О миграционном потенциале и тенденциях миграции граждан Южно-Африканской Республики в Россию

Цибиков В.А.1
1 Уральский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 1 (Январь 2021)

Цитировать:
Цибиков В.А. О миграционном потенциале и тенденциях миграции граждан Южно-Африканской Республики в Россию // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 1. – doi: 10.18334/epp.11.1.111221.

Аннотация:
В статье проведен анализ количественно-качественных характеристик населения Южно-Африканской Республики (ЮАР) с оценкой их миграционного потенциала, в ходе которого основное внимание акцентировано на белых африканцах – африканерах. Актуальность анализа обусловлена вышедшими в ряде отечественных и некоторых зарубежных средствах массовой информации в 2018-2019 гг. публикациями, в которых демонстрировались: факты нарушений гуманитарных прав белых фермеров и содержались прогнозы о вынужденной их миграции, в том числе, в Россию; факты прибытия делегаций южноафриканских фермеров в отдельные регионы России для оценки возможности и условий занятия сельским хозяйством. При подготовки статьи использованы данные официальной государственной статистики России и ЮАР. Проанализированы данные ФНС России из реестра индивидуальных предпринимателей (глав крестьянских (фермерских) хозяйств), на предмет оценки численности иностранных граждан, в том числе прибывших из ЮАР, занятых сельским хозяйством в качестве индивидуального предпринимателя. Приняты во внимание результаты выборочного интервьюирования по тематике статьи (посредством социальных сетей) граждан ЮАР в количестве 14 человек. Оценены законодательные условия по обеспечению приёма и последующего трудоустройства иностранных граждан (в том числе, граждан ЮАР) для занятия сельским хозяйством. Выявлены тенденции миграции граждан ЮАР в Россию в период с 2016 по 2019 год, заключающиеся в ежегодном увеличении числа прибывших в Россию южноафриканцев в целях трудоустройства, получивших разрешение на временное проживание, а также оформивших вид на жительство, получивших российское гражданство. Предполагается, что с учётом высоких показателей убытия из ЮАР белой части населения наибольшее количество прибывших в Россию и трудоустроенных граждан ЮАР составляет указанная категория, в том числе фермеры. Вместе с тем констатируется отсутствие зарегистрированных фактов занятия гражданами ЮАР в России сельским хозяйством как в качестве наёмных работников, так и в качестве имеющих свой бизнес в данной отрасли

Ключевые слова: белые южноафриканцы, белые фермеры, миграционный потенциал, трудовая миграция, сельское хозяйство

JEL-классификация: F66, J61, N37



Введение

В течение 2018–2019 гг. в российских и зарубежных средствах массовой информации периодически появлялись информационные сообщения, статьи и видеорепортажи о возможном массовом переселении граждан ЮАР – белых фермеров (землевладельцев европейского происхождения – примечание автора) в Россию. Причиной тому, как следует из открытых данных, стали официальные заявления об утверждении правительством ЮАР предложения принять закон, предусматривающий безвозмездное изъятие земель у белых фермеров [1]. И в самом деле активность делегаций белых южноафриканцев пришлась на 2018 год в традиционных сельскохозяйственных регионах России – в Ставропольском и Краснодарском крае, Ростовской области, а также в Крыму и Бурятии. В ходе визитов южноафриканскими фермерами изучались условия жизни граждан в данных регионах и природно-климатические условия ведения сельского хозяйства [2]. По состоянию на конец 2019 года предложения по проведению такого рода реформы по-прежнему продвигаются действующим президентом республики Сирилом Рамафосой и правящей партией на фоне сообщений о жестоких нападениях на фермеров, в том числе с их гибелью, что сохраняет проблему переселения актуальной [3].

Ход и результаты исследования

Не ставя целью оценить внутреннюю политику органов государственной власти ЮАР в части регулирования межнациональных, межрасовых и иных отношений несомненный интерес представляет фактическое состояние и положение дел среди различных категорий населения республики, их миграционный потенциал для российской экономики, а также имеющиеся тенденции в фактической миграции граждан данной страны непосредственно в Россию. Кроме того, с момента появления информационных поводов прошел достаточно длительный срок, позволяющий определить наличие или отсутствие тенденций к массовой миграции именно белых иностранцев из Южной Африки, на настоящий момент наиболее подверженных вынужденной миграции. Приняты во внимание также и события, вызванные пандемией заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем анализировался миграционный период до марта 2020 года.

