Условия сбалансированного инновационного развития арктической территории
Гераськина И.Н.1, Варламов А.В.2
1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, Санкт-Петербург
2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 5 (Май 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48611714
Цитирований: 1 по состоянию на 22.06.2022
Аннотация:
В работе представлены концептуальное видение и методологические основания сбалансированного инновационного развития Арктической территории как крупномасштабной социально-экономической системы, базирующиеся на интеграции универсальных положений теорий систем, самоорганизации и синергетики. Представлены и обоснованы условия сбалансированного инновационного развития российской Арктики, позволяющие в полной мере реализовать государственные стратегические цели. Выделены приоритеты и особенности формирования ее системы управления. В условиях природных и социально-экономических трансформаций особое внимание уделено моделированию устойчивого инновационного тренда Арктической зоны и прогнозированию динамики ее траектории.
Ключевые слова: принципы управления Арктической зоной РФ, инновационное развитие Арктики, управление социально-экономическими системами, синергия
Финансирование:
Данная статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ на тему «Структурные сдвиги в экономике и обществе по результатам достижения целевых индикаторов реализации Национальных проектов, дающие возможности для организации новых сфер социально-экономической деятельности, в том числе коммерческой, как в России, так и за рубежом» (проект № FSSW-2020-0010).
JEL-классификация: R11, R12, R13
1 ВВЕДЕНИЕ
Проблема обеспечения сбалансированного инновационного развития территорий РФ на фоне низких темпов экономического роста и структурной несоразмерности, а также глокализации и высокой интеграции отраслей народного хозяйства требует научного осмысления (поиска новых способов формирования и активизации системного взаимодействия, методов управления, сводимых к максимальному учету естественных закономерностей и природы развития) и разработки концептуально-методологической платформы. Имеющийся на сегодня запас знаний экономической науки, представленный большим разнообразием научных подходов и школ, не всегда способен решать задачи преодоления экономических кризисов и депрессий, периодически возникающих в экономических системах и тем более обеспечения инновационного и устойчивого развития в условиях активной структурно-волновой динамики.
При этом разрабатываемые стратегические программы должны учитывать результаты научных исследований объекта управления (эволюционные особенности, характер структурных и циклических изменений, эндо- и экзогенные факторы развития, глубинные связи параметров и т.д.) и фокусироваться на достижении сбалансированного инновационного развития территорий (особенно активно осваиваемых, таких как Арктика) страны; оптимизации структуры экономики; улучшении инвестиционного климата; повышении качества и доступности производимых товаров; обеспечении жильем граждан в условиях необходимости повышения качества жизни населения страны. Обозначенные приоритеты обуславливают повышение эффективности систем управления сложноорганизованными социо-экономическими системами на основе нетривиальных подходов и совершенных механизмов достижения целей. При этом разумно прибегнуть к многопозиционному воздействию, обеспечивая соответствующие условия (нормативно-правовое поле, безопасное экономическое пространство, высокий уровень предпринимательской культуры) и многоаспектную инфраструктуру.
Социально-экономические проблемы в России в большей мере детерминированы структурной диспропорцией и имманентной цикличностью, что увеличивает разрушительную силу протекающих процессов, усиливая при этом и без того неустойчивые мирохозяйственные связи. В связи с этим вопросы развития Арктической зоны требуют четко выверенных действий, основанных на научных положениях, точных прогнозах инновационно-технологической динамики для принятия своевременных и обоснованных управленческих мер, дабы исключить ошибки и деструктивные последствия.
2 ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие при обеспечении сбалансированного инновационного развития социально-экономической системы.
Объект исследования – система управления сбалансированным инновационным развитием Арктики.
