Риски организации в условиях цифровизации экономики
Янченко Е.В.1
1 Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., Россия, Саратов
Скачать PDF | Загрузок: 26 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)
Цитировать:
Янченко Е.В. Риски организации в условиях цифровизации экономики // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 6. – С. 2239-2256. – doi: 10.18334/ce.16.6.114838.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778338
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Актуальность темы обусловлена необходимостью развития теоретико-методологических основ исследования процесса цифровизации, сопровождающейся возникновением новых рисков и угроз в деятельности организации. Цифровой риск расценивается как общесистемный, детерминированный цифровой трансформацией бизнес-процессов. Анализ динамики показателей позволил сделать вывод о расширении использования сетевых, мобильных технологий, их генеративном характере, а также о росте гиг-занятости. С помощью метода стандартного корреляционного анализа определена сильная связь показателей глобального валового национального продукта и числа интернет-пользователей. В качестве основных рисков, связанных с цифровизацией, обоснованы стратегические, технологические, нормативно-правовые, кибернетические, кадровые риски, риски потери данных, конфиденциальности, третьих лиц; выявлены области управления во взаимосвязи с направлениями минимизации рисков. Рассмотрены основные подходы к управлению рисками в организации, предложены направления государственного антирискового регулирования.
Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; риски; кибер-безопасность
JEL-классификация: D81, D83, О47
Введение
Цифровизация − неотъемлемая черта современной реальности, символизирующая четвертую промышленную революцию. Адаптируясь к новым условиям, организации вынуждены «цифровизироваться» - внедрять цифровые, сквозные технологии, использование которых становится насущной потребностью и наиболее эффективным средством создания конкурентных преимуществ. В подавляющем большинстве исследований данный феномен рассматривается как источник повышения добавленной стоимости, усиления конкурентоспособности предприятий и, следовательно, мировой экономики в целом ( [1], [2]). Формирующееся «цифровое мышление», инвестиции в цифровые технологии, оборудование и инфраструктуру, а также квалифицированный, владеющий цифровыми навыками персонал, способствуют успешной трансформации, определяя возможности выигрыша компании в конкурентной борьбе на рынке [3]. Согласно исследованию «Делойт», к 2025 году наиболее конкурентоспособные компании полностью автоматизируют все повторяющиеся хозяйственные процессы, кроме стратегических задач, а технологии блокчейна, больших данных, программные комплексы управления компаниями (ERP-системы) составят основу автоматизации [4].
В условиях все возрастающего влияния цифровых технологий и информационных систем организации сталкиваются со множеством проблем интеграции новых инструментов в свою деятельность. Возникает противоречие между экономической стороной трансформации, обусловливающей повышение общей эффективности, и социальной стороной, связанной с угрозами социальной стабильности, ростом неопределенности и рисков [5, c.120]. Отсутствие адаптированных методик управления рисками и неподготовленность организаций к всплескам неопределенности, по мнению Антоновой Н.Л. и Маджар Д.О., только усугубляет ситуацию [6, с.170], приводя к потерям результативности. Их исследование показало, что большинство организаций не уделяет планированию деятельности в условиях неопределенности и внешних угроз должного внимания, организация мероприятий в области управления рисками носит фрагментарный характер [6, с.172].
В качестве факторов, приводящих к росту экономической эффективности под влиянием цифровой трансформации, Юрьева Л.В. называет: «рост производительности труда, результативности централизованного управления (налогообложения и контроля), «прозрачности» общественно-экономической жизни; снижение зависимости экономики и производства от нестабильности человеческого фактора» [7, c. 6]. Как негативные моменты рассматриваются: формирование «угроз национальной кибербезопасности; рост безработицы из-за роботизации производств и услуг; развитие у населения страны «клипового мышления», утрата традиций» [7, c. 7] и трансформация ценностей. Угрозы информационной безопасности и кибер-риски изучаются в связи с цифровизацией и расцениваются многими авторами как наиболее для нее характерные (например: [8], [9] и т.п.).
Актуальность данного исследования связана с тем, что в процессе цифровизации формируются специфические риски и угрозы. Создается запрос на их выявление и разработку путей адаптации в зависимости от характеристик и влияющих факторов. Несмотря на многообразие научных работ и эмпирических исследований, базирующихся на рискологическом подходе, некоторые аспекты идентификации риска с учетом процессов, сопутствующих цифровой трансформации, апеллируют к уточнению, что предопределяет цель и задачи исследования.
