Modern staff potential of agricultural organizations

Zinich L.V.1, Kuznetsova N.A.2
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Russia
2 Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина, Russia

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 1 (January-March 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50350289
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
Currently, both the range of agricultural enterprises using certain elements of digital technologies and the range of digital devices used in the industry are expanding. Therefore, there is an increasing need for the training of qualified managerial personnel to perform various types of work in the digital segment of the economy, the development of vocational training and retraining, the acquisition of new competencies and advanced training of employees in modern organizations. An assessment of the readiness of young specialists to receive and develop digital competencies in the conditions of digitalisation of the agro-industrial complex was carried out. The key actors of human capital development are identified; and the mechanism of formation and use of human capital in the conditions of digitalisation of agricultural organizations is revealed. The results obtained can be used in the development of regional programs to improve the quality of staffing in the regional agro-industrial complex, in the work of recruitment services of enterprises and district departments of agriculture, agricultural education institutions that form educational programs and provide educational services in the region amidst digitalisation.

Keywords: qualified staff, digital transformation, digitalisation, agricultural enterprises

JEL-classification: M54, Q12, Q13



Введение

Цифровые технологии на предприятиях сельского хозяйства обладают значительным потенциалом в решении таких задач, как снижение материальных и трудовых затрат, повышение степени устойчивости развития отрасли, продуктивное взаимодействие с поставщиками, покупателями, институтами развития. В настоящее время расширяется как круг предприятий сельского хозяйства, использующих те или иные элементы цифровых технологий, так и спектр применяемых в отрасли цифровых устройств. Решение задач цифровой трансформации сельскохозяйственных организаций не возможно без участия специалистов, обладающих цифровыми компетенциями.

Вопросам кадрового обеспечения аграрного сектора экономики, в том числе цифрового сельского хозяйства посвящены труды таких авторов как: Асалиев А.С. [5], Бутко Г.П. [2], Докальская В.К. [4], Дорофеев А.Ф. [7], Дударева А.Б. [4], Карпузова В.И. [9], Карпузова Н.В. [9], Козлов А.В. [11], Кузьминов Я.И. [12], Овчарова Л.Н. [12], Сапарова О.Н. [2], Тесля А.Б. [11], Угольникова А.М. [14], Чернышева К.В. [9], Чуклинова Е.В. [11], Якобсон Л.И. [12], однако вопросам формирования и использования человеческого капитала сельскохозяйственных организаций в условиях цифровизации уделено не достаточно внимания, что и обусловило новизну данного исследования. Целью исследования является оценка готовности развивать цифровые компетенции и разработка системы взаимоотношений учебных заведений, сельхозтоваропроизводителей и государства по формированию трудового потенциала сельскохозяйственных организаций.

Основная часть

Цифровая трансформация в сельском хозяйстве набирает обороты, это без преувеличения важный аспект технологического развития отрасли. Анализ текущего состояния, определение уровня цифровой трансформации компаний и субъектов РФ, является ключевым фактором, который позволяет охарактеризовать направления цифровой трансформации, достижение ключевых показателей эффективности при реализации Стратегии цифровой трансформации [1], а также создаёт условия для определения направлений повышения конкурентоспособности развития отрасли, в том числе позволяет выявить риски и угрозы информационной безопасности при создании цифровой экосистемы управления сельским хозяйством.

Существует ряд противоречий, свойственных трансформации сельскохозяйственных предприятий, причем такие противоречия усиливаются в условиях цифровой экономики [10, 13](рисунок 1).

Рисунок 1 – Противоречия, свойственные трансформации сельскохозяйственных предприятий

Источник: составлено авторами.

Ключевой проблемой для внедрения цифровых технологий в сельскохозяйственные организации является отсутствие соответствующих кадров на рынке труда [6].

Проведенное авторами исследование в октябре 2021 года направлено на оценку готовности получать и развивать цифровые компетенции молодыми специалистами в условиях цифровизации экономики АПК. Выборка респондентов охватывала различные уровни профессионального образования (от среднего профессионального до магистратуры) и курсы обучения, однако более половины принявших участие в анкетировании лица, обучающиеся по программам бакалавриата. Анкетирование 1578 обучающихся показало, что 68% респондентов не готовы развивать свои компетенции в области цифровизации сельского хозяйства, лишь 10% респондентов готовы вкладывать средства в свое развитие в указанной сфере. 22% готовы развиваться в области цифровизации сельского хозяйства, но без вложений средств со своей стороны (рисунок 2).

Рисунок 2 – Готовность развивать компетенции в области сельского хозяйства, в % от опрошенных

Источник: составлено авторами.

