Концепция управления АПК региона на инновационной основе

Самохвалова А.А.1
1 Новосибирский государственный аграрный университет, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность
Том 9, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Самохвалова А.А. Концепция управления АПК региона на инновационной основе // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – Том 9. – № 1. – С. 79-92. – doi: 10.18334/ppib.9.1.114337.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48140248

Аннотация:
В статье обоснована разработка принципиально новой концепции управления агропромышленным комплексом региона на инновационной основе для эффективного функционирования отрасли в целях обеспечения населения качественными продуктами питания. Сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования, а также его субъект. Принципиально новым направлением в предлагаемой концепции являются: обоснование приоритетности сельского хозяйства и зернового производства, разработка организационно-экономического механизма управления АПК региона с учётом цифровизации, обоснование применения бережливого производства как этапа инновационного развития АПК. Определены основные направления повышения управляемости АПК региона, их принципы, а также возможная эффективность предлагаемых направлений. Предлагаемые мероприятия повышения управляемости АПК будут способствовать: созданию условий для привлекательности трудовой деятельности в АПК, обеспечению сельхозтоваропроизводителей новыми технологиями, техников, повышению уровня использования земельных, трудовых ресурсов, основных и оборотных средств, ускоренному доступу сельскохозяйственных организаций к научным разработкам, рекомендациям научно-исследовательских учреждений за счет взаимосвязи производства, науки, образования и бизнеса, повышению конкурентоспособности продукции на основе снижения себестоимости, обеспечения инноваций, усилению взаимосвязи между отраслями агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс региона, концепция управления, неуправляемые факторы, бережливое производство, сельское хозяйство

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение

В условиях рыночной многоукладной экономики для создания условий развития АПК и повышения эффективности агропромышленного производства с целью обеспечения населения качественными продуктами питания необходима принципиально новая концепция управления АПК.

Цель исследования заключается в разработке концепции управления агропромышленным комплексом региона на инновационной основе.

Для достижения цели были поставлены и решены задачи:

– предложены основные структурные элементы концепции, такие как: цель, задачи, объект, предмет и субъект исследования;

– обоснованы основные направления повышения управляемости АПК региона на инновационной основе, принципы их реализации, а также возможная эффективность предложенных направлений.

Изучению проблемы управления агропромышленным комплексом посвящены работы Алтухова А.И. [1] (Altukhov, Silaeva, 2020), Игнатьева А.В. [2] (Ignateva, Maksimtsov, 2008), Лубковой Э.М. [5] (Shelkovnikov, Lubkova, 2021), Мишина В.М. [7] (Mishin, 2012), Овсянко Л.А. [8, 9] (Ovsyanko, Shelkovnikov, 2021; Ovsyanko, Ovsyanko, 2020), Попова А.А. [10] (Popov, 2015), Стадника А.Т. [14] (Stadnik, 1991), Ушачева И.Г. [15] (Ushachev, 1999), Шелковникова С.А. [6] (Lubkova, Shelkovnikov, 2021) и др.

Научная новизна проведенного исследования заключается в обосновании направлений по повышению управляемости агропромышленным комплексом региона, позволяющих повысить эффективность функционирования отрасли.

Авторская гипотеза состоит в предположении о том, что создание территориально-отраслевого объединения субъектов АПК и органов власти на основе соблюдения принципов государственно-частного партнерства путем закрепления на законодательном уровне с присвоением статуса юридического лица будет способствовать четкому составу субъектов АПК, усилению взаимосвязи между его отраслями.

В современных условиях с целью повышения эффективности функционирования АПК целесообразна трансформация подхода к управлению отраслью как единого объекта управления.

При формировании механизма управления АПК региона необходимо на предварительных этапах разработать его концепцию.

Концепция предполагает процесс предвидения, предположения развития экономических процессов, явлений и является важной методологической основой научного исследования.

Логически выстроенная и системно подготовленная концепция всегда является ориентиром и залогом успешной реализации научного исследования.

В современных условиях существует большое количество мнений в отношении понятия «концепция».

Так, Мишин В.М. исследовательскую концепцию рассматривает как «…комплекс основополагающих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов разрешения совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой системе…» [7] (Mishin, 2012).

