Развитие авиационной отрасли в России на фоне глобальных геополитических изменений
Шманев С.В.1![]()
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 7 (Июль 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82909604
Аннотация:
Авиационная отрасль России представляет собой один из ключевых элементов транспортной инфраструктуры, имеющий стратегическое значение для обеспечения связности территорий, национальной безопасности, экономической устойчивости и технологической независимости. На фоне глобальных геополитических изменений, экономических санкций и растущей конкуренции на международных рынках анализ текущего состояния и формирование реалистичных прогнозов развития отрасли приобретают особую значимость. В статье предлагается анализ состояния авиационной отрасли Российской Федерации, выявление системных проблем и факторов риска, а также формирование прогностической модели на период до 2030 года с учетом различных сценарных условий. В процессе анализа используются данные федеральных органов статистики (Росстат, Росавиация), отраслевых министерств (Минтранс РФ, Минпромторг РФ), а также международных организаций (ICAO, IATA) и стратегических документов, таких как Стратегия развития транспортной отрасли РФ до 2030 года.
Ключевые слова: авиационная отрасль, риски, импортозависимость, управление, прогнозирование
JEL-классификация: L91, O38, P11
Введение. Авиационная отрасль России имеет богатую и сложную историю, тесно связанную с экономическим, научным и оборонным развитием страны. Формирование авиационной промышленности началось ещё в дореволюционный период, однако подлинное становление пришлось на советскую эпоху, в особенности на годы после Великой Отечественной войны.
В 1920-е годы СССР создал первые авиационные заводы, а в 1930–1940-х годах произошло бурное развитие авиационной промышленности, вызванное необходимостью обеспечения обороноспособности государства. Заводы, такие как КБ Туполева, Илюшина, Яковлева и Микояна, стали символами инженерной мощи страны. К 1980-м годам Советский Союз обладал одной из самых развитых авиационных систем в мире: производились как гражданские, так и военные воздушные суда, а гражданская авиация (Аэрофлот) была крупнейшей в мире по количеству перевезённых пассажиров.
Распад СССР в 1991 году стал тяжёлым ударом для отрасли. Производственные цепочки были разрушены, большая часть пассажиропотока была утеряна, а авиапредприятия столкнулись с хроническим недофинансированием. В 1990–2000-х годах наблюдался спад объёмов перевозок и деградация производственной базы. Однако уже к середине 2000-х годов начался этап восстановления, чему способствовало создание Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), а также запуск программ разработки новых отечественных самолётов (например, Sukhoi Superjet 100).
С 2010-х годов происходило постепенное увеличение пассажиропотока. В 2019 году российские авиакомпании перевезли более 128 млн пассажиров, что стало рекордом постсоветского периода. [3] Однако пандемия COVID-19 в 2020 году и последующие санкции 2022 года вновь стали серьёзными вызовами: произошла потеря доступа к поставкам зарубежных комплектующих, прекратились поставки Boeing и Airbus, а западные лизингодатели потребовали возврата самолётов.
Ответом на эти вызовы стали меры по активизации импортозамещения, перезапуск проектов МС-21 и Ил-114, расширение производства отечественной авионики и агрегатов. Также государством разработана Стратегия развития транспортной отрасли до 2030 года, включающая приоритетные цели по техническому переоснащению авиационного сектора [1].
Актуальность темы исследования. Современные геополитические трансформации, сопровождаемые ужесточением внешнеполитических и экономических ограничений, оказывают существенное влияние на ключевые сектора национальной экономики, включая авиационную отрасль. В условиях необходимости переориентации логистических потоков, импортозамещения, обеспечения технологического суверенитета и сохранения транспортной связности обширных территорий Российской Федерации, изучение устойчивости и потенциала развития авиационной отрасли приобретает стратегическое значение. Сложившаяся ситуация требует не только оперативной адаптации к внешним вызовам, но и выработки долгосрочной научно обоснованной модели развития отрасли в условиях неопределённости.
