Органическое сельское хозяйство как драйвер развития зеленой экономики
Волкова И.А.1, Леушкина В.В.1, Погребцова Е.А.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск
Скачать PDF | Загрузок: 23 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778347
Цитирований: 11 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Органическое производство сельскохозяйственной продукции – это один из драйверов развития зеленой экономики. Именно сельское хозяйство является самой активной формой взаимодействия природы и человека, но постепенно совершенствуя методы ведения хозяйства, человечество ухудшило экологическую ситуацию. В связи с этим стал вопрос экологизации производства сельскохозяйственной продукции с учетом экономических принципов. Повышающая потребность органической продукции в условиях Российского рынка привела к увеличению ее на 10% в год. В связи, с чем основной целью исследования стало определение места и роли органического производства в решении экономических проблем сельского хозяйства.
В статье рассмотрено понятие «органическая продукция», представлены основные производители органической продукции в мировом и Российском пространстве с земельной нагрузкой на 1 предприятие, дан сравнительный анализ сертифицированных сельскохозяйственных земель в России и мире, проведен анализ потенциального объема рынка органической продукции.
Авторами определены основные факторы, сдерживающие развитие органического сельского хозяйства в России.
Результаты научной статьи значимы для руководителей предприятий сфер АПК, нацеленных на переход к органическому производству в разрезе зеленой экономики.
Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, органическая продукция, зеленная экономика, сельское хозяйство, Россия
JEL-классификация: Q13, Q16, Q18
Введение
В последнее время на уровне РФ стало уделяться пристальное внимание влиянию развития экономики на экологию. Правительство России подчеркивает тесную взаимосвязь экономического развития страны через увеличение уровня деградации окружающей среды и атмосферного загрязнения, что приводит к изменению климата и истощению природных ресурсов.
Экологические проблемы в государственных и научных рамках интегрировали в экономическую науку в качестве ограниченного блага и заняли свое место в разделе «зеленая экономика».
Исходя из четырех принципов зеленой экономики (эффективности и достаточности, благополучия, правильности управления, здоровой планеты) создается подлинное процветание благосостояние планеты и повышение уровня жизни человека, именно качество жизни населения напрямую зависит от объема природного капитала.
Стимулирующие эффекты развития зеленой экономики проявляются как следствие необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду, роста экологической и экономической эффективности, повышение уровня переработки отходов и снижение их образования, что требует от экономических агентов внедрения зеленых технологий. Основные стимулирующие эффекты в рамках устойчивого развития России должны проявляться, в том числе, в виде экологизации производства сельскохозяйственной продукции. Решение обозначенной задачи требует системного комплексного подхода, позволяющего решать текущие проблемы обеспечения социально-экономической стабильности и одновременно осуществлять структурную перестройку российской экономики [23]. Таким направлением в последние годы стало органическое сельское хозяйство, которое начало развиваться в России сравнительно недавно.
Целью исследования является оценка развития органического сельского хозяйства России как основного фактора зеленой экономики.
Научная новизна исследования. В России органическое сельское хозяйство только начинает развиваться и, следовательно, изучение проблематики объема сертифицированных и свободных земель под органическое земледелие, а также количество производителей органической продукции и потенциального объема рынка такой продукции является актуальным в связи с приоритетными задачами, отраженными в Доктрине продовольственной безопасности РФ, утвержденной 21.01.2020 г.
Авторская гипотеза: увеличение в России сертифицированных земель под органическое земледелие позволит в широких масштабах развить органическое сельское производство, что повысит экономику АПК и станет основополагающим элементом улучшения экологизации, ресурсосбережения и восстановлению плодородия почвы.
Материал и методы исследования. Исследование развития органического сельского хозяйства в мировых и Российских рамках основывались на общенаучных методах и приемах, которые концентрировались на абстрактно-логическом анализе, синтезе и сравнении.
Находящийся в формате научного интереса исследования в направлении органического сельского хозяйства РФ отечественными учеными представлен неоднозначный подход к его становлению и развитию.
Так в исследованиях Коваленко М.А. (2019) анализируется необоснованность созданного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проекта федерального закона об экологически чистых продуктах [7]. Другими ученными (Чеха А.В., Саратцева Е.А.) рассмотрены риски со стороны производителей относительно развития данного направления и оценена роль государства, в частности, возможные меры государственный поддержи, позволяющие облегчить «переходный» период для сельскохозяйственной организации [20,24].
