Развитие цифровой экономической трансформации в аспекте кибербезопасности и конфиденциальности пользователей России

Леднева О.В.1
1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48333777
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В современном мире происходят глобальные процессы усиления и развития цифровой трансформации стран, затрагивающие все аспекты социально-экономических отношений общества, что обуславливает актуальность проведенного научного исследования. Научная новизна состоит в системном исследовании цифровой трансформации через рассмотрение вопросов вовлеченности и безопасности интернет-пользователей, которая, в свою очередь, является приоритетной задачей на мировом, региональном и национальном уровнях. Автором в исследовании поставлено решение основной задачи – проанализировать направления устранения цифрового разрыва в доступности цифровых технологий между городскими мегаполисами, сельскими и отдаленными районами Российской Федерации посредством развития современных информационно-коммуникационных технологий и сетей пятого поколения, а также разработаны предложения по противодействию кибермошенничеству в цифровой среде. Практическая значимость исследования состоит в определении факторов, представляющих собой угрозу информационной безопасности российской экономики. Результаты научного исследования могут быть полезны специалистам в сфере ИТ, ученым, сферой научных интересов которых является исследование процессов кибербезопасности экономики, а также представителям малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровая экономика, цифровая трансформация, кибермошенничество, цифровые риски

JEL-классификация: D81, L86, O31, O33



ВВЕДЕНИЕ

Цифровая трансформация экономик различных стран и России на современном этапе стала ответной мерой на происходящие кризисные процессы, в том числе на распространение по всему миру пандемии COVID-19. Цифровые технологии затронули и проникли во все сферы деятельности, что способствовало развитию новых цифровых инструментов в реальных секторах экономики, оказанию государственных услуг, которые стремительно распространились по всей России и охватили все население. Глобальное международное сотрудничество в области обмена данными с помощью цифровых технологий за последний год достигло наивысшего развития.

Целью проведенного исследования является изучение степени вовлеченности населения как в России, так и в других странах в информационно-коммуникационные инфраструктуры и доступность цифровых технологий обмена данными с позиции цифровых рисков.

С увеличением пропускной способностью интернет-трафика коммуникационных сетей растет спрос на высококачественную надежную связь, что, в свою очередь, выдвигает на первый план существующие различия в развитии цифровой экономики стран в мире, требующие более всеобъемлющего подхода к цифровой трансформации. Развитие цифровых технологий и электронной коммерции повсеместно создает благоприятную среду для работы киберпреступников. Пресечение и противодействие кибермошенничеству в сфере цифровой экономики являются актуальными и первостепенными задачами не только отдельных стран, но и требует объединения усилий на мировом уровне. Н.М. Гарумов и Р.М. Касумов замечают, что ввиду отсутствия четких границ по защите персональных и пользовательских данных в российском законодательстве и включения цифровых прав человека в Конституцию РФ пользователи сети Интернет в настоящий момент вынуждены сами заботиться о своей информационной безопасности в условиях развития цифровой экономики [1] (Garumov, Kasumov, 2021).

Основная гипотеза научного исследования: недоверие к цифровым технологиям становится препятствием для распространения и использования современных инструментов цифровой экономики. Развитие и усиление цифровой трансформации на национальном и мировом уровне на современном этапе невозможно без создания эффективной и надежной системы защиты пользователей цифровой среды от мошенничества и кражи личных данных, от недобросовестной деятельности субъектов электронной коммерции, представляющих ключевые и актуальные проблемы развития цифровой экономики.

Основными угрозами кибербезопасности являются сбор персональных данных без процедуры шифрования, небезопасные пользовательские интерфейсы и соединения. По мере того как Интернет становится более коммерциализированным, большее внимание должно уделяется защите персональных данных, финансовых операций и противостоянию киберугрозам, отмечают в своих работах А.М. Полегонько [2] (Polegenko, 2018) и М.А. Маслиенко [3] (Maslienko, 2021). В рамках решения проблемы информационной безопасности российская корпорация «Ростек» разработала кластер «Радиоэлектроника», среди инновационных проектов которого можно выделить, во-первых, проект «Интернет-вещей», который позволит повысить информационную безопасность благодаря разработанным отраслевым алгоритмам аналитической обработки больших данных и управления производственными процессами. Во-вторых, проект «Защищенная платформа хранения данных», который, как отмечает К.Б. Доброва, может быть использован государственными и коммерческими организациями для хранения и обработки больших и сверхбольших объемов данных [4] (Dobrova, 2017).

