Концепция и процесс развития профильных малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе

Оганесян В.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (50), Февраль 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578248

Аннотация:
Выявлены ключевые этапы программы по привлечению резидентов в бизнес-инкубатор с целью повышения эффективности его деятельности. Уточнено понятие «бизнес-инкубатор» и дана классификация современных инкубаторов. Также рассматриваются основные стадии процесса развития малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе при технопарке.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, бизнес-инкубаторы, малый и средний бизнес, технопарк, малые инновационные предприятия, развитие



Бизнес-инкубатор является одним из ключевых элементов в инновационной инфраструктуре страны, основное предназначение которого – стать связующим звеном между наукой и бизнесом.

В большинстве источников бизнес-инкубатор характеризуется как конкретный хозяйствующий субъект, организация, созданная для оказания поддержки начинающим предпринимателям. Однако имеются также определения, в которых данное понятие рассматривается более широко [1].

О сущности понятия «бизнес-инкубатор»

С целью преодоления разночтений автором предлагается следующее определение: «Бизнес-инкубатор – это организация, создающая наиболее благоприятные условия для стартового развития малых и средних предприятий путем предоставления льготных условий и удешевления различных бизнес-услуг за счет их совместного использования». Понятно, что второй тезис образует экономический фундамент реализации первого.

Обычно выделяют различные виды инкубаторов, наиболее типичными из которых являются инкубаторы для экономического развития, техноинкубаторы, смешанные инкубаторы, классические бизнес-инкубаторы и др.

Существует множество классификаций бизнес-инкубаторов. Так, например, Пол Хэнн (Бизнес-школа университета г. Дархэм, Великобритания) классифицирует бизнес-инкубаторы, во многом опираясь на идентификацию специфических групп клиентов-пользователей услугами инкубатора [2].

Автором предлагается следующая классификация бизнес-инкубаторов, которая объединяет в одно целое существующие классификации и виды инкубаторов, что позволяет наиболее полно отразить сегодняшнее развитие бизнес-инкубаторов в мире (рис. 1).

Нами бизнес-инкубатор рассматривается как составная часть технопарка.

Рис. 1. Классификация бизнес-инкубаторов

Программа привлечения в бизнес-инкубаторы малых и средних предприятий

Так как процесс инкубации является промежуточным звеном в процессе развития резидентов в технопарке, следовательно, процесс развития резидентов в бизнес-инкубаторе следует начать с разработки программы по привлечению профильных малых и средних предприятий (МСП). К профильным МСП следует относить предприятия, соответствующие специализации бизнес-инкубатора.

Программа по привлечению МСП в бизнес-инкубатор должна состоять из нескольких этапов.

I этап. Выявление наиболее развитых отраслей промышленности исходя из:

• критерия объема производства (необходимо, в частности, определить структуру обрабатывающей промышленности);

• потенциала инновационности предприятий (следует проанализировать общее количество поданных заявок на изобретения и полезные модели, а также количество МСП среди заявителей);

• потенциала МСП в промышленности (необходимо проанализировать отраслевую структуру и динамику МСП).

II этап. Анализ состояния МСП.

III этап. Для выявления потребностей МСП в услугах бизнес-инкубатора необходимо будет провести собственными силами бизнес-инкубатора опрос среди предпринимателей. По результатам опроса необходимо будет проанализировать полученные ответы, выявить предпочтения и потребности предпринимателей в услугах бизнес-инкубатора.

IV этап. Планирование и организация маркетинговых мероприятий по привлечению новых МСП.

Планирование необходимо осуществлять исходя из сегментации существующих МСП, разработки стратегии позиционирования бизнес-инкубатора на выявленных сегментах, анализа и продвижения конкурентных преимуществ участия в бизнес-инкубаторе, определения ценовой политики на услуги бизнес-инкубатора и развития ассортимента услуг.

Организация маркетинговых мероприятий подразумевает комплекс таких мероприятий, направленных на привлечение новых МСП в бизнес-инкубатор.

