Алгоритм оценки потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений

Полуянов В.П.1
1 МГУТУ имени К.Г. Разумовского, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать:
Полуянов В.П. Алгоритм оценки потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений // Информатизация в цифровой экономике. – 2022. – Том 3. – № 2. – С. 91-102. – doi: 10.18334/ide.3.2.116806.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49850223

Аннотация:
В работе рассмотрены проблемы, связанные с оценкой потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений. Установлено, что на российском рынке программного обеспечения автоматизации управления персоналом имеются системы и продукты, предполагающие возможность управления мотивацией персонала. В основном, это «тяжелые» системы, предполагающие данные функциональные возможности в качестве сопутствующей или дополнительной функции. Однако современные решения могут стоить предприятиям достаточно дорого. В результате исследования обоснован вывод о том, что в настоящее время проблема оценки потребительских свойств программных комплексов связана в первую очередь с формированием адекватной и полной системы показателей потребительского качества программных систем. Обзор показал, что в условиях цифровизации современные корпоративные информационных системы должны и обладают рядом таких качеств, которые, с одной стороны, отличают их от автоматизированных информационных систем предприятия, а с другой – обеспечивают вполне конкретные требования рассматриваемой подсистеме. Предложена последовательность (этапов) работ по оценке потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений, включающая 4 этапа. Дано краткое описание работ каждого этапа и приведен алгоритм выполнения многомерного ранжирования программных систем по значению интегрального показателя потребительского качества.

Ключевые слова: потребительское качество программных продуктов, подсистемы мотивация персонала, оценка потребительского качества, интегральный показатель

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Управление мотиваций сотрудников и руководителей предприятий в условиях цифровизации предполагает автоматизацию сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и использования большого объема разнообразной информации, которая функционирует в рамках корпоративной информационной системы предприятия. Поэтому внедрение подобной системы предполагает разработку соответствующего инвестиционного проекта, предусматривающего вложения в корпоративную информационную систему. В связи с этим необходимы рассмотрение и проработка подходов к разработке и внедрению автоматизированной реализации методики управления мотивацией.

Вопросы адаптации корпоративной информационной системы предприятия к постоянно растущим потребностям управления в настоящее время достаточно широко обсуждаются исследователями и практиками. Решение данного вопроса предполагает соответствующий проект реорганизации уже имеющейся бизнес-архитектуры, ИТ-архитектуры, архитектуры данных, программной и информационной архитектуры, а также архитектуры управления ИТ-средой.

Целью данного исследования является разработка предложений по обоснованию выбора того или иного направления расширения функций корпоративной информационной системы предприятия за счет использования автоматизированной системы управления мотивацией руководителей подразделений.

Поставленная цель предполагает рассмотрение следующих вопросов:

1. Обзор рынка программных продуктов автоматизации расчета показателей мотивации для определения исходных предпосылок реализации программной и информационной части проекта.

2. Изучение методик и подходов к оценке потребительского качества программных систем, в результате чего возможно систематизировать и синхронизировать требования к программному обеспечению, с одной стороны, и потребительскому качеству программных продуктов, представленных на рынке, с другой стороны.

3. Проведение сравнительной оценки потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений для решения вопроса о системе критериев выбора того или иного варианта проектирования.

В качестве исходной базы для достижения поставленной цели использовались данные сайтов сети Интернет, публикации в научной печати, результаты собственных исследований.

Основная часть. Принято считать, что цифровизация, которую мы наблюдаем сейчас, существенным образом изменит и программы мотивации. Авторы [8] считают, что принципы бережливого производства должны найти свое отражение и при построении автоматизированных систем мотивации.

Обзор рынка программных продуктов автоматизации расчета показателей мотивации показал, что в представленных на отечественном рынке программных продуктах реализованы те или иные аспекты, характерные для информационного обеспечения автоматизации расчета показателей мотивации.

В целом алгоритмы расчета мотивации используются в системах управления персоналом (HRM – Human Resources Management), которые, в свою очередь, являются неотъемлемой частью современных корпоративных информационных систем. Как известно, в HRM-системах реализуются основные методы управления персоналом [1]: экономические (среди которых материальное стимулирование и санкции), организационно-распорядительные (в том числе применение средств принуждения), социально-психологические (среди которых мотивация и моральное поощрение).