Рассмотрим миграционный потенциал африканеров. В соответствии с официальной статистикой Южно-Африканской Республики белое население составляет меньшинство, при этом обладает наиболее высоким уровнем образования среди всех категорий граждан. Распределение населения по уровню образования по состоянию на 2019 год по итогам 2016–2018 гг. представлено в таблице 1 [4].

Таблица 1

Распределение населения по уровню образования

Уровень образования
Черные
Метисы
Индийцы/азиаты
Белые
послешкольное (профессиональное)
9,1
8,1
21
38,3
школьное
83,8
89
76,6
60,1
без образования
7,1
2,8
2,5
1,6
Источник: Department: Statistics South Africa. republic of South Africa [4].

Доля белой группы населения, занятой в квалифицированных профессиях, в 2012 году составила 61,2 %, а в 2017 году снизилась до 61,1 % (здесь и далее по состоянию на 2018 год по итогам 2012–2017 гг.). Чернокожие африканцы же представляют самую низкую долю лиц, занятых в квалифицированных профессиях, по сравнению с другими группами населения (17 % в 2012 году и 16,7 % в 2017 году). Белая группа населения является также наиболее высоко оплачиваемой. В 2017 году средний месячный заработок для белой группы населения составил 12 000 рэндов по сравнению с 8 000 рэндов у индийцев/азиатов, 3 500 рэндов у метисов и 3 200 рэндов у черных африканцев. В период с 2012 по 2017 год наибольший прирост среднемесячного заработка наблюдался среди белых (1994 рэнда), за которыми следовали индийцы/азиаты (1000 рэндов), чернокожие африканцы (600 рэндов) и метисы (250 рэндов) [6].

Наибольшая доля лиц, занятых в сельском хозяйстве, приходится на метисов, причем эта доля выше по сравнению с другими группами населения – 7,6 % в 2012 году и 9,9 % в 2017 году. Самая низкая доля занятости среди чернокожего населения Африки наблюдалась среди занятых в сельском хозяйстве; эта доля только незначительно увеличилась с 5,1 % в 2012 году до 5,2 % в 2017 году. Исходя из официальной статистики утверждать о том, что доля белых фермеров – это наибольшая доля занятых в сельском хозяйстве, не приходится. Однако это можно объяснить резким ухудшением их положения и сохраняющейся из года в год тенденцией вытеснения их с земли, негласно поддерживаемой правительством страны, что согласно исследованию И. Митрофановой и В. Лиознер привело к уменьшению числа белых фермеров с конца 1990-х годов в 9 раз и падению сельскохозяйственного производства [1] (Mitrofanova, Liozner, 2019). Как следует из результатов личного общения автора статьи с гражданами страны (с использованием социальных сетей) и изучения информации из электронных масс-медиа, белые фермеры, составляющие меньшинство, по-прежнему обладают на правах собственности наибольшими площадями земель, пригодных для ведения сельского хозяйства.

Данные об уровне преступности в отношении различных групп населения по итогам 2016–2018 гг. представлены в таблице 2 [8].

Таблица 2

Данные о состоянии преступности в стране


Процентная доля пострадавших домашних хозяйств
Процентная доля пострадавших физических лиц
Черные
7,2
3,7
Метисы
7,4
3,9
Индийцы/азиаты
11,7
1,9
Белые
8,5
3,8
Источник: Department: Statistics South Africa. republic of South Africa.

Вместе с тем, в официальные статистические сборники не включается информация о количестве совершенных в отношении различных групп населения преступлений против жизни и здоровья по расовому признаку, ограничивается констатацией обобщенных цифр по полу – в отношении мужчин и в отношении женщин. Отдельные источники указывают на то, что за последние 14 лет пали жертвами насильственных преступлений более 3 тысяч белых африканцев-фермеров [5]. Вместе с тем, подтвердить достоверность публикуемых в средствах массовой информации этих данных не представляется возможным по объективным причинам.

