Transport infrastructure in the Krasnodar Territory: state of the art and development prospects
Davydovich A.R.1, Bal N.V.1, Malyshev A.V.1
1 Сочинский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 75 | Citations: 2
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 8 (August 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49379644
Cited: 2 by 07.12.2023
Abstract:
The article reveals the place and role of transport infrastructure in the Krasnodar Territory.
The substantial characteristics of the regional transport infrastructure, including sea and air transport, railway infrastructure, motor transport, are given. The key problems and prospects for the development of the transport infrastructure in the Krasnodar Territory are identified.
An assessment of the determinants hindering the development of sea and air transport, railway infrastructure, and motor transport in the Krasnodar Territory is given. Strategic guidelines for the development of the regional transport infrastructure have been determined.
The results obtained can be useful in the development of strategic documents and initiatives in the field of transport infrastructure development of the Krasnodar Territory.
Keywords: transport infrastructure, Krasnodar Territory, sea transport, air transport, railway infrastructure, motor transport complex, cargo transportation volume, passenger transportation volume
JEL-classification: L91, L92, L93, R12, R13, R40
Введение
Транспортная инфраструктура играет важную роль в социально-экономическом развитии Краснодарского края. Она создает необходимые условия для экономического роста края, развития его конкурентных преимуществ с точки зрения реализации транзитного потенциала и повышения качества жизни населения.
О месте и значении транспортной инфраструктуры в экономике края свидетельствуют такие показатели, как доля транспортных услуг в валовом региональном продукте (около 15%), удельный вес отрасли в структуре основных производственных фондов (около 27%), численность работающих (более 100 тысяч человек). На рисунке 1 представлены социально-экономические показатели, характеризующие состояние транспортной инфраструктуры Краснодарского края в 2021 г.
Рисунок 1. Социально-экономические показатели, характеризующие состояние транспортной инфраструктуры Краснодарского края в 2021 г.
Источник: составлено авторами по материалам [1].
Анализ социально-экономических показателей показал, что транспортная инфраструктура имеет тесные взаимосвязи со всеми элементами экономики и социальной сферы Краснодарского края. Реализация с 2015 года государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» позволила удовлетворить растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать существенный задел для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры региона.
Рисунок 2. Финансирование государственной программы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» в 2020 г.
Источник: составлено авторами по материалам [2].
Несмотря на то, что Краснодарский край располагает всеми видами транспортных коммуникаций, в настоящее время имеются существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной инфраструктуры, а именно:
ü развитие портов, железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктуры происходит неравномерно;
ü наблюдается сокращение темпов пополнения и обновления парков подвижных средств железнодорожного транспорта; около 30% протяженности железных дорог имеют проблемы с пропускной способностью;
ü инфраструктура и оборудование аэропортов значительно отстают от международного уровня, что приводит к сокращению объемов местных авиаперевозок;
ü несмотря на принятие государственной программы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края», федеральные автомобильные дороги практически исчерпали свою пропускную способность.
По общим оценкам экспертов, из-за неразвитости транспортной инфраструктуры экономика Краснодарского края ежегодно теряет 3–4% валового регионального продукта.
В этих условиях формирование стратегических ориентиров развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края должно осуществляться на основе анализа современного состояния и проблем развития морского, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта и в тесной взаимосвязи с приоритетными направлениями социально-экономического развития региона и стратегическими тенденциями в экономике страны.
