The role of industrial and energy complexes in the primary development of territories
Koryakina T.V.1, Shuvaeva Yu.O.1
1 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 9 (September 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49710056
Abstract:
The article is devoted to the theoretical analysis of the problems of industrial development of resource territories located in the peripheral regions of our country amidst economic sanctions and the emerging system of a closed economy. The authors noted that the development of currently undeveloped territories in conditions of insufficient private investment will probably have to be carried out by administrative measures with a partial revival of the system of planning and administrative management of the economy. The tools for the formation of energy-industrial complexes as a system combining mining, processing and energy-generating production should be very effective and promising.
Keywords: complex, territory, development, reindustrialisation, planned economy, closed economic system
JEL-classification: R11, R12, R13
Введение
В настоящее время экономика нашей страны переживает структурный кризис, связанный со сменой хозяйственного уклада и, наиболее вероятно, со сменой хозяйственной системы.
В качестве одной из наиболее вероятных черт хозяйственной системы, формирующейся в нашей стране с высокой долей вероятности можно назвать ее закрытость, ориентацию на собственные ресурсы и, возможно, наличие экономических связей с восточными странами.
В этих условиях национальной экономике необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся внутренние ресурсы, в том числе природные ресурсы, значительная часть которых расположена в неурбанизированных территориях, находящихся в труднодоступных районах периферийных регионов.
Соответственно, необходимо обеспечить развитие добывающей промышленности на этих территориях. Вместе с тем, «изолированное» развитие добывающей промышленности не даст желаемого эффекта и не будет способствовать росту эффективности хозяйственной системы вследствие целого ряда причин:
Для осуществления эффективной хозяйственной деятельности национального промышленного комплекса, ориентированного не только на экспорт непереработанного сырья необходимо создание предприятий, занимающихся глубокой переработкой добываемого сырья. Далее, в свою очередь, требуются также свободные транспортные мощности и инфраструктурное обеспечение, включающее транспортную сетевую инфраструктуру, передающие/перевалочные устройства, энергетическую инфраструктуру, обеспечивающую как осуществление технологических процессов, так и жизнедеятельность населения территории, прежде всего персонала производственных организаций и их семей.
Также для обеспечения комфортных условий проживания персонала – мы в данном случае принципиально не рассматриваем случай вахтового пребывания, поскольку вахтовым методом весьма сложно обеспечить постоянный квалифицированный персонал в сложном многопрофильном технологическом комплексе.
Соответственно, для эффективного освоения ресурсов, находящихся в малозаселенных местностях, необходим комплексный подход.
Одним из вариантов комплексного подхода развития промышленного потенциала региона является создание промышленных добывающе-перерабатывающих кластеров. Другим вариантом может стать возрождение старой советской идеи формирования энергопромышленных комплексов.
Среди публикаций, посвященных исследуемой и смежным темам, авторы считают необходимым выделить работы по тематике добывающе-перерабатывающих кластеров, таких авторов как Андреева Т.А., Дробот Е.В., Иваненко В.А., Иванова А.А., Каминченко Д.И., Кирхмеер Л.В., Макаров И.Н., Черных В.В. [1 – 12], вопросами связанные с проблематикой развития территорий встречаются в публикациях Авциновой А.А., Анищенко А.Н., Баландина Д.А., Олесиюк О.С., Пивоваровой О.В. [13 – 26], Вопросами развития добывающей промышленности занимались Трапезникова И.С., Полищук Н.А., Сименко Р.Д., Фролова В.Г. [27 – 33].
Целью написания данной работы является выявление потенциала промышленного освоения территорий с использованием инструментария промышленно-энергетических комплексов в условиях замыкающейся хозяйственной системы и вероятного возврата к плановым методам управления экономикой
В качестве элементов, содержащих признаки научной новизны, позиционируется вывод о необходимости использования комплексного подхода в рамках первичного промышленного освоения территории в условиях вероятного возврата к плановым методам управления экономикой.
