Ресурсное обеспечение конкурентоспособности медицинских организаций

Давыдович А.Р.1, Шмелева Т.В.1
1 Сочинский государственный университет, Россия, Сочи

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2021)

Цитировать:
Давыдович А.Р., Шмелева Т.В. Ресурсное обеспечение конкурентоспособности медицинских организаций // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 10. – С. 3867-3878. – doi: 10.18334/ce.15.10.113691.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47167114

Аннотация:
Обеспечение конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена невозможно без современной инфраструктуры системы здравоохранения и квалифицированных медицинских кадров. В статье рассмотрено состояние инфраструктуры здравоохранения Краснодарского края с 2016 по 2020 гг., в том числе: проанализированы структура медицинских организаций (юридических лиц) региона, ведомственная принадлежность медицинских организаций, мощность амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, динамика числа медицинских организаций первичного звена. Исследована обеспеченность медицинских организаций врачами и средним медицинским персоналом в Краснодарском крае, в том числе проанализирована численность врачей и среднего медицинского персонала на 10000 человек населения региона. В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования.

Ключевые слова: обеспечение конкурентоспособности, медицинские организации первичного звена, инфраструктура, здравоохранение, медицинские кадры, врачи, средний медицинский персонал, Краснодарский край

Финансирование:
Исследование выполнено за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований» (РФФИ), договор № 20-010-00524/21 от 23.03.2021.

JEL-классификация: I11, I15, I18



Введение

Ресурсное обеспечение конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена невозможно без современной инфраструктуры системы здравоохранения и квалифицированных медицинских кадров.

«В настоящее время более 7 млн кв. м инфраструктуры в первичном звене здравоохранения в России требуют капитального ремонта, почти 8 тыс. зданий находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, реконструкции или капитального ремонта», – отметила глава Минздрава Вероника Скворцова [1] (Skvortsova, 2019).

«С другой стороны, хочется отметить, что многие здания строились сто лет назад, а иногда и раньше, и те технологии строительные, которые применялись – отсутствие инфраструктуры, связи между корпусами, отсутствие чистых зон <...>, подобные случаи не позволяют отделаться капитальным ремонтом. По нашему предварительному анализу на основе форм Росстата из 3255 районных больниц и поликлиник не менее 370 требуют просто сноса и нового строительства», – добавила она [1] (Skvortsova, 2019).

Остается актуальной проблема обеспеченности медицинских организаций первичного звена медицинским персоналом. Укомплектованность врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических организациях в среднем по стране составляет 79,7% и 88,8% соответственно [2].

Все вышесказанное послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Теоретические и практические разработки в области повышения конкурентоспособности предприятий, развития конкурентной среды, исследования факторов конкурентоспособности, вопросы онлайн-продвижения медицинских услуг представлены в работах В.Е. Азоева [3] (Azoev, 2013), Р.А. Фатхутдинова [4] (Fatkhutdinov, 2010), А.Р. Давыдович, Т.В. Шмелевой [5] (Davydovich, Shmeleva et al., 2020), Дмитриевой Н.В., Габинской О.С. [6] (Dmitrieva, Gabinskaya, 2020) и др.

Среди работ, в которых анализируется современное состояние инфраструктуры здравоохранения, медицинской и фармацевтической промышленности, можно отметить исследования российских ученых: А.Д. Нефедьева, Д.К. Балаханова [7] (Nefedev, Balakhanova, 2009), Ю.Г. Герцик [8] (Gertsik, 2021), С.С. Асанова, Р.В. Федоренко [9] (Asanova, Fedorenko et al., 2020) и др.

Всесторонний обзор литературы был проведен в этом исследовании для достижения поставленной цели.

Цель исследования – предложить направления ресурсного обеспечения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена (на примере Краснодарского края).

Достижение цели исследования предопределило постановку и последовательное решение следующих взаимосвязанных задач:

- проанализировать состояние инфраструктуры системы здравоохранения Краснодарского края;

- дать оценку обеспеченности медицинских организаций первичного звена врачами и средним медицинским персоналом;

- сформулировать направления ресурсного обеспечения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена.

Объект исследования – ресурсное (инфраструктура и медицинские кадры) обеспечение конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена.

Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена.

Научная новизна исследования: используя результаты анализа инфраструктуры системы здравоохранения и обеспеченности медицинских организаций медицинским персоналом, предложены направления ресурсного обеспечения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена.