Изучением проблем развития транспортной системы России, транспортного комплекса регионов страны, работы транспортных компаний в условиях устойчивого роста региона, разработки инновационных проектов на основе выявления факторов конкурентоспособности, развития транспортной инфраструктуры мегаполиса, механизмов государственно-частного партнерства при развитии транспортной инфраструктуры занимались такие ученые, как Воскресенская Е., Ворона-Сливинская Л., Пономарева Т. [3] (Voskresenskaya, Vorona-Slivinskaya, Ponomareva, 2018). Мишланова М., Сызранцев Г. [4] (Mishlanova, Syzrantsev, 2018), Авербух Р., Кононова Г., Цыганова В. [5] (Averbukh, Kononova, Tsiganov, 2018), Маслюкова Е., Аношина Ю., Хакимов А. и Александровский М. [6] (Maslyukova, Anoshina, Khakimov, Aleksandrovskiy, 2018), Завьялов Д.В. [7] (Zavyalov, 2020), Аблязов Т.Х., Марусин А.В. [8] (Ablyazov, Marusin, 2019), Тиньков С.А. [9] (Tinkov, 2022), Дробот Е.В., Кривых Н.Н. [10] (Drobot, Krivyh, Makarov, Strelnikova, 2021) и др.
Нельзя не отметить работы, посвященные терминологическому аспекту изучения различных объектов логистической инфраструктуры. Это исследования Бойле М., Теофаниса С., Стросс-Видера А. [11] (Boile, Theofanis, Strauss-Wieder), Гессена М. [12] (Hesse, 2004), Ноттебума Т., Родригу Ж.-П. [13] (Notteboom, Rodrigue, 2009), Нага А.К., Гуджара Г.К. [14] (Nag, Gujar, 2009).
Всесторонний обзор литературы был проведен в этом исследовании для достижения поставленной цели.
Целью исследования является определение ключевых проблем и стратегических ориентиров развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.
Достижение цели исследования предопределило постановку и последовательное решение следующих взаимосвязанных задач:
ü определить место и значение транспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии Краснодарского края;
ü дать содержательную характеристику составляющих транспортной инфраструктуры региона;
ü провести анализ объемов грузовых и пассажирских перевозок водным (морским и внутренним), железнодорожным, автомобильным транспортом, пассажирских авиаперевозок; пропускной способности морских портов, инфраструктуры воздушного транспорта;
ü определить ключевые проблемы развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края;
ü на основании полученных результатов представить стратегические ориентиры развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.
Объект исследования – транспортная инфраструктура Краснодарского края.
Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.
Научная новизна исследования: на основе проведенного анализа дана содержательная характеристика составляющих транспортной инфраструктуры региона и представлены стратегические ориентиры развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.
В качестве основной научной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование стратегических ориентиров развития транспортной инфраструктуры региона должно осуществляться на основе анализа современного состояния и проблем развития морского и воздушного транспорта, железнодорожной инфраструктуры, автотранспортного комплекса и в тесной взаимосвязи с приоритетными направлениями социально-экономического развития региона и стратегическими тенденциями в экономике страны.
Материал и методы исследования
В фокусе настоящего исследования лежит анализ современного состояния морского и воздушного транспорта, железнодорожной инфраструктуры, автотранспортного комплекса Краснодарского края; определение ключевых проблем, сдерживающих развитие основных составляющих транспортной инфраструктуры на основании макроэкономических показателей социально-экономического развития региона, взятых из официальных информационных источников.
При определении стратегических ориентиров развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края был применен метод контент-анализа электронных ресурсов, содержащих информацию об организационно-экономических и институциональных механизмах взаимодействия хозяйствующих субъектов.
В статье были использованы данные официальных органов Федеральной службы государственной статистики РФ, Управления федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, Департамента транспорта Администрации Краснодарского края, законодательные и подзаконные правовые акты, справочные и аналитические материалы Министерства транспорта РФ, Минэкономразвития России, интернет-ресурсы.
Результаты исследования и их обсуждение
Объекты транспортной инфраструктуры, расположенные на территории Краснодарского края, имеют стратегическое значение как для развития края, так и для РФ в целом. Транспортная инфраструктура края включает в себя:
ü 9 морских портов, грузооборот которых около 180 млн тонн в год [15];
ü железные дороги общей протяженностью по территории края 2,2 тыс. км (33% от общей протяженности железных дорог по ЮФО и 2,5% от общей протяженности по России) [15];
ü международные аэропорты федерального значения Краснодар, Сочи, Анапа, а также региональный аэропорт Геленджик. Общий объем пассажирских перевозок воздушным транспортом через аэропорты края – более 7,7 млн пассажиров [15];
ü автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального и местного значения протяженностью более 48 тыс. км, 2 104 632 единиц автомобильного транспорта, который перевозит свыше 420 млн пассажиров в год и общим объемом грузооборота более 4 млрд т·км в год [15].