Целью является теоретическое обоснование и разработка направлений минимизации рисков, специфичных для организаций в условиях цифровизации.
Задачи исследования:
· обосновать детерминацию системных рисков фактором цифровой трансформации;
· определить основные риски и угрозы, связанные с цифровизацией;
· выявить области управления и направления минимизации рисков.
Научная новизна определяется развитием теоретических основ исследования рисков организации в условиях цифровизации: обоснованием цифрового риска как системообразующего в цифровой экономике, обобщением факторов рисков, выявлением их разновидностей, областей управления с учетом цифровой трансформации, представление рисков во взаимосвязи с возможными угрозами и ключевыми областями управления.
Цифровизация как детерминанта системных рисков
Цифровую трансформацию в литературе определяют как изменения в деловой и организационной деятельности, процессах, компетенциях посредством использования преимуществ цифровых технологий. Для организаций цифровая трансформация означает разработку новых бизнес-моделей и правил хозяйствования, как внешних, так и внутренних [10].
Характерными чертами современной эпохи – эпохи цифровизации – является экспоненциальный рост использования интеллектуальных устройств, скорости интернета и масштабов его проникновения в экономическую и социальную жизнь общества. В докладе Организации Объединенных Наций о развитии цифровой экономики в 2021 году отмечается, что мировой внутренний и глобальный трафик интернет-протокола (IP) в 2022 году превысит весь интернет-трафик до 2016 года [11, с.2].
Статистические данные (табл.1) отражают ускоренное проникновение цифровых, сетевых технологий, освоение интернет-пространства: организации постепенно отказываются от локальных вычислительных сетей в пользу глобальных, переходят на мобильные средства получения и обработки информации (снижается процент организаций, использующих персональные компьютеры и локальные вычислительные сети). В пользу ускорения цифровизации общества свидетельствует и тенденция уменьшения числа телефонных аппаратов местной телефонной сети на фоне увеличения числа устройств сотовой связи (табл.1).
Таблица 1 - Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в организациях
Организации,
использующие (%)
|
персональные
компьютеры
|
2010
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
93,8
|
92,1
|
94,0
|
93,5
|
80,7
| ||
серверы
|
18,2
|
50,6
|
53,4
|
53,8
|
46,4
| |
локальные
вычислительные сети
|
68,4
|
61,1
|
63,9
|
63,5
|
54,7
| |
глобальные
информационные сети
|
83,4
|
89,7
|
92,0
|
92,0
|
-
| |
из
них сеть Интернет
|
56,7
|
88,9
|
91,1
|
91,2
|
-
| |
специальные
программные средства
|
89,1
|
83,9
|
85,9
|
85,9
|
65,4
| |
Организации,
имевшие
веб-сайт (%) |
28,5
|
47,4
|
50,9
|
51,9
|
44,3
| |
Число
телефонных аппаратов местной телефонной сети на 100 жителей
|
31,4
|
22,2
|
20,8
|
19,1
|
18,7
| |
Число
устройств сотовой связи на 100 жителей
|
166,4
|
200,3
|
196,9
|
211
|
208,1
| |
Оказанные
услуги связи в расчете на одного жителя, руб.
|
5253,9
|
6151,5
|
6126,0
|
6352,8
|
6473,1
|
Цифровые технологии являются генеративными, легко модифицируются и интегрируются с другими, обусловливая новые вариации возможностей ( [14], [15], [16]). «Генеративность» как следствие открытости и повторного комбинирования, позволяет быстро реструктурировать ценностное предложение продуктов, услуг и бизнес-моделей в целях адаптации как глобальным, так и локальным потребностям. Цифровизация приводит к трансформации потребительского спроса: создается запрос на быстрые покупки в сети, доступность и возможность применения устройств для поиска, заказа, получения и оплаты товара. Сокращение доли организаций, использующих ИКТ стационарно на рабочих местах (данные 2019-2020, табл.1), происходило параллельно росту платформенной занятости – увеличения числа гиг-работников, использующих цифровые платформы для осуществления экономической деятельности, о чем свидетельствует динамика индекса онлайн-труда. Индекс демонстрирует тенденцию общего роста: с 140,1 на ноябрь, 2019 г. до 217,5 в апреле 2022 г. [17] (рис.1).