Основная часть
Возрождение идеи формирования энергопромышленных комплексов в контексте реиндустриализации отечественной экономики и основного инструмента первичного освоения неурбанизированных территорий не в теоретическом смысле, а в контексте осуществления реальной экономической политики во многом зависит от характеристик хозяйственной системы, которая сформируется в нашей стране в период действия внешних ограничений.
Не столь давно, на Санкт-Петербургском экономическом форуме лидеры нашей страны заявляли о фактической исчерпанности прежнего – либерально-ориентированного экономического курса.
Это может, в том числе, означать возврат полный или частичный к системе государственного планирования экономического развития.
Конечно, элементы государственно планирования уже достаточное долгое время постепенно возвращаются в практику государственного управления, воплощаясь, в частности, в системе стратегирования экономического развития. Однако, в условиях возрастающей конфронтации с мировым сообществом (по сути, с «Коллективным Западом»), данная практика скорее всего в силу ее недостаточной эффективности будет заменена более эффективными применительно к институциональной структуре экономики нашей страны практиками государственного регулирования и управления экономикой.
Проанализируем каким же образом могут быть связаны внедрение в практику хозяйственной жизни технологии комплексного освоения территории и системы государственного планирования.
Прежде всего, необходимо определиться с системой целей, которые необходимо достичь в процессе развития промышленности на отдаленных, зачастую практически неосвоенных территориях.
Очевидно, что первым приоритетом с позиции экономики будет добыча ископаемых ресурсов, которые сложно добывать и перерабатывать в условиях старопромышленных территорий, в том числе, вследствие истощения минерально-ресурсной базы.
С политических позиций для страны принципиально важно заселение окраинных территорий для осуществления их фактического освоения и хозяйственного закрепления связей территории с европейским ядром страны.
В настоящее время большинство запасов минеральных ресурсов находится на неосвоенных территориях Сибири, Дальнего Востока, Арктической Зоны.
Данные территории характеризуются низкой плотностью населения, а также практически полным отсутствием всех видов инфраструктурных сетей.
При этом, исходя из экономической целесообразности необходимо решать вопрос о размещении перерабатывающих производств
Для решения вопроса полного хозяйственного освоения территории и политического вопроса о реальной заселенности территории необходимо формировать постоянные крупные поселения.
Фактически с позиции долговременного комплексного освоения территории и ее устойчивого развития речь должна идти о создании новых городов. Ни вахтовый метод осуществления работ, ни работа в удаленном режиме не будут способствовать комплексному устойчивому развитию территории.
Таким образом, для комплексного освоения ресурсов территории необходимо создание системы постоянных поселений – поселков городского типа и малых городов, ядром которых будут выступать системы и комплексы производств.
Ключевым моментов данном случае должно стать отсутствие одного единственного градообразующего производства - поскольку при кризисе данного производства вызванного, например, сменой доминирующего технологического уклада, вполне возможно деградация всего городского/сельского поселения.
Также необходимо отметить, что в рамках единого комплекса необходимо совмещать три базовые производственные, транспортную и одну социально-производственную функции:
- добыча и первичная переработка минерального сырья, либо иных полезных ископаемых;
- глубокая переработка материалов и создание сложных изделий и полуфабрикатов;
- энергоснабжение производственного (энергопромышленного) комплекса;
- транспортировка продукции, созданной в рамках энергопромышленного комплекса;
- кадровое обеспечение энергопромышленного комплекса.
В условиях, когда наша страна фактически является изолированной от мировых финансовых потоков, а, соответственно, и от мировых инвестиций, от крупнейших производственных корпораций, разрабатывать программы реиндустриализации отечественной экономики необходимо опираясь исключительно на внутренние ресурсы.
Степень «жесткости» управления данными ресурсами («мягкое» или институциональное управление хозяйственными процессами и перераспределение ресурсов возможно с использованием технологий государственно-частного партнерства, индикативного планирования; «жёсткое» методами административно-плановой экономики, включая прямое перераспределение ресурсов и директивное планирование социально-экономического и хозяйственного развития) в значительной степени будет зависеть от «тяжести» экономических аспектов конфликта с европейской цивилизацией.