Проблемами, связанными с анализом состояния и перспектив развития авиационной отрасли России, занимаются многие отечественные специалисты в области авиации и экономики. Теоретические и практические аспекты, включая вопросы устойчивого развития, кадрового обеспечения, цифровой трансформации и интеграции в международное разделение труда, рассматриваются в работах следующих экономистов и исследователей: Аврамчикова В. М., Тимоховича А. С., Рожнова И.П. [10](Avramchikova, Timokhovich, Rozhnova, 2019), Глазковой И. С., Лопатковой Я. А. [11] (Glazkova, Lopatkova , 2023), Ларина О. Н. [12] (Larina, 2021), Матюха С. В. [14] (Matyukha, 2023), Соколовой Ю. Д. [17] (Sokolova, 2022) и многих других.
Эти исследования предоставляют ценный вклад в понимание текущего состояния и перспектив развития авиационной отрасли России, особенно в контексте глобальных геополитических изменений и технологических вызовов.
Научный пробел. Несмотря на наличие ряда исследований, посвящённых анализу состояния авиационной отрасли России, в научной литературе по-прежнему отсутствуют комплексные работы, интегрирующие макроэкономический, институциональный, технологический и геополитический аспекты в единую прогностическую рамку. Отсутствует сценарный анализ развития отрасли с учётом международной изоляции, ограничения доступа к критически важным компонентам и трансформации глобальных авиационных рынков.
Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в комплексной оценке текущего состояния авиационной отрасли Российской Федерации, выявлении системных рисков и ограничений, а также в разработке прогностической модели развития отрасли до 2030 года с учётом вариативности геополитических сценариев и экономических ограничений.
Научная новизна. Научная новизна работы заключается в обосновании ключевых направлений технологической трансформации и стратегического импортозамещения на основе использования многоуровневого подхода, включающего институциональный, отраслевой и макроэкономический уровни анализа.
Авторская гипотеза. Предполагается, что при условии реализации целевых программ технологического суверенитета, институциональной поддержки отечественного авиапрома и диверсификации внешнеэкономических связей, авиационная отрасль РФ способна преодолеть текущие кризисные явления и выйти на траекторию устойчивого роста к 2030 году, несмотря на неблагоприятные внешнеполитические условия.
Методология исследования. Методологическая основа исследования включает системный анализ и структурно-функциональный подход к оценке отраслевых трансформаций, методы сравнительного анализа, а также сценарное прогнозирование на основе данных федеральных органов статистики и материалов отраслевых министерств
Историческое развитие отрасли можно охарактеризовать как синусоидальное: периоды мощного роста и технологического лидерства сменялись кризисами и стагнацией, что подчёркивает необходимость системного подхода к дальнейшему развитию воздушного транспорта и авиапрома России.
Современное состояние авиационной отрасли России определяется совокупностью внутренних и внешних факторов, включая геополитические вызовы, санкционное давление, технологическую трансформацию и изменения в спросе на пассажирские и грузовые перевозки. Отрасль включает гражданскую, военную, деловую, региональную авиацию, а также сегмент беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) [12] (Larina, 2021), [13] (Matyukha, 2020), [14] (Matyukha, 2023).
По данным Росавиации, в 2023 году пассажиропоток российских авиакомпаний составил около 95 млн человек, что всё ещё ниже докризисного уровня 2019 года (128 млн пассажиров) [2]. (рис.1). Основными перевозчиками остаются «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «Россия», «Победа». При этом в условиях санкционного давления сократилось количество международных рейсов и повысилась значимость внутренней маршрутной сети, особенно в отдалённых и труднодоступных регионах.
Авиапарк России в значительной степени сформирован за счёт импортных воздушных судов. До 2022 года около 70% парка составляли самолёты Boeing и Airbus, находящиеся в лизинге. После введения санкций поставки новых самолётов были прекращены, а многие лизингодатели потребовали возврата ранее поставленных машин. Это создало острую потребность в ускоренной локализации производства и развитии отечественной линейки: МС-21, Superjet New, Ил-114-300 и др. [4].