Популярный сайт TADVISER (https://www.tadviser.ru/) в аналитическом обзоре по российскому рынку HRM указывает на устойчивую динамику его роста. Так, за 2018 г., к примеру, по итогам 2018 г. объем рынка составил 19,4 млрд руб. (рост 9%) [7]. Крупнейшими участниками рынка стали интеграторы «Молга Консалтинг», «Эвола», «Норбит» и вендоры ГК АВС (Solutions), Mirapolis и «Монолит-Инфо». Лидерами по количеству внедрений HRМ-систем являются 1С, «Компас», «Галактика», SAP и «БОСС. Кадровые системы», чей суммарный объем реализации превышает 76% в общем объеме HRM-проектов базы TAdviser [7].

В результате исследования установлено, что на российском рынке программного обеспечения автоматизации управления персоналом имеются системы и продукты, предполагающие возможность управления мотивацией персонала. В основном это «тяжелые» системы, предполагающие данные функциональный возможности в качестве сопутствующей или дополнительной функции. Однако современные решения могут стоить предприятиям достаточно дорого. Требуется изучение различных сторон, характеризующих потребительское качество той или иной системы, среди которых платформа, поддерживающая их, может стать критическим требованием.

Проблемы выбора программного обеспечения, обладающего сотнями различных характеристик потребительского качества, которые к тому же зачастую несопоставимы по перечню, не имеют информационных характеристик, а сама система показателей не обладает необходимой полнотой, рассматривалась в работах Г.Н. Хубаева [9–15] (Khubaev, 2016; Khubaev, 2017; Khubaev, 2016; Khubaev, 2018; Khubaev, 1998; Khubaev, 2019). Так, в [15] (Khubaev, 2019) предложен разработанный автором метод оптимизации системы показателей, на основании которого можно выполнить сравнительную оценку полноты, а также обосновать вариант его расширения. Причем это может быть применимо для любых видов деятельности.

Проведенное исследование показало, что в настоящее время проблема оценки потребительских свойств программных комплексов связана в первую очередь с формированием адекватной и полной системы показателей потребительского качества программных систем. Сложность решения данной задачи делает необходимым установление определенных требований к их составу и содержанию. Обзор показал, что в условиях цифровизации современные корпоративные информационных системы должны и обладают рядом таких качеств, которые, с одной стороны, отличают их от автоматизированных информационных систем предприятия, а с другой – обеспечивают вполне конкретные требования к рассматриваемой подсистеме. Среди требований, исходящих от конкретной корпоративной информационной системы можно выделить:

– система должна отвечать требованиям полноты;

– трудоемкость расчетов по оценке не должна существенным образом повышать стоимость самой системы;

– платформа построения корпоративной информационной системы обеспечит возможность функционирования рассматриваемой подсистемы;

– автоматизированная система расчета мотивации руководителей подразделений как одна из функций подсистемы управления персоналом предприятия в рамках корпоративной информационной системы должна соответствовать требованиям действующего национального законодательства.

По результатам проведенного исследования предложена следующая последовательность (этапов) работ по оценке потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений:

1. Этап 1. Получение перечня программного обеспечения, у которого задекларированы требуемые для реализации функции.

2. Этап 2. Составление наиболее адекватного и достаточно полного перечня показателей потребительского качества программных продуктов.

3. Этап 3. Оценка показателей построенного перечня для всех программных продуктов.

4. Этап 4. Многомерное ранжирование программного обеспечения по построенному перечню показателей.

Кратко рассмотрим содержание предложенных этапов.

Этап 1. В публикациях указывается, что наиболее важными при выборе программного обеспечения, расширяющего возможности корпоративной информационной системы, являются характеристики платформы, на которой она функционирует. Несмотря на то, что современные предприятия все в большем масштабе используют аутсорсинг (outer-source-using – привлечение ресурсов извне, задействование в работе предприятия для осуществления определенных функций), все еще нередко можно встретить коллектив разработчиков, самостоятельно проектирующих и изготавливающих корпоративные информационные системы или их отдельные подсистемы для нужд своего предприятия. Тем не менее современное состояние цифровизации делает данное явление все более экзотическим. В связи с этим вариант разработки программного обеспечения собственными силами не рассматривается. Не стоит отрицать возможность подготовки данной подсистемы в рамках применения инструментария той или иной платформы. В этом случае платформа должна получить соответствующую оценку, характеризующую потребительские качества корпоративной информационной системы.