По данным Kaspersky Security Network, в 2021 г. 15,5% компьютеров интернет-пользователей в мире хотя бы один раз подвергались веб-атаке. Решения «Лаборатории Касперского» отразили 687,9 млн атак, которые проводились с интернет-ресурсов, размещенных в различных странах; веб-антивирус заблокировал 64,5 млн вредоносных объектов; атаки шифровальщиков отражены на компьютерах 366,3 тыс. пользователей; попытки запуска вредоносного ПО для кражи денежных средств через онлайн-доступ к банковским счетам отражены на устройствах 429,4 тыс. пользователей [5].

МЕТОДОЛОГИЯ

Методология проводимого автором исследования базируется на общенаучных методах познания: анализ и синтез, исторический и сравнительный методы, на математико-статистических методах. Проведенные автором исследования развития цифровой трансформации экономики позволили выявить цифровые риски и определить проблемы безопасности хранения и использования данных интернет-пользователей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Рост вовлеченности населения страны в развитие цифровых коммуникационных сетей

Развитие информационно-коммуникационных инфраструктур на основе применения цифровых технологий направлено на развитие и расширение взаимодействия между людьми, организациями и предприятиями, а оказываемые услуги переходят на новый цифровой уровень. Высококачественный интернет-трафик и мобильная связь по конкурентоспособным ценам имеют основополагающее значение для цифровой трансформации любой страны.

Последние данные развития диджитал-сферы в мире и в Российской Федерации из Отчета DataReportal за 2020 год [6] показывают, что средняя скорость мобильного соединения во всем мире увеличилась на 60% за последние 12 месяцев 2020 года. Средняя скорость загрузки данных посредством мобильного соединения как общемировой показатель по итогам 2020 года составил 55,34 Мбит/с по сравнению с 35 Мбит/с в 2019 году, что говорит о глобальном и динамичном распространении развития Интернета как среди частных лиц, так и среди предприятий всех стран мира, хотя сохраняются различия в возможностях и эффективном использовании.

Лидерами по средней скорости мобильного соединения (Мбит/с) по итогам 2020 года являются: Объединенные Арабские Эмираты – 193,51; Северная Корея – 180,48; Катар – 171,76; Норвегия – 167,6; Кипр – 161,80; Китай – 159,47. Только две страны в мире в настоящее время, в которых средняя скорость мобильного соединения для населения составляет ниже 10 Мбит/с, – это Афганистан (7,3 Мбит/с) и Венесуэла (8,05 Мбит/с) [6, 7].

Средняя скорость загрузки данных фиксированного соединения посредством оптоволоконных сетей в мире составляет в 2 раза выше, чем при мобильном подключении, и за 2020 год составляет 106,61 Мбит/с. Лидерами по средней скорости фиксированного соединения к интернет-сети (Мбит/с) по итогам 2020 года являются страны: Монако – 260,74; Сингапур – 252,68; Гонг Конг – 248,94; Румыния – 220,67; Дания – 217,18; Швейцария – 215,57; Таиланд – 214,47; Северная Корея – 212,12; Франция – 208,15; Чили – 203,61. В 5 странах по-прежнему не меняется ситуация с развитием и распространением интернет-сетей, где скорость фиксированного соединения ниже 10 Мбит/с: Туркменистан – 4,49 Мбит/с; Йемен – 6,14 Мбит/с; Куба – 6,80 Мбит/с; Судан – 8,24 Мбит/с; Алжир – 8,45 Мбит/с [6, 7].

Средняя скорость загрузки данных посредством мобильного соединения в Российской Федерации за 2020 год, согласно Отчету DataReportal, составила 27,20 Мбит/с, что в 2 раза ниже общемирового показателя в 55,34 Мбит/с, причиной служит неразвитость и отсутствие мобильных сетей пятого поколения (5G) – 83,1% от общего числа мобильных подключений в России сделано через сети 3G-4G-интернет [6]. Основные показатели развития и использования мобильного интернета в России представлены в таблице 1.