Рисунок 1. Динамика пассажиропотока по годам (млн чел)
Источник: Росавиация, открытые данные
По данным Минпромторга, в 2023 году в России произведено 21 гражданское воздушное судно. Ожидается, что к 2030 году эта цифра вырастет до 110 в год в рамках Программы развития авиационной промышленности [5]. Основные производственные центры сосредоточены в Комсомольске-на-Амуре, Ульяновске, Казани и Иркутске.
Региональная авиация развивается крайне неравномерно. На Дальнем Востоке и в Сибири сохраняется высокая зависимость от субсидий и малой авиации. В отдельных субъектах (Якутия, Чукотка, Камчатка) авиация — единственное круглогодичное средство транспортного сообщения. Однако флот малой авиации устарел, а уровень безопасности и рентабельности рейсов остаётся низким.
Военная и специальная авиация остаются вне санкционного регулирования, однако косвенно страдают от технологических ограничений. При этом в сегменте БПЛА наблюдается рост числа отечественных разработок (например, «Орлан-10», «Иноходец»), и с 2022 года резко возросли государственные инвестиции в создание инфраструктуры и производственных мощностей для беспилотников.
Таким образом, текущее состояние отрасли можно охарактеризовать как турбулентное, с высокой степенью зависимости от государственной поддержки и необходимостью срочного импортозамещения. В то же время, кризис открыл возможности для технологического рывка и переосмысления стратегических приоритетов развития отрасли.
Авиационная отрасль России сталкивается с множеством вызовов, оказывающих влияние на её устойчивость, конкурентоспособность и технологическое развитие. Сложности обусловлены как внутренними, так и внешними факторами, включая санкционное давление, ограниченный доступ к технологиям, дефицит кадров и структурные дисбалансы (рис.2).
Рисунок 2. Тренды в авиации: внутренняя перевозка и доля отечественных ВС
Источник: аналитическая обработка на основе данных Росавиации и Минтранса РФ
Среди наиболее ярко выраженных проблем можно выделить:
- технические и технологические;
- экономические барьеры;
- кадровый дефицит;
- регулирование и сертификация;
- геополитическое давление.
Импортозависимость критически влияет на работоспособность парка воздушных судов. До 2022 года около 70% гражданского авиапарка состояло из иностранных самолётов, большинство которых обслуживались за рубежом. Ограничение поставок запчастей и программного обеспечения привело к необходимости организации параллельного импорта и поиска альтернатив. Многие системы, включая авионику, силовые установки и шасси, до сих пор не имеют полноценного отечественного аналога [4].
Отрасль испытывает высокую зависимость от государственного финансирования. Стоимость лизинга, эксплуатации и технического обслуживания значительно возросла после ухудшения условий внешнего финансирования. По данным Счётной палаты РФ, в 2023 году более 30% авиакомпаний завершили год с убытком, а задолженность по субсидиям на региональные маршруты превышала 10 млрд рублей [6].
Ощущается нехватка квалифицированных пилотов, инженеров, авиамехаников и специалистов по IT-сопровождению авиасистем. Миграция специалистов, уход иностранных партнёров и возрастной дисбаланс в отрасли усугубляют ситуацию. В частности, по данным Минобрнауки, до 40% выпускников авиационных вузов не идут работать по специальности [7].
Система сертификации воздушных судов и комплектующих требует обновления с учётом перехода на национальные стандарты. Многие компоненты, ранее проходившие сертификацию в рамках EASA, теперь требуют адаптации к стандартам ФАУ «Авиарегистр России». Это замедляет внедрение новых разработок и увеличивает сроки производства.
Международные санкции привели к изоляции от глобального авиационного рынка. Это повлияло на лизинг, техническую поддержку, доступ к кредитным ресурсам, а также на участие российских компаний в международных кооперационных проектах. Тем не менее, по словам вице-премьера Юрия Борисова, «импортозамещение в авиации должно стать точкой роста для всей промышленности страны» [10] (Borisov, 2023).
