Бизнес-инкубаторы и технологические парки как форма поддержки предпринимательства

Болехов И.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (68), Август 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17829083
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются современные формы поддержки предпринимательства, основанные на международном опыте. Приводится классификация разновидностей форм поддержки и развития наукоемкого предпринимательства.

Ключевые слова: консалтинг, бизнес-инкубаторы, экономика знаний, образовательный потенциал, бизнес-центры, пред- приятие, кооперация предпринимателей, конкурентоспособная инновационная продукция



Бизнес-инкубаторы впервые появились в Великобритании в 1950-х годах, после чего стали быстро распространяться в развитых странах: в США – в 1980-х годах, а к началу 1990-х количество бизнес-инкубаторов составило 170 на всей территории страны [1]. Бурный рост числа бизнес-инкубаторов способствовал созданию Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов.

Среда для роста

Основной целью бизнес-инкубатора является содействие начинающему предпринимателю на стадии создания бизнеса. Мировой опыт показал, что такая форма поддержки наиболее эффективна.

Бизнес-инкубатор представляет собой организацию, которая оказывает одновременно и на одной территории целый спектр услуг. Начинающему предпринимателю предоставляются помещение, оборудование, квалифицированная консалтинговая поддержка на льготных условиях. Благоприятные условия позволяют ему сконцентрировать усилия именно на начале выпуска продукта либо оказания услуги с целью выхода на внутренние и внешние рынки. Остальные задачи помогает решать консалтинговая группа бизнес-инкубатора. Современные бизнес-инкубаторы характеризуются наличием консалтинговой поддержки предпринимателей и необходимой помощи со стороны администрации.

Инкубируемое предприятие пользуется услугами бизнес-инкубатора в течение определенного периода времени, что зависит от программы взращивания бизнеса. В соответствии с мировой практикой этот период составляет, как правило, от 1 года и до 4 лет в зависимости от необходимости содействия инкубируемому бизнесу. Такого срока достаточно для того, чтобы компания зарекомендовала себя на рынке, приобрела деловую репутацию и обзавелась необходимыми бизнес контактами. По завершении инкубации компания покидает площади бизнес-инкубатора и возвращает все оборудование администрации.

Процесс инкубации – это долговременный и стратегический план. Успешное развитие бизнеса впоследствии приводит к положительным экономическим результатам, созданию новых рабочих мест, сокращению безработицы. В целом это оказывает положительный результат на формирование имиджа бизнес-инкубатора.

Опыт других реализуем у себя

В современных условиях широкое распространение приобрели бизнес-парки, называемые также бизнес-центры. Бизнес-центры не имеют никакого отношения к бизнес-инкубаторам, так как не предоставляют никакой консалтинговой поддержки, а лишь сдают производственные, складские и офисные помещения в аренду без каких-либо льгот для начинающих предпринимателей. Услугами бизнес-центров могут воспользоваться только финансово стабильные организации с уже имеющимися, устоявшимися деловыми контактами.

Основным функциями бизнес-инкубатора являются:

• оказание консалтинговых услуг на территории бизнес-инкубатора;

• сдача помещений и необходимого оборудования в аренду;

• стимулирование предпринимательства.

Оказание консалтинговых услуг есть необходимая часть поддержки инкубируемого бизнеса. На начальном уровне развития бизнеса предпринимателю не всегда хватает навыков для ведения бизнеса, в этом случаи его поддерживает бизнес-инкубатор. Бизнес-инкубатор способен оказывать юридические, бухгалтерские, презентационно-выставочные, образовательные, маркетинговые, консультационные услуги.

Для начала развития бизнеса предпринимателю необходимо помещение, где можно проводить семинары, встречи, переговоры. Бизнес-инкубатор предоставляет такое помещение на выгодных для предпринимателя условиях. На территории бизнес-инкубатора предприниматели могут общаться друг с другом, обмениваться опытом, налаживать деловые контакты. Все предприятия в бизнес-инкубаторе находятся на разных стадиях развития, поэтому более опытные предприниматели могут давать рекомендации и наставления начинающим. Обмен мнениями между предпринимателями с одинаковыми интересами в дальнейшем может привести к совместной кооперации. Развитие сети бизнес-инкубаторов является вспомогательным элементом в решении социальных проблем, таких как:

• создание рабочих мест и сокращение уровня безработицы в стране;

• развитие экономики путем поддержки предпринимательства.