Рисунок 1. Индекс онлайн-труда, 2017-2022 гг. Источник: [17]
Среди затрат на ИКТ ускоренный рост характерен для средств, направляемых на оплату услуг, предоставляемых сторонними организациями или специалистами в области информационных технологий (рис.2), что отчасти свидетельствует о распространении аутсорсинговых практик и стремлении переложить часть рисков на подрядчика. Гиг-экономика, получившая толчок к развитию в результате пандемии и ковид-ограничений, только способствовала цифровизации: в 2020 г. прирост Интернет-трафика составил 35 %, что превысило ежегодно рассчитываемые темпы с 2013 г. [11, c.2]. Увеличиваются затраты на оплату услуг электросвязи; появляется статья затрат на борьбу с кибер-угрозами, которая выделяется из статьи «прочие затраты»; обособляются и растут затраты на обучение сотрудников в области использования ИКТ (с 0,3% в 2018 г. до 1,5 % в 2020 г. – рис.2).
Рисунок 2. Затраты на информационные и коммуникационные технологии (Источник: составлено автором по данным Росстата - [13]
Цифровая связь, а также дистанцирование рабочих мест и распространение платформенной занятости делает организации зависимыми друг от друга, что прибавляет к их собственным рискам угрозы, действующие со стороны независимых подрядчиков или других участников экономической цепочки. В условиях цифровизации взаимодействий усиливается их взаимозависимость, чувствительность к внешнему воздействию, а волновые эффекты распространяются быстрее. Видна синхронизация динамики как числа интернет-пользователей в мире, так и индекса онлайн-труда и глобального валового национального продукта (ВВП) (рис.3).
Рисунок 3. Валовая добавленная стоимость, индекс онлайн-труда и количества Интернет-пользователей в мире (Источники: Всемирный Банк - [17], [18] Международный союз электросвязи - [19])
Стандартный корреляционный анализ данных в MS Excel показал наличие сильной прямой связи между количеством интернет-пользователей и глобальным ВНП (доллары США): коэффициент корреляции = 0,86, что подтверждает тесное взаимодействие пользователей в гиг-экономике и хозяйствующих субъектов, работающих в реальном экономическом пространстве.
В литературе рассматриваются «эффекты заражения», возникновение которых спровоцировано развитием цифровых коммуникаций. Цифровизация делает поддержание глобальной репутации и управление кризисными ситуациями чрезвычайно важными, сложными и деликатными. «Эффекты заражения», которые ставят под угрозу репутацию крупных компаний, преумножаются через социальные сети и другие каналы связи. Использование открывающихся возможностей цифровизации во избежание новых рисков, связанных с глобальными операциями, становится предметов отдельных исследований ( [20], [21] и т.п.)
Формируется рисковая область, которую можно назвать системой цифровых рисков, если исходить их основной их детерминанты. Цифровой риск - это термин, охватывающий все цифровые возможности, обусловливаемый ИКТ, автоматизацией обработки данных, автоматизацией решений. К цифровым рискам приводит использование цифровых технологий. Риски цифровизации представляют собой последствия их внедрения.
По сути, цифровой риск подразумевает согласованную настройку процессов, данных, аналитики и информационных технологий (ИТ), а также общей организационной структуры, включая управление развитием человеческих ресурсов и организационную культуру.
Разновидности рисков и угроз
В качестве наиболее рисковых областей функционирования организации в литературе различаются: 1) по критерию источника возникновения - внешние, действующие на организацию со стороны внешней среды, и внутренние, действующие во внутренней среде; 2) по критерию области возникновения – технологические, экономические, нормативно-правовые, кадровые и т.п.; 3) по временному отрезку – операционные, стратегические; 4) по критерию частоты возникновения – статические, динамические; 5) в банковском секторе – финансовые и нефинансовые [22] и т.д. Оценка Белановой Н.Н. показала, что в настоящее время на организацию сильное воздействие оказывают геополитические, инфляционные, коммерческие, технико-технологические риски, а также риски, обусловленные проблемами в цепях поставок и кибербезопасностью [23].
Исходя из специфики проникновения цифровых технологий в хозяйственную практику и сферы их непосредственного использования Хачатурян М.В. выделяет три критических поля возникновения рисков и угроз: «безопасность данных; трансформация бизнес-процессов; надежность цифровых систем и инфраструктуры» [24, с. 47]. В работе [25] приводится подробная классификация рисков промышленных предприятий, возникающих в процессе внедрения цифровых решений.
