Priorities of regional socio-economic policy: problems and solutions

Smolyanova I.V.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 4 (April 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48447178
Cited: 14 by 07.12.2023

Abstract:
The most important element in the development of regional socio-economic policy, which largely determines the effectiveness of its implementation, and, consequently, the entire process of territorial development, is a reasonable allocation of its priorities. The article considers the key features of this process and, on the basis of the study of strategic planning practices in the Russian regions, shows its problem points. It is established that foresight methodology allows taking into account the interests of the main parties in the process of territorial development. It is one of the tools to determine and coordinate the priorities of socio-economic policy at the regional level. The article presents the mechanism for implementing the foresight procedure and defines the stages of its implementation. The conclusion is made that the regional foresight methodology is focused on the vision of the prospects of regional development and the priorities of regional socio-economic policy.

Keywords: regional development, socio-economic policy, development priorities, foresight

JEL-classification: R11, R12, R13



Введение

В настоящее время проблемы формирования и реализации эффективной социально-экономической политики регионов являются весьма актуальными и находятся в центре внимания как представителей экономической мысли, так и специалистов-практиков. Однако необходимая для этого единообразная теоретическая и методологическая база, имеющая должное научное обоснование, разработана далеко не в полной мере. В частности, специалисты указывают на недостаточное соблюдение требований комплексного подхода к реализации указанных процедур, соотносимого с динамичным развитием современных социально-экономических процессов.

Одной из проблемных зон процесса разработки региональной социально-экономической политики в Российской Федерации можно назвать обоснованное определение ее приоритетов, соответствующих как текущим, так и перспективным тенденциям территориального развития.

Целью данного исследования является формирование приоритетов региональной социально-экономической политики регионов Российской Федерации, выявление их проблем и предложение по использованию инструментов, позволяющих устранить существующие проблемы, одним из которых является механизм применения регионального форсайта, основанный на предвидении различных вариантов развития событий.

Научная новизна исследования состоит в предложении методологии форсайта для регионов РФ, как ресурса ориентированного на достижение ключевых целей стратегического развития территории.

Основная часть

Прежде всего, следует обозначить сущностное содержание понятия «региональная социально-экономическая политика». По мнению Т.Б. Саутиевой, ее можно определить как комплекс экономических мер региональных органов управления, исходящих из интересов государства, направленные на социально-экономическое развитие регионов, повышение уровня жизни населения и развитие экономической интеграции субъектов [7]. Так, по мнению С.М. Вертешевой и В.Е. Рохчиной, региональную социально-экономическую политику можно представить в качестве совокупности регуляторных документов, целевых ориентиров, затрагивающих различные аспекты развития регионов, и механизмов их достижения [3]. При этом она является многоаспектным понятием, которое формируется комплексом элементов, основные из которых представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные элементы региональной социально-экономической политики [9]

Важнейшим элементом разработки региональной социально-экономической политики выступает определение ее приоритетов, опирающееся на грамотную оценку текущих тенденций регионального развития и определение тенденций, которые будут задавать тренд данного развития в перспективе.

Отметим, что категориальное содержание понятия «приоритет» формируется сочетанием двух ключевых характеристик, которыми выступают проблемность и значимость. Именно поэтому успешность развития любого региона во многом определяется своевременностью и обоснованностью формирования системы его целевых приоритетов, дополненной программой конкретных действий по их практической реализации. Основой формирования указанной системы, как правило, является ранжирование проблем регионального социально-экономического развития в соответствии со степенью неотложности их решения.

Приоритет должен быть сформулирован таким образом, чтобы действия по его реализации были ориентированы на достижение ключевых целей стратегического развития территории. В данной связи определение приоритетов социально-экономической политики является важным условием обеспечения ее гибкости и адаптивности, так как оно позволяет обозначить именно те направления регионального развития, которые в рамках сложившихся условий в максимальной степени способствуют достижению его стратегических целей.

Важно учитывать, что совокупность экономических и социальных процессов, характеризующих региональное развитие во всем его многообразии, обретает свое проявление не только в рамках ограниченного территориального пространства, но и имманентно, в силу того, что любой регион являет собой открытую систему, затрагивает процессы развития других региональных образований как в силу их географической близости, так и по причине наличия между ними достаточно тесных социально-экономических взаимодействий. При этом интересы региона всегда взаимосвязаны с интересами других регионов, а региональные социально-экономические системы выступают элементами целостной социально-экономической системы национального уровня и, соответственно, приоритеты региональной социально-экономической политики должны соответствовать соответствующим приоритетам, определяемым на уровне центральной власти РФ.