Цель исследования – представить и обосновать сущность базовых условий сбалансированного инновационного развития Арктики в рамках реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
Научная гипотеза заключается в выдвижении предположения о том, что сбалансированное инновационное развитие Арктической территории возможно при одновременном достижении (обеспечении) в системе управления ряда важных условий:
− условия энтропийного равновесия применительно к обеспечению сбалансированности и инновационности развития;
− условия Фибоначчи («золотое сечение»), организующего оптимальное соотношение границ порядка и хаоса для стратегических параметров объекта управления (Арктической территории);
− условия конвергенции производственного опыта, творческого подхода, научных концепций и методологии при выработке управленческих решений;
− условия достижения синергизма и синергетических (в контексте системных) эффектов;
− условия применения экономико-математического моделирования организационно-управленческих воздействий;
− условия реализации и развития института государственно-частного партнерства.
Методы исследования: аппроксимация статистических данных, регрессионный и фазовый анализ, системный синтез, экономико-математическое моделирование.
Методологическая база исследования – интегрированные положения теорий самоорганизации И. Р. Пригожина [14], синергетики Г. Хакена [23] и общей теории систем Л. Берталанфи [4] как попытка углубить многочисленные мировоззренческие взгляды, концепты, школы и направления в указанных областях, образуя концепцию сбалансированного инновационного развития той или иной экосистемы. Подобный подход поддерживается известными учеными (И. Р. Пригожин и Стенгерс [14]; Л. Берталанфи [4]; Д. С. Чернавский [20]; Г. Николис и И. Р. Пригожин [12]; И. В. Прангвишвили и А. И. Иванус [13]), а в рамках этого научного течения объясняются современные экономические тренды (Акаев и др. [1, 2], W. Scott и S. Gough [17]) и непрогнозируемые реакции социально-экономической системы на определенные управленческие воздействия.
3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Под сбалансированным инновационным развитием Арктики следует понимать согласованное с её имманентными свойствами преобразование экосистемы (в части бережной эксплуатации природных ресурсов, климатической, биологической и химической безопасности, направлений инвестиций, инфраструктурной и институциональной динамики и др.), структурных взаимосвязей и протекающих в ней процессов, обеспечивающее системный потенциал для перехода на качественно новый, но имманентно присущий, уровень развития [7].
Система управления сбалансированным инновационным развитием Арктической территории должна быть нацелена на саморегулирование и в большей мере на самоорганизацию. Но всё же, решающая роль отводится государству как надсистеме, призванной обеспечить благоприятную среду (например, институциональные условия, способствующие либо подъёму, либо парализации и спаду системного потенциала) для развития ее важной составной части. К примеру, уже с 2020 г. для экономических резидентов г. Мурманска государством предусмотрены весомые преференции: страховые взносы для созданных рабочих мест – 7,6% на 10 лет; налог на прибыль вместо 20% составляет 5% в течение пяти лет, а в последующие годы – 12% на фоне полного освобождения от налога на имущество (первые 5 лет) и налога на землю в течение трех лет [22]. Безусловно, в отношении Арктики, государство выступает субъектом управления, определяет приоритеты развития и, соответственно, призвано обеспечить их достижение [27].
В этом контексте возникают серьёзные и сложные вопросы: как понять приоритеты такой экосистемы как Арктика? Как убедиться в правильности выбранного направления? Как определить индикаторы достижения целей и их достаточные величины?
Управлять сложными системами субъективно бессмысленно, поскольку неточные и принудительные управляющие воздействия только вредят им и отвергаются, провоцируя излишнюю энтропию. Управленческие воздействия должны, прежде всего, учитывать имманентно присущие управляемому объекту естественные пути эволюции, определяемые в результате систематического мониторинга среды, структуры и уровня ее гетерогенности, энтропийной динамики; степени влияния управляющих параметров на параметры порядка, что выявляется при аппроксимации их значений в динамике в процессе регрессионно-дифференциального моделирования [8].