Анализ практики и литературных источников позволит выделить наиболее рисковые области возникновения рисков организаций в современных условиях, представить из во взаимосвязи с угрозами и ключевыми областями управления. Наибольшего внимания в условиях цифровизации требуют следующие виды рисков и угроз в деятельности организации: стратегические, технологические, операционные, сторонние, нормативные, кибернетические, риски устойчивости, утечки данных, конфиденциальности и т.д. (табл.2).
Таблица 2 - Содержание рисков в цифровой экосистеме организации
Детерминанта / вид риска
|
Угроза потерь
|
Ключевые области управления
|
Технология / технологические
|
Угроза потерь из-за технологических
сбоев или устаревших технологий
|
Масштабируемость, совместимость и функциональная
точность внедренной технологии
|
Киберпространство / кибернетические
|
Несанкционированный
доступ (эксплуатация сети) с последующим использованием проникновения для злонамеренных действий, например, вымогательства
и препятствования нормальному ходу бизнес-процессов
|
Укрепление платформы, сетевой
архитектуры; безопасность приложений; управление уязвимостями и мониторинг
безопасности
|
Стратегия / стратегические
|
Угроза потерь обычно связана с целями
и задачами организации. Риск может быть внешним по отношению к организации и
при возникновении вызывает изменение стратегического направления ее деятельности.
Как правило, это влияет на взаимодействие с клиентами, ценность бренда,
репутацию и конкурентные преимущества на рынке
|
Развитие системы мониторинга;
достижение соответствующего уровня контроля в операционных процедурах.
|
Данные / риски утечки данных
|
Угроза утечки или потери данных
|
Обеспечение защиты данных в цифровой
экосистеме на различных этапах жизненного цикла; области управления фокусом
будут касаться классификации, хранения, обработки, шифрования данных и т.д.
|
Третьи лица (потребители, поставщики)
/ сторонние
|
Включает риски, возникающие из-за
ненадлежащего контроля со стороны поставщиков, сторонних операционных сред,
их кибер-уязвимости
|
Ключевые элементы управления будут
касаться обмена данными, интеграции технологий, зависимости от операций,
отказоустойчивости поставщиков и т. д.
|
Конфиденциальность / риски
конфиденциальности
|
Угроза, возникающая из-за
ненадлежащего обращения с личными и конфиденциальными персональными данными
клиента, сотрудника
|
Соблюдение принципов конфиденциальности:
уведомления, выбора, согласия, точности и других
|
Нормативно-правовая среда /
нормативные
|
Угроза потерь относится к любым новым требованиям или правилам, создаваемым
государством и выходящим за рамки существующих команд управления и/или
риск-менеджмента. Организация подвергается риску несоблюдения нормативных
требований в отношении бизнес-операций, хранения данных и других правил
ведения бизнеса
|
Соблюдение законодательных требований,
включая законы о технологиях, отраслевые законы и нормативные акты.
|
Устойчивость / риски потери
устойчивости
|
Риск сбоев в работе или недоступности
услуг из-за высокой зависимости от тесно связанных технологий
|
Непрерывность бизнеса, аварийное
восстановление ИТ-сетей, кибер-устойчивость и антикризисное управление
|
Персонал / кадровые
|
Низкая цифровая
грамотность сотрудников, текучесть персонала
|
Развитие человеческих
ресурсов, обучение и повышение цифровой грамотности; аутсорсинг персонала
|
Общие подходы к управлению рисками
Борьба с цифровыми рисками требует коллективных действий организаций, имеющих общие интересы в борьбе с угрозами, такими как риск цифрового регулирования или риск кибербезопасности. Базовые подходы управления рисками изложены Международной организации по стандартизации (ISO) в стандартах, посвященных менеджменту риска, а также информационной и кибер-безопасности. Однако улучшение физической и институциональной цифровой инфраструктуры находится в компетенции как правительства, так и частного сектора, равно как и других участников отношений, например, международных экономических организаций или промышленных ассоциаций. Методические принципы минимизации цифровых угроз обозначены в докладе ООН «О цифровой экономике за 2021 год» и направлены на создание условий для мониторинга и стандартизации процессов использования данных, в том числе: формирование отношения к данным как к (глобальному) общественному благу; изучение новых форм управления данными; согласование прав и принципов, связанных с цифровыми технологиями и данными; разработку норм, связанных с данными; расширение международного сотрудничества в вопросах управления платформами, в том числе в отношении политики конкуренции и налогообложения в цифровой экономике. В докладе отмечается необходимость международной технической координации на глобальном уровне во избежание дальнейшей фрагментации инфраструктуры Интернета и цифрового пространства [11, с.11].