Таблица 1

Развитие и показатели использования мобильного интернета в Российской Федерации

Показатель
2019 год
2020 год
Абсолютные изменения в 2020г. по сравнению с 2019г. (+/-)
Относительные изменения в 2020г. по сравнению с 2019г.
Население, млн чел.
146,7
145,9
-0,8
-0,54%
Количество интернет-пользователей, млн чел.
118,0
124,0
6,0
5,08%
Доля интернет пользователей от населения, %
80,4
85,0
4,6
5,72 п.п.
Общее число пользователей мобильного интернета, млн чел.
106,1
111,3
5,2
4,9%
Число мобильных пользователей от общего числа интернет-пользователей, %
89,9
89,7
-0,2
-0,22 п.п.
Число мобильных подключений, млн
237,3
228,6
-8,7
-3,67%
Мобильные подключения, % от населения
161,7
156,7
-5,0
-3,09 п.п.
Доля мобильных подключений от числа пользователей мобильного интернета, %
152,4
205,4
53,0
34,78 п.п.
Суммарное время за год проведенное в мобильных телефонах, млрд часов
83,76
94,6
10,8
12,94%
Среднее время в день использования мобильного интернета среди аудитории возрастом 16–64 года
3 часа 05 минут
3 часа 29 минут
24 минуты
12,97%
Источник: составлено автором по данным Росстата и Отчета DataReportal.

За 2020 год количество мобильных устройств у российских пользователей составило 228,6 млн шт., что в 1,6 раз превышает все население России, официальная численность которого соответствует 145,9 млн чел. Это объясняется наличием у пользователей не менее 2 вариантов мобильного подключения у различных операторов сотовой связи за счет мобильных смартфонов с двумя сим-картами. При этом за год количество мобильных подключений снизилось на 8,7 млн, или на 3,7%. Количество активных российских интернет-пользователей увеличилось в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 5,1% (+6 млн чел.) и составило 124 млн чел. Уровень проникновения Интернета в России в январе 2021 г. составил 85% от всех жителей РФ. Более 67% жителей России, или 99 млн человек пользуются для общения социальными сетями, это на 5,1% больше аналогичного показателя прошлого года [6, 7].

Установлено, что 97,3% российских интернет-пользователей возраста от 16 до 64 лет владеют мобильными устройствами: 94,9% – смартфонами и 21% – мобильными телефонами, не являющимися смартфонами, 80,3% –ноутбуками или компьютерами, 34% – планшетами, 11,7% – игровыми консолями, 19,9% – умными часами или фитнес-браслетами, что говорит о широкой и массовой вовлеченности населения России в цифровые коммуникационные сети [6].

Количество пользователей мобильными интернет-устройствами в России на январь 2021 г. составляло 76% от общей численности населения, или 89,7% от всех российских интернет-пользователей, и достигло 111,3 млн человек. Суммарное время, проведенное в мобильных телефонах россиянами, за 2020 год составило 94,61 млрд час, что на 10,8% выше, чем за 2019 год. Среднее время, проводимое жителями мира в мобильном телефоне, составляет 4 часа 10 мин. В России этот показатель пока чуть ниже – 3,5 часа в день [6].

Ежедневно в среднем житель России проводит в интернете практически полноценный рабочий день – 7 час. 52 мин. в день, перешагнув средний мировой показатель, составляющий на январь 2021 г. 6 час. 54 мин. В 2020 году 5,58 миллиарда мобильных приложений загрузили отечественные пользователи, потратив 93,1 млрд руб. Россияне, активно пользующиеся интернет-трафиком для получения товаров и услуг, составили 40,3% от населения в возрасте 15–74 года по стране за 2020 год, из которых 38,3% используют мобильное приложение на смартфонах для покупок в интернет-среде [7, 8].

Сегодня мобильный телефон становится инструментом влияния на финансовые решения потребителей. Время, проведенное интернет-пользователями в мире в финансовых приложениях, в 2020 г. увеличилось в среднем на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В России существенно увеличилось время, проведенное в финансовых приложениях в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 85%, будь то использование приложений кошелька, покупка кредитных продуктов, инвестирование в рынок или другие финансовые приложения. Это наибольший рост среди всех рынков Европы (рис. 1). В условиях высокой степени колеблемости и конвульсивности финансовых рынков, вызванных пандемией COVID-19, мобильные финансовые приложения способствовали мощному сдвигу в финансовом мышлении населения. В топ-5 финансовых приложений России по росту проведенного пользователями времени входит Сбербанк Онлайн (1-е место), Тинькофф Инвестиции (2-е место), Банк Тинькофф (3), ВТБ-Онлайн (4) и Альфа Банк (5).

Рисунок 1. Темп роста количества загрузок финансовых приложений и часов, потраченных на мобильных телефонах в финансовых приложениях в 2020 г. по сравнению с 2019 г.

Источник: составлено автором на основе отчета State of Mobile 2021 от App Annie.

