Влияние информационно-коммуникационных компетенций на доходность инвестиций в человеческий капитал

Гайзатуллина Д.Ш.1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать:
Гайзатуллина Д.Ш. Влияние информационно-коммуникационных компетенций на доходность инвестиций в человеческий капитал // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 9. – С. 3333-3344. – doi: 10.18334/ce.16.9.116237.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49710040
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В статье представлен анализ влияния информационно-коммуникационных компетенций на динамику доходов их носителей. Целью исследования выступает обоснование тезиса о двойственном характере влияния инвестиций в человеческий капитал на факторные доходы и выявление последствий повышения уровня образования для состояния экономики знаний и ее агентов. В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи: определена роль общего образования и профессиональной подготовки в формировании человеческого капитала; показана эволюция роли информационно-коммуникационных компетенций в трансформации спроса на труд и доходов их носителей; представлены изменения в содержании образовательных программ, обусловленные необходимостью формирования когнитивных, организационных и реляционных навыков работников; проанализированы процессы социальной дифференциации, усиливающиеся по мере повышения уровня образованности общества. Методологической основой исследования выступают положения теорий человеческого капитала, экономики образования, экономики знаний, в соответствии с которыми определяется механизм воздействия образования на экономические и социальные процессы. В результате исследования сделан вывод о том, что условием эффективности инвестиций в человеческий капитал выступает учет тенденций развития экономики знаний при разработке образовательных программ, а также формирование и развитие информационно-коммуникационных компетенций работников в рамках непрерывного образования наряду с когнитивными, организационными и реляционными навыками.

Ключевые слова: инвестиции в человеческий капитал, информационно-коммуникационные компетенции, образовательные программы, экономика знаний, когнитивные, организационные и реляционные навыки, социальная дифференциация

JEL-классификация: E24, J24, O15

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. На современном этапе развития экономики, который может быть определен как экономика знаний, специалистов, занимающихся проблемами накопления и реализации человеческого капитала. объединяет тезис о растущей роли образования в обеспечении инновационных процессов и поступательной макроэкономической динамики. Общепризнанным выступает положение о том, что инвестиции в человеческий капитал, включающие общую и профессиональную подготовку, носят социально значимый характер. При этом признается, что появление новых видов экономической деятельности, различающихся по характеру используемых технологий, предполагает широкий спектр требований к общекультурным и профессиональным компетенциям работников, которые не могут быть сформированы в короткий промежуток времени. Это в значительной степени обусловлено определенным консерватизмом системы образования, где ярко проявляется эффект колеи, или зависимости современного состояния от тенденций развития, реализованных в прошлом. Быстрые изменения внешней среды функционирования предприятий, обусловленные ускорением процессов внедрения технологических и организационных инноваций, приводят к изменениям в характере трудовой деятельности, что повышает значимость когнитивных, организационных и реляционных навыков работников, включающих способности командной работы, аналитические навыки, а также умения адаптироваться к меняющимся условиям. Тем самым, в современных условиях повышается роль предприятия как обучающей организации в накоплении и реализации человеческого капитала. В это связи актуализируется проблема определения роли собственно системы образования и образовательного пространства в целом в обеспечении поступательного развития экономики и общества.

Целью исследования выступает обоснование тезиса о двойственном характере влияния инвестиций в человеческий капитал на факторные доходы и выявление последствий повышения уровня образования для состояния экономики знаний и ее агентов.

Научной гипотезой данного исследования выступает предположение о том, что формирование информационно-коммуникационных компетенций как один из результатов инвестиций в человеческий капитал не оказывает прямого воздействия на уровень доходов их носителей и предполагает необходимость развития когнитивных, организационных и реляционных навыков работников. При этом усиление социального неравенства в экономике знаний рассматривается как одно из следствий повышения уровня образованности населения и расширения доступа к образованию, что обусловливает необходимость диверсификации предложения образовательных программ.

