The impact of information and communication competences on the return on investment in human capital
Gayzatullina D.Sh.1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 17 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 9 (September 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49710040
Cited: 1 by 24.01.2023
Abstract:
The analysis of the influence of information and communication competencies on the income dynamics of their carriers is presented. The research purpose was to substantiate the thesis about the dual nature of the impact of investments in human capital on factor incomes and to identify the consequences of increasing the level of education for the knowledge economy and its agents. In accordance with the research purpose, the following tasks were set and solved. The role of general education and vocational training in the formation of human capital is determined. The evolution of the role of information and communication competencies in the transformation of labour demand and income of their carriers is shown. Changes in the content of educational programs due to the need for cognitive, organizational and relational skills of employees are presented. The processes of social differentiation are analyzed.
The methodological basis of the research is the provisions of the theories of human capital, the economics of education, and the economics of knowledge. The mechanism of influence of education on economic and social processes is determined. It is concluded that the condition for the effectiveness of investments in human capital is the consideration of trends in the knowledge economy development, as well as the formation of information and communication competencies of employees in the framework of continuing education, along with cognitive, organizational and relational skills.
Keywords: investments in human capital, information and communication competencies, educational programs, knowledge economy, cognitive skills, organizational and relational skills, social differentiation
JEL-classification: E24, J24, O15
Введение. На современном этапе развития экономики, который может быть определен как экономика знаний, специалистов, занимающихся проблемами накопления и реализации человеческого капитала. объединяет тезис о растущей роли образования в обеспечении инновационных процессов и поступательной макроэкономической динамики. Общепризнанным выступает положение о том, что инвестиции в человеческий капитал, включающие общую и профессиональную подготовку, носят социально значимый характер. При этом признается, что появление новых видов экономической деятельности, различающихся по характеру используемых технологий, предполагает широкий спектр требований к общекультурным и профессиональным компетенциям работников, которые не могут быть сформированы в короткий промежуток времени. Это в значительной степени обусловлено определенным консерватизмом системы образования, где ярко проявляется эффект колеи, или зависимости современного состояния от тенденций развития, реализованных в прошлом. Быстрые изменения внешней среды функционирования предприятий, обусловленные ускорением процессов внедрения технологических и организационных инноваций, приводят к изменениям в характере трудовой деятельности, что повышает значимость когнитивных, организационных и реляционных навыков работников, включающих способности командной работы, аналитические навыки, а также умения адаптироваться к меняющимся условиям. Тем самым, в современных условиях повышается роль предприятия как обучающей организации в накоплении и реализации человеческого капитала. В это связи актуализируется проблема определения роли собственно системы образования и образовательного пространства в целом в обеспечении поступательного развития экономики и общества.
Целью исследования выступает обоснование тезиса о двойственном характере влияния инвестиций в человеческий капитал на факторные доходы и выявление последствий повышения уровня образования для состояния экономики знаний и ее агентов.
Научной гипотезой данного исследования выступает предположение о том, что формирование информационно-коммуникационных компетенций как один из результатов инвестиций в человеческий капитал не оказывает прямого воздействия на уровень доходов их носителей и предполагает необходимость развития когнитивных, организационных и реляционных навыков работников. При этом усиление социального неравенства в экономике знаний рассматривается как одно из следствий повышения уровня образованности населения и расширения доступа к образованию, что обусловливает необходимость диверсификации предложения образовательных программ.
Методология исследования. Положения и выводы исследования основаны на положениях теорий человеческого капитала, экономики образования, экономики знаний, в соответствии с которыми определяется механизм воздействия образования на экономические и социальные процессы. В соответствии с научной гипотезой исследования использованы общенаучные и специальные методы исследования. Использование контент-анализа позволило определить содержание ключевых категорий исследования, а также выявить альтернативные трактовки роли инвестиций в человеческий капитала в повышении дохода его носителей в условиях экономики знаний.
Влияние образования на направления и темпы экономического развитии традиционно исследовалась на двух уровнях: микроэкономическом, что нашло отражение в положениях теории человеческого капитала (Дж. Минцер [15], Т. Шульц [18] (Нобелевская премии по экономике 1979 г.) и Г. Беккер [10] (Нобелевская премии по экономике 1992 г.), и макроэкономическом, что привело к формированию эндогенных теорий экономического роста (П.М. Ромер [17] и др.). Значительное место в работах указанных авторов занимают методические подходы к оценке влияния инвестиций в человеческий капитал на доход его носителей и совокупный доход общества. Отдельные аспекты экономики знаний и роль информационно-коммуникационных компетенций в обеспечении поступательного развития общества представлены в работах Ф. Махлупа [8], З. Баумана [1], Э. Гидденса [3], А. Крюгера [12], А. Лене [13] и др. Важную роль в развитии теории экономики образования и в исследовании роли образовательного пространства в экономическом развитии сыграли российские авторы, среды которых: Т.Я. Герчикова [5], Ю.Ю. Максимовой, М.В. Русакович, А.Н. Крючкова [7], А.И. Беленовой, И.А Аренкова [2], Г.Г. Дерябиной, Н.В. Трубниковой [6] и др.