Необходимо напомнить, что 83,1% от общего числа мобильных подключений в России сделано через мобильные сети третьего и четвертого поколения, которые во многом отстают по своей пропускной способности и производительности от сетей будущего 5G. Диапазон 3,4–4,46 ГГц, который используется в мире для развития и работы мобильных сетей пятого поколения другими странами, технически невозможно использовать российскими сотовыми компаниями, так как они заняты силовыми структурами: Минобороны, Федеральная служба охраны (ФСО), «Роскосмос».

Для развития мобильных сетей пятого поколения 5G в России Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифра) в октябре 2021 года вынесло решение о предоставлении дополнительных частот в диапазоне 24,45–27,50 ГГц. До 2025 года в России запланировано становление мобильных сетей 5G в крупных городских агломерациях с осуществлением предварительной работы по освобождению частот под развитие и становление мобильных сетей связи пятого поколения.

Данные становятся важным ресурсом, который способен быть движущей силой развития экономической деятельности на новом цифровом уровне, но преимущества от их использования зависят от доступности данных и способов, направлений их применения. Таким образом, развитие цифровых технологий и безграничный доступ к большим объемам данных и возможность обмена ими имеют важное значение и должны быть сбалансированы, в частности с учетом соображений конфиденциальности и безопасности данных.

На федеральном правительственном уровне должны быть предприняты меры по развитию конкуренции на рынках коммуникационных инфраструктур и услуг, чтобы стимулировать частные инвестиции и способствовать дальнейшему внедрению оптоволокна в фиксированные интернет-сети. Это может способствовать увеличению скорости и пропускной способности во всех технологиях следующего поколения, включая сети пятого поколения (5G), обеспечивающие пропускную способность интернет-трафика в десятки раз больше, чем настоящие коммуникационные сети.

Политика регионального развития должна быть направлена на устранение разрыва и доступности цифровых технологий, а именно различий в доступе к широкополосному интернету и качественной мобильной связи населения в городских мегаполисах по сравнению с сельскими и отдаленными районами страны.

Цифровые технологии больших возможностей и новые проблемы в области безопасности и конфиденциальности

Цифровая трансформация под воздействием цифровых инновационных технологий обработки больших объемов данных, развитие и применение искусственного интеллекта, Интернет товаров, услуг предлагают больший выбор для потребителей и в отдельных случаях исключают персонализацию, делая определенные операции и действия в интернете абсолютно анонимно. Неуклонно и прогрессивно растут цифровые риски безопасности любого пользователя цифровой среды. Лаборатория Касперского приводит данные о 35% доли компаний в России, столкнувшихся с целенаправленными атаками, когда злоумышленники проводят разведку и подбирают инструменты для нападения, исходя из системы безопасности соответствующей компании. За последние два года ведущие IT-специалисты более 80% стран сообщили о развитии цифровых технологий в разрезе угрозы и наличия больших проблем с конфиденциальностью и защитой персональных данных в информационно-коммуникационных сетях любого уровня страны [10, 11] (Osovin, 2018; Lenchuk, Vlaskin, 2018).

Недоверие к цифровым технологиям, как отмечают Е.Б. Ленчук и Г.А. Власкин [12] (Sologubova, 2018), может стать важным препятствием для распространения и эффективного использования современных инструментов цифровой экономики. В частности, опасения по поводу цифровой безопасности и конфиденциальности могут серьезно повлиять на решение людей взаимодействовать в режиме онлайн. Для бизнеса доверие также является ключевым фактором, влияющим на внедрение и использование цифровых технологий. Устранение этих барьеров требует от всех участников более эффективного предупреждения и управления цифровыми рисками в процессе осуществления цифровой трансформации.

По материалам представленного Управлением правовой статистики и информационных технологий Генеральной Прокуратуры РФ доклада «Состояние преступности в России» [13] следует, что за последние пять лет число преступлений в цифровой сфере увеличилось более чем в 11 раз, а удельный вес таких киберпреступлений в структуре общей преступности вырос с 1,8% до 25% в 2020 году. Одно из четырех регистрируемых преступлений приходится на цифровую среду. Большинство таких преступлений в 2020 году были совершены с использованием интернета – 300,3 тыс. преступлений, из которых с использованием средств мобильной связи составили 218,7 тыс. преступлений. Следует отметить, что в России нет единой статистики по числу случаев кибермошенничества и размеру ущерба в отношении компаний и граждан, при этом последние меньше всего защищены от действий мошенников. В 2021 г. потери российской экономики от деятельности хакеров составили более 6 трлн руб., следует из расчетов PositiveTechnologies. По данным компании BrandMonitor, в России только за 2020 год мошенники с помощью мобильной связи совершили преступления, обманув россиян на общую сумму 150 млрд руб. (рис. 2).

