Актуальные проблемы развития цифровых технологий в промышленности России

Донцова О.И.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778341
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается научная проблема цифровой экономики, в которой развитие цифровых технологий увеличивает производительность труда, стимулирует конкуренцию, инвестиции и инновации, что приводит к повышению качества услуг, расширению выбора для потребителей, созданию новых рабочих мест, сокращению бедности и социального неравенства. В статье аргументировано сформулировано, что государство не может предвидеть все этические риски цифровой трансформации и преодолеть их, но оно должно сделать этические принципы цифровизации своим приоритетом на ближайшее будущее. В статье предлагается создание системы поддержки поиска, прикладных исследований в области цифровой экономики, обеспечение технологической независимости по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на мировом рынке. Материалы научного исследования могут быть полезны специалистам в экономической сфере, ученым, аспирантам, а также представителям малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: кластер, промышленность, промышленные кластеры, цифровизация, цифровая трансформация, конкуренция

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Злободневной проблемой развития цифровых технологий в России является их финансирование. Базовым механизмом финансирования цифровой трансформации российской экономики на сегодняшний день является прямое государственной финансирование.

В международной практике принято выделять прямое и косвенное финансирование исследований и разработок, а также два уровня государственной иерархии распределения финансовых потоков: федеральный и региональный.

Актуальность темы статьи. Суть механизма прямого государственного финансирования заключается в непосредственном участии государственных структур в реализации научных исследований и разработок. Актуальность такого механизма финансирования исследований и разработок обусловлена особенностями научно-исследовательской и инженерно-конструкторской деятельности, и спецификой представления результатов такой деятельности. В первую очередь здесь идет речь о высоком уровне неопределенности в прогнозировании результатов высокотехнологичной инновационной деятельности.

Цель исследования: провести оценку влияния цифровой экономики на перспективы развития промышленных кластеров. Научная новизна статьи заключается в предложенной системе поддержки поиска прикладных исследований в области цифровой экономики К методам, которые были применены в процессе исследования, отнесены: статистические, сравнительного анализа и экспертных оценок, синтеза, обобщения и системного подхода.

Основная часть

Важным фактором, влияющим на главенство государственного финансирования на начальных этапах реализации технологических проектов, к которым относится цифровая трансформация промышленных кластеров, является очевидное раскрытие фактов несовершенства рыночных механизмов в таких проектах.

Основными каналами реализации государственного финансирования инновационной деятельности являются:

1. Непосредственное создание государственными органами соответствующей для развития инноваций физической и институциональной инфраструктуры: лаборатории, исследовательские центры, технологические парки и т.д.

2. Грантовая поддержка высокотехнологичного предпринимательства в приоритетных для государства секторах развития науки и технологий.

3. Предоставление налоговых преференций участникам научно-исследовательского процесса в приоритетных секторах [1].

Цифровая экономика характеризуется повсеместным внедрением знаний о новых продуктах. Развитие цифровой экономики - одно из приоритетных направлений для большинства стран. Как правило, для них характерны длительный период реализации «повестки дня цифрового развития» и преемственность приоритетов - от построения базовой информационно-коммуникационной инфраструктуры до формирования согласованной политики в этой сфере и программ поддержки внедрения широко распространенных цифровых технологий. [2]

К странам с наиболее развитой цифровой экономикой относятся Норвегия, Швеция, Швейцария, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Великобритания, Гонконг, США.

Школа права и дипломатии имени В. Флетчера при Университете Тафтса разделила страны на 4 группы:

1. Лидеры: Сингапур, Великобритания, Новая Зеландия, Южная Корея, ОАЭ, Эстония, Гонконг, Япония и Израиль. Статус «цифрового лидера» обеспечивается открытостью к инновациям и стимулированием их внедрения.

2. Замедление темпов роста: Южная Корея, Австралия, а также страны Западной Европы и Скандинавии.

3. Многообещающие: Китай, Кения, Россия, Индия, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бразилия, Колумбия, Чили, Мексика.

4. Обеспокоенные: ЮАР, Перу, Египет, Греция, Пакистан и др. [3]

В настоящее время многие развитые страны (США, Китай, Япония, страны ЕС, Россия и другие) начинают ускорять процесс цифровизации большей части экономики с учетом изменений, которые начались в мировой экономике. Многочисленные программы цифровой экономики развитых стран (США, Австрия, Австралия, Великобритания, Корея и др.) ориентированы на социальную направленность «цифровой медицины» и «умный город». Некоторые ведущие страны в процессе цифровизации избрали противоречивые подходы. Например, США выбрали рыночную, а Китай - плановую экономику. Остальные страны придерживаются определенных промежуточных вариантов. Следует отметить, что в контексте программы цифровизации США, как и Китая, мы видим новый этап глобализации.

Всего российское правительство планирует инвестировать в развитие цифрового пространства 2 триллиона рублей в течение нескольких лет. Заявленный на высшем уровне курс на переход к цифровой экономике призван вывести Россию в число ведущих экономик середины XXI века [4].