Игнатьев А.В. разработку исследовательской концепции отождествляет с «…организационным механизмом подготовки и проведения исследования, понимая при этом выработку и принятие системы исследовательских решений…» [2] (Ignateva, Maksimtsov, 2008).

До сих пор отсутствует четкая структура исследовательской концепции и последовательности ее разработки. Однако Попов А.А. выделяет такие обязательные разделы, как «… характеристика объекта исследования, цель, задачи и основные принципы концепции, а также основные направления деятельности и механизм реализации концепции…» [10] (Popov, 2015).

Таким образом, концепция – комплекс приоритетных положений, определяющих направленность научного исследования.

Разработка исследовательской концепции способствует созданию общего структурно логически выстроенного представления по разработке комплексных направлений по решению научной проблемы с использованием основных механизмов, принципов с предварительным определением цели и задач исследования. Концепция является поэтапным алгоритмом подхода к решению заявленного вопроса.

Автором разработана концепция управления АПК региона на инновационной основе и представлена на рисунке 1.

По мнению автора, основная цель концепции управления АПК заключается в разработке механизма к управлению АПК региона как единого объекта управления.

Рисунок 1. Концепция управления АПК региона на инновационной основе

Источник: составлено автором.

В качестве объекта исследования в концепции выступает совокупность организационно-экономических отношений между субъектами АПК, формирующих сбалансированную инновационную систему управления агропромышленным комплексом региона.

Предметом исследования являются принципы, условия, факторы инновационной системы управления аграрной отрасли.

В качестве субъекта исследования выступают органы власти, руководители организаций государственной и частной собственности, а также образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций.

Основные задачи управления АПК заключаются в:

– обеспечении сбалансированного развития АПК по регионам;

– обеспечении населения качественными продуктами питания;

– повышении конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции;

– создании социальных условий для населения сельскохозяйственных территорий.

На наш взгляд, приоритетными задачами управления АПК в рамках научной работы, сформированными в исследуемой концепции, являются:

– выявление факторов развития сельского хозяйства, которые до сих пор являются неуправляемыми;

– обоснование приоритетности сельского хозяйства и особенно зернового производства;

– разработка организационно-экономического механизма управления АПК с учетом цифровизации;

– обоснование применения бережливого производства как этапа инновационного развития АПК;

– законодательное оформление АПК;

– разработка концепции размещения сельскохозяйственного производства с учетом развития агрогородков;

– обоснование размеров финансирования сельского хозяйства для инновационного развития;

– определение социально-экономической эффективности нового механизма управления АПК.

Для решения сформулированных задач важно определить основные направления их реализации:

– разработка проекта закона по введению новой организационно-правовой формы управления АПК в российское законодательство. Нами предлагается создание территориально-отраслевого объединения субъектов АПК и органов власти путем закрепления на законодательном уровне с присвоением статуса юридического лица. Данное объединение будет функционировать на федеральном, региональном и местных уровнях на основе соблюдения принципов государственно-частного партнерства.

На основании системного анализа основных подходов к управлению отраслью, иерархически развивающихся с конца XIX и начала XXI века, выявлены их основные сильные и слабые стороны. С учетом их автором обоснована новая форма управления АПК на инновационной основе, что послужило основой для создания проекта закона;

– обоснование неуправляемых факторов развития сельского хозяйства позволяет выявить зависимость аграрного производства от природных факторов, что обеспечивает приоритетность отрасли. Размещение сельскохозяйственного производства, его специализация, оптимальные размеры организаций напрямую зависят от природных факторов.

Несмотря на современные достижения науки и техники, процесс цифровизации, автоматизации, проблема управления природными факторами полностью не решена. Как показывает практика, процесс автоматизации, роботизации, цифровизации сопровождается достаточно высокими издержками как финансовых, так трудовых, связанных с использованием электроэнергии, созданием условий для повышения квалификации рабочего персонала. Поэтому необходим региональный подход к управлению АПК для развития сельского хозяйства с учетом различных природных факторов;

– разработка единого подхода к управлению АПК. Организационно-экономический механизм управления АПК объективно восстанавливает управленческие функции государства в отношении регулирования агропромышленного производства. Агропромышленный комплекс нуждается в выделении его в единый объект управления. В рыночных условиях между отраслями возникает некий вакуум процесса управления, что отражается на неэквивалентном обмене товаров и услуг, а также диспаритете цен. В современных условиях не находит отражения отраслевой состав АПК и его структуры, а также практически не рассмотрены взаимосвязи между отраслями.

