The algorithm for assessing the consumer quality of the automated system for calculating the motivation of department managers
Poluyanov V.P.1
1 МГУТУ имени К.Г. Разумовского, Russia
Download PDF | Downloads: 16
Journal paper
Informatization in the Digital Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 3, Number 2 (April-June 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49850223
Abstract:
The paper considers the problems associated with the assessment of consumer quality of the automated system for calculating the motivation of heads of departments. It is established that there are systems and products on the Russian market of personnel management automation software that assume the possibility of personnel motivation management. Basically, these are "heavy" systems that assume these functionality as a companion or additional function. However, modern solutions can cost enterprises quite expensive.
As a result of the study, the conclusion is substantiated that at present the problem of assessing the consumer properties of software systems is primarily associated with the formation of an adequate and complete system of indicators of the consumer quality of software systems. The review showed that in the conditions of digitalization, modern corporate information systems should and have a number of qualities that, on the one hand, distinguish them from automated enterprise information systems, and on the other hand, provide quite specific requirements for the subsystem in question.
A sequence (stages) of work on assessing the consumer quality of an automated system for calculating the motivation of heads of departments, including 4 stages, is proposed. A brief description of the work of each stage is given and an algorithm for performing multidimensional ranking of software systems by the value of the integral indicator of consumer quality is given.
Keywords: consumer quality of software products, personnel motivation subsystems, consumer quality assessment, integral indicator
Введение. Управление мотиваций сотрудников и руководителей предприятий в условиях цифровизации предполагает автоматизацию сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и использования большого объема разнообразной информации, которая функционирует в рамках корпоративной информационной системы предприятия. Поэтому внедрение подобной системы предполагает разработку соответствующего инвестиционного проекта, предусматривающего вложения в корпоративную информационную систему. В связи с этим необходимы рассмотрение и проработка подходов к разработке и внедрению автоматизированной реализации методики управления мотивацией.
Вопросы адаптации корпоративной информационной системы предприятия к постоянно растущим потребностям управления в настоящее время достаточно широко обсуждаются исследователями и практиками. Решение данного вопроса предполагает соответствующий проект реорганизации уже имеющейся бизнес-архитектуры, ИТ-архитектуры, архитектуры данных, программной и информационной архитектуры, а также архитектуры управления ИТ-средой.
Целью данного исследования является разработка предложений по обоснованию выбора того или иного направления расширения функций корпоративной информационной системы предприятия за счет использования автоматизированной системы управления мотивацией руководителей подразделений.
Поставленная цель предполагает рассмотрение следующих вопросов:
1. Обзор рынка программных продуктов автоматизации расчета показателей мотивации для определения исходных предпосылок реализации программной и информационной части проекта.
2. Изучение методик и подходов к оценке потребительского качества программных систем, в результате чего возможно систематизировать и синхронизировать требования к программному обеспечению, с одной стороны, и потребительскому качеству программных продуктов, представленных на рынке, с другой стороны.
3. Проведение сравнительной оценки потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений для решения вопроса о системе критериев выбора того или иного варианта проектирования.
В качестве исходной базы для достижения поставленной цели использовались данные сайтов сети Интернет, публикации в научной печати, результаты собственных исследований.
Основная часть. Принято считать, что цифровизация, которую мы наблюдаем сейчас, существенным образом изменит и программы мотивации. Авторы [8] считают, что принципы бережливого производства должны найти свое отражение и при построении автоматизированных систем мотивации.
Обзор рынка программных продуктов автоматизации расчета показателей мотивации показал, что в представленных на отечественном рынке программных продуктах реализованы те или иные аспекты, характерные для информационного обеспечения автоматизации расчета показателей мотивации.
В целом алгоритмы расчета мотивации используются в системах управления персоналом (HRM – Human Resources Management), которые, в свою очередь, являются неотъемлемой частью современных корпоративных информационных систем. Как известно, в HRM-системах реализуются основные методы управления персоналом [1]: экономические (среди которых материальное стимулирование и санкции), организационно-распорядительные (в том числе применение средств принуждения), социально-психологические (среди которых мотивация и моральное поощрение).