млрд руб. млрд руб. млрд руб. 150 млрд руб. млрд руб.

Рисунок 2. Объем телефонного мошенничества в России за 2020 год, млрд руб.

Источник: составлено автором по данным компании BrandMonitor.

Мошеннические банковские и финансовые услуги составили 44,0% от всех преступлений телефонных мошенников, которые представлялись сотрудниками банков и похитили у россиян 66 млрд руб. в 2020 году. На сумму в 46,5 млрд руб. были оказаны фиктивные медицинские услуги, а 18,9 млрд руб. были похищены у российских пользователей через несуществующие интернет-магазины и 18,6 млрд руб. – через фишинговые сайты. Количество спам-звонков отечественным мобильным пользователям в 2020 году выросло до 15 млн звонков, увеличение по сравнению с прошлым 2019 годом в 6 раз, так как Сбербанк получил только 2,5 млн жалоб на телефонное мошенничество. За четыре последних года рост жалоб на звонки телефонных мошенников составил по России почти 94 раза (рис. 3) [13].

Рисунок 3. Число зарегистрированных мошеннических звонков клиентам ПАО «Сбербанк»

Источник: составлено автором по данным Управления правовой статистики и информационных технологий Генпрокуратуры Российской Федерации.

По данным ведущих сотрудников подразделения Kaspersky Who Calls [7], с начала 2021 года доля звонков с подозрением на действия злоумышленников в России выросла на 17% по сравнению с началом 2020 г. Как отмечает М.Н. Осовин, необходимо полное взаимодействие между отечественными операторами сотовой связи в области цифрового сотрудничества и обмена собственными антиспам-системами для сокращения и пресечения преступлений в сфере телефонного мошенничества [10]. Сотрудничество позволит операторам связи обмениваться номерами мошенников. При таком подходе блокировка одного выявленного спам-номера может сократиться от недели до нескольких часов.

Отсутствие единой системы учета случаев кибермошенничества приводит к тому, что собираемые ведомствами данные часто не совпадают и не отражают объективную картину: так, по данным Сбербанка, ущерб от телефонного мошенничества в 2020 г. составил более 60 млрд руб., а по данным ЦБ, данный показатель составляет всего 10 млрд руб. При этом МВД оперирует статистическими данными на основе возбужденных уголовных дел, которых в 202 1г. в сфере кибермошенничества было возбуждено 385 тыс. Второй причиной несопоставимости статистических данных является отсутствие единой методологии их подсчета. Что подтверждает руководитель группы аналитики информационной безопасности Positive Technologies Екатерина Килюшева: «одна организация может посчитать массовую фишинговую рассылку за одну атаку, а другая – за несколько отдельных и оба этих подхода будут корректными» [14]. Отсутствие в России объективной статистики по киберпреступлениям приводит к отсутствию эффективной системы защиты как населения, так и организаций; недофинансированию мероприятий по их сдерживанию, что, в свою очередь, угрожает национальной безопасности страны.

Значительная масса фишинговых сайтов блокируется Минцифрой совместно с МВД РФ спустя несколько часов после их запуска. Однако этого времени киберпреступникам вполне хватает, чтобы заработать денег. Чтобы уменьшить число спам-звонков, нужно наладить систему выявления мошеннических колл-центров и привлекать к ответственности организаторов этого преступного бизнеса. Однако в рамках правового поля не представляется возможным по причине того, что большая часть спам-звонков, поступающих на телефоны россиян, генерируется в незаконных колл-центрах, расположенных за пределами Российской Федерации. Зарубежные компании предлагают на рынке сотовых услуг секретные сим-карты, подменяющие ID у пользователя сим-карты оператора связи. Юридические действия предпринять не представляется возможным, потому что зарубежные операторы связи не обязаны предоставлять ни детализацию разговоров, ни какую-либо другую информацию российским органам правопорядка [15] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2021).