Квинтэссенцией сбалансированного инновационного развития определенной экосистемы выступает выверенное (качественно и количественно) внешнее управляющее воздействие, сочетающееся с некой подходящей для этого организационной упорядоченностью. Количественные и качественные трансформации управленческого сигнала провоцируют возникновение резонанса в экосистеме, и соответственно, усиление ее неравновесности, что порождает интегративные действия ее компонентов; разрушение прежнего порядка и структуры и как следствие, – образования новых свойств.
Заметим, что система управления сбалансированным инновационным развитием Арктики должна способствовать постоянному формированию системного (синергетического) потенциала, саморегулированию и самоорганизации. Учитывая принципиальные особенности состояния «устойчивость» и характеристики инновационных трендов, выражающиеся в гармоничном сочетании в рассматриваемой системе «порядка» и «хаоса», их репликация в сложноорганизованных структурах представляется следующим образом:
– во-первых, порядок образуется за счет привносимого в экосистему хаоса (он образуется из-за постоянного обмена с надсистемой энергией, веществом и информацией);
– во-вторых, системная устойчивость обеспечивается некоторой мерой внутренней организованности и умением адекватно реагировать на турбулентность внешней среды.
Обозначим и раскроем содержание основных принципов управления арктической территорией, выступающих необходимыми условиями сбалансированного и инновационного ее развития.
Интегративное качество обеспечивается целостностью взаимодействия структурных элементов и процессов экосистемы, что достигается организационно-хозяйственными связями. Стратегия сбалансированного инновационного развития Арктики не приемлет ограниченности и ориентированности на точечное решение задач территориального и технологического развития. Поэтому должна быть в виде гармоничной совокупности взаимосвязанных проектов и программ, образующих многопозиционный механизм, согласующийся с приоритетами развития страны.
Освоение Арктики возможно только при реализации самоподдерживаемого развития. Имеем в виду сдерживание экстенсивного потребления ресурсов, направленное на приведение всевозможных потоков, поддерживающих эту территорию, к допустимой величине. Экстенсивное и безудержное общественное потребление не возобновляемых ресурсов, разрушительная и паразитическая деятельность человека неотвратимо пробуждают изменение климата, техногенные и природные катастрофы. В этой связи необходимо согласование противоречивых стратегических приоритетов: с одной стороны, – видоизменение деятельности субъектов хозяйствования в сторону снижения давления на биосферу при стремлении к социальной справедливости, а с другой – развитие информационно-интеллектуальных технологий, экономцентричной логики и праксеологии. Принципиальна реализация концепта ресурсо-энергоэффективности и вторичной переработки. В противном случае, нам не избежать нарушения энтропийного равновесия, и быстрого роста энтропии в экосистеме.
Рассмотрим условие энтропийного равновесия применительно к обеспечению сбалансированности и инновационности развития Арктики. Её жизнеспособность обеспечивает баланс некоторой меры организованности и беспорядка. Нежелательно допускать как критического уровня организации экосистемы, так и высокой степени хаоса, который возникает в следствии неустойчивой структуры, излишней открытости и соответственно неконтролируемого притока разной энергии. При этом необходимо: управлять амплитудой, частотой энтропийных колебаний и отводить излишки в другие и надсистемы.
Учитывая универсальность закономерности энтропийного равновесия, реализация проектов по освоению шельфа, активной разработке природных месторождений, строительству северного морского пути и железнодорожных магистралей приведет к нарушению энтропийного равновесия, повышенной нагрузке на экосистему и необратимым ее изменениям (климатические риски, ускоренная деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, исчезновение видов и популяций животных и др.). В таком случае необходимо идентифицировать зоны повышенной вероятности возникновения деградационных и деструктивных процессов для искусственного нивелирования энтропии в них. Например, – недопущение аварий при транспортировке углеводородов; ликвидация радиационно опасного объекта (береговая база на губе Андреева); образование особо охраняемых природных зон для сохранения популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.