Популярный сайт TADVISER (https://www.tadviser.ru/) в аналитическом обзоре по российскому рынку HRM указывает на устойчивую динамику его роста. Так, за 2018 г., к примеру, по итогам 2018 г. объем рынка составил 19,4 млрд руб. (рост 9%) [7]. Крупнейшими участниками рынка стали интеграторы «Молга Консалтинг», «Эвола», «Норбит» и вендоры ГК АВС (Solutions), Mirapolis и «Монолит-Инфо». Лидерами по количеству внедрений HRМ-систем являются 1С, «Компас», «Галактика», SAP и «БОСС. Кадровые системы», чей суммарный объем реализации превышает 76% в общем объеме HRM-проектов базы TAdviser [7].
В результате исследования установлено, что на российском рынке программного обеспечения автоматизации управления персоналом имеются системы и продукты, предполагающие возможность управления мотивацией персонала. В основном это «тяжелые» системы, предполагающие данные функциональный возможности в качестве сопутствующей или дополнительной функции. Однако современные решения могут стоить предприятиям достаточно дорого. Требуется изучение различных сторон, характеризующих потребительское качество той или иной системы, среди которых платформа, поддерживающая их, может стать критическим требованием.
Проблемы выбора программного обеспечения, обладающего сотнями различных характеристик потребительского качества, которые к тому же зачастую несопоставимы по перечню, не имеют информационных характеристик, а сама система показателей не обладает необходимой полнотой, рассматривалась в работах Г.Н. Хубаева [9–15] (Khubaev, 2016; Khubaev, 2017; Khubaev, 2016; Khubaev, 2018; Khubaev, 1998; Khubaev, 2019). Так, в [15] (Khubaev, 2019) предложен разработанный автором метод оптимизации системы показателей, на основании которого можно выполнить сравнительную оценку полноты, а также обосновать вариант его расширения. Причем это может быть применимо для любых видов деятельности.
Проведенное исследование показало, что в настоящее время проблема оценки потребительских свойств программных комплексов связана в первую очередь с формированием адекватной и полной системы показателей потребительского качества программных систем. Сложность решения данной задачи делает необходимым установление определенных требований к их составу и содержанию. Обзор показал, что в условиях цифровизации современные корпоративные информационных системы должны и обладают рядом таких качеств, которые, с одной стороны, отличают их от автоматизированных информационных систем предприятия, а с другой – обеспечивают вполне конкретные требования к рассматриваемой подсистеме. Среди требований, исходящих от конкретной корпоративной информационной системы можно выделить:
– система должна отвечать требованиям полноты;
– трудоемкость расчетов по оценке не должна существенным образом повышать стоимость самой системы;
– платформа построения корпоративной информационной системы обеспечит возможность функционирования рассматриваемой подсистемы;
– автоматизированная система расчета мотивации руководителей подразделений как одна из функций подсистемы управления персоналом предприятия в рамках корпоративной информационной системы должна соответствовать требованиям действующего национального законодательства.
По результатам проведенного исследования предложена следующая последовательность (этапов) работ по оценке потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений:
1. Этап 1. Получение перечня программного обеспечения, у которого задекларированы требуемые для реализации функции.
2. Этап 2. Составление наиболее адекватного и достаточно полного перечня показателей потребительского качества программных продуктов.
3. Этап 3. Оценка показателей построенного перечня для всех программных продуктов.
4. Этап 4. Многомерное ранжирование программного обеспечения по построенному перечню показателей.
Кратко рассмотрим содержание предложенных этапов.
Этап 1. В публикациях указывается, что наиболее важными при выборе программного обеспечения, расширяющего возможности корпоративной информационной системы, являются характеристики платформы, на которой она функционирует. Несмотря на то, что современные предприятия все в большем масштабе используют аутсорсинг (outer-source-using – привлечение ресурсов извне, задействование в работе предприятия для осуществления определенных функций), все еще нередко можно встретить коллектив разработчиков, самостоятельно проектирующих и изготавливающих корпоративные информационные системы или их отдельные подсистемы для нужд своего предприятия. Тем не менее современное состояние цифровизации делает данное явление все более экзотическим. В связи с этим вариант разработки программного обеспечения собственными силами не рассматривается. Не стоит отрицать возможность подготовки данной подсистемы в рамках применения инструментария той или иной платформы. В этом случае платформа должна получить соответствующую оценку, характеризующую потребительские качества корпоративной информационной системы.