Регулирующие меры, предпринимаемые на государственном уровне, и способствующие минимизации системного риска цифровой трансформации, могли бы включать:
· установление четких правил и норм в отношении онлайн-контента, конфиденциальности и использования данных;
· поддержку конкуренции, которая поможет стимулировать инвестиции и инновации в цифровую инфраструктуру и деятельность, прежде всего, в области отечественных цифровых решений;
· пресечение попыток установления иностранного контроля в российских сегментах цифровой экономики;
· поощрение совместного инвестирования через государственно-частное партнерство;
· развитие цифровой инфраструктуры государственных сервисов и расширение спектра услуг, предоставляемых онлайн.
На уровне организации система управления рисками детерминирована стратегией (подробнее – в [26]), зависит от рыночной ситуации, ее внутреннего и внешнего окружения. Цифровая трансформация обусловливает расстановку акцентов на критических областях возникновения рисков (табл.1). Существует три подхода к построению системы защиты от цифровых рисков: тактический, оперативный, стратегический. В рамках тактического подхода специалисты рекомендуют идентифицировать уязвимые системы и удалить их. Кроме того к минимизации цифровых рисков приведут действия по блокировке сети (домена и IP-адреса через существующие прокси-серверы или элементы управления периметром).
Для постоянного отслеживания рисков цифровизации используется операционный подход: реализуется стратегия мониторинга (мониторинг домена, затем дополнительный мониторинг), в том числе мониторинг риска инцидентов (обнаружение, изучение и учет).
Стратегический подход связан с необходимостью обновления моделей рисков и угроз. Группы безопасности обязаны постоянно обновлять модели угроз с учетом критических цифровых активов, в том числе связанных с третьими сторонами и цепочками поставок. Рекомендуется интегрировать управление цифровыми рисками в общие процессы управления инцидентами.
На основе изучения областей риска для цифровых инициатив необходимо разработать различные меры контроля в соответствии с базовыми стандартами и отраслевой практикой. Критическим аспектом при определении средств контроля является учет характера и уровня оцифровки операций, поскольку большинство из этих областей находятся на стадии зарождения и тесно связаны с ручными процессами, обусловливающими ограничения для реализации элементов управления.
Общие направления минимизации цифровых рисков на уровне организации, на наш взгляд, тесно связаны с дальнейшим прогрессом цифровых технологий – искусственного интеллекта, Интернета-вещей и «умных» сетей, блокчейн, интегрированных системных центров по обработке больших данных, с развитием технологий десенсибилизации данных, оценки и сертификации соответствия требованиям безопасности, механизмов защиты шифрования и связанных с ними методов технического мониторинга для сбора и интеграции массовых данных и т.п.
Заключение
Полностью избавиться от рисков не может ни одна организация, поскольку прогресс цифровизации постоянно порождает новые области флуктуаций и новые угрозы. Компании вынуждены прибегать к стратегиям, позволяющим лучше всего предвидеть риски и снижать их, выявлять критически важные активы и области, функционирование которых сопряжено с риском потерь. Управление рисками цифровизации как целостная система только начинает формироваться в современных организациях. Необходимо прийти к пониманию того, что представляет собой цифровой риск и какой тип наиболее характерен для рассматриваемой организации.
В представленном исследовании достигнуты следующие результаты: системные риски обоснованы фактором цифровой трансформации; в качестве основных рисков, связанных с цифровизацией, определены стратегические, технологические, нормативно-правовые, кибернетические, кадровые риски, риски потери данных, конфиденциальности, третьих лиц; выявлены области управления во взаимосвязи направлениями минимизации рисков; определены основные подходы к управлению рисками в условиях цифровизации.
Развитие системы управления риском в условиях цифровизации внесет определенный вклад в повышение устойчивости и эффективности деятельности организации.
Источники:
2. Gfrerer А., Hutter K., Füller J., Ströhle T. Ready or Not: Managers’ and Employees’ Different Perceptions of Digital Readiness // California Management Review. – 2021. – № 2. – p. 23-48. – doi: 10.1177/0008125620977487.
3. Blanka С., Krumay В., Ruecke D. The interplay of digital transformation and employee competency: A design science approach // Technological Forecasting and Social Change. – 2022. – p. 121575. – doi: 10.1016/j.techfore.2022.121575.
