Оценка эффективности деятельности бизнес-инкубатора

Тормышева Т.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (67), Июль 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17783254
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В последние годы возрос интерес регионов и муниципальных образований к созданию бизнес-инкубаторов, как структур, специализирующихся на поддержке малого бизнеса, особенно в депрессионных регионах. Развитие бизнес-инкубирования становится обязательным элементом современных экономических программ. Автор статьи анализирует направления проведения оценки эффективности бизнес-инкубаторов.

Ключевые слова: инновации, бизнес-инкубаторы, национальная инновационная система



Практика создания бизнес-инкубаторов показывает, что как уже созданные, так и создаваемые инкубаторы сталкиваются в своей деятельности с целым рядом похожих проблем, разрешить которые зачастую оказываются не в состоянии из-за отсутствия опыта, необходимых знаний и навыков выращивания бизнеса.

Первый и самый главный вопрос, который должен возникнуть у учредителей инкубатора (администрации Субъекта РФ или муниципалитета, ВУЗа, НИИ): что необходимо сделать, чтоб бизнес-инкубатор был не только качественной и дешевой «жилплощадью» для начинающих предприятий, но и мощным инструментом по выращиванию полноценных компаний с самостоятельным штатом подготовленных сотрудников, с линейкой продаваемых продуктов и с высоким показателем «выживаемости» на рынке?

Автор статьи считает, что наилучшим выходом, является формирование эффективной системы управления, включающую разработку и внедрение: стандартов и регламентов, обеспечивающих надежность и стабильность управления бизнес-инкубатора; системы мониторинга и оценки эффективности его деятельности, которая бы позволяла вносить необходимые изменения в стратегию развития для достижения всех запланированных результатов.

Ценность программ бизнес-инкубирования зависит от целого ряда обстоятельств. Так, экономическая ценность инкубатора с точки зрения предпринимателя зависит от того, насколько содержателен объем предоставляемых услуг и качество обслуживания, что выражается в росте клиентской базы и положительных отзывах предпринимателей о работе бизнес-инкубатора.

Эффективность бизнес-инкубатора должна определяться в совокупности и сопоставлении непосредственных результатов финансово-хозяйственной деятельности и тех общеэкономических выгод, что несет в себе активное присутствие бизнес-инкубатора в инфраструктуре отрасли субъекта федерации/муниципального образования.

Общественная экономическая ценность программ бизнес-инкубирования для регионов и муниципальных образований определяется:

- ростом сбыта и притоком средств;

- увеличением налоговых сборов за счет устойчивой работы;

- повышением уровня коммерциализации научных исследований и вывода новых продуктов и услуг на рынок;

- сохраненными и вновь созданными рабочими местами;

- ростом стоимости новых и существующих малых предприятий;

- нематериальными выгодами, связанными со снижением социальной напряженности.

Инвестиционная ценность бизнес-инкубатора выражается в сроках окупаемости затрат на создание инкубатора, увеличении не только числа инкубируемых и выпущенных предприятий, но и их стоимости, а также в росте прибыли на вложенный капитал, доходности арендуемых площадей.

Кроме того, следует учитывать, что проблема оценки эффективности бизнес-инкубатора осложняется тем, что инкубатор это не обычный субъект рынка, чьи результаты хозяйственной деятельности поддаются известному всем анализу экономической эффективности. Это организация ориентирована на помощь другим, а значит, не всегда работает c расчетом на какую-то собственную выгоду [2].

Приступая к оценке состояния деятельности инкубаторов необходимо помнить, что инкубаторы, созданные при поддержки органов исполнительной власти (федеральный, региональных и муниципальных) и финансируемые из гос.бюджета – достаточно специфические институты рыночной инфраструктуры, представляющие собой, с одной стороны, хозяйствующие субъекты, с другой стороны, организации, выполняющие государственный социальный заказ на развитие новых предприятий, создание новых рабочих мест, задействование простаивающего и не используемого оборудования и помещений и т. д.