Анкетирование студентов показало, что с возрастанием курса значительной разницы в распределении ответов респондентов не наблюдается (рисунок 3).

Рисунок 3 – Распределение готовности развивать компетенции

в области сельского хозяйства студентами по курсам обучения,

в % от опрошенных

Источник: составлено авторами.

Если повышать профессиональные компетенции, то более половины респондентов выбирают очные курсы, чуть меньше выбирают самообразование и дистанционные курсы (рисунок 3).

Рисунок 3 – Распределение ответов респондентов по формам развития профессиональных компетенций, чел.

Источник: составлено авторами.

Наибольший интерес к изучению у студентов вызывают такие цифровые технологии как 3D печать, беспилотные летательные аппараты, агроботы, космическая съемка, ГИС в сфере ветеринарии «Меркурий», мобильные решения, технологии искусственного интеллекта, а также дополненной и виртуальной реальности (рисунок 4).

Рисунок 4 –Распределение ответов респондентов по желанию изучать цифровые технологии, чел

Источник: составлено авторами.

На фоне ограниченного желания развиваться в области цифровизации сельского хозяйства, 11% респондентов будут просто работать по профессии, 36% респондентов планируют выстроить карьеру в крупной компании в соответствии с профессией, 33% респондентов видят перспективы своего развития вне зависимости от размера компании. 12% планируют продолжить образование. С данными категориями студентов необходимо выстраивать работу по формированию мотивации освоения цифровых технологий в соответствии с профессией, т.к. их роль в профессиональных компетенциях несомненно увеличивается.

Цифровизация сельского хозяйства, безусловно, будет способствовать развитию человеческого капитала сельских территорий, устойчивому развитию регионов и росту качества жизни населения. Акцент необходимо делать на цифровизацию образования и науки, от которых зависит качество человеческого капитала (профессиональные компетенции), востребованность внедряемых в сельское хозяйство инноваций [3].

Основными акторами развития человеческого капитала на региональном уровне в условиях цифровизации экономики являются система образования, организации-работодатели и органы государственного управления конкретного субъекта Федерации. Для решения задачи национального проекта «Кадры для цифровой экономики» по обеспечению всестороннего развития человека в новой цифровой среде необходим механизм взаимодействия указанных акторов на базе своего рода цифровой кадровой платформы, которая позволит синхронизировать в долгосрочной перспективе спрос и предложение на рынках труда и образования региона и гармонизировать цифровое неравенство. Цифровая трансформация подразумевает не только изменение подходов к организации работы образовательных организаций, но и повышение уровня цифровых компетенций обучающихся, научно-педагогических работников, а также формирование компетентной команды управления процессом цифровой трансформацией образовательной организации.

Инновационные достижения в области цифровых технологий позволяют значительно увеличить производительность труда и достичь роста эффективности производственной деятельности [8]. Взаимосвязь производительности труда и уровня цифрового развития региона связана еще и с тем, что в последние годы происходит активное внедрение технологических инноваций в социально-экономические процессы, однако такое развитие неравномерно по территориям региона. Цифровая среда в территориальном разрезе неоднородна как на уровне региона, так и на уровне муниципальных образований. Население и предприятия различных районов имеют разные возможности для доступа к современной сетевой инфраструктуре. Это, в свою очередь, приводит к тому, что разные регионы имеют разные возможности для роста производительности труда, как в производственной, так и непроизводственной сферах.

В условиях цифровизации сельского хозяйства появляется новый рынок труда, регулирование которого является одной из задач органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в формировании и использовании человеческого капитала. Реализация данной задачи должна осуществляться при взаимодействии акторов развития человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства региона при инициирующей роли органов государственной и муниципальной власти как стороны, заинтересованной в социальном и экономическом развитии сельскохозяйственной отрасли и сельских территорий.

Рассмотрим механизм формирования и использования человеческого капитала сельскохозяйственных организаций с учетом цифровой трансформации (рисунок 5).

Рисунок 5 – Механизм формирования и использования человеческого капитала в условиях цифровизации сельскохозяйственных организаций

Источник: составлено авторами.

Формирование человеческого капитала для сельскохозяйственных организаций происходит с учетом:

– уровня развития цифровой инфраструктуры в муниципальном районе;

– уровня развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры сельскохозяйственной организации;

– уровня технической оснащенности сельскохозяйственной организации;

– уровня использования цифровых технологий в сельскохозяйственной организации;

– уровня профессиональных компетенций, в том числе цифровых, которыми должен обладать специалист;

– уровня развития социальной инфраструктуры сельской местности.

Экономический эффект от внедрения цифровых технологий в организации и использования человеческого капитала заключается в снижении потерь, оптимизации затрат, повышении производительности труда и т.д.).

