Развитие конкурентной среды и государственная промышленная политика

Беланова Н.Н.1, Трубчанинова Е.А.2
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 Самарский государственный технический университет, Россия, Самара

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 4 (Апрель 2021)

Цитировать:
Беланова Н.Н., Трубчанинова Е.А. Развитие конкурентной среды и государственная промышленная политика // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 799-814. – doi: 10.18334/epp.11.4.111988.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45714403

Аннотация:
Конкурентная борьба предприятий внутри отрасли является ключевым рыночным явлением, обеспечивающим стимулирование товаропроизводителей и побуждающим их действовать в интересах потребителей. Поэтому формирование условий, обеспечивающих развитие конкурентных сил и противодействующих процессам концентрации и монополизации, обеспечивают эффективное функционирование экономической системы и являются ключевыми для государства. Авторами в работе анализируется состояние конкурентной среды и дается оценка уровня конкуренции в различных отраслях промышленности. В статье исследуются направления и приоритеты государственной конкурентной политики, даются промежуточные итоги Национального плана развития конкуренции. Авторы обосновывают необходимость разработки комплексных долгосрочных мер, направленных на решение ключевых задач в сфере конкурентного развития

Ключевые слова: конкуренция, конкурентные условия, конкурентная среда, государственная конкурентная политика

JEL-классификация: L11, L16, L40



Введение

Конкуренция является движущей силой развития, формируя экономические интересы предпринимателей в направлении нужд и запросов потребителей. В России становление конкуренции и конкурентных условий происходило не эволюционным, а реформационным путем на основе создания институциональных условий в 90-е годы ХХ века. Процессы реформирования и становления новых форм хозяйствования сопровождались кризисами экономической и политической нестабильности, что повлияло на условия и формы конкурентных отношений. Реалии экономической действительности, характеризующиеся глобализацией бизнеса, обострением конкуренции на внешних и внутренних рынках, проблемами интеграции России в мировое экономическое пространство, делают актуальными вопросы, связанные с выбором путей экономического развития и государственной политикой в сфере конкуренции.

Условия становления и развития конкуренции и основы конкурентного поведения были заложены в работах выдающихся ученых-экономистов. Они рассматривали конкуренцию с нескольких позиций:

· поведенческий подход: как состязательность, соперничество конкурирующих фирм на рынке (А. Смит [19] (Smit, 2009), Д. Рикардо [16] (Rikardo, 2019));

· структурный подход: как структурный механизм рынка (Э. Чемберлин [28] (Chemberlin, Olsevich, 1997), Дж. Робинсон [17] (Robinson, 1986));

· функциональный подход: как эффективный механизм развития (Ф. Хайек [27] (Khayek, Antiseri, Infantino, 1999), М. Портер [14] (Porter, 2005)).

Заметную роль в исследовании проблем конкуренции сыграли работы зарубежных авторов (Д. Тапскотт, Э. Уильямс [23] (Tapskott, Uilyams, 2009), А. Бранденбургер, Б. Нейлбафф [29] (Brandenburger, Nalebuff, 1996)).

В современную теорию конкуренции значительный вклад внесли отечественные исследователи. Современные работы авторов посвящены анализу конкуренции в отдельных отраслях [5, 11, 20] (Drobot, Klevleeva, Kostyleva, 2014; Lisitsyn-Svetlakov, 2020; Speshilova, Mironova, Tarakanova, 2017), выявлению факторов, влияющих на конкуренцию [6, 7, 9, 24] (Drobot, 2012; Zavyalov, Zavyalova, Kiseleva, 2019; Molchanova, Losev, 2019; Tolkachev, Lapenkova, Yurevich, Dontsova, Shinkarev, 2019), исследованию роли малого и среднего бизнеса [6, 11] (Drobot, 2012; Lisitsyn-Svetlakov, 2020). Отдельные авторы исследовали позицию России в мировой конкуренции и направления экономической политики [2, 4–6, 8] (Gaman-Golutvina, Smorgunov, Timofeeva, 2019; Dorozhieva, 2019; Drobot, Klevleeva, Kostyleva, 2014; Drobot, 2012; Malikova, Papenov, Sidorenko, 2019).

