Система факторов предпринимательского успеха
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (2), Февраль 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Предприниматель нацелен на успех. Но далеко не все обладают предпринимательским талантом. Для уменьшения или практического устранения риска несостоятельности предпринимательского начинания необходимы знания роли и взаимодействия различных факторов, определяющих успех предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательский успех
Неудача в такой деятельности ‒ чаще кроется в неправильно рассчитанном риске или неучтенном влиянии какого-либо фактора, реже – в непредвиденном стечении обстоятельств.
Предпринимательский успех, как мы выяснили в публикации предшествующего номера журнала, обеспечивается системой основных факторов.
Предпринимательские ресурсы: Капитал - Инновации - Менеджмент
Если во времена Адама Смита главенствовал капитал, то в XX веке капиталист, инноватор и менеджер стали равными партнерами в бизнесе, причем инициатива перешла к менеджерам. Сегодня эффективный менеджер может купить или заимствовать капитал, пригласить изобретателя и начать успешный бизнес. Впрочем, как и изобретатель может привлечь венчурный капитал и нанять менеджера для реализации своей идеи. Наличие широкой сети кредитных банков и институтов делают в наши дни капитал более доступным.
Сфера предпринимательства: Торговля - Производство - Услуги
Развитие средств производства и производственных отношений в XX веке значительно сократили занятость в сфере производства. Все больше преобладает тенденция перетекания занятости из сферы производства в сферу услуг. По имеющимся прогнозам количество занятых в сфере производства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и др.), например, в США составит не более 10% населения, а в сфере услуг - 50%. Эта тенденция усиливает роль малого и среднего бизнеса в экономике страны. В 90-х годах ХХ столетия в США и странах Западной Европы имелось только 25 тысяч предприятий с количеством занятых более 500 человек и 15 миллионов - с количеством занятых менее 500 чел., причем из них почти 12 млн. предприятий с количеством работников до 10 человек.
Развитие современных технологий, организации производства и компьютеризации различных процессов сглаживает границы между сферами производства, услуг и торговли. Между ними с точки зрения развития производительных сил становится больше общего, чем различий. И услуги и торговля приобретают черты производства. Кроме того, производитель в сфере производства всё больше и больше берет на себя функции продавца и обслуживания потребителя. Имеет место интеграция этих трех сфер в единые производственно-торгово-обслужаивающие комплексы.
Предпринимательское пространство: Политика - Экономика - Технология
Сегодня можно говорить о политическом, экономическом и технологическом климате предпринимательского пространства, т.е. о трех сторонах треугольника, в центре которого и принимаются предпринимательские решения.
Приводом развития человеческого общества всё больше и больше становится технология - основа развития производительных сил общества. Технология развивает и само предприятие, и бизнес. Все изменения в экономике вызываются деятельностью предпринимателя. Развитие экономики является базой политической стабильности, а политика создает положительное или отрицательное давление на предпринимателя, напряжение в обществе и т.п.
Индивидуальность предпринимателя: Уроки прошлого - Понимание настоящего - Предвидение будущего
Каждому индивиду свойственен свой подход, свой анализ и понимание прошлого, настоящего и будущего. Это формирует его индивидуальность и отличие от других.
Учет уроков прошлого, анализ протекающих событий настоящего, насколько точно ему видится будущее, формирует индивидуальные качества предпринимателя и ведет одних к победе, других - к поражению.
Компетенция предпринимателя: Экономическое мышление - Знание возможностей компьютерной техники - Видение развития технологии в ближайшем будущем
Сегодня для достижения успеха недостаточно компетенции лишь в своей области знаний, или в своем деле. Необходимо иметь не только достаточно широкие знания смежных областей деятельности, но и умение экономически мыслить. Следует иметь представление о возможностях существующих компьютерных технологий и четкое видение их развития в ближайшие 5-10 лет. Традиционно слабая экономическая подготовка специалистов, особенно в микроэкономике, не развивают необходимого уровня экономического мышления.
Быстрое развитие компьютерной техники и технологии подчас создают иллюзию, что компьютер уже сейчас может всё, а новые технологии 5 поколения придут еще не завтра. Эти знания и опыт особенно необходимы для реализации предпринимательских решений.