Модернизация традиционных производств и сфер услуг, организация торгово-закупочных процедур, связанных с ними финансово-логистических операций, изменение структуры потребления на фоне сквозного проникновения информационных технологий и цифровизации экономических процессов, создают основу для формирования новых рынков и новые условия функционирования рынка, а также новые подходы к аналитике, прогнозированию и принятию управленческих решений.

Формируясь и развиваясь, цифровая экономика меняет традиционные представления о работе предприятий; сотрудничестве между разными компаниями; услугах, информации и продуктов, которые могут получить потребители. Цифровая экономика, в которой развитие цифровых технологий увеличивает производительность труда, стимулирует конкуренцию, инвестиции и инновации, что приводит к повышению качества услуг, расширению выбора для потребителей, созданию новых рабочих мест, сокращению бедности и социального неравенства [5,6,7].

Таким образом, цифровая экономика - это новая модель экономического развития, основанная на обмене данными в реальном времени, использование цифровых технологий, институтов, нормативно-правовой базы, навыков, бизнеса для ускорения экономического роста и производительности труда, улучшения качества жизни и инвестиционного климата [8,9].

Основная цель направления, связанного с нормативным регулированием, - формирование новой нормативной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для появления и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровая экономика). Принимая во внимание необходимость нормативно-правового регулирования большинства мероприятий, которые планируется реализовать для достижения поставленных целей в рамках основных и прикладных направлений развития цифровой экономики, при разработке и внедрении концепций приоритетных, среднесрочных и комплексных мер по совершенствованию нормативного регулирования цифровой экономики в рамках направления нормативного регулирования необходимо в полной мере учитывать предложения по нормативно-правовому регулированию других основных и прикладных направлений, что подразумевает тесное взаимодействие центров компетенций, созданных для каждого направления, с центром компетенций, осуществляющим мониторинг и совершенствование правового регулирования цифровой экономики [10].

Межстрановой анализ выявил существенные различия между Россией и странами ЕС с точки зрения доступа к Интернету и цифровой экономике, а также их влияния на ВВП и социальные процессы в стране. Результаты исследования показывают, что Россия входит в первую десятку стран по индексу развития ИКТ и индексу сетевой готовности [11]. Развитие цифровой экономики - один из стратегически важных вопросов для Российской Федерации, определяющий ее глобальную конкурентоспособность. Это означает, что наше государство должно создавать условия для развития цифровой экономики, направлять ее в наиболее актуальные, стратегически важные отрасли [12]. Еще один важный аспект нашей национальной экономики - то, что государственные компании генерируют большую часть ВВП. Это позволит создать необходимую инфраструктуру для быстрого развития цифровой экономики и распространения соответствующих технологий. Для нас цифровизация большей части экономики должна быть ориентирована на следующие направления: логистика, обработка данных, туризм, продажа и производство недвижимости, телекоммуникации, электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, налоги и сборы [13]. Это позволяет создать соответствующую инфраструктуру и технологическую базу. Около 76% российских малых и средних предприятий заявили, что их компании хотят активно развиваться в цифровой среде и выходить на международные рынки. Однако у большинства малых и средних предприятий отсутствуют образовательные программы в области технологий. Основная цель правительства России - довести долю занятых в малых и средних предприятиях до 25 миллионов человек. Важным моментом является увеличение доли несырьевого экспорта с 8,6% до 10% к 2024 году.

Согласно опросу малого и среднего бизнеса в России, проведенному Facebook совместно с Агентством стратегических инициатив, большинство респондентов считают цифровое продвижение ключевым фактором роста бизнеса. В то же время около 40% считают, что онлайн-инструменты являются наиболее частыми инструментами продвижения. Более половины респондентов собираются «выйти в интернет» в ближайшем будущем, создав сайты и странички в социальных сетях.

В России, как и во всем мире, малый и средний бизнес в значительной степени полагается на цифровые каналы и инструменты для своего запуска и развития, необходимо помочь им освоить простые, но эффективные инструменты, с помощью которых они могут найти свою аудиторию и развиваться [2]. Сегодня на Facebook более 90 миллионов малых и средних предприятий используют платформу для общения с клиентами. С ноября 2019 года Facebook впервые в России успешно запустил программу Boost Your Business для среднего и малого бизнеса, которая проводится по всему миру. Программа включает в себя различные тренинги по использованию социальных сетей, диалог с отраслевыми экспертами по развитию бизнеса в условиях цифровизации и знакомство со специалистами Facebook.

Защита прав в цифровом мире, идентификация, сохранность данных. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей развитие цифровых технологий в субъектах Российской Федерации, позволяет сделать вывод, что в этой сфере регулирования преобладают подзаконные акты региональных властей [14]. Так, например, в Республике Татарстан разработана «дорожная карта», направленная на реализацию Национальной технологической инициативы и программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в Республике Татарстан.