Результаты. Анализ системы образования в России и за рубежом показывает, что кардинальные изменения технико-технологического, экономического, социального и геополитического характер инициируют глубокие преобразования в содержании образовательных программ и порядке организации образовательной деятельности. Они находят выражение в диверсификации технологий обучения и одновременно обеспечивают доступ к образованию растущему числу желающих. Признавая объективную обусловленность указанных процессов, следует указать на определенные ограничения и негативные последствия, с которыми они связаны. Необходимым условием непрерывного образования в современной экономике выступает сотрудничество между образовательной организацией и предприятием. Однако данное условие может быть выполнено при наличии у компании достаточных ресурсов, объем которых зависит от вида экономической деятельности, избранной стратегии развития, фазы экономического цикла и др. факторов. Система непрерывного образования функционирует избирательно, что определяет неравномерность образовательного пространства. Это является одним из атрибутивных признаков экономики, основанной на знаниях. Решение проблемы преодоления диспропорций в национальной системе образования, усугубленной участием предприятий в формировании человеческого капитала, усложняется тем, что для субъектов хозяйствования профессиональная подготовка сотрудников не является основной функцией и они не могут с одинаковым результатом обучать все трудоспособное население страны.
Исследование показывает, что инвестиции в человеческий капитал и повышение уровня образования становятся причиной ряда структурных диспропорций в экономике. Так, например, усиление конкуренции на рынке труда между кандидатами на рабочие места становится причиной их стремления формально подтвердить наличие определенных профессиональных компетенций. В ряде случаев полученные дипломы об окончании учебных заведений не отражают реальный объем имеющихся знаний, навыков и умений, следовательно, не гарантирует доступ к квалифицированной и высокооплачиваемой работе. Результатом этого становится понижение в должности дипломированных специалистов и растущая дифференциация в уровне оплаты труда между ними. Тем самым, имеет место падение доходности инвестиций в человеческий капитал и углубление неравенства между субъектами предложения на рынке труда, что вызывает разочарования у его носителей в полученном образовании. Подобные противоречивые процессы получили развитие в результате массового внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни общества. С одной стороны, в экономике знаний наблюдается повышенный спрос на высококвалифицированных специалистов, которые могут участвовать в процессах производства и внедрения технологических инноваций, с другой стороны, отсутствуют доказательства прямой зависимости между уровнем информатизации и факторной производительностью.
При наличии общемировой тенденции повышения спроса на человеческий капитал следует признать, что темпы его прироста существенно различаются в разные периоды человеческой истории. Так, исследования показывают [9], что темпы роста спроса на квалифицированную рабочую силу в период с 1970 по 1996 гг. были выше, чем в предшествующие десятилетия (1940-1970 гг.). Последняя четверть ХХ века, отмеченная началом массовым внедрения ИКТ в традиционные и инновационные сектора экономики, ознаменовалась массовым замещением малоквалифицированных сотрудников носителями новых компетенций, позволяющих им использовать в трудовой деятельности технологические инновации. Согласно результатам исследований А. Крюгера, проведенным в 1980-90-е годах, работники, использовавшие компьютеры в своей трудовой деятельности, при всех прочих равных условиях получали заработную плату в среднем на 10-15% выше, чем те, кто ими не пользовался [12]. Расчеты, сделанные автором, показывают, что способность использовать компьютерную технику может рассматриваться как показатель эффективности инвестиций в человеческий капитал, который вырос в 1980-х годах на 30-50%. Впоследствии многочисленные исследования [16] подтвердили важность информационно-коммуникационных технологий в последующие годы для кандидатов на высокооплачиваемые должности.
Анализ научной литературы по проблемам человеческого капитала показывает, что одновременно с работами А. Крюгера появились труды, которые оспаривали его выводы. Авторы альтернативных подходов к трактовке влияния инвестиций в человеческий капитал на доходы его носителей доказывали, что премия, получаемая работниками, не использующими передовые технологии, сопоставима с вознаграждением сотрудников, применяющих компьютерную технику. Сторонники данной позиции доказывали, что причина, объясняющая разницу в заработной плате, может быть связана с наличием особых умений и навыков, которые на данном этапе развития общества имеют наибольшую ценность на рынке труда. При этом указанные умения и навыки могут быть не связаны в информационно-коммуникационными компетенциями.