Как следует из комплексного наполнения содержательной стороны региональной социально-экономической политики, выбор ее приоритетов имманентно должен производиться в рамках двух взаимосвязанных направлений развития территории – экономического и социального.

Экономическое развитие региона в Российской Федерации можно определить в качестве процесса совершенствования количественных и качественных параметров региональной экономики, которое обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов и ориентировано на удовлетворение потребностей жителей территории. В свою очередь, социальное развитие региона представляет собой процесс улучшения уровня и качества жизни населения на основе обеспечения социальных стандартов, установленных на государственном уровне [5].

Ознакомление с документами, регулирующими стратегическое развитие отечественных регионов, позволяет сделать вывод о недостаточной проработанности в большинстве из них четкой системы приоритетов, на которые должна опираться социально-экономическая политика, реализуемая в субъекте Федерации. Отметим, что чаще всего в данных документах в качестве подобных приоритетов указываются направления регионального развития, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Направления регионального развития, определенные в качестве приоритетов социально-экономической политики субъектов Российской Федерации [1]

Направление регионального развития
Число регионов, закрепивших направление в качестве приоритета
Развитие регионального человеческого потенциала (либо капитала)
30
Развитие социальной сферы региона
28
Развитие региональной инфраструктуры
24
Повышение эффективности системы управления на уровне региона
24
Улучшение инвестиционной привлекательности
22
Пространственное развитие территории
21
Формирование комфортной среды для населения
19
Улучшение демографической ситуации
17
Обеспечение инновационного развития
17
Решение экологических проблем
14

Как можно увидеть из вышеприведенных данных, основные приоритеты, определяющие стратегическую направленность регионального развития, сосредоточены в рамках решения трех групп проблем – экономических, социальных и экологических. Таким образом, они в значительной степени соответствуют целям устойчивого развития, ориентированным на обеспечение социально-экономической и экологической устойчивости на уровне территориальных образований [4].

При этом зачастую происходит подмена выделения приоритетов перечислением ключевых проблем территориального развития, на решение которых должна быть ориентирована региональная социально-экономическая политика. Подобный подход, чаще всего имеющий отраслевую направленность, затрудняет эффективное распределение ресурсов в рамках основных приоритетов регионального развития, которым, как правило, присущ системный, то есть в значительной степени межотраслевой характер.

В данном контексте, по мнению специалистов, более оправданным является использование в рамках решения данной проблемы функционального (горизонтального) подхода, который предполагает выделение примерно пяти приоритетов, имеющих достаточно широкий характер и охватывающих такие направления реализации социально-экономической политики как увеличение объема привлекаемых инвестиций, развитие экспортного потенциала, повышение конкурентоспособности производимой в регионе продукции, обеспечение развития инновационной деятельности и т.д. [6].

Также отмечается необходимость учета в процессе выделения приоритетов социально-экономической политики особенностей пространственной организации региональной экономики и социальной сферы, что позволяет учесть особенности развития муниципальных образований, входящих в состав региона [11].

Важным фактором, обуславливающим неоднородность основных приоритетов социально-экономической политики, реализуемых в российских регионах, является такое явление как региональная дифференциация, являющаяся в значительной степени объективным следствием неравномерной наделенности регионов ресурсным потенциалом и основными производственными факторами, а также разной степенью их успешности в постоянно усиливающейся конкурентной борьбе, имеющей место на уровне территорий.

Процессу определения приоритетов региональной социально-экономической политики в Российской Федерации, по нашему мнению, должна быть присущая дуалистическая направленность, обретающая свое проявление в отнесении к числу этих приоритетов, с одной стороны, тех сфер социально-экономической системы территории, развитие которых может обеспечить наиболее эффективную реализацию ее конкурентных преимуществ, а с другой, – направлений, наиболее проблемных в рамках текущего этапа регионального развития, либо имеющих потенциальную возможность обусловить негативные тенденции в региональном развитии в будущем.

По мнению Д.С. Великановой, подобные приоритеты должны соответствовать следующим признакам: жизнеспособность, т.е. соответствие потребностям регионального развития, согласованность с приоритетами федерального уровня, обеспеченность необходимыми для реализации ресурсами; наличие потенциального эффекта от реализации; наглядность для понимания; положительное влияние на раскрытие потенциала ключевых элементов социально-экономической системы региона [2].

