Diversification strategy as an effective enterprise risk management tool in the modern economy
Kryukova A.D.1, Saveleva N.K.1, Meteleva O.A.1
1 Вятский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 26
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 11 (November 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50051431
Abstract:
The article reveals the authors' point of view on the concepts of "diversification" and "risk". The authors' vision of the crisis phenomena in the Russian Federation over the past 30 years is presented; the frequency of their occurrence is noted. Enterprises that have received a positive economic effect as a result of the crisis caused by the COVID-19 pandemic are considered. The authors' vision of the diversification strategy impact on the risk management of the organization is presented. The practical experience of the implementation of diversification at the enterprise is considered; an assessment of the economic efficiency of the diversification strategy is given.
Keywords: risks, diversification, strategy, risk management
JEL-classification: M11, M21, L26, D81
Введение:
В современной экономической реальности, отличительная особенность которой заключается в постоянно растущей конкуренции на рынках, а также усилении давления факторов внешней среды. В связи с этим всё чаще хозяйствующие субъекты в стратегическом планировании уделяют особое внимание управлению рисками и поиску новых методов их снижения в условиях агрессивной экономической борьбы. Экономическая неопределённость требует от предприятий быстрой реакции на наступление рисковых событий, переформирование стратегических целей и задач в режиме реального времени.
Целью научного исследования является анализ стратегии диверсификации, как эффективного инструмента управления и минимизации рисков на предприятии в условиях экономической неопределенности.
Научная новизна статьи заключается в том, что авторами выявлены специфические характеристики рисков, возникающие при реализации стратегических целей предприятия, как фактора неопределенности в условиях агрессивной экономической борьбы.
Во-первых, современная экономическая реальность отличается высокой степенью неопределенности, высокой вероятностью наступления рисков. Во-вторых, хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью находить новые способы минимизации рисков, уменьшению их воздействия на экономическую деятельность предприятия.
Основная часть:
Рассматривая различные дефиниции диверсификации, можно наблюдать разнообразные трактовки данного понятия. Так, например, определение М.В. Гуцева профилируется на финансовых рынках, автор определяет диверсификацию как распределение капиталовложений между различными валютами [2]. Ю.В. Куренков рассматривает это понятие с упором на отрасль/сферу деятельности [6, с. 202], а определения авторов А. А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда [14, с. 577], а также и Ф. Котлера [5, с. 143] определяют диверсификацию как стратегию, применимую в производственных структурах. А.В. Макаров [7, c. 29] определяет диверсификацию как стратегию, прямо влияющую на повышение конкурентоспособности. Особое внимание хотелось бы уделить трактовке определения диверсификации Е. Е. Румянцевой [12, c. 826]. Авторское виденье процесса диверсификации заключается в изучении специфики понятия стратегии, как комплекса мер влияющих на уменьшение рисков деятельности предприятия.
В современной экономической ситуации проблема управления рисками на предприятии стоит остро, бизнес-субъекты пытаются находить новые методы их нивелирования. Достаточно высокий уровень неопределённости ставит эту проблему перед всеми участниками рынка. Рассмотрим подробнее понятие «риск» и эволюцию суждений разных авторов об этом понятии.
Таблица 1 – Эволюция подходов к трактовке понятия «риск»
Автор
(-ы)
|
Суждение
|
Р.
Кантильон
|
Прибыли и потери предпринимателя есть
следствия риска и неопределенности, сопровождающие его решения [16, c. 952]
|
Дж.
Миль
Н.У Сениор |
Вероятность
понести убытки и потери от выбранного решения и стратегии деятельности [10,
с. 447]
|
А.
Маршалл
А. Пигу |
В увязке с теорией предельной
полезности считали, что в ситуации неопределенности предприниматель из двух
вариантов выбирает тот, который сопрягается с меньшими рисками [9, с. 96]
|
Дж.
Кейнс
|
Выделил три категории рисков:
предпринимательский риск, риск «заимодавца», риск изменения ценности денежной
единицы [4]
|
Р.
Хизричи
М. Питерс |
Риск – неотъемлемая часть
предпринимательской деятельности, ответственность за него лежит на
предпринимателе [15, с. 24].
|
Г.
Мангольдт
|
Несение
риска – важнейшая функция предпринимателя, изучение риска в динамике [8].
|
Ф.
Найт
|
Риск
– измеряемая неопределенность [11, с. 359].
|
А.П.