В связи с этим необходим четкий состав субъектов АПК для разработки единого подхода к управлению отрасли, а также наличие прямых связей между сельским хозяйством, перерабатывающей промышленностью, материально-техническим обеспечением, агросервисом, рыночной и социальной инфраструктурой АПК. В условиях разгосударствления организаций и предприятий необходима переориентация функционала государственных органов власти – параллельно с управлением отраслями и организациями осуществить реализацию межотраслевого и межрегионального управления с учетом территориальных особенностей.

Разработка организационно-экономического механизма управления с учетом цифровизации позволит обеспечить общий управленческий подход ко всем участникам, разграничить функции государственных органов власти, что отразится на комплексном развитии отрасли в целом;

– обоснование развития существующих агрогородков и создание новых на основе базовых, передовых сельскохозяйственных организаций, занимающихся производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Преимущество функционирования агрогородков как формы хозяйствования заключается в комплексном, организованном взаимодействии сельскохозяйственных производителей, основанном на совместном использовании инновационных технологий и техники, продовольственной инфраструктуры, предоставлении рабочих мест в сельской местности,

Деятельность агрогородков будет способствовать созданию условий привлекательности сельской жизни посредством взаимодействия финансово устойчивых сельхозорганизаций с низкорентабельными, регулируя этот процесс с помощью субсидий, дотаций, льготного кредитования;

– обоснование использования системы бережливого производства как инновационного подхода к управлению АПК, заключающегося в минимизации потерь, издержек, улучшении качества продукции путем оптимизации производственных процессов. Основная цель концепции бережливого производства состоит в сокращении затрат, в том числе связанных с использованием трудовых ресурсов, уменьшении периода изготовления продукции, гарантиях поставок товара и высоком качестве продукции при минимальных затратах с целью повышения производительности труда и конкурентоспособности продукции.

Реализация бережливого производства в организациях позволяет создавать условия для управления ресурсами, информационными и материальными потоками, производством, способного к непрерывным совершенствованиям и адаптации со стороны как внешних, так и внутренних факторов.

Методы бережливого производства, проявляющиеся в совершенствовании организации производственных процессов, заключаются в изготовлении продукции в необходимом количестве, точно в срок для сокращения издержек хранения запасов, чтобы избежать перепроизводства, а также исключения сбоев в работе оборудования. Безусловно, для отрасли растениеводства реализация принципа «точно в срок» проблематична по причине сезонности производства.

Основные методы концепции направлены на улучшение качества организации производства и продукции, реализацию тщательного контроля за выполнением заказа, привлечение трудовых ресурсов с целью улучшения процесса производства посредством создания комфортных условий, системы обучения для персонала организации;

– приоритетность сельского хозяйства подтверждается функционированием отрасли как основы для обеспечения населения основными видами сельскохозяйственной продукции, качественным сырьем и продовольствием. Эффективное развитие сельского хозяйства создает условия для сокращения импорта продукции.

На развитие сельского хозяйства оказывают влияние внешние неблагоприятные экономические условия, в частности: в целом нестабильность развития экономики, сокращение курса национальной валюты, снижение реальных доходов населения, а также ужесточение мер со стороны зарубежных стран посредством введения санкций. Все это негативно отражается на развитии сельского хозяйства и делает отрасль более уязвимой [11] (Samokhvalova, 2022).

Поэтому в современных условиях для эффективного функционирования сельского хозяйства необходима государственная поддержка. Отрасль нуждается в бюджетном финансировании исходя из ее значимости и соблюдении принципа приоритетности не разового характера, а постоянного. Только при выполнении этих условий стратегия развития сельского хозяйства будет иметь характер опережающего типа в условиях внешних угроз, вызовов и рисков.