4. Technology Futures: Projecting the Possible, Navigating What’s Next. Weforum.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Technology_Futures_GTGS_2021.pdf (дата обращения: 28.05.2022).
5. Василенко И.В., Придачук М.П., Василенко Ил.В. Социальные риски цифровой экономики организаций: критерии знания и уровня согласия // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 9-2(111). – c. 119-123. – doi: 10.23670/IRJ.2021.9.111.056.
6. Антонова Н.Л., маджар Д.О. Планирование деятельности организации в условиях неопределенности и риска // Наукосфера. – 2021. – № 1-2. – c. 170-174.
7. Юрьева Л.В., Долженкова Е.В. Рискоориентированная концепция адаптации промышленных предприятий к условиям цифровой экономики. / Монография. - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2019. – 100 c.
8. Бердникова Л.Ф., Вокина Е.Б. Функции и виды рисков, влияющих на экономическую безопасность организации в условиях цифровизации бизнеса // Вестник СамГУПС. – 2019. – № 4(46). – c. 72-77.
9. Беланова Н.Н. Оценка ключевых бизнес-рисков компаний // Креативная экономика. – 2022. – № 4. – c. 1329-1340. – doi: 10.18334/ce.16.4.114515.
10. Bencsik А., Hargitai D.M., Kulachinskaya А. Тrust in and Risk of Technology in Organizational Digitalization // Risks. – 2022. – № 5. – p. 90. – doi: 10.3390/risks10050090.
11. Digital Economy Report 2021. United Nations Conference on Trade and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_overview_ru.pdf (дата обращения: 28.05.2022).
12. Основные показатели в сфере телекоммуникаций (по данным Минцифры России и Росстата). Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Osn_pok_sv.xlsx (дата обращения: 28.05.2022).
13. Использование цифровых технологий организациями по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и видам экономической деятельности (с 2003 г.). Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ikt_org.xlsx (дата обращения: 28.05.2022).
14. Alieva K.Sh., Losev V.S. Development of the information and communication technologies sector in the digital economy // Ученые заметки ТОГУ. – 2021. – № 4. – p. 33-37.
15. Калашникова Е.Б., Воронина П.А. Развитие цифровой экономики и информационных технологий в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 11-4(50). – c. 115-117. – doi: 10.24411/2500-1000-2020-11261.
16. Варнавский В.Г. Цифровые технологии и рост мировой экономики: верификация трендов и прогноза // Друкеровский вестник. – 2020. – № 3(35). – c. 5-18. – doi: 10.17213/2312-6469-2020-3-5-18.
17. Тhe iLabour Project Investigating the Construction of Labour Markets, Institutions and Movements on the Internet. The Online Labour Index. [Электронный ресурс]. URL: https://ilabour.oii.ox.ac.uk/online-labour-index (дата обращения: 28.05.2022).
18. GDP (current US$). World Bank national accounts data, and OECD National Accounts data files. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?view=chart (дата обращения: 28.05.2022).
19. Statistics. International Telecommunication Union. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx (дата обращения: 28.05.2022).
20. Зубков С.А., Панов А.И. Технологии защиты репутации бизнеса в цифровой экономике // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – № 5. – c. 295-309. – doi: 10.34823/SGZ.2020.5.51461.
21. Sachs J.D. The ages of globalization. - Nueva York: Columbia University Press, 2020. – 5 p.
22. Орлова Л.Н., Одинцов В.О., Санникова К.А. Анализ существующих систем управления рисками в финансовых и нефинансовых организациях // Креативная экономика. – 2022. – № 4. – c. 1341-1358. – doi: 10.18334/ce.16.4.114520.
23. Беланова Н.Н. Оценка ключевых бизнес-рисков компаний // Креативная экономика. – 2022. – № 4. – c. 1329-1340. – doi: 10.18334/ce.16.4.114515.
24. Хачатурян М.В. Особенности управления рисками цифровой трансформации бизнес-процессов организации в условиях пандемии // Креативная экономика. – 2021. – № 1. – c. 45-58. – doi: 10.18334/ce.15.1.111515.
25. Фролов В.Г., Сидоренко Ю.А., Мартынова Т.С. Формирование модели оценки и предупреждения рисков в условиях цифровизации промышленных предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1547-1562. – doi: 10.18334/epp.11.6.112163.
26. Яркина Н.Н. Концептуальность управления предпринимательскими рисками // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 77-90. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114362.
Страница обновлена: 12.08.2024 в 20:27:25