Инфраструктура морского транспорта занимает центральное место в транспортной инфраструктуре края. Основная масса грузов перерабатывается в портах Новороссийск (67%) и Туапсе (11%).
Рисунок 3. Грузооборот морских портов Краснодарского
края, тыс. тонн
Источник: составлено авторами по материалам [2].
Главным фактором, снижающим пропускную способность почти всех морских портов края, является недостаточная пропускная способность железнодорожных подходов и длительные простои вагонов.
Железнодорожная инфраструктура края по протяженности железных дорог, объемам перевозки грузов и пассажиров занимает лидирующее положение среди субъектов Южного федерального округа. Около 70% всех грузовых перевозок на территории края осуществляются железнодорожным транспортом и организуются предприятиями Северо-Кавказской железной дороги [15].
Наибольшее число пассажиров среди вокзалов ЮФО с начала года было перевезено через ж/д вокзал Адлера – 295 тыс. человек [16].
Вокзал Сочи (227 тыс. человек) занимает третье место после Ростова (287 тыс.). В топ-10 вошли также такие кубанские станции, как Краснодар-1 (он занимает четвертую строчку, 268 тыс. человек), Туапсе (девятое место, 65 тыс.) и сочинский Роза Хутор (десятое место, 52 тыс.). Также в рейтинг вошли Ессентуки (97 тыс.), Пятигорск (92 тыс.) и Минеральные Воды (57 тыс.) [16].
Всего за январь и февраль 2021 года самые крупные вокзалы юга страны перевезли более 2,3 млн пассажиров, на 7% меньше, чем в предыдущем году (2,5 млн). При этом пригородными поездами воспользовались около 2 млн человек, их число снизилось за год на 9%. Пассажирооборот в пригородном сообщении по итогам двух первых месяцев 2021 г. составил порядка 68 млн пассажиро-километров [16].
Ключевыми проблемами, выявленными в инфраструктуре железнодорожного транспорта, являются: во-первых, сезонность пассажиропотока. Основная нагрузка приходится на станции Краснодар, Новороссийск, Адлер, Анапа и Туапсе. Такие участки, как Краснодар –Новороссийск – Анапа, Туапсе – Адлер, работают на пределе своих пропускных и провозных способностей.
Во-вторых, как в период уборки урожая, так и в последующий период осень-зима при отправке сельхозпродукции в регионы России и на экспорт инфраструктура железнодорожного транспорта не может обеспечить своевременный подвод вагонов с топливом и подвижным составом для сельхозпроизводителей.
Инфраструктура воздушного транспорта представлена аэропортами Краснодар (Пашковский), Сочи (Адлер), Анапа (Витязево), Геленджик, собственником которых является управляющая компания ООО «Базэл Аэро».
На долю аэропортов края приходится 7% всех пассажирских авиаперевозок в России (в 2021 году – 20,085 млн пассажиров).
Рисунок 4. Объем пассажиропотока через аэропорты
Краснодарского края, млн чел.
Источник: составлено авторами по материалам [2].
До 2021 года около 40 российских и зарубежных авиакомпаний выполняли полеты в Краснодарский край на регулярной и чартерной основе. Пассажиропоток через аэропорты Краснодарского края за 2018–2021 годы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Пассажиропоток через аэропорты Краснодарского края
за 2018–2021 годы
Аэропорты
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Краснодар
|
4 173
000
|
4 643
752
|
3083627
|
5024
931
|
Сочи
|
6
354 946
|
6 772
043
|
6511235
|
11088062
|
Анапа
|
1
501 530
|
1 643
377
|
1813356
|
2932356
|
Геленджик
|
276
558
|
338 786
|
482151
|
1040167
|
Ейск
|
нет
данных
|
нет
данных
|
нет
данных
|
нет
данных
|
Несмотря на положительную динамику развития инфраструктуры воздушного транспорта в крае, необходимо отметить значительное отставание во внедрении современных средств и технологий в сфере организации воздушного движения, систем автоматической посадки и других радиотехнических систем в аэропортах Анапа (Витязево), Геленджик и Краснодар (Пашковский).