Приоритетность зернового производства обосновывается сезонностью производства сельскохозяйственных культур и основой для кормовой базы сельскохозяйственных животных. Влияние природно-климатических условий, плодородия земли, качества посадочного материала, не являющихся до сих пор полностью управляемыми, отражаются на развитии отрасли растениеводства, экспортной деятельности. Именно эта отрасль в большей степени нуждается в приоритетном регулировании со стороны государства;

– выделение необходимого бюджетного финансирования для развития сельского хозяйства должно подтверждать приоритетность отрасли.

В современных условиях для развития сельского хозяйства размеры финансирования выделяются неравномерно и имеют тенденцию к уменьшению. Так, в период 2020–2022 гг. объем бюджетного финансирования составляет лишь в объеме 25% от общей заявленной суммы, указанной в паспорте Государственной программы комплексного развития сельских территорий на период до 2025 года. Перспективные цели, сформулированные в Государственной программе, не обеспечены в должном объеме бюджетным финансированием. Следовательно, возникает необходимость увеличения объемов финансовых средств из федерального бюджета для обеспечения реализации приоритетности развития сельского хозяйства;

– разработанный механизм управления АПК позволит увеличить финансовые показатели сельскохозяйственных организаций с помощью расширения доступа к использованию экономических ресурсов на основе создания территориально-отраслевого объединения субъектов АПК и органов власти, а также развития существующих агрогородков и создания новых. Реализация нового механизма будет способствовать созданию новых рабочих мест в сельской местности, увеличению занятости населения, усилить конкурентоспособности региона. Формирование нового механизма управления АПК в регионе и его реализация позволят сбалансированно использовать имеющиеся ресурсы, увеличить производительность труда и его качество в отрасли, а также повысить конкурентоспособность АПК и экономики региона в целом.

Основными принципами управления АПК региона являются принцип системности, непрерывности, подбора и расстановки кадров, последовательности, ответственности.

На наш взгляд, основными принципами, направленными на реализацию и развитие нового механизма подхода к управлению АПК региона как единого объекта управления, являются:

1) территориально-отраслевой – осуществление управленческой деятельности с учетом территориальной основы и отраслевой принадлежности;

2) функциональный – предполагает четкое распределение управленческих функций между государственными органами власти и аккумуляцию ресурсов;

3) научной обоснованности – реализация процесса управления на основе применения научных подходов и методов;

4) адаптивности – возможность оперативного принятия управленческих решений в условиях динамично развивающейся внешней среды агропромышленного комплекса;

5) комплексного подхода – в процессе принятия управленческих решений посредством системного анализа учитываются факторы как внешней и внутренней среды и разрабатываются альтернативные варианты комплексного развития отрасли в целом;

6) пропорциональности и сбалансированности – формирование производственно-экономических отношений между субъектами АПК как единого объекта управления;

7) мотивации – эффективное функционирование как материального, так и нематериального стимулирования субъектов АПК;

8) стимулирования агропромышленного производства, основанного на разработках и внедрении инновационных процессов;

9) поддержки отрасли как основы для эффективного развития АПК региона;

10) информационного обеспечения и цифровизации.

Основная эффективность предлагаемой концепции заключается в:

– улучшении финансовых показателей организаций, являющихся участниками агропромышленного комплекса региона, за счет упрощенного доступа к основным факторам производства;

– создании условий для привлекательности трудовой деятельности в АПК, что улучшает качество жизни на селе и обеспечивает новыми рабочими местами;

– обеспечении сельхозтоваропроизводителей новыми технологиями, техникой, что способствует повышению эффективности инновационных процессов;

– повышении эффективности использования земельных, трудовых ресурсов, а также основных и оборотных средств;

– ускоренном доступе сельскохозяйственных организаций к научным разработкам, рекомендациям научно-исследовательских учреждений за счет взаимосвязи производства, науки, образования и бизнеса;

– повышении конкурентоспособности продукции на основе снижения себестоимости, обеспечения инноваций;

– создании единого информационного пространства для участников агропромышленного комплекса региона;

– возможности развития кооперации, позволяющей гармонично соединить все стадии: производства, переработки, хранения, торговли и материально-технического обеспечения в единое целое с целью минимизации издержек, обеспечения рабочими местами жителей сельской местности, повышения привлекательности сельскохозяйственного производства за счет получения добавленной стоимости;

– приоритетной государственной роли регулирования и поддержки, позволяющей обеспечить аграрную сферу необходимым финансированием, льготным кредитованием и т.д.;

– усилении взаимосвязи между отраслями агропромышленного комплекса.