В отношении информационной энтропии надо заметить, что новые знания от генерирующих центров волнами распространяясь приживаются и используются в тех областях, где имею место соответствующая инфраструктура и условия. Эти волны в зависимости от масштабов инноваций отличаются периодами, амплитудой, частотой и мощностью распространения. Такие параметры требуют контроля со стороны управляющей системы, дабы не допустить большой величины энтропии и не спровоцировать разрушение определенной экосистемы.
Устойчивость развития, под которой понимаем постоянную динамику в определенных и допустимых пределах, исходит из следующего условия Фибоначчи («золотое сечение»), организующего оптимальное соотношение границ порядка и хаоса для стратегических параметров объекта управления. Руководствуясь этим принципом можно принять лучшее из возможных управленческих решений используя рефлексивный синтез мыслимых альтернатив и соизмеряя управленческие действия с гармоничной структурой [13].
Следующее важное условие устойчивого развития Арктики состоит в конвергенции производственного опыта, творческого подхода, научных концепций и методологии при выработке управленческих решений. Формирование контента знаний происходит фрактальным образом как самоорганизующаяся система, где каждая новая компетенция может спровоцировать флуктуацию в системе, приводящую к изменению устоявшихся онтологических представлений.
Обеспечение гармоничного инновационного развития той или иной территории предполагает разработку взаимосвязанных программ и проектов, основанных на результатах объективного комплексного исследования максимально широкого круга переменных (природные, географические, государственные, политические, социальные, экономические, интеллектуальные, технологические и др.). Сегодня конвергенция принципиальна в силу глобализации социально-экономической деятельности, в частности, институтов и принципов, форм и методов, механизмов и технологий. Вместе с этим претерпел трансформацию и закон стоимости – теперь он не основной регулятор развития экономических систем. В таких условиях конвергенция необходима с императивом взаимного обмена опытом и достижения нового знания в стремлении к инновационным преобразованиям для приобретения общественного блага. В равной степени этому способствует и условие – корпоративное взаимодействие. Капиталистический строй ориентирует хозяйствующие субъекты к укрупнению, поиску эффективных форм кооперации и взаимного сотрудничества для достижения синергии и других системных эффектов.
На практике продуктивными формами кооперации часто выступают корпоративные ассоциации, консорциумы, кластеры, и другие производственные объединения, дающие возможность побеждать в тендерных состязаниях, лоббировать коллективные интересы в органах власти, получать преференции, проводить аналитические исследования и осуществлять крупные научно-технические проекты, взаимодействовать с зарубежными участниками.
Важно в полной мере реализовывать системный подход как важнейшее условие интегративного восприятия Арктики, её целостного осмысления, понимания закономерностей материального и нематериального бытия, учёта имманентных ее закономерностей для использования этих знаний в производственной и инвестиционной деятельности. А системный синтез позволит идентифицировать управляющие параметры рассматриваемой территории и выявить их взаимовлияние для моделирования и прогнозирования тренда развития, определения зоны и силы управляющего воздействия [14, 26].
Важным условием сбалансированного инновационного развития Арктики выступает государственно-частное партнерство (ГЧП) как совокупность форм установленного взаимодействия реального сектора экономики с государственными структурами для решения социально значимых задач на паритетных соглашениях. Очевидно, что ГЧП – это, во-первых, инструмент государственного механизма привлечения ресурсов из бизнес-среды, а во-вторых, социально значимый механизм кооперации государства и бизнеса [28]. Импонирует, что данное условие реализуется в достаточном объеме и в период 2020–2024 гг. Правительство РФ намерено вложить в Арктические проекты и Северный морской путь около 110 млрд руб. При этом 80 млрд руб. планируют инвестировать частные компании. Объем внебюджетных инвестиций в арктическую территорию к 2024 г. достигнет 176,1 млрд руб., а доля валового регионального продукта – 7,2% [24].
