Рецензия на монографию «Цифровая парадигма развития системы «образование-наука-производство»» (Москва, 2021)

Харланов А.С.1
1 Дипломатическая Академия Министерства иностранных дел РФ, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств
Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать:
Харланов А.С. Рецензия на монографию «Цифровая парадигма развития системы «образование-наука-производство»» (Москва, 2021) // Экономика высокотехнологичных производств. – 2022. – Том 3. – № 2. – doi: 10.18334/evp.3.2.115201.



Вступление российской экономики в стадию цифровой трансформации предполагает, что ее экономические субъекты переходят на использование наукоемких цифровых технологий. В настоящее время осуществляется поддержка этих процессов в рамках государственной инновационной политики. Основные положения этой политики отражены в ряде нормативно-законодательных документов, включая программы «Национальная технологическая инициатива», «Цифровая экономика», «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» и др. Таким образом возрастает и актуальность инновационной модернизации, как системы «образование-наука-производство» в целом, так и отдельных ее участников.

В представленной монографии разработана актуальная концепция системы «образование-наука-производство» в новых условиях развития страны, информационного общества и цифровой экономики. Важное внимание уделено разработке современного инструментария обеспечения результативности функционирования этой системы, повышения эффективности взаимодействия ее участников. Выполненные автором исследования позволили для сферы инновационной деятельности создать эффективный механизм взаимодействия образовательных организаций и научно-производственных предприятий. В монографии автором предложена инновационная технология практико-ориентированной подготовки специалистов информационной сферы цифровой экономики. Использование изложенных в монографии теоретических положений, ориентированных на инструментарий математического моделирования и современные информационные технологии, формируют стратегически значимые направления эффективного развития системы «образование-наука-производство» в условиях цифровой трансформации ее участников.

Монография содержит 4 главы, а также введение, заключение, список литературы, глоссарий и приложения.

В первой главе автором проанализировано состояние системы «наука-образование-производство» с точки зрения цифровизации российской экономики, обоснована актуальность развития и модернизации этой системы в новых условиях информационного общества, разработан инструментарий повышения эффективности взаимодействия участников этой системы.

Во второй главе автором сделан акцент на рассмотрении роли образовательных организаций, являющихся ключевым звеном формирования интеллектуального капитала системы «образование-наука-производство»; сформированы стратегии управления интеллектуальным капиталом, инновационно-ориентированная стратегия развития образовательной организации в системе «образование-наука-производство».

В третьей главе автор сосредоточилась на исследовании вопроса информатизации процессов управления знаниями в системе «образование-наука-производство»; приведены разработки по использованию технологий онлайн обучения и искусственного интеллекта в цифровой образовательной среде.

Четвертая глава носит практико-ориентированный характер и посвящена формированию цифровых компетенций обучающихся, специалистов и персонала научно-производственных предприятий.

В приложении приведены документальные свидетельства успешной апробации положений монографии (акты внедрения и использования научных исследований и разработок автора на практике).

Считаю, что монография Батовой М.М. «Цифровая парадигма развития системы «образование-наука-производство» является основательным научным трудом, содержит новые актуальные теоретические положения, их убедительные обоснования, практическую значимость и наглядную апробацию. Монография отвечает основным принципам научного исследования: актуальности, новизны, доказательности и верификации, единства теории и практики, объективности, системности. Данная монография может быть рекомендована к публикации.


Страница обновлена: 03.08.2022 в 12:29:42