Сетевые инновационные структуры в региональной экономике: формы и типы стратегий управления
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54754185
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы активизации регионального инновационного процесса в парадигме сетевого управления. Целью работы стал анализ роли инновационных сетей в стимулировании роста региональной экономики, а также эффективности различных форм и типов стратегий управления сетевыми инновационными структурами в системе регионального менеджмента. Методология работы основана на комплексном применении таких общенаучных, экономических методов и подходов как диалектический, системный, ситуационный, анализ и обобщение. В результате было определено влияние инновационных сетей в создание и поддержание работы региональной инновационной системы. Показаны преимущества и риски реализации потенциала инновационных структур в региональной экономике. Обоснована целесообразность разработки и внедрения эффективной системы управления процессом формирования региональных инновационных сетей в соответствии с предложенными этапами. Дана характеристика основных форм сетевого управления, определена роль различных типов стратегий управления инновационной сетью. Совокупность полученных результатов позволила предложить актуальный перечень потенциально важных действий по развитию инновационных сетевых структур в региональной экономике, который может быть использован при разработке механизмов обеспечения устойчивого опережающего развития отечественных регионов.
Ключевые слова: сетизация, сетевые структуры, инновационная сеть, региональная инновационная политика, научно-технологическое развитие, формы сетевого управления, механизмы взаимодействия
Финансирование:
Статья подготовлена по материалам исследований по теме НИР КБНЦ РАН (№ регистрации темы 122041200050-5).
JEL-классификация: R11, R12, R13, R58, O31, O33
Введение.
В условиях беспрецедентного нарастания геополитических и экономических вызовов и угроз национальной безопасности, укрепление технологического суверенитета России приобретает безальтернативный характер, обуславливая тем самым особую актуальность системной модернизации экономики на основе стимулирования инновационного процесса. Одним из перспективных направлений решения задач по повышению уровня инновационно-технологического развитии экономики является переход к сетевым формам организации инновационной деятельности. Многими исследователями [1-5] (Кастельс, 1999; Патюрель, 1997; Miles, Snow, 1986; Белл, 2004; Bramwell, Hepburn, 209) отмечается, что именно сетизация [1] является перспективной формой организации бизнеса, способной стимулировать высокоэффективное (инновационное) развитие экономики быстрее, чем другие интеграционные структуры.
Высокий производственный потенциал сетевых структур в современной экономике обусловил значительное возрастание интереса представителей научного сообщества и бизнеса к проблемам перехода к сетевым моделям развития. Первые публикации по сетевым организационным формам стали появляться в зарубежной литературе со второй половины 20-го века при исследовании вопросов постиндустриального развития общества. Например, М. Кастельс, который одним из первых стал рассматривать сетевые структуры в социально-экономическом контексте, трактует их как мультиагентнонаправленную сетевую модель, введенную в жизнь малыми и средними предприятиями, совместные средства которой составлены за счет пересечения систем целей автономных сегментов [1]. По утверждению Р. Майлз и Ч. Сноу и др., исследующих организации сетевого типа на уровне фирм/компаний, специфика сетевых структур обусловлена местом их возникновения и, в частности, они акцентировали внимание на глобальных динамичных рынках, где производители вынуждены постоянно разрабатывать и предлагать новые товары и/или услуги. При этом, как отмечают авторы, в новой экономике формирование временных альянсов в смежных областях, должны стать основной формой организации бизнес-процессов [3].