Методология исследования. Положения и выводы исследования основаны на положениях теорий человеческого капитала, экономики образования, экономики знаний, в соответствии с которыми определяется механизм воздействия образования на экономические и социальные процессы. В соответствии с научной гипотезой исследования использованы общенаучные и специальные методы исследования. Использование контент-анализа позволило определить содержание ключевых категорий исследования, а также выявить альтернативные трактовки роли инвестиций в человеческий капитала в повышении дохода его носителей в условиях экономики знаний.

Влияние образования на направления и темпы экономического развитии традиционно исследовалась на двух уровнях: микроэкономическом, что нашло отражение в положениях теории человеческого капитала (Дж. Минцер [15], Т. Шульц [18] (Нобелевская премии по экономике 1979 г.) и Г. Беккер [10] (Нобелевская премии по экономике 1992 г.), и макроэкономическом, что привело к формированию эндогенных теорий экономического роста (П.М. Ромер [17] и др.). Значительное место в работах указанных авторов занимают методические подходы к оценке влияния инвестиций в человеческий капитал на доход его носителей и совокупный доход общества. Отдельные аспекты экономики знаний и роль информационно-коммуникационных компетенций в обеспечении поступательного развития общества представлены в работах Ф. Махлупа [8], З. Баумана [1], Э. Гидденса [3], А. Крюгера [12], А. Лене [13] и др. Важную роль в развитии теории экономики образования и в исследовании роли образовательного пространства в экономическом развитии сыграли российские авторы, среды которых: Т.Я. Герчикова [5], Ю.Ю. Максимовой, М.В. Русакович, А.Н. Крючкова [7], А.И. Беленовой, И.А Аренкова [2], Г.Г. Дерябиной, Н.В. Трубниковой [6] и др.

Результаты. Анализ системы образования в России и за рубежом показывает, что кардинальные изменения технико-технологического, экономического, социального и геополитического характер инициируют глубокие преобразования в содержании образовательных программ и порядке организации образовательной деятельности. Они находят выражение в диверсификации технологий обучения и одновременно обеспечивают доступ к образованию растущему числу желающих. Признавая объективную обусловленность указанных процессов, следует указать на определенные ограничения и негативные последствия, с которыми они связаны. Необходимым условием непрерывного образования в современной экономике выступает сотрудничество между образовательной организацией и предприятием. Однако данное условие может быть выполнено при наличии у компании достаточных ресурсов, объем которых зависит от вида экономической деятельности, избранной стратегии развития, фазы экономического цикла и др. факторов. Система непрерывного образования функционирует избирательно, что определяет неравномерность образовательного пространства. Это является одним из атрибутивных признаков экономики, основанной на знаниях. Решение проблемы преодоления диспропорций в национальной системе образования, усугубленной участием предприятий в формировании человеческого капитала, усложняется тем, что для субъектов хозяйствования профессиональная подготовка сотрудников не является основной функцией и они не могут с одинаковым результатом обучать все трудоспособное население страны.

Исследование показывает, что инвестиции в человеческий капитал и повышение уровня образования становятся причиной ряда структурных диспропорций в экономике. Так, например, усиление конкуренции на рынке труда между кандидатами на рабочие места становится причиной их стремления формально подтвердить наличие определенных профессиональных компетенций. В ряде случаев полученные дипломы об окончании учебных заведений не отражают реальный объем имеющихся знаний, навыков и умений, следовательно, не гарантирует доступ к квалифицированной и высокооплачиваемой работе. Результатом этого становится понижение в должности дипломированных специалистов и растущая дифференциация в уровне оплаты труда между ними. Тем самым, имеет место падение доходности инвестиций в человеческий капитал и углубление неравенства между субъектами предложения на рынке труда, что вызывает разочарования у его носителей в полученном образовании. Подобные противоречивые процессы получили развитие в результате массового внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни общества. С одной стороны, в экономике знаний наблюдается повышенный спрос на высококвалифицированных специалистов, которые могут участвовать в процессах производства и внедрения технологических инноваций, с другой стороны, отсутствуют доказательства прямой зависимости между уровнем информатизации и факторной производительностью.