По данным официальной статистки ЮАР отток белых южноафриканцев в период с 2002 по 2017 год составил примерно 62 тысячи человек [5]. Это до 1,5 % белого населения от всей численности населения страны в течение длительного периода, что по мнению издания The South African, не представляет из себя достаточно весомое значение. Иными словами, лишь чуть более 4 тысяч белых южноафриканцев покидают страну в течение года. Они составляют всего лишь 17 % от примерно 23 тысяч мигрантов, ежегодно покидающих Южную Африку. По предварительным прогнозам издания на 2021 год, международная миграция не приобретет более быстрых темпов – примерно такое же количество белых людей покинет ЮАР в ближайшие пять лет, как и тех, кто уехал в предыдущий пятилетний период.

Несмотря на достаточно высокие показателя качественных характеристик белого населения, уровня занятости и оплаты труда, данные об их миграции говорят о том, что начиная с 1985 года устойчивая тенденция к оттоку белого южноафриканского населения из страны сохраняется с ежегодным увеличением ее темпов. Численность мигрантов среди населения представлена в таблице 3 [7].

Таблица 3

Показатели миграции населения

Период
Черные
Индийцы/азиаты
Белые
Нетто-миграция
1985-2000
588847
36908
-202868
422887
2001-2006
546993
25310
-99574
472729
2006-2011
809780
43222
-106787
746215
2011-2016
972995
54697
-111346
916346
2016-2019
1094864
60791
-115906
1039749
Источник: Department: Statistics South Africa. republic of South Africa.

Небезынтересно и то, что данные о количестве граждан ЮАР, приезжающих в Россию с целью трудоустройства, получения разрешения на временное проживание, вида на жительство и российского гражданства, по данным МВД России, демонстрируют ежегодную положительную динамику [2]. Данные о динамике представлены в таблице 4.

Таблица 4

Данные по миграции в Российскую Федерацию из ЮАР (за исключением туризма и учебы)

Всего прибывших в Российскую Федерацию из других стран (цели: трудоустройство; частная; иная)
В том числе из Южно-Африканской Республики
В том числе имеющих разрешение на проживание/вид на жительство (ВНЖ)/получивших гражданство
(нарастающим итогом -ВНЖ, гражданство)
Цель: трудоустройство
Цель: частная
Цель: иная
Численность
Численность
%
Численность
%
Численность
%
2016 год
4284181
1907378
835082
527
0,01
560
0,02
995
0,1
17/27/6
2017 год
4854004
2030508
800758
569
0,01
390
0,01
821
0,1
24/53/7
2018 год
5047788
2662425
991666
841
0,016
1871
0,07
762
0,07
18/85/10
2019 год
4252536
1890586
746548
898
0,021
527
0,027
661
0,08
17/120/12
Источник: официальная статистика МВД России.

Необходимо отметить, что официальная российская статистика, находящаяся в открытом доступе, не выделяет среди общего потока граждан ЮАР – мигрантов отдельно представителей европеоидной, негроидной и других рас. Можно только предположить, что, принимая во внимание ежегодный отток белой части населения, именно белые африканцы в большинстве своем прибывают в том числе в Россию.

Теперь рассмотрим состояние и положение дел в сфере предоставления иностранцам-мигрантам из стран с визовым режимом возможностей дальнейшего трудоустройства в России. В соответствии с ежегодными постановлениями Правительства Российской Федерации, потребность в квалифицированных специалистах сельского хозяйства и смежных областей – иностранцах, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, составила: в 2018 году – 5113 человек, в 2019 году – 6065 человек, в 2020 году – 2922 человек [6]. Однако при рассмотрении количественных показателей квот на трудоустройство иностранных работников на основании визы в том же Краснодарском крае, Ставропольском крае, Ростовской области, Республике Крым и Республике Бурятия установлено, что в период с 2018 по 2020 год для занятости в сельском хозяйстве было выделено следующее количество квот, представленное в таблице 5.