Несмотря на большое многообразие работ по исследуемой тематике, отдельные вопросы требуют доработки и актуализации. Разработка конкурентной политики государства, направленной на решение текущих задач с учетом реальных условий развития и желаемых изменений в будущем, требует проведения актуальных исследований на конкурентном рынке, выявления проблем и достижений в настоящем. Это позволяет сформулировать цель и определить задачи дальнейшего развития.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей развития конкуренции в России, определении ключевых направлений конкурентной политики и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.

К основным задачам исследования относятся следующие:

1. Дать характеристику конкурентной среды и уровня конкурентного развития в России.

2. Выявить проблемы развития конкуренции.

3. Исследовать государственную конкурентную политику, раскрыть ее ключевые направления и приоритеты.

4. Подвести промежуточные итоги Национального плана конкурентного развития экономики, дать рекомендации по совершенствованию государственной конкурентной политики.

Методы исследования: описание, анализ и синтез, индукция, экономико-математические и графические методы.

Гипотеза исследования состоит в том, что основой для поступательного развития экономики является формирование благоприятных конкурентных условий, базирующихся на собственном опыте эволюционного развития с использованием контролирующих и стимулирующих функций государства.

Проведем исследование уровня развития конкуренции на промышленных рынках России.

Вначале дадим характеристику конкурентной среды в добывающих и обрабатывающих производствах российской промышленности. Для этого проведем анализ индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI), отражающего уровень концентрации и степень монополизации в отрасли. Анализ рисунка 1 показывает, что в большинстве сфер и производств индекс Херфиндаля-Хиршмана составляет меньше 1000. Самые низкие значения данного индекса, а значит, относительно высокие показатели конкуренции, характерны для производства пищевых продуктов, производства неметаллической минеральной продукции, готовых металлических изделий, производства компьютеров, электронных и оптических изделий, полиграфической деятельности, производства химических веществ и продуктов. Средний уровень концентрации (1000 < HHI < 2000) производства характерен для производства кокса и нефтепродуктов, высокий (HHI > 2000) – для производства табачных изделий. Более детальный анализ различных сфер экономической деятельности показывает неравномерность распределения. Так, например, в добыче полезных ископаемых уровень концентрации низкий (HHI = 111,8), однако в ее рамках можно выделить добычу бурого угля, руд цветных металлов со средним уровнем концентрации, добычу и обогащение железных руд, для которых характерен средний уровень концентрации. Аналогичная ситуация характерна для производства химических веществ и продуктов (HHI = 241,5), в рамках которой выделяется производство пестицидов и прочих агрохимических продуктов с HHI = 4124,1. В производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (HHI = 204,5) выделяются сферы с высоким уровнем концентрации: это производство бытовой электроники (HHI = 5012,8), оптических приборов, фото- и кинооборудования (HHI = 2528,8). Высокие показатели концентрации также характерны для производства бытовых приборов машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства.

Рисунок 1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) в добывающих и обрабатывающих производствах Российской промышленности в 2018–2019 гг.

Источник: [9] (Molchanova, Losev, 2019).

В целом для промышленных производств характерен низкий уровень концентрации производства. В большинстве анализируемых нами сфер и отраслей значение уровня концентрации определяется их спецификой: характером выпускаемой продукции, размерами предприятий, масштабом первоначальных инвестиций и др. Так, традиционно для металлургического производства, металлических руд, производства автотранспортных средств уровень концентрации выше среднеотраслевых значений. Однако сравнительно высокие показатели концентрации производства характерны для производства кожи, изделий из кожи и производства одежды. Показатели концентрации здесь в несколько раз выше, чем в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах. Данную закономерность трудно объяснить с точки зрения теории.