Альгин
|
С
одной стороны, риск – возможная неудача, опасность, материальная или другая
потеря, которые могут наступить в результате претворения в жизнь выбранного
решения, с другой стороны – риск отождествляется с предполагаемой удачей,
благоприятным исходом [2, с. 187]
|
Подробный анализ эволюции суждения на категорию «риск» описан в труде авторов М. Л. Альпидовской и Н. К. Савельевой на уровне эволюции экономической теории [2, c. 73]. Анализируя выделенные суждения авторов о риске, М. Л. Альпидовская и Н.К. Савельева утверждают, что в большей мере риск на протяжении эволюционирования способов хозяйствования экономических субъектов понимался как «опасность», тем самым трактуясь узко, однако в текущей экономической реальности риск должен восприниматься как «возможность» наступления определенного события.
Методология исследования:
В настоящее время одним из наиболее вероятных и систематичных по своей природе событий, несущих в себе риск, является кризис в широком понимании. Кризисы в мировой экономике в целом, и в российской экономике в частности, зачастую имеют тесную взаимосвязь. Это подтверждает работа авторов Савельевой Н. К. и Созиновой А. А., в которой выявлены зависимости трансформации хозяйственных систем от мировых финансово-экономических кризисов. В исследовании авторы выявили взаимосвязи между продолжительностью циклов финансовых кризисов и трансформацией хозяйственных систем [13, c. 80-86]. Рассмотрим кризисы в Российской Федерации за последние 30 лет в Таблице 2.
Таблица 2 – Кризисы в российской экономике за последние 30 лет.
Годы
|
Кризис
|
Описание
|
1992–1996
|
Кризис
переходного периода
|
Вызван
процессом реформации плановой экономики в рыночную.
|
1998
|
Дефолт
|
Вызван
внутренним и внешним долгами государства, среди которых были не только
российские займы, но и взятые на себя обязательства СССР.
|
2008
|
Мировой
финансовый кризис
|
Обвал
американского рынка деривативов, повлекшую за собой обвал биржи и банкротство
системного для мировых финансов банка.
|
2014–2016
|
«Санкционный»
кризис
|
Введение
санкций против РФ странами «коллективного» Запада.
|
2020-2022
|
Пандемия
COVID-19
|
Экономические
ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции.
|
2022
|
Политический
кризис
|
Проведение
СВО (Специальной военной операции) на Украине.
|
Таким образом можно констатировать, что наступление кризисов в российской экономике систематично, более того, «бескризисные» периоды с течением времени становятся всё более короткими. Необходимо учитывать, что собранные данные описывают только самые масштабные кризисы и не учитывают многих событий и ситуаций, которые также могли бы влиять на хозяйствующую деятельность субъектов экономики, но в меньшей степени.
Так, можно сказать, что наступление рисков, связанных с кризисом в современной экономике – это событие, которое происходит с определенной периодичностью. Более того, на вероятность наступления события не может кардинально влиять экономическая система, кризисы наступают как в рыночной экономике, так и в плановой, традиционной или командной. Подтверждением этому утверждению служит факт того, что плановая экономика КНР (Китайской Народной Республики), как и других стран мира, пострадала не в меньшей степени. Более того, необходимо учитывать, что кризис – фактор внешней среды, а значит, влияние на наступление этого фактора со стороны экономического субъекта практически отсутствует, однако предприятия в силах реализовывать такую деятельность по управлению рисками, которая будет минимизировать их.
Особенностью кризиса, вызванного пандемией COVID-19, стал рост выручки тех предприятий, которые предоставляли продукты/услуги, наиболее востребованные в условиях пандемии. Примеры таких предприятий представлены в Таблице 3.
Таблица 3 – Примеры предприятий, увеличившие выручку во время пандемии COVID-19 [20]
Сфера деятельности
|
Пример предприятия
|
Выручка в 2020 г.
|
Прирост
|
Производители
дезинфицирующих средств
|
НПО
«Химавтоматика»
(в составе корпорации «Росхимзащита», входит в «Ростех») |
76, 7 млн. руб.
|
+ 18 044%
|
Золотодобытчики
|
ПАО
«Полиметалл»
|
78,7 млрд. руб.
|
+ 28%
|
ПАО
«Полюс»
|
142,2 млрд. руб.
|
+ 33%
| |
Фармацевтические
компании
|
Тверская
фармацевтическая фабрика
|
102, 9 млн. руб.
|
+ 45%
|
Поставщики
тканей для защитных костюмов и масок
|
Ткацкая
фабрика «Узор»
|
101, 3 млн. руб.
|
+ 39%
|
Производители
продуктов питания
|
Саранский
консервный завод
|
647 млн. руб.
|
+ 27%
|
Тульская
макаронная фабрика
|
615, 5 млн. руб.
