Оценка рисков и возможностей Карагандинского государственного медицинского университета на глобальном рынке образовательных услуг
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (95), Ноябрь 2014
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22616218
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Переход к рыночным отношениям обусловил повышение конкуренции на рынке образования. В свете этого становится актуальным анализ внешних экономических рисков, с которыми может столкнуться университет. Автором использованы классические инструменты для анализа и оценки внешних экономических рисков медицинского университета, функционирующего на международном конкурентном рынке образования.
Ключевые слова: инновации, услуги, человеческий капитал, риски, Казахстан, высшее учебное заведение, рынок медицинского образования, внешние экономические риски, анализ конкурентной среды
С развитием рыночной экономики и распространением в Казахстане частных высших учебных заведений отмечается рост конкуренции среди вузов, что обусловлено борьбой за привлечение наибольшего числа абитуриентов. Государственный вуз в этом отношении не является исключением, наоборот, с учетом его статуса и ресурсных возможностей конкурентная борьба становится более глобальной и приобретает международный или региональный характер. Рынок образования перестал быть только частью социальной системы, сейчас он вовлечен в достижение экономических задач государства. Инвестиции в рынок образования становятся залогом конкурентоспособности как отдельных компаний и предприятий на микроуровне, так и государства в целом.
Среда влияет
Вуз сегодня становится самостоятельным хозяйствующим субъектом с реальными коммерческими задачами, что вынуждает его руководителей по-новому взглянуть на деятельность учебного заведения, его эффективность, пути развития на свободном конкурентном рынке и возможные риски.
Новизна нашей методики заключается в применении классических инструментов анализа факторов внешней среды и оценки влияния ее рисков (STEP-анализ, SWOT-анализ, анализ конкурентной среды методом Г. Гринли) на примере высшего медицинского учебного заведения.
Карагандинский государственный медицинский университет (далее – КГМУ), созданный в 1950 г., является ведущим медицинским вузом Казахстана по подготовке квалифицированных кадров для системы здравоохранения, имеет высокую репутацию в области предоставления образовательных, научных и лечебно-диагностических услуг. В настоящее время университет реализует многоуровневую подготовку специалистов: послесреднее образование (колледж), бакалавриат и высшее специальное образование, послевузовское (магистратура, резидентура, докторантура) и дополнительное образование.
В КГМУ обучаются 7000 студентов из Казахстана [1], стран ближнего и дальнего зарубежья, что обязывает университет вести конкурентную борьбу по всем направлениям.
Анализ конкурентной среды по методу Г. Гринли выявил те университеты, чье конкурентное давление оказывает большее влияние на КГМУ: АО «Медицинский университет Астана» (МУА), Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова (КазНМУ), Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (КазНУ), Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (МГМУ им. И.М. Сеченова), Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла (Гейдельбергский университет) (см. табл. 1).
Конкурентными преимуществами, согласно опросу экспертов, являются: 1) скорость изменений, внедряемых в процесс подготовки будущих специалистов; 2) агрессивность конкурентной стратегии и непрерывное увеличение доли рынка; 3) влияние организации на рынок, которое выражается во внедрении инноваций в деятельность и наличии последователей, копирующих данные инновации; 4) обеспечение полноценной ресурсной базой для осуществления и развития непосредственно учебного процесса.
Таблица 1
Конкурентная среда КГМУ по Г.Гринли
Конкурентные
преимущества/Конкуренты
|
КГМУ
|
КазНМУ
|
МУА
|
МГМУ
им. Сеченова
|
КазНУ
|
Гейдельбергский
университет
|
Скорость
изменений
|
8
|
7
|
7
|
6
|
10
|
10
|
Агрессивность
|
7
|
9
|
9
|
10
|
9
|
10
|
Влияние
на рынок
|
8
|
7
|
7
|
10
|
9
|
10
|
Ресурсы
|
6
|
8
|
8
|
10
|
9
|
10
|
Итого
|
29
|
31
|
31
|
36
|
37
|
40
|
Безусловно, признанными лидерами в сфере медицинского образования на европейском рынке являются Гейдельбергский университет (Германия) и МГМУ им. Сеченова (Россия).
Гейдельбергский университет, несмотря на более 500-летнюю историю, продолжает внедрять инновации в процесс обучения и не терять конкурентных позиций. В среднем общее количество обучающихся в Гейдельбергском университете достигает 27 000 человек [2].
МГМУ им. Сеченова имеет большую историю (основан в 1758 г.) и высокую репутацию. Данный учебно-научный комплекс включает помимо непосредственно учебных и научных структурных единиц также 7 университетских клинических больниц с центральной клинико-диагностической лабораторией и 11 лабораториями, отделом лучевой диагностики, поликлиникой для сотрудников и студентов и др. [3]. Образовательные технологии университета предоставляют возможность обучения на английском языке. В совокупности количество студентов МГМУ им. Сеченова достигает 15 000 человек из России и зарубежных стран [3].