Далее проведем анализ уровня конкуренции на рынке с позиций самих предприятий.

В начале 2020 года Аналитическим центром при Правительстве РФ был проведен онлайн-опрос представителей российского бизнеса, позволяющий оценить уровень развития конкуренции и состояние конкурентной среды в России.

Проанализируем динамику оценок предприятиями уровня конкуренции на рынке за 2015–2020 гг.

Рисунок 2. Динамика оценок предприятиями уровня конкуренции на рынке

Источник: [8] (Malikova, Papenov, Sidorenko, 2019).

Как видно из рисунка 2, большинство предприятий за исследуемый период оценивают конкуренцию как высокую и очень высокую. В период с 2015 по 2018 г. уровень конкуренции на рынке, по мнению руководителей, снижался. После роста данного значения в 2019 году, в 2020 году оно снизилось в среднем до уровня 2017 года.

Интересна позиция опрашиваемых по изменению числа конкурентов. Если в 2019 году 47,3% предприятий ответили, что в 2019 году увеличилось число конкурентов, то в 2020 году 54,7% отметили данную тенденцию. Таким образом, некоторые предприятия не связывают рост числа фирм с обострением конкурентной борьбы на рынке [9] (Molchanova, Losev, 2019).

Рассмотрим уровень конкуренции в отдельных отраслях промышленного производства.

Рисунок 3. Оценка бизнесом уровня развития конкуренции в отдельных сферах промышленного производства в 2020 году

Источник: [8, с. 10] (Malikova, Papenov, Sidorenko, 2019, р. 10).

Большинство предприятий металлургии, производства строительных материалов, пищевой промышленности, машиностроения, химической промышленности и ТЭК оценивают уровень конкуренции на рынке как высокий или очень высокий (рис. 3). Особенно высоки показатели конкуренции, по мнению опрашиваемых, в металлургии, пищевой промышленности, машиностроении (40% и больше предприятий оценивают уровень конкуренции как «очень высокий»). Только в сферах деятельности «Деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность», «Производство неметаллических изделий» 40% и больше предприятий оценивают конкуренцию как слабую.

Анализ методов ведения конкурентной борьбы показывает, что основным инструментом является ценовая конкуренция. В качестве ключевого метода конкурентной борьбы 37% респондентов указали низкую цену, 21% – доверительные (партнерские) отношения с клиентами, 19% – высокое качество предоставляемых товаров и услуг. 59% всех респондентов отметили, что основные их усилия по удержанию конкурентной позиции сводились к снижению издержек производства и обращения. Другими способами ведения конкурентной борьбы являются маркетинговые стратегии (45% респондентов) и обучение персонала (44%) [8] (Malikova, Papenov, Sidorenko, 2019). Исходя из анализа методов конкурентной борьбы, можно отметить, что большинство предприятий используют механизм ценовой конкуренции, снижая издержки и устанавливая низкие цены, что характерно для модели чистой конкуренции. Половина респондентов используют также неценовые методы, характерные для моделей несовершенной конкуренции, в частности монополистической конкуренции и олигополии.

В целом большинство российских предприятий нацелены на усиление конкурентных позиций, расширение сфер влияния: доля предприятий, не планирующих выходить на новые рынки в ближайшие 3 года в 2020 году составила 30% (против 32% в 2019 году). Эта тенденция прослеживается, несмотря на высокие входные барьеры для выхода на географические и продуктовые рынки. К основным барьерам в ходе исследования были отнесены нехватка финансовых ресурсов, высокие начальные издержки и насыщенность рынков сбыта. Наибольшие трудности для развития бизнеса создают высокие налоги, нестабильность законодательства, ограниченный доступ к финансовым ресурсам, недостаток квалифицированных кадров.

