Развитие экспорта медицинских услуг России в 2021 году
Чернышев Е.В.1, Петрова Г.Д.1, Беззубенко О.И.2
1 Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Россия, Москва
2 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 5 (Май 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48674166
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье по результатам мониторинга статистических данных Минздрава России за 2021 год проанализированы и представлены данные, по развитию экспорта медицинских услуг в регионах Российской Федерации по объему оказания медицинских услуг иностранным гражданам. Авторы отмечают активность некоторых регионов Российской Федерации, их вклад в общий показатель за 12 месяцев 2021 года: в количестве пациентов, процентном и денежном выражении, представлены наиболее популярные профили оказания медицинской помощи, исходя из объема вырученных средств, за 2021 год среди 60 и 70 ФГБУи структура странового распределения по Азии и Европе, исходя из пролеченных иностранных пациентов, а также источники их финансирования. Отмечены проблемные направления в развитии экспорта медицинских услуг регионов и методы их решения. Результаты исследования и практические рекомендации могут быть использованы медицинскими организациями регионов Российской Федерации с целью совершенствования работы в области экспорта медицинских услуг.
Ключевые слова: экспорт медицинских услуг, регионы, медицинская организация, медицинская помощь, федеральный округ, показатель
JEL-классификация: I11, I14, I15
Введение
Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» как раздел национального проекта «Здравоохранение» (2019–2024 гг.) [13–15] (The National Project, 2018; Decree, 2013; Decree, 2019) направлен на совершенствование механизмов экспорта медицинских услуг посредством разработки различных программ с целью информирования иностранных граждан по оказываемым медицинским услугам в медицинских организациях на территории Российской Федерации, что позитивно отразится на экономических показателях и содействует росту международного имиджа. Это первый проект федерального масштаба, ориентированный на развитие экспорта медицинских услуг. Федеральный проект является уникальным по двум причинам. Во-первых, впервые в мировой практике в рамках одной страны к проекту привлечены 71 регион. Во-вторых, основная роль в реализации проекта отводится государственным медицинским организациям, не исключая и участие частных медицинских центров [1, с. 7] (Aksenova, 2020, р. 7).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экспорт медицинских услуг вызывает особый интерес как на уровне регионов, так и на уровне государства в целом исходя из Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента РФ от 06.06.2019 № 254, Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года и плана мероприятий по реализации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.08.2019 № 1797-р.
Цель данной статьи – с помощью мониторинга статистических данных Минздрава России за 2021 год показать, как развивается экспорт медицинских услуг в регионах по объему оказания медицинских услуг иностранным гражданам, и обнаружить, что препятствует притоку иностранных пациентов в медицинские организации регионов по разным привлекательным нозологиям.
Научная новизна статьи заключается в разработке рекомендаций по развитию экспорта медицинских услуг в регионах для максимизации вклада как в региональную экономику в частности, так и российскую экономику в целом.
Методы, используемые для достижения поставленной цели: изучение, мониторинг, обобщение, сравнение данных разных регионов, анализ агрегированных данных, логические умозаключения; табличный и графический метод были использованы для визуализации полученных данных.
Гипотеза, выдвигаемая авторами. Экспорт медицинских услуг регионов вносит существенный вклад в российскую экономику, демонстрируя свою конкурентоспособность в условиях пандемии.
Российская Федерация имеет ряд неоспоримых преимуществ при реализации программы развития экспорта медицинских услуг: географическое положение страны создает привлекательную транспортную доступность для медицинских туристов как из Европы и Ближнего Востока, так и из Средней и Юго-Восточной Азии, а безвизовый режим с 90 странами мира устраняет такой барьер, как необходимость получения российской визы. Кроме того, спустя всего 3 месяца после объявления пандемии Covid-19 Правительство России Распоряжением 1511-р от 06.06.2020 г. открыло иностранным гражданам, намеревающимся получить медицинскую помощь в России, так называемый зеленый коридор – свободный въезд в Россию даже в условиях закрытых границ. Уровень оказания медицинской помощи в российских федеральных медицинских организациях сопоставим с уровнем ведущих европейских, американских и азиатских медицинских клиник. Кроме того, существует ряд конкурентных преимуществ получения плановой медицинской помощи на территории Российской Федерации – привлекательная стоимость медицинских услуг, высокий уровень оснащенности федеральных медицинских организаций и применение высокотехнологичных методов лечения [1, с. 7] (Aksenova, 2020, р. 7).
