Возможности трансформация кадрового потенциала агропромышленного комплекса в условиях зеленой экономики

Волкова И.А.1, Леушкина В.В.1, Погребцова Е.А.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 8 (Август 2022)

Цитировать:
Волкова И.А., Леушкина В.В., Погребцова Е.А. Возможности трансформация кадрового потенциала агропромышленного комплекса в условиях зеленой экономики // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 8. – С. 1339-1353. – doi: 10.18334/et.9.8.115253.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49375199
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Пандемия COVID-19 и проводимая санкционная политика Запада диктует определенные условия для функционирования рынка труда в сельском хозяйстве. Новой тенденцией становится политика содействия занятости населения, через формирование экологической ответственности, отличительным признаком которой является формирование «зеленых» рабочих агромест. Авторами представлены профессии и принципы оценки учета зеленых рабочих мест для агропродовольственной сферы, выделены сдерживающие проблемы формирования зеленых рабочих мест и намечены основные пути их решения в сельском хозяйстве с учетом перехода на зеленый курс. Статья направлена на государственных и муниципальных служащих, сельскохозяйственных предпринимателей производящих органическую продукцию

Ключевые слова: «зеленые» рабочие места, сельское хозяйство, кадровый потенциал, шорт-лист профессий, трансформация

JEL-классификация: J21, J24, Q01, Q13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Уровень развития человеческого капитала определяет степень развития страны. В настоящее время общество и государство сконцентрированы на вопросах экономического развития, экологической безопасности и качества жизни населения, все это включает в себя зеленая экономика, концепция которой способствует сохранению резервов и снижает отрицательное действие на природу, что в научной литературе называется зеленым ростом.

Переход к новым возможностям хозяйствования в аграрном секторе предполагает современные требования к кадрам. Уровень квалификации работников в области сельского хозяйства является главным условием формирования базы для перехода от индустриализации к зеленому ответственному росту экономики. Трансформация трудового потенциала включает в себя формирование зеленых рабочих мест, обучение и переобучение сельского населения, создание шорт-листа профессий, разработку нормативной базы для органического земледелия.

Современный переход Российской Федерации на зеленый курс развития и производство сельскохозяйственной органической продукции предполагает необходимость оценки кадрового потенциала, который будет характеризоваться высоким уровнем экономико-экологических компетенций. Руководители предприятия должны понимать необходимость формирования «зеленых» рабочих мест в предприятиях, которые позволят обеспечить соответствующие условия для работников, насколько это возможно в сложившихся экономических условиях.

Повышение благополучия общества за счет уменьшения нагрузки на экосистему является основной целью зеленой экономки. Для этого необходимо найти равновесие между социальной, экономической и экологической политиками. В рамках экологизации сельскохозяйственного производства обществу надо быть готовым психологически и нравственно. А также «зеленые» рабочие места, которые представлены в списке интересных экологических профессий будущего, стали диктовать выбор специальностей, напрямую связанных с сельским хозяйством [1].

Современные знания специалистов для сельскохозяйственных организаций характеризуются недостаточно адаптированным в условиях приоритетного развития страны уровнем образованности, снижением численности сельского населения, отсутствием понимания новых тенденций в аграрном секторе развития. Это способствует повышенному спросу на специалистов, направленных на современные реалии развития отрасли и страны с учетом зеленой экономики. Особо значимы эти вопросы в условиях сложившейся в стране демографической ситуации, что обусловило необходимость поиска научно обоснованных рекомендаций и механизма трансформации подготовки кадров с целью создания условий, с одной стороны, для развития сельской экономики, с другой – улучшения качества жизни сельского населения на основе улучшения экологической ситуации.

Цель исследования – оценка уровня развития кадрового потенциала сельского хозяйства РФ как основного ресурса для стабилизации зеленой экономики.

Научная новизна исследования заключается в том, что трансформация кадрового потенциала для сельской экономики РФ представлена в разрезе экологической ответственности с учетом особенностей зеленой экономики.

Авторская гипотеза: трансформация сельскохозяйственного кадрового потенциала в условиях перехода к зеленой экономике обеспечит российских сельскохозяйственных производителей высококвалифицированными кадровыми ресурсами, обладающими компетенциями в области экологически ответственной организации деятельности.