При этом не только возрастает уровень инновационности результатов бизнес-процессов вследствие совершенствования техники и технологии, форм и инструментов организации производства, но и возникает приращение производственных мощностей и инфраструктурных благ. В условиях активного освоения Арктических широт логично задействовать ГЧП, ибо оно являет собой сформировавшийся и результативный механизм привлечения не только финансово-материальных, но и интеллектуальных средств в развитие общественной инфраструктуры.
Условие когерентности субъектов хозяйствования в Арктической зоне детерминирует предпосылку положительного синергетического эффекта для инновационного развития в том смысле, что никакие манипуляции с производственными факторами не дадут желаемых результатов без согласованной по стратегическим (тем, что выявляются в ходе комплексного исследования) параметрам направления развития Арктики. Значит, для инновационного прорыва управляющей системе необходимо образование условий (в первую очередь институциональных), способствующих максимальной мобилизации системного (синергетического) потенциала этой территории 10]. Как минимум, для развития предпринимательства необходимо субсидирование процентных ставок в размере 6,8% годовых и компенсация страховых взносов, сниженная до 8%. К примеру, сейчас на получение льготных кредитов претендует 8 субъектов хозяйствования в Арктической зоне. Они готовы реализовать проекты объемом в 3,3 млрд руб. в области логистики, промышленности, сельского хозяйства, туризма и др. сферах деятельности [25]. Среди крупных одобренных инфраструктурных проектов: «Освоение Сырдасайского месторождения»; «Строительство специализированного терминала навалочных грузов в морском порту Мурманск»; «Техническое перевооружение морского порта Витино и нефтебазы в Мурманской области»; «Строительство завода по выращиванию смолта лосося и малька озёрной форели в Мурманской области»; «Освоение месторождения металлов платиновой группы «Федорова Тундра»; «Освоение свинцово-цинкового месторождения «Павловское».
Суть следующего условия, способствующего сбалансированному развитию Арктики, - достижение синергизма и синергетических (в контексте системных) эффектов, можно выразить так: любой образованный, возведенный и функционирующий объект должен сопровождаться как минимум синергизмом, чтобы использование ресурсов происходило с раскрытием и использованием их потенциалов для преумножения какого-либо блага. Такой факт будет свидетельствовать о хорошей системной организации и грамотном менеджменте. Поэтому, управление развитием Арктической территории должно детерминироваться процессом формирования синергетических эффектов.
Важнейшее условие устойчивого инновационного развития Арктики – экономико-математическое моделирование организационно-управленческих воздействий для идентификации имманентно присущих этой территории трендов, определения направлений, спектра и меры воздействия для достижения желаемого состояния. Кроме этого, экономико-математическое моделирование дает возможность получать достоверные прогнозы при обосновании управленческих решений.
Исследования [7, 8, 9, 10, 11, 19] показывают, что традиции современного факторного и регрессионного анализа в большинстве случаев базируются на линейных моделях, в основу которых помещают, как правило, алгебраические полиномы. В реальности это выглядит абсурдно как: вложение инвестиций в экономический субъект по графику x1(t) позволит достичь чистого дисконтированного дохода (может быть любой другой показатель экономической эффективности) с учетом рыночных требований на продукцию (возмущающего воздействия) z1(t). При этом считается, что существует линейная связь между факторами и значением показателя, где единственная динамическая переменная – временной лаг Δt (например, в моделях вида, формула 1).
(1)
Такой подход к моделированию, где учитываются только прямые связи между факторами и силой реакции с единственной динамической переменной не позволит качественно прогнозировать последствия управленческих действий. Тем более что в моменты кризисных состояний, когда экосистема практически непредсказуема, рациональны когнитивное моделирование, искусственные усилители интеллекта, человеко-машинные интерактивные системы, способствующие оперативному менеджменту в части принятия обоснованных и конструктивных управленческих решений.
Уместно применять регрессионно-дифференциальное моделирование (РДМ) при прогнозировании развития Арктики. Методически этот подход представлен последовательностью действий (рис. 1) и обеспечивает высокое качество прогнозных результатов в части управленческих решений и инноваций с учетом государственных приоритетов, особенностей экосистемы, структурно-циклических и колебательных процессов.