Предпринимательский процесс: Выбор - Возможности - Ресурсы
На каждом этапе предпринимательского процесса (предпринимательская идея - цели - ниша рынка - учреждение компании - стратегия производства и выхода на рынок - создание предприятия - пути сколачивания капитала - цена продукции - сбытовое поведение -обновление/ликвидация - новый старт) предприниматель сталкивается с альтернативами и должен делать выбор.
Критерием выбора являются возможности реализации предпринимательской идеи, ее жизнеспособность и необходимые ресурсы, имеющиеся в его распоряжении, а также недостающие ресурсы, что заставляет принимать решения о том, что придется отдать за сокращение разрыва между имеющимися и недостающими ресурсами.
Ориентация на потребителя: Диверсификация продукции - Гибкость производства - Компьютерная интеграция производственных процессов
Во времена Генри Форда-старшего производитель лучше знал, что необходимо потребителю и навязывал последнему то, что выгодно ему - производителю. Теперь потребитель стал более образованным, он стал весьма разборчив в том, что ему хочется иметь. Ему не нравится массовая продукция. Производитель должен постоянно угождать желаниям потребителя и быстро меняющимся требованиям рынка. Для этого продукция должна быть разнообразной, ассортимент - широким и диверсифицированным в соответствии с требованиями покупателя.
Производство становится всё более мобильным и гибким, т.е. в кратчайшее время позволяет производителю отвечать на вызов рынка.
Компьютерная интеграция нацелена на увязку всех производственных процессов в единую производственную систему с целью организации малолюдного производства, работающего круглый день и круглый год, увеличивая фондоотдачу инвестиций в 10-12 раз.
Организация компании: Продукция - Производство - Предприятие
Взаимосвязь этих факторов очевидна. Переменным фактором становится продукция, что требует значительной гибкости производства и определяет конфигурацию предприятия, учитывающую динамику развития технологии.
Культура производства: Организация - Планирование - Контроль
Именно эта триада определяет технологическую дисциплину, создает условия выпуска качественной продукции, устраняет бюрократические преграды между функциональными подразделениями, повышает исполнительность решений и информационную культуру. Контроль перестает быть инспекцией, Задача контроля состоит в осуществлении обратной связи между планом, поставленной целью и результатом.
Если результат не соответствует плану, то контроль должен показать либо несостоятельность плана достижения поставленной цели либо неспособность исполнителей в имеющихся условиях выполнить план.
Постоянное совершенствование организации производства: Групповая технология (GT) - Тотальный контроль качества (TQC) - Планирование материальных потребностей (MRP) - Организация производства по принципу "делай всё в свое время" (JIT) - Гуманизация труда (HL) - Реинжиниринг бизнес-процессов (RE)
Эта цепочка программ совершенствования организации производства, начинается с групповой технологии, предложенной советскими (российскими) учеными в 30-х годах, которая является обязательной для реализации всех других программ. Последовательное внедрение перечисленных программ позволяет иметь гибкую организацию производства, постоянно готовую для восприятия новых технологий, которые в результате развитии научно-технической революции, появляются все чаще и чаще.
Социализация производства: Обогащение и расширение работы - Демократизация рабочей жизни - Свобода информации
Резервы повышения производительности труда за счет повышения. производительности машин, автоматизации основного труда - практически исчерпаны. Нецелесообразно и дальше повышать производительность машин, если в итоге это не ведет к сколько-нибудь пропорциональному росту производительности труда. С переходом от экстенсивного к интенсивному развитию потребовался переход от простого к более сложному труду. Потребовалось повышение загрузки каждого рабочего места, т.е. решение одним рабочем более широкого круга задач. Это привело к объединению профессий (расширению работы по горизонтали) и к передаче большей ответственности в принятии решений (обогащение работы по вертикали).
Вместе с демократизацией общества идет демократизация трудовых отношений (свободное расписание рабочего времени в течение дня, частичная занятость, надомная работа, участие компании в решении проблем семьи, содержании детей и получения ими образования, равные условия и требования для руководителей и исполнителей, в отношениях нет больше "верхов" и "низов" и т.д.).
Участие в принятии решений, повышение ответственности требует и большей доступности к производственной информации всех уровней управления и исполнителей. Организация потоков информации для принятия решений на базе компьютерных централизованных сетей управления позволяет на каждом рабочем месте иметь требуемый объем информации для принятия решений.