Таблица 5

Количество выделенных квот для трудоустройства иностранцев в сельском хозяйстве

Субъект РФ
2018
2019
2020
Всего
Из них для с/х
Всего
Из них для с/х
Всего
Из них для с/х
Ставропольский край
32
-
46
-
9
-
Краснодарский край
1790
-
640
-
493
-
Ростовская область
135
-
117
-
163
-
Республика Крым
702
-
10
-
6
-
Республика Бурятия
723
16
777
11
901
5
Источник: составлено автором на основе постановлений Правительства Российской Федерации, определивших потребность в иностранных работниках в 2018, 2019 и 2020 гг.

Как следует из сообщений официальных российских СМИ, в первую очередь, издания «Российская газета», в 2020 году обозначены еще две сферы для допуска мигрантов, в ограниченном числе, одна из которых – это выращивание овощей. «Сельхозпредприятия смогут брать для выращивания овощей до 50 процентов работников-гастарбайтеров» [7].

Учитывая ранее заявленные делегациями фермеров из ЮАР намерения заниматься сельским хозяйством в России, следует отметить, что на законодательном уровне условия для занятия иностранцами сельским хозяйством на правах наемного работника в предпочтительных для них регионах не созданы. Кроме того, возможности для трудоустройства иностранцев в этих регионах ежегодно снижаются в связи с уменьшением количества квот, за исключением регионов России из состава Дальневосточного федерального округа (табл. 6) [8]. В сфере сельского хозяйства не предоставляет дополнительных возможностей для трудоустройства и утвержденный приказом Минтруда России от 5 июля 2019 г. № 490н Перечень профессий (специальностей, должностей), на которых не распространяются квоты.

Таблица 6

Количество квот для трудоустройства иностранцев в Дальневосточном федеральном округе

Регион
Количество квот для квалифицированных работников товарного, сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства, рыболовства, имеющих рыночную ориентацию
2020 год
Хабаровский край
415
Приморский край
22
Амурская область
15
Сахалинская область
39
Еврейская автономная область
223
Источник: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 декабря 2019 г. № 791н.

Вместе с тем, потенциальные для России фермеры, как ими было заявлено, планируют заниматься сельским хозяйством от своего лица. В соответствии с российским законодательством, такое возможно в статусе индивидуального предпринимателя, в том числе руководителя крестьянского фермерского хозяйства – при наличии разрешения на временное проживание (вида на жительство) и других необходимых документов. Определенную сложность представляет получение земель сельскохозяйственного назначения в аренду (для иностранных граждан) или в безвозмездное пользование (в части предоставления всем желающим «дальневосточного гектара») [9]. Как показывает практика, для иностранных граждан проблемы с получением земель сельскохозяйственного назначения и оформлением правового статуса индивидуального предпринимателя вполне преодолимы. Так, в Республике Бурятия и в Ростовской области отмечены два факта регистрации иностранных граждан (КНР, Украина) в качестве индивидуальных предпринимателей для занятия сельским хозяйством. Несколько фактов регистрации граждан КНР и других государств в качестве индивидуальных предпринимателей для занятия сельским хозяйством отмечены в иных регионах, расположенных, главным образом, в границах Дальневосточного федерального округа [3].

Как показал анализ Реестра индивидуальных предпринимателей, в том числе данных о главах крестьянских фермерских хозяйств (за Краснодарский край, Ставропольский край, Республику Крым и Республику Бурятия), ведущихся Федеральной налоговой службой России, на граждан ЮАР занятие сельским хозяйством (выращивание сельскохозяйственных культур и животноводство – прим. автора), как вид экономической деятельности, не зарегистрировано [3].

Заключение

1. Пик прибывших по частным делам в Россию граждан ЮАР пришелся на 2018 год, когда правительство страны заявило о проведении политики по изъятию земель у белых фермеров.

2. Количество прибывающих в целях трудоустройства в период с 2016 по 2019 год продолжало увеличиваться независимо от общего количество всех въезжавших в Россию иностранцев и колебаний показателей по целям прибытия «по частным делам» и «иная».