При наличии общемировой тенденции повышения спроса на человеческий капитал следует признать, что темпы его прироста существенно различаются в разные периоды человеческой истории. Так, исследования показывают [9], что темпы роста спроса на квалифицированную рабочую силу в период с 1970 по 1996 гг. были выше, чем в предшествующие десятилетия (1940-1970 гг.). Последняя четверть ХХ века, отмеченная началом массовым внедрения ИКТ в традиционные и инновационные сектора экономики, ознаменовалась массовым замещением малоквалифицированных сотрудников носителями новых компетенций, позволяющих им использовать в трудовой деятельности технологические инновации. Согласно результатам исследований А. Крюгера, проведенным в 1980-90-е годах, работники, использовавшие компьютеры в своей трудовой деятельности, при всех прочих равных условиях получали заработную плату в среднем на 10-15% выше, чем те, кто ими не пользовался [12]. Расчеты, сделанные автором, показывают, что способность использовать компьютерную технику может рассматриваться как показатель эффективности инвестиций в человеческий капитал, который вырос в 1980-х годах на 30-50%. Впоследствии многочисленные исследования [16] подтвердили важность информационно-коммуникационных технологий в последующие годы для кандидатов на высокооплачиваемые должности.

Анализ научной литературы по проблемам человеческого капитала показывает, что одновременно с работами А. Крюгера появились труды, которые оспаривали его выводы. Авторы альтернативных подходов к трактовке влияния инвестиций в человеческий капитал на доходы его носителей доказывали, что премия, получаемая работниками, не использующими передовые технологии, сопоставима с вознаграждением сотрудников, применяющих компьютерную технику. Сторонники данной позиции доказывали, что причина, объясняющая разницу в заработной плате, может быть связана с наличием особых умений и навыков, которые на данном этапе развития общества имеют наибольшую ценность на рынке труда. При этом указанные умения и навыки могут быть не связаны в информационно-коммуникационными компетенциями.

Представленный вывод подкреплялся аргументацией, разработанной специалистами в области социологии труда. В соответствии с их выводами ключевым фактором, оказывающим влияние на производительность труда и уровень квалификации работников, выступают способы организации трудовой деятельности [11]. Организационные нововведения в рамках коллективных форм позволяют одновременно усложнить задачи, решаемые отдельными работниками, а также преодолевать (предупреждать) негативные аспекты индивидуальной работы. Подобные инновации стали возможны при переходе от массового производства фордистского типа к кастомизированным стратегиям, которые предполагают отказ от механического повторения работниками простых действий в пользу решения сложных многофакторных задач. Последнее предполагает наличие у сотрудников интеллектуально-креативного потенциала, способности адаптироваться к изменениям факторов внешней среды и перманентно вступать во взаимодействия с разными экономическими агентами – потребителями продукции, членами временных проектных команд, работниками предприятий-конкурентов и др.

Одной из проблем, которую необходимо решить в ходе изучения влияния инвестиций в человеческий капитал на динамику индивидуальных и совокупных доходов, выступает проблема оценки профессиональных компетенций в экономике знаний. В настоящее время отсутствуют всеобъемлющие базы данных об эволюции знаний, навыков и умений, используемых работниками в ходе их трудовой деятельности. Для решения данной задачи используются специальные методы исследования, в качестве которых выступают: методы анализа трудовой деятельности, разработанные специалистами в области психологии труда и адаптируемые к новому кругу задач, а также качественно новые инструменты, созданные специально для оценки новых знаний, умений и навыков. Применение различных инструментов исследования показывает, что технологические и организационные инновации вызвали качественные изменения состава навыков, которыми обладают востребованные на рынке труда специалисты. К их числу относятся когнитивные, организационные и реляционные навыки, среди которых важную роль выполняет автономность работника, или «способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений» [14, c. 17]. К числу других важных способностей работников в экономике знаний относятся: ответственность, знание иностранных языков, владение аналитическим инструментарием и др. При этом значение физических характеристик работника для трудоустройства и профессионального роста снижается.