Методологическая основа

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики и управления. Проанализированы существующие методические документы, законодательные акты, регламентирующие вопросы кадровой деятельности. Исследование основывается на системном подходе с применением общенаучных методов и приемов: монографический и сравнительный анализ, статистический и графический методы исследования, метод экспертных оценок.

Понятия «зеленого» рабочего места представлены в работах Пахомовой Н.В., Малышкова Г.Б. [6] (Pakhomova, Malyshkov, 2017), Трифонова П.В. [10] (Trifonov, 2015), Ткаченко П. [9] (Tkachenko, 2015) и других исследователей. Особенности формирования «зеленых» рабочих мест и их оценки рассмотрены в трудах Воротынской А.М., Поздневой Е.А. [5] (Vorotynskaya, Pozdneva, 2018), Войкиной Е.А., Потравного И.М. [20] (Voykina, Potravnyy, 2018), Пряжниковой О.Н. [24] (Pryazhnikova, 2021) и др. Основные аспекты рынка труда с точки зрения государственной поддержки подробно изучались отечественными учеными Захаровой Т.В. [11] (Zakharova, 2015), Егоровой М.С. [12] (Egorova, 2014), Онищенко М.В. [13] (Onishchenko, 2014), Хакимовой И.Ф. [14] (Khakimova, 2021), Марисовым А.А. [27] (Marisov, 2022) и др.

Однако теория и методология трансформации кадрового потенциала агропродовольственного рынка в условиях зеленой экономики находятся в процессе становления, а основные методы его оценки заимствованы главным образом из западной практики и не всегда адаптированы к условиям сельской экономики. Нет полной проработки проблем занятости на селе, отслеживания их трансформации в зависимости от условий социально-экономического и политического развития, нет утвержденной единой методики оценки кадрового потенциала агропромышленного комплекса к условиям зеленой экономики.

Новым направлением развития рынка труда является формирование политики поддержки занятости населения на основе законов зеленой экономики. Индивидуальность политики заключается в формировании экологически поляризованного рынка труда на создание «зеленых» рабочих мест, содействующих снижению отрицательного воздействия на окружающую среду.

Уровень жизни на сельских территориях не отвечает запросам проживающих на них граждан, вынуждая их переезжать в крупные экономические центры. В России сельских жителей трудоспособного возраста насчитывается около 16,2 млн чел., из них трудоустроено 14,8 млн чел., при этом в сельском, лесном и рыбном хозяйстве занято 28,3%. В перспективе к 2030 году работу потеряют около 460 тыс. чел., так как возможна автоматизация производства на крупных сельхозпредприятиях. Официально, по данным Федеральной службы государственной статистики, доля граждан, связанных с аграрным сектором, среди занятых в экономике России составляет около 7% (табл. 1). Работа на земле перестала быть основной формой занятости сельского населения. Уменьшение занятости сельских жителей в сельском хозяйстве происходит на протяжении последних 17 лет. Так, в 2000 г. доля населения в трудоспособном возрасте, непосредственно связанного с сельским хозяйством, составляла 57%, а в 2017 – 29%. Так же быстро снижается численность занятых в сельхозорганизациях. В 2017 г. в сравнении с 2000 г. среднегодовая численность работающих в крупных сельскохозяйственных организациях сократилась на 29% и составила 1547 тыс. чел. [2, 3] (Kovalenko, 2012; Torikov, Vaskin,Podolbntkova, Potvorov, 2019).

Таблица 1

Показатели рынка труда в сельском хозяйстве России

Показатель
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Среднегодовая численность занятых, тыс. чел.
4937
4781
4554
Структура занятого населения в России, %
6,9
6,7
6,5
Количество фактически отработанного времени за год, млн чел.-часов
20452
19969
20106
Темп роста (снижения) производительности труда, %
103,6
106,7
99,55
Удельный вес женщин в общей численности занятых, %
33,0
33,4
33,8
Источник: составлено авторами на основании [4].