В научной литературе последних лет существенное внимание уделяется различным аспектам перехода к сетевым инновационным структурам/сетям как востребованным драйверам современного экономического развития. При этом несмотря на существование различных трактовок сущности инновационных сетевых структур по уровню консолидации сетевых субъектов, масштабам, количеству задействованных участников, характеру и тесноте связей, во всех работах отмечается то, что сетизация играет значительную роль в развитии современной экономики. Актуальность развития инновационных сетей для решения проблем активизации инновационной деятельности, их рассмотрение как концептуального метода формирования инновационных систем различного уровня, требующего индивидуального подхода рассмотрена в работах [9-11] (Мезенцев, Антропов, Гусев, 2018; Мекаэль, 2019; Konietzko, Bocken, Hultink, 2020). Ряд авторов инновационные сети интерпретируют с позиции организационной структуры управления коммуникациями экономических субъектов в рамках «тройной спирали» [12-14], (Tumenova, Pshigosheva, 2020; Vargo S.L., Akaka M.A., 2020; Walrave et all, 2018), как совокупности социальных отношений/контрактов между индивидуумами и группами [15, 16] (Webser, 1995; Голова, 2021), как виртуальной корпорации, характеризующейся непостоянным характером функционирования сетевых звеньев/узлов [17] (Aberer, 2020) и др.
Однако следует указать на недостаточную изученность вопросов управления развитием инновационных сетей регионального уровня, укрепления сотрудничества участников сетевой кооперации в рамках региональной инновационной системы (РИС), повышения их производительности. В этой связи возрастает необходимость исследования проблем реализации сетевых принципов организации деятельности региональным менеджментом в процессе разработки политики, способствующей внедрению сетевых инновационных бизнес-моделей/коллабораций/альянсов, а также повышению эффективности взаимоотношений участников РИС. Исследование данных проблем в парадигме сетевого управления выступило целью настоящей работы. В качестве объекта исследования выступили сетевые инновационные структуры регионального уровня, предметом – процесс управления их развитием. Научная новизна исследования состоит в развитии аналитической основы определения результативности различных форм и типов стратегий сетевого управления развитием региональных инновационных сетей.
Методология
Методология работы построена на использовании основных положений теории сетевой экономики, стратегического менеджмента, социальных сетей, инновационно-технологического развития, раскрытых на основе комплексного применения общенаучных методов познания: диалектического, системного, ситуационного, логического анализа и обобщения.
В контексте данной работы под «инновационной сетевой структурой» будем понимать гибкую коалицию инновационно-активных акторов (ИАА), управляемую из единого центра, отвечающего за реализацию функций координации финансовых, материальных, интеллектуальных и иных потоков, интеграции компетенций и используемых технологий за счет оптимизации коммуникаций в сети в рамках единых информационных ресурсов с целью реализации полного инновационного цикла [18] (Туменова, 2022). Наиболее существенными условиями эффективности такого корпоративного объединения, основанного на равноправных юридических соглашениях/контрактах заинтересованных в стратегическом альянсе бизнес-партнеров, является разнообразие и уровень интеграции участников, а также их достаточная стабильность [15] (Webser, 1995).
Мы исходили из положения о том, что преимущества использования инновационных сетевых структур в региональной экономике связаны с возможностью достижения существенного роста скорости разработки и внедрения инноваций. При этом «управление сетью», как деятельность по созданию и развитию инновационных сетей различного типа (методы, инструменты, процедуры), следует признать одним из главных направлений современной региональной политики.
Основные результаты исследования.
В настоящее время интеграции усилий государственных органов, бизнес-структур для эффективной реализации политики инновационной модернизации отечественной экономки является необходимым условием противостояния усиливающемуся внешнему давлению.
Следует отметить, что консолидация производственного потенциала в рамках инновационных сетей ИАА, ориентированных на генерацию и коммерциализацию инновационных разработок, позволяет рассчитывать на получение новых конкурентных преимуществ за счет обеспечения инновационного континуума (непрерывности цепочки создания инноваций). Для экономики России в целом и ее регионов сетевой формат расширения инновационно-технологического производства формирует дополнительные возможности для стимулирования экономического роста, связанные, в первую очередь, с возможностью получения мультипликативного эффекта участниками сетей, снижения транзакционных и трансформационных издержек.
В ходе проведенного исследования было определено влияние инновационных сетей, как одной из востребованных форм динамизации регионального развития, в формирование/поддержание инновационной системы региона. Результаты анализа влияния сетевых структур на региональную инновационную и научно-технологическую политику представлены в таблице 1.