В совокупности все перечисленные проблемы создают необходимость комплексного подхода к реформированию отрасли и активизации поддержки со стороны государства, в том числе через механизмы прямого финансирования, налоговые льготы и создание национальной инженерной школы в авиации [9] (Avramchikova, Timokhovich, Rozhnova, 2019), [11] (Glazkova, Lopatkova, 2023).
Одновременно, решение проблем возможно в плоскости среднесрочного горизонта прогнозирования развития авиационной отрасли России до 2030 года с учетом множества факторов: геополитических, технологических, экономических, а также социальной востребованности авиационного транспорта. Возьмем за основу два подхода: стратегический (на основе государственных программ) и сценарный (с учётом возможных изменений условий).
Стратегический подход лег в основу Стратегии развития транспортной отрасли до 2030 года, утверждённой Минтрансом РФ, в соответствии с которой к 2030 году планируется:
- увеличение внутреннего пассажиропотока до 150 млн человек в год;
- рост доли отечественных самолётов в парке до 70%;
- производство более 110 воздушных судов в год (МС-21, Superjet New, Ил-114 и др.);
- создание 25 новых региональных аэропортов и модернизация ещё 50 [1].
Заключение
Если попытаться составить возможные сценарии по оптимистическому, реалистичному и пессимистичному вариантам, получим следующие прогнозные решения.
Оптимистичный: снятие части ограничений, успешное импортозамещение, рост инвестиций. Пассажиропоток — 160 млн чел/год, 75% отечественных ВС.
Реалистичный (базовый): умеренные темпы локализации, сохранение санкций, поддержка за счёт субсидий. Пассажиропоток — 140 млн чел/год, 60% отечественных ВС.
Пессимистичный: усугубление санкций, технические сбои, отставание производства. Пассажиропоток — 110 млн чел/год, 40% отечественных ВС.
При этом, в сравнении с другими странами (Киай, Турция) мы значительно отстаем. Китай, например, планирует к 2035 году полностью перейти на собственные воздушные суда (С919, ARJ21), развивая национальную сеть перевозок. Турция активно инвестирует в авиастроение и развитие хаба в Стамбуле. В этом контексте России необходимо синхронизировать темпы модернизации с партнёрами по ЕАЭС и БРИКС.
Развитие нашей отечественной авиационной отрасли возможно при соблюдении ряда условий [15] (Nikitin, Cherner, 2012), [16] (Pinchuk, Zanchev, 2023) [17] (Sokolova, 2022) [18] (Fokeev, Ruzhanskaya, 2020) [19] 9 Yurovskikh, Slukina, 2021):
- продолжение господдержки;
- международное сотрудничество с дружественными странами;
- создание устойчивой технологической независимости.
В числе системных мер можно предложить:
- стимулирование инженерного образования и подготовки кадров;
- поддержка лизинга и страхования отечественных воздушных судов;
- упрощение процедур сертификации и технологической экспертизы;
- развитие внутрироссийских авиамаршрутов, особенно в труднодоступные регионы.
При грамотном управлении, опоре на собственные ресурсы и интеграции с дружественными странами, Россия способна не только преодолеть текущие трудности, но и укрепить позиции на мировом авиационном рынке, обеспечив технологический и транспортный суверенитет.
Таким образом, к 2030 году при благоприятных условиях Россия сможет обеспечить передовые позиции в авиационной сфере, создав устойчивую, самодостаточную и конкурентоспособную авиационную систему [9].
Источники:
2. Отчёт о деятельности за 2019 год. Росавиация. [Электронный ресурс]. URL: https://favt.gov.ru/dejatelnost-avia/otchety/2019 (дата обращения: 16.04.2025).
3. Статистика перевозок за 2023 год. Росавиация. [Электронный ресурс]. URL: https://favt.gov.ru/statistics (дата обращения: 16.04.2025).