Этап 2. В зависимости от состояния и характеристик корпоративной информационной системы предприятия определенная часть из представленных на рынке программ (систем, подсистем) не имеет права (возможности) использования в рамках требований корпоративной информационной системы и в дальнейшем не рассматривается. Для остальных применяется разработанный Хубаевым Г.Н. метод оптимизации системы показателей, на основании которого необходимо выполнить сравнительную оценку полноты, а также обосновать вариант расширения и дополнения указанной системы показателей. В любом случае данная система должна содержать показатели оценки платформы корпоративной информационной системы, возможность ее адаптации, необходимости корректировки информационной архитектуры предприятия.
Этап 3. Проводится оценка значений показателей построенной системы и строится матрица, размерность m*n (m – количество программных средств, предназначенных для осуществления процедуры отбора; n – количество показателей, по которым производится характеристика программных средств).
Этап 4. Выполняется многомерное ранжирование программного обеспечения по построенному перечню показателей. Алгоритмы многомерного ранжирования хорошо известны, и нередко ими пользуются исследователи, что отражено в различных публикациях. Так, в работе [4] (Poluyanov, 2019) подобный алгоритм был использован для ранжирования предприятий водоснабжения по уровню инвестиционной привлекательности (на примере Ростовской области); в [6] (Poluyanov, Poluyanov, 2019) – для ранжирования районов области по интегральному показателю оценки качества предоставленных услуг ЖКХ; в [5] (Poluyanov, Poluyanov, 2020) – в модели управления экономическими субъектами; в [3] (Poluyanov, 2021) – для ранжирования вузов Ростовской области по критерию эффективности их функционирования.
Предлагается использовать следующий алгоритм ранжирования. Для проведения расчетов используется матрица, построенная на этапе 3. Проводится нормализация исходных данных [2] (Poluyanov, Poluyanova, 2016):
. (1)
Рассчитываются средние значения по каждой из групп:
, (2)
где –
количество показателей, представленных, соответственно, в каждой группе;
l – число групп.
Для расчета коэффициента, с помощью которого проводится оценка значимости каждой группы показателей, строится матрица парных корреляций:
(3)
где –
веса, с которыми рассчитанная ранее многомерная средняя величина по каждой из представленных
групп включается в интегрированный показатель;
–
коэффициент парной корреляции, рассчитанный между многомерными средними величинами.
Интегральный показатель потребительского качества программного обеспечения рассчитывается по формуле:
, (4)
где ,
,
,
,
–
базисные индексы многомерных случайных величин по каждой группе.
Именно эти индексы и входят в интегральную оценку потребительского качества программных продуктов. Их ранжирование позволяет получить решение поставленной задачи.
Заключение. Рассмотрение проблем, связанных с оценкой потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений, позволило установить, что на российском рынке программного обеспечения автоматизации управления персоналом имеются системы и продукты, предполагающие возможность управления мотивацией персонала. В основном это «тяжелые» системы, предполагающие данные функциональные возможности в качестве сопутствующей или дополнительной функции. Однако современные решения могут стоить предприятиям достаточно дорого. Требуется изучение различных сторон, характеризующих потребительские качества той или иной системы, среди которых потребительские качества платформы, поддерживающей их, могут стать критическими требованиями.
Изложенный материал позволил сделать вывод о том, что в настоящее время проблема оценки потребительских свойств программных комплексов связана в первую очередь с формированием адекватной и полной системы показателей потребительского качества программных систем. Сложность решения данной задачи делает необходимым установление определенных требований к их составу и содержанию. Обзор показал, что в условиях цифровизации современные корпоративные информационные системы должны и обладают рядом таких качеств, которые, с одной стороны, отличают их от автоматизированных информационных систем предприятия, а с другой – обеспечивают вполне конкретные требования к рассматриваемой подсистеме. Среди требований, исходящих от конкретной корпоративной информационной системы, можно выделить следующие:
– система должна отвечать требованиям полноты;
– трудоемкость расчетов по оценке не должна существенным образом повышать стоимость самой системы;
– платформа построения корпоративной информационной системы должна обеспечить возможность функционирования рассматриваемой подсистемы;
– автоматизированная система расчета мотивации руководителей подразделений как одна из функций подсистемы управления персоналом предприятия в рамках корпоративной информационной системы должна соответствовать требованиям действующего национального законодательства.
Изложенный материал позволил предложить следующую последовательность (этапов) работ по оценке потребительского качества автоматизированной системы расчета мотивации руководителей подразделений:
Этап 1. Получение перечня программного обеспечения, у которого задекларированы требуемые для реализации функции.
Этап 2. Составление наиболее адекватного и достаточно полного перечня показателей потребительского качества программных продуктов.