Завгородняя Л.И. (2018), Сичко Н.О. (2020), Зайцевой Н.П., Зайцевым П.В., Зайцевым С.П. (2022) указывается на развитие органического сельского хозяйства России как наиболее актуального направления экологизации АПК, которое акцентируется на приоритетах глобального стратегического его развития и популяризации мер поддержки экологически ориентированного производства среди населения [10,11,12].
Варназова Р. (2015), Федоряк М.М., Москалык Г.Г. (2018) сконцентрированы на особенностях маркировки органической и экологической продукции, указывая в своих работах на заблуждение потребителей в значениях маркировкам «BIO», «ECO», «Organic» на упаковке [4,9]. В работах Бирюковой Т.В. рассмотрены направления популяризации органической продукции, произведенной в соответствии с предъявленными законодательством требованиями, особое место уделяется аспектам маркетинга, позволяющего наладить цепочку взаимодействия с конечным потребителем при выборе продукции. Автором произведен анализ основных параметров, являющихся приоритетными при выборе продукции, в частности мяса и мясных изделий [3].
Лыжин Д. Н. (2016), Рущицкая О.А. (2019) отмечают, что основной проблемой внедрения зеленной экономики на глобальном уровне является создание условий, при которых внедрение зелёных технологий в АПК будет выгодно для бизнеса. В современной ситуации, для того чтобы это стало реальностью необходимы: масштабная помощь государства, активное участие частных инвесторов, а также посильное участие потребителей. При этом, в основе современного органического сельского хозяйства стал лежать научный подход, глубокое понимание процессов питания растений, почвоведения, ландшафтоведения, кормопроизводства, животноводства и т. д., в соответствии с которыми разрабатываются интенсивные зелёные технологии. Переход на выпуск продукции в рамках органического сельского хозяйства, требует высоких затрат на начальных этапах его использования, но по истечении 5–7 лет оно становится экономически более эффективным. Это обусловлено тем, что органическая продукция имеет более высокую цену и пользуется хорошим спросом у потребителей [8,18].
Несмотря на большое количество работ, в научных изысканиях отсутствует сравнительный анализ сертифицированных сельскохозяйственных земель в России и мире, а также основных производителей органической продукции в мировом и Российском пространстве с земельной нагрузкой на 1 предприятие, что обуславливает актуальность научного исследования.
Основная часть
Понятие «органическая продукция» впервые представлено в дополнении и изменении № 8 к СанПиН 2.3.2.1078–01 и СанПиН 2.3.2.2354–08 [17]. В ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования» от 30 июня 2015 дается трактовка понятия «органическая продукция», как продукции растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемой человеком в пищу, используемой в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, полученной(го) в результате производства, сертифицированной(го) на соответствие требованиям настоящего стандарта [5].
3 августа 2018 г. был принят на территории России Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который смог вступить в силу только с 1 января 2020 г. Данный закон регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции [23]. В статье 2 данного закона понятие «органической продукции» представлено как экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
В свою очередь органическое сельское хозяйство - совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв.
В соответствии со стандартом организации СТО ЛЖ 2.03.9900-14-1.0 «Органическая сельскохозяйственная продукция. Требования к производству и переработке. Правила применения» базисом органического землепользования является экологическое направление. Оно предполагает исключение применение минеральных удобрений, пестицидов, агрохимикатов, генно-модифицированных организмов. Однако допускает использование органических удобрений (навоз, компосты, сидераты и др.), различных методов обработки почвы и севооборотов в целях увеличения продуктивности, обеспечения сельскохозяйственных растений элементами питания, борьбы с вредителями и сорными растениями [15]. Таким образом, органическое землепользование основывается на традиционных способах ведения хозяйства, а органическое сельское хозяйство – это попросту натуральное хозяйство.
В отрасли животноводства также действуют определенные установленные нормы. Предприятию нельзя применять ветеринарные препараты, гормональные стимуляторы роста, корма с остатками навоза или мочи. Нельзя скармливать побочные продукты убоя. Крупный рогатый скот в летний период должен выпасаться на природных пастбищах, а круглогодичное стойловое содержание не допускается.
Большинство производителей, не имея нормативно-правового обоснования, стали указывать на «экологичность» или «органичность» своего продукта используя рекламный ход и вводя потребителей в заблуждение.