Теоретико-методологическая база исследования
Теоретические и методологические основы исследования экспорта медицинских услуг за 2020–2021 гг. представлены в работах таких авторов, как Е.И Аксенова, И. В. Богдан, Р.Г. Гатаулин и др. [2] (Aksenova, Bogdan, Gataulin et al., 2021), А.С. Байменова, С.Р. Жакенова [3] (Baimenova, Zhakenova, 2020), В.А. Бондаренко, Н.В. Пржедецкая, Ю.В. Пржедецкий [4] (Bondarenko, Przhedetskaya, Przhedetskiy, 2021), А.А. Гаврилик [5] (Gavrilik, 2021), Н.В. Горошко, С.В. Пацала, Е.К. Емельянова [6] (Goroshko, Patsala, Emelyanova, 2021), Игнатова, Е.В., Гришин С.Ю., Какабадзе Э.Ю. [7] (Ignatova, Grishin, Kakabadze, 2020), Игнатова, Е.В. [8] (Ignatova, 2020), Е. Капитонова, А. Панов, О. Маровнина [9] (Kapitonova, Panov, Marovnina, 2020), Н.В. Кривенко, А.В. Васильева, В.Г. Елишев [10] (Krivenko, Vasilyeva, Elishev, 2021), Левченко Т.П., Ралко К.Г. [11] (Levchenko, Ralko, 2020), А.А. Суворова, И.М. Кублин, Н.Н. Зубарева [16] (Suvorova, Kublin, Zubareva, 2021), где ученые разных регионов Российской Федерации, а также зарубежные исследователи указывают на активность экспорта медицинских услуг. Эксперты обращают внимание, что рост медицинского туризма, как и туризма вообще, будет способствовать территориальному развитию, создаст выигрышный имидж региона, обеспечит экономический рост как отдельно взятого региона, так и России в целом. В то же время авторы акцентируют внимание на существующих проблемах, тормозящих развитие экспорта медицинских услуг России, на что необходимо обратить особое внимание.
Информационной базой исследования выступили материалы доклада начальника отдела по взаимодействию с международными и региональными объединениями Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России А.А. Гайдерова на Круглом столе по развитию медицинского туризма Новосибирской области 20.04.2022 г.
Методом анализа выступили сравнение данных разных регионов, анализ агрегированных данных, логические умозаключения; табличный и графический методы.
Данные оперативного мониторинга (табл. 1) показывают вклад регионов в общий показатель за 12 месяцев 2021 года (в количестве пациентов).
Таблица 1
Вклад регионов в общий показатель за 12 месяцев 2021 года (в количестве пациентов)
Федеральный
округ
|
Тыс.
человек
|
Центральный ФО
|
1282,96
|
Северо-Западный
ФО
|
299,53
|
Северо-Кавказский
ФО
|
56,15
|
Южный
ФО
|
143,65
|
Приволжский ФО
|
321,36
|
Уральский ФО
|
437,26
|
Сибирский
ФО
|
158,02
|
Дальневосточный
ФО
|
177,82
|
Данные таблиц 1, 2, рисунков 1, 2 показывают, что самыми активными по приему пациентов являются медицинские организации Центрального федерального округа, что составляет 1282,96 тыс. чел., что в процентном соотношении составляет 44,6%. В денежном выражении – 71,92 млн долларов США, а в процентном соотношении – 49,8%.
Рисунок 1. Вклад регионов в общий показатель за 12 месяцев 2021 года в %
Источник: [12] (Materials of the report, 2022).