Обзор мезоэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды, позволяет сделать вывод о развитии конкурентных сил на российском рынке, сближении показателей концентрации производства в российской промышленности с общемировыми показателями. В то же время можно отметить ряд негативных тенденций:

- ряд отраслей российской промышленности являются избыточно концентрированными;

- наблюдается рост крупных российских компаний, использование ими доминирующего положения и усиление их антиконкурентного влияния на рынке в условиях кризиса;

- деятельность государственных корпораций, предприятий – естественных монополистов в исключительных условиях хозяйствования может способствовать усилению монопольных явлений в экономике, созданию горизонтально и вертикально интегрированных структур, способных воздействовать на смежные сферы их деятельности.

Так, в экономике России сохраняются сравнительно высокая доля государственного участия, низкая доля малого и среднего предпринимательства. Имеется подтвержденная практика нарушений условий конкуренции с использованием государственных рычагов власти, проблемы в сфере государственного заказа и закупок государственных компаний и естественных монополий.

Специфика российской промышленности заключается в том, что конкурентные механизмы и процессы в ходе становления рыночной экономики проходили не стихийно, а планомерно встраивались и управлялись государством. Поэтому их становление и развитие имеют перекосы и требуют активного контроля и регулирования со стороны государства.

Ключевыми документами, регулирующими государственную политику в сфере развития конкуренции, являются Национальный план развития конкуренции [15] и Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования до 2030 года [13].

Основными приоритетами государственного регулирования в сфере развития конкуренции являются:

- совершенствование правовых и организационных механизмов, создающих благоприятные условия для развития конкуренции;

- снижение доли государственного участия в экономике;

-совершенствование антимонопольного регулирования, формирование действенных механизмов тарифного регулирования и контроля;

- создание конкурентных механизмов при организации государственных закупок;

- усиление контроля в сфере государственного оборонного заказа.

Национальный план развития конкуренции первоначально разрабатывался в сроки до 2020 года. В настоящее время разрабатывается Национальный план развития конкуренции с 2021 по 2025 год. Рассмотрим направления и итоги реализации первого Национального плана.

Мероприятия плана были направлены на реализацию трех ключевых направлений:

1. Обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер функционирования естественных монополий и предприятий оборонного комплекса, существования не менее трех хозяйствующих субъектов, один из которых относится к частному сектору.

2. Снижение нарушений со стороны государственных органов антимонопольного законодательства.

3. Привлечение субъектов малого и среднего бизнеса к процедуре государственных закупок, увеличение их доли в общем числе предприятий [4] (Dorozhieva, 2019).

В соответствии с дорожной картой развития конкуренции в сфере промышленности среди ключевых мероприятий были выделены:

- создание условий для развития промышленных предприятий, продукция которых является конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках;

- осуществление мониторинга и контроля деятельности иностранных компаний-поставщиков (производителей), способных оказывать влияние на конкуренцию и конкурентоспособность российских предприятий;

- обеспечение функционирования трех и более хозяйствующих субъектов, один из которых относится к частному бизнесу, за исключением сфер естественных монополий и оборонного комплекса;

- развитие конкуренции за счет привлечения субъектов малого и среднего бизнеса к государственным закупкам;

- снижение административных барьеров в сфере сертификации промышленной продукции;

- внесение необходимых изменений в законодательные и нормативные акты, утверждающие стратегии и планы развития промышленности [10] (Mordovets, 2018).

Подводя итоги реализации Национального проекта в 2018–2020 годах, можно отметить, что первое направление – обеспечение во всех отраслях функционирования не менее трех хозяйствующих субъектов – достигнуто в 2019 году. Другое направление – это снижение числа нарушений антимонопольного законодательства со стороны государственных органов – выполнено частично (в 2019 году количество правонарушений снизилось в 1,3 раза по сравнению с 2017 годом).

Выполнение третьего направления было осложнено особенностями законодательного регулирования контрактной системы в сфере государственного заказа. Поэтому, например, в 2019 году доля контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего бизнеса, составила 16,7% от общей суммы контрактов.