Для блокирования мошеннических действий и устранения киберугроз безопасности для интернет-пользователей необходим синергетический подход в объединении усилий и функционала телефонных операторов сотовой связи, банковских учреждений и сотрудников специальных отделов правопорядка по борьбе с киберпреступлениями. За счет совместной работы будут не только выявляться, отслеживаться спам-звонки и попытки мошенничества, но и блокирование счетов в банках до выяснения происхождения и легальности поступивших денежных средств. Жертва киберпреступлений не сразу, а чаще через сутки понимает, что стала объектом телефонного мошенничества. Таким образом, мошенникам будет практически невозможно вывести денежные средства, полученные обманным путем в цифровом пространстве. Проведение разъяснительной и информационной работы с людьми старшего возраста с целью повышения цифровой грамотности также будет эффективной мерой по сокращению кибермошенничества.

Успешное развитие на современном этапе цифровой трансформации на национальном и мировом уровне невозможно без создания эффективной и надежной системы защиты интернет-пользователей от мошенничества и кражи личных данных, от недобросовестной деятельности ложных субъектов электронной коммерции, представляющих ключевые и актуальные проблемы развития цифровой экономики и повышения доверия к цифровым технологиям.

Заключение

Эффективное использование потенциала цифровых инновационных технологий позволяет людям участвовать в общественной и профессиональной жизни, предприятиям реального сектора экономики –повышать производительность, а правительствам стран – активизировать цифровизацию и осуществлять государственное управление и предоставление услуг населению на новом цифровом уровне, ориентированном на пользователя.

На федеральном и региональном уровне должны быть предприняты меры по развитию информационно-коммуникационных инфраструктур для устранения разрыва и доступности цифровых технологий населения Российской Федерации в городских мегаполисах, в сельских и отдаленных районах нашей страны. Развитие мобильных сетей пятого поколения (5G) в России, более производительных, чем существующие коммуникационные сети, станет драйвером развития цифровой экономики с безграничными возможностями обмена данными на условиях полной защиты и конфиденциальности.

Современное развитие цифровой среды национального и мирового уровня невозможно без создания эффективной и надежной системы защиты пользователей от кибермошенничества и кражи личных данных, от недобросовестной деятельности электронной коммерции, представляющих ключевые и актуальные проблемы развития цифровой экономики и повышения доверия к цифровым технологиям. Понимание потенциальных последствий обмена данными в цифровой среде вызывает необходимость получения новых навыков и знаний пользователями для эффективного использования новых цифровых продуктов и услуг.


Источники:

1. Гарумов Н.М., Касумов Р.М. Права человека в информационном обществе // Государственная служба и кадры. – 2021. – № 5. – c. 40-44. – doi: 10.24411/2312-0444-2021-5-40-44.
2. Полегенько А.М. Особенности защиты информации в Интернете вещей // International Journal of Open Information Technologies. – 2018. – № 10. – c. 41-45.
3. Маслиенко М.А. Киберпреступность на современном этапе // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2021. – № 2. – c. 28-32.
4. Доброва К.Б. Проблемы обеспечения информационной безопасности инновационной деятельности в интегрированных промышленных структурах // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 4. – c. 349-360. – doi: 10.18334/vinec.7.4.38559 .
5. Kaspersky Security Bulletin 2021. Securelist.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://securelist.ru/ksb-2021 (дата обращения: 15.01.2022).
6. Глобальный статистический отчет Digital 2021. Datareportal.com. [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-july-global-statsho (дата обращения: 10.12.2021).
7. Цифровая Россия: новая реальность. McKinsey. [Электронный ресурс]. URL: http://apptractor.ru/info/analytics/otchyot-tsifrovaya-rossia-novaya-realnost.html (дата обращения: 29.12.2021).
8. Российский статистический ежегодник. 2020. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2020. – 700 c.
9. Report The State of Mobile 2021. App Annie. [Электронный ресурс]. URL: https://www.appannie.com/en/go/state-of-mobile-2021 (дата обращения: 15.01.2022).
10. Осовин М.Н. Особенности построения российской модели цифровой экономики: проблемы и пути их решения // Проблемы современной экономики. – 2018. – № 3(67). – c. 27-31.
11. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Формирование цифровой экономики в России: проблемы, риски, перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – № 5. – c. 9-21. – doi: 10.24411/2073-6487-2018-00001 .
12. Сологубова Г.С. Составляющие цифровой трансформации. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 141 c.
13. Отчет «Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года». Управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/opendata (дата обращения: 10.01.2022).
14. Арапов В., Заруцкая Н. Почему киберпреступления – угроза национальной безопасности. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/12/07/899278-kiberprestupleniya-bezopasnosti (дата обращения: 10.01.2022).
15. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О.,Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики 2021. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 380 c.

Страница обновлена: 01.12.2024 в 16:04:03