V этап. Отбор МСП в бизнес-инкубатор. В целом критерии отбора резидентов следует рассматривать в общем процессе их развития внутри бизнес-инкубатора, так как это позволит более детально описать процесс отбора.

Структура бизнес-инкубатора может основываться на функционировании в рамках процесса, рассчитанного на 3-4 года и состоящего из нескольких этапов прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор, которые рассмотрены на рис. 2.

Рис. 2. Основные стадии развития резидентовв бизнес-инкубаторе при технопарке

Начинаться процесс отбора клиентов в бизнес-инкубатор должен с поиска перспективной инновационной идеи. Нужно отметить, что необходимо вести поиск именно идей, а не компаний.

Основные критерии отбора – новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы.

В случае если идея признается перспективной и «владелец» идеи не возражает в будущем создать на ее базе предприятие, осуществляется переход на следующую стадию.

Следует также отметить, что в бизнес-инкубаторе должны присутствовать как новые, так и уже действующие предприятия. Это очень важно, ибо позволяет предпринимателям учиться друг у друга, содействует укреплению доверия клиентов к инкубатору.

Кого и как отбирать в бизнес-инкубатор

Условия участия в отборе должны быть различными для лиц, которые еще не начали свою деятельность, и для опытных предпринимателей, так как к ним нельзя предъявлять одинаковые требования в силу отсутствия у первых опыта ведения бизнеса.

Для предпринимателей, которые не начали свою деятельность, но имеют перспективную идею, необходимо проводить отбор со стадии формализации идеи.

Если претендент успешно проходит стадию формализации идеи и размещается в бизнес-инкубаторе, то следующий этап – это прединкубация.

На данном этапе клиент, еще без образования юридического лица, получает начальный объем знаний и навыков успешного ведения бизнеса.

Бизнес-инкубатор должен будет оказывать в этом ему поддержку – обучает, тренирует, консультирует по следующему кругу вопросов: как создать бизнес, как написать бизнес-план, как правильно одеваться, особенности делового этикета, как правильно делать презентацию и т.д.

Инкубация. На данном этапе для начинающего предпринимателя производится регистрация юридического лица. А для предпринимателя, начавшего свою деятельность, в случае положительного решения экспертного совета проект размещается в бизнес-инкубаторе. Основной задачей инкубируемого клиента является запуск процесса коммерциализации своей идеи. Стадия инкубации включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и трансфер технологий.

Постинкубация. В данном случае подразумевается, что резидент успешно прошел период инкубации и готов к самостоятельному ведению бизнеса, то есть к выходу фирмы из бизнес-инкубатора.

Ограничения по сроку пребывания в бизнес-инкубаторе необходимы для того, чтобы стимулировать компании и предпринимателей к быстрому получению результатов и переходу на самостоятельный уровень развития, а также обеспечить необходимую ротацию компаний и предпринимателей в бизнес-инкубаторе для повышения эффективности «селекционной» стадии в формировании клиентской базы бизнес-инкубатора.

Если «созревший» клиент решает переехать в технопарк, то администрация бизнес-инкубатора помогает с переездом и поиском нового помещения в технопарке.

На стадиях внутриэкономической и внешнеэкономической деятельности резиденту оказывают всестороннюю поддержку при выводе продукции на внутренний, региональный и международный рынок и на новые сегменты.

Вывод

Для повышения эффективности функционирования бизнес-инкубатора требуется разработка концепции и процессов, обеспечивающих развитие профильных малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе.


Источники:

1. Багиев Г.Л. Терминологический словарь маркетинга [Электронный ресурс]. – http://www.marketing.spb.ru/read/docum/a21.htm (дата обращения 27.04.2010).
2. Hannon P.D., Chaplin P. Are incubators good for business? Understanding incubation practice – the challenges for policy. Environment and Planning C: Government and Policy 21(6) 861. 2003.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 13:46:05