Конкурентное преимущество: Издержки - Цена – Прибыль. Затраты - Ценность - Цена
В основе конкурентной борьбы лежит экономический закон сравнительного преимущества. Выигрывает тот, кто производит продукт с меньшей стоимостью, т.е. способный уменьшить свои затраты.
Сегодня главное значение в конкуренции на рынке имеет не столько производительность труда, сколько цена и ценность продукций для потребителя.
Ценность - это та степень удовлетворения потребности, в которой данный продукт улучшает жизнь потребителя, т.е. за одну и ту же цену потребитель получает что-то еще, что улучшает его повседневную жизнь. Такая продукция повышает имидж производителя и формирует контингент постоянных покупателей.
Истоки доходности: Производительность - Качество - Издержки
Еще К. Марксом было сказано, что повышение производительности без качества продукции и сокращения издержек является абсурдом. Если первые 50 лет ХХ столетия были посвящены повышению производительности машин, в середине века акцент делался на качество продукции, то в последние годы уходящего века стало уделяться сокращению производственного цикла и снижению издержек.
Повсеместное сокращение издержек лежит в основе и предложенного в начале 90-х годов подхода, который получил название "реинжиниринг производственных (общих) процессов". Чем выше доход и ниже расход, тем выше прибыль, что и определяет понятие доходности.
Формула успеха: Экономия рабочего времени ‒ Рациональное использование ресурсов ‒ Эффективность принимаемых решений
Законом № I в экономике является экономия рабочего времени (К. Маркс). Этого можно достичь за счет сокращения потерь рабочего времени на всех производственных стадиях и участках, за счет более полного использования годового фонда времени (8760 часов), за счет создания малолюдных технологий и безлюдной работы оборудования в течение 50 часов. Это позволяет увеличить рабочее время за счет работы оборудования без участия человека в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни. Такое оборудование создано и уже эксплуатируется.
Рациональное использование ресурсов определяется наличием ресурсосберегающих технологий, консервацией энергии, созданием новых источников энергии, миниатюризацией продукции и др. Действенным направлением рационального использования ресурсов является организация производства с минимально возможными запасами.
Управление запасами, как и сокращение инновационного и производственного циклов, гуманизация труда, повышающая мотивацию и стимулирование труда - наиболее эффективные направления сокращения издержек.
В конечном итоге формула успеха синтезирует в себе все из перечисленных факторов предпринимательства и организации производства (всего их более 40). Тот, кто владеет ими, своевременно распознает степень их влияния, приоритетность и вес каждого фактора в принятии решений, тот и будет преуспевать в бизнесе.
Для наглядности сведем рассмотренные факторы предпринимательского успеха в одну таблицу.
Факторы предпринимательского успеха
Ресурсы
|
Капитал
|
+Инновации
|
+ Менеджмент
|
Сферы
|
Торговля
|
+ Производство
|
+ Услуги
|
Пространство
|
Политика
|
+ Экономика
|
+ Технология
|
Индивидуальность
|
Уроки прошлого
|
+ Знание настоящего
|
+ Предвидение будущего
|
Компетенция
|
Экономическое мышление
|
+ Знание возможностей компьютера
|
+ Видение развития технологии
|
Процесс
|
Выбор
|
+ Возможности
|
+ Ресурсы
|
Ориентация на потребителя
|
Диверсификация
|
+ Гибкость
|
+ Компьютерная интеграция
|
Организация компании
|
Продукция
|
+ Предприятие
|
+ Контроль
|
Постоянное совершенствование
|
GT + TQC + MRP + JIT + HL + RE
| ||
Социализация производства
|
Обогащение труда
|
+ Демократизация рабочей жизни
|
+ Доступ к информации
|
Конкурентное преимущество
|
Издержки
|
+ Цена
|
+ Прибыль
|
Затраты
|
+ Ценность
|
+ Цена
| |
Источники доходности
|
Производительность
|
+ Качество
|
+ Издержки
|
Формула успеха
|
Экономия рабочего времени
|
+ Рациональное использование ресурсов
|
+ Эффективность управленческих решений
|
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:06:01