|
+ 23%
| |
Производители
алкоголя
|
«Белуга
Групп»
|
26,3 млрд. руб
|
+ 23%
|
Абрау-Дюрсо
|
2, 5 млрд. руб
|
+ 11%
| |
Телекоммуникационные
компании
|
Ростелеком
|
155 млрд. руб.
|
+ 5%
|
МТС
|
173, 7 млрд. руб.
|
+ 5%
|
Исходя из представленных данных можно увидеть, что достаточно большое количество сфер в экономике получили положительный экономический эффект в результате наступление кризиса, связанного с пандемией COVID-19. Однако, обратим внимание на слова уполномоченной по правам человека Татьяны Москальковой, приведенные в источнике СМИ «Росбалт»: «Первая волна принесла серьезнейшие потери в экономическом плане — 4,5 миллиона ИП, малых и средний предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, обанкротились. Прекратили свое существование» [18]. Такие данные свидетельствуют о том, что гораздо большее число предприятий получили отрицательный экономический эффект от кризиса или вообще прекратили экономическую деятельность.
Однако, некоторые предприятия смогли выжить в условиях экономической неопределенности засечёт переориентации своей деятельности на другие сферы, менее пострадавшие от пандемии. Таких примеров немало среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Рассмотрим практический опыт реализации стратегии диверсификации на предприятииООО «Русинформ», работающем на рекламном рынке Кировской области с 2016 года. Для оценки влияния пандемии COVID-19 на развития рынка рекламы, рассмотрим его объем в России с цепными темпами прироста за 2015–2020 гг. в Таблице 4.
Таблица 4 - Объем рынка рекламы в России с цепными темпами прироста 2015–2020 гг. [19]
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Объем рынка,
млрд. руб. |
326
|
364
|
417
|
469
|
494
|
473
|
578
|
Прирост, %
|
-
|
+11,65
|
+14,56
|
+12,47
|
+5,33
|
-4,2
|
+ 22,19
|
Таким образом можно отметить, что в 2020 году рекламный рынок Российской Федерации имел отрицательный прирост, отмечено падение на 4,2%. В большей мере кризис повлиял на те сегменты рекламного рынка, которые представляют собой традиционные методы маркетинга (стационарные конструкции Out Of Home, outdoor-реклама и др.). Предприятие ООО «Русинформ» оказывает именно такие услуги. В ходе стратегического планирования мер по минимизации наступивших рисков, связанных с наступлением кризиса, вызванным пандемией COVID-19, высшее руководство предприятия выбрало стратегию диверсификации, как метод их нивелирования. Компания диверсифицировала деятельность в конце второго квартала 2020 года, внедрив новое направление работы – производство широкоформатной продукции.
Для оценки результативности применения стратегии диверсификации финансовые показатели ООО «Русинформ» представлены в Таблице 5.
Таблица 5 – Финансовые результаты деятельности ООО «Русинформ» 2019–2021 гг. [17]
Показатели
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2020 г. к 2019 г., %
|
2021 г.
|
2021 г. к 2020 г., %
|
Выручка, тыс. руб.
|
12 076
|
11 931
|
-1,2%
|
17 466
|
+ 46,4%
|
Себестоимость продаж, тыс. руб.
|
11 158
|
10 633
|
-4,7%
|
15 541
|
+ 46,2%
|
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
|
918
|
1 289
|
+ 40,4%
|
1 925
|
+ 49,3%
|
Налог на прибыль, тыс. руб.
|
138
|
194
|
+ 40,6%
|
286
|
+ 47,4%
|
Чистая прибыль, тыс. руб.
|
780
|
1 104
|
+ 41,5%
|
1 639
|
+ 48,5%
|
Данные финансовой отчетности ООО «Русинформ» свидетельствуют, что в 2020 году компания столкнулась с отрицательным приростом выручки в 1,2 %. Это значение ниже, чем общее падение рынка рекламных услуг в Российской Федерации (4,2 %). Так как стратегия диверсификации была принята руководством в конце второго квартала 2020 года, это не позволило полностью нивелировать падение выручки и получить положительный прирост в 2020 году по отношению к 2019 году. Однако стратегия диверсификации снизила отрицательный эффект пандемии на предприятие. Отдельное внимание стоит обратить на финансовые результаты компании за 2021 год, отмечен прирост выручки на 46,4 %. Это свидетельствует о положительном влиянии диверсификации на предприятие, т.к. общий прирост объема рынка рекламы в РФ в 2021 году по отношению к 2020 году составил 22,19 %, т.е. ООО «Русинформ» в 2021 году показала темпы прироста выше рыночных.
Главной особенностью положительных результатов является скорость реагирования предприятий на меняющуюся экономическую реальность. Компания смогла быстро реорганизовать свою структуру производства и управления, снизив отрицательный эффект кризиса, и получив положительное влияние диверсификации в будущем.