На международном уровне основными конкурентами КГМУ являются эти два университета, главными преимуществами которых выступают статус и престиж университета, качество подготовки. КГМУ способен конкурировать с ними благодаря таким факторам, как более низкая стоимость обучения (для иностранных и казахстанских студентов) и местонахождение (для казахстанских студентов).
В медицине излишеств не бывает
Два казахстанских университета, чьи позиции на рынке достаточно схожи, – КазНМУ (г. Алматы) и МУА (г. Астана). Оба университета имеют более чем полувековую историю, высокую репутацию на казахстанском рынке медицинского образования. Количество обучающихся в КазНМУ достигает 10 000 человек [4], в МУА – более 5 000 человек [5]. Учебный процесс данных университетов также предполагает наличие возможности для иностранных студентов обучаться на английском языке.
Более высокая обеспеченность (в т.ч. и современными клиническими базами) учебных процессов КазНМУ и МУА обусловливает агрессивную направленность их стратегий и непрерывное увеличение доли рынка. Тем не менее, конкурентными преимуществами КГМУ остаются внедрение учебных, управленческих и научных инноваций, высокая репутация на международном и внутренних рынках, а также авторитет университета, обусловленный его историей и достижениями.
Своеобразным особняком на рынке медицинского образования держится КазНУ (г. Алматы), который является многопрофильным университетом, и на данном рынке, по сути, представлен только в сегменте отраслей биологии и биотехнологии, химии и химической технологии. Данный университет основан в 1934 г., вышеназванные факультеты также появились в этом же году. Соответственно, университет имеет огромный учебный опыт и в целом явные конкурентные преимущества. Общее количество обучающихся соответствующим специальностям достигает 1 500 человек [6]. Существенное конкурентное преимущество КГМУ на данном сегменте и в сравнении с КазНУ – это специализация на медицине и ее отраслях.
Таким образом, анализ конкурентной среды по методу Г. Гринли показал, что если по сравнению с международными лидерами рынка медицинского образования КГМУ имеет очень шаткие конкурентные позиции, то по отношению к своим ближайшим конкурентам – КазНМУ и МУА – его положение более прочно. Но и оно объясняется высоким статусом и былыми научными и учебными достижениями.
Поэтому для того, чтобы и впредь КГМУ увеличивать долю рынка, необходимо наращивать свои конкурентные преимущества, в частности расширять ресурсную базу для обеспечения развития университета: подготовка, привлечение и развитие профессорско-преподавательского состава, в т.ч. преподающих на английском языке; расширение числа собственных клинических баз и лабораторий; внедрение и развитие информационных технологий в сфере медицинских отраслей и учебного процесса. Обновление ресурсной базы является, по сути, одним из современных требований внешней среды медицинского университета: новые методики диагностики и лечения, использование современного оборудования и технологий в практике обязывают университет готовить студентов с соответствующими навыками.
Отмеченные нами аспекты являются технологическими факторами внешней среды КГМУ, анализ которой был проведен нами с помощью STEЕP-анализа (см. табл. 2).
STEЕP-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления: социальных (Society), технологических (Technology), экономических (Economy), экологических (Ecology), политических (Policy) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. STEЕP-анализ не является общим для всех организаций, т.к. для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Таблица 2
STEЕP-анализ КГМУ
Критерий
|
Влияние, баллы
|
Социальный
|
47
|
Увеличение рождаемости населения
|
10
|
Старение
населения и желание сохранить молодость
|
8
|
Приоритет
материальных ценностей
|
8
|
Влияние
брендов
|
8
|
Развитие
гражданской активности, деятельность различных фондов
|
7
|
Возрастающая
мобильность населения
|
6
|
Технологии
|
26
|
Электронные
технологии в образовании
|
10
|
Электронная
сопутствующая медицина
|
8
|
Новые
технологии диагностики и лечения
|
8
|
Экономика
|
46
|
Зависимость
от образовательного государственного заказа
|
10
|
Рост
числа студентов, обучающихся на платной основе
|
9
|
Неконкурентоспособный
уровень заработной платы сотрудников
|
8
|
Миграция
кадров в г. Астана
|
7
|
Изменение
курса валют
|
6
|
Повышение
цен на товары и услуги, снижение уровня жизни
|
6
|
Экология
|
35
|
Увеличение количества аллергических заболеваний
|
9
|
Увеличение
частоты профзаболеваний
|
8
|
Увеличение
частоты легочной патологии
|
7
|
Загрязнение
окружающей среды
|
8
|
Повышение
радиационного фона
|
3
|
Политика
|
56
|
Здоровье
населения как приоритет государственной политики
|
10
|
Постоянный
спрос государственных медучреждений на врачей первичной помощи и врачей общей
практики
|
10
|
Государственная
и гражданская солидарная ответственность за здоровье
|
9
|
Профилактика
заболеваний и скрининг
|
9
|
Повышение
качества медицинских услуг и стандартизация оказания медицинских услуг
|
8
|
Зависимость
от государственного заказа органов здравоохранения
|
10
|
Помимо технических факторов больше влияние имеют следующие политические факторы:
1) здоровье население является приоритетом государственной политики, что обусловливает развитие системы здравоохранения со всеми ее элементами: образовательные медицинские учреждения, лечебные учреждения, поликлиники и др.;
2) поскольку здравоохранение остается одной из важнейших социальных задач государства, то со стороны государственных медицинских учреждений сохраняется постоянный спрос на врачей первичной помощи и врачей общей практики. Особенно данная тенденция заметна в мегаполисах (Караганда, Астана, Алматы, Шымкент и др.) и сельскохозяйственных населенных пунктах;
3) спрос и трудоустройство выпускников университета зависят от государственного заказа и спроса учреждений здравоохранения.