Органическая продукция во всем мире стала занимать лидирующие позиции, основными ее потребителями являются люди с высоким и средним достатком. По данным источника FIBL (2021 г.) в Европе лидером по потреблению органической продукции является Дания. Доля рынка потребления данной продукции в этой стране составляет 12,1% от общего рынка продуктов питания [6]. Основным производителем органической продукции в мировом пространстве является Индия, Уганда и Эфиопия. При этом, имея земельную нагрузку на 1 предприятие 3-4 га, в то время как в России такая нагрузка составляет от 100 до несколько тысяч гектаров земли.
Во всем мире в 2020 году сертифицировано в сфере органического сельского хозяйства 72,3 млн. га (1,5% от всех земель сельхоз назначения в мире), в сфере производства продукции из дикоросов 35,1 млн. га. [2].
По данным Национального органического союза на начало 2020 года в России сертифицировано под органическое сельское хозяйство 392 тыс. га земли и 133 тыс. га под органические дикоросы [22]. Доля Росси в общемировом значении по площади сертифицированных под органическое земледелие земель составляет 0,54%, а под дикоросы – 0,37% (рис.1).
Составлено авторами на основе «Сведения о распределении земель Российской Федерации по категориям на 01.01.2020 года (в разрезе субъектов Российской Федерации)» [21] и основе Органического атласа России https://roskachestvo.gov.ru/upload/organic_atlas_r2021.pdf (дата обращения: 13.03.2022) [13]
Рисунок 1 - Cертифицированная площадь земель в сфере органического сельского хозяйства
В нашей стране отмечен прирост в 2,7 раз сертификации земель под органику в 2020 году по сравнению с 2012 годом и на 22 тыс. га по сравнению с 2018 годом. Интересным фактом является, то, что около 30% от этих земель не используются, т.е. находится либо в конверсии или простаивают. Эксперты такую тенденцию объясняют тем, что в РФ имеется большое количество земель, поэтому получатели такого сертификата оставляют за собой право не обрабатывать или не использовать эту землю. В европейских странах производители сельскохозяйственной продукции просто не имеют такой возможности, в связи с ограниченным землепользованием.
В мире почти 70% сертифицированных земель – это пастбища, т.к. сертификация таких земель самая простая и не требует дополнительных финансовых вложений в подержание их органического состояния. В свою очередь в мировом значении количество сертифицированных пахотных земель достигает лишь 20% [2]. Безусловным лидером в данном направления могла бы стать Россия, которая имеет только 4930,4 тыс. га залежных земель и 122689,1 тыс. га пахотных земель (данные Росреестра на 2020 год) (рис.2) [21].
Составлено авторами на основе «Сведения о распределении земель Российской Федерации по категориям на 01.01.2020 года (в разрезе субъектов Российской Федерации)» [21].
Рисунок 2 – Площадь сельскохозяйственных угодий по федеральным округам России, тыс. га.
В России преобладающую долю в использовании органики занимает крупный и средний агробизнес. Малые формы агробизнеса насторожено относятся к такому земледелию, притом доля малого агробизнеса (фермерские хозяйства), по данным Росстата, составляет лишь 3%. Одним из важных факторов затрудняющим переход микро- и малого бизнеса на органику является повышающий рост издержек, из которых особую статью затрат составляет – сертификация. Поэтому для равновесия бизнес-сообщества в данном направлении требуется разработка мер государственной поддержки [14]. В этой связи Торгово-промышленная палата РФ представила предложение правительству России сделать семью основой органического бизнеса, что даст экономическое развитие микро – бизнесу. Основой такой поддержки планируется семейный патент.
По данным FIBL в 2019 г., из 239 стран в мире в 187 культивируется органическое сельское хозяйство, в 72 из них имеют собственные законы в сфере производства и оборота органической продукции. 14 стран находятся в процессе разработки и принятия нормативно-правовой базы в сфере органического земледелия.
В России по данным Единого государственного реестра производителей органической продукции к концу 2021 года насчитывалось 105 компаний [6], порядка 30-50 компаний находились на этапе конверсии [22].
В октябре 2021 года Минсельхоз РФ представил Органический атлас России, который включает в себя лишь 77 предприятий из 105 сертифицированных на данных промежуток времени. Россия одна из первых в мире стран, которая использует открытый реестр таких предприятий. Следует отметить, что Российская органическая продукция защищена QR-кодированием, что позволяет потребителям отслеживать происхождение товара.