При оценке деятельности инкубаторов должен использоваться системный подход. Деятельность бизнес-инкубатора целесообразно оценивать по четырем основным направлениям:

- обслуживание малых предприятий;

- окупаемость (оправдание вложенных средств);

- достижение целевых плановых показателей

- социально-экономический эффект.

Что касается конкретных критериев эффективности деятельности инкубаторов, то сегодня это один из самых проблемных вопросов теории и практики бизнес-инкубирования. Каковы цели анализа эффективности и результативности, система оценочных показателей, на каком уровне должна аккумулироваться информация, и кто ответственен за ее обработку – и это далеко не все вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы построить систему оценки программы бизнес-инкубирования.

Исходным пунктом организации мониторинга любого объекта (процесса, компании, бизнес-инкубатора и пр.), является выбор единиц (объектов) наблюдения – т. е. таких параметров, которые играют роль индикаторов способных достаточно полно и объективно отражать суть происходящих событий (действий) [1].

Мониторинг деятельности бизнес - инкубатора должен включать следующие этапы:

- сбор информации о деятельности бизнес – инкубатора (отчеты);

- оценка и анализ результатов деятельности бизнес – инкубатора, выявление отклонений (и их причин) от запланированных показателей;

- разработка мероприятий, направленных на устранение причин отклонений от запланированных показателей;

- разработка предложений по возможной корректировке плановых показателей, критериев оценки. Разработка мероприятий по повышению качества работы инкубатора.

Ежегодный анализ деятельности проводится руководством инкубатора и представителями учредителя. Источниками информации для анализа результативности деятельности инкубатора являются:

- данные о выполнении результатов предыдущего (прошлогоднего) анализа деятельности;

- данные по достижению целевых плановых показателей бизнес-инкубатором в целом и его структурными подразделениями (отделами);

- результаты по оценке удовлетворенности резидентов (инкубируемых компаний), пожелания, рекомендации, отзывы;

- динамика развития компаний-резидентов (в целом по бизнес-инкубатору и по отдельным компаниям);

- выводы на основе анализа выполнения процессов (информация о результативности процессов);

- претензии/рекламации к партнерским организациям;

- данные о результатах проверок внешними контролирующими органами;

- результаты работ менеджеров проектов;

- изменения, вызванные новыми рыночными стратегиями, политическими и общественными условиями, которые могут повлиять на миссию и цели бизнес-инкубатора;

- предложения по улучшению деятельности со стороны учредителей, партнеров, инкубируемых компаний и сотрудников инкубатора.

Полученную информацию необходимо анализировать, выявлять отклонения (их причины) от запланированных показателей и определять пути улучшения деятельности бизнес-инкубатора.

Как показывает практика, после завершения инкубационного цикла и выхода предприятия из бизнес-инкубатора практически заканчиваются все деловые отношения, только 20% инкубаторов поддерживают общее взаимодействие с фирмами-выпускниками, но практически не оказывают какую-либо прямую или косвенную поддержку этим компаниям. Потому главными показателями эффективности деятельности бизнес-инкубатора является: количество фирм, выпущенных за время существования и количество новых рабочих мест, созданных его фирмами-арендаторами, а также «процент выживаемости» малых компаний, вышедших из бизнес-инкубатора. Инкубатор за период совместной работы с инкубируемым предприятием должен сформировать механизм перспективного сотрудничества, в том числе и финансового. Для эффективной деятельности бизнес-инкубатора необходимо максимально приблизить прошедшие инкубирование фирмы к созданию благоприятной креативной среды, позволяющей получать опыт успешной предпринимательской деятельности.

В ходе оценки эффективности деятельности бизнес-инкубатора должна проводиться работа по определению слабых мест (отклонений) от запланированных показателей и по разработке мероприятий по повышению качества функционирования бизнес – инкубатора.


Источники:

1. Образцова О.И. Статистика предприятий и бизнес-статистика. Изд: Высшая школа экономики, 2011, 704 с.
2. Тормышева Т.А. Мониторинг деятельности бизнес-инкубатора // Практика муниципального управления. -2010. - № 2

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:02:05