Стратегия диверсификации как эффективный инструмент управления рисками предприятия в современной экономике

Крюкова А.Д.1, Савельева Н.К.1, Метелева О.А.1
1 Вятский государственный университет, Россия, Киров

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать:
Крюкова А.Д., Савельева Н.К., Метелева О.А. Стратегия диверсификации как эффективный инструмент управления рисками предприятия в современной экономике // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 11. – С. 4225-4236. – doi: 10.18334/ce.16.11.116430.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051431

Аннотация:
В статье раскрыта авторская точка зрения на сущность и содержание понятия «диверсификация» и «риск». Представлено авторское виденье кризисных явлений в Российский Федерации за последние 30 лет, отмечена периодичность их наступления. Рассмотрены предприятия, получившие положительный экономический эффект в результате наступления кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Представлено авторское виденье влияния реализации стратегии диверсификации на управление рисками организации методом анализа. Рассмотрен практический опыт реализации диверсификации на предприятии, дана оценка экономической эффективности применения стратегии диверсификации.

Ключевые слова: риски, диверсификация, стратегия, управление рисками

JEL-классификация: M11, M21, L26, D81

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение:

В современной экономической реальности, отличительная особенность которой заключается в постоянно растущей конкуренции на рынках, а также усилении давления факторов внешней среды. В связи с этим всё чаще хозяйствующие субъекты в стратегическом планировании уделяют особое внимание управлению рисками и поиску новых методов их снижения в условиях агрессивной экономической борьбы. Экономическая неопределённость требует от предприятий быстрой реакции на наступление рисковых событий, переформирование стратегических целей и задач в режиме реального времени.

Целью научного исследования является анализ стратегии диверсификации, как эффективного инструмента управления и минимизации рисков на предприятии в условиях экономической неопределенности.

Научная новизна статьи заключается в том, что авторами выявлены специфические характеристики рисков, возникающие при реализации стратегических целей предприятия, как фактора неопределенности в условиях агрессивной экономической борьбы.

Во-первых, современная экономическая реальность отличается высокой степенью неопределенности, высокой вероятностью наступления рисков. Во-вторых, хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью находить новые способы минимизации рисков, уменьшению их воздействия на экономическую деятельность предприятия.

Основная часть:

Рассматривая различные дефиниции диверсификации, можно наблюдать разнообразные трактовки данного понятия. Так, например, определение М.В. Гуцева профилируется на финансовых рынках, автор определяет диверсификацию как распределение капиталовложений между различными валютами [2]. Ю.В. Куренков рассматривает это понятие с упором на отрасль/сферу деятельности [6, с. 202], а определения авторов А. А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда [14, с. 577], а также и Ф. Котлера [5, с. 143] определяют диверсификацию как стратегию, применимую в производственных структурах. А.В. Макаров [7, c. 29] определяет диверсификацию как стратегию, прямо влияющую на повышение конкурентоспособности. Особое внимание хотелось бы уделить трактовке определения диверсификации Е. Е. Румянцевой [12, c. 826]. Авторское виденье процесса диверсификации заключается в изучении специфики понятия стратегии, как комплекса мер влияющих на уменьшение рисков деятельности предприятия.

В современной экономической ситуации проблема управления рисками на предприятии стоит остро, бизнес-субъекты пытаются находить новые методы их нивелирования. Достаточно высокий уровень неопределённости ставит эту проблему перед всеми участниками рынка. Рассмотрим подробнее понятие «риск» и эволюцию суждений разных авторов об этом понятии.

Таблица 1 – Эволюция подходов к трактовке понятия «риск»

Автор (-ы)
Суждение
Р. Кантильон
Прибыли и потери предпринимателя есть следствия риска и неопределенности, сопровождающие его решения [16, c. 952]
Дж. Миль
Н.У Сениор
Вероятность понести убытки и потери от выбранного решения и стратегии деятельности [10, с. 447]
А. Маршалл
А. Пигу
В увязке с теорией предельной полезности считали, что в ситуации неопределенности предприниматель из двух вариантов выбирает тот, который сопрягается с меньшими рисками [9, с. 96]
Дж. Кейнс
Выделил три категории рисков: предпринимательский риск, риск «заимодавца», риск изменения ценности денежной единицы [4]
Р. Хизричи
М. Питерс
Риск – неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, ответственность за него лежит на предпринимателе [15, с. 24].
Г. Мангольдт
Несение риска – важнейшая функция предпринимателя, изучение риска в динамике [8].
Ф. Найт
Риск – измеряемая неопределенность [11, с. 359].
А.П. Альгин
С одной стороны, риск – возможная неудача, опасность, материальная или другая потеря, которые могут наступить в результате претворения в жизнь выбранного решения, с другой стороны – риск отождествляется с предполагаемой удачей, благоприятным исходом [2, с. 187]