Представленный вывод подкреплялся аргументацией, разработанной специалистами в области социологии труда. В соответствии с их выводами ключевым фактором, оказывающим влияние на производительность труда и уровень квалификации работников, выступают способы организации трудовой деятельности [11]. Организационные нововведения в рамках коллективных форм позволяют одновременно усложнить задачи, решаемые отдельными работниками, а также преодолевать (предупреждать) негативные аспекты индивидуальной работы. Подобные инновации стали возможны при переходе от массового производства фордистского типа к кастомизированным стратегиям, которые предполагают отказ от механического повторения работниками простых действий в пользу решения сложных многофакторных задач. Последнее предполагает наличие у сотрудников интеллектуально-креативного потенциала, способности адаптироваться к изменениям факторов внешней среды и перманентно вступать во взаимодействия с разными экономическими агентами – потребителями продукции, членами временных проектных команд, работниками предприятий-конкурентов и др.
Одной из проблем, которую необходимо решить в ходе изучения влияния инвестиций в человеческий капитал на динамику индивидуальных и совокупных доходов, выступает проблема оценки профессиональных компетенций в экономике знаний. В настоящее время отсутствуют всеобъемлющие базы данных об эволюции знаний, навыков и умений, используемых работниками в ходе их трудовой деятельности. Для решения данной задачи используются специальные методы исследования, в качестве которых выступают: методы анализа трудовой деятельности, разработанные специалистами в области психологии труда и адаптируемые к новому кругу задач, а также качественно новые инструменты, созданные специально для оценки новых знаний, умений и навыков. Применение различных инструментов исследования показывает, что технологические и организационные инновации вызвали качественные изменения состава навыков, которыми обладают востребованные на рынке труда специалисты. К их числу относятся когнитивные, организационные и реляционные навыки, среди которых важную роль выполняет автономность работника, или «способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений» [14, c. 17]. К числу других важных способностей работников в экономике знаний относятся: ответственность, знание иностранных языков, владение аналитическим инструментарием и др. При этом значение физических характеристик работника для трудоустройства и профессионального роста снижается.
Изменение требований к кандидатам на рабочие места в условиях экономики знаний привело к пересмотру содержания образовательных программ и к их диверсификации, а также к составу формируемых ими компетенций. В современной России это находит отражение в повышенном внимании к подготовке инженерно-технических кадров и формирования информационно-коммуникационных компетенций. Так, в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации был разработан Федеральный проект «Передовые инженерные школы», который направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. В соответствии с данным проектом Правительства РФ был утвержден список из 30 передовых инженерных школ, которые будут созданы на базе крупных российских университетов. В данном списке представлены три школы, создаваемые в Республике Татарстан: Инженерная школа на базе Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета, функционирующая в партнерстве с ПАО «КАМАЗ» и ведущая подготовку кадров для машиностроительных предприятий; школа при Казанском национальном исследовательском технологическом университете, функционирующая в партнерстве с ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Газпром», АО «Аммоний» и ведущая подготовку кадров для предприятий химической промышленности; школа Университета Иннополис при поддержке Министерства развития, связи и массовых коммуникаций РФ совместно с ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком», ПАО «Газпромнефть», российской инвестиционной технологической корпорацией VK, ПАО «Ак Барс Банк» и ПАО «МТС» ведущая подготовку ИТ-инженеров [4]. Так, например, Университет Иннополис в рамках передовой инженерной школы планирует подготовить 14 тысяч специалистов в области информационных технологий и запустить новые образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования» [4]. Все это показывает, что изменение образования и профессиональной подготовки связано не только с потребностями обучающихся и работодателей, но и с диверсификацией предложения. Трансформация технико-технологического уклада и форм организации трудовой деятельности предопределяет качественное изменение содержания профессиональных и универсальных компетенций работников, а также их когнитивных и поведенческих способностей, что обусловливает необходимость поиска альтернативных моделей передачи знаний, умений и навыков. Эти модели и инновационные образовательные технологии представляют собой попытку преодоления ограничений традиционной модели трансляции информации и формирования у обучающихся соответствующих компетенций. Признание необходимости начального и среднего образования для развития навыков и умений, востребованными в сфере производства, не исключает критики его организации вследствие ограниченности возможностей формирования способностей индивидов, позволяющих им эффективно реализовывать свой человеческий капитал. Последнее требует всестороннего использования материальных, технических, социальных и иных ресурсов среды, в которой функционируют образовательные организации и потенциальные работодатели.
Одной из институциональных ловушек в системе образования остается ловушка социального неравенства, которое усиливается вследствие увеличения инвестиций в человеческий капитал. Данный феномен противоречит традиционным представлениям, в соответствии с которыми его носители при равном объеме инвестиций получают равные возможности для карьерного роста и получения растущих доходов. В действительности различия в характере базового образования препятствуют равному доступу к следующим ступеням образования, а также к получению возможности непрерывного образования и повышения квалификации. Исследования показывают, что наибольший доход приносят инвестиции в человеческий капитал в форме непрерывного профессионального образования квалифицированных работников, имеющим хорошую базовую подготовку. Кроме того, непрерывное образование в первую очередь приносит пользу сотрудникам крупных компаний, которые заинтересованы в повышении уровня компетентности персонала и систематически финансируют соответствующие проекты.