Определенное представление о степени приоритетности различных направлений социально-экономической политики обеспечивает анализ параметров финансирования государственных программ, реализуемых на региональном уровне, который заложен в документах, регулирующих стратегическое развитие территорий. В качестве примера можно привести параметры, заложенные в тексте Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года (таблица 2).

Таблица 2

Параметры финансирования государственных программ, заложенные в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года*

Программа (приоритет социально-экономической политики)
Объем финансирования (млрд. руб.)
Развитие здравоохранения
756,2
Развитие образования
445,1
Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики
431,2
Социальная поддержка граждан
385,3
Развитие транспортной системы
194,3
Управление государственными финансами
108,9

*Источник: Параметры финансирования государственных программ, заложенные в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/activity/2158/ (дата обращения 14.03.2022).

При этом характерная для большинства утвержденных в настоящее время программных документов, определяющих ориентиры стратегического развития российских регионов, недостаточная обоснованность приоритетов социально-экономической политики как важнейшего направления достижения этих ориентиров, обуславливает необходимость использования дополнительных инструментов, позволяющих устранить существующую проблему. К числу подобных инструментов относится методология регионального форсайта.

Форсайт можно определить в качестве процесса оценки наиболее вероятных тенденций и сценариев развития территории на основе выработки согласованной позиции ключевыми заинтересованными сторонами, определяющими направленность данного развития (органы власти и управления, деловые круги, учреждения науки и образования, общественные организации).

Содержательная сторона форсайта заключается в инструментальном обеспечении научно обоснованного предвидения направлений формирования и реализации наиболее вероятных тенденций, определяющих парадигму развития анализируемой территории. Так, Ж. Эро и К. Кулс определяют форсайт как процесс формирования совместного восприятия трендов развития в длительной перспективе, которому присуща систематичность [12].

При этом, наряду с выработкой комплекса рекомендаций практической направленности, к числу ключевых итогов процесса форсайта относятся т.н. «неформальные результаты» - неоформленные в материальной форме эффекты, обеспечивающие дополнительную ценность проведения процедуры форсайта и косвенную интеграцию его итогов в процессы определения приоритетов региональной социально-экономической политики [10].

В общей форме механизм реализации процедур форсайта можно представить в виде совокупности ряда последовательно реализуемых этапов:

− определение целевого предназначения форсайт-анализа, решаемых в его процессе задач, временного горизонта получаемых результатов, а также выбор методологии проведения данной процедуры;

− подбор группы компетентных экспертов, специализация которых связана с целевой ориентацией процесса форсайта;

− определение наиболее вероятных направлений регионального развития, а также потенциальных изменений во внешней среде, влияющих на реализацию данных направлений на практике;

− формирование приоритетов региональной социально-экономической политики, основывающихся на т.н. «сигналах будущего» - выявляемых в процессе форсайта наиболее вероятных трансформационных изменениях, способных оказать принципиальное воздействие на ключевые тенденции развития региона;

− обобщение полученных результатов в рамках формирования базиса для принятия управленческих решений, касающихся определения приоритетных направлений регионального развития [6].

В рамках форсайта как комплексной процедуры происходит реализация следующих взаимодополняющих направлений:

1. Предвидение будущего, задача которого состоит в концептуализации важнейших тенденций регионального развития и формулировании содержания наиболее вероятных сценариев этого развития.

2. Управление будущим, ориентированное на осуществление согласования представлений участников форсайта касательно формирования потенциально возможных сценариев развития событий и выбор наиболее вероятного из их числа.

3. Маршрутизация будущего, находящая свое проявление в формировании «дорожных карт», определяющих целевые ориентиры реализации приоритетов региональной социально-экономической политики, направления их достижения и управленческие мероприятия, которые должны быть осуществлены в их рамках.

Наиболее распространено в настоящее время использование методологии т.н. «быстрого форсайта», позволяющей достигать репрезентативных результатов в течение 1-2 дней, тогда как классический подход реализуется на протяжении 5-7 дней.

Отличительной особенностью методики быстрого форсайта является формирование образа будущего на основе исключительно совместной работы представителей всех групп заинтересованных сторон.

В рамках данного подхода реализация процесса форсайта состоит из подготовительного этапа, на котором производится анализ сферы исследования, а также непосредственно стратегических сессий. Цель первого этапа заключается в определении горизонта планирования (как правило, 10-15 лет), а в ходе второго этапа формируется образ будущего в рамках этого временного отрезка.