По результатам исследования можно выделить наиболее значимые достижения в области развития конкуренции:

- увеличение доли экспорта российских предприятий в общем объеме выпуска продукции промышленности;

- создание условий для развития предприятий промышленности, способных эффективно конкурировать с зарубежными компаниями на внутреннем рынке;

- расширение масштабов биржевой торговли.

Вместе с тем в целом необходимо отметить низкие показатели выполнения дорожной карты. На начало 2020 года исполнено только 54,5% от всех запланированных мероприятий.

Российская экономика в настоящее время находится в кризисном состоянии, и это связано с действием экзогенных факторов. Развитие пандемии коронавируса негативно отразилось на деловой активности и конкурентоспособности российских предприятий. Вынужденная «остановка» экономики, введение режимов карантина и самоизоляции привели к замедлению бизнес-процессов, с одной стороны, снижению покупательной способности населения, с другой, следствием чего является сокращение производства, банкротство и закрытие ряда предприятий. Действие мультипликативного эффекта обостряют угрозы развития российской конкурентной экономики. Особенно сильно это затронуло субъекты малого и среднего бизнеса. По данным опроса, проведенного Торгово-промышленной палатой в 2020 году в 68 регионах, 50% предпринимателей планировали закрыть бизнес в течение месяца, 32% ориентировались на осуществление хозяйственной деятельности в течение трех месяцев, и только 28% переформатировали бизнес и планировали работать до восстановления экономики [3]. Поэтому сохранение уровня присутствия субъектов малого и среднего бизнеса для поддержания конкурентоспособной промышленности является первоочередной задачей государства. Правительство РФ разработало и приступило к реализации комплекса мер антикризисного характера, которые также будут способствовать поддержанию конкурентоспособности организаций. Однако они носят ограниченный характер.

Заключение

Подводя итог исследованию, можно сделать выводы, что изменившаяся экономическая реальность и масштабы воздействия пандемии на воспроизводственные процессы требуют разработки комплексных долгосрочных мер, направленных на решение следующих задач:

- развитие добросовестной конкуренции за счет роста на рынке доли субъектов малого и среднего бизнеса;

- создание прозрачного механизма управления государственной собственностью, предоставление доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному имуществу, создание преференций при передаче в пользование объектов государственной собственности;

- снижение числа государственных предприятий и организаций с государственным участием на конкурентных рынках;

- обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам;

- усиление конкуренции в сфере государственных закупок за счет совершенствования системы их организации и проведения;

- обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках компаний с государственным участием и частных компаний.

Реализация государственной политики по развитию конкуренции должна носить комплексный, системный характер, встраиваться в стратегию развития экономики страны в целом. Разработка правовых и организационных мер по поддержке и развитию конкуренции на современном этапе основана, с одной стороны, на преодолении внутренних факторов, сдерживающих экономический рост, с другой стороны, на своевременной реализации гибких ответных мер новым вызовам экономики.

В связи с этим конкуренция и конкурентные процессы остаются сложноуправляемым феноменом, развивающимся по инерционному принципу. Проблемой является создание такой конкурентной среды, которая стимулировала субъектов рынка принимать оптимальные решения, способствующие эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов, росту общественной эффективности и национального благосостояния.


Источники:

1. Всероссийский проект «Бизнес-барометр страны». [Электронный ресурс]. URL: https://nashgorod.ru/news/economy/07-07-2020/biznes-barometr-strany-elena-dybova-rasskazala-o-rezultatah-oprosa-biznesmenov.
2. Гаман-Голутвина О.В., Сморгунов Л.В., Тимофеева Л.Н. Россия в условиях мировой конкуренции: пути развития // Власть. – 2019. – № 2. – c. 280-284.
3. Доклад ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://storage.pravo.ru/file/general/RV_doklad-fas.pdf.
4. Дорожиева В.В. Современные тенденции развития обрабатывающей промышленности России и ее конкурентоспособность в условиях новой промышленной революции // Экономика: вчера, сегодня и завтра. – 2019. – № 5-1. – c. 194-202.
5. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р., Костылева С.О. Конкурентоспособность экономики России: факторы и тенденции // Экономические отношения. – 2014. – № 1. – c. 27-31. – doi: 10.18334/.37331.
6. Дробот Е.В. Эволюция теории национальной конкурентоспособности // Экономические отношения. – 2012. – № 2. – c. 27-40. – doi: 10.18334/.37337.
7. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Киселева Е.В. Цифровые платформы как инструмент и условие конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 443-454. – doi: 10.18334/eo.9.2.40608.
8. Маликова О.И, Папенов К.В., Сидоренко В.Н. Изменения условий конкуренции на рынкахсырьевых материалов и новые вызовы для экономической политики России // Новая экономическая политика для России и мира: сб. научных трудов участников Международной научной конференции XXVII Кондратьевские чтения, под ред. В.М. Бондаренко. 2019. – c. 283-285.
9. Молчанова С.М., Лосев К.В. Влияние инноваций на конкурентоспособность выпускаемой продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1373-1382. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41245.
10. Мордовец В.А. Развитие интеллектуального капитала как ключевого фактора модернизации и прогрессивного развития России в условиях конкуренции // Актуальные вопросы развития современной науки: теория и практика: сб. лучших докладов. – 2018. – c. 81-83.
11. Лисицын-Светлаков А.Г. Естественные монополии в энергетическом секторе экономики: правовые проблемы реформирования // Правовой энергетический форум. – 2020. – № 4. – c. 7-12.
12. Оценка состояния конкурентной среды в России: доклад Аналитического центра при правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/Konkurenciya_doklad_2020.pdf.
13. Перечень показателей, характеризующих состояние конкурентной среды. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/lz7EfiCb/concurent.htm.
14. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бмзнес Букс, 2005. – 454 c.
15. Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р (ред. от 01.10.2020) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305510/84fbe587b6160f13fdff8cb4114965364085a80b/.
16. Рикардо Д. Начала политической экономии и податного обложения. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 310 c.
17. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986. – 472 c.
18. Рогожин Р.В. Игнатова Т.В. Малый и средний бизнес в условиях реализации политики развития конкуренции в России // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития: материалы Международной научно-исследовательской конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2017. – c. 82-85.
19. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2009. – 960 c.
20. Спешилова Н.В., Миронова О.А., Тараканова О.А. Анализ эффективности инвестиционной деятельности банков России в условиях конкуренции // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2017. – № 3. – c. 156-161.
21. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/documents/685792.
22. Строков А.А. Контрсанкции как эффективный инструмент защиты экономических интересов России в условиях недобросовестного ограничения конкуренции развитыми капиталистическими странами // На страже экономики. – 2018. – № 1 (4). – c. 39-44.
23. Тапскотт Д., Уильямс Э.Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. - Спб.: BestBusinessBooks, 2009. – 392 c.
24. Толкачев С.А., Лапенкова Н.В., Юревич М.А., Донцова О.И., Шинкарев Н.В. Анализ факторов научно-технической и научно-технологической конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности России и передовых стран // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1239-1262. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41266.
25. Туменова С.А., Жерукова А.Б. Вопросы обеспечения конкурентоспособности экономических систем в инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 453-464. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39365.
26. Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы»). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285796/2bbd05163f15eaba8fe163c1b26f3956626a5210/.
27. Хайек Ф., Антисери Д., Инфантино Л. Познание, конкуренция и свобода: Антология сочинений. - СПб. : Пневма, 1999. – 287 c.
28. Чемберлин Э., Ольсевич О.Я. Теория монополистической конкуренции. - М.: Центр, 1997. – 349 c.
29. Brandenburger A., Nalebuff B. Co-opetition: Revolutionary Mindset that Redefines Competition and Cooperation: The Game Theory Strategy that's Changing the Game of Business. - New York, 1996. – 290 p.

Страница обновлена: 02.12.2021 в 18:42:25