4. Программа импортозамещения в авиационной промышленности. Минпромторг РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 16.04.2025).
5. Программа развития авиационной промышленности до 2030 года. Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/47450 (дата обращения: 16.04.2025).
6. Отчёт о результатах анализа бюджетных расходов на гражданскую авиацию. Счётная палата РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://audit.gov.ru (дата обращения: 16.04.2025).
7. Анализ трудоустройства выпускников авиационных вузов. Минобрнауки РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 16.04.2025).
8. Прогноз социально-экономического развития. Аналитический центр при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru (дата обращения: 16.04.2025).
9. Аврамчиков В.М., Тимохович А.С., Рожнов И.П. Цифровая трансформация в авиационной промышленности: вызовы и возможности // European Science. – 2019. – № 4(47). – c. 42-46.
10. Борисов Ю.И. Интервью. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/interviews/borisov2023 (дата обращения: 16.04.2025).
11. Глазкова И.С., Лопаткова Я.А. Устойчивое развитие авиационной отрасли в России и мире: современные вызовы и перспективы. Электронный научный архив УрФУ. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/121935 (дата обращения: 08.04.2025).
12. Ларин О.Н., Рублев В.В. Перспективы применения отечественных самолетов для региональных авиаперевозок // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 431-444. – doi: 10.18334/epp.11.2.111585.
13. Матюха С.В. Развитие модели рынка региональных авиаперевозок: регуляторное воздействие государства // Креативная экономика (. – 2023. – № 1. – c. 257-276. – doi: 10.18334/ce.17.1.117016.
14. Матюха С.В. Развитие модели рынка региональных авиаперевозок: регуляторное воздействие государства // Креативная экономика. – 2023. – № 1. – c. 257-276. – doi: 10.18334/ce.17.1.117016.
15. Никитин Н.Ф., Чернер Н.В. Организационно-экономические проблемы и пути повышения конкурентоспособности продукции авиационного двигателестроения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. – 2012. – № 4(38). – c. 167-170.
16. Pinchuk V.N., Zanchev D.A. Russia in the world market of aircraft engines: problems and prospects // Rudn journal of economics. – 2023. – № 3. – p. 557-566. – doi: 10.22363/2313-2329-2023-31-3-557-566.
17. Соколова Ю.Д. Проблемы и перспективы интеграции российской авиастроительной отрасли в международное разделение труда. Электронный научный архив УрФУ. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/108792 (дата обращения: 08.04.2025).
18. Фокеев М.А., Ружанская Л.С. Кадровые проблемы в гражданской авиации России и пути их решения. Электронный научный архив УрФУ. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/60881 (дата обращения: 08.04.2025).
19. Юровских Е.А., Слукина С.А. Проблемы развития региональной авиации в Российской Федерации. Электронный научный архив УрФУ. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/116885 (дата обращения: 08.04.2025).
Страница обновлена: 25.09.2025 в 21:44:25
Download PDF | Downloads: 8
Development of the aviation industry in Russia amidst global geopolitical changes
Shmanev S.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 7 (July 2025)
Abstract:
The Russian aviation industry is a key element of transport infrastructure, strategically important for territorial connectivity, national security, economic sustainability, and technological independence. Against the backdrop of global geopolitical changes, economic sanctions, and increasing competition in international markets, analyzing the current state and developing realistic forecasts for the industry's development is crucial. The article provides a comprehensive analysis of the Russian Federation's aviation industry, identifies systemic problems and risk factors, and develops a predictive model for the period up to 2030, considering various scenarios. The analysis uses data from federal statistics agencies (Rosstat and Rosaviatsiya), industry ministries (Ministry of Transport of the Russian Federation and Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation), international organizations (ICAO and IATA), and strategic documents such as the Strategy for the Development of the Transport Industry of the Russian Federation until 2030.
Keywords: aviation industry, risk, import dependence, management, forecasting
JEL-classification: L91, O38, P11
