой экономики [2].

Проблемы теневой деятельности хозяйствующих субъектов, тенденции развития, количественная оценка масштабов и структуры теневой экономики рассматриваются недостаточно, что подтверждается малым количеством исследований. Существующие методики оценки масштабов теневой деятельности носят субъективный характер и малоэффективны [4].

Экономические кризисы, возникающие в рыночной экономике, приводят к нестабильной ситуации в стране, и как следствие растет инфляция, увеличивается безработица, снижается качество жизни населения, растут налоги, приводит к росту теневого сектора экономика, который чаще всего проявляется в виде отмывания денежных средств, коррупции, уклонении от уплаты налогов.

При изучении теневой экономики необходимо учитывать теневую занятость, т.е. неформальную, которая является одной из основных угроз экономической безопасности стран, в том числе и для России [6]. Все данные явления присутствуют в экономике России и представлены автором в рамках ранее проводимых исследований [3,5,6,7].

Цель работы - рассмотреть экономические угрозы России, проанализировать показатели безработицы, неформальной занятости России.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть экономические угрозы современной России.

2. Провести анализ показателей безработицы за 2012- 2021 гг.

3. На базе статистических показателей сделать оценку неформальной занятости России за 2012- 2021 гг.

Основная часть

Основными экономическими угрозами России в 2022 году являются эпидемия коронавируса, постоянно растущая инфляция, а также международные санкции.

На фоне возникшей пандемии COVID-19 человечество переживает глобальный кризис системы экономики, который привел к катастрофическим последствиям экономик стран и является одной из экономический угроз.

В данный период времени множество российских компаний разорились из-за карантинных мер, произошло сокращение рабочих мест особенно пострадал малый бизнес, все это привело к увеличению безработицы. Для многих, наоборот, пандемия стала окном дополнительных возможностей - логистика, фармацевтика, производство товаров народного потребления.

Легализация трудовых ресурсов и снижение неформальной занятости является важной задачей и имеет значимую роль для всего населения страны. Немалое количество граждан РФ осуществляют различные виды экономической деятельности в экономике, однако не состоят в трудовых, гражданско-правовых отношениях, что приводит снижению собираемости налогов, нарушению трудовых прав работников в таких сферах как оплата труда, охрана труда, так и социальное и пенсионное обеспечение.

Проблема исследования неформальной занятости как социально-экономическое явление состоит в том, что невозможно провести реальную оценку ее показателей. Во-первых, трудовые права работников на защищается законом. Поэтому работники оказываются лишены социальных льгот и трудовых прав. Во-вторых, неформальная занятость для работников предпочтительней чем безработица и для населения служит фактором выживания.

Как было отмечено, на размер теневого сектора России влияют такие факторы как неэффективное государственное регулирование, значительный уровень налогообложения, высокий уровень безработицы и т.п. [6, 7,9, 14].

Безработица рассматривается как феномен в экономике, когда часть активного населения желает работать, но не имеют такой возможности. Основной путь решения безработицы является рост производства в стране, которое приведет к увеличению количества занятых в экономике.

По методологии МОТ показатель безработицы рассчитывается как отношение количества безработных к численности экономически активного населения (занятых плюс безработных).

Проведем оценку показателей безработицы в Российской Федерации (см. рис. 1-3).

Рисунок 1. Динамика структурных изменений активного населения и безработных в Российской Федерации

Источник: составлено автором по данным Росстата [13].

Рисунок 2. Статистика безработных в Российской Федерации

Источник: составлено автором по данным Росстата [13].

Экономически активного население России – это та часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, к их числу относят занятых и безработных граждан. За анализируемый период доля безработных в составе рабочей силы равна 5,5 %, в 2012 г. доля безработных составила 5,77% (4131 тыс. чел.), в 2021 г. уменьшилась до 5,06% - 3631тыс.чел., максимальные значения наблюдались в 2015 г. и 2020г., равны 5,89% и 6,12% соответственно.

Рисунок 3. Регистрируемая безработица в России

Источник: составлено автором по данным Росстата [13].