Однако при сложившихся тенденциях необходимо учитывать специфику данной отрасли. Она играет большую роль в изменении окружающей среды и имеет большой потенциал для создания «зеленых» рабочих мест с учетом значимых экологических выгод для экосистемы [5] (Vorotynskaya, Pozdneva, 2018).

Основным элементом эколого-устойчивого экономического и социального развития считается прогресс в направлении зеленой экономики, создающей «зеленые» рабочие места и позволяющей повысить экологическую безопасность деятельности организаций, нацеленных на озеленение производственных процессов. Так, Пряжникова О.Н. озвучивает, что для перехода к зеленой экономике необходима у работников выработка технических и профессиональных навыков для работы на «зеленых» рабочих местах [24] (Pryazhnikova, 2021).

Совершенствование зеленой экономики невозможно без реструктуризации системы подготовки рабочих кадров. Главной причиной является недостаточный уровень знаний работников сельского хозяйства экономико-экологических принципов перехода и развития к зеленой экономике. Социально-экономическая политика, гарантирующая высокое качество жизни сельского населения, должна предусматривать создание условий развития сотрудников организаций сельскохозяйственных предприятий. Между тем учет экологической составляющей при развитии рынка труда может стать в России решением проблем безработицы и изменения структуры занятости, в том числе при внедрении различных типов экоинноваций.

Пахомова Н.В. и Малышков Г.Б. подчеркивают, что до настоящего времени не сложилось единого мнения относительно понятия «зеленое рабочее место» и не выработана точная концепция по проблематике оценки и управления зеленой занятостью в экономике [6] (Pakhomova, Malyshkov, 2017). В Международной организации труда (МОТ), Международной организации работодателей (МОР) и Международной конфедерации профсоюзов (МКП) дано определение «зеленому» рабочему месту. Под ним понимается место работы, которое способствует существенному сохранению или восстановлению окружающей среды в определенной области: сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, научных исследованиях и разработках, административных видах деятельности [7]. Международная организация труда скорректировала данное определение, указывая на то, что это достойное рабочее место, способствующее сохранению или восстановлению окружающей среды в традиционных отраслях (производство и строительство) и новых зеленых секторах (возобновляемые источники энергии и энергоэффективность) [8].

Таким образом, оно должно учитывать три аспекта устойчивого развития (рис. 1), соответствовать принципам достойного труда за счет продуктивной занятости, предоставления оптимальных доходов и социальной защиты, соблюдения прав работников и предоставления им права голоса в принятии решений, затрагивающих их жизнь, карьерного роста [9, 10] (Tkachenko, 2015; Trifonov, 2015).

Рисунок 1. Аспекты устойчивого развития, соответствующие принципам достойного труда

Источник: составлено авторами на основе анализа источников [8].

Российские исследователи называют главным субъектом развития государство, которое реализует политику зеленого роста и создания зеленых рабочих мест [11–13] (Zakharova, 2015; Egorova, 2014; Onishchenko, 2014). Хакимова И.Ф. отмечает, что «нисходящие» стратегии зеленого роста необходимо корректировать в соответствии с изменяющимися государственными, муниципальными и политическими приоритетами [14] (Khakimova, 2021). Целью государственной политики является слаженное развитие сельских территорий, решение данной цели возможно за счет повышения уровня экономической активности и занятости сельского населения. При этом стоит учитывать, что традиционный образ сельской жизни должен трансформироваться, что связано с изменением экономического и экологического уклада, обусловленного внедрением новых моделей трудовых отношений в аспекте зеленой экономики. Таким образом, выстраивание верной и эффективной политики по развитию сельских территорий невозможно без учета механизма трансформации кадрового потенциала.

«Зеленые» рабочие места возможно организовывать среди сельского и городского населения, так как имеются возможности по трудоустройству в пределах широкого спектра профессий (менеджеры, научные работники, технические специалисты, работники отраслей растениеводства и животноводства) [19].