В создании бизнес-инкубаторов заинтересованы государство, частные предприниматели, высшие учебные заведения, исследовательские центры.

Бизнес-инкубаторы необходимы для:

• создания центра для предпринимательского сообщества;

• создания рабочих мест;

• содействия распространению технологий;

• создания инфраструктуры поддержки предпринимательских инициатив;

• уменьшения числа неудавшихся предприятий.

Разные модели в помощь!

В мире бизнес-инкубаторы подразделяют на типы [2]:

• виртуальные бизнес-инкубаторы;

• распределенный тип бизнес-инкубатора;

• групповые бизнес-инкубаторы;

• специальные бизнес-инкубаторы.

Виртуальные бизнес-инкубаторы создаются для предпринимателей, у которых нет необходимости арендовать помещение, им необходима консалтинговая помощь. Такая модель бизнес-инкубатора работает дистанционно, посредством интернета. Распределенный тип бизнес-инкубатора – модель инкубатора, когда существует центральный инкубатор и его дополнительные офисы, расположенные неподалеку.

Групповые бизнес-инкубаторы – тип инкубатора, в котором обслуживаются все виды предприятий. Смешанная среда в инкубаторе облегчает поиск клиентов и реализацию товаров и услуг.

Специальные бизнес-инкубаторы с осуществлением поддержки определенных типов бизнеса. Такой тип инкубаторов подходит для создания совместно с высшими образовательными учреждениями. Бизнес-инкубаторы вне зависимости от их принадлежности, должны быть предпринимательски ориентированными.

Технологический парк – это инновационная инфраструктура, форма интеграции науки с производством. Технологические парки располагают всем необходимым оборудованием и помещениями. Имеющиеся ресурсы предоставляются наукоемким фирмам.

Основными целями технологических парков являются:

• конверсия инновационных технологий и изобретений в коммерческий продукт;

• формирование малых наукоемких фирм на рынке;

• содействие малому наукоемкому предпринимательству;

• передача новых технологий в производство.

Технологические парки позволяют сформировать такую благоприятную среду, где развиваются малые и средние наукоемкие предприятия и осуществляется производство конкурентоспособной инновационной продукции.

Учредителями технологических парков являются высшие учебные заведения, НИИ и промышленные предприятия. Вкладом высших учебных заведений и НИИ при развитии технопарков являются различные научные идеи, лаборатории, научная поддержка. Промышленные предприятия также заинтересованы в развитии технопарков и в последующем конкурентоспособных технологий, чему они могут содействовать финансовыми средствами.

Таким образом, вузы приобретают возможность предоставить своим студентам, аспирантам, научным сотрудникам возможность принимать участие в исследованиях с их последующей реализацией.


Источники:

1. Авдулов А.Н. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки [Текст] / А.Н. Авдулов., А.М. Кулькин. – М.: ИНИОН РАН, 2005.
2. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт [Текст] // Под общ. ред. Э. Маркварта (OST-EURO). – М.: ИПИ, 2001.
3. Информационно-аналитические материалы по теме бизнес-инкубирования участников VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», Москва, апрель 2005 г. [Текст].
4. Ракитов А.И. Прогноз развития науки и технологии в России на период до 2025 года [Текст]. – М.: Вестник РАН, 1998.
5. Штыхно Д.А. Опыт США по развитию университетских структур содействия предпринимательству // Российское предпринимательство. — 2012. — № 6 (204). — c. 183-193. — http://www.creativeconomy.ru/articles/22401/
6. http://www.gcbtc.org/ [Электронный ресурс].

Страница обновлена: 03.12.2024 в 17:41:43