Таблица 1. Влияния инновационных сетей на региональную инновационно-технологическую политику
Источник: Составлено автором по [19-21]
В свою очередь политика в области развития сетевых форм организации регионального экономического ландшафта, охватывая все виды региональной политики (инновационной, промышленной, экономической, финансовой, социальной, экологической), должна иметь комплексный перманентный характер и быть ориентированной на нивелирование институциональных, инфраструктурных и функциональных разрывов в региональной инновационной системе. В противном случае потенциал инновационных сетей в развитии и поддержании инновационного тренда развития региональной экономики может быть существенно органичен.
В таблице 2 приведены преимущества и риски реализации потенциала сетевых инновационных структур в региональной экономике.
Таблица 2 Характеристика возможностей и рисков развития региональных инновационных сетей
Источник: Составлено автором
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что низкая эффективность РИС отечественных регионов, сложность реализации принципа совместного управления при недостаточной ответственности вовлеченных в сети сторон являются наиболее проблематичными в развитии региональных инновационных сетей. По сути, реализация сетевого формата развития инноваций в российских регионах ограничена слабой синхронизации усилий законодательной, исполнительной властей, бизнес-структур, сообщества в обеспечении эффективности взаимодействия участников сетей для достижения общей стратегической цели. Не будет преувеличением констатировать, что в нашей стране достижение научно-технологического лидерства является ключевым проектом экономической динамики только нескольких наиболее продвинутых региональных команд (столичных регионов, а также Новосибирской, Нижегородской, Томской, Тюменской областях, Республики Татарстан) [22].
Следует также отметить, что для преодоления данных ограничений важно, исходя из дуальности сетей, как особой формы организации инновационного бизнеса и как координирующей деятельность ИАА структур, синхронизировать экономические и управленческие аспекты процесса их формирования и развития. Поскольку эффективность сетевых структур прямо коррелирует с качеством принимаемых решений, возрастает целесообразность разработки и внедрения эффективной системы управления процессами сетизации на основе институционализации мотивов региональных ИАА и в соответствии с представленными на рисунке 1 этапами формирования региональных инновационных сетей.
Рисунок 1. Этапы формирования региональных инновационных сетей
Составлено автором
С точки зрения экономико-управленческой проблематики вопросы создания и развития инновационных сетей, повышения эффективности сетевых взаимодействий, коллаборации ресурсов, компетенций, технологий тесно связаны с конкретным типом координационного механизма, определяющим как экономические, так и управленческие аспекты совместной деятельности участников сети на протяжении всего инновационного цикла.
В ходе проведенного исследования были рассмотрены основные формы сетевого управления (рис. 2).
Рисунок 2. Формы управления сетевыми структурами
Составлено автором
Совместное управление, которое можно рассматривать как механизм, структуру или стратегию, в литературе представлено несколькими различными направлениями в зависимости от основных приоритетов координации коллективных действий и решений. Например, может превалировать внимание на:
• сотрудничестве, партнерстве и сетевом управлении;
• субъектах отношений включая органы власти, основных участников сетей, граждан, стейкхолдеров и их взаимоотношениях на разных уровнях;
• методах и инструментах формирования отношений (нормативные, законодательные и иные акты и другие директивные действия и/или государственное вмешательство);
• диапазоне отношений, в том числе от местного до глобального уровня и др.
Сложность совместного управления сетью, обусловленная значительным количеством заинтересованных сторон при важности синхронизации их целей и стратегического видения будущего развития, как основного фактора эффективности сетевых структур, делают проблематичной прикладную реализацию принципов совместного управления.
Преимущества формы управления сетью, в которой фокальная (ведущая) организация реализует функцию администратора сети, связаны с ростом координирующего потенциала. В то же время роль ведущей организации, как главного сетевого менеджера, может ограничивать рост заинтересованности других участников сетей, что актуализирует необходимость построения долгосрочных доверительных взаимоотношений в сети на основе эффективного использования реляционного (отношенческого) контракта.