На втором месте Уральский федеральный округ, на долю которого выпадает 437,26 тыс. чел., что в процентном соотношении составляет 15,2%. В денежном выражении – 18,45 млн долларов США, а относительный процент показывает 12,8%. Эти показатели почти в три раза меньше по сравнению с Центральным федеральным округом.
Таблица 2
Вклад регионов в общий показатель за 12 месяцев 2021 года в денежном выражении
Федеральный
округ
|
Млн долларов США
|
Центральный
ФО
|
71,92
|
Северо-Западный
ФО
|
17,62
|
Северо-Кавказский
ФО
|
2,18
|
Южный
ФО
|
5,8
|
Приволжский
ФО
|
9,91
|
Уральский
ФО
|
18,45
|
Сибирский
ФО
|
11,4
|
Дальневосточный
ФО
|
7,15
|
Третье место в этом рейтинге занимает Приволжский федеральный округ, показатели которого составляют 321,36 тыс. чел., в процентном соотношении – 11,2%. В денежном выражении – 9,91 млн долларов США, в процентном соотношении – 12,8%. Эти данные почти в четыре раза меньше показателя Центрального федерального округа и почти в полтора (1,4) раза меньше Уральского федерального округа.
Рисунок 2. Вклад регионов в общий показатель за 12 месяцев 2021 года в %
Источник: [12] (Materials of the report, 2022).
Четвертую строчку занимает Северо-Западный федеральный округ, показывая результаты – 299,53 тыс. чел., что в процентном соотношении составляет 10,4%. В денежном выражении – 17,62 млн долларов США, в процентном соотношении, в свою очередь – 12,2%. Эти данные почти в четыре раза меньше показателя Центрального федерального округа и почти в полтора (1,4) раза меньше Уральского федерального округа.
Далее рассмотрим наиболее популярные профили оказания медицинской помощи, исходя из объема вырученных средств, за 2021 год среди 60 ФГБУ (рис. 3).
Рисунок 3. Наиболее популярные профили оказания медицинской помощи, исходя из объема вырученных средств, за 2021 год среди 60 ФГБУ
Источник: [12] (Materials of the report, 2022).
Исходя из анализа (рис. 3) видно, что наиболее популярными профилями оказания медицинской помощи, исходя из объема вырученных средств, за 2021 год среди 60 ФГБУ как всегда остаются онкология и офтальмология, на долю которых выпадают 30% и 26% соответственно. На долю ортопедии и кардиохирургии выпадает 7%, на нейрохирургию – 3%.
Ниже представлены наиболее популярные профили оказания медицинской помощи, исходя из объема вырученных средств, за 2021 год среди 70 ФГБУ.
Рисунок 4. Наиболее популярные профили оказания медицинской помощи, исходя из объема вырученных средств, за 2021 год среди 70 ФГБУ
Источник: [12] (Materials of the report, 2022).
Анализ (рис. 4) показывает преимущественно известные профили оказания медицинской помощи, исходя из объема вырученных средств, за 2021 год среди 70 ФГБУ. По сравнению с 60 регионами здесь наблюдается другая картина: на чекап выпадает – 61%, гинекологию – 6%, стоматологию, офтальмологию, педиатрию – по 2%. Превалирование чекапов или диагностических процедур свидетельствует об учете в статистических данных медицинских освидетельствований, которые проходят трудовые мигранты, а также лица, оформляющие вид на жительство и разрешение на временное проживание.
Также необходимо рассмотреть страновое распределение пациентопотока в рамках экспорта медицинских услуг. Структура странового распределения по Азии, исходя из пролеченных иностранных пациентов представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Структура странового распределения по Азии, исходя из пролеченных иностранных пациентов
Источник: [12] (Materials of the report, 2022).
По показателям (рис. 5) видно, что Узбекистан занимает лидирующее место, что составляет 41%, Таджикистан уступает Узбекистану на 15%, его позиция составляет 26%. На третьей строчке находится Азербайджан, которому принадлежат 14%, а дальше небольшие показатели у Киргизии и Казахстана, 7% и 6% соответственно.