Подробный анализ эволюции суждения на категорию «риск» описан в труде авторов М. Л. Альпидовской и Н. К. Савельевой на уровне эволюции экономической теории [2, c. 73]. Анализируя выделенные суждения авторов о риске, М. Л. Альпидовская и Н.К. Савельева утверждают, что в большей мере риск на протяжении эволюционирования способов хозяйствования экономических субъектов понимался как «опасность», тем самым трактуясь узко, однако в текущей экономической реальности риск должен восприниматься как «возможность» наступления определенного события.

Методология исследования:

В настоящее время одним из наиболее вероятных и систематичных по своей природе событий, несущих в себе риск, является кризис в широком понимании. Кризисы в мировой экономике в целом, и в российской экономике в частности, зачастую имеют тесную взаимосвязь. Это подтверждает работа авторов Савельевой Н. К. и Созиновой А. А., в которой выявлены зависимости трансформации хозяйственных систем от мировых финансово-экономических кризисов. В исследовании авторы выявили взаимосвязи между продолжительностью циклов финансовых кризисов и трансформацией хозяйственных систем [13, c. 80-86]. Рассмотрим кризисы в Российской Федерации за последние 30 лет в Таблице 2.

Таблица 2 – Кризисы в российской экономике за последние 30 лет.

Годы
Кризис
Описание
1992–1996
Кризис переходного периода
Вызван процессом реформации плановой экономики в рыночную.
1998
Дефолт
Вызван внутренним и внешним долгами государства, среди которых были не только российские займы, но и взятые на себя обязательства СССР.
2008
Мировой финансовый кризис
Обвал американского рынка деривативов, повлекшую за собой обвал биржи и банкротство системного для мировых финансов банка.
2014–2016
«Санкционный» кризис
Введение санкций против РФ странами «коллективного» Запада.
2020-2022
Пандемия COVID-19
Экономические ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции.
2022
Политический кризис
Проведение СВО (Специальной военной операции) на Украине.
Источник: составлено авторами на основе исторических данных

Таким образом можно констатировать, что наступление кризисов в российской экономике систематично, более того, «бескризисные» периоды с течением времени становятся всё более короткими. Необходимо учитывать, что собранные данные описывают только самые масштабные кризисы и не учитывают многих событий и ситуаций, которые также могли бы влиять на хозяйствующую деятельность субъектов экономики, но в меньшей степени.

Так, можно сказать, что наступление рисков, связанных с кризисом в современной экономике – это событие, которое происходит с определенной периодичностью. Более того, на вероятность наступления события не может кардинально влиять экономическая система, кризисы наступают как в рыночной экономике, так и в плановой, традиционной или командной. Подтверждением этому утверждению служит факт того, что плановая экономика КНР (Китайской Народной Республики), как и других стран мира, пострадала не в меньшей степени. Более того, необходимо учитывать, что кризис – фактор внешней среды, а значит, влияние на наступление этого фактора со стороны экономического субъекта практически отсутствует, однако предприятия в силах реализовывать такую деятельность по управлению рисками, которая будет минимизировать их.

Особенностью кризиса, вызванного пандемией COVID-19, стал рост выручки тех предприятий, которые предоставляли продукты/услуги, наиболее востребованные в условиях пандемии. Примеры таких предприятий представлены в Таблице 3.

Таблица 3 – Примеры предприятий, увеличившие выручку во время пандемии COVID-19 [20]

Сфера деятельности
Пример предприятия
Выручка в 2020 г.
Прирост
Производители дезинфицирующих средств
НПО «Химавтоматика»
(в составе корпорации «Росхимзащита», входит в «Ростех»)
76, 7 млн. руб.
+ 18 044%
Золотодобытчики
ПАО «Полиметалл»
78,7 млрд. руб.
+ 28%
ПАО «Полюс»
142,2 млрд. руб.
+ 33%
Фармацевтические компании
Тверская фармацевтическая фабрика
102, 9 млн. руб.
+ 45%
Поставщики тканей для защитных костюмов и масок
Ткацкая фабрика «Узор»
101, 3 млн. руб.
+ 39%
Производители продуктов питания
Саранский консервный завод
647 млн. руб.
+ 27%
Тульская макаронная фабрика
615, 5 млн. руб.
+ 23%
Производители алкоголя
«Белуга Групп»
26,3 млрд. руб
+ 23%
Абрау-Дюрсо
2, 5 млрд. руб
+ 11%
Телекоммуникационные компании
Ростелеком
155 млрд. руб.
+ 5%
МТС
173, 7 млрд. руб.
+ 5%
Источник: Составлено авторами