Изменение требований к кандидатам на рабочие места в условиях экономики знаний привело к пересмотру содержания образовательных программ и к их диверсификации, а также к составу формируемых ими компетенций. В современной России это находит отражение в повышенном внимании к подготовке инженерно-технических кадров и формирования информационно-коммуникационных компетенций. Так, в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации был разработан Федеральный проект «Передовые инженерные школы», который направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. В соответствии с данным проектом Правительства РФ был утвержден список из 30 передовых инженерных школ, которые будут созданы на базе крупных российских университетов. В данном списке представлены три школы, создаваемые в Республике Татарстан: Инженерная школа на базе Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета, функционирующая в партнерстве с ПАО «КАМАЗ» и ведущая подготовку кадров для машиностроительных предприятий; школа при Казанском национальном исследовательском технологическом университете, функционирующая в партнерстве с ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Газпром», АО «Аммоний» и ведущая подготовку кадров для предприятий химической промышленности; школа Университета Иннополис при поддержке Министерства развития, связи и массовых коммуникаций РФ совместно с ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком», ПАО «Газпромнефть», российской инвестиционной технологической корпорацией VK, ПАО «Ак Барс Банк» и ПАО «МТС» ведущая подготовку ИТ-инженеров [4]. Так, например, Университет Иннополис в рамках передовой инженерной школы планирует подготовить 14 тысяч специалистов в области информационных технологий и запустить новые образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования» [4]. Все это показывает, что изменение образования и профессиональной подготовки связано не только с потребностями обучающихся и работодателей, но и с диверсификацией предложения. Трансформация технико-технологического уклада и форм организации трудовой деятельности предопределяет качественное изменение содержания профессиональных и универсальных компетенций работников, а также их когнитивных и поведенческих способностей, что обусловливает необходимость поиска альтернативных моделей передачи знаний, умений и навыков. Эти модели и инновационные образовательные технологии представляют собой попытку преодоления ограничений традиционной модели трансляции информации и формирования у обучающихся соответствующих компетенций. Признание необходимости начального и среднего образования для развития навыков и умений, востребованными в сфере производства, не исключает критики его организации вследствие ограниченности возможностей формирования способностей индивидов, позволяющих им эффективно реализовывать свой человеческий капитал. Последнее требует всестороннего использования материальных, технических, социальных и иных ресурсов среды, в которой функционируют образовательные организации и потенциальные работодатели.

Одной из институциональных ловушек в системе образования остается ловушка социального неравенства, которое усиливается вследствие увеличения инвестиций в человеческий капитал. Данный феномен противоречит традиционным представлениям, в соответствии с которыми его носители при равном объеме инвестиций получают равные возможности для карьерного роста и получения растущих доходов. В действительности различия в характере базового образования препятствуют равному доступу к следующим ступеням образования, а также к получению возможности непрерывного образования и повышения квалификации. Исследования показывают, что наибольший доход приносят инвестиции в человеческий капитал в форме непрерывного профессионального образования квалифицированных работников, имеющим хорошую базовую подготовку. Кроме того, непрерывное образование в первую очередь приносит пользу сотрудникам крупных компаний, которые заинтересованы в повышении уровня компетентности персонала и систематически финансируют соответствующие проекты.