Заключение

Для успешной реализации системы организациям необходимы ключевые инструменты, а именно индустриальные партнеры, цифровая инфраструктура, компетентные кадры, реальные производственные кейсы с конкретными управленческими решениями, новые технологии – по сути экосистема цифровой трансформации, необходимая для подготовки конкурентоспособных кадров и прорывных технологий [15].

Таким образом, для формирования и использования человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства органам государственной и муниципальной власти необходимо выстроить взаимодействие по направлениям деятельности с предприятиями цифрового АПК и образовательными учреждениями региона, что позволит синхронизировать и интегрировать деятельность образовательных учреждений и предприятий АПК, использующих цифровые технологии, синергетическим эффектом которого станет формирование, развитие и использование человеческого капитала для цифрового сельского хозяйства.


References:

Asaliev A.S. (2018). Formirovanie professionalnyh kompetentsiy rabotnikov pod potrebnosti tsifrovoy ekonomiki [Building the professional competences of workers to meet the needs of the digital economy]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (6(102)). 67-76. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2018-6-67-76.

Butko G.P., Saparova O.N. (2021). Features of using human capital in agrarian sector of Economy Agrarian Bulletin of the Urals. (9(212)). 73-79. doi: 10.32417/1997-4868-2021-212-09-73-79.

Dedov S.V., Shishkin A.F., Gordienko N.S. (2018). Teoreticheskie i metodologicheskie podkhody k otsenke chelovecheskogo kapitala [Theoretical and methodological approaches to estimating human capital]. Finance and credit. (22(310)). 64-69. (in Russian).

Dokalskaya V.K., Dudareva A.B. (2021). Vozrastanie roli chelovecheskogo faktora v povyshenii effektivnosti selskokhozyaystvennogo proizvodstva [Increasing the role of the human factor in improving the efficiency of the agricultural production]. Bulletin of Agrarian Science. (6(93)). 119-124. (in Russian). doi: 10.17238/issn2587-666X.2021.6.119.

Dorofeev A.F. (2017). Razvitie chelovecheskogo kapitala agrarnogo sektora Rossii v usloviyakh ekonomicheskikh i politicheskikh sanktsiy [The human capital development of russian agrarian sector in terms of economic and political sanctions]. Innovatsii v APK: problemy i perspektivy. (2(14)). 39-50. (in Russian).

Eshet Y. (2012). Thinking in a digital era: A revised model for digital literacy Informing science and information technology. 9 267-276. doi: 10.28945/1621.

Karpuzova V.I., Chernysheva K.V., Karpuzova N.V. (2019). K voprosu kadrovogo obespecheniya proekta «tsifrovoe selskoe khozyaystvo» [To the question of personnel provision of the project «digital agriculture»]. The Interntational scientific journal. (2). 29-36. (in Russian). doi: 10.34286/1995-4638-2019-65-2-29-36.

Kovalchuk Yu.A., Stepnov I.M. (2017). Tsifrovaya ekonomika: transformatsiya promyshlennyh predpriyatiy [The digital economy: transformation of industrial enterprises]. Innovatsii v menedzhmente. (1(11)). 32-43. (in Russian).

Kozlov A.V., Teslya A.B., Chuklinova E.V. (2020). Instrumenty formirovaniya tsifrovyh kompetentsiy personala predpriyatiy malogo biznesa [Instruments for the digital competences development of small enterprises staff]. Upravlenie ustoychivym razvitiem. (1(26)). 5-11. (in Russian).

Kuzminov Ya.I., Ovcharova L.N., Yakobson L.I. (2017). Chelovecheskiy kapital kak faktor sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Human capital as a factor in socio-economic development] M.: Izd. Dom Vysshey shkoly ekonomiki,. (in Russian).

Skosyreva N.D., Vasyukova M.V. (2020). Tsifrovizatsiya ekonomiki i professionalnoe samoopredelenie molodezhi [Digitalization of economics and professional self- determination of youth] The 26th April Economic Readings. 160-163. (in Russian).

Ugolnikova A.M. (2019). Problemy kadrovogo obespecheniya razvitiya tsifrovogo selskogo khozyaystva [The challenges of staffing digital agriculture development]. Molodezh i nauka. (3). 106. (in Russian).

Yureva A.A. (2017). Razvitie informatsionnogo obshchestva kak uslovie formirovaniya innovatsionnoy ekonomiki [The development of the information society as a condition of formation of an innovative economy]. Problemy rynochnoy ekonomiki. (3). 14-20. (in Russian).

Страница обновлена: 17.04.2025 в 05:06:01