Однако, наиболее вероятно, что в условиях усиливающейся замкнутости экономики будет неизбежным возвращение плановых основ управления экономикой. И, соответственно, планово-административных методов освоения ресурсов неурбанизированных и периферийных территорий.
И здесь весьма полезным может оказаться китайский опыт комплексного планирования территориального развития, когда в рамках единого комплексного плана осуществляется стратегирование развития добывающей промышленности, перерабатывающей промышленности, энергетического и транспортного инфраструктурно-сетевого и генерирующего обеспечения, системы воспроизводства кадров. В перспективе ожидаемой реиндустриализации отечественной экономики с неизбежным временным технологическим и социальным «откатом» назад, данный опыт может оказаться весьма полезным для восстановления страны.
Заключение
Наша страна уже достаточно долго находится в режиме Специальной Военной операции. Это повлекло за собой исключение нашей станы из глобальных цепочек поставок, прекращение сотрудничества со многими транснациональными и национальными корпорациями, свёртывание инвестиций в отечественную экономику. Вместе с тем, следует отметить, что долгосрочных инвестиций в перерабатывающие сектора российской промышленности (за исключением сектора пищевых производств) в нашей стране было не так много. При этом многие отечественные производства были закрыты или устарели на многие десятилетия. Соответственно нашей стране предстоит неизбежное догоняющее промышленное развитие если мы хотим сохраниться как независимая страна со своей цельной хозяйственной системой. Это потребует промышленного освоения ныне неосвоенных территорий, что в условиях недостаточности частных инвестиций, наиболее вероятно, придется осуществлять административными мерами с частичным возрождением системы планово-административного управления экономикой, и инструментарий формирования энергопромышленных комплексов как системы, сочетающей в своём функционировании добывающие, обрабатывающие и энергогенерирующие производства, может и должен оказаться весьма эффективным и перспективным.
Что касается теоретических перспектив дальнейшей работы, весьма интересным направлением исследований представляется политэкономический анализ перспектив реализации экономической политики освоения неурбанизированных территорий как ресурсной базы устойчивого развития в условиях закрытой хозяйственной системы
References:
Afanasev A.A. (2022). Ob otsenke vliyaniya mezhdunarodnyh sanktsiy na usloviya funktsionirovaniya otechestvennoy promyshlennosti [Concerning the assessment of the impact of international sanctions on Russian industry]. Journal of International Economic Affairs. (2). 179-194. (in Russian).
Andreeva T.A. (2022). Sovershenstvovanie organizatsionnyh mekhanizmov realizatsii multiagentnyh proektov v klasternyh obrazovaniyakh [Improving the organizational mechanisms of multi-agent projects in clusters]. Leadership and management. (2). 553-566. (in Russian).
Anischenko A.N., Usmanov D.I. (2020). Teoreticheskie osnovy otsenki regionalnoy territorialnoy differentsiatsii selkhozproizvodstva [Theoretical bases for assessing the regional territorial differentiation of agricultural production]. Food policy and security. (4). 227-242. (in Russian).
Archakova-Uzhakhova M.B., Archakov I.N. (2019). Sushchestvennye aspekty predstavleniya informatsii o zatratakh na razvedku i otsenku poleznyh iskopaemyh v finansovoy otchetnosti rossiyskikh kompaniy dobyvayushchikh otrasley [Significant aspects of the presentation of exploration and evaluation expenditure in the financial statements of Russian companies in the extractive industries]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (1). 19-30. (in Russian).
Balandin D.A., Glezman L.V., Fedoseeva S.S. (2022). Razvitie infrastruktury kak faktor rezultativnosti upravleniya territorialnym prostranstvom regiona [Infrastructure development as a factor of the spatial regional management efficiency]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (1). 449-464. (in Russian).
Chernyh V.V., Ivanenko V.A. (2022). Upravlenie protsessami internatsionalizatsii territorialnyh klasterov: instrumentariy Evropeyskogo Soyuza [Managing the Internationalisation Processes of Territorial Clusters: A European Union Toolkit]. Journal of International Economic Affairs. (3). (in Russian).