Структура странового распределения по Европе, исходя из пролеченных иностранных пациентов представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Структура странового распределения по Европе, исходя из пролеченных иностранных пациентов
Источник: [12] (Materials of the report, 2022).
Анализируя данные (рис. 6), необходимо отметить, что основная доля пролеченных пациентов выпадает на Украину – 65%. Это связано с приемом в Россию значительного числа иностранных граждан как следствием миграции граждан Украины за рубеж. На пролеченных пациентов Армении выпадает 25%, что подтверждает активность армянской диаспоры в стране и крепкие диаспоральные связи, ориентированные на развитие гуманитарных контактов с исторической родиной в части здравоохранения.
Молдавия и Белоруссия занимают по 3% соответственно. Здесь необходимо отметить, что Республика Беларусь взяла курс на развитие экспорта медицинских услуг более 10 лет назад за счет модернизации здравоохранения и обеспечения своих граждан бесплатной своевременной и высокотехнологичной медицинской помощью, что объясняет низкий процент пребывания белорусских пациентов в российских клиниках. На Болгарию выпадает 2% пролеченных пациентов на территории нашей страны.
Дальше необходимо рассмотреть источники финансирования медицинской помощи по иностранным гражданам (рис. 7) [12] (Materials of the report, 2022).
Следует отметить, что источники финансирования медицинской помощи иностранными пациентами в рамках федерального проекта регламентируются Приказом Минздрава России от 01.09.2021 № 898 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг», входящего в национальный проект «Здравоохранение» (вместе с Методикой расчета показателя «Увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд долларов США) в год (млн долларов США)», Методикой расчета показателя «Количество пролеченных иностранных граждан (тыс. чел.)»). Показатель рассчитывается как сумма стоимости медицинских услуг, оказанных иностранным гражданам на территории Российской Федерации медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения за счет внебюджетного финансирования, по следующей формуле:
S = a + b + c,
где: S – сумма стоимости медицинских услуг, оказанных иностранным гражданам на территории Российской Федерации медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения за счет внебюджетного финансирования за отчетный период (млн долларов США); a – стоимость оказанных иностранным гражданам медицинских услуг медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, за отчетный период (млн долларов США); b – стоимость оказанных иностранным гражданам медицинских услуг медицинскими организациями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и органам местного самоуправления, за отчетный период (млн долларов США); c – стоимость оказанных иностранным гражданам медицинских услуг медицинскими организациями частной системы здравоохранения за отчетный период (млн долларов США).
Рисунок 7. Источники финансирования медицинской помощи по иностранным гражданам
Источник: [12] (Materials of the report, 2022).
Изучая данные рисунка 7, можно отметить, что иностранные граждане на территории Российской Федерации получили медицинскую помощь благодаря личным средствам, что составляет 96%, а также средствам ДМС и прочим источникам – по 2%.
Подводя итоги, необходимо отметить, что нарастающим итогом с 2019 по 2021 г. показатель «Количество пролеченных иностранных граждан, тыс. человек» составляет 7085,54 тыс. человек. Медицинские организации, в которых была оказана помощь: 92% – медицинские организации региональные и муниципальные; 5% – федеральные; 3% – частные [12] (Materials of the report, 2022).
Нарастающим итогом с 2019 по 2021 год [12] (Materials of the report, 2022) показатель «Увеличение объема экспорта медицинских услуг» вырос не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 годом – до 1 млрд долларов США в год – 378,14 млн долларов США. Медицинские организации, в которых была оказана помощь: 79% – медицинские организации, региональные и муниципальные; 15% – федеральные; 6% – частные.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что экспорт медицинских услуг развивается исходя не из имеющегося потенциала регионов, он недостаточно раскрыт, так как не используется богатый рекреационный потенциал регионов, в основном регионы не обращают внимания на кадровый и технологический потенциал медицинских организаций и т.д.