Заключение. Проведенное исследование показывает, что образование оказывает положительное воздействие на состояние экономики. В т же время существует множество передаточных звеньев в этом механизме, которые в ряде случаев действуют с определенным временным лагом вследствие консерватизма системы образования или первоначально могут оказать негативное влияние на экономические процессы (повышение уровня социального неравенства, дополнительные расходы бюджета на финансирование образовательных организаций как фактор увеличения бюджетного дефицита и др.). В ряде случаев это влияние может иметь опосредованный характер. Так, например, расширение доступа к образованию для различных слоев населения и различных возрастных групп приводит к изменениям в структуре предложения труда, что предопределяет усиление скрытой дискриминации в области занятости – дискриминации по гендерному признаку, по возрасту, в отношении работников с ограниченными возможностями и др. Тем самым, повышение уровня образованности общества вследствие увеличения инвестиций в человеческий капитал сопровождается изменением условий доступа к рабочим местам, что проявляется в избирательном поведении работодателей, а также создает новые требования к организации образовательных процессов. При этом если наличие информационно-коммуникационных компетенций у работников на первых стадиях становления экономики знаний выступало необходимой предпосылкой повышения дохода их носителей, то в современном обществе доходность инвестиций в человеческий капитал повышается под влиянием комплекса факторов, включающих наряду со знаниями в области высоких технологий наличие когнитивных, организационных и реляционных навыков. Формирование и развитие последних обусловливают необходимость непрерывного образования и мер государственного регулирования, направленных на нейтрализацию негативных последствий обеспечения доступа к образовательным программам.


Источники:

1. Бауман З. Текучая современность. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 240 c.
2. Беленова А.И., Аренков И.А. Трансформация потребительского поведения в условиях пандемии на рынке онлайн-образования // Креативная экономика. – 2021. – № 7. – c. 2921-2938. – doi: 10.18334/ce.15.7.112316.
3. Гидденс Э. Последствия современности. / Пер. с англ. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. – 352 c.
4. В Татарстане будут созданы три передовые инженерные школы. Официальный Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: https://tatarstan.ru/index.htm/news/2101167.htm (дата обращения: 29.08.2022).
5. Герчикова Т.Я. Место и перспективы высшего образования в условиях нестабильности современного мира // Креативная экономика. – 2022. – № 4. – c. 1375-1384. – doi: 10.18334/ce.16.4.114558.
6. Дерябина Г.Г., Трубникова Н.В. Цифровое обучение как новый тренд в корпоративном обучении // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2485-2500. – doi: 10.18334/ce.15.6.112211.
7. Максимова Ю.Ю., Русакович М.В., Крючков А.Н. Институциональные изменения на рынке непрерывного образования в постпандемическом мире // Креативная экономика. – 2021. – № 11. – c. 4329-4342. – doi: 10.18334/ce.15.11.113805.
8. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1966. – 462 c.
9. Autor D., Katz L., Krueger A. Computing inequality: have computers changed the labor market? // The Quarterly Journal of Economics. – 1998. – № 4. – p. 1169-1213. – doi: 10.1162/003355398555874.
10. Becker G.S. Investment in Human Capital: Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. – 1962. – № 5-2. – p. 9. – doi: 10.1086/258724.
11. De Coster M., Pichault F. Traité de Sociologie du travail, Bruxelles, De Boeck. - 1994
12. Krueger A. How computers have changed the wage structure // Quarterly Journal of Economics. – 1993. – № 1. – p. 33-60. – doi: 10.2307/2118494.
13. Léné A. L'éducation, la formation et l'économie de la connaissance: approches économiques // Éducation et sociétés. – 2005. – № 15. – p. 91-103.
14. Little D. Learner Autonomy. Dublin. - 1991. - 154 p
15. Mincer J. Investments in Human Capital and Personal Income Distribution // Journal of Political Economy. – 1958. – № 4. – p. 281. – doi: 10.1086/258055.
16. Green F., Felstead A., Gallie D. Centre for Economic Performance Discussion Paper. / Monograph. - London, UK.: Centre for Economic Performance, 2000.
17. Romer P.M. Increasing return and Long Run Growth // Journal of Political Economy. – 1986. – № 5. – p. 1002-1037.
18. Schulz T. Investment in Human Capital // American Economic Review. – 1961. – № 1. – p. 1-17.

Страница обновлена: 04.04.2024 в 17:43:48