Dontsova O.I. (2022). Tsifrovaya transformatsiya sistemy upravleniya promyshlennymi klasterami [Digital transformation of the industrial cluster management system]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 897-910. (in Russian).
Drobot E.V., Kukina E.E., Makarov I.N. (2019). Nalogovaya politika i proektnoe finansirovanie kak instrumentariy gosudarstvennoy politiki regionalno-otraslevogo razvitiya strany [Tax policy and project financing as a tool of state policy of regional and sectoral development of the country]. Journal of International Economic Affairs. (3). 1807-1816. (in Russian).
Drobot E.V., Makarov I.N., Ivanova A.A. (2017). Osobennosti gosudarstvennogo upravleniya razvitiem strategicheskikh otrasley v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy: institutsionalnyy i sistemnyy aspekt [Features of state management of the development of strategic industries under economic sanctions: institutional and systemic aspect]. Russian Journal of Entrepreneurship. (19). 2769-2786. (in Russian).
Drobot E.V., Makarov I.N., Yarikova E.V. (2019). Prostranstvennoe razvitie Rossii: problemy differentsiatsii v usloviyakh globalizatsii [Spatial development of Russia: problems of differentiation in the conditions of globalization]. Journal of International Economic Affairs. (9). 855-866. (in Russian).
Drobot E.V., Yarikova E.V. (2019). Faktory regionalnogo razvitiya Rossii: vliyanie prostranstva i rasstoyaniy i vozmozhnosti ikh nivelirovaniya [Factors of regional development of Russia: the influence of space and distance and the possibility of their leveling]. Journal of International Economic Affairs. (3). 1775-1784. (in Russian).
Frolov V.G., Kaminchenko D.I. (2021). Aprobatsiya soderzhatelnoy modeli soglasovaniya interesov ekonomicheskikh subektov promyshlennoy politiki dobyvayushchey i obrabatyvayushchey otrasley v usloviyakh tsifrovizatsii [Approbation of a conceptual model for coordinating the interests of economic subjects of the extractive and manufacturing industries amidst digitalization]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1905-1920 . (in Russian).
Frolov V.G., Kaminchenko D.I. (2021). Aprobatsiya soderzhatelnoy modeli soglasovaniya interesov ekonomicheskikh subektov promyshlennoy politiki dobyvayushchey i obrabatyvayushchey otrasley v usloviyakh tsifrovizatsii [Approbation of a conceptual model for coordinating the interests of economic subjects of the extractive and manufacturing industries amidst digitalization]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1905-1920. (in Russian).
Gunazhinova Yu.A., Zharkaya G.F., Badashkeeva E.M. (2020). Znachenie malyh gorodov v sovremennoy territorialnoy politike [The importance of small towns in modern territorial policy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 1051-1062 . (in Russian).
Kirkhmeer L.V. (2022). Analiz riskov dobyvayushchego regiona v usloviyakh pandemii COVID-19 [Producing area risk analysis amidst the Covid-19 pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 933-948 . (in Russian).
Kosheleva T.N. (2020). Napravleniya koordinatsii predprinimatelskogo vzaimodeystviya v ramkakh regionalnogo klastera [Coordination of business interaction within the regional cluster]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2517-2528. (in Russian).
Kuimov V.V., Simonov K.V., Scherbenko E.V., Yushkova L. V. (2022). Promyshlennye klastery Angaro-Eniseyskogo makroregiona. Novyy etap razvitiya [Industrial clusters of the Angara-Yenisei macroregion. A new stage of development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 2029-2048. (in Russian).
Makarov I.N., Drobot E.V., Avtsinova A.A. (20220). Pandemiya i ekonomicheskaya bezopasnost regionov: logistika v usloviyakh ogranicheniy [Pandemic and economic security of the regions: logistics in terms of restrictions]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1387-1404. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111306.
Makarov I.N., Drobot E.V., Avtsinova A.A., Filonenko N.Yu. (2019). Prostranstvennoe razvitie Rossii: problemy mezhregionalnoy differentsiatsii [The spatial development of Russia: problems of interregional differentiation]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2953-2964. (in Russian).