Возможности сетевой администрации, созданной в форме юридического лица с целью управления совместной деятельностью участников сети, связаны со способностью преодолевать потенциальные разногласия, конфликты, возникающие в сети.
Вместе с тем следует указать на особую роль регионального менеджмента в формировании инновационных сетей, в обеспечении непрерывности процесса генерации, коммерциализации и диффузии инноваций вне зависимости от форм управления. При этом меры поддержки развития региональных инновационных сетей должны иметь комплексный характер, включая различные способы содействия сетизации, в том числе прямую финансовую поддержку, ресурсное, кадровое, инфраструктурное обеспечение, создание благоприятной инновационной среды. Региональный менеджмент (выступая в качестве сетевого менеджера и/или участника сети) может использовать несколько различных стратегий в зависимости от характера поставленных целей, также необходимости реализации институциональных, структурных, процессных управляющих воздействий. Например, для повышения инновационного потенциала региональной экономики, мобилизации знаний и компетенций для создания прорывных инноваций, использовать стратегию стимулирования участников сетей или структурной настройки сети путем привлечения новых участников с дополнительными ресурсами. Стратегия достижения цели направлена на снятие противоречий в интерпретации приоритетов и направлений развития, а также консолидацию усилий разнообразных участников сетей для реализации основной согласованной цели. Стратегия повышения эффективности сетевого взаимодействия включает меры, по разработке механизмов, правил, рутин, обеспечивающих четкую организацию процессов коммуникации в сети. Причем комбинированное использование потенциала данных функциональные стратегии в системе регионального менеджмента имеет существенное значение для повышения эффективности управления развитием инновационных сетей.
Анализ литературы по переходу к сетевому формату организации инновационного производства позволил систематизировать типичные формы управления формированием региональных сетевых структур и определить роль различных видов стратегий управления сетевыми взаимодействиями и формируемыми бизнес-компетенциями участников РИС (табл. 3).
Таблица 3 Ключевые действия и стратегии управления инновационной сетью в системе региональной политики
Формы сетевого управления
| ||
Совместное управление
|
Ведущая организация
|
Сетевая администрация
|
Стратегия стимулирования участников
сети
| ||
Расширение
небольших инновационных сетей, до более сложных сетевых структур, включая,
например, университетские лаборатории, частные фирмы, компании стартаперов
для развития отношений внутри триады «наука – бизнес – производство».
Привлечение новых участников (например, существующих коалиций, которые могут расширить софинансирование конкретных инновационных проектов) |
Использование
существующей исследовательской инфраструктуры для стимулирования
взаимодействий между действующими игроками и новыми участниками, уделяя
особое внимание формированию в будущем нескольких полных цепочек создания инновационной
стоимости.
Стимулирование интерактивного взаимодействия между поставщиками и покупателями. Поощрение обратной связи со стороны конечных пользователей и политиков |
Формирование
сети участников, необходимых для защиты и легитимации поддерживающих
институциональных структур.
Оптимизация сетевой структуры за счет устранения неэффективных решений и участников в результате усиления конкуренции в цепочке создания стоимости. Привлечение участников НИОКР, которые могут разрабатывать дополнительные технологии и решать более широкие системные проблемы |
Стратегии достижения цели:
| ||
Учет
целей, мотивов, интересов ключевых участников сети, с возможностью при этом одновременно
разрабатывать альтернативные решения.
Гарантирование прозрачности процессов, предоставление всем участникам возможность доступа к механизму коллективного принятия решений. Изучение долгосрочных целей, стратеги развития отдельных участников сети и их соотнесение с целями других участников |
Создание
регуляторных механизмов распределения ответственности между участниками
инновационного процесса, ограничивающих риски инновационного предпринимательства.