Важно отметить, что регулирование вопросов развития цифровой экономики в субъектах Российской Федерации на уровне законодательных актов встречается реже. Часто региональные правовые акты направлены на реализацию стратегических, концептуальных документов Российской Федерации, а также государственных программ и проектов [15]. Следует отметить, что подобного рода нормативно-правовые акты используются региональными властями как форма согласования региональных координационных органов в области цифровых технологий (например, в Республике Татарстан и Республике Мордовия), а также для создания информационных систем (например, в Республике Башкортостан и Республике Татарстан).

Заключение

Выявленные проблемы. Цифровая трансформация должна осуществляться государством с упором на этические принципы. Наиболее уязвимые группы могут расплачиваться за возможные ошибки госслужащих: пенсионеры и жители отдаленных населенных пунктов - из-за трудностей доступа к технологиям и невозможности в них ориентироваться, дети и молодежь - из-за того, что еще не понимают ценность своих данных и не в состоянии защитить финансово неблагополучных граждан - как потенциальных жертв скоринговых моделей и т. д. [16].

Глобальное конкурентное давление в развитии ИТ. Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, обеспечивающего реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики.

Авторские рекомендации. К 2024 году государство намерено провести комплексную цифровую трансформацию экономики и социальной сферы России. Для этого необходимы:

1. Персонал для цифровой экономики. Совершенствование системы образования, которое должно обеспечить цифровую экономику компетентными кадрами. Трансформация рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики. Создание системы мотивации для развития необходимых компетенций и участия персонала в развитии цифровой экономики России.

2 Информационная инфраструктура. Развитие сетей связи, развитие системы российских центров обработки данных, внедрение цифровых технологий платформы для работы с данными для удовлетворения потребностей граждан, бизнеса и власти.

3 Информационная безопасность. Достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие РФ.

4. Цифровые технологии. Создание системы поддержки поиска, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательская инфраструктура цифровых платформ), обеспечение технологической независимости по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на мировом рынке, и национальной безопасности.

5. Законодательное регулирование. Формирование новой нормативной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для появления и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием

6. Цифровое государственное управление. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферы государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей.


Источники:

1. Александрова Т.В. Цифровое неравенство регионов России: причины, оценка, способы преодоления // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 8. – c. 9-12. – doi: 10.24411/2411-0450-2019-11101.
2. Ступина А.А., Берг Т.И., Корпачева Л.Н., Федорова А.В. Цифровые инструменты управления инновационной инфраструктурой // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2020. – № 3. – c. 408-416. – doi: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-408-416.
3. Серебрякова Н.А., Петриков А.В. Принципы проектирования и организации функционирования инновационных инфраструктур в условиях Индустрии 4.0 // Вестник воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2018. – № 4(78). – c. 384-387. – doi: 10.20914/2310-1202-2018-4-384-387.
4. Гусарова Л.В. Цифровая экономика России: проблемы и перспективы развития // Мягкие измерения и вычисления. – 2018. – № 2(3). – c. 51-55.
5. Глезман Л.В., Буторин С. Н. и др. Цифровизация промышленности как фактор технологического развития региональной пространственно-отраслевой структуры // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1555-1570. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110762.
6. Гербер Ю.Б., Балко С.В. и др. Цифровой формат развития пищевой промышленности в современных экономических условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5.
7. Краковская И.Н. Трансформация занятости в промышленности в условиях цифровизации: предпосылки и направления // Экономика труда. – 2022. – № 1. – c. 97-112. – doi: 10.18334/et.9.1.114006.
8. Солнцев И.В., Петренко Е.С. Стратегия цифровой трансформации в промышленности: структура и целевые показатели // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 681-702. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112287.
9. Трофимов О.В., Захаров В.Я. и др. Развитие сложных экономических систем в условиях цифровой трансформации промышленности: теория, методология, практика. / Монография. - М.: ООО «Первое экономическое издательство», 2020. – 290 c.
10. Бочкарев О.И. Актуальные проблемы инновационной отечественной промышленности: кадровая безопасность в высшем звене управления и управление персоналом высокотехнологичных производств // Экономика. – 2021. – № 3. – c. 145-146. – doi: 10.18334/evp.2.3.112800.
11. Жукова В.И. Цифровая экономика в России: тенденции развития // Colloquium-journal. – 2018. – № 10-5(21). – c. 58-59.
12. Желтенков А.В., Федотова М.А. Формирования устойчивой деловой репутации высокотехнологичных наукоемких предприятий промышленности // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 3. – c. 219-232. – doi: 10.18334/evp.2.3.112346.
13. Бутрова Е.В. Подходы к управлению рисками в высокотехнологичной промышленности в обеспечение реализации проектов по созданию продукции гражданского назначения // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 565-578. – doi: 10.18334/epp.11.3.111715.
14. Ивановская Л.В. Цифровизация или цифрономика: проблемы и перспективы // Вестник университета. – 2019. – № 6. – c. 45-50. – doi: 10.26425/1816-4277-2019-6-45-50.
15. Кузнецов Н.В. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: анализ готовности регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. – № 1(57). – c. 9.
16. Донцова О.И. Факторы прорывного технологического развития российской промышленности // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 101-118. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111567.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:44