Этап 3. Оценка показателей построенного перечня для всех программных продуктов.
Этап 4. Многомерное ранжирование программного обеспечения по построенному перечню показателей.
Дано краткое описание работ каждого этапа и приведен алгоритм выполнения многомерного ранжирования программных систем по значению интегрального показателя потребительского качества.
References:
Khubaev G.N. (1998). Sravnenie slozhnyh programmnyh sistem po urovnyu funktsionalnoy polnoty [Comparison of complex software systems by the level of functional completeness]. Programmnye produkty i sistemy (software systems). (2). 6-9. (in Russian).
Khubaev G.N. (2016). Algoritmy klassifikatsii lits, prinimayushchikh resheniya, po urovnyu professionalnyh znaniy i tvorcheskim sposobnostyam [Algorithms for classifying decision makers according to the level of professional knowledge and creative abilities]. Science and world. (5). 168-176. (in Russian).
Khubaev G.N. (2016). Proektirovanie obektov razlichnogo naznacheniya: sravnitelnaya otsenka variantov vneshnego vida [Design of objects for various purposes: comparative assessment of appearance options]. Sodruzhestvo (Nauchnyy rossiysko-kitayskiy zhurnal). 8 (7). 76-80. (in Russian).
Khubaev G.N. (2017). Metody formirovaniya soglasovannogo kollektivnogo vybora v protsesse ekspertizy (na primere ranzhirovaniya slozhnyh problem) [Methods of forming a coordinated collective choice in the examination process (by the example of ranking complex problems)]. Byulleten nauki i praktiki. (7). 59-77. (in Russian).
Khubaev G.N. (2017). Metod intuitivno soglasovannogo kollektivnogo vybora luchshego resheniya [The method of intuitively coordinated collective choice of the best decisions] Materials of the Russian-Chinese High Technology Forum (Moscow, Russia, November 24-25, 2017). (in Russian).
Khubaev G.N. (2018). Ranzhirovanie obektov po mnozhestvu kolichestvennyh pokazateley: universalnyy algoritm [Ranking of objects by a set of quantitative indicators: a universal algorithm]. RISK: Resources, information, supply, competition. (1). 213-217. (in Russian).
Khubaev G.N. (2019). Universalnyy metod optimizatsii sostava kharakteristik obektov [A universal method for optimizing the composition of the characteristics of objects]. Byulleten nauki i praktiki. 5 (5). 265-275. (in Russian). doi: 10.33619/2414-2948/42/35..
Poluyanov V.P. (2019). Ranzhirovanie predpriyatiy vodosnabzheniya po urovnyu investitsionnoy privlekatelnosti (na primere Rostovskoy oblasti) [Ranking of water supply enterprises by the level of investment attractiveness (on the example of the Rostov region)]. Aktualnye problemy ekonomiki i menedzhmenta. (4). 105-114. (in Russian).
Poluyanov V.P. (2021). Ranzhirovanie VUZov Rostovskoy oblasti po kriteriyu effektivnosti ikh funktsionirovaniya [Ranking of universities of the Rostov region according to the criterion of the effectiveness of their functioning] Science and Society - 2021. Materials of the international scientific conference. Edited by N.B. Osipyan, I.V. Makarova, M.I. Zhbannikova. 244-249. (in Russian).
Poluyanov V.P., Poluyanov E.V. (2019). Ranzhirovanie rayonov Rostovskoy oblasti po pokazatelyu kachestva uslug ZhKKh [Ranking of districts of the Rostov region in terms of the quality of housing and communal services]. Regional problems of transforming the economy. (11). 122-137. (in Russian).
Poluyanov V.P., Poluyanov E.V. (2020). Model upravleniya ekonomicheskimi subektami s ispolzovaniem algoritma mnogomernogo ranzhirovaniya. Upravlenie effektivnoy ekonomikoy: problemy i perspektivy razvitiya [A management model of economic entities using a multidimensional ranking algorithm. Managing an efficient economy: problems and prospects of development] Donetsk: GOUVPO «DONNTU». (in Russian).
Poluyanov V.P., Poluyanova E.I. (2016). Otsenka integralnogo pokazatelya zdorovya naseleniya Rossiyskoy Federatsii [Assessment of the integral indicator of the health of the population of the Russian Federation] Connection of theory and practice of scientific research: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (March 3, 2016, Saransk). At 2 h. h.1. 155-159. (in Russian).
Страница обновлена: 24.04.2025 в 10:40:52