Этап 2. В зависимости от состояния и характеристик корпоративной информационной системы предприятия определенная часть из представленных на рынке программ (систем, подсистем) не имеет права (возможности) использования в рамках требований корпоративной информационной системы и в дальнейшем не рассматривается. Для остальных применяется разработанный Хубаевым Г.Н. метод оптимизации системы показателей, на основании которого необходимо выполнить сравнительную оценку полноты, а также обосновать вариант расширения и дополнения указанной системы показателей. В любом случае данная система должна содержать показатели оценки платформы корпоративной информационной системы, возможность ее адаптации, необходимости корректировки информационной архитектуры предприятия.

Этап 3. Проводится оценка значений показателей построенной системы и строится матрица, размерность m*n (m – количество программных средств, предназначенных для осуществления процедуры отбора; n – количество показателей, по которым производится характеристика программных средств).

Этап 4. Выполняется многомерное ранжирование программного обеспечения по построенному перечню показателей. Алгоритмы многомерного ранжирования хорошо известны, и нередко ими пользуются исследователи, что отражено в различных публикациях. Так, в работе [4] (Poluyanov, 2019) подобный алгоритм был использован для ранжирования предприятий водоснабжения по уровню инвестиционной привлекательности (на примере Ростовской области); в [6] (Poluyanov, Poluyanov, 2019) – для ранжирования районов области по интегральному показателю оценки качества предоставленных услуг ЖКХ; в [5] (Poluyanov, Poluyanov, 2020) – в модели управления экономическими субъектами; в [3] (Poluyanov, 2021) – для ранжирования вузов Ростовской области по критерию эффективности их функционирования.

Предлагается использовать следующий алгоритм ранжирования. Для проведения расчетов используется матрица, построенная на этапе 3. Проводится нормализация исходных данных [2] (Poluyanov, Poluyanova, 2016):

. (1)

Рассчитываются средние значения по каждой из групп:

, (2)

где – количество показателей, представленных, соответственно, в каждой группе;

l – число групп.

Для расчета коэффициента, с помощью которого проводится оценка значимости каждой группы показателей, строится матрица парных корреляций:

(3)

где – веса, с которыми рассчитанная ранее многомерная средняя величина по каждой из представленных групп включается в интегрированный показатель;

– коэффициент парной корреляции, рассчитанный между многомерными средними величинами.

Интегральный показатель потребительского качества программного обеспечения рассчитывается по формуле:

, (4)

где , , , , – базисные индексы многомерных случайных величин по каждой группе.

Именно эти индексы и входят в интегральную оценку потребительского качества программных продуктов. Их ранжирование позволяет получить решение поставленной задачи.

Заключение. Рассмотрение проблем, связанных с оценкой потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений, позволило установить, что на российском рынке программного обеспечения автоматизации управления персоналом имеются системы и продукты, предполагающие возможность управления мотивацией персонала. В основном это «тяжелые» системы, предполагающие данные функциональные возможности в качестве сопутствующей или дополнительной функции. Однако современные решения могут стоить предприятиям достаточно дорого. Требуется изучение различных сторон, характеризующих потребительские качества той или иной системы, среди которых потребительские качества платформы, поддерживающей их, могут стать критическими требованиями.

Изложенный материал позволил сделать вывод о том, что в настоящее время проблема оценки потребительских свойств программных комплексов связана в первую очередь с формированием адекватной и полной системы показателей потребительского качества программных систем. Сложность решения данной задачи делает необходимым установление определенных требований к их составу и содержанию. Обзор показал, что в условиях цифровизации современные корпоративные информационные системы должны и обладают рядом таких качеств, которые, с одной стороны, отличают их от автоматизированных информационных систем предприятия, а с другой – обеспечивают вполне конкретные требования к рассматриваемой подсистеме. Среди требований, исходящих от конкретной корпоративной информационной системы, можно выделить следующие:

– система должна отвечать требованиям полноты;

– трудоемкость расчетов по оценке не должна существенным образом повышать стоимость самой системы;

– платформа построения корпоративной информационной системы должна обеспечить возможность функционирования рассматриваемой подсистемы;

– автоматизированная система расчета мотивации руководителей подразделений как одна из функций подсистемы управления персоналом предприятия в рамках корпоративной информационной системы должна соответствовать требованиям действующего национального законодательства.