Однако для этого следует подготовить и реализовать этапы реализации с индикаторами, отражающими основные виды экономической деятельности для создания таких мест [20] (Voykina, Potravnyy, 2018). В целях экологизации рынка труда Войкина Е.А и Потравный И.М. рекомендуют осуществлять оценку по установленным критериям количества созданных и модернизированных мест на предприятиях. Для этого следует руководствоваться принципами, отраженными на рисунке 2. Учет «зеленых» мест рекомендуется осуществлять на основе установленной формы федерального статистического наблюдения. В ней регистрируются следующие показатели: число зеленых рабочих мест в отчетном году; прирост зеленых рабочих мест по сравнению с предыдущим годом; инвестиции в создание и модернизацию зеленых рабочих мест в отчетном году; стоимость создания одного зеленого рабочего места в отчетном году [20] (Voykina, Potravnyy, 2018).

Рисунок 2. Принципы оценки учета числа зеленых рабочих мест

Источник: составлено авторами на основе анализа [20] (Voykina, Potravnyy, 2018).

Таким образом, зеленые рабочие места в органическом сельском хозяйстве позволят сформировать традиционное природопользование, сохранить природный капитал, снизить отрицательное воздействие на окружающую среду, но встает вопрос, позволят ли они повысить урожайность сельскохозяйственных культур, особенно в зонах экстремального земледелия, и при полном переходе на зеленую экономику в полной мере оснастить производственными запасами страну.

Так, Школа «Сколково» и Агентство стратегических инициатив в рамках одного из этапов формирования «зеленой» политики сформировали атлас новых профессий, который четко описывает их характеристику в органическом сельском хозяйстве (табл. 2).

Таблица 2

Список «зеленых» рабочих мест в сельском хозяйстве

Рабочие места
Характеристика
Экологический менеджер
Специалист управляет производственными процессами, координирует персонал, проводит экомониторинг сельского хозяйства
Специалист по рекультивации земель
Разрабатывает мероприятия для организации по предотвращению деградации земель и восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования
Агроном
Отслеживает методы выращивания растений с целью повышения урожайности культур, а также повышения устойчивости сельскохозяйственных предприятий
Менеджер по окружающей среде
Создает и реализует экологическую стратегию, способствующую устойчивому развитию территории
Фермер вертикального хозяйства
Способствует выращиванию культур в городе на «зеленых» крышах
Технолог сельского хозяйства
Реализовывает технологии производства с учетом ESG-принципов, хранения и первичной переработки продукции животноводства и растениеводства, а также обеспечивает качество и безопасность сельскохозяйственной продукции
Зоотехник
Решает важные проблемы, связанные с разведением, содержанием, кормлением и лечением сельскохозяйственных животных с учетом ESG-принципов
Зооинженер
Разрабатывает с учетом ESG-принципов кормовые программы; организует регулярный ветеринарный осмотр, минимизирует финансовые издержки, предупреждает неправильное развитие и частые болезни животных
Оператор животноводческого комплекса и механизированных ферм
Выполняет работы по приему крупного рогатого скота и лошадей, обеспечению их сохранности во время дежурства, в случае необходимости – забой животных, отслеживание работы механизмов, вызов дежурного слесаря или электромонтера для ремонта неисправных механизмов
Оператор машинного доения
Доит коров, кобыл или овец при помощи аппаратов, а также проводит необходимые санитарно-ветеринарные работы по уходу за животными
Ветеринар
Проводит профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний и падежа животных, а также лечение животных, осуществляет контроль за хранением и расходованием лекарственных средств для ветеринарного применения
Сельскохозяйственный эколог
Осуществляет утилизацию сельскохозяйственных отходов, разрабатывает принципы утилизации последствий ведения сельского хозяйства, а также занимается восстановлением почв
Агрохимик
Проводит различные химические анализы, которые могут помочь определить направление ведения работ в органическом земледелии
Агроинженер Делает монтаж, настройку и обслуживание умных технологий
Источник: составлено авторами на основе анализа источников [21–23].

В пределах структуры занятых в сельском хозяйстве России по уровню образования в 2020 году наблюдается стабильная тенденция создания зеленых рабочих мест (рис. 3).

Рисунок 3. Структура занятых в сельском хозяйстве России по уровню образования в 2020 году

Источник: составлено авторами на основе [4].