3. Имеет место тенденция к увеличению количества граждан ЮАР, оформивших вид на жительство в Российской Федерации, а также тех, которые приобрели российское гражданство.

4. В сравнении с общей численностью белых южноафриканцев, покинувших ЮАР, и численностью въехавших для постоянного проживания и работы в Россию, утверждать о том, что у названной категории Россия как страна для эмиграции пользуется особой популярностью, не приходится.

Таким образом, с 2016 года сохраняется тенденция к ежегодному (незначительному) повышению уровня эмиграции граждан ЮАР в Российскую Федерацию, связанному с трудоустройством и получением российского гражданства. Вместе с тем, определить, какая именно категория мигрирует, не представляется возможным так же, как и предпочтительные для нее сферы экономической деятельности либо занятости. Несомненно, что профессиональный потенциал и опыт белых южноафриканцев представляет определенную ценность для развития сельского хозяйства в России. При создании уполномоченными органами исполнительной власти условий для их трудоустройства и ведения бизнеса миграционный потенциал африканеров будет реализован. На текущий же момент фактов ведения гражданами ЮАР сельского хозяйства из числа официально прибывших в Россию в 2017–2019 гг. не зарегистрировано.

[1]South Africa votes through motion that could lead to seizure of land from white farmers without compensation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.independent.co.uk/news/world/africa/south-africa-white-farms-land-seizure-anc-race-relations-a8234461.html (дата обращения 08. 04. 2020).

[2]Буры в Бурятии. Фермеры из ЮАР ищут новую родину в республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2653907.html (дата обращения 15. 04. 2020).

[3]South African Wine Farmer in Land Dispute Is Shot Dead [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nytimes.com/2019/06/03/world/africa/south-africa-wine-farmer-killed.html (дата обращения 17. 04. 2020).

[4]Department: Statistics South Africa. Republic of South Africa [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.statssa.gov.za/ (дата обращения: 12. 05. 2020).

[5]Похороны Юджина Тербланша прошли в ЮАР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.euronews.com/2010/04/09/thousands-gather-for-terreblanche-funeral (дата обращения 05. 04. 2020).

[6]Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2019 г. № 1579 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73102188/ (дата обращения: 15. 01. 2020).

[7]Освободят места. У россиян появится больше возможностей трудоустроиться в некоторых отраслях экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/10/22/pravitelstvo-opredelilo-sfery-gde-zapretiat-rabotat-migrantam.html (дата обращения: 05. 04. 2020).

[8]Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 декабря 2019 г. № 791н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденных Правительством Российской Федерации на 2020 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1312002/ (дата обращения: 10. 04. 2020).

[9]Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статья 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/ (дата обращения 10. 04. 2020).


Источники:

1. Митрофанова И.Б., Лиознер В.Л. Социально-экономическая ситуация в ЮАР в начале 2000-х годов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: экономика. – 2019. – № 2. – c. 223-234.
2. Статистические сведения по миграционной ситуации. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya (дата обращения: 11.05.2020).
3. Федеральная налоговая служба. Официальные данные. [Электронный ресурс]. URL: https://vypiska-nalog.com/reestr/ip (дата обращения: 17.05.2020).
4. Education. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statssa.gov.za/?page_id=737&id=4=4 (дата обращения: 20.05.2020).
5. Emigration: The «real amount» of white South Africans leaving the country. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thesouthafrican.com/south-africans-abroad/emigration-data-how-many-white-south-africans-leaving (дата обращения: 22.05.2020).
6. Labour Market Dynamics in South Africa. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statssa.gov.za/publications/Report-02-11-02/Report-02-11-022017.pdf (дата обращения: 22.05.2020).
7. Mid-year population estimates. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statssa.gov.za/publications/P0302/P03022019.pdf (дата обращения: 22.05.2020).
8. Victims of Crime Survey, 2017/18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statssa.gov.za/publications/P0341/P03412017.pdf (дата обращения: 22.05.2020).

Страница обновлена: 12.01.2021 в 11:50:09