Maschenko M.V., Volkova E.A. (2018). Vozdeystvie investitsionnyh protsessov na razvitie gornodobyvayushchikh predpriyatiy v Rossii [The impact of investment processes on the development of mining enterprises in Russia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 65-72. (in Russian).
Medvedeva N.V. (2020). Dinamika territorialnoy organizatsii mestnogo samoupravleniya: format okrugov [Dynamics of the territorial organization of local self-government: districts format]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (9). 2307-2318. (in Russian).
Mukhamadeev A.F. (2020). Metodicheskie podkhody k identifikatsii klasterov i otsenke ikh vliyaniya na sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona razmeshcheniya [Methodological approaches to identifying clusters and assessing their impact on the socio-economic development of the region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (11). 2637-2650. (in Russian).
Olesiyuk O.S., Svetlakov A.G. (2021). Sovremennye protivorechiya v snizhenii sotsialnoy napryazhennosti v ne gorodskikh (selskikh) territoriyakh [Modern contradictions in reducing social tension in non-urban (rural) areas]. Food policy and security. (1). 85-96. (in Russian).
Pechatkin V.V. (2020). Formirovanie i razvitie tsifrovoy ekonomiki v Rossii kak strategicheskiy prioritet razvitiya territoriy v usloviyakh pandemiy [Formation and development of the digital economy in Russia as a strategic priority for the development of territories in the context of pandemics]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 837-848. (in Russian).
Polischuk N.A., Simenko R.D. (2013). Otsenka tselesoobraznosti finansovoy sanatsii ugledobyvayushchikh predpriyatiy Donbassa [Evaluation of the expediency of financial \"sanation\" of Donbass coal-mining enterprises]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 12-19. (in Russian).
Ryabchikova N.N. (2022). Vysshee agrarnoe obrazovanie i nauka v sisteme klasterno-setevogo upravleniya ekonomikoy Rossii [Higher agricultural education and science in the system of cluster-network management of the Russian economy]. Food policy and security. (1). 121-140. (in Russian).
Semyachkov K.A. (2021). Modelirovanie ustoychivogo razvitiya territorii na osnove kontseptsii umnogo goroda [Modeling sustainable development of the territory on basis of the smart city concept]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1015-1034 . (in Russian).
Smirnov V.V., Mulendeeva A.V. (2022). Rossiyskie territorii ustoychivogo razvitiya [Russian territories for sustainable development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (1). 427-448. (in Russian).
Stroev P.V., Pivovarova O.V. (2020). Sovershenstvovanie otsenki effektivnosti i monitoringa funktsionirovaniya territoriy operezhayushchego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Improvement of efficiency assessment and monitoring of the territories of advanced socio-economic development]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 2037-2054 . (in Russian).
Trapeznikova I.S. (2019). Problemy obespecheniya kachestva trudovyh resursov v regionakh s razvitoy dobyvayushchey promyshlennostyu (na primere Kemerovskoy oblasti) [The problem of providing labor resources quality in the regions with developed mining industry (on example of Kemerovo region)]. Russian Journal of Labor Economics. (1). 245-252. (in Russian).
Vorontsova N.V. (2021). Vzaimosvyaz mirovyh tendentsiy i politiki razvitiya selskikh territoriy (na primere mezhdunarodnogo opyta) [The relationship between global trends and rural development policies (based on international experience)]. Journal of International Economic Affairs. (1). 221-235. (in Russian).
Yampolskaya D.O., Volodina D.A. (2020). Innovatsionnoe razvitie i klastery stran BRIKS [BRICS countries innovative development and clusters]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1175-1190. (in Russian).
Yurova P.N., Makarov I.N., Pokidova E.A., Khryuchkina E.A. (2022). Klasterizatsiya regionalnoy ekonomiki: problemy finansirovaniya i monitoringa deyatelnosti regionalnyh klasterov [Clustering of regional economies: financing and monitoring of regional clusters]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 2013-2028. (in Russian).
Страница обновлена: 05.04.2025 в 03:47:58