Гипотеза исследования: в условиях нестабильной экономической ситуации в стране индикатором конкурентных преимуществ является состояние инфраструктуры и уровень обеспеченности квалифицированными кадрами медицинской организации первичного звена.

Материал и методы исследования

При составлении обзора литературных источников по теме исследования был применен метод контент-анализа. Аналитические результаты анализа инфраструктуры системы здравоохранения и обеспеченности медицинских организаций медицинским персоналом Краснодарского края были получены с применением статистических методов исследования.

Полученные в процессе исследования результаты будут полезны при разработке стратегических документов и инициатив по развитию системы здравоохранения и рынка медицинских услуг Краснодарского края.

Отдельные результаты исследования состояния инфраструктуры системы здравоохранения Краснодарского края представлены в виде рисунков.

Результаты исследования и их обсуждение

В системе здравоохранения Краснодарского края на начало 2020 года функционировали 236 медицинских организаций – юридических лиц, в том числе 94 (39,8%) больничных учреждений, 23 (9,7%) диспансера, 54 (22,9%) самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждения и 33 (14%) стоматологические поликлиники [10]. Структура медицинских организаций (юридических лиц) Краснодарского края по состоянию на 1 января 2020 году представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура медицинских организаций (юридических лиц)

Краснодарского края, шт.

Источник: составлено авторами по материалам [10].

В связи с реорганизацией системы здравоохранения края число медицинских организаций за 5 лет сократилось на 33, в том числе на 12 больничных учреждений (из которых 5 диспансеров), 9 амбулаторно-поликлинических учреждений, 1 дом ребенка, 6 станций переливания крови, 1 станция скорой медицинской помощи и 3 медицинских организации особого типа [10].

Учредителем и собственником 68% медицинской инфраструктуры является государство [11]. Структура медицинских организаций Краснодарского края в соответствии с их ведомственной принадлежностью представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Ведомственная принадлежность медицинских организаций

Краснодарского края, шт.

Источник: составлено авторами по материалам [10].

Из рисунка 2 видно, что доля медицинских организаций в 2020 г., подведомственных Министерству здравоохранения Краснодарского края, составила 96,6% (228 медицинских организаций), а федеральным органам исполнительной власти – 3,4% (8 медицинских организаций).

Одним из приоритетных направлений обеспечения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена является повышение доступности и качества медицинских услуг, оказываемых в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях.

В 2020 г. в Краснодарском крае функционировали 370 амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, 150 больничных организаций, 33 стоматологические поликлиники (юридические лица), а также 673 фельдшерско-акушерских пункта и 3 фельдшерских пункта.

Рисунок 3. Динамика числа медицинских организаций первичного звена

в Краснодарском крае

Источник: составлено авторами по материалам [10].

Мощность всех амбулаторно-поликлинических медицинских организаций по краю в 2020 году составила 111 810 посещений в смену, из них: 23 специализированных диспансера на 6 644 посещения в смену; 184 краевых учреждения на 111 081 посещений в смену; 75 поликлиник, в том числе стоматологических, на 27 693 посещения [10].

Повышение конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена невозможно без обновления диагностического оборудования. Так, в крае с 2016 года количество компьютерных томографов увеличилось на 7 единиц, рентгенодиагностических комплексов – на 36 единиц, цифровых аппаратов для исследований органов грудной клетки – на 26 единиц, передвижных рентгенотелевизионных установок типа С-дуга – на 3 единицы [10].

С 2018 года в крае в числе первых 33 субъектов РФ внедряется бережливое производство в качестве приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», утвержденного Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации [12].

Целью Проекта является повышение удовлетворенности населения края качеством оказания медицинских услуг в амбулаторных условиях до 60% к 2020 году и до 70% к 2022 году за счет оптимизации процессов и устранения потерь при оказании медицинских услуг. В 2019 году в реализации Проекта на территории Краснодарского края участвовали 87 медицинских организаций, из них 35 – детских [12].

Внедрение технологии бережливого производства в управленческих и организационных процессах медицинских организаций первичного звена приведет не только к повышению удовлетворенности пациентов и доступности оказываемых услуг, но и к повышению конкурентоспособности государственных медицинских организаций первичного звена.

Создание и сохранение конкурентных преимуществ медицинских организаций первичного звена невозможно без квалифицированных медицинских кадров, которые обеспечивают доступность и качество медицинских услуг населению.