Поэтому для создания «зеленых» рабочих мест предполагается изменение системы профессионального образования. Для этого необходимо модернизировать образовательные программы; совершенствовать компетенции профессорско-преподавательского состава; создавать обучающую среду с экологическими аспектами [25] (Oleynikova, 2016). В России уже имеется положительный опыт создания новой обучающей среды университета в виде «зеленых» кампусов. Создание таких кампусов предполагает развитие культурных проектов, инфраструктурных решений и жизненного пространства, построенного на экопринципах [26] (Lantsev, 2016).

В настоящее время на уровне высшего образования наблюдается формирование новой обучающей среды через создание «зеленых» кампусов. Они призывают студентов, сотрудников и их круг общения к необходимости следовать принципам устойчивого развития [26] (Lantsev, 2016). По нашему мнению, университеты выполняют существенную роль в создании компетентных будущих сотрудников, претендующих на «зеленые» рабочие места. Они являются центрами для тестирования новых систем и инновационных технологий, способствуют формированию новых компетенций у обучающихся с точки зрения экологического принципа.

Таким образом, многие ученые подчеркивают, что эти рабочие места: снижают потребление энергии и сырья; ограничивают выброс загрязняющих веществ; сводят к минимуму уровень отходов и загрязнения; сохраняют и восстанавливают экосистемы; позволяют предприятиям и общинам адаптироваться к изменению климата.

Это позволит управлять человеческим капиталом с использованием управленческих инноваций, составлять алгоритм выбора стратегии и обосновывать приоритетные направления инвестирования в развитие человеческого потенциала. Создание «зеленых» рабочих мест на селе будет способствовать созданию нового вектора формирования специалистов соответствующего качества и с учетом экологической ответственности.

Следует выделить сдерживающие проблемы по формированию рабочих мест (табл. 3).

Таблица 3 Проблемы формирования зеленых рабочих мест и пути их решения

Проблемы
Пути решения
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения между работодателем, государством и работниками в процессе формирования
Формирование законодательства по созданию зеленых рабочих мест в продовольственной сфере
Разработка и внедрение инновационного оборудования сдерживается отсутствием финансовых средств в сельскохозяйственных предприятиях
Государственная поддержка и регулирование программы по развитию зеленой экономики в аграрной сфере
Неравномерное распределение природных ресурсов
Привлечение дополнительных инвестиций в зеленую экономику
Медленный переход на органическое сельское хозяйство
Создание элементов государственной поддержки в развитии органического сельского хозяйства и внедрении экологически чистых технологий
Недостаток у работников сельского хозяйства соответствующих компетенций
Обучение и повышение квалификации работников в соответствии с требованиями стандартов зеленых рабочих мест
Нет четко выработанного механизма экологически ориентированной самозанятости населения
Формирование механизма самозанятости населения в сельской местности
Отсутствие у работодателя интереса по формированию зеленых рабочих мест
Обеспечение экономической заинтересованности работодателя в создании зеленых рабочих мест
Источник: сформировано авторами на основе [27] (Marisov, 2022).

Решение проблем позволит разработать механизм создания «зеленых» рабочих мест и основных направлений политики занятости при переходе к экологически ориентированной экономике. Это положительно повлияет на экологическую безопасность деятельности сельскохозяйственных организаций, нацеленных на «озеленение» производственных процессов.

Заключение

Движение по пути реформирования государственного управления отчетливо выявило потребность в организации воспроизводства кадрового потенциала трудоспособного населения на сельской территории. Инвестиции в человека рассматриваются как инструмент стимулирования экономического роста и обеспечения полной занятости, а высокий уровень знаний, навыков и компетенций сельского населения способствует обеспечению его конкурентоспособности в любом трудоспособном возрасте. Таким образом, чтобы устранить территориальную асимметрию и обеспечить возможность специалистам сельского хозяйства эффективно функционировать в социально-экономической сфере, необходим механизм трансформации кадрового потенциала в аспекте зеленой экономики.