Привлечения недостающих в системе акторов в сети, в том числе заинтересованных стейкхолдеров. Установление общих ориентировав и взглядов на сильные и слабые стороны сети и способов воздействия на них |
Разработка
совместного корпоративного видения того, как реагировать на политику и
институты, препятствующие дальнейшему росту.
Обозначение правил, механизмов и инструментов непрерывного обучения и самокоррекции. Создание коалиции с использованием потенциала венчурных инвесторов для финансирования инфраструктуры НИОКР, обслуживающей широкий круг участников для постоянного тестирования новых возможностей |
Стратегия повышения эффективности
сетевого взаимодействия
| ||
Достижение
инновационного консенсуса при идентификации проблемных ситуаций и необходимых
управляющих воздействий
Обеспечение качественными инструментами тестирования инновационных гипотез, управления проектами Создание регуляторных механизмов распределения ответственности между участниками инновационного процесса, ограничивающих риски инновационного предпринимательства |
Создание
оргструктур, ориентированных на использование новых знаний, например, через исследовательскую
инфраструктуру, которая позволяет поставщикам технологий получать доступ к
отзывам клиентов
(маркетинг взаимоотношений). Обеспечение непрерывности процессов обучения, синтеза, накопления и применения знаний на основе реализация электронного сервиса анализа и применения лучших практик Создание площадки для взаимодействия по перспективным цепочкам создания стоимости, направленные на масштабирование и коммерциализацию |
Формирование
комплексного механизма координации и общего контроля для согласования целей,
стратегического видения, соотношение интересов и усилий на основе внедрения
цифровой платформы
Дальнейшие усилия по технологическому развитию путем привлечения акторов, уравновешивающих различные коммерческие и научные интересы, в том числе прав интеллектуальной собственности. Интеграция с отечественными и международными инновационными структурами для обеспечения трансфера (привлечения) знаний и технологий на основе принципа «открытых инноваций» |
Данные таблицы 1 могут служить в качества актуального перечня потенциально важных действий по развитию инновационных сетевых структур в региональной экономике, который можно использовать как аналитическую основу запуска механизмов интеграции производственного потенциала инновационно-активных субъектов РИС, управления формируемыми бизнес-компетенциями и их сетевыми взаимодействиями.
Выводы
По мере возрастания роли сетевых инновационных структур в развитии современной экономики особая роль отводится вопросам перехода к сетевому формату организации инновационной деятельности как перспективному направлению повышения уровня научно-технологической обеспеченности регионального производства.
В работе обоснована важность синхронизации экономических и управленческих аспектов нивелирования ограничений/барьеров развития региональных инновационных сетей, исходя из двойственности их характера: как особой формы организации инновационного бизнеса и, как координирующей деятельность ИАА, структур. На основе проведенного анализ были систематизированы возможности и риски реализации потенциала сетевых инновационных структур в региональной экономике, а также рассмотрены основные формы и типы сетевого управления.
В ходе проведенного исследования была обоснована целесообразность разработки и внедрения эффективной системы управления процессами интеграции/сетизации ИАА в соответствии с представленными этапами формирования региональных инновационных сетей, а также предложен перечень потенциально важных действий по их развитию и укреплению интеграционных процессов.
Полученные в ходе проведенной работы результаты, могут способствовать системному внедрению сетевых принципов организации инновационной деятельности, развитию региональных инновационных сетей как значимого фактора экономического развития в современных реалиях.
[1] Термин “сетизация” по определению Робера Патюреля означает метод стратегического менеджмента, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой (Прим. авт.)
Источники:
2. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур. Vasilievaa.narod.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/15_3_97.htm (дата обращения: 05.08.2023).
3. Miles R.E., Snow C.C. Organizations: new concepts for new form // California Management Review. – 1986. – № 28. – p. 62-73. – doi: 10.2307/41165202.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Пер. с англ. - Москва: Academia, 2004. – 783 c.
5. Bramwell A., Hepburn N., Wolfe D.A. Growing Entrepreneurial Ecosystems. Public Intermediaries, Policy Learning, and Regional Innovation // Journal of Entrepreneurship and Public Policy. – 2019. – № 2. – p. 272-292. – doi: 10.1108/JEPP-04–2019–0034.