При этом можно выделить следующие основные этапы осуществления «быстрого форсайта»:

1. Обозначение предметной области форсайта.

2. Определение основных тенденций регионального развития применительно к анализируемой сфере.

3. Формирование перечня угроз и возможностей, проявление которых могут обусловить выделенные тенденции.

4. Построение «образа будущего» на основе ожиданий заинтересованных сторон.

5. Выявление основных приоритетов региональной социально-экономической политики в рамках движения к «образу будущего» при реализации различных сценариев территориального развития.

Заключение

Использование методики быстрого форсайта позволяет получить следующие результаты:

- описание восприятия текущего и перспективного состояния развития региона, отталкиваясь от анализа трендов, определяющих направленность данного развития;

- совокупность ожиданий субъектов процесса регионального развития, порождаемых оценкой реализации различных сценариев регионального развития;

- экспертное обоснование приоритетов региональной социально-экономической политики со стороны различных профессиональных сообществ;

- определение наиболее эффективных путей реализации обозначенных приоритетов региональной социально-экономической политики.

Таким образом, методика регионального форсайта ориентирована на расширенное видение перспектив регионального развития в целом и приоритетов региональной социально-экономической политики, в частности, что в значительной степени обеспечивается использованием междисциплинарного подхода в процессе их определения на основе вовлечения достаточно широкого круга заинтересованных сторон в данный процесс.


References:

Budaeva K. V. (2018). Strukturno-soderzhatelnyy analiz i otsenka kachestva strategiy razvitiya regionov [Structural and substantive analysis and assessment of the quality of regional development strategies] (in Russian).

Heraud J. A., Cuhls K. (1999). Current Foresight Activities in France, Spain and Italy Technological Forecasting and Social Change. (1). 55-70.

Ivanov M. I., Medvedeva O. V. (2021). Rol chelovecheskogo kapitala i ego kreativnogo komponenta v obespechenii regionalnogo razvitiya [The role of human capital and its creative component in ensuring regional development]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. (2A). 72-80. (in Russian).

Ponomareva M. A., Shekhovtsov R. V., Khaybullin L. R. (2016). Sovershenstvovanie metodologii formirovaniya sistemy strategicheskikh prioritetov sotsialno-ekonomicheskoy politiki regiona [Improving the methodology for forming a system of strategic priorities of the socio-economic policy of the region]. The journal «Vestnik of Rostov state university of economics». (1). 122-130. (in Russian).

Sautieva T.B. (2016). Regionalnaya ekonomicheskaya politika – kompleks zakonodatelnyh i ekonomicheskikh mer, napravlennyh na sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regionov [Regional economic policy is a set of legislative and economic measures aimed at the socio-economic development of regions]. Byulleten nauki i praktiki. (2 (3)). 61-65. (in Russian).

Shvetsov A. N. (2009). Sistematizatsiya instrumentov perspektivnogo planirovaniya territorialnogo razvitiya: nastoyatelnaya neobkhodimost i konkretnye predlozheniya [Systematization of tools for long-term planning of territorial development: urgent need and concrete proposals]. Voprosy Ekonomiki. (5). 12-47. (in Russian).

Sizov V. S. (2013). Forsayt-issledovanie: Kirov – gorod budushchego [Foresight research: Kirov is the city of the future] (in Russian).

Slinkova O. K., Maslennikova N. Yu. (2015). Sushchnost i ekonomicheskoe soderzhanie sotsialno-ekonomicheskoy politiki [The essence and economic content of socio-economic policy]. Scientific bulletins of the Belgorod State University. Series: The Economy. Computer science. (7). 5-12. (in Russian).

Velikanova D. S. (2011). Teoreticheskie podkhody k opredeleniyu strategicheskikh prioritetov v protsesse upravleniya [Theoretical approaches to setting strategic priorities in management process]. Journal of legal and economic studies. (4). 126-130. (in Russian).

Vertesheva S. M., Rokhchina V. E. (2003). Regionalnaya sotsialno-ekonomicheskaya politika: razrabotka, realizatsiya, otsenka effektivnosti [Regional socio-economic policy: development, implementation, evaluation of effectiveness] (in Russian).

Zinchuk G. M., Yashkin A. V., Aleksashin K. Yu. (2022). Ustoychivoe razvitie munitsipalnyh obrazovaniy [Sustainable development of municipalities]. Innovation and Investment. (1). 224-228. (in Russian).

Страница обновлена: 10.04.2025 в 08:55:40