Автотранспортный комплекс является важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры Краснодарского края.
В крае одна из самых масштабных сетей автомобильных дорог. Ее протяженность – более 48,4 тыс. километров, в том числе дорог: федерального значения – 1420 км, краевого – 9054 км, местного – 30 605 км.
По состоянию на 1 января 2021 г. протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляла 40 507 км (около 84% от общей протяженности дорог) [2].
Плотность сети автомобильных дорог в Краснодарском крае в настоящее время составляет 130 метров на 1 км2 территории региона (в целом по России данный показатель составляет 70 метров на 1 км2). Вместе с тем наиболее загруженными направлениями являются автодороги Краснодар – Новороссийск, Джубга – Сочи, магистрали «Дон» и «Кавказ».
Рисунок 5. Объем грузоперевозок автомобильным
транспортом, млн тонн
Источник: составлено авторами по материалам исследования [2].
Перевозка пассажиров осуществляется на 92 межмуниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения и на 219 межмуниципальных междугородных автобусных маршрутах. Однако из-за нехватки и неудовлетворительного состояния подвижного состава закрыты многие городские и междугородные автобусные маршруты, снизилась частота движения автобусов. Современный городской общественный транспорт, в том числе его скоростные виды, которые могли бы существенно снизить остроту проблемы транспортного развития региона, не получает должного развития.
Рисунок 6. Перевезено пассажиров автомобильным (автобусным)
транспортом, млн чел.
Источник: составлено авторами по материалам исследования [2].
Таким образом, видим недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры, наиболее остро проявляющееся в несоответствии уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки, в резком сокращении числа региональных и местных автомобильных (автобусных) маршрутов, а также в наличии многочисленных «узких мест» на стыках отдельных видов транспорта.
Заключение
Проведенный анализ развития водного (морского и внутреннего), железнодорожного, воздушного, автомобильного транспорта показал, что несмотря на значительные положительные тенденции в работе транспортной инфраструктуры Краснодарского края, выявлено много нерешенных проблем, а именно:
ü низкая пропускная способность почти всех морских портов, расположенных на территории Краснодарского края, из-за недостаточной пропускной способности железнодорожных подходов и дефицита портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы);
ü инфраструктура железнодорожного транспорта края не справляется с пиковыми нагрузками в летний курортный сезон, давно не модернизировалась, на ряде участков отсутствует электрификация. Текущее состояние железных дорог края не позволяет не только наращивать транзитный потенциал, но даже эффективно удовлетворять существующий транспортный спрос;
ü значительное отставание во внедрении рекомендованных Международной организацией гражданской авиации современных средств и технологий в сфере организации воздушного движения, систем автоматической посадки и других радиотехнических систем отмечено в аэропортах Анапа (Витязево), Геленджик и Краснодар (Пашковский);
ü автодорожная инфраструктура не в состоянии выдержать высокие нагрузки в период летнего курортного сезона. Низкая плотность автомобильной сети ограничивает мобильность населения, оказывает негативное воздействие на экологию. Необходимо отметить неудовлетворительное состояние автодорожных подходов к морским портам, а также несоответствие их пропускной способности пиковым нагрузкам;
На основании проведенного исследования предлагаются стратегические ориентиры развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края:
ü создание логистической системы, включающей припортовые терминалы различного назначения и «сухие порты» и синхронное развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры;
ü совершенствование инфраструктуры водного (морского и внутреннего) транспорта для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, включая развитие воднотранспортного соединения между Азово-Черноморским и Каспийским бассейнами;
ü модернизация существующей инфраструктуры, строительство дополнительных главных путей и электрификация участков, обновление подвижного состава пассажирского железнодорожного транспорта с учетом современных требований комфортности, безопасности и доступности для маломобильных групп населения;
ü развитие региональной авиатранспортной инфраструктуры (в том числе для малой авиации), инфраструктуры аэропортов и обеспечение сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта;
ü развитие новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального и регионального значения, обеспечивающих подъезд к морским портам, инфраструктуре железнодорожного транспорта и автомобильным дорогам, разгрузку крупных транспортных узлов.