6. Туменова С.А. Модель открытых инноваций в системе регионального управления: приоритеты, принципы, механизмы // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2021. – № 5(103). – c. 66-74. – doi: 10.35330/1991-6639-2021-5-103-66-74.
7. Попов Е.В., Макаров В.Л. Сетевые экономические взаимодействия. / Монография – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 199 c.
8. Zaring O., Szucs S., Mckelvey M. Building regional innovation capacity: linking knowledge-intensive innovative entrepreneurship and innovation governance // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. – 2021. – № 1-2. – p. 27-50. – doi: 10.1504/IJESB.2020.10023859.
9. Мезенцев Е.М., Антропов В.А., Гусев А.А. Управление развитием сетевых предпринимательских структур. / Монография. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2018. – 159 c.
10. Мекаэль Ф.Ф. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений в системах управления сетями связи // Теория. Практика. Инновации. – 2019. – № 4(40). – c. 17-22.
11. Konietzko J., Bocken N., Hultink E. Circular ecosystem innovation: An initial set of principles // Journal of Cleaner Production. – 2020. – p. 119942. – doi: 10.1016/j.jclepro.2019.119942.
12. Tumenova S.A., Pshigosheva A.Y. Formation of Innovative Ecosystems: Relevant Priorities for Dynamic Sustainability of Regional Development // Advances in Social Science, Education and Humanities Research: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference, volume 527. 2020. – p. 680-685.– doi: 10.2991/assehr.k.210322.198.
13. Vargo S.L., Akaka M.A., Wieland H. Rethinking the process of diffusion in innovation: A service-ecosystems and institutional perspective // Journal of Business Research. – 2020. – p. 526-534.
14. Walrave В., Talmar M., Podoynitsyna K. S., Romme A.G. L., Verbong G.P. J. A Multi-level Perspective on Innovation Ecosystems for Path-breaking Innovation // Technological Forecasting and Social Change. – 2018. – p. 103-113. – doi: 10.1016/j.techfore.2017.04.011.
15. Webser J. Networks of Collaboration or Conflict? Electronic Data Interchange and Power in the Supply Chain // The Journal of Strategic Information Systems. – 1995. – № 1. – p. 31-42. – doi: 10.1016/0963-8687(95)80013-G.
16. Голова И.М. Экосистемный подход к управлению инновационными процессами в российских регионах // Экономика региона. – 2021. – № 4. – c. 1346-1360. – doi: 10.17059/ekon.reg.20.
17. Aberer K., Hauswirth M. Peer-to-peer information systems: concepts and models, state-of-the-art, and future systems. Lsirpeople.epfl.ch. [Электронный ресурс]. URL: http://lsirpeople.epfl.ch/hauswirth/papers/ICDE2002-Tutorial.pdf.
18. Туменова С.А. Информационно-коммуникационный механизм обеспечения сетевых взаимодействий участников регионального инновационного процесса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 823-834. – doi: 10.18334/epp.12.2.114221.
19. Маслюк Н.А., Медведева Н.В. Инновационная экосистема: региональный аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 1893-1910. – doi: 10.18334/vinec.10.4.111175.
20. Никитская Е.Ф., Валишвили М.А. Международные тенденции развития сетевых инновационных систем в цифровой экономике // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 689-712. – doi: 10.18334/eo.11.4.113794.
21. Туменова С.А. Региональная конкурентоспособность в новой экономике: концепции, методы, модели. - Нальчик: Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, 2019. – 200 c.
22. Абашкин В.Л., Абдрахманова Г.И., Бредихин С.В., Варзоновцева И., Власова В.В., Гершман М.А., Гохберг Л.М. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / Словарь или справочник, вып. 7. - Москва: НИУ ВШЭ, 2021. – 274 c.
Страница обновлена: 25.11.2024 в 17:08:40