Кроме того, деятельность КГМУ и количество студентов зависят и от такого фактора, как образовательный заказ, размещаемый Министерством образования и науки Республики Казахстан, а, следовательно, и от бюджетного финансирования. Стоит отметить и такую тенденцию, как увеличение числа студентов, готовых обучаться на платной основе, в том числе среди иностранцев.
Увеличение рождаемости населения также является важным социальным фактором, влияющим как на спрос на медицинский персонал, так и на рост контингента обучающихся в университете.
Экологические факторы влияют на структуру спроса, на специализацию будущих медицинских работников.
Таким образом, анализ и мониторинг факторов внешней среды являются основой для адекватной реакции КГМУ на внешние вызовы и дальнейшего развития университета.
Но, как показал SWOT-анализ, одной из слабых сторон университета является недостаточно эффективная система мотивация сотрудников к инновациям в образовательном и научном процессе, что, естественно, сказывается на развитии КГМУ (см. табл.3).
Обстановка зовет действовать
Если говорить о SWOT-анализе, то это универсальная методика по определению сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Сильные стороны предприятия (Strengths) – то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Слабые стороны предприятия (Weaknesses) – это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. Рыночные возможности (Opportunities) – это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Рыночные угрозы (Threats) – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.
Таблица 3
SWOT-анализ КГМУ
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
1.
Репутация университета.
2. Поддержка республиканского и регионального административного ресурса, в числе которого есть выпускники КГМУ. 3. Высокая квалификация ППС. 4. Политика постоянного повышения квалификации кадров. 5. Учебно-клинический центр как технология образования. 6. Выполнение договоров на создание научно-технической продукции |
1.
Недостаточный уровень знаний иностранных языков.
2. Недостаточное количество публикаций в специальных журналах. 3. Недостаточно эффективная система мотивации к инновациям в образовательном и научном процессе. 4. Неэффективная система материальной мотивации сотрудников. 5. Уход специалистов в медучреждения столицы и в практическую медицину, что приводит к недостаточному количеству ППС. 6. Отсутствие профессиональных клинических школ как «брендов» вуза |
Возможности
|
Угрозы
|
1.
Международное сотрудничество.
2. Дистанционное мультимедийное оборудование. 3. Внедрение инновационных методов преподавания. 4. Государственный заказ на образовательные медицинские услуги. 5. Привлечение иностранных студентов. 6. Международное позиционирование на рынке образовательных услуг |
1.
Усиление конкуренции среди вузов.
2. Выбор абитуриентов зарубежных университетов. 3. Приватизация и автономия вуза. 4. Низкий (падающий) уровень базовых знаний поступающих студентов. 5. Недостаточный уровень оплаты и социальной защиты врачей и преподавателей, сотрудников вуза. 6. Падение престижа медицины в целом |
Недостаточный уровень знания иностранных языков и малое количество публикаций в специальных журналах сдерживают привлечение иностранных студентов, обучающихся на платной основе.
Неэффективная система материальной мотивации сотрудников является своего рода причиной перехода специалистов в медучреждения столицы и в практическую медицину, что приводит к недостаточному количеству профессорско-преподавательского состава университета.
Данные конкурентные слабости КГМУ в совокупности с возможными угрозами (усиление конкуренции среди вузов, приватизация и автономия вуза, падение престижа медицины в целом) способны ослабить конкурентные позиции университета.
Выводы
Внедрение новейших методик обучения, постоянный мониторинг новых методов диагностики и лечения, медицинского оборудования способствуют росту качества обучения и научной деятельности. Государственный заказ на образовательные услуги является сейчас основным доходом КГМУ. При этом международное позиционирование на рынке образовательных услуг и широкое международное сотрудничество позволят университету не только создать «подушку безопасности» в виде дохода от иностранных студентов, обучающихся на платной основе, но и будут способствовать повышению престижа и статуса КГМУ.
Источники:
2. Гейдельбергский университет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гейдельбергский_университет (дата обращения: 1.09.2014 г.).
4. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mma.ru/mgmu/today/ (дата обращения: 1.09.2014 г.).
5. Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kaznmu.kz/rus (дата обращения: 1.09.2014 г.).
6. Медицинский университет Астана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Медицинский_университет_Астана (дата обращения: 1.09.2014 г.).
7. Казахский национальный университет им. Аль-Фараби [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kaznu.kz/ru/351/page (дата обращения: 1.09.2014 г.)
Страница обновлена: 23.09.2024 в 19:23:21