References:
Krasnodarskiy kray v tsifrakh. 2021 [Krasnodarskiy Territory in figures. 2021] (2022). Krasnodar: Krasnodarstat. (in Russian).
Krasnodarskiy kray. Statisticheskiy ezhegodnik. 2020 [Krasnodarskiy Territory. Statistical Yearbook. 2020] (2021). Krasnodar: Krasnodarstat. (in Russian).
Ablyazov T.Kh., Marusin A.V. (2019). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mekhanizm razvitiya transportnoy infrastruktury v usloviyakh formirovaniya tsifrovoy ekonomiki [Public-private partnership as a mechanism of the development of transport infrastructure in the conditions of the formation of the digital economy]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 1271-1280. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40593.
Averbukh R., Kononova G., Tsiganov V. (2018). Operation of transport companies in terms of the sustainable growth of the region 2018 siberian transport forum - transsiberia, ts 2018. 08013. doi: 10.1051/matecconf /201823908013.
Boile M., Theofanis S., Strauss-Wieder A. Feasibility of Freight Villages in the NYMTC RegionNymtc.org. Retrieved from http://www.nymtc.org/project/freight_ planning/frtvillage/frtvillage_files/task_3_report
Drobot E.V., Krivyh N.N., Makarov I.N., Strelnikova T.D. (2021). Innovatsionnyy potentsial razvitiya gorodskikh transportnyh sistem: novye potrebnosti v realnosti povtoryayushchikhsya epidemiy [Innovative potential for the development of urban transport systems: new needs in the reality of recurring epidemics]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 657-680. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.111857.
Hesse M. (2004). Land for logistics: locational dynamics, real estate markets and political regulation of regional distribution complexes Tijdschrift voor Economische 29 en Sociale Geografie. 95 (2). 162-173. doi: 10.1111/J.0040-747X.2004.T01-1-00298.X.
Maslyukova E., Anoshina Y., Khakimov A., Aleksandrovskiy M. (2018). Methodology for the development of innovation projects on the basis of competitiveness indexes 2018 siberian transport forum - transsiberia, ts 2018. 08012. doi: 10.1051/matecconf /20182390801.
Mishlanova M., Syzrantsev G. (2018). Characteristic of business environment of road construction in Russia 2018 siberian transport forum - transsiberia, ts 2018. doi: 10.1051/matecconf /201823908002.
Nag A.K., Gujar G.C. (2009). Government policies, efficiency and competitiveness: the case of dry ports in India Transport Policy. 16 (5). 232-239. doi: 10.1016/j.tranpol.2009.08.001.
Notteboom T., Rodrigue J.-P. (2009). Inland terminals within North American and European supply chains Transport and Communications Bulletin for Asia and the Pacific. 78 1-39.
Tinkov S.A. (2022). Asimmetriya razvitiya i «uzkie mesta» transportnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii [Development asymmetry and bottlenecks of the russian transport system]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 2 (3). 1003-1016. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.3.114316.
Voskresenskaya E., Vorona-Slivinskaya L., Ponomareva T. (2018). Application of public-private partnership mechanisms for competitive growth of inland water transport in Russia 2018 siberian transport forum - transsiberia, ts 2018. doi: 10.1051/matecconf /201823908009.
Zavyalov D.V. (2020). Kontseptsiya sistemy monitoringa urovnya razvitiya transportnoy infrastruktury megapolisa [Concept of the system for monitoring the level of the transport infrastructure development in the metropolis]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (2). 343-354. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.2.100425.
Страница обновлена: 30.04.2025 в 00:47:33