Заключение. Проведенное исследование показывает, что образование оказывает положительное воздействие на состояние экономики. В т же время существует множество передаточных звеньев в этом механизме, которые в ряде случаев действуют с определенным временным лагом вследствие консерватизма системы образования или первоначально могут оказать негативное влияние на экономические процессы (повышение уровня социального неравенства, дополнительные расходы бюджета на финансирование образовательных организаций как фактор увеличения бюджетного дефицита и др.). В ряде случаев это влияние может иметь опосредованный характер. Так, например, расширение доступа к образованию для различных слоев населения и различных возрастных групп приводит к изменениям в структуре предложения труда, что предопределяет усиление скрытой дискриминации в области занятости – дискриминации по гендерному признаку, по возрасту, в отношении работников с ограниченными возможностями и др. Тем самым, повышение уровня образованности общества вследствие увеличения инвестиций в человеческий капитал сопровождается изменением условий доступа к рабочим местам, что проявляется в избирательном поведении работодателей, а также создает новые требования к организации образовательных процессов. При этом если наличие информационно-коммуникационных компетенций у работников на первых стадиях становления экономики знаний выступало необходимой предпосылкой повышения дохода их носителей, то в современном обществе доходность инвестиций в человеческий капитал повышается под влиянием комплекса факторов, включающих наряду со знаниями в области высоких технологий наличие когнитивных, организационных и реляционных навыков. Формирование и развитие последних обусловливают необходимость непрерывного образования и мер государственного регулирования, направленных на нейтрализацию негативных последствий обеспечения доступа к образовательным программам.
References:
Autor D., Katz L., Krueger A. (1998). Computing inequality: have computers changed the labor market? The Quarterly Journal of Economics. 113 (4). 1169-1213. doi: 10.1162/003355398555874.
Bauman Z. (2008). Tekuchaya sovremennost [Fluid modernity] Saint Petersburg: Piter. (in Russian).
Becker G.S. (1962). Investment in Human Capital: Theoretical Analysis Journal of Political Economy. 70 (5-2). 9. doi: 10.1086/258724.
Belenova A.I., Arenkov I.A. (2021). Transformatsiya potrebitelskogo povedeniya v usloviyakh pandemii na rynke onlayn-obrazovaniya [Transformation of consumer behaviour amidst a pandemic in the online education market]. Creative economy. 15 (7). 2921-2938. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.7.112316.
Deryabina G.G., Trubnikova N.V. (2021). Tsifrovoe obuchenie kak novyy trend v korporativnom obuchenii [Digital employee training as a new trend in corporate education]. Creative economy. 15 (6). 2485-2500. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.6.112211.
Gerchikova T.Ya. (2022). Mesto i perspektivy vysshego obrazovaniya v usloviyakh nestabilnosti sovremennogo mira [The place and prospects of higher education amidst instability of the modern world]. Creative economy. 16 (4). 1375-1384. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.4.114558.
Giddens E. (2011). Posledstviya sovremennosti [Consequences of modernity] M.: Izdatelskaya i konsaltingovaya gruppa «Praksis». (in Russian).
Green F., Felstead A., Gallie D. (2000). Centre for Economic Performance Discussion Paper London, UK.: Centre for Economic Performance.
Krueger A. (1993). How computers have changed the wage structure Quarterly Journal of Economics. 108 (1). 33-60. doi: 10.2307/2118494.
Léné A. (2005). L'éducation, la formation et l'économie de la connaissance: approches économiques Éducation et sociétés. 1 (15). 91-103.
Makhlup F. (1966). Proizvodstvo i rasprostranenie znaniy v SShA [Production and dissemination of knowledge in the USA] M.: Progress. (in Russian).
Maksimova Yu.Yu., Rusakovich M.V., Kryuchkov A.N. (2021). Institutsionalnye izmeneniya na rynke nepreryvnogo obrazovaniya v postpandemicheskom mire [Institutional changes in the continuing education market in the post-pandemic world]. Creative economy. 15 (11). 4329-4342. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.11.113805.
Mincer J. (1958). Investments in Human Capital and Personal Income Distribution Journal of Political Economy. 66 (4). 281. doi: 10.1086/258055.
Romer P.M. (1986). Increasing return and Long Run Growth Journal of Political Economy. 94 (5). 1002-1037.
Schulz T. (1961). Investment in Human Capital American Economic Review. 51 (1). 1-17.
Страница обновлена: 27.04.2025 в 23:53:22