Исходя из представленных данных можно увидеть, что достаточно большое количество сфер в экономике получили положительный экономический эффект в результате наступление кризиса, связанного с пандемией COVID-19. Однако, обратим внимание на слова уполномоченной по правам человека Татьяны Москальковой, приведенные в источнике СМИ «Росбалт»: «Первая волна принесла серьезнейшие потери в экономическом плане — 4,5 миллиона ИП, малых и средний предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, обанкротились. Прекратили свое существование» [18]. Такие данные свидетельствуют о том, что гораздо большее число предприятий получили отрицательный экономический эффект от кризиса или вообще прекратили экономическую деятельность.

Однако, некоторые предприятия смогли выжить в условиях экономической неопределенности засечёт переориентации своей деятельности на другие сферы, менее пострадавшие от пандемии. Таких примеров немало среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рассмотрим практический опыт реализации стратегии диверсификации на предприятииООО «Русинформ», работающем на рекламном рынке Кировской области с 2016 года. Для оценки влияния пандемии COVID-19 на развития рынка рекламы, рассмотрим его объем в России с цепными темпами прироста за 2015–2020 гг. в Таблице 4.

Таблица 4 - Объем рынка рекламы в России с цепными темпами прироста 2015–2020 гг. [19]


2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Объем рынка,
млрд. руб.
326
364
417
469
494
473
578
Прирост, %
-
+11,65
+14,56
+12,47
+5,33
-4,2
+ 22,19

Таким образом можно отметить, что в 2020 году рекламный рынок Российской Федерации имел отрицательный прирост, отмечено падение на 4,2%. В большей мере кризис повлиял на те сегменты рекламного рынка, которые представляют собой традиционные методы маркетинга (стационарные конструкции Out Of Home, outdoor-реклама и др.). Предприятие ООО «Русинформ» оказывает именно такие услуги. В ходе стратегического планирования мер по минимизации наступивших рисков, связанных с наступлением кризиса, вызванным пандемией COVID-19, высшее руководство предприятия выбрало стратегию диверсификации, как метод их нивелирования. Компания диверсифицировала деятельность в конце второго квартала 2020 года, внедрив новое направление работы – производство широкоформатной продукции.

Для оценки результативности применения стратегии диверсификации финансовые показатели ООО «Русинформ» представлены в Таблице 5.

Таблица 5 – Финансовые результаты деятельности ООО «Русинформ» 2019–2021 гг. [17]

Показатели
2019 г.
2020 г.
2020 г. к 2019 г., %
2021 г.
2021 г. к 2020 г., %
Выручка, тыс. руб.
12 076
11 931
-1,2%
17 466
+ 46,4%
Себестоимость продаж, тыс. руб.
11 158
10 633
-4,7%
15 541
+ 46,2%
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
918
1 289
+ 40,4%
1 925
+ 49,3%
Налог на прибыль, тыс. руб.
138
194
+ 40,6%
286
+ 47,4%
Чистая прибыль, тыс. руб.
780
1 104
+ 41,5%
1 639
+ 48,5%

Данные финансовой отчетности ООО «Русинформ» свидетельствуют, что в 2020 году компания столкнулась с отрицательным приростом выручки в 1,2 %. Это значение ниже, чем общее падение рынка рекламных услуг в Российской Федерации (4,2 %). Так как стратегия диверсификации была принята руководством в конце второго квартала 2020 года, это не позволило полностью нивелировать падение выручки и получить положительный прирост в 2020 году по отношению к 2019 году. Однако стратегия диверсификации снизила отрицательный эффект пандемии на предприятие. Отдельное внимание стоит обратить на финансовые результаты компании за 2021 год, отмечен прирост выручки на 46,4 %. Это свидетельствует о положительном влиянии диверсификации на предприятие, т.к. общий прирост объема рынка рекламы в РФ в 2021 году по отношению к 2020 году составил 22,19 %, т.е. ООО «Русинформ» в 2021 году показала темпы прироста выше рыночных.