В этой связи необходимо предложить мероприятия по налаживанию экспорта медицинских услуг и совершенствованию конкурентных преимуществ медицинских организаций регионов Российской Федерации:
- провести модернизацию медицинской организации и оснастить современным технологическим оборудованием то направление, которая востребована сегодня у зарубежных пациентов географически близлежащих государств;
- вести подготовку высококвалифицированных врачей с международным опытом по данному направлению;
- оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь по избранному (ведущему) направлению;
- непрерывно повышать квалифицированный уровень медицинского персонала;
- предлагать доступную стоимость медицинских и немедицинских услуг;
- искать возможность осуществления реабилитации и приема большого количества пациентов пограничных государств;
- широко использовать рекреационный потенциал региона.
Внедрение предложенных мероприятий позволит регионам Российской Федерации занять достойное место на рынке экспорта медицинских услуг «завтрашнего дня».
Источники:
2. Аксенова Е.И., Богдан И.В., Гатаулин Р.Г. и др. Получение медицинских услуг на территории РФ гражданами стран СНГ: инсайты для развития экспорта медицинских услуг (на материале фокус-групповых интервью) // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2021. – c. 581-589. – doi: 10.15690/vramn1633.
3. Байменова А.С., Жакенова С.Р. Экспорт медицинских услуг на региональном уровне // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2020. – № 1-1. – c. 154-158.
4. Бондаренко В.А., Пржедецкая Н.В., Пржедецкий Ю.В. Вклад экспорта медицинских услуг в международную конкурентоспособность в условиях пандемии: глобальный опыт и рекомендации по управлению // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2021. – № 4. – c. 65-70. – doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-65-70.
5. Гаврилик А.А. Эконометрический подход к оценке доверия как индикатора качества экспорта медицинских услуг // Актуальные проблемы медицины: Сборник материалов итоговой научно-практической конференции. Гродно, 2021. – c. 170-172.
6. Горошко Н.В., Пацала С.В., Емельянова Е.К. «Вакцинный туризм» эпохи COVID-19: реальность или иллюзия для России // Социальные аспекты здоровья населения. – 2021. – № 3. – doi: 10.21045/2071-5021-2021-67-3-9.
7. Игнатова Е.В., Гришин С.Ю., Какабадзе Э.Ю. Развитие въездного медицинского туризма как перспективное направление экспорта услуг в РФ. / Глава в коллективной монографии «Экспорт услуг». - Санкт-Петербург: Издательство СПбГЭУ, 2020. – 144-153 c.
8. Игнатова Е.В. Анализ основных тенденций развития рынка медицинского туризма в РФ. / Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 73-76 c.
9. Капитонова Е., Панов А., Маровнина О. Медицинский туризм. Риски и преимущества для клиник // Правовые вопросы в здравоохранении. – 2020. – № 2. – c. 16-21.
10. Кривенко Н.В., Васильева А.В., Елишев В.Г. Оценка эффективности медицинского туризма на примере российского федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» // Профилактическая медицина. – 2021. – № 12. – c. 18-23. – doi: 10.17116/profmed20212412118.
11. Левченко Т.П., Ралко К.Г. Проблемы и перспективы развития медицинского туризма // Вестник Национальной академии туризма. – 2020. – № 1(53). – c. 17-19.
12. Материалы доклада начальника отдела по взаимодействию с международными и региональными объединениями Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России А.А. Гайдерова на Круглом столе по развитию медицинского туризма Новосибирской области 20.04.2022 г
13. Национальный проект «Здравоохранение», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12. 2018 № 16)
14. Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 г. № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации»
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.08.2019 № 1797-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года и плана мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года»
16. Суворова А.А., Кублин И.М., Зубарева Н.Н., Воронов А.А. Маркетинговые инструменты продвижения продукции на рынке медицинских услуг // Практический маркетинг. – 2021. – № 9(295). – c. 42-48. – doi: 10.24412/2071-3762-2021-9295-42-48.
Страница обновлена: 27.10.2024 в 22:48:31