Заключение

Процесс управления в АПК региона должен представлять собой комплекс мероприятий организационного и экономического характера, реализуемых на основе принципов, обеспечивающих эффективное функционирование агропромышленного комплекса.

Предложенная концепция является поэтапным алгоритмом подхода к повышению управляемостью агропромышленным комплексом региона на инновационной основе.

Реализация предложенных направлений обеспечит создание условий для привлекательности трудовой деятельности в АПК, сельхозтоваропроизводителей новыми технологиями, техников, повысит уровень использования земельных, трудовых ресурсов, основных и оборотных средств, обеспечит ускоренный доступ сельскохозяйственных организаций к научным разработкам, рекомендациям научно-исследовательских учреждений за счет взаимосвязи производства, науки, образования и бизнеса, повысит конкурентоспособность продукции на основе снижения потерь, себестоимости, обеспечения инноваций.

Формирование и развитие организационно-экономического механизма управления АПК региона с учетом цифровизации и законодательное оформление отрасли будут способствовать созданию единого информационного пространства для участников агропромышленного комплекса региона, обеспечению рабочими местами жителей сельской местности, повышению привлекательности сельскохозяйственного производства за счет получения добавленной стоимости, усилению взаимосвязи между отраслями агропромышленного комплекса, улучшению финансовых показателей сельскохозяйственных организаций.


Источники:

1. Алтухов А.И., Силаева Л.П. Приоритет сельского хозяйства должен быть не разовым, а стратегией его развития // Инновационное развитие АПК: Экономические проблемы и перспективы: Материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ, Краснодар, 14–15 мая 2020 года. – Краснодар: Академия знаний. 2020. – c. 6-22.
2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. / монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 167 c.
3. Полянская Н.М., Колесняк А.А. Адаптированное управление в аграрной сфере: практическая необходимость и основы организации // Baikal Research Journal. – 2021. – № 12-1.
4. Колесняк А. А., Булыгина С. А., Колесняк И. А. Концептуальные аспекты организации управления системой продовольственного обеспечения Красноярского края // Проблемы современной аграрной науки: Материалы международной научной конференции, Красноярск, 15 октября 2019 года / Ответственные за выпуск: В.Л. Бопп, Ж.Н. Шмелева. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. 2019. – c. 207-212.
5. Шелковников С.А., Лубкова Э.М. Организационно-экономический механизм развития АПК промышленного региона // Экономика сельского хозяйства России. – 2021. – № 2. – c. 42-45.
6. Лубкова Э.М., Шелковников С.А. Развитие АПК промышленных регионов. / монография. - Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. – 267 c.
7. Мишин В.М. Исследование систем управления. / монография. - М.: Юнити, 2012. – 527 c.
8. Овсянко Л.А., Шелковников С.А. Состояние приоритетных направлений развития АПК Красноярского края // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 5(130). – c. 408-411.
9. Овсянко Л.А., Овсянко А.В. Эффективность государственной поддержки субъектов АПК в регионе // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 11(124). – c. 418-420.
10. Попов А.А. Исследование систем управления. / монография / А.А. Попов, Д.А. Попов, О.Н. Аргунеева и др. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2015. – 408 c.
11. Самохвалова А.А. Обоснование приоритетности сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. – 2022. – № 1. – c. 2-9.
12. Самохвалова А.А., Эссауленко Д.В. Системные факторы развития сельского хозяйства // АПК: Экономика, управление. – 2021. – № 6. – c. 19-25.
13. Самохвалова А.А., Стадник А.Т. Концепция размещения сельскохозяйственного производства в условиях развития агрогородков // АПК: Экономика, управление. – 2020. – № 3. – c. 37-46.
14. Стадник А.Т. Ассоциированные формирования АПК в условиях реформирования экономических отношений. / Ассоциированные формирования АПК в условиях реформирования экономических отношений: дис.,.. д-ра экон. наук: 08.00.05. - Новосибирск, 1991. – 277 c.
15. Ушачев И.Г. Формирование рациональных систем управления АПК. / монография. - М.: Экономика и управление, 1999.

Страница обновлена: 16.08.2022 в 19:52:05