За исследуемый период безработица в среднем составила 5,2%. Низкий уровень безработицы наблюдался в 2019 гг. равен 4,6%, количество безработных составило 3465 тыс. чел., с 2015 по 2019 гг. наблюдалось уменьшение с 5,6% до 4,6%. Наибольшие показатели безработицы отмечались в 2015 году 4264 тыс. человек – 5.6%, 2020 году – 5,8% (4321 тыс. чел.).

В результате анализа в России наблюдается две точки роста безработицы 2015 и 2020 годы, причинами служат экономические кризисы:

1) валютный кризис, возникший в 2014-2015гг. из-за снижения цен на нефть на мировом рынке, что привело к уменьшению дохода бюджета, введение санкций против России в связи присоединения Крыма к России;

2) вызванный эпидемией COVID-19 и связанные с ней ограничительные меры экономический кризис в 2020 году. Уровень безработицы увеличился на 1,2 % с 2019 года и составил 5,8%.

В результате нестабильная экономика России, часто возникающие кризисы приводят к повышению уровня безработицы.

Многочисленные исследования показали отрицательную тенденцию в формировании неформальной занятости, т.к. происходит увеличение количества работников, занятых в неформальном секторе экономики страны [11].

На рисунке 4 представлен удельный вес неформально-занятых с 2012-2021 годы, который в среднем варьируется около 20% от общего числа занятых.

Рисунок 4. Процент занятых в неформальной экономике в России

Источник: составлено автором по данным Росстата [10].

Для оценки количества занятых в неформальном секторе рассмотрим их классификацию, представленную на рисунке 5.

Рисунок 5. Классификация населения занятых в неформальном секторе

Источник: составлено автором

Исследования показателей неформально-занятых в Российской Федерации представлены далее в работе (см. рис. 6-10) [10].

Рисунок 6. Количество неофициально занятых в РФ

Источник: составлено автором по данным Росстата [10].

Рисунок 7. Доля мужчин и женщин неформально-занятых в РФ

Источник: составлено автором по данным Росстата [10].

По исследованию специалистов РАНХиГС в 2020 году наблюдалось уменьшение неформальной занятости, проводились эффективные мероприятия по легализации работников, так как задача государства минимизировать неформальный сектор, поэтому уменьшились расходы домохозяйств на неформальные услуги и доля неофициально работающих понизилась до 20,5% [1].

Анализ показателей неформально-занятых выявил постепенный рост численности, который в среднем равняется 20%. За исследуемый период наибольшие значения наблюдались:

1) в 2015 г. – 14 млн. 827 тыс. человек, из которых доля женщин составляет 44,4%, мужчин 55,6%;

2) в 2019 г. на 27 тыс. человек меньше, чем в 2015 году, доля женщин 44,7%, мужчин 55,3%, общее количество работающих неофициально равно 14 млн. 800 тыс. человек.

По половому признаку за десять лет наблюдается преобладание в среднем доли мужчин на 10,6%, чем женщин от общей численности работающих неофициально. В 2021 году доля женщин составила 44,8% - 6млн.523 тыс. человек, мужчин 8 млн. 47 тыс. человек - 55,2%.

По уровню образования неформально-занятые классифицируются: лица, имеющие образование высшее (ВО), среднее профессиональное (СПО), среднее общее (СО), основное общее (ОО) и без образования.

Рисунок 8. Количество неофициально занятых по уровню образования в РФ

Источник: составлено автором по данным Росстата [10].

Рисунок 9. Численность неформально-занятых человек по уровню образования, в %.

Источник: составлено автором по данным Росстата [10].

Исследования показали, что в составе неофициально занятых большую долю имеют лица имеющие СПО, наименьшую лица без образования. Например, по убыванию показателей в 2012 году доля лица с СПО составили 44,6%, СО – 32,2%, ВО – 14,9%, ОО – 7,6%, лица без образования – 0,7%. В 2021 году произошло увеличение неформально-занятых: СПО - 47,2%, СО – 25,2%, ВО – 19,1%, ОО - 8%, лица без образования – 0,6%.

Рисунок 10. Доля неформально-занятых человек по видам экономической деятельности в РФ

Источник: составлено автором по данным Росстата [10].