Выводы
Таким образом, стратегия диверсификации характеризуется в первую очередь переориентацией рынков сбыта и расширением ассортимента выпускаемой продукции. Компания ООО «Русинформ» использовала стратегию диверсификации в 2020 году для минимизации рисков от негативного события, влияющего на уменьшение дохода, возникающего из-за неопределенности условий финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Применение этой стратегии в значительной степени снизило падение выручки в кризисный 2020 год, и дало положительное влияние на будущие периоды. Уже в 2021 году компания зафиксировала прирост выручки на 46,4%. Это значение опередило общие темпы прироста объема рынка рекламы в Российской Федерации. Проведенный анализ свидетельствует о том, что стратегия диверсификации может являться эффективным инструментом управления рисками предприятия в современной экономике и иметь положительное влияние на финансово-экономическую деятельность.
Учитывая, что стратегия диверсификации является эффективным инструментом управления рисками в условиях экономической неопределенности предприятию необходимо точно оценить свои возможности. Проведённый анализ показал, что диверсификация производства и выход на новые рынки сбыта может дать положительный экономический эффект даже в условиях кризиса (Таблица 5).
Дополнительно следует отметить, что данная тема требует детального изучения и может быть объектом дальнейших научных исследований на других рынках и сферах экономики.
References:
Algin A.P. (2007). Risk i ego rol v obshchestvennoy zhizni [Risk and its role in public life] M.: Mysl. (in Russian).
Alpidovskaya M.L., Saveleva N.K. (2020). Risk-orientirovannyy podkhod k marketingovomu upravleniyu konkurentsiey: kontseptualnye i metodicheskie aspekty [Risk-oriented approach to marketing competition management: conceptual and methodological aspects]. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (4(52)). 72-80. (in Russian). doi: 10.26456/2219-1453/2020.4.072-080.
Cantilon R. (1755). Essaisurta nature du commences en general Paris.
Gutsev M.V. (2011). Diversifikatsiya na vysokotekhnologichnyh predpriyatiyakh [Diversification in high-tech enterprises]. Current problems of the humanities and natural sciences. (10). 73-78. (in Russian).
Keyns Dzh.M. (2007). Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg [The General Theory of Employment, Interest and Money] M.: Eksmo. (in Russian).
Khizrich R., Piters M. (1993). Predprinimatelstvo, ili kak zavesti sobstvennoe delo i dobitsya uspekha [Entrepreneurship, or how to start your own business and succeed]. Predprinimatel i predprinimatelstvo. (1). (in Russian).
Kotler F. (2017). Osnovy marketinga [Marketing] M.: Vilyams. (in Russian).
Kurenkov Yu.V. i dr. (2010). Modernizatsiya rossiyskoy ekonomiki: strukturnyy potentsial [Modernization of the Russian economy: structural potential] M.: Institut mirovoy ekonomiki i mezhdunarodnyh otnosheniy RAN. (in Russian).
Makarov A. V., Garifullin A.R. (2010). Diversifikatsiya kak instrument razvitiya sovremennogo predpriyatiya [Diversification as a tool for the development of a modern enterprise]. Journal of the Ural State University of Economics. (1(27)). 27-36. (in Russian).
Mangoldt G. (1855). Deystvitelnoe naznachenie predprinimatelya i istinnaya priroda predprinimatelskoy pribyli [The real purpose of the entrepreneur and the true nature of entrepreneurial profit] (in Russian).
Marshall A. (2015). Printsipy ekonomicheskoy nauki [Principles of economics] M.: Progress. (in Russian).
Mil Dzh.S. (1981). Osnovy politicheskoy ekonomii [Fundamentals of political economy] M.: Progress. (in Russian).
Nayt F.Kh. (2003). Risk, neopredelennost i pribyl [Risk, uncertainty and profit] M.: Delo. (in Russian).
Rumyantseva E.E. (2020). Novaya ekonomicheskaya entsiklopediya [The New Economic Encyclopedia] M.: INFRA-M. (in Russian).
Saveleva N.K., Sozinova A.A. (2020). Analiz vliyaniya mirovogo finansovo- ekonomicheskogo krizisa na transformatsiyu khozyaystvennyh sistem [Analysis of the influence of the world financial-economic crisis on the transformation of economic systems]. Theoretical economy. (5(65)). 80-86. (in Russian).
Tompson A.A., Striklend A.Dzh. (2017). Strategicheskiy menedzhment. Iskusstvo razrabotki i realizatsii strategii [Strategic management. Art of strategy development and implementation] Moscow: YuNITI-DANA. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 08:12:29