Источник: составлено автором
Рисунок 1. Алгоритм моделирования развития Арктики
4 ВЫВОДЫ
Обозначенные условия сбалансированного инновационного развития Арктики как результат онтологического исследования универсальных положений теорий систем, диссипации, самоорганизации и синергетики будут в полной мере способствовать реализации стратегических приоритетов ее развития и обеспечению национальной безопасности.
Устойчивое инновационное развитие – результат когерентности внутренних резервов (ресурсный, экономический, научно-технический и др.) экосистемы и внешних условий (наука, политика, право, экология, экономика и др.).
Интенции сбалансированного инновационного управления Арктической зоной заключаются в ориентации на работу глубинных механизмов развития, которые необходимо идентифицировать и совершенствовать в соответствующих направлениях. Поэтому, предлагаемый методологический подход, прежде всего, определён:
а) многопозиционными воздействиями, устойчивыми и рабочими взаимосвязями (обязательно наличие функционирующих обратных связей), интеграцией системных процессов и явлений. Действующая обратная связь обусловливает эмерджентность, синергию, гистерезис и гомеостаз. Различные формы обратной связи (например, институты и профессиональные сообщества) важны для поддержания динамического равновесия рассматриваемой экосистемы. Менеджмент не эффективен тогда, когда обратная связь не гарантирует (запаздывание, искажение, перегруз каналов) управляющей системе достаточный информационный поток о состоянии объекта управления;
б) структурой, масштабом и инертностью экосистемы;
в) пошаговым и синхронным движением к принятой социальной модели, учитывающим инерционность, взаимосвязи и взаимозависимости социальных явлений.
В условиях очевидных и ожидаемых природных и социально-экономических трансформаций существенно возрастает роль комплексных научных исследований для получения максимального объема достоверных данных и последующего их применения при прогнозировании трендов.
В этой связи предлагается методический подход к моделированию траектории развития Арктики, учитывающий структурно-циклическую динамику, системные особенности, нелинейные структурные связи и гистерезисные явления, а также качественно прогнозирующий значения интересующих показателей на базе статистических данных и последствия управленческих решений в условиях инновационных преобразований.
Источники:
2. Акаев А.А., Румянцева С. Ю., Сарыгулов А.И., Соколов В.Н. Структурно-циклические процессы экономической динамики. / Монография. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – 170-190 c.
3. Alekseeva M.B., Bogachev V.F., Gorenburgov M.A. Systemic diagnostics of the Arctic industry development strategy // Journal of Mining Institute. – 2019. – p. 450-458. – doi: 10.31897/PMI.2019.4.450.
4. Берталанфи Л. Общая теория систем – обзор проблем и результатов. Системные исследования. / Ежегодник. - М.: Наука, 1976. – 218 c.
5. Dallago В. The Organizational Effect of the Economic System // Journal of Economic Issues. – 2002. – № 4. – p. 953-979. – doi: 10.1080/00213624.2002.11506531.
6. Дятлов С.А. Энтропийная экономика: методология исследования глобального экономического кризиса. / Монография. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 403 c.
7. Geraskina I.N. «Balanced innovative development of the investment and construction complex of the Russian Federation», dissertation for the degree of Doctor of Science.- Moscow.- 2017. - p. 374
8. Geraskina I.N., Petrov A.A., Zatonskiy A.V. Modeling of the investment and construction trend in Russia // International Journal of Civil Engineering and Technology. – 2017. – № 10. – p. 1432-1447.
9. Geraskina I.N., Goncharenko L.P. Concept and Methodological Aspects of Providing Balanced Innovative Development of Transportation System of the Russian Federation // Наука и техника. – 2020. – № 2. – p. 101-107. – doi: 10.21122/2227-1031-2020-19-2-101-107.