Источники:

1. Кем работать в конце 2020-х: 7 перспективных «зеленых» профессий будущего. [Электронный ресурс]. URL: https://knife.media/7-green-jobs/ (дата обращения: 11.07.2022).
2. Коваленко Е. Г. Механизм устойчивого развития сельских территорий региона // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – c. 299.
3. Ториков В.Е., Васькин В.Ф.,Подолбнткова Е.М., Потворов А.И. Динамика численности населения и занятости в сельской местности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2019. – № 2. – c. 110-117.
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.07.2022).
5. Воротынская А. М., Позднева Е.А. Развитие «зеленых» рабочих мест в обеспечении экологической безопасности // Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: Вузовско-академический сборник научных трудов. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2018. – c. 29-34.
6. Пахомова Н. В., Малышков Г. Б. Экологические инновации как драйвер четвертой промышленной революции: задачи для государственной политики // Эколого-экономические проблемы развития регионов и стран (устойчивое развитие, управление, природопользование): Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. Петрозаводск, 2017. – c. 43–48.
7. Green Jobs: Towards decent work in a sustainable, low-carbon world. UNEP, ILO, OIE, ITUC, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---emp_ent/documents/publication/wcms_158727.pdf (дата обращения: 09.07.2022).
8. What is Green jobs? // Сайт Международной организации труда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/global/topics/green- jobs/news/WCMS_220248/lang--en/index.htm (дата обращения: 09.07.2022).
9. Ткаченко П. «Зеленые» рабочие места: на стыке экологии и охраны труда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.centrattek.ru/info/zelenye-rabochie-mesta-na-styke-ekologii-i-ohrany-truda/ (дата обращения: 08.07.2022).
10. Трифонов П.В. Зеленые рабочие места - основа эколого-ориентированной экономики в XXI веке // Стратегии бизнеса. – 2015. – № 3 (11). – c. 21-27.
11. Захарова Т.В. Зеленая экономика и устойчивое развитие России: противоречия и перспективы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2015. – № 2(30). – c. 116–126.
12. Егорова М.С. Экономические механизмы и условия перехода к зеленой экономике // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-6. – c. 1262– 1266.
13. Онищенко М.В. Роль государства в развитии «зеленой экономики» // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – № 102 (08). – c. 1–14.
14. Хакимова И. Ф. Зеленая экономика Республики Кореи: новый зеленый курс // Корееведение в России: направление и развитие. – 2021. – № 3.
15. Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.07.2022).
16. Постановление «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.07.2022).
17. Распоряжение «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, утвержденная Правительством Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1912-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.07.2022).
18. Указ президента Российской Федерации «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.07.2022).
19. Продвижение охраны труда в «зеленой» экономике. [Электронный ресурс]. URL: https://trud.samregion.ru/wp-content/uploads/sites/23/2019/05/Prilozhenie-4.pdf (дата обращения: 08.07.2022).
20. Войкина Е. А., Потравный И. М. Зеленая занятость и рынок труда в условиях формирования экологически ориентированной экономики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2018. – № 2. – c. 217-240.
21. Атлас новых профессий / Московская школа управления «Сколково». Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/ SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 09.07.2022).
22. Самые востребованные профессии в мире. [Электронный ресурс]. URL: http://edunews.ru/professii/rating/ vostrebovannie-v-mire.html#Spec6 (дата обращения: 08.07.2022).
23. Экологические профессии будущего. [Электронный ресурс]. URL: https://wwf.ru/resources/ekoprofessii/ (дата обращения: 08.07.2022).
24. Пряжникова О. Н. Развитие зеленых навыков и социальный диалог: опыт зарубежных стран // Россия и современный мир. – 2021. – № 1(110).
25. Олейникова О.Н. Трансформация образовательной парадигмы в условиях формирования «зеленой» экономики // Образование и наука. – 2016. – № 8 (137). – c. 23–37.
26. Ланцев А. О. Подготовка кадров в России для перехода к зеленой экономике: проблемы и перспективы // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов XI Международной конференции. – Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ". Екатеринбург, 2016. – c. 701-706.
27. Марисов А. А. Проблемы создания зеленых рабочих мест в России и пути их решения // Сибирские юридические студенческие чтения: материалы XIX международной научной конференции студентов. – Омск: Частное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский юридический университет». Омск, 2022. – c. 136-139.

Страница обновлена: 27.03.2024 в 10:59:56