Первое место рейтинга органических регионов (по данным Органического атласа России) занимает Московская и Ярославская области, в которых насчитывается по 7 органических предприятий. На втором месте Краснодарский край (6 предприятий) и Калужская область (5 предприятий). Третье место - Воронежская область и Алтайский край – по 5 предприятий. В это список так же вошли края и области, имеющие по два или одному производителю органической продукции (рис. 3).
Составлено авторами на основе Органического атласа России https://roskachestvo.gov.ru/upload/organic_atlas_r2021.pdf (дата обращения: 13.03.2022) [13].
Рисунок 3 - Структура органического производства в Российской Федерации (по количеству сертифицированных отечественных производителей органической продукции), шт.
По расчетам Минсельхоза РФ, потенциальный объем рынка органической продукции к 2025 году составит около 360 млрд. руб. В России около 80% органической продукции реализуется в Москве и около 10% в Санкт-Петербурге. Российский рынок натуральных и фермерских продуктов в 2018 году достиг 483 млрд. рублей, из которых на долю органических продуктов пришлось почти 7 млрд. рублей [2,19].
На основе предоставленной информации от Комерсант.ру 22 % покупателей с большей вероятностью из предлагаемой продукции купят товар с пометкой «эко», «био», «органик», при этом не разбираясь чем отличаются друг от друга данные виды продукции [16].
При опросе потребителей Омского региона было выявлено, что 80% покупателей считают, что товары с надписью «эко», «био», «органик» являются лучшими по своим полезным качествам (маркетинговый опрос Омских потребителей проводился авторами в 2021 году). Однако потребитель не понимает, что маркировка на товаре «эко» не означает, что данный продукт полезен для человека. Эта надпись указывает лишь на то, что товаром не наносится вред окружающей среде, т.е. этот товар безопасен для природы, но не для потребителя.
Приставка «био» допустима на продукции переработки молока, обогащенного пробиотиками и/или пребиотиками. Это указано в ГОСТе Р 52738-2007 «Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения». Все остальное – лишь маркетинговый ход производителей [1].
Только знак «органик» дает покупателю гарантированную безопасность, именно этот вид продукции имеет аккредитованный сертификат. Он говорит о том, что в продукте действительно нет пестицидов, антибиотиков, красителей.
Выводы
Россия располагает огромным потенциалом и возможностями для развития органического сельскохозяйственного производства. Наличие земельных ресурсов, обилие флоры и фауны позволяют развивать органическое сельское производство, что является значительным толчком экологизации, ресурсосбережения и восстановлению плодородия почвы. Отличительной особенностью отечественных производителей органической продукции является приверженность «органической идее».
Данный сектор экономики является очень молодым и развивается медленными темпами. Объемы производства органической продукции, ассортиментная группа и степень ее распространения еще совсем несущественны. Сдерживающими факторами такого развития является: отсутствие проработанной единой концепции производства органической продукции по отраслям производства и видам продукции; неразвитость государственной поддержки сельскохозяйственных производителей органической продукции и поддержки развития сельскохозяйственной инфраструктуры; низкая платежеспособность населения; обман потребителя со стороны производителей (большое количество фальсификации).
Немаловажной проблемой органического сельского хозяйства является его невысокая производительность, но она восполняется гораздо более высокой ценой на органические продукты.
Органическое земледелие позволяет решить ряд экологических проблем отрасли сельского хозяйства, связных с утратой плодородия почвы. Органическое земледелие обеспечивает замкнутый цикл производства, обеспечивает сохранение почвенного плодородия, увеличивает занятость людей в сельском хозяйстве, улучшает структуру почвы, повышает биоразнообразие, безопасность для здоровья человека и животных, а также улучшает вкусовые качества продуктов питания.
Таким образом, органическое сельское хозяйство как драйвер зеленой экономики способствует улучшению состояния окружающей среды и повышению качества жизни для всех вовлеченных в него людей.
Источники:
2. Анализ органического рынка 2021 г. Rosorganic.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosorganic.ru/files/Анализ%20органического%20рынка%202021%20г.pdf (дата обращения: 13.03.2022).
3. Бирюкова Т.В. Органическая продукция: основные перспективы развития потребительских предпочтений // Образование и право. – 2020. – № 4. – c. 409-412. – doi: 10.24411/2076-1503-2020-10463.