10. Geraskina I.N., Kuligin K.N. Methodological aspects of providing balanced innovative development of construction complex of the Russian Federation // International scientific conference on construction and architecture: theory and practice for the innovation development 2019, catpid 2019: In IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, IOP Conf. Seriya: Materialovedeniye i inzheneriya. Kislovodsk, 2019. – p. 077046.– doi: 10.1088/1757-899X/698/7/077046.
11. Zatonskiy A., Sirotina N., Bazhenov R., Altukhova I., Alutina E. Finite-differential models used as a basis for it support in problem-solving // Iii international conference on advanced technologies in aerospace, mechanical and automation engineering - mist: aerospace-iii-2020; 9-th international workshop on mathematical models and their applications (iwmma-2020): In IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Krasnoyarsk, 2021. – p. 120-140.– doi: 10.1088/1757-899X/1047/1/012040.
12. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. - М.: Мир, 1979. – 512 c.
13. Прангишвили И.В., Иванус А.И. Системная закономерность золотого сечения, системная устойчивость и гармония // Проблемы управления. – 2004. – № 2. – c. 2-8.
14. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. / пер. с англ.– изд. 6-е. - М.: URSS, 2008. – 38 c.
15. Серебренников Е.В. Стратегические и экологические особенности развития добычи углеводородов в российской Арктике // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 5. – c. 282-288.
16. Серова Н.А., Серова В.А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики // Арктика и Север. – 2019. – № 36. – c. 42-56. – doi: 10.17238/issn2221-2698.2019.36.42.
17. Scott W., Gough S. Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. - London; New York: Routledge Falmer, 2003. – 192 p.
18. Flores M., Lescano M., Brandi R., Cassano A., Labas M. A Novel Approach to Explain the Inactivation Mechanism of Escherichia Coli Employing a Commercially Available Peracetic Acid // Water Science and Technology. – 2014. – № 2. – p. 358-363. – doi: 10.2166/wst.2013.721.
19. Chainikova G.R., Zatonskiy A.V., Mitiukov N.W., Busygina H.L. Development of foreign language lexical competence on the basis of a learner's terminological thesaurus and dictionary // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – № 1. – p. 51-59.
20. Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации), Изд. 2-е. - М.: URSS, 2004. – 288 c.
21. Цукерман В.А., Козлов А.А. О развитии инфраструктуры инновационной поддержки промышленной деятельности в Арктике // Друкеровский вестник. – 2018. – № 3(23). – c. 192-201.
22. Закон Мурманской области от 02.10.2020 № 2540-01-ЗМО. Официальный сайт журнала «Главбух». [Электронный ресурс]. URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_11593204 (дата обращения: 20.02.2022).
23. Хакен Г. Синергетика: принципы и основы, перспективы и приложения. / пер. с англ. Ч.1: Принципы и основы. Неравновесные фазовые переходы и самоорганизация в физике, химии и биологии. - 2-е изд. доп. - М.: URSS: ЛЕНАНД, 2015. – 401 c.
24. Миллиарды в Арктику: как Россия прокладывает Северный морской путь. Официальный сайт АО «Газета.Ру». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2020/10/21/13327603.shtml? (дата обращения: 20.02.2022).
25. Названы 6 российских банков, которые будут выдавать льготные кредиты резидентам Арктической зоны РФ. Официальный сайт Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/nazvany-6-rossiyskikh-bankov-kotorye-budut-vydavat-lgotnye-kredity-rezidentam-arkticheskoy-zony-rf-31768/?view=desktop (дата обращения: 20.02.2022).
26. Матвиенко И.И. Анализ инновационного развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 307-324. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100663.
27. Торцев А.М., Смиренникова Е.В., Студёнов И.И., Новоселов А.П. Теоретико-методические аспекты оценки инновационного развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 417-434. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39386.
28. Варламов А.В. О принципах методологии управления кроссрегиональными бизнес-системами Севера России // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 12-4(65). – c. 278-281.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:26