Главной особенностью положительных результатов является скорость реагирования предприятий на меняющуюся экономическую реальность. Компания смогла быстро реорганизовать свою структуру производства и управления, снизив отрицательный эффект кризиса, и получив положительное влияние диверсификации в будущем.

Выводы

Таким образом, стратегия диверсификации характеризуется в первую очередь переориентацией рынков сбыта и расширением ассортимента выпускаемой продукции. Компания ООО «Русинформ» использовала стратегию диверсификации в 2020 году для минимизации рисков от негативного события, влияющего на уменьшение дохода, возникающего из-за неопределенности условий финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Применение этой стратегии в значительной степени снизило падение выручки в кризисный 2020 год, и дало положительное влияние на будущие периоды. Уже в 2021 году компания зафиксировала прирост выручки на 46,4%. Это значение опередило общие темпы прироста объема рынка рекламы в Российской Федерации. Проведенный анализ свидетельствует о том, что стратегия диверсификации может являться эффективным инструментом управления рисками предприятия в современной экономике и иметь положительное влияние на финансово-экономическую деятельность.

Учитывая, что стратегия диверсификации является эффективным инструментом управления рисками в условиях экономической неопределенности предприятию необходимо точно оценить свои возможности. Проведённый анализ показал, что диверсификация производства и выход на новые рынки сбыта может дать положительный экономический эффект даже в условиях кризиса (Таблица 5).

Дополнительно следует отметить, что данная тема требует детального изучения и может быть объектом дальнейших научных исследований на других рынках и сферах экономики.


Источники:

1. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М. : Мысль, 2007.
2. Альпидовская М. Л. , Савельева Н. К. Риск-ориентированный подход к маркетинговому управлению конкуренцией: концептуальные и методические аспекты / Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020.
3. Гуцев М.В. Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Диверсификация на высокотехнологичных предприятиях. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-na-vysokotehnologichnyh-predpriyatiyah (дата обращения: 09.10.2022)
4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Эксмо. 2007
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Котлер Ф., ред. Макарова Н. М. – Москва: ВИЛЬЯМС, 2017.
6. Куренков Ю. В. Модернизация российской экономики: структурный потенциал / [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2011-02-069-modernizatsiya-rossiyskoy-ekonomiki-strukturnyy-potentsial-kurenkov-yu-v-petrov-v-k-kondratiev-v-b-i-dr-otv-red-ivanova-n-i-in-t (дата обращения: 09.10.2022)
7. Макаров А. В., Гарифуллин А.Р. Диверсификация как инструмент развития современного предприятия. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-kak-instrument-razvitiya-sovremennogo-predpriyatiya (дата обращения: 09.10.2022)
8. Мангольдт Г. Действительное назначение предпринимателя и истинная природа предпринимательской прибыли. 1855.
9. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. М.: Прогресс, 2015.
10. Миль Дж.С. Основы политической экономии: в 3 т. / пер. с англ. В.Б. Боброва и др.; общ. ред. А.Г. Милейковского. М., 1981.
11. Найт Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль / Ф.Х. Найт; пер. с англ. М.Я. Каждана; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Россия центр эволюц. экономики. М. : Дело, 2003 (ФГУП Моск. тип. ј 6).
12. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, - 2020.
13. Савельева Н. К. Анализ влияния мирового финансово- экономического кризиса на трансформацию хозяйственных систем / Н. К. Савельева, А. А. Созинова // Теоретическая экономика. – 2020. – № 5(65).
14. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 577 c.
15. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха // Предприниматель и предпринимательство. Вып. 1 М.,1993.
16. Cantilon R. Essaisurta nature du commences en general. Paris. 1755.
17. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности URL: https://bo.nalog.ru./organizations-card/9753487#financialResult (дата обращения: 12.10.2022)
18. Названо число обанкротившихся за время пандемии предприятий в РФ, 2020 г. URL: https://www.rosbalt.ru/business/2020/12/10/1877457.html (дата обращения: 10.10.2022)
19. Объем российского рекламного рынка в 2001–2020 гг. URL: https://www.akarussia.ru/vol_1 (дата обращения: 11.10.2022)
20. Рост во время чумы: какие предприятия увеличили выручку в период пандемии, 2020 г. URL: https://www.forbes.ru/biznes-photogallery/410641-rost-vo-vremya-chumy-kakie-predpriyatiya-uvelichili-vyruchku-v-period (дата обращения: 10.10.2022)

Страница обновлена: 09.04.2024 в 00:24:53