4. Варназова Р. Органическая продукция. движение вперед // Контроль качества продукции. – 2018. – № 5. – c. 25-27.
5. ГОСТ Р 56508-2015 Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования от 30 июня 2015. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200121688 (дата обращения: 13.03.2022).
6. Единый государственный реестр производителей органической продукции - больше ста!. Союз органического земледелия. [Электронный ресурс]. URL: https://soz.bio/edinyy-gosudarstvennyy-reestr-proiz-3 (дата обращения: 13.03.2022).
7. Коваленко М.А. Законодательное регулирование понятий «органическая продукция» и «экологически чистый продукт» // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2019. – c. 126-132. – doi: 10.24411/2304-120X-2019-13061.
8. Лыжин Д.Н. Органическое сельское хозяйство в контексте стратегии зелёного роста // Биоэкономика и экобиополитика. – 2016. – № 1(2). – c. 9-16.
9. Федоряк М.М., Москалык Г.Г. Органическая и экологическая продукция: преимущества и особенности маркировки // Тенденции и перспективы создания региональных систем дополнительного образования взрослых. Витебск, 2015. – c. 97-100.
10. Сичко Н.О. Органическая продукция сельского хозяйства - одно из актуальных направлений экологизации АПК // Наука, образование и инновации для АПК: состояние, проблемы и перспективы: Материалы VI Международной научно-практической онлайн-конференции. Майкоп, 2020. – c. 615-618.
11. Завгородняя Л.И. Органическая продукция сельского хозяйства - одно из актуальных направлений экологизации АПК // Экономические аспекты производства органической продукции: Материалы панельной дискуссии. Майский, 2018. – c. 50-53.
12. Зайцева Н.П., Зайцев П.В., Зайцев С.П. Органическая продукция сельского хозяйства как актуальное направление экологизации АПК // Духовные основы отношений человек - природа: Материалы Всероссийской (Национальной) с международным участием научно-практической конференции. Чебоксары, 2022. – c. 83-86.
13. Органический атлас России. Roskachestvo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://roskachestvo.gov.ru/upload/organic_atlas_r2021.pdf (дата обращения: 13.03.2022).
14. Отрасль органики нуждается в господдержке: болевые точки развития органического сектора в России. AgroXXI. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroxxi.ru/stati/otrasl-organiki-nuzhdaetsja-v-gospodderzhke-bolevye-tochki-razvitija-organicheskogo-sektora-v-rossii.html (дата обращения: 13.03.2022).
15. Письменная Е.В. Перспективы развития органического рынка. / Органическое сельское хозяйство - перспективы развития. - Махачкала: Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова, 2021. – 121-126 c.
16. Покупатели распробовали ЗОЖ. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3933095 (дата обращения: 13.03.2022).
17. Полушкина Т.М. Нормативного-правовое регулирование органического сельского хозяйства в РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 9-2. – c. 109-115.
18. Рущицкая О.А. Организация продовольственного рынка сельскохозяйственной органической продукции в условиях индустриально-аграрного региона. / автореферат дис. доктора экономических наук. - Екатеринбург, 2019. – 52 c.
19. Рынок экологических продуктов. У омичей в моде «органика». Город55. [Электронный ресурс]. URL: https://gorod55.ru/news/2019-09-14/rynok-ekologicheskih-produktov-u-omichey-v-mode-organika-49110 (дата обращения: 13.03.2022).
20. Саратцева Е.А. Органическая продукция должна вызревать на правовом поле // Контроль качества продукции. – 2021. – № 9. – c. 24-28.
21. Сведения о распределении земель Российской Федерации по категориям на 01.01.2020 года (в разрезе субъектов Российской Федерации). Rosreestr.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-okhrany-zemel (дата обращения: 13.03.2022).
22. Сертифицированные сельхозпроизводители органической продукции. Rosorganic.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://rosorganic.ru/files/Perechen%20sx%20proizvoditeley.pdf (дата обращения: 13.03.2022).
23. Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 280-ФЗ от 03.08.2018. Zakonrf.info. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/doc-35382364 (дата обращения: 13.03.2022).
24. Чеха А.Ф. Органическая продукция: основные тенденции развития рынка // Наука без границ. – 2021. – № 3(55). – c. 84-90.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:52