Наибольшую долю неформально-занятых по видам экономической деятельности составляет оптовая и розничная торговля, а также ремонт транспортных средств и мотоциклов 30,7%, на втором месте сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство – 16%, третье обрабатывающее производство (10,7%), четвертое поделили строительство, транспортировка и хранение (по 10,5%).

На сегодняшний день в России по снижение неформальной занятости необходимы следующие меры, которые должны проводиться специалистами налоговой инспекции, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, центра занятости:

- выявление работодателей пользующиеся неформальными трудовыми отношениями;

- помощь в оформлении трудовых отношений, самозанятости;

- информированность населения, а также работодателей о последствиях неформальной занятости.

Выводы

Пандемия коронавируса, увеличение инфляция, международные санкции являются важнейшими экономическими угрозами России и отрицательно влияют на экономику страны.

Неформальная занятость является одним из элементов экономической угрозы национальной экономики, которая возникает при неэффективном государственном регулировании страны.

В данном исследовании наблюдалось два периода наибольшего роста безработицы, и роста количества занятых в неформальном секторе - 2015 и 2020 годы, причины связаны с экономическими кризисами, происходившими в данное время.

В оценке неформальной занятости отмечается отрицательная тенденция, увеличение количества неофициально работающих. Поэтому государству необходимо проводить мероприятия по вопросу противодействия «теневому» сектору, т.е. выявление фактов несоблюдения требований Трудового Кодекса РФ в области оформления трудовых отношений, выявление недобросовестных работодателей.


Источники:

1. Анализ некриминальной «теневой» экономической деятельности - 2020. Ranepa.ru. [Электронный ресурс]. URL: https//www.ranepa.ru (дата обращения: 16.11.2022).
2. Афанасьева А.О. Особенности теневой экономики в различных по уровню развития экономики группах стран // Научные записки молодых исследователей. – 2019. – № 3. – c. 74-82.
3. Бочкарева И.В., Капитонова Н.В. Индикаторы наличия и условия снижения теневого сектора в горнодобывающей отрасли Забайкальского края // Теневая экономика. – 2022. – № 3. – c. 121-134. – doi: 10.18334/tek.6.3.116307.
4. Буров В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства. Теневые экономические отношения субъектов малого предпринимательства и пути их легализации. Scipro.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://scipro.ru/wp-content/uploads/2016/08/Burov-V.Yu_.-Monograph.pdf (дата обращения: 17.12.2022).
5. Капитонова Н.В. Тенденции развития неформальной занятости в условиях пандемии // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 223-232. – doi: 10.18334/tek.5.3.113418.
6. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Тенденции развития теневой экономики современной России // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 9-18. – doi: 10.18334/tek.5.1.111962.
7. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Теневая экономика в условиях пандемии COVID-19 в России // Теневая экономика. – 2020. – № 4. – c. 193-204. – doi: 10.18334/tek.4.4.111865.
8. Кислощаев П.А. Прикладные аспекты оценки экономической безопасности региона (на примере Забайкальского края) // Теневая экономика. – 2021. – № 4. – c. 295-306. – doi: 10.18334/tek.5.4.113427.
9. Монич И.П. Неформальная занятость в России в условиях пандемии // Теневая экономика. – 2020. – № 4. – c. 205-212. – doi: 10.18334/tek.4.4.111848.
10. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022. / Статистический сборник. - M.: Росстат, 2022. – 151 c.
11. Вылкова Е.С., Гришин С.Е., Петрова И.В., Лабудин А.В., Наумов В.Н. и др. Россия и мир во время и после пандемии COVID-19: вызовы и возможности. / Коллективная монография. - СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. – 274 c.
12. Сарунова М.П., Стрелец Н.Е., Лиджиева З.Б. Неформальная занятость как угроза экономической безопасности России // Экономический рост: управление и организация: Материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора экономических наук, профессора З.Н. Босчаевой. Элиста, 2021. – c. 32-36.
13. Трудовые ресурсы, занятость и безработица. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 13.11.2022).
14. Тумунбаярова Ж.Б., Анциферова М.Д. Неформальная занятость: причины и факторы, определяющие ее уровень // Теневая экономика. – 2018. – № 4. – c. 139-149. – doi: 10.18334/tek.2.4.40935.

Страница обновлена: 16.02.2024 в 13:55:17