По итогам 2020 года на территории Краснодарского края работало: врачей – 25,7 тыс. чел., средних медицинских работников – 51,8 тыс. чел., в том числе в учреждениях подчинения министерства здравоохранения Краснодарского края – 18 277 врачей и 38 536 средних медицинских работников (рис. 4)

Рисунок 4. Обеспеченность медицинских организаций врачами и средним медицинским персоналом в Краснодарском крае

Источник: составлено авторами по материалам [2].

Из рисунка 4 видно, что значение показателя обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом в 2020 г. выше показателя 2019 г., что обусловлено принятием на работу более 1000 врачей. Положительная тенденция увеличения численности врачей и среднего медицинского персонала в крае связана с реализацией регионального проекта «Медицинские кадры Краснодарского края», который был разработан в целях реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» и национального проекта «Здравоохранение»: в 2020 г. из краевого бюджета было выделено 200 млн руб. на приобретение 87 служебных квартир в 31 муниципальном образовании края. Суммарные дополнительные расходы на реализацию данной подпрограммы в 2020–2024 годах составят 19 млрд 261,4 млн руб.

К 2024 году ожидается, что численность врачей, работающих в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях, по сравнению с 2019 г. увеличится на 5,1%, численность средних медицинских работников увеличится на 3,3% [10].

Заключение

Анализ состояния инфраструктуры здравоохранения Краснодарского края с 2016 по 2020 г., показал положительную тенденцию, а именно: мощность всех амбулаторно-поликлинических медицинских организаций в 2020 году составила 111 810 посещений в смену, что на 3,54% больше, чем в 2016 г.; количество амбулаторно-поликлинических медицинских организаций с 2016 г. увеличилось на 50, больничных организаций – на 8 единиц.

Оценка обеспеченности медицинских организаций врачами и средним медицинским персоналом в Краснодарском крае, в том числе численность врачей и среднего медицинского персонала на 10 000 человек населения региона, показала положительные изменения, а именно численность врачей и среднего медицинского персонала в 2020 г. увеличилась почти на 2000 человек.

Для повышения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена предлагается:

ü увеличить мощность медицинских организаций до 5460 посещений в смену за счет средств регионального бюджета;

ü повысить уровень удовлетворенности населения края качеством оказания медицинских услуг в амбулаторных условиях до 70% к 2022 году за счет оптимизации процессов и устранения потерь при оказании медицинских услуг и средств проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»;

ü увеличить число врачей и средних медицинских работников за счет увеличения доли должностного оклада в структуре заработной платы до 55% (сейчас – 47%);

ü ввести региональные меры социальной поддержки медицинских работников и увеличить количество бюджетных мест в медицинских средних специальных учебных заведениях.


Источники:

1. Скворцова В.И. Состояние медицинской инфраструктуры в регионах РФ требует детального анализа. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6780618 (дата обращения: 04.10.2021).
2. Основные показатели здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/08%D0%97%D0%94%D0%A0%D0%90%D0%92.htm (дата обращения: 03.10.2021).
3. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. / учебное пособие. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. – 208 c.
4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг и менеджмент. / учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 340 c.
5. Давыдович А.Р., Шмелева Т.В. и др. Неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 10. – c. 2565-2578.
6. Дмитриева Н.В., Габинская О.С. Актуальные вопросы онлайн-продвижения медицинских услуг // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 877-890.
7. Нефедьев А.Д., Балаханова Д.К. Некоторые аспекты инфраструктуры здравоохранения // Транспортное дело. – 2009. – № 8. – c. 31-36.
8. Герцик Ю.Г. Перспективы развития интегрированных производственных структур медицинской и фармацевтической промышленности в рамках Евразийского экономического союза // Экономика Центральной Азии. – 2021. – № 2. – c. 135-152.
9. Асанова С.С., Федоренко Р.В. и др. Влияние COVID-19 на экспортный потенциал Самарской области в медицинской промышленности // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1525-1540.
10. О реализации государственной политики Краснодарского края в сфере охраны здоровья в 2019 году: государственный доклад. / дминистрация Краснодарского края, Министерство здравоохранения Краснодарского края; под общей редакцией Е.Ф. Филиппова. - Краснодар: ГБУЗ МИАЦ, 231.
11. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 – 2030 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/023/688/original/Протокол_№13_Приложение_3а.pdf?1423140528 (дата обращения: 02.10.2021).
12. Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/BbKvslcSzi7i6jBsJ2Ffm22SABoAMtu1.pdf (дата обращения: 02.10.2021).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:55:09