Изложенный материал позволил предложить следующую последовательность (этапов) работ по оценке потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений:

Этап 1. Получение перечня программного обеспечения, у которого задекларированы требуемые для реализации функции.

Этап 2. Составление наиболее адекватного и достаточно полного перечня показателей потребительского качества программных продуктов.

Этап 3. Оценка показателей построенного перечня для всех программных продуктов.

Этап 4. Многомерное ранжирование программного обеспечения по построенному перечню показателей.

Дано краткое описание работ каждого этапа и приведен алгоритм выполнения многомерного ранжирования программных систем по значению интегрального показателя потребительского качества.


Источники:

1. HRM - управление персоналом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.it.ua/ru/knowledge-base/technology-innovation/human-resources-management-hrm (дата обращения: 27.03.2022).
2. Полуянов В.П., Полуянова Е.И. Оценка интегрального показателя здоровья населения Российской Федерации // Связь теории и практики научных исследований: сборник статей Международной научно - практической конференции (3 марта 2016 г, г. Саранск). В 2 ч. Ч.1. Уфа, 2016. – c. 155-159.
3. Полуянов В.П. Ранжирование ВУЗов Ростовской области по критерию эффективности их функционирования // Наука и общество - 2021. Материалы международной научной конференции. Под редакцией Н.Б. Осипян, И.В. Макаровой, М.И. Жбанниковой. Москва, 2021. – c. 244-249.
4. Полуянов В.П. Ранжирование предприятий водоснабжения по уровню инвестиционной привлекательности (на примере Ростовской области) // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2019. – № 4. – c. 105-114.
5. Полуянов В.П., Полуянов Е.В. Модель управления экономическими субъектами с использованием алгоритма многомерного ранжирования. Управление эффективной экономикой: проблемы и перспективы развития. / монография / [Е. П. Мельникова, О. И. Чорноус, и др.]; под ред. Е. П. Мельниковой, О. И. Чорноус. - Донецк: ГОУВПО «ДОННТУ», 2020, 2020.
6. Полуянов В.П., Полуянов Е.В. Ранжирование районов Ростовской области по показателю качества услуг ЖКХ // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2019. – № 11. – c. 122-137.
7. Российский рынок HRM-систем. [Электронный ресурс].
8. Современные системы мотивации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kpisuite.com/sovremennye-sistemy-motivacii/ (дата обращения: 27.03.2022).
9. Хубаев Г.Н. Алгоритмы классификации лиц, принимающих решения, по уровню профессиональных знаний и творческим способностям // Наука и мир. – 2016. – № 5. – c. 168-176.
10. Хубаев Г.Н. Метод интуитивно согласованного коллективного выбора лучшего решения // Материалы Российско-Китайского форума высоких технологий (Москва, Россия, 24-25 ноября 2017 г.). Москва, 2017.
11. Хубаев Г.Н. // Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 7. – c. 59-77. – url: http://www.bulletennauki.com/khubaev- 1.
12. Хубаев Г.Н. Проектирование объектов различного назначения: сравнительная оценка вариантов внешнего вида // Содружество (Научный российско-китайский журнал). – 2016. – № 7. – c. 76-80.
13. Хубаев Г.Н. Ранжирование объектов по множеству количественных показателей: универсальный алгоритм // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2018. – № 1. – c. 213-217.
14. Хубаев Г.Н. Сравнение сложных программных систем по уровню функциональной полноты // Программные продукты и системы (software systems). – 1998. – № 2. – c. 6-9.
15. Хубаев Г.Н. Универсальный метод оптимизации состава характеристик объектов // Бюллетень науки и практики. – 2019. – № 5. – c. 265-275. – doi: 10.33619/2414-2948/42/